
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Класс (ы): _______10_____
Количество часов в неделю: ____2___ за год:____70____
Учитель: Шахова Татьяна Николаевна
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для X класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с примерной программой по русскому языку для средней общеобразовательной школы (X-XI классы), на основе авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А. И. Власенкова (Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» /А.И.Власенков// Программно-методические материалы. Русский язык.10-11классы /Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2011).
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка по учебнику:
А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень – М.: Просвещение, 2016.
На изучение русского языка в 10 классе отводится 2 часа в неделю, программа рассчитана на 70 учебных часов.
Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; тематическое планирование; требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе; список литературы, электронных изданий (компакт-дисков, обучающих компьютерных программ), интернет-ресурсов. Приложением к рабочей программе является календарно-тематическое планирование.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне.
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей: • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи курса русского языка в 10 классе:
- Закрепить и углубить знания, полученные в 5-9 классе, развить умения учащихся по фонетике,
графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию.
- Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
- Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствовать навыки конструирования текста.
- Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением
представлений об их признаках и правилах использования.
- Способствовать развитию речи и мышления учащихся. Развитие речи, ее содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно – выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание.
Достижение вышеуказанных целей и задач осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
3. Содержание тем учебного курса
Повторение и углубление изученного в основной школе
Общие сведения о языке
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.
Функции русского языка как учебного предмета. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка
Русский язык как система средств разных уровней
Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога.
Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Лексика и фразеология
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы,
историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический анализ текста.
Состав слова (морфемика) и словообразование
Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании. Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография
Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматически формы и синтаксические функции частей речи.
Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.
Текст, его строение и виды его преобразования
.Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста.
Оценка текста. Рецензия.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика.
Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.
4. Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Общие сведения о языке | 4 |
3 | Русский язык как система средств разных уровней | 7 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Орфография | 6 |
5 | Лексика и фразеология | 5 |
6 | Морфемика и словообразование | 5 |
7 | Морфология и орфография | 31 |
8 | Речь, функциональные стили речи | 11 |
| | |
| Итого | 70 |
5. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
6. Список литературы, электронных изданий (компакт-дисков, обучающих компьютерных программ), интернет-ресурсов
Учебно-методический комплект:
1. А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень – М.: Просвещение, 2016.
2. Нарушевич А. Г., Голубева И. В. Русский язык: тетрадь-тренажёр. Учебное пособие для общеобразовательных организаций 10 класс. – М. : Просвещение, 2016.
3. Золотарёва И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку к УМК А. И. Власенкова. - М.: Вако, 2009.
Дополнительная литература:
1. Дунаев, А. И. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / А. И. Дунаев, В. А. Ефремов, В. Д. Черняк. – СПб. : САГА : Азбука-классика, 2014.
2. Казбек-Казиева М. М. Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку, 10-11 классы. Рабочая тетрадь. – М.: Вако, 2015.
3. Козловская, М. В. Русский язык. Анализ текста: пособие для подготовки к Единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. – СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.
4. Мазнева, О. А. Практикум по стилистике русского языка: тесты и задания : пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. – М. : Дрофа, 2014.
5. Фефилова Г. Е., Челышева И. Л. Русский язык 10-11. Планы-конспекты для 70 уроков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015
6. ЕГЭ. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена, задания и алгоритмы их выполнения. /С.В. Драбкина, Д.И.Субботин. –М.: «Интеллект – Центр»,2014
7. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией Цыбулько И.П.-М.: Национальное образование,2017
Мультимедийные пособия:
Электронный репетитор. Русский язык. 9–11 классы (система обучающих тестов);
1С : Репетитор «Весь школьный курс». Русский язык;
Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009 (CD);
Русский язык. 10–11 классы. Готовимся к ЕГЭ. Электронное приложение к учебнику А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой: электронный тренажер (CD).
Интернет-ресурсы:
Русский язык Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru/
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru/
Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru/
Культура письменной речи http://www.gramma.ru/
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/
Имена.org — популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org/
Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru/
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru/
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org/
Мир слова русского http://www.rusword.org/ Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru/
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/
Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru/
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru/
Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru/
Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru/
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru/
Свиток — История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/
Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru/
Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой http://slovesnik-oka.narod.ru/
Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru/
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/ Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru/
Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru/
Приложение к рабочей программе
по русскому языку (10 класс)
протокол Педагогического совета
от 29.08.2017 № 10
приказ по школе
от 01.09.2017 № 63
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
Класс 10
Учитель Шахова Татьяна Николаевна
Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа
Плановое количество: контрольных работ 3
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
Основной учебник: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учебник для образовательных организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016.
№ п/п | Раздел, темы урока | Контрольные работы, работы по развитию речи | Кол-во часов | Дата проведения урока |
| Введение | | 1 | |
1 | ИОТ О46-2017.Введение в курс. Повторение изученного материала | | 1 | |
| Общие сведения о языке | | 4 | |
2 | Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. | | 1 | |
3 | ИОТ 082-2017. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. | | 1 | |
4 | Язык и речь. Проблемы экологии языка. | | 1 | |
5 | Практикум по орфографии и пунктуации в рамках подготовки к ЕГЭ. | | 1 | |
| Русский язык как система средств разных уровней | | 7 | |
6 | Взаимосвязь единиц языка разных уровней | | 1 | |
7 | Урок-практикум. Взаимосвязь единиц языка разных уровней | | 1 | |
8 | Пунктуационный и орфографический практикум в рамках подготовки к ЕГЭ. | | 1 | |
9 | ИОТ. 082-2017. Словари русского языка. | | 1 | |
10 | Единицы языка. Уровни языковой системы | | 1 | |
11 | Р. р. Критерии оценивания задания ЕГЭ с развёрнутым ответом. | Р. р. Критерии оценивания задания ЕГЭ с развёрнутым ответом. | 1 | |
12 | Р. р. Проблема текста. Комментарий к проблеме. Авторская позиция. Аргументация собственной позиции. | Р. р. Проблема текста. Комментарий к проблеме. Авторская позиция. Аргументация собственной позиции. | 1 | |
| Фонетика. Орфоэпия. Орфография | | 6 | |
13 | Повторение изученного. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | | 1 | |
14 | ИОТ 082-2017. Выразительные средства русской фонетики. | | 1 | |
15 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | | 1 | |
16 | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. | | 1 | |
17 | Фонетический разбор. | | 1 | |
18 | Контрольная работа № 1. Орфоэпические нормы. Тестирование. | Контрольная работа № 1. Орфоэпические нормы. Тестирование. | 1 | |
| Лексика и фразеология | | 5 | |
19 | ИОТ. 082-2017. Русская лексика с точки зрения её происхождения. Изобразительные средства лексики. | | 1 | |
20 | ИОТ 082-2017. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления. | | 1 | |
21 | Активный и пассивный словарный запас. Лексические словари. | | 1 | |
22 | Русская фразеология. Фразеологические словари | | 1 | |
23 | Контрольная работа № 2. Диктант по теме: «Лексика и фразеология». | Контрольная работа № 2. Диктант по теме: «Лексика и фразеология». | 1 | |
| Морфемика и словообразование | | 5 | |
24 | Повторение. Морфемика и словообразование | | 1 | |
25 | ИОТ 082-2017. Способы словообразования. | | 1 | |
26 | Выразительные словообразовательные средства | | 1 | |
27 | Словообразовательный разбор. Практическая работа. | | 1 | |
28 | Р. р. Подготовка к ЕГЭ. Обучение написанию сочинения- рассуждения. | Р. р. Подготовка к ЕГЭ. Обучение написанию сочинения- рассуждения. | 1 | |
| Морфология и орфография | | 31 | |
29 | Морфология и орфография. Обобщающее повторение. | | 1 | |
30 | Правописание Ъ знака | | 1 | |
31 | Правописание Ь знака | | 1 | |
32 | ИОТ. 082-2017. Орфограммы в приставках. Правописание приставок | | 1 | |
33 | Орфограммы в корнях. Правописание корней с чередованием. | | 1 | |
34 | Имя существительное. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологический разбор. | | 1 | |
35 | Гласные в суффиксах имён существительных. Морфологические нормы. | | 1 | |
36 | ИОТ 046-2017. Имя прилагательное. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Морфологический разбор. | | 1 | |
37 | Правописание н-нн в суффиксах прилагательных. | | 1 | |
38 | ИОТ 082-2017. Правописание числительных. Морфологический разбор.. | | 1 | |
39 | Правописание местоимений. Морфологический разбор. | | 1 | |
40 | Глагол. Правописание безударных личных окончаний глагола. Морфологический разбор. | | 1 | |
41 | Правописание суффиксов глаголов. Морфологические нормы. | | 1 | |
42 | ИОТ 082-2017. Образование причастий. Краткие и полные страдательные причастия. Морфологические нормы. | | 1 | |
43 | Правописание суффиксов причастий. Морфологический разбор. | | 1 | |
44 | Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | | 1 | |
45 | Образование и правописание деепричастий. Морфологический разбор. | | 1 | |
46 | ИОТ 082-2017. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Морфологический разбор. | | 1 | |
47 | Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. | | 1 | |
48 | Р. р. Обучающее сочинение- рассуждение. (Демоверсия ЕГЭ 2016: часть С. Вариант 1) | Р. р. Обучающее сочинение- рассуждение (Демоверсия ЕГЭ 2016: часть С. Вариант 1) | 1 | |
49 | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. | | 1 | |
50 | Правописание предлогов. | | 1 | |
51 | ИОТ 082-2017. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. | | 1 | |
52 | ИОТ 082-2017. Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. | | 1 | |
53 | Правописание предлогов. | | 1 | |
54 | ИОТ 082-2017. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. | | 1 | |
55 | Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. | | 1 | |
56 | Правописание Не со словами разных частей речи. | | 1 | |
57 | Различение Не и НИ. | | 1 | |
58 | Контрольная работа № 3. Тестирование по теме: «Морфология и орфография» | Контрольная работа № 3. Тестирование по теме: «Морфология и орфография» | 1 | |
59 | Анализ тестов. | | 1 | |
| Речь, функциональные стили речи | | 11 | |
60 | Язык и речь. Основные требования к речи. | | 1 | |
61 | Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог. | | 1 | |
62 | Текст. Признаки текста. | | 1 | |
63 | ИОТ 082-2017. Типы речи. Комплексный анализ текста. | | 1 | |
64 | Основные виды переработки текста | | 1 | |
65 | Оценка текста. Рецензия. | | 1 | |
66 | ИОТ 082-2017. Функциональные стили речи. Научный стиль. | | 1 | |
67 | Лексические особенности научного стиля речи. | | 1 | |
68 | Морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи | | 1 | |
69 | Р. р. Обучающее сочинение-рассуждение. (Демоверсия ЕГЭ. 2016. Вариант 2). | Р. р. Обучающее сочинение-рассуждение. (Демоверсия ЕГЭ 2016. Вариант 2. | 1 | |
70 | Итоговая контрольная работа № 4 по материалам КИМов ЕГЭ. | Итоговая контрольная работа № 4 по материалам КИМов ЕГЭ. | 1 | |
| Итого: 70 | К. р. - 3 , р. р. - 5 | 70 | |
(авторы: А. И. Власенков, Л. М., Рыбченкова. М.: Просвещение, 2011)
к учебнику русского языка для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
Базовый уровень. (авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, М.: Просвещение, 2011 г.)
- авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений авт.-составителя А. И. Власенкова.
- авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. М.: Просвещение 2010) и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.
Учебник: А А.И.Власенков, Л.М,Рыбченкова. «Русский язык. Грамматика. Стили речи: Учебник для 10-11 классов. М: Просвещение, 2009»
сос Список основной литературы
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Программа по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень) к учебникам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. - М.: Просвещение, 2011.
15