СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование уроков русского языка по учабнику под редакцией Н.Г. Гальцовой. Сверено с учебником.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе:

  1. Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).

  2. Примерных программ по учебным предметам. Русский язык. Просвещение, 2014.

  3. Программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы»/автор-составитель Н.Г.Гольцова. – М.: ООО «Русское слово», 2014.

  4. Учебник «Русский язык. 10-11 классы»/автор-составитель Н.Г.Гольцова. – М.: ООО «Русское слово», 2014.

  5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 10» (ФК ГОС 10-11 классы).

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных

умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским лите-ратурным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в

различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

 дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

 развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас

слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности.


Место учебного предмета в учебном плане

Курс русского языка для 10 класса рассчитан на 35 часов. Из компонента образовательного учреждения в учебном плане школы на усиление базового содержания предмета выделен дополнительно один час в неделю, что позволит наиболее глубоко и осознанно усвоить программу русского языка, развить у обучающихся коммуникативные компетенции, подготовить их к успешной сдаче итоговой аттестации.


Тема

Количество

часов

Лексика и фразеология.

6

Морфология и орфография

29


35 часов

Таким образом, в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий на 2016-2017 учебный год количество часов курса в 10 Б классе фактически составляет 68 часов, 2 учебных часа в неделю. Программа будет выполнена в полном объеме за счёт объединения смежных тем повторения.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов;

  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры;

аудирование и чтение

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Содержание учебного предмета


Введение.

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Лексика Фразеология. Лексикография.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.

Морфемика и словообразование.

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография.

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Части речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных  на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

Причастие как особая глагольная форма

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий,

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие как глагольная форма.

Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы

Частицы как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.


Тематическое планирование


Изучаемый материал

Кол-во часов

1

Слово о русском языке.

1

2

Лексика и фразеология.

12

3

Фонетика. Орфоэпия.

2

4

Морфемика и словообразование.

2

5

Морфология и орфография.

49

6

Повторение.

1


Итого

68


График выполнения практической части программы


Тема

Вид контроля

Дата проведения

«Лексика и фразеология»

Диагностическая работа.




К.р. Лексический анализ текста с решением тестовых задач


Самостоятельные части речи. Имя существительное.

Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение.


Морфология и орфография.

К.Р. Аттестационная работа 1 этап.



Р.р. Сочинение-рассуждение.



Тест по правописанию и грамматике



К.р. Аттестационная работа 2 этап.

24.05

Развитие речи- ч.

Из них сочинений- ч.

Контр. работы- ч.

Диагностическая работа - ч.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 «Б» классе.


урока

Дата

Раздел учебной программы.

Тема урока.

Кол-во часов

68

Основные виды деятельности обучающихся.

Слово о русском языке. (1 ч.)

1

1.09

Слово о русском языке.

1

Работа с энциклопедическим словарем. Создание текста в форме рассуждения на лингвистическую тему.

Лексика. Фразеология. Лексикография.(12 ч.)

2

7.09

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов

1

Лексический разбор слова. Работа с толковым и фразеологическим словарями.

3

8.09

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1

Анализ поэтических текстов.

4


14.09

Р.р. Лингвистический анализ текста.

1

Анализ прозаических и поэтических текстов.

5

15.09

Диагностическая работа.


1

Контроль знаний. Тест.

6

21.09

Омонимы, паронимы и их употребление.

1

Работа со словарями синонимов, омонимов, паронимов. Редактирование предложений (неуместное употребление паронимов).

7

22.09

Синонимы, антонимы и их употребление.

1

Устное высказывание. Знакомство со словарями. Составление словарной статьи.

8

28.09

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная.

1

Лексический анализ прозаических и поэтических текстов.

9

29.02

Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

1

Устное высказывание.

10

5.10

Фразеологизмы и их употребление.

1

Работа с фразеологическим словарем.

Лексический анализ прозаических и поэтических текстов.

11

6.10

Лексикография. Подготовка к ЕГЭ..

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ.

12

12.10

К. р. Лексический анализ текста с решением тестовых задач

1

Контроль знаний. Лексический анализ текста с решением тестовых задач

13

13.10

Анализ контрольной работы.

1

Анализ допущенных ошибок.

Фонетика. Графика. Орфоэпия. (2 ч.)

14

19.10

Звуки и буквы.

1

Фонетический разбор слов. Транскрибирование.

15

20.10

Орфоэпия. Подготовка к ЕГЭ.

1

Работа с орфоэпическими словарями. Решение грамматических задач в тестовой и др. формах.

Морфемика и словообразование. (2 ч.)

16

26.10

Состав слова.

1

Морфемный разбор слова. Подбор синонимичных и омонимичных аффиксальных морфем.

17

27.10

Словообразование и формообразование

1

Морфемный и словообразовательный разборы слов. Подбор синонимичных и омонимичных аффиксальных морфем.

Морфология и орфография. (49 ч.)

18

9.11

Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Создание тезисного плана, текста на лингвистическую тему в форме рассуждения. Комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм.

19

10.11

Чередующиеся гласные в корне слова.

1


20

16.11

Употребление гласные после шипящих и Ц.


1

Орфографический разбор слов. Редактирование.

21

17.11

Правописание звонких и глухих, непроизносимых согласных.

1

Комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм.

Работа со словарями.

22

23.11

Правописание двойных согласных Подготовка к ЕГЭ.

1

Решение тестовых задач.

23

24.11

Р.р. Содержательно-композиционный анализ текста.

1

Содержательно-композиционный анализ текста.

24

30.11

Р.р Обучающее сочинение-рассуждение.


1

Написание сочинения-рассуждения.

25

1.12

Анализ сочинения.

1

Анализ допущенных ошибок.

26

7.12

Правописание приставок.


1

Составление таблиц. Объяснительный диктант. Решение тестовых заданий.

27

8.12

Буквы И и Ы после приставок.

1

Комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм.

28

14.12

Употребление Ъ и Ь.

1

Составление таблицы. Выборочный диктант.

29

15.12

Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

1

Написание имен собственных с объяснением. Деление слов для переноса .Морфемный разбор слов.

30

21.12

Подготовка к ЕГЭ. Орфография.

1

Решение тестовых задач.

31

22.12

К. р. Аттестационная работа 1 этап..

1

Контроль знаний. Диктант с творческим заданием.

32

28.12

Анализ работы.

1

Анализ допущенных ошибок.

33

29.12

Трудные случаи орфографии.

1

Тренировочные упражнения.

Самостоятельные части речи. Имя существительное.

34

12.01

Имя существительное как часть речи..

Правописание падежных окончаний имен существительных.

1

Морфологический разбор имени существительного. Объяснительный диктант.

35

18.01

Гласные в суффиксах имен существительных.

1

Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм.

Стилистический анализ текстов.

36

19.01

Правописание сложных имён существительных.

1

Анализ текстов различных типов речи.

37

25.01

Р.р. Типы речи. Рассуждение.

1

Написание обучающего изложения.

38

26.01

Р.р. Сочинение-рассуждение.

1

Анализ допущенных ошибок.

Имя прилагательное.

39

1.02

Имя прилагательное как часть речи

1

Морфологический разбор прилагательных. Составление схем «основные разряды прилагательных», «Степени сравнения прилагательных».

Комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм.

40

2.02

Правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных.

1

41

8.02

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных.

1

42

9.02

Правописание сложных имен прилагательных.

1

Имя числительное

43

15.02

Имя числительное. Склонение имен числительных.

1

Морфологический разбор числительных. Анализ текста (особенности употребления числительных). Решение тестовых задач.

44

16.02

Употребление и правописание имен числительных.

1


45

22.02

Подготовка к ЕГЭ. Орфография.

1

Анализ текстов различных стилей. Создание собственного текста на предложенную тему.

Местоимение.

46

1.03

Местоимение как часть речи.

1

Морфологический разбор местоимений. Анализ текста (особенности употребления местоимений). Решение тестовых задач.

47

2.03

Правописание местоимений

1

Тренировочные упражнения.

48

9.03

Р.Р. Подготовка к сочинению.


1

Сочинение-рассуждение.

49

15.03

Р.Р. Сочинение-рассуждение.

1

Написание сочинения. Редактирование.

50

16.03

Анализ сочинения.

1

Анализ допущенных ошибок.

Глагол. Наречие. Слова категории состояния.

51

52

22.03

5.04

Глагол как часть речи.

Правописание глаголов.

2

Составление таблицы «Глагол как часть речи», морфологический разбор глаголов. Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм.

53

6.04

Причастие как глагольная форма. Образование причастий.

1

Выполнение морфологического разбора причастий. Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм.

54

12.04

Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных.

1

Составление таблицы «Правописание суффиксов причастий». Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм.

55

13.04

Деепричастие как глагольная форма.

1

Выполнение морфологического разбора деепричастий. Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм.

56

19.04

Наречие как часть речи.

1

Выборочный диктант. Конструирование предложений. Сопоставление предложений (сопоставление омонимичных частей речи).

57

20.04

Правописание наречий.

1

Тренировочные упражнения.

58

26.04

Слова категории состояния.

1

Выполнение морфологического разбора слов категории состояния. Комплексный анализ текстов.

59

27.04

К.р. Тест по правописанию и грамматике самостоятельных частей речи.

1

Контроль знаний. Тест.

60

3.05

Анализ работы.

1

Анализ допущенных ошибок.


Служебные части речи.

61

4.05

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

1

Выполнение морфологического разбора предлогов, союзов, частиц.

Анализ текста (определение роли служебных частей речи, стилистическое использование предлогов).

Замена сочетаний слов антонимичными. Выборочный диктант. Конструирование предложений с омонимичными частями речи.

Определение разряда частиц.

62

10.05

Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.

1

63

11.05

Частицы. Правописание частиц.

1

64

17.05

Правописание частиц

1

Решение тестовых заданий по теме «Служебные части речи».

65

18.05

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

1

Составление таблицы «Правописание НЕ и НИ». Комментированное письмо.

66

24.05

К.р. Аттестационная работа.

1

Контроль знаний. Тестирование.

67

25.05

Анализ работы.

1

Анализ допущенных ошибок.

68

31.05

Повторение. Морфология и орфография.

1

Закрепление. Выполнение тренировочных упражнений.