Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала, т. е. представления о прекрасном в языке и в речи.
В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, совершивших открытия в изучении родного языка.
Для реализации рабочей программы используется программно-методический комплекс по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М., который полностью соответствует требованиям государственного стандарта общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников. На учебный комплекс, состоящий из учебника, рабочей тетради и справочных материалов (приложение к учебнику), имеются положительные заключения Российской академии наук (№10106-521/9 от 31.10.2007) и Российской академии образования (№01-679/5/7д от 29.10.2007).
Отличительной особенностью данного УМК является его ориентация на совершенствование функциональной грамотности, навыков свободного владения всеми видами речевой деятельности. Кроме того, содержание учебного материала отражает идеологию стандарта, а именно: развитие коммуникативных, интеллектуальных, информационных умений и навыков, способствующих формированию сознательного отношения школьников к языку как духовной, нравственной и культурной ценности.
В соответствии с методическим письмом МОиН Челябинской области от 28.06.2010г. №103/3073 на учебный предмет «Русский язык» в 10 и 11 классах добавлен 1час школьного компонента, что позволяет повысить уровень подготовки школьников к обязательному экзамену по предмету
С учетом продолжительности учебного года по годовому календарному графику - 35 недель. Таким образом, рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
В тематическое планирование включен национально-региональный компонент в объеме 10 % учебного времени. Содержание регионального компонента учебного предмета «Русский язык» определяется тенденциями в развитии современного языкознания, в связи с этим ОБУП предлагает дополнить преподавание базового курса русского языка в средней общеобразовательной школе имеющим программно-методическое обеспечение курсом «Культура речи. Стилистика текста», который реализуется дисперсно в рамках учебной программы. Цель НРК – овладение навыками работы с информацией, представленной в текстах различных стилей и типов речи.
Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, преследующих цели:
Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) во всех классах средней (полной) школы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к умениям и навыкам учащихся. Их назначение – оценить уровень достижений учащихся по русскому языку за каждый курс обучения. Изучение русского языка в средней школе направлено на формирование функциональной грамотности, совершенствование мыслительной деятельности и речевой культуры учащихся. В связи с этим целью контрольных и проверочных работ является поэтапная оценка достижений учащихся в овладении всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом, а также базовыми лингвистическими и языковыми знаниями. В 11 классе особое внимание при составлении КИМов уделено тем видам работ, которые нацеливают на успешное прохождение государственной итоговой аттестации за курс средней школы.
1. Г.Н.Потапова Тренировочные диктанты по русскому языку. 10-11 класс. Москва, «Экзамен», 2006.
Цель данного пособия – помочь учащимся старших классов овладеть навыками грамотного письма. В сборнике приведены тексты из литературных произведений, как адаптированные, так и неадаптированные. Диктанты носят обобщающий характер и должны помочь учащимся отработать орфограммы и пунктограммы в рамках школьной программы.
2. Л.И.Пучкова. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. Москва. «Экзамен». 2009.
Типовые тестовые задания по русскому языку содержат 10 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2009 году. Назначение пособия – предоставить информацию о структуре и содержании КИМ 2009 по русскому языку, степени трудности заданий. Пособие предназначено для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку, а также для самоподготовки и самоконтроля.
учебникам. 10-11 класс. Москва: Эксмо 2007. Eksmo Education
№ | Дата | Тема | К-во уроков | С Т А Н Д А Р Т | Понятия | ОУУ | № упражнений Примерные практические задания |
1 | | О русском языке, о русской речи Вводный урок. Русский язык и русская национальная культура. Язык как «первоэлемент литературы» НРК Филология. Отечественные филологи (§4) | 1 | Формировать потребность в постоянном совершенствовании своих речевых способностей | Язык, литература, слово | Определение понятий | 1,2,5,7,8,19,20,21 1) Подготовить сообщение на одну из тем: - Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры; - Слово – это поступок; - Словари как отражение истории и культуры народа. 2) Отберите несколько высказываний о русском языке. Дайте к нему развернутый комментарий |
2 | | Вводный контроль. Контрольный диктант. | 1 | Диагностировать уровень подготовки учащихся, выявить затруднения | | Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи | |
3-4 | | НРК Определение стиля (§19) Типы и стили речи. Художественный стиль как совокупность индивидуальных стилей разных писателей | 2 | Повторение изученного: проводить анализ текста. Определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, делового, разговорного стиля; определять способ связи между предложениями в тексте; находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску и т.д. | Типы речи, стили речи | Выразительное чтение текста | №7,13,16,21,25,26,29,31,34,36 |
5 | | Текст как речевое произведение Основные признаки текста. Комплексная работа с текстом НРК Понятие о тексте и его строении (гл.2) | 1 | Текст, его признаки, интертекстуальность; тема, идея, содержание | Работа со словарями Определение понятий | С.41-42, №40,41, материал в рамке – с.43, №62,97 |
6 | | От текста – к постижению авторского замысла. Средства художественной выразительности. Словарная работа. НРК Средства художественной изобразительности (§95, 97, 99, 100)) | 1 | Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, аллегория, перифраза; тропы | Работа со словарями Выразительное чтение текста | |
7 | | Контрольная работа (комплексная работа с текстом, см. памятку в программе, с.43-45) | 1 | Определить уровень сформированности умения делать комплексный анализ текста | | | №56 (4,5), 50, 54, 60, 63 (работа по вариантам) |
8 | | От анализа текста – к изложению. Подготовка к подробному изложению | 1 | Активизировать навыки написания изложения | | Восприятие текста на слух. Умение пересказывать текст, составлять тезисы, конспект | №65,70,71,74, 75,76,78,79,80; памятка, с.71 Изложение |
9 | | Сочинение – это тоже текст: от анализа темы, от авторского замысла – к тексту. | 1 | Повторение изученного: средства связи между предложениями, между абзацами в тексте; взаимодействие названия (темы) и текста; средства выражения отношения, оценки; Взаимодействия заключительной части сочинения с его началом («конец гармонирует с началом»), с тем, как сформулирована тема | | Составление плана письменного высказывания; вносить необходимые изменения в содержание, объем учебой задачи, в последовательность и время ее выполнения | №82 (г,д,е – работа по вариантам), 84,86,87,88,91-93, 96,97 Сообщение: «О М.В.Панове», «О Л.Ю.Будагове» Сочинение на дом |
10 | | Система языка Язык – универсальная знаковая система. Единицы языковой системы. Языковые категории в системе языка и их взаимодействие | 1 | Понимать систему русского языка, видеть взаимосвязь, логику взаимодействия единиц системы и объяснять их | Гармония | Работа со схемой Определение понятий Составлять рецензию устного текста | №980,99,102,103,104 1) Составьте таблицу, отражающую сведения о языковой системе (о языковых единицах, уровнях языка, их соотношении); 2) Расскажите о взаимодействии языковых единиц в речи (показать это на примере анализа текста); 3) Сообщение на тему «Сложность, красота и гармония языковой системы» |
11-12 | | Анализ изложения и сочинения | 2 | Само- и взаиморецензирование, работа над речевыми ошибками: использование приемов редактирования | | Рецензия на сочинение Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины | |
13-14 | | Фонетика. Орфоэпия. Графика Исследование художественного текста. Звуковой символизм в тексте НРК Фонетические средства языка, имеющие стилистическое значение (стр.154, Голуб И.Б.) | 2 | Находить звуковые средства художественной изобразительности при анализе текста, уметь охарактеризовать их роль в тексте. Соблюдать орфоэпические нормы в устной речи, при чтении; различать сильную и слабую позицию звуков находить орфограммы на основе звуко-буквенного, морфемного анализа слова | Звукопись, аллитерация, ассонанс, звукоподражание, олицетворение, полисемия | Определение понятий | №136,137,138,139,140,141 1) Сообщение на тему «Как пользоваться орфографическими и орфоэпическими словарями» 2) Составлять словарный диктант в процессе анализа текста, включив в него слова (сл/соч), которые могут служить опорным материалом при подготовке к изложению |
15 | | Лексика. Фразеология Лексические особенности текста. Лексические средства связи слов в тексте НРК Понятие стилистических возможностей языковых средств (§41) | 1 | Понимать стилистические возможности словарного состава (в т.ч. собственного лексикона). Видеть лексические особенности текста, находить и определять средства связи слов в тексте. Пользоваться словарями; находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова; редактировать текст, устраняя ошибки, связанные с неправильным употреблением слова. Производить лексический разбор слова, текста | Лексика, слово, лекс. значение слова, полисемия, многозначные слова, архаизмы и т.д. | Определение понятий Работа со словарями | №157-159, памятка,с.135-137; понятийный словарик (с.121) 1) Сообщение на одну из тем: - Словарное богатство русского языка; - Синонимы очень часто «то же, да не то же»; - Об этом слове хочется рассказать; - Загадки знакомых слов. 2) Сообщение об одном из словарей. |
16 | | Лексический разбор текста | 1 | | Анализ | Памятка (с.143-144), №168, 177* |
17 | | Особенности употребления заимствованных слов Авторские неологизмы | 1 | Заимствованные слова | | №171,172, учебный текст (с.150), 173,176 |
Неологизм, авторский неологизм | | №181,182,184,183*, 178,179 |
18 | | Самостоятельная работа по анализу текста | 1 | Проверить умение делать лексический разбор слова, текста | | Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи | №185,186,193 |
19 | | Словообразование. Состав слова Роль однокоренных слов в создании текста. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. «Словарь языкового расширения» А.И.Солженицына | 1 | Различать морфемы в слове и их значение. Строить словообразовательные цепочки. Понимать, что словообразование – может быть художественным приемом; видеть роль однокоренных слов в тексте и разнообразие словообразовательных моделей русского языка | Словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, морфема | Работа со словарем Определение понятий | №215,216 1) Как образованы слова прилет, языкознание, подберезовик? Каково значение устаревшей части слова досто- в прилаг. достославный? 2) Каково значение приставки в словах закружат, запели? Какие еще значения может иметь эта морфема? Приведите примеры 3) Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов подберезовик, подосиновик. Какова роль повтора в тексте однокоренных слов к данным словам? |
20 | | Синтаксис Роль синтаксиса в языке НРК Выразительные возможности синтаксических средств языка | 1 | Характеризовать возможности некоторых синтаксических средств языка. Выделять грамматические основы. Соблюдать синтаксическую норму и учитывать коммуникативную уместность при использовании различных единиц синтаксиса в тексте разных стилей | Синтаксическая единица, синтаксическая синонимия | Определение понятий | №313,314,315 1) Замените причастные обороты синонимичными конструкциями. Изменился ли смысл предложения? Какая конструкция и почему уместнее, на ваш взгляд, в этом тексте? 2) Выпишите словосочетания с переходными глаголами. Каковы значение и структура этих словосочетаний? 3) Запишите 2-3 высказывания, используя предложения с косвенной речью. 4) придумайте несколько примеров зачинов текстов на разные темы, испоьзуя конструкцию «Нельзя не…» |
21 | | Словосочетание Типы словосочетаний и виды подчинительной связи, синтаксический разбор словосочетаний | 1 | Рассматривать словосочетание как единицу синтаксиса. Знать структуру и значение именных, глагольных и наречных словосочетаний | Словосочетание и его типы, виды связи в сл/соч | | понятийный словарик (с.245), 316,317-319 |
22 | | Предложение Простое предложение | 1 | Рассматривать предложение как единицу синтаксиса, характеризовать предложения по цели высказывания и интонации, выделять грамматические основы | Предложение, номинативные и коммуникативные единицы языка | Определение понятий | Понятийный словарик (.247), №320-328 |
23 | | Двусоставные предложения: типы сказуемого, способы выражения главных членов | 1 | Знать особенности простого предложения, выделять грамматическую основу | | | Словарик,с.253 №329-345 |
24 | | Односоставные предложения | 1 | Знать типы односоставных предложений. Характеризовать односоставные предложения на основе функционально-стилевого аспекта | Синтаксическая синонимия | | №346-353, учеб.текст с.268-270,277, № 354-368 |
25 | | Неполные предложения | 1 | Различать неполные и односоставные предложения | | | Учеб.текст, с.281, №369-371 |
26 | | Предложения с однородными членами | 1 | Находить в предложении однородные члены, анализировать предложения с несколькими рядами однородных членов | Интонация | Схема | Словарик,с.283№372-380, учеб.текст, с.283-284 |
27 | | Предложения с обособленными членами | 1 | Находить обособленные определения, приложения и обстоятельства, выраженные разными частями речи, объяснять причины обособления (в т.ч. нераспространенные). Использовать синонимические синтаксические конструкции, заменять одну другой | Понятие обособления | | Словарик,с.289 учеб.текст, с.289-290,№381 (табл.),382-389 |
28 | | Предложения с обособленными уточняющими членами. Сравнительный оборот Тест за 1 полугодие | 1 | Осознавать функцию уточняющего члена предложения. Сопоставлять предложения с уточняющими членами с предложениями с обстоятельствами, не находящимися в подобных отношениях | Понятие об уточняющих членах предложения | | №390-395, учеб тест, с. 296 |
29 | | Предложения с обращениями. Риторическое обращение | 1 | Определять слова как обращения. Находить обращение, выраженное неодушевленным существительным, распространенное обращение, стоящие в разных местах предложения в сочетании с другими пунктограммами. Интонация обращения | Риторическое обращение | | №396-404, учеб.текст, с.303-304, 307-308 |
30 | | Вводные слова и предложения | 1 | Определять значение и позицию вводных слов в предложении. Отличать вводные слова от некоторых наречий, союзов и частиц. Интонация водности | | | Учеб.текст, с.310-311, №406-414 |
31 | | Способы передачи чужой речи. Диалог. Цитирование | 1 | Находить прямую речь в тексте. Знать различные способы передачи прямой речи и ее оформления на письме, уметь делать цитату частью текста | Чужая речь, монолог, диалог, цитирование | | №415-428, учеб. Текст, с.324 |
32 | | Сложное предложение: виды и характеристика НРК Стилистическое использование различных типов сложного предложения (с.408, Голуб) | 1 | Находить грамматические основы сложного предложения, характеризовать связь, объединяющую простые предложения | | Работа со схемой | Словарик с.331, учеб. текст с.331, №430-438, №429 таблица |
33 | | Сложносочиненное предложение | 1 | Находить и соотносить главные члены предложения при наличии однородных подлежащих, односоставного в составе сложного, общего второстепенного члена или вводного слова и т.п. Знать сочинительные союзы | | Работа со схемой | №439-443 |
34 | | Сложноподчиненное предложение | 1 | Выделять придаточные предложения и определять их границы. Знать подчинительные союзы и союзные слова, отличать их от сходных слов. Использовать синонимические синтаксические конструкции, заменять одну другой | | Работа со схемой | №444-468 |
35 | | Сложное бессоюзное предложение | 1 | Определять смысловые отношения, обуславливающие выбор знака между предикативными единицами. Характеризовать интонационный рисунок предложения | Интонация | Работа со схемой | №469-476 |
36 | | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Характеризовать сложное предложение, составлять его схему. Составлять предложения по схеме | | Работа со схемой | №477-482 |
37 | | Зачетная работа. Тест. | 1 | Определить уровень сформированности умения делать синтаксический анализ предложения | | Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи | Стр.60 «Тематическое планирование» Семинар: вопросы упр.№483(1-4), словарик с.364 |
38-39 | | Пунктуация Пунктуация в русском языке. Ключевые понятия пунктуации | 2 семинар | Объяснять условия выбора знаков препинания, составлять пунктуационную схему, поясняющую постановку знаков препинания в предложении и тексте, проводить пунктуационный анализ | Группы знаков препинания по их функции Пунктуационный разбор | Определение понятий | Словарик с.364, «483-485, учебный текст с.371, №486, 487, 498,500 |
40 | | Тире между главными членами в предложениях. Роль предложений со знаком тире между главными членами в тексте | 1 | Применять правило постановки тире между главными членами, независимо от способа выражения последних | | | №491-496, учебный текст с.368 |
41 | | Контрольная работа. Диктант. | 1 | Определить уровень сформированности пунктуационных умений и навыков | | Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи | №503-506; «Тематическое планирование» с.63 Семинар: вопросы упр.№483(5-7), словарик с.364 |
42-43 | | Соотношение интонации в устной речи и знаков препинания – в письменной | 2 семинар | Видеть взаимосвязь и взаимообусловленность интонации и знаков препинания | Принципы русской пунктуации | Определение понятий | №488-490,497 |
44-45 | | Комплексный анализ публицистического текста с последующим сочинением (по материалам упр.№499) | 2 | Отработать навык комплексного анализа, подготовить к сочинению | | | Сочинение |
46 | | Авторская пунктуация | 1 | Понимать смысловую обусловленность постановки знаков препинания | | | |
47 | | Анализ сочинения | 1 | Целесообразно отбирать языковые средства и изобразительно-выразительные средства при создании текстов разных типов речи и функциональных стилей. Само- и взаиморецензирование, работа над речевыми ошибками: использование приемов редактирования | | Рецензия на сочинение Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины | |
48 | | Культура учебно-научного и делового стиля общения. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме). Пунктуация в них | 1 | | | Рецензия на устное высказывание | |
49 | | Зачетная работа (комплексный анализ текста + синтаксис + пунктуация) | 1 | Определить уровень сформированности умения делать комплексный анализ текста | | Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи | «Тематическое планирование» Стр.65 |
50- 51 52 53 54 55 | | Повторение. Контрольные упражнения. Обобщение и систематизация изученного Тренинг по орфографии | 6 | Подготовка к ЕГЭ и изложению | | | 1) Расскажите, в какой мере выбор написаний в тексте (слитного, раздельного, дефисного) связан с определением части речи. Подтвердите свой ответ с помощью таблицы. 2) Расскажите, какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста? 3) Обратите внимание на постановку тире в двух предложениях текста. Сопоставьте их. Какова функция тире в этих предложениях? 4) Проанализируйте пунктуацию текста. Какой из знаков препинания является авторским? С какой целью он употреблен? |
56 57 58 59 | | Тренинг по пунктуации | 4 | Подготовка к ЕГЭ и изложению | | |
60-61 63-64 65-66 67-68 | | Отработка навыков написания сочинения-рассуждения Сочинение-рассуждение на нравственную тему Анализ сочинений. Работа над ошибками. Предэкзаменационное тестирование. | 2 2 2 2 | Подготовка к ЕГЭ и изложению | | | 1) Запишите предложения, восстановив порядок их следования так, чтобы получился текст (один из афоризмов Л.Н.Толстого). Какие языковые средства служат для связи предложений в тексте? 2) Понаблюдайте за использованием в тексте цитирования. Как осуществляется связь цитаты с предшествующей и последующей частями текста? Какова роль частичного цитирования? 3) Подготовьтесь к пересказу текста. Используйте материал словарного диктанта как опорную запись. 4) Выберите 2-3 высказывания и включите их в свой текст на заданную тему, используя способы цитирования. Сопоставьте синонимические конструкции. 5) Напишите рассуждение на тему «Мудрый закон творчества», включив в него сжатый пересказ текста Бальмонта. |
69-70 | | Итоговые уроки. | 2 | | | | |
.