СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 11 клас

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена по учебнику Дейкиной А.Д. и Пахновой Т.М. на 2012-2013 учебный год. 11 класс, 2 часа в неделю, 70 часов в год (при 35 учебных неделях)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 11 клас»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по русскому языку

для учащихся 11 классов на 2012-2013 учебный год

базовый уровень


Нормативная база рабочей программы


Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. №2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69.


  • Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».


  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011г.№ 2885, зарегистрирован Минюстом России от 21 февраля 2012г., рег. № 23290 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».


  • Областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Челябинской области, утверждённый приказом Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» от 16.06.2011г. № 04 – 997.


  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях».


  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 г. №24/5135 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году».


  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г.№ 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений »


  • Учебный план школы на 2012-2013 учебный год.







Цели и задачи курса:

Требования к умениям и навыкам учащимся

  • знать базовые теоретические сведения о языке;

  • уметь применять в практике речевого общения (устного и письменного) основные орфоэпические, лексические и грамматические нормы современного русского языка;

  • владеть всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом;

  • владеть навыками компрессии (сжатия) текста;

  • уметь информационно перерабатывать текст (сжатый, аналитический пересказ);

  • уметь анализировать текст: выделять главное и второстепенное;

  • уметь создавать письменные и устные высказывания на заданную тему, (сочинения-рассуждения на лингвистическую или мировоззренческую тему в формате Г(И)А);

  • соблюдать Единый орфографический режим;

  • уметь пользоваться словарями разных типов и справочной литературой.


Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала, т. е. представления о прекрасном в языке и в речи.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих задач:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

  • овладение нормами литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, совершивших открытия в изучении родного языка.

Для реализации рабочей программы используется программно-методический комплекс по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М., который полностью соответствует требованиям государственного стандарта общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников. На учебный комплекс, состоящий из учебника, рабочей тетради и справочных материалов (приложение к учебнику), имеются положительные заключения Российской академии наук (№10106-521/9 от 31.10.2007) и Российской академии образования (№01-679/5/7д от 29.10.2007).

Отличительной особенностью данного УМК является его ориентация на совершенствование функциональной грамотности, навыков свободного владения всеми видами речевой деятельности. Кроме того, содержание учебного материала отражает идеологию стандарта, а именно: развитие коммуникативных, интеллектуальных, информационных умений и навыков, способствующих формированию сознательного отношения школьников к языку как духовной, нравственной и культурной ценности.

В соответствии с методическим письмом МОиН Челябинской области от 28.06.2010г. №103/3073 на учебный предмет «Русский язык» в 10 и 11 классах добавлен 1час школьного компонента, что позволяет повысить уровень подготовки школьников к обязательному экзамену по предмету

С учетом продолжительности учебного года по годовому календарному графику - 35 недель. Таким образом, рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Содержание курса по русскому языку в 11 классе

Темы

Количество часов в

рабочей программе

Вводный урок

-

О русском языке, о русской речи.

4

Текст как речевое произведение.

5

Система языка

3

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

2

Лексика. Фразеология.

5

Словообразование. Состав слова.

1

Синтаксис.

18

Пунктуация

8

Повторение. Обобщение и систематизация изученного

24



ИТОГО

70



В тематическое планирование включен национально-региональный компонент в объеме 10 % учебного времени. Содержание регионального компонента учебного предмета «Русский язык» определяется тенденциями в развитии современного языкознания, в связи с этим ОБУП предлагает дополнить преподавание базового курса русского языка в средней общеобразовательной школе имеющим программно-методическое обеспечение курсом «Культура речи. Стилистика текста», который реализуется дисперсно в рамках учебной программы. Цель НРК – овладение навыками работы с информацией, представленной в текстах различных стилей и типов речи.

Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, преследующих цели:

  • обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности;

  • повышение языковой культуры учащихся;

  • знакомство с национально-культурным колоритом языка;

  • овладение речевым этикетом.











Темы уроков, реализующих национально-региональный компонент

Урок

Тема

1

Филологи. Отечественные филологи.

3

Определение стиля.

5

Понятие о тексте и его строении..

6

Средства художественной изобразительности..

14

Фонетические средства языка, имеющие стилистическое значение.

16

Понятие стилистических возможностей языковых средств.

22

Выразительные возможности синтаксических средств языка.

34

Стилистическое использование различных типов сложного предложения.

























Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Учебник

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Интернет-ресурсы, цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы)

А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Русский язык. Учебник–практикум для старших классов. -М.: « Вербум-М», 2009 г.


  • А.Д. Дейкина, Л.И. Журавлева, Т.М.Пахнова Практикум по русскому языку. Пунктуация. - Вербум-М 2004г.

  • Тесты по русскому языку: 10-11 классы: к учебнику – практикуму А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой «русский язык. 10-11 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2007г.

  • Л.И. Журавлева. Русский язык в алгоритмах. – Челябинск: ЮУКИ, 2008 г.

  • А.И. Горшков. Русская словесность. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М, Дрофа 2008г.

  • Александров В.Н., Александрова О.И. Анализ поэтического текста. Учебное пособие для учащихся старших классов. Челябинск: «Взгляд», 2006г.

  • Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: справ. Материалы, контрол.- тренировоч. Упражнения, создание текста – Челябинск: Взгляд, 2006г.

  • Александров В.Н. Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб.пособие для 10-11 кл. – Челябинск: Взгляд, 2006г.

  • Егораева Г.Т. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ – М.: Издательство «Экзамен», 2011г.

  • Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 10-11 классы- М.: Издательство «Экзамен», 2010г.


  • А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Русский язык. Тематическое планирование. - М.: « Вербум-М», 2006 г.

  • А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык Учебник практикум для старших классов». – М.: « Вербум-М», 2005 г

  • Журавлева Л.И. Русский язык в таблицах и алгоритмах. Челябинск. 2008г

  • Г.Н.Потапова Тренировочные диктанты по русскому языку: 10-11 класс-М.: Издательство «Экзамен», 2006.

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/;

  • Официальный информационный портал ЕГЭ - www.ege.edu.ru

  • Сеть творческих учителей - http://www.it-n.ru

Требования к уровню подготовки ученика 11 класса

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик 11 класса должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.







Характеристика контрольно-измерительных материалов

Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) во всех классах средней (полной) школы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к умениям и навыкам учащихся. Их назначение – оценить уровень достижений учащихся по русскому языку за каждый курс обучения. Изучение русского языка в средней школе направлено на формирование функциональной грамотности, совершенствование мыслительной деятельности и речевой культуры учащихся. В связи с этим целью контрольных и проверочных работ является поэтапная оценка достижений учащихся в овладении всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом, а также базовыми лингвистическими и языковыми знаниями. В 11 классе особое внимание при составлении КИМов уделено тем видам работ, которые нацеливают на успешное прохождение государственной итоговой аттестации за курс средней школы.

1. Г.Н.Потапова Тренировочные диктанты по русскому языку. 10-11 класс. Москва, «Экзамен», 2006.

Цель данного пособия – помочь учащимся старших классов овладеть навыками грамотного письма. В сборнике приведены тексты из литературных произведений, как адаптированные, так и неадаптированные. Диктанты носят обобщающий характер и должны помочь учащимся отработать орфограммы и пунктограммы в рамках школьной программы.


2. Л.И.Пучкова. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. Москва. «Экзамен». 2009.

Типовые тестовые задания по русскому языку содержат 10 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2009 году. Назначение пособия – предоставить информацию о структуре и содержании КИМ 2009 по русскому языку, степени трудности заданий. Пособие предназначено для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку, а также для самоподготовки и самоконтроля.

Организация контроля по предмету

Вид работы

1 полугодие

2 полугодие

Итого

Контрольные работы и диктанты

2

3

5

Сочинения

1

2

3

Анализ текста

1

2

3

Изложения

1

-

1

Тесты

1

3

4

НРК

7

1

8








Приложение:


  1. Дополнительная литература для подготовки и проведения учебных занятий:

    1. Е.В. Любичева, Л.И. Болдырева «Родным войти в родной язык». Санкт-Петербург. Издательство «САГА» 2005г.

    2. Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 2003г.

    3. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., 2005г.

    4. З.Т. Веселова. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10-11 классы. С-Петербург «Паритет». 2002г.

    5. Русский язык и культура речи. Под ред. Профессора Максимова В.И. М.:ГАРДАРИКИ. 2004г.

    6. Т.В.Губернская. Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания к основным

учебникам. 10-11 класс. Москва: Эксмо 2007. Eksmo Education




  1. Требования к единому орфографическому режиму

    1. Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе;

    2. образцы оформления;

    3. требования к оформлению письменных творческих работ по русскому языку и литературе;

    4. порядок проверки письменных работ учителем


  1. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку


  1. Демонстрационные варианты итоговых работ


  1. Критерии оценивания работ


  1. Критерии оценивания Г(и)А за курс средней (полной) школы


  1. Классификация ошибок (речевых, грамматических, фактических)

Дата

Тема

К-во уроков

С Т А Н Д А Р Т

Понятия

ОУУ

№ упражнений

Примерные практические задания

1


О русском языке, о русской речи

Вводный урок.

Русский язык и русская национальная культура. Язык как «первоэлемент литературы»

НРК Филология. Отечественные филологи (§4)


1

Формировать потребность в постоянном совершенствовании своих речевых способностей

Язык, литература, слово

Определение понятий

1,2,5,7,8,19,20,21

1) Подготовить сообщение на одну из тем:

- Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры;

- Слово – это поступок;

- Словари как отражение истории и культуры народа.

2) Отберите несколько высказываний о русском языке. Дайте к нему развернутый комментарий

2


Вводный контроль.

Контрольный диктант.




1

Диагностировать уровень подготовки учащихся, выявить затруднения


Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи


3-4


НРК Определение стиля (§19)

Типы и стили речи. Художественный стиль как совокупность индивидуальных стилей разных писателей


2

Повторение изученного: проводить анализ текста. Определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, делового, разговорного стиля; определять способ связи между предложениями в тексте; находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску и т.д.

Типы речи, стили речи

Выразительное чтение текста

№7,13,16,21,25,26,29,31,34,36

5


Текст как речевое произведение

Основные признаки текста. Комплексная работа с текстом

НРК Понятие о тексте и его строении (гл.2)


1

Текст, его признаки, интертекстуальность; тема, идея, содержание

Работа со словарями


Определение понятий

С.41-42, №40,41, материал в рамке – с.43, №62,97

6


От текста – к постижению авторского замысла. Средства художественной выразительности.

Словарная работа.

НРК Средства художественной изобразительности (§95, 97, 99, 100))


1

Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, аллегория, перифраза; тропы

Работа со словарями


Выразительное чтение текста


7


Контрольная работа (комплексная работа с текстом, см. памятку в программе, с.43-45)


1

Определить уровень сформированности умения делать комплексный анализ текста



№56 (4,5), 50, 54, 60, 63 (работа по вариантам)

8


От анализа текста – к изложению. Подготовка к подробному изложению



1

Активизировать навыки написания изложения


Восприятие текста на слух. Умение пересказывать текст, составлять тезисы, конспект

№65,70,71,74,

75,76,78,79,80; памятка, с.71

Изложение

9


Сочинение – это тоже текст: от анализа темы, от авторского замысла – к тексту.

1


Повторение изученного: средства связи между предложениями, между абзацами в тексте; взаимодействие названия (темы) и текста; средства выражения отношения, оценки; Взаимодействия заключительной части сочинения с его началом («конец гармонирует с началом»), с тем, как сформулирована тема


Составление плана письменного высказывания; вносить необходимые изменения в содержание, объем учебой задачи, в последовательность и время ее выполнения

№82 (г,д,е – работа по вариантам), 84,86,87,88,91-93, 96,97

Сообщение:

«О М.В.Панове», «О Л.Ю.Будагове»

Сочинение на дом

10


Система языка

Язык – универсальная знаковая система. Единицы языковой системы. Языковые категории в системе языка и их

взаимодействие


1

Понимать систему русского языка, видеть взаимосвязь, логику взаимодействия единиц системы и объяснять их

Гармония

Работа со схемой


Определение понятий


Составлять рецензию устного текста

№980,99,102,103,104

1) Составьте таблицу, отражающую сведения о языковой системе (о языковых единицах, уровнях языка, их соотношении);

2) Расскажите о взаимодействии языковых единиц в речи (показать это на примере анализа текста);

3) Сообщение на тему «Сложность, красота и гармония языковой системы»

11-12


Анализ изложения и сочинения

2

Само- и взаиморецензирование, работа над речевыми ошибками: использование приемов редактирования


Рецензия на сочинение

Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины


13-14


Фонетика. Орфоэпия. Графика

Исследование художественного текста. Звуковой символизм в тексте

НРК Фонетические средства языка, имеющие стилистическое значение

(стр.154, Голуб И.Б.)


2

Находить звуковые средства художественной изобразительности при анализе текста, уметь охарактеризовать их роль в тексте. Соблюдать орфоэпические нормы в устной речи, при чтении; различать сильную и слабую позицию звуков находить орфограммы на основе звуко-буквенного, морфемного анализа слова

Звукопись, аллитерация, ассонанс, звукоподражание, олицетворение, полисемия

Определение понятий

№136,137,138,139,140,141

1) Сообщение на тему «Как пользоваться орфографическими и орфоэпическими словарями»

2) Составлять словарный диктант в процессе анализа текста, включив в него слова (сл/соч), которые могут служить опорным материалом при подготовке к изложению

15


Лексика. Фразеология

Лексические особенности текста. Лексические средства связи слов в тексте

НРК Понятие стилистических возможностей языковых средств (§41)


1

Понимать стилистические возможности словарного состава (в т.ч. собственного лексикона). Видеть лексические особенности текста, находить и определять средства связи слов в тексте. Пользоваться словарями; находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова; редактировать текст, устраняя ошибки, связанные с неправильным употреблением слова. Производить лексический разбор слова, текста

Лексика, слово, лекс. значение слова, полисемия, многозначные слова, архаизмы и т.д.

Определение понятий


Работа со словарями

№157-159, памятка,с.135-137; понятийный словарик (с.121)

1) Сообщение на одну из тем:

- Словарное богатство русского языка;

- Синонимы очень часто «то же, да не то же»;

- Об этом слове хочется рассказать;

- Загадки знакомых слов.

2) Сообщение об одном из словарей.

16





Лексический разбор текста

1


Анализ

Памятка (с.143-144), №168, 177*



17



Особенности употребления заимствованных слов


Авторские неологизмы

1


Заимствованные слова


№171,172, учебный текст (с.150), 173,176

Неологизм, авторский неологизм



№181,182,184,183*, 178,179

18


Самостоятельная работа по анализу текста

1

Проверить умение делать лексический разбор слова, текста



Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи

№185,186,193

19


Словообразование. Состав слова

Роль однокоренных слов в создании текста. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. «Словарь языкового расширения» А.И.Солженицына

1

Различать морфемы в слове и их значение. Строить словообразовательные цепочки. Понимать, что словообразование – может быть художественным приемом; видеть роль однокоренных слов в тексте и разнообразие словообразовательных моделей русского языка


Словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, морфема

Работа со словарем


Определение понятий

№215,216

1) Как образованы слова прилет, языкознание, подберезовик? Каково значение устаревшей части слова досто- в прилаг. достославный?

2) Каково значение приставки в словах закружат, запели? Какие еще значения может иметь эта морфема? Приведите примеры

3) Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов подберезовик, подосиновик. Какова роль повтора в тексте однокоренных слов к данным словам?

20


Синтаксис

Роль синтаксиса в языке НРК Выразительные возможности синтаксических средств языка


1

Характеризовать возможности некоторых синтаксических средств языка. Выделять грамматические основы. Соблюдать синтаксическую норму и учитывать коммуникативную уместность при использовании различных единиц синтаксиса в тексте разных стилей

Синтаксическая единица, синтаксическая синонимия

Определение понятий

№313,314,315

1) Замените причастные обороты синонимичными конструкциями. Изменился ли смысл предложения? Какая конструкция и почему уместнее, на ваш взгляд, в этом тексте?

2) Выпишите словосочетания с переходными глаголами. Каковы значение и структура этих словосочетаний?

3) Запишите 2-3 высказывания, используя предложения с косвенной речью.

4) придумайте несколько примеров зачинов текстов на разные темы, испоьзуя конструкцию «Нельзя не…»

21


Словосочетание

Типы словосочетаний и виды подчинительной связи, синтаксический разбор словосочетаний


1

Рассматривать словосочетание как единицу синтаксиса. Знать структуру и значение именных, глагольных и наречных словосочетаний

Словосочетание и его типы, виды связи в сл/соч


понятийный словарик (с.245), 316,317-319

22


Предложение

Простое предложение

1

Рассматривать предложение как единицу синтаксиса, характеризовать предложения по цели высказывания и интонации, выделять грамматические основы


Предложение, номинативные и коммуникативные единицы языка

Определение понятий

Понятийный словарик (.247), №320-328

23


Двусоставные предложения: типы сказуемого, способы выражения главных членов


1

Знать особенности простого предложения, выделять грамматическую основу



Словарик,с.253 №329-345

24


Односоставные предложения

1

Знать типы односоставных предложений. Характеризовать односоставные предложения на основе функционально-стилевого аспекта


Синтаксическая синонимия


№346-353, учеб.текст с.268-270,277, № 354-368

25


Неполные предложения

1

Различать неполные и односоставные предложения



Учеб.текст, с.281, №369-371

26


Предложения с однородными членами

1

Находить в предложении однородные члены, анализировать предложения с несколькими рядами однородных членов


Интонация

Схема

Словарик,с.283№372-380, учеб.текст, с.283-284

27


Предложения с обособленными членами

1

Находить обособленные определения, приложения и обстоятельства, выраженные разными частями речи, объяснять причины обособления (в т.ч. нераспространенные). Использовать синонимические синтаксические конструкции, заменять одну другой


Понятие обособления


Словарик,с.289 учеб.текст, с.289-290,№381

(табл.),382-389

28


Предложения с обособленными уточняющими членами. Сравнительный оборот

Тест за 1 полугодие

1

Осознавать функцию уточняющего члена предложения. Сопоставлять предложения с уточняющими членами с предложениями с обстоятельствами, не находящимися в подобных отношениях


Понятие об уточняющих членах предложения


№390-395, учеб тест, с. 296

29


Предложения с обращениями. Риторическое обращение

1

Определять слова как обращения. Находить обращение, выраженное неодушевленным существительным, распространенное обращение, стоящие в разных местах предложения в сочетании с другими пунктограммами. Интонация обращения


Риторическое обращение


№396-404, учеб.текст, с.303-304, 307-308

30


Вводные слова и предложения

1

Определять значение и позицию вводных слов в предложении. Отличать вводные слова от некоторых наречий, союзов и частиц. Интонация водности




Учеб.текст, с.310-311, №406-414

31


Способы передачи чужой речи. Диалог. Цитирование

1

Находить прямую речь в тексте. Знать различные способы передачи прямой речи и ее оформления на письме, уметь делать цитату частью текста


Чужая речь, монолог, диалог, цитирование


№415-428, учеб. Текст, с.324

32


Сложное предложение: виды и характеристика

НРК Стилистическое использование различных типов сложного предложения (с.408, Голуб)


1

Находить грамматические основы сложного предложения, характеризовать связь, объединяющую простые предложения


Работа со схемой

Словарик с.331, учеб. текст с.331, №430-438, №429 таблица

33


Сложносочиненное предложение

1

Находить и соотносить главные члены предложения при наличии однородных подлежащих, односоставного в составе сложного, общего второстепенного члена или вводного слова и т.п. Знать сочинительные союзы


Работа со схемой

№439-443

34


Сложноподчиненное предложение

1

Выделять придаточные предложения и определять их границы. Знать подчинительные союзы и союзные слова, отличать их от сходных слов. Использовать синонимические синтаксические конструкции, заменять одну другой



Работа со схемой

№444-468

35


Сложное бессоюзное предложение

1

Определять смысловые отношения, обуславливающие выбор знака между предикативными единицами. Характеризовать интонационный рисунок предложения


Интонация

Работа со схемой

№469-476

36


Синтаксический разбор сложного предложения

1

Характеризовать сложное предложение, составлять его схему. Составлять предложения по схеме




Работа со схемой

№477-482

37


Зачетная работа. Тест.

1

Определить уровень сформированности умения делать синтаксический анализ предложения


Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи

Стр.60 «Тематическое планирование»

Семинар: вопросы упр.№483(1-4), словарик с.364

38-39


Пунктуация

Пунктуация в русском языке. Ключевые понятия пунктуации

2

семинар

Объяснять условия выбора знаков препинания, составлять пунктуационную схему, поясняющую постановку знаков препинания в предложении и тексте, проводить пунктуационный анализ

Группы знаков препинания по их функции


Пунктуационный разбор

Определение понятий

Словарик с.364, «483-485, учебный текст с.371, №486, 487, 498,500

40



Тире между главными членами в предложениях. Роль предложений со знаком тире между главными членами в тексте

1

Применять правило постановки тире между главными членами, независимо от способа выражения последних





№491-496, учебный текст с.368

41


Контрольная работа. Диктант.

1

Определить уровень сформированности пунктуационных умений и навыков


Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи

№503-506; «Тематическое планирование» с.63

Семинар: вопросы упр.№483(5-7), словарик с.364


42-43


Соотношение интонации в устной речи и знаков препинания – в письменной

2

семинар

Видеть взаимосвязь и взаимообусловленность интонации и знаков препинания


Принципы русской пунктуации

Определение понятий

№488-490,497

44-45


Комплексный анализ публицистического текста с последующим сочинением (по материалам упр.№499)


2

Отработать навык комплексного анализа, подготовить к сочинению



Сочинение

46


Авторская пунктуация

1

Понимать смысловую обусловленность постановки знаков препинания





47


Анализ сочинения

1

Целесообразно отбирать языковые средства и изобразительно-выразительные средства при создании текстов разных типов речи и функциональных стилей. Само- и взаиморецензирование, работа над речевыми ошибками: использование приемов редактирования


Рецензия на сочинение

Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины


48


Культура учебно-научного и делового стиля общения. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме). Пунктуация в них



1



Рецензия на устное высказывание


49


Зачетная работа (комплексный анализ текста + синтаксис + пунктуация)


1

Определить уровень сформированности умения делать комплексный анализ текста


Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи

«Тематическое планирование» Стр.65

50-

51


52

53


54

55



Повторение. Контрольные упражнения. Обобщение и систематизация изученного

Тренинг по орфографии








6






Подготовка к ЕГЭ и изложению



1) Расскажите, в какой мере выбор написаний в тексте (слитного, раздельного, дефисного) связан с определением части речи. Подтвердите свой ответ с помощью таблицы.

2) Расскажите, какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

3) Обратите внимание на постановку тире в двух предложениях текста. Сопоставьте их. Какова функция тире в этих предложениях?

4) Проанализируйте пунктуацию текста. Какой из знаков препинания является авторским? С какой целью он употреблен?

56

57


58

59



Тренинг по пунктуации



4

Подготовка к ЕГЭ и изложению



60-61




63-64






65-66



67-68





Отработка навыков написания сочинения-рассуждения




Сочинение-рассуждение на нравственную тему






Анализ сочинений.

Работа над ошибками.



Предэкзаменационное тестирование.

2






2








2



2

Подготовка к ЕГЭ и изложению



1) Запишите предложения, восстановив порядок их следования так, чтобы получился текст (один из афоризмов Л.Н.Толстого). Какие языковые средства служат для связи предложений в тексте?

2) Понаблюдайте за использованием в тексте цитирования. Как осуществляется связь цитаты с предшествующей и последующей частями текста? Какова роль частичного цитирования?

3) Подготовьтесь к пересказу текста. Используйте материал словарного диктанта как опорную запись.

4) Выберите 2-3 высказывания и включите их в свой текст на заданную тему, используя способы цитирования. Сопоставьте синонимические конструкции.

5) Напишите рассуждение на тему «Мудрый закон творчества», включив в него сжатый пересказ текста Бальмонта.

69-70


Итоговые уроки.

2










































.

5