СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку содержит пояснительную записку и учебно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«ПЗ русский 4 класс 2016»

Пояснительная записка


Программа по учебному предмету «Русский язык» (далее Программа) разработана на основе Федерального образовательного стандарта, Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООПНОО), Программы формирования универсальных учебных действий и авторской программы «Школа России». Используется учебник «Русский язык» авторов Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е., издательства «Просвещение», 2013 год выпуска.

Данная программа предназначена для достижения планируемых результатов по русскому языку в 4 классе.

Программа по русскому языку в 4 классе ориентирована на достижение следующих целей:

- открыть младшим школьникам родной язык как предмет изучения,

- воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова,

- пробудить интерес и стремление к его изучению.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета


Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.). Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью, применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.



Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебных недели).



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:


1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего, в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.


Метапредметные результаты:


Регулятивные универсальные учебные действия:

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.


Познавательные универсальные учебные действия:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде



Коммуникативные универсальные учебные действия:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.


Предметные результаты:

Должны знать / понимать:

• признаки простого и сложного предложения; знаки препинания в этих предложениях;

• признаки главных членов предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенных членов предложения;

• термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;

• признаки однородных членов предложений; знаки препинания в предложениях с однородными членами;

• лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия;

• морфемный состав имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий;

• признаки и падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонения;

• правописание и способы проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов;

• признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;



Различать и сравнивать:

• простое и сложное предложение;

• главные и второстепенные члены предложения;

• лексико-грамматические признаки изученных частей речи;

• типы склонения имён существительных (1, 2, 3 –е), типы спряжения глаголов (I и II).

Решать практические учебные задачи:

• производить синтаксический разбор предложения;

• расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;

• устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

• разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределённой формы;

• безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в I – IV классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т.д.);

• правильно писать – тся, - ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Слова с непроверяемыми написаниями.





Содержание учебного предмета

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Синтаксис и пунктуация

  • Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

  • Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

  • Составление нескольких предложений, объединенных одной темой (по сюжетным рисункам или на основании наблюдений за природой, впечатлений от экскурсий, посещения театра и т. д.), с однородными членами.

  • Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Составление текстов с использованием простых и сложных предложений, а также предложений с однородными членами.

  • Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью.

  • Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением.


30

Имя существительное

  • Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и падежам. Имена существительные собственные и нарицательные.

  • Основные типы склонения имен существительных.

  • Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами (1, 2, 3-го склонения), кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.

  • Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.

  • Употребление предлогов с именами существительными, стоящими в разных падежах.

  • Составление предложений (текстов) с использованием существительных в определенном падеже и на различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей.


40

Имя прилагательное

  • Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.

  • Орфограммы в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.

  • Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.

  • Орфограммы в окончаниях прилагательных женского рода. Способы проверки.

  • Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.

  • Орфограммы в окончаниях прилагательных множественного числа. Способы проверки.

  • Прилагательное как член предложения.

  • Употребление имен прилагательных в речи. Составление предложений (текстов) с использованиемприлагательных, близких и противоположных по значению.


25

Личные местоимения



  • Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное.

  • Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа.

  • Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.

  • Личные местоимения как члены предложения.

  • Употребление личных местоимений в речи. Редактирование текстов с использованием личных местоимений.


7

Глагол



  • Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

  • Неопределенная форма глагола.

  • Время глагола, изменение по лицам и числам.

  • I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

  • Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ.

  • Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

  • Глагол как член предложения. Особенности употребления глаголов в речи (сказках, стихотворениях, прозе, научно-описательных статьях).

  • Сравнение выразительности (образности) глаголов с другими частями речи.

  • Составление предложений (текстов) с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах.


45

Наречие



  • Общие сведения о наречии. Лексическое значение. Основные

  • грамматические признаки.

  • Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.


3

Повторение



  • Систематизация изученного в начальных классах.

  • Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.

  • Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.


20

Итого


170





Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение представлено в виде таблицы «Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Русский язык» и учебно-методического комплекта по предмету».

Таблица. Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Русский язык» 4 класс


Наименование

Количество

1

Компьютер для учителя


1

2

Ноутбук для учащихся

1

3

Акустическая система (колонки)


1

4

Офисный пакет


1

5

Интегрированная творческая среда для поддержки освоения и развития грамотности, развития речи, освоения математических моделей, развития коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся

1

6

Интерактивный курс по основным предметам начальной школы, созданный на основе мультимедийных продуктов (сетевая версия)

1

7

Антивирус


1

8

Комплект таблиц "Русский язык 4 класс"


1

9

Раздаточный материал (веер с буквами)

1



Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методическая литература для учащихся

1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебник. 4кл.М.: Просвещение, 2012

2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4кл. М.: Просвещение, 2016

3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Проверочные работы. 4 класс, М.: Просвещение, 2016г

Учебно-методическая литература для учителя

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

2.Русский язык. Рабочие программы «Школа России». 1-4 кл., 2011г

3. Л.А. Обухова, О.Е. Жиренко; «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс», Москва «ВАКО» 2011;

7


Просмотр содержимого документа
«Тем. планир. русский 4 класс моё»

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Коррекция

Причины


Синтаксис и пунктуация

( 30 ч)

Главные и второстепенные члены предложения (6 ч)






Главные и второстепенные члены предложения.

1

Объяснять формулировку: «Предложение выражает законченную мысль».

Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.

Составлять предложения по данной схеме (модели) и записывать их.

Характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по составу.

Выделять предложения в сплошном тексте.

Находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены предложения.

Соотносить произношение слова и его написание.






Обстоятельство.

1




Определение.

1




Дополнение.

1




Упражнения в распознавании второстепенных членов предложения

1




Разбор предложений по составу.

1





Однородные члены предложения-10ч







Однородные члены предложения.

1

Наблюдать (анализировать) и устанавливать: могут ли быть предложения, в которых при одном сказуемом два или несколько подлежащих, а при одном подлежащем несколько сказуемых.

Формулировать выводы по результатам наблюдений с использованием терминов: «однородные подлежащие», «однородные сказуемые».

Сравнивать и различать распространённые и нераспространённые предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми.

Составлять предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми.

Редактировать тексты.

Разбирать по членам предложения распространённые и нераспространённые предложения с однородными членами и без них.

Наблюдать, как соединяются однородные подлежащие и однородные сказуемые в предложении ( с помощью союзов и, а, но или без союзов).

Наблюдать за предложениями с однородными главными членами и устанавливать, какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными подлежащими и однородными сказуемыми.

Формулировать правило расстановки знаков препинания при однородных подлежащих и однородных сказуемых.

Наблюдать за предложениями и устанавливать, могут ли быть однородными членами предложения второстепенные члены предложения.

Характеризовать однородные обстоятельства, однородные определения и однородные дополнения.

Формулировать вывод по результатам наблюдений относительно признаков предложений с однородными членами.

Использовать термин «однородные подлежащие», «однородные сказуемые». «однородные второстепенные члены предложения.

Объяснять, когда в речи используются предложения с однородными членами.

Слушать, как произносятся предложения с однородными членами, и объяснять особенности произнесения этих предложений.

Наблюдать, как в устной речи произносится интонация перечисления в предложениях с однородными членами.

Рассказывать, как в письменной речи показывается интонация перечисления в предложениях с однородными членами.

Объяснять выбор интонации при произнесении предложений с однородными членами.

Формулировать правило постановки знаков препинания в предложениях с второстепенными членами предложения.

Применять на практике полученные знания о расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными с помощью союзов и без союзов.

Составлять предложения с использованием однородных членов предложения в зависимости от речевой ситуации (контекста).

Различать предложения распространённые и нераспространённые с однородными главными членами.

Толковать (объяснять) значение выражений через подбор синонимов.

Работать в паре.

Озаглавливать текст.





Однородные подлежащие, однородные сказуемые.

1




Предложения с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.

1




РР

Сочинение «Хорошо летом».

1




Работа над ошибками. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами.

1




Связь однородных членов предложения с помощью союзов и без союзов.

1




Упражнения в постановке знаков препинания между однородными членами.

1




Контрольный диктант по теме: «Предложение»

1




Работа над ошибками. Однородные дополнения.

1




Однородные обстоятельства.

1




РР

Изложение по коллективно составленному плану.

1




Работа над ошибками. Разбор предложений с однородными членами.

1




Однородные определения.

1




Знаки препинания при однородных определениях.

1




Упражнения в постановке знаков препинания при однородных членах.

1





Простые и сложные предложения-4ч







Простые и сложные предложения.

1

Наблюдать и устанавливать, может ли быть в предложении две или более грамматические основы.

Выделять предложения, в которых две или более грамматические основы.

Различать простые и сложные предложения с использованием термина «грамматическая основа предложения».

Наблюдать (анализировать) и устанавливать, как соединяются простые предложения в составе сложного

( с помощью союзов или без союзов).

Устанавливать алгоритм действий при определении состава предложения

( простое, сложное).

Наблюдать за расстановкой знаков препинания в сложных предложениях

( с союзами и без союзов).

Формулировать вывод о знаках препинания в сложных предложениях.

Применять полученные знания в практической деятельности при работе с готовыми текстами, при самостоятельном составлении текстов, при написании изложений.





Знаки препинания в сложных предложениях, в которых простые предложения соединены союзами и, а, но.

1




Знаки препинания в сложных предложениях без союзов.

1




РР Изложение по коллективно составленному плану «Купание медвежат».

1






Прямая речь -3ч







Работа над ошибками. Прямая речь.


1

Выделять в тексте предложения с прямой речью.

Анализировать строение предложений с прямой речью (выделять прямую речь и слова автора).

Наблюдать за предложениями с прямой речью и устанавливать место слов автора в предложениях с прямой речью.

Наблюдать за оформлением на письме предложений с прямой речью.

Характеризовать оформление на письме предложений с прямой речью.

Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Произносить, интонационно выделяя прямую речь и слова автора, и записывать предложения с прямой речью.

Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.





Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1




Упражнение в постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

1






Обращение – 2ч






Обращение.

1

Выделять предложения с прямой речью.

Выделять в предложении слово, которое называет того, к кому обращаются с речью.

Наблюдать за расстановкой знаков препинания в предложениях с обращением.

Выбирать из текста предложения с прямой речью, построенные по данной схеме (модели).




Знаки препинания в предложениях с обращением.

1





Имя существительное

(40 ч)







Общие сведения об имени существительном.

1

Выделять существительные по лексико-грамматическим признакам.

Различать собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые существительные, существительные в форме единственного и множественного числа.

Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по родам.

Различать и находить существительные мужского, женского и среднего рода.

Определять существительные, которые употребляются в форме только единственного числа, только в форме множественного числа. Существительные общего рода, составлять с ними предложения, использовать в тексте.

Толковать (объяснять) значение образных выражений и пословиц.

Высказываться (строить монологические высказывания), вести диалог по результатам наблюдений об изменении имён существительных.

Давать толкование термину «существительные общего рода).

Составлять текст-описание на заданную тему.





Изменение имен существительных по числам.

1




Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1




РР

Изложение по опорным словам.

1




Работа над ошибками. Изменение имени существительного при сочетании с другими словами.

1

Наблюдать (анализировать) и устанавливать, как изменяются существительные при связи с другими словами.

Выделять окончания имён существительных.

Склонять существительные, устанавливать, что изменяется у существительных при склонении, и выделять окончания существительных.

Выделять из предложений словосочетания с существительными.

Находить управляющее слово и определять падеж имени существительного в словосочетании.

Наблюдать за ролью предлогов при определении падежа имён существительных и формулировать вывод по результатам наблюдений.

Строить алгоритм при определении падежа имени существительного.

Составлять и записывать предложения с существительными в нужной падежной форме.

Определять падеж существительного в предложении (в тексте).






Определением падежей имен существительных по предлогам.

1




Контрольное списывание.

1




Работа над ошибками. Определение падежей имен существительных по управляющим словам и падежным вопросам.

1




Распознавание имен существительных в именительном и винительном падежах.

1




Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение.

1

Разбирать существительные по составу.

Определять род и тип основы существительных (твёрдая или мягкая).

Устанавливать основные признаки существительных 1-го склонения.

Сравнивать безударные и ударные окончания имён существительных (работа с таблицей).

Формулировать вывод по результатам наблюдений: «Безударные окончания имён существительных 1-го склонения можно проверить ударными окончаниями существительных того же склонения»).

Устанавливать основные признаки существительных 2-го склонения.

Наблюдать за существительными 2-го склонения с твёрдой и мягкой основами.

Сравнивать ударные и безударные окончания имён существительных (работа с таблицей).


Формулировать вывод по результатам наблюдений: «Безударные окончания существительных 2-го склонения можно проверить ударными окончаниями существительных того же склонения»).

Строить алгоритм различения форм родительного и винительного падежей одушевлённых существительных 2-го склонения.

Устанавливать основные признаки существительных 3-го склонения.

Сравнивать окончания существительных 3-го склонения с мягкой основой и с основой на ж, ш.

Сравнивать ударные и безударные окончания имён существительных (работа с таблицей).

Формулировать вывод по результатам наблюдений: «Безударные окончания существительных 3-го склонения можно проверить ударными окончаниями существительных того же склонения»).

Формулировать обобщённый вывод относительно определения типа склонения имён существительных (работа с таблицей).

Использовать правило определения типа склонения на практике.

Толковать (объяснять) значение пословиц.

Использовать образные выражения пословиц для озаглавливания текста.

Устанавливать связь значения пословицы и главной мысли текста.

Составлять текст по рисунку.

Работать в группе: составлять свой вариант текста объяснения при ответе на вопрос: «Почему суффикс существительного –ик называют ягодным?», обсуждать (вести диалог) и оценивать результаты выполненной работы.








Второе склонение.

1




Падежные окончания имен существительных второго склонения.

1




Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1




Работа над ошибками. Третье склонение.

1




Падежные окончания имен существительных третьего склонения.

1




РР

Изложение по коллективно составленному плану.

1




Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных в единственном числе.

1

Выделять окончания имён существительных как орфограмму.

Определять тип склонения и падеж имени существительного.

Работать в паре: предлагать и обсуждать (строить монологические высказывания, вести диалог) варианты объяснения, от чего зависит правописание падежных окончаний существительных, оценивать предложенные варианты, подготавливать общий текст- объяснение.

Формулировать обобщённое правило проверки правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения ударными окончаниями. (Работа с таблицей).

Строить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Толковать (объяснять) значение выделенных слов и выражений через включение их в готовый или самостоятельно составленный текст (контекст).

Применять полученные знания на практике: устанавливать управляющее слово, включая предлог, от которого зависит падеж существительного; определять тип склонения и падеж существительных; выделять в предложениях существительные, в которых окончание является орфограммой; производить орфографический разбор существительных с безударными падежными окончаниями; выбирать проверочные слова для правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения; выбирать из предложения существительные с указанными грамматическими признаками; использовать правило правописания безударных падежных окончаний существительных при написании диктантов, изложений, сочинений.




Проверка правописания окончаний имен существительных единственного числа.


1




Окончания имен существительных первого, второго, третьего склонения в родительном падеже.

1




Запись существительных в нужной форме и падеже.

1




РР Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

1




Работа над ошибками. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.

1




Подбор существительных в словосочетания, подходящих по смыслу, в словосочетания, предложения.

1




Употребление существительных с предлогом про.

1




Сравнение падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения в творительном падеже.

1




Упражнения в распознавании падежей имен существительных с предлогами: с, по, под, за, в, на.

1




РР Изложение по коллективно составленному плану «Старая ель».

1




Работа над ошибками. Упражнение в правописании падежных безударных окончаний.

1




РР

Изложение с элементами описания

1




Работа над ошибками. Упражнения в правописании безударных падежных окончаний существительных.

1




Зрительно-слуховой диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений» (упр.142)

1




Работа над ошибками. Правописание безударных гласных в корнях слов и в окончаниях.

1




Правописание окончаний имен существительных во множественном числе с твердой основой.

1

Выделять существительные в форме множественного числа.

Строить алгоритм действий при определении типа склонения существительного в форме множественного числа.

Сравнивать правописание окончаний одушевлённых и неодушевлённых существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения с твёрдой основой в форме множественного числа (работа с таблицей).

Сравнивать правописание окончаний одушевлённых и неодушевлённых существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения с мягкой основой в форме множественного числа (работа с таблицей).

Формулировать обобщённый вывод по результатам наблюдений).

Использовать на практике правило правописания безударных падежных окончаний существительных множественного числа.

Толковать (объяснять) значение выделенного выражения.

Разбирать существительное как часть речи (морфологический разбор).





Правописание окончаний имен существительных множественного числа с мягкой основой.

1




Сравнение падежных окончаний имен существительных первого и второго склонения с мягкой основой.

1




Определение падежа существительных во множественном числе.

1




Проверочная работа по теме «Имя существительное»

1




Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме: «Имя существительное».

1




Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1




Работа над ошибками.

1








Имя прилагательное -25 ч







Общие сведения об имени прилагательном.

1

Характеризовать лексическое значение имён прилагательных.

Характеризовать особенности грамматических признаков имени прилагательного (изменение по родам, числам, падежам).

Объяснять термин «родовые окончания» имён прилагательных.

Выделять из предложения словосочетания прилагательного с существительным, устанавливать связь слов в этих словосочетаниях.

Анализировать текст о звуках весеннего леса и рассказывать о значении имён прилагательных для придания тексту точности и выразительности.

Толковать (объяснять) образные выражения, в которые входят имена прилагательные.

Употреблять в речи прилагательные, используемые в прямом и переносном значениях, разных контекстах.

Распространять предложения, дополняя их подходящими по смыслу прилагательными для усиления выразительности текста.

Выделять в данных словосочетаниях многозначные прилагательные, употреблённые в прямом значении.

Наблюдать за словосочетание существительных с прилагательными и устанавливать, от чего зависит род, число, падеж прилагательного в словосочетании с существительным.

Объяснять, как определить род, число, падеж прилагательного в словосочетании с существительным.

Разбирать прилагательные по составу.

Наблюдать и устанавливать значение прилагательных в речи.

Использовать знания об определении рода, числа и падежа прилагательных на практике.





Изменение имен прилагательных по родам. Словарный диктант.

1




Род, число и падеж имен прилагательных.

1




РР Сочинение по картине






Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского и среднего рода.

1

Склонять имена прилагательные в форме единственного числа мужского и среднего рода.

Сравнивать падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основой (работа с таблицей).

Формулировать вывод по результатам проведённого сравнения.

Сравнивать падежные окончания прилагательных мужского рода, сочетающихся с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными (работа с таблицей).

Наблюдать за особенностями склонения прилагательных с основой на ж, ш.

Устанавливать особенности склонения этих прилагательных.

Анализировать предложенные модели проверки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Применять на практике различные способы проверки правописания безударных гласных в окончаниях имён прилагательных в форме мужского и среднего рода.





Правописание безударных падежных окончаний прилагательных в единственном числе мужского и среднего рода с твёрдой основой.

1




Алгоритм правописания безударных падежных окончаний прилагательных.

1




Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных.

1




Контрольное списывание с грамматическим заданием.

1




Различение именительного и винительного падежей неодушевлённых существительных.

1




Различение родительного и винительного падежей существительных в форме единственного числа.

1




Проверочная работа по теме: «Правописание окончаний имён существительных мужского и среднего рода».

1




Падежные окончания имен прилагательных женского рода единственного числа. (Учебник 2-я часть)

1

Склонять имена прилагательные в форме женского рода с твёрдой и мягкой основами в словосочетаниях с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных в форме женского рода единственного числа с твёрдой и мягкой основами в словосочетаниях с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.

Формулировать вывод по результатам сравнения.

Устанавливать способ проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме женского рода.

Объяснять, в прямом или переносном значении употреблены прилагательные в данных словосочетаниях.

Составлять предложения, употребив данные словосочетания существительных с прилагательными.

Толковать (объяснять значение пословиц).

Объяснять, к какому типу относится текст ( текст-повествование, текст-описание).

Применять на практике различные способы проверки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме мужского, женского и среднего рода единственного числа.




Особенность склонения имён прилагательных в женском роде с твёрдой основой на ж, ш и с мягкой основой на ч, щ.

1




РР

Изложение по самостоятельно составленному плану.

1




Работа над ошибками.

Проверка правописания безударных окончаний падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

1




Способы проверки безударных окончаний прилагательных в мужском, женском и среднем роде единственного числа.

1




РР

Изложение по самостоятельно составленному плану.

1




Работа над ошибками.

1




Склонение имен прилагательных в форме множественного числа.

1

Наблюдать за прилагательными в форме множественного числа и устанавливать особенности их грамматических признаков.

Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Устанавливать способ проверки безударных падежных окончаний прилагательных в форме множественного числа.

Применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе с использованием различных способов их проверки.

Составлять небольшие тексты (5-6 предложений) с прилагательными, которые имеют прямое и переносное значение, с прилагательными близкими и противоположными по значению (самостоятельно подобранными на свой выбор), и записывать составленные тексты.




Проверка правописания безударных окончаний имён прилагательных во множественном числе.

1




Определение окончаний прилагательных по их грамматическим признакам.

1




Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».

1




Контрольная работа по теме

«Имя прилагательное».

1




Работа над ошибками.

1







Местоимение – 7 ч







Общие сведения о личных местоимениях.

1

Выделять личные местоимения в предложении (в тексте).

Устанавливать лексическое значение личных местоимений по лексическому значению существительных, которые они заменяют.

Наблюдать за личными местоимениями и характеризовать их грамматические признаки: устанавливать, изменяются ли личные местоимения по числам; устанавливать, на существительные какого рода указывают личные местоимения я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

Наблюдать за предложениями с личными местоимениями, и устанавливать, каким членом предложения может быть личное местоимение.

Различать личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

Применять на практике знания по определению лица и числа личных местоимений.

Составлять предложения по схемам с использованием личных местоимений.

Составлять тексты с использованием подходящих по смыслу личных местоимений.

Наблюдать за личными местоимениями 1-го, 2-го, 3-го лица единственного числа в составе предложений и устанавливать, как они изменяются.

Изменять личные местоимения по падежным вопросам (склонять).

Наблюдать за личными местоимениями единственного и множественного числа (работа с таблицей), и устанавливать, как они изменяются.

Наблюдать за личными местоимениями в составе предложений и устанавливать, какими членами предложений могут быть личные местоимения в форме именительного и в форме косвенных падежей.

Формулировать вывод по результатам сравнения.

Устанавливать особенности произношения и правописания предлогов с личными местоимениями.

Применять полученные знания на практике: выделять в тексте личные местоимения; определять падеж личных местоимений; объяснять причины различия в правописании местоимений в одном и том же падеже (с предлогами и без предлогов). Выбирать из текста и записывать словосочетания с личными местоимениями в форме косвенных падежей.

Использовать личные местоимения в устной и письменной речи.




Роль местоимений в предложении

1




Склонение личных местоимений.

1




Склонение личных местоимений множественного числа.

1




Раздельное написание местоимений с предлогами.

1




Определение лица, числа и рода местоимения.

1




Различие в произношении и написании личных местоимений 3-го лица в родительном и дательном падежах с предлогами и без предлогов.

1






Глагол – 45 ч







Общие сведения о глаголе.

1

Выделять глаголы среди других частей речи.

Различать глаголы и имена существительные, обозначающие действия предмета.

Различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

Наблюдать и анализировать, какова роль глаголов в речи.

Характеризовать роль глаголов в речи.




Значение глаголов для выразительности нашей речи.

1




РР

Сочинение – описание

«Дом, в котором мы живем».

1




Работа над ошибками.

1




Неопределенная форма глагола.

1

Выделять глаголы в неопределённой форме в предложении ( в тексте).

Строить алгоритм выделения основы глаголов в неопределённой форме.

Разбирать глаголы в неопределённой форме по составу.

Наблюдать и сравнивать лексическое значение глаголов в неопределённой форме с частицей – ся и без неё.

Составлять текст на заданную тему с использованием глаголов.

Характеризовать роль глаголов в неопределённой форме в речи.






Неопределенная форма глагола.

Частицы - СЯ, - СЬ.

1




РР

Изложение по коллективно составленному плану «Схватка со змеёй».

1




Работа над ошибками.

1




Время глаголов.

1

Определять форму времени глаголов.

Наблюдать (анализировать) и устанавливать, как по неопределённой форме глагола определить все его возможные формы времени.

Выделять глаголы в форме прошедшего времени.

Наблюдать (анализировать) по таблице и устанавливать, как образуются глаголы прошедшего времени.

Устанавливать, как глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Образовывать глаголы в форме прошедшего времени и разбирать их по составу.

Определять форму времени глагола.

Разбирать глаголы в неопределённой форме и в форме прошедшего времени по составу.





Упражнения в определении времени глагола.

1




Распознавание глаголов прошедшего времени в предложении.

1




Образование форм глаголов прошедшего времени.

1




Контрольный диктант по теме «Образование и правописание глаголов прошедшего времени».

1




Работа над ошибками.

1




Спряжение глаголов.

1

Наблюдать за изменением глаголов по лицам и числам, устанавливать, в каком времени глаголы изменяются по лицам и числам.

Объяснять, почему окончания глаголов в форме настоящего и будущего времени называются личными окончаниями.

Объяснять, может ли быть личное окончание глаголов орфограммой.

Сравнивать правописание личных окончаний глаголов в форме одного и того же лица и числа.

Объяснять различие в правописании гласных в личных окончаниях глаголов.

Характеризовать правописание гласных в личных окончаниях глаголов I и II спряжения по таблице.

Строить алгоритм определения спряжения глаголов и уточнять его по учебнику.

Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Использовать на практике правило правописания личных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

Различать неопределённую форму глаголов на –ться и форму 3-го лица единственного и множественного числа на –тся, объяснять их правописание.

Использовать на практике правило правописания безударных личных окончаний глаголов глаголов I и II спряжения.

Различать глаголы в форме 3-го лица единственного и множественного числа на –тся и существительные на –ца, используя на практике правила их правописания.

Использовать на практике правило правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Составлять и решать проблемно-грамматические задачи, касающиеся грамматических признаков глаголов и правописания безударных личных окончаний глаголов.

Разбирать глагол как часть речи.

Составлять текст, определив его тему по последнему предложению.

Рассказывать, как выбор того или иного синонима меняет текст (его содержание, настроение, точность).

Составлять тексты грамматических задач по аналогии.

Составлять тексты на заданную тему, используя слова для справок.

Приводить слова, которыми могут начинаться или заканчиваться сказки.

Писать сочинения на заданную тему

( «Половодье»), используя данные ключевые слова и готовый текст, в котором описывается начало ледохода.

Записывать текст-описание близко к тексту.

Составлять текст по его началу.

Обсуждать план письма и писать письмо.

Составлять текст (рассказ), который бы заканчивался словами «Лететь на всех парусах» или «Сидеть у моря, ждать погоды» и т.д.

Составлять план текста и писать по нему сочинение.







Первое и второе спряжение глаголов.

1




Определение спряжения глаголов по неопределенной форме.

1




РР Сочинение с элементами описания «Половодье».

1




Работа над ошибками.

1




Правописание безударных личных окончаний глаголов 2 – го лица единственного числа.

1




Правописание глаголов с –ТСЯ,-ТЬСЯ.

1




Правописание личных окончаний глаголов.

1




Спряжение глаголов во множественном числе.

1




Контрольное списывание.

1




Работа над ошибками.

1




Упражнение в правописании безударных окончаний глаголов

1




Сравнение правописания форм глаголов на - ться и - тся и существительных, оканчивающихся на - ца.

1




Распознавание в тексте глаголов в прошедшем времени.

1




Контрольный диктант по теме

«Безударные окончания глаголов единственного числа».

1




Работа над ошибками.

1




РР

Сжатое изложение по опорным словам

1




Работа над ошибками.

1




Определение лица, числа глагола по личному окончанию.

1




Упражнение в правописании форм глаголов с Ь.

1




Упражнение в правописании безударных окончаний глаголов в форме 2-го и 3-го лица единственного числа на – тся.

1




Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1




Правописание безударных окончаний глаголов-исключений.

1




РР Изложение по самостоятельно составленному плану (упр.157)

1




Работа над ошибками.

1




Глаголы- синонимы. Глаголы- антонимы.

1




Морфологический разбор глагола.

1




Проверочная работа по теме «Глагол». Тест.

1




Обобщение знаний по теме «Глагол».

1




Контрольный диктант по теме: «Глагол».

1




Работа над ошибками.

1






Наречие – 3 ч







Наречие. Образование наречий.

1

Выделять в тексте и записывать словосочетания, в которые входят наречия.

Устанавливать в процессе наблюдений и анализа: наречие – неизменяемая часть речи.

Разбирать наречия по составу.

Объяснять, какая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание) всегда отсутствует в наречиях.

Устанавливать, каким членом предложения является наречие.

Упражнять в правописании суффиксов –а-, -о-.




Наречие. Обстоятельство.

1




Правописание наречий.

1






Повторение – 20ч







Предложение.


1

Объяснять формулировку: «Предложение выражает законченную мысль».

Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.

Составлять предложения по данной схеме (модели) и записывать их.

Характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по составу.

Выделять предложения в сплошном тексте.

Находить грамматическую основу предложения и второстепенные члены предложения.

Соотносить произношение слова и его написание.

Распознавать в слове изученные орфограммы.

Подбирать проверочные слова.

Применять алгоритм проверки слов с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми гласными.

Объяснять правописание мягкого знака для обозначения мягкости согласного и разделительного мягкого знака в словах.

Работать в группе, распределять роли для работы.

Анализировать свои ошибки.

Формулировать выводы по результатам наблюдений.

Разбирать предложения, слова по составу.








Предложения по цели высказывания и интонации.

1




Распространённые и нераспространённые предложения.

1




Второстепенные члены предложения.

1




РР Сочинение «Кем я хочу стать?»

1




Работа над ошибками.

Предложения с однородными членами.

1




Сложные предложения.

1




Прямая речь. Обращение.

1




Знаки препинания в предложениях с прямой речью и обращениями.

1




Правописание мягкого знака в словах разных частей речи.

1




Грамматические признаки имен существительных.

1




Грамматические признаки имён прилагательных.

1




Грамматические признаки глагола.

1




Морфологический разбор предложений.

1




РР Подробное изложение «Герои войны»

1




Работа над ошибками.

1




Безударные гласные в корне слова.

1




Безударные гласные в окончаниях. Тест.

1




Правописание согласных.

1




Фонетический разбор слов.

1





16