
Рабочая программа по русскому языку
для 4 класса
МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
на 2015-2016 учебный год
Разработала Воронцова Г.П.
учитель начальных классов
I квалификационная категория
Мари-Турек
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе: - Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
- примерной программы начального общего образования по русскому языку (базовый уровень);
- программы «Русский язык для I-IV классов» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год;
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- развитие мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета.
Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык». В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст».
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей). Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуациионно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Содержание работы над разделом «Слово».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); тся – ться в глаголах, не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически-правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано, прежде всего, с пониманием и чутьем к особенностям словообразования и словоизменения.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребенка формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности.Данная программа направлена:
На личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; на познание окружающего мира и самого себя.
Ценность общения – признание возможности общения, как величайшей ценности.
Ценность языка – признание литературного русского языка, как эталона общения, направленное на расширение активного словаря учащихся, неприятие ненормативной лексики.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, языку, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проведение уроков в технологии деятельностного метода. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология урока, построенная в деятельностном подходе и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология проблемного диалога.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Средством развития коммуникативных УУД служат работа в малых группах, материалы учебника.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные и прилагательные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- производить разбор слова как части речи:
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.
- находить местоимения в предложениях;
- склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения;
- отличать неопределенную форму глагола от временных форм;
- спрягать глаголы.
Результаты 4-го года обучения
Учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению слова, его составу, написанию, к структуре предложения и знакам препинания.
должны знать:
– звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
– лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
– признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;
– признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;
должны уметь:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях;
– писать подробное изложение доступного текста;
– писать сочинение о себе на заданную тему.
Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо базовых, овладевают следующими умениями:
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке | 1 |
2 | Контрольное списывание | 1 |
| Повторение | 15 |
3 | Работа над ошибками .Повторение фонетики и графики | 1 |
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение | 1 |
5 | Что такое графика | 1 |
6 | Фонетический разбор слова | 1 |
7 | Повторение орфографии | 1 |
8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | 1 |
9 | Развитие умений писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | 1 |
10 | Повторение состава слова | 1 |
И | Повторение изученного о частях речи | 1 |
12 | Повторение изученного по синтаксису | 1 |
13 | Р/р :Обучающее изложение «Золотой рубль» | 2 |
14 | Работа над ошибками. Повторение изученного о частях речи | |
15 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» | 1 |
16 | Входная контрольная работа № 1 | 1 |
17 | Работа над ошибками .Повторение изученного по синтаксису. | 1 |
| Предложение. Текст | 35 |
| Простое предложение . Предложения с однородными членами | 13 |
18 | Как отличить простое предложение от сложного | 1 |
19 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и | 1 |
20 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но | 1 |
21 | Р/р: Обучающее изложение «Что я люблю» | 1 |
22 | Работа над ошибками. Запятая в предложениях с однородными членами | 1 |
23 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 |
24 | Р/р: Обучающее сочинение «Что я люблю» | 1 |
25 | Работа над ошибками. Запятая в предложениях с однородными членами | 1 |
26 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 |
27 | Проверочная работа № 1«Простое предложение . Предложения с однородными членами» | 1 |
28 | Работа над ошибками. Развитие пунктуационных умений | 1 |
29 | Контрольная работа № 2 «Простое предложение . Предложения с однородными членами» | 1 |
30 | Работа над ошибками. Развитие пунктуационных умений | 1 |
| 3.Сложные предложения с союзами и,а,но. | 11 |
31 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | 1 |
32-33 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 2 |
34 | Запятая в сложном предложении с союзами и, a, wo и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но | 1 |
35 | Р/р :Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану | 1 |
36 | Работа над ошибками. Запятая в сложном предложении | 1 |
37 | Р/р: Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | 1 |
38 | Работа над ошибками. Проверочная работа № 2«Сложные предложения с союзами и,а,но.» | 1 |
39 | Работа над ошибками. Обобщение, подготовка к диктанту | 1 |
40 | Контрольная работа № 3 «Сложные предложения с союзами и,а,но.» | 1 |
41 | Работа над ошибками .Сложные предложения с союзами и, а, но | 1 |
| 4.Предложения с прямой речью | 11 |
42 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | 1 |
43 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | 1 |
44 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора | 1 |
45 | Р/р: Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью | 1 |
46 | Работа над ошибками .Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | 1 |
47 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью | 1 |
48 | Р/р :Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» | 2 |
49 | Работа над ошибками . Знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью | 1 |
50 | Развитие пунктуационных умений | 1 |
51 | Контрольный работа № 4 «Предложения с прямой речью» | 1 |
52 | Работа над ошибками. Развитие пунктуационных умений | 1 |
| Слово. Части речи и члены предложения | |
| Имя существительное | 45 |
| 5. Что мы уже знаем о имени существительном | 5 |
53-54 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных | 2 |
55 | Роль имён существительных в предложении, в речи | 1 |
56 | Р/р :Обучающее сочинение «Вид из окна» | 1 |
57 | Работа над ошибками. Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы | 1 |
| 6.Изменение имён существительных по падежам | 12 |
58 | Наблюдение за словоизменением имён существительных | 1 |
59 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | 1 |
60-62 | Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе | 3 |
63 | Именительный и винительный падежи | 1 |
64 | Родительный падеж | 1 |
65 | Дательный падеж | 1 |
66 | Творительный падеж | 1 |
67 | Предложный падеж | 1 |
68 | Обобщение знаний о падежах. Р/р :Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам» | 1 |
69 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 3 «Изменение имён существительных по падежам» | 1 |
| 7. Три склонения имён существительных | |
70 | Работа над ошибками. Что такое склонение? Три склонения имён существительных | 1 |
71-72 | Развитие умения определять склонение имён существительных | 2 |
73-74 | Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного | 2 |
75 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | 1 |
76 | Р/р: Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». | 1 |
| 8. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных | 8 |
77 | Работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода | 1 |
78-80 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ъ после шипящих на конце имён существительных» | 3 |
81 | Проверочная работа № 4«Имя существительное» | 1 |
82 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя существительное» | 1 |
83 | Контрольная работа № 5 «Имя существительное» | 1 |
84 | Работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода | 1 |
85 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных | 1 |
86 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных | 1 |
87 | Развитие умений писать слова с изученной орфограммой. | 1 |
88 | Развитие умений писать слова с изученной орфограммой.Контрольный словарный диктант | 1 |
89 | Р/р: Обучающее изложение «Первая газета» | 1 |
90 | Работа над ошибками. Развитие орфографических умений | |
91 | Развитие орфографических умений | 1 |
92 | Р/р: Обучающее сочинение-описание «Прогулка» | 1 |
93 | Работа над ошибками. Развитие орфографических умений | 1 |
94 | Проверочная работа № 5«Безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных» | 1 |
95 | Работа над ошибками. Повторение, подготовка к диктанту | 1 |
96 | Контрольная работа № 6 «Безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных» | 1 |
97 | Работа над ошибками Редактирование текстов творческих работ | 1 |
| Имя прилагательное | 20 |
| 10. Что мы знаем об имени прилагательном | |
98 | Повествование и описание — два типа речи. | 1 |
99 | Роль имён прилагательных в речи | 1 |
100 | Роль прилагательных-антонимов в речи | 1 |
101 | Роль прилагательных-антонимов в речи. | 1 |
102 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
| 11. Словоизменения имён прилагательных | |
103-104 | Изменение имён прилагательных по падежам | 2 |
105-106 | Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании | 2 |
| 12. Правописание безударных падежных окончании имён прилагательных | 11 |
107 | Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных | 1 |
108 | Слова с изученной орфограммой. Р/р: Свободный диктант «Мещерская сторона» | 1 |
109 | Работа над ошибками. Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | 1 |
110 | Р/р :Обучающее изложение «Первое путешествие» | 1 |
111 | Работа над ошибками. Развитие орфографических умений | |
112 | Развитие орфографических умений | 1 |
113 | Р/р: Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | 1 |
114 | Работа над ошибками . Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6«Имя прилагательное» | 1 |
115 | Работа над ошибками . Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 |
116 | Контрольная работа № 7 «Имя прилагательное» | 1 |
117 | Работа над ошибками . Развитие орфографических умений | 1 |
| Глагол | 36 |
| 13.Что мы знаем о глаголе | 4 |
118 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | 1 |
119-120 | Значение и грамматические признаки глагола | 2 |
121 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | 1 |
| 14. Словоизменение глаголов | 2 |
122 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 |
123 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | 1 |
| 15. Правописание безударных личных окончаний глаголов | 17 |
124 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное | 1 |
125 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | 1 |
126 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | 1 |
127-128 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 2 |
129 | Р/р :Обучающее сочинение по картинкам «Картинки весны» | 1 |
130 | Работа над ошибками . Разбор глагола как части речи | 1 |
131 | Контрольная работа № 8 «Глагол» | 1 |
132 | Работа над ошибками . Правописание глаголов с -тся и -тъся | 1 |
133 | Знакомство с орфограммой «Буква ъ после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом | 1 |
134 | Умение писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа | 1 |
135 | Глаголы 2-го лица единственного числа. Р/р: Свободный диктант «Утро» | |
136 | Работа над ошибками . Глаголы с безударной гласной в личных окончаниях | 1 |
137 | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях | |
138 | Р/р :Обучающее изложение «Первые школы» | 1 |
139 | Работа над ошибками . Глаголы с безударной гласной в личных окончаниях | 1 |
140 | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях | 1 |
| 16. Разбор глагола по составу | 13 |
141 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом | 1 |
142 | Развитие умений разбирать глаголы по составу. | 1 |
143 | Безударная гласная в личных окончаниях глаголов | 1 |
144 | Р/р: Обучающее сочинение. «В библиотеке» | 1 |
145 | Работа над ошибками . Глаголы с изученными орфограммами. | 1 |
146 | Р/р: Сочинение «День моей мамы» | 1 |
147 | Работа над ошибками . Повторение по теме «Глагол». | 1 |
148 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7«Глагол». | 1 |
149-150 | Развитие орфографических умений | 2 |
151 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол» | 1 |
152 | Контрольная работа № 9 «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | 1 |
153 | Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 |
| Наречие | |
154-155 | Знакомство с наречием | 2 |
156-157 | Употребление наречий в речи | 2 |
| Повторение | 7 |
158-159 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение. Текст» | 2 |
160 | Р/р: Контрольное изложение «Странный дуэт» | 1 |
161 | Работа над ошибками. Комплексное повторение изученного материала. Р/р :Обучающее устное сочинение «О чём рассказывает слово» | 1 |
162 | Итоговая контрольная работа № 10 | 1 |
163 | Работа над ошибками. Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение. Текст» | 1 |
164 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение. Текст» | 1 |
165 | Простое и сложное предложение | 1 |
166 | Предложения с прямой речью | 1 |
167 | Имя существительное | 1 |
168 | Имя прилагательное | 1 |
169 | Глагол | 1 |
170 | Наречие | 1 |