СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку, 4 класс, ОС "Школа 2100", содержит тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»















Рабочая программа по русскому языку

для 4 класса

МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»

на 2015-2016 учебный год





Разработала Воронцова Г.П.

учитель начальных классов

I квалификационная категория





Мари-Турек

2015 г.









Пояснительная записка

Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе: - Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;

- примерной программы начального общего образования по русскому языку (базовый уровень);

- программы «Русский язык для I-IV классов» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год;

 Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление  обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления  с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

- развитие мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;

- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета.

Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.

Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык». В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст».

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей). Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуациионно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Содержание работы над разделом «Слово».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); тся – ться в глаголах, не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически-правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано, прежде всего, с пониманием и чутьем к особенностям словообразования и словоизменения.

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребенка формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности.Данная программа направлена:

На личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;  на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; на познание окружающего мира и самого себя.

Ценность общения –  признание возможности общения, как величайшей ценности.

Ценность языка – признание литературного русского языка, как эталона общения, направленное на расширение активного словаря учащихся, неприятие ненормативной лексики.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, языку, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность         речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.  

           Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проведение уроков в технологии деятельностного метода. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология урока, построенная в деятельностном подходе и технология оценивания образовательных  достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– вычитывать все         виды         текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать         информацию, представленную в разных формах сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать         и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;          

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

        Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология проблемного диалога.    

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку  зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности;

– задавать вопросы.

Средством развития коммуникативных УУД служат работа в малых группах, материалы учебника.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык»  является сформированность следующих умений:

- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

- подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

- изменять имена существительные и прилагательные по числам;

- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

- производить разбор слова как части речи:

- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.

- находить местоимения в предложениях;

- склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения;

- отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

- спрягать глаголы.

Результаты 4-го года обучения

Учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению слова, его составу, написанию, к структуре предложения и знакам препинания.

должны знать:

– звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;

– лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
– признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;

– признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;

должны уметь:

– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;

– правильно писать слова с изученными орфограммами;

– правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях;

– писать подробное изложение доступного текста;

– писать сочинение о себе на заданную тему.

Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо базовых, овладевают следующими умениями:
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);

– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;

– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ



п/п

Тема урока

Кол-во

часов

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке

1

2

Контрольное списывание

1


Повторение

15

3

Работа над ошибками .Повторение фонетики и графики

1

4

Повторение фонетики. Слог и ударение

1

5

Что такое графика

1

6

Фонетический разбор слова

1

7

Повторение орфографии

1

8

Повторение изученных орфограмм и их графического обозна­чения

1

9

Развитие умений писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания

1

10

Повторение состава слова

1

И

Повторение изученного о частях речи

1

12

Повторение изученного по синтаксису

1

13

Р/р :Обучающее изложение «Золотой рубль»

2

14

Работа над ошибками. Повторение изученного о частях речи


15

Что мы знаем о пунктуации.

Обобщение по разделу «Повторение»

1

16

Входная контрольная работа № 1

1

17

Работа над ошибками .Повторение изученного по синтаксису.

1


Предложение. Текст

35


Простое предложение . Предложения с однородными членами

13

18

Как отличить простое предложение от сложного

1

19

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и

1

20

Запятая в предложениях с однородными членами, соединён­ными союзами и, а, но

1

21

Р/р: Обучающее изложение «Что я люблю»

1

22

Работа над ошибками. Запятая в предложениях с однородными членами

1

23

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однород­ными членами

1

24

Р/р: Обучающее сочинение «Что я люблю»

1

25

Работа над ошибками. Запятая в предложениях с однородными членами


1

26

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однород­ными членами

1

27

Проверочная работа № 1«Простое предложение . Предложения с однородными членами»

1

28

Работа над ошибками. Развитие пунктуационных умений

1

29

Контрольная работа № 2 «Простое предложение . Предложения с однородными членами»

1

30

Работа над ошибками. Развитие пунктуационных умений

1


3.Сложные предложения с союзами и,а,но.

11

31

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в слож­ном предложении с бессоюзной связью

1

32-33

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

2

34

Запятая в сложном предложении с союзами и, a, wo и в прос­том предложении с однородными членами и союзами и, а, но

1

35

Р/р :Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану

1

36

Работа над ошибками. Запятая в сложном предложении

1

37

Р/р: Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома»

1

38

Работа над ошибками. Проверочная работа № 2«Сложные предложения с союзами и,а,но.»

1

39

Работа над ошибками. Обобщение, подготовка к диктанту

1

40

Контрольная работа № 3 «Сложные предложения с союзами и,а,но.»

1

41

Работа над ошибками .Сложные предложения с союзами и, а, но

1


4.Предложения с прямой речью

11

42

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с пря­мой речью

1

43

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда пря­мая речь стоит после слов автора

1

44

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда пря­мая речь стоит перед словами автора

1

45

Р/р: Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью

1

46

Работа над ошибками .Запись цитаты в виде предложения с прямой речью

1

47

Развитие умения ставить знаки препинания в простом пред­ложении, в сложном и в предложениях с прямой речью

1

48

Р/р :Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух»

2

49

Работа над ошибками . Знаки препинания в простом пред­ложении, в сложном и в предложениях с прямой речью

1

50

Развитие пунктуационных умений

1

51

Контрольный работа № 4 «Предложения с прямой речью»

1

52

Работа над ошибками. Развитие пунктуационных умений



1


Слово. Части речи и члены предложения



Имя существительное

45


5. Что мы уже знаем о имени существительном

5

53-54

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непосто­янные признаки имён существительных

2

55

Роль имён существительных в предложении, в речи

1

56

Р/р :Обучающее сочинение «Вид из окна»

1

57

Работа над ошибками. Роль имён существительных в предложении и в речи. Много­значные слова, синонимы, антонимы

1


6.Изменение имён существительных по падежам

12

58

Наблюдение за словоизменением имён существительных

1

59

Развитие умения изменять имена существительные по паде­жам, ставить существительные в разные падежные формы

1

60-62

Изменение по падежам имён существительных в единствен­ном и во множественном числе

3

63

Именительный и винительный падежи

1

64

Родительный падеж

1

65

Дательный падеж

1

66

Творительный падеж

1

67

Предложный падеж

1

68

Обобщение знаний о падежах. Р/р :Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам»

1

69

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 3 «Изменение имён существительных по падежам»

1


7. Три склонения имён существительных


70

Работа над ошибками. Что такое склонение? Три склонения имён существительных

1

71-72

Развитие умения определять склонение имён существительных

2

73-74

Развитие умения определять склонение имён существитель­ных. Морфологический разбор имени существительного

2

75

Понятие о несклоняемых именах существительных и особен­ностях их употребления

1

76

Р/р: Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!».

1


8. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

8

77

Работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

1

78-80

Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ъ после шипящих на конце имён существительных»

3

81

Проверочная работа № 4«Имя существительное»

1

82

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя существительное»

1

83

Контрольная работа № 5 «Имя существительное»

1

84

Работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

1

85

Выведение общего правила правописания безударных падеж­ных окончаний имён существительных

1

86

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных

1

87

Развитие умений писать слова с изученной орфограммой.

1

88

Развитие умений писать слова с изученной орфограммой.Контрольный словар­ный диктант

1

89

Р/р: Обучающее изложение «Первая газета»

1

90

Работа над ошибками. Развитие орфографических умений


91

Развитие орфографических умений

1

92

Р/р: Обучающее сочинение-описание «Прогулка»

1

93

Работа над ошибками. Развитие орфографических умений

1

94

Проверочная работа № 5«Безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных»

1

95

Работа над ошибками. Повторение, подготовка к диктанту

1

96

Контрольная работа № 6 «Безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных»

1

97

Работа над ошибками

Редактирование текстов творческих работ

1


Имя прилагательное

20


10. Что мы знаем об имени прилагательном


98

Повествование и описание — два типа речи.

1

99

Роль имён прилагательных в речи

1

100

Роль прилагательных-антонимов в речи


1

101

Роль прилагательных-антонимов в речи.

1

102

Морфологический разбор имени прилагательного

1


11. Словоизменения имён прилагательных


103-104

Изменение имён прилагательных по падежам

2

105-106

Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании

2


12. Правописание безударных падежных окончании имён прилагательных

11

107

Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

1

108

Слова с изученной орфограммой.

Р/р: Свободный диктант «Мещерская сторона»

1

109

Работа над ошибками. Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, гра­фически объяснять выбор написания

1

110

Р/р :Обучающее изложение «Первое путешествие»

1

111

Работа над ошибками. Развитие орфографических умений


112

Развитие орфографических умений

1

113

Р/р: Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

1

114

Работа над ошибками . Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6«Имя прилагательное»

1

115

Работа над ошибками . Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

116

Контрольная работа № 7 «Имя прилагательное»

1

117

Работа над ошибками . Развитие орфографических умений


1


Глагол

36


13.Что мы знаем о глаголе

4

118

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

1

119-120

Значение и грамматические признаки глагола

2

121

Морфологический разбор глагола. Составление устного рас­сказа о глаголе

1


14. Словоизменение глаголов

2

122

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

1

123

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное

1


15. Правописание безударных личных окончаний глаголов

17

124

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

1

125

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

1

126

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

1

127-128

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

2

129

Р/р :Обучающее сочинение по картинкам «Картинки весны»

1

130

Работа над ошибками . Разбор глагола как части речи

1

131

Контрольная работа № 8 «Глагол»

1

132

Работа над ошибками . Правописание глаголов с -тся и -тъся

1

133

Знакомство с орфограммой «Буква ъ после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом

1

134

Умение писать букву Ь в глаголах 2-го лица един­ственного числа

1

135

Глаголы 2-го лица един­ственного числа.

Р/р: Свободный диктант «Утро»


136

Работа над ошибками . Глаголы с безударной гласной в лич­ных окончаниях

1

137

Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в лич­ных окончаниях


138

Р/р :Обучающее изложение «Первые школы»

1

139

Работа над ошибками . Глаголы с безударной гласной в лич­ных окончаниях

1

140

Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в лич­ных окончаниях

1


16. Разбор глагола по составу

13

141

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

1

142

Развитие умений разбирать глаголы по составу.

1

143

Без­ударная гласная в личных окончаниях глаголов

1

144

Р/р: Обучающее сочинение. «В библиотеке»

1

145

Работа над ошибками . Глаголы с изученными орфограмма­ми.

1

146

Р/р: Сочинение «День моей мамы»

1

147

Работа над ошибками . Повторение по теме «Глагол».

1

148

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7«Глагол».

1

149-150

Развитие орфографических умений

2

151

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

1

152

Контрольная работа № 9 «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1

153

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Глагол»

1


Наречие


154-155

Знакомство с наречием

2

156-157

Употребление наречий в речи

2


Повторение

7

158-159

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение. Текст»

2

160

Р/р: Контрольное изложение «Странный дуэт»

1

161

Работа над ошибками. Комплексное повторение изученного материала. Р/р :Обучающее устное сочинение «О чём рассказывает слово»

1

162

Итоговая контрольная работа № 10

1

163

Работа над ошибками. Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение. Текст»

1

164

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение. Текст»

1

165

Простое и сложное предложение

1

166

Предложения с прямой речью

1

167

Имя существительное

1

168

Имя прилагательное

1

169

Глагол

1

170

Наречие

1