СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку по программе "Планета знаний" для учащихся 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»


муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72



Утверждено

приказом №


Директор школы





Рабочая программа

по русскому языку


2 Б классе


2016-2017 учебный год


учителя Нефедкиной Е.С.




















г. Ярославль









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» 2 класс

(Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина)

  1. Планируемые результаты по русскому языку:



Класс

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

2 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;

• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

• осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному;

• адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.

ПРЕДМЕТНЫЕ

• осознавать слово как главное средство языка;

• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);

• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

• производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;

• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

• различать родственные (однокоренные) слова;

• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);

• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);

• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

• самостоятельно организовывать своё рабочее место;

• понимать цель выполняемых действий;

• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;

• понимать важность планирования работы;

• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);

• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;

• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.

Познавательные

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

• ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;

• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

• строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;

• находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;

• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);

• владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.

Коммуникативные

• выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;

• уметь слышать, точно реагировать на реплики;

• понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

ЛИЧНОСТНЫЕ

чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;

осознания русского языка как основного средства общения народов России;

осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей чувств;

восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;

понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам,

положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ

осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

оценивать уместность использования слов в тексте;

использовать осознанно употребление частей речи в предложении;

устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;

излагать содержание исходных текстов в 40–55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4–8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;

объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;

оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);

находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;

осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);

владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).

Коммуникативные

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

озаглавливать текст;

задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить).

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

































  1. Содержание учебного предмета


ЯЗЫК И РЕЧЬ

Слово — главное средство языка и речи. О роли дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль общения, функция познавательная и др.). Представление о связи языка и речи. Язык как основа речи, речь как «жизнь» языка, как способ общения. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Речь Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информации). Умение ориентироваться в речевой ситуации (с кем? зачем? что? как?). Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнёров по общению и потребности (мотива) у одного обращаться с речью, у другого воспринимать её.

Роль в общении несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.

Высказывание. Текст. Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, предложение, текст. Осознание целей, задач высказываний: спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.

Текст (устный и письменный). Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения «красная строка». Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо. Стилевое различие текстов (научная, учебно-деловая, художественная, разговорная речь).

Речевой этикет. Этикетные высказывания: просьба, вопрос, благодарность, поздравление. Овладение нормами речевого этикета при общении с помощью средств ИКТ.

Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения). Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выборочное чтение с целью нахождения. Элементарное прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану. Понимание интонационной окраски предложений, маленьких текстов.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации.

Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объёму текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/изложение по вопросам, по готовому плану).

Создание, конструирование собственных устных и письменных высказываний (предложений, текстов) с определённой речевой задачей на темы, близкие второклассникам: о каникулах, любимых уголках природы, животных, об увлечениях, прочитанных книгах, увиденных фильмах и пр. Разыгрывание ситуаций в диалоговой форме. Составление элементарного текста письма.

Развитие речевого слуха: мелодика слова и предложения (интонационный рисунок). Овладение нормами орфоэпии и правильного интонирования предложения и текста. Обогащение словаря новыми словами, уточнение значения по словарю вроде бы известных детям слов. Подборы синонимов, антонимов в условиях заданного контекста. Использование разных языковых средств выражения сравнительных отношений: описательные выражения (похож на.., подобен...), сравнительные обороты (нежный, как.., не_уклюжий, точно.., словно.).

Грамотное оформление выражаемых мыслей и чувств в соответствии с изученными каллиграфическими, орфографическими и пунктуационными правилами.

Практическое овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (обращение с просьбой, благодарность, поздравление).

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке. Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей — язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем мысли и чувства).

Русский язык — родной язык русского народа. Связь развития языка с историей развития культуры русского народа (почему так называется, почему так говорят, почему так пишется и т.п.). Представление об историческом корне слова. Из истории происхождения собственных имён (имён, фамилий). Наблюдение над выразительными средствами русского языка, качествами устной народной речи (на примере малых жанров устного народного творчества). Развитие мотива к изучению русского языка.

Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.

Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, ё, ю, я, с непроизносимыми согласными.

Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.

Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.

Чистописание. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 6) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 7) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова. Осознание словарного богатства русского языка. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значение слова. Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Наблюдение над использованием слов в разных значениях в речи, в эталонных текстах. Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство со словарями: толковыми, синонимов и антонимов.

Слово и его строение (состав слова, морфемика). Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень — смысловой центр слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями.

Основа слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология). Обобщение сведений о частях речи как групп слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление). Слово как часть речи (с введением терминов — имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Имя существительно. Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор).

Представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имён существительных по числам.

Имя прилагательное. Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.

Глагол. Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растёт, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.

Служебные части речи. Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений.

Синтаксис и пунктуация. Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).

Орфография. Общее представление об орфограмме, формирование орфографической зоркости. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от местоположения в слове. Использование орфографического словаря.

Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жиши, чаща, чущу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака. Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова как проверяемых, так и непроверяемых.

Составление предложений на тему, со словарным словом, из набора отдельных слов. Развитие речевого слуха: мелодика слова и предложения (интонационный рисунок).

Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объёму текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/изложение по вопросам, по готовому плану).

Составление небольших по объёму текстов на тему летних каникул, новогоднего праздника, в жанре природной зарисовки и т. п.





Тема

Количество часов

К/Р

Диктант

К/С

Изложение

Сочинение

1.

О даре слова(введение)

8 ч.

1





2.

Слово и его строение

25 ч.


1


1

1

3.

Слово и его значение

13 ч.


1

1


1

4.

Слово и его значимые части

11 ч.


1




5.

Правописание слов

24 ч.


1


2


6.

«Жизнь» языка в речи

10 ч.





1

7.

Правописание слов

40 ч.

1

3

1

2

1

8.

Части речи и их работа в предложении

28 ч.


1


1

1

9.

Язык и речь (обобщение)

11 ч.

1





Итого:


170 ч.

3

8

2

6

5

  1. Тематическое планирование:



ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПРОВОДИТСЯ ВВИДЕ КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТ

  1. Календарно – тематическое планирование 170ч. ( 5ч. в неделю)



п/п

Дата

Тема урока

Задачи урока

Основные термины и понятия

Характеристика деятельности

Раздел: Язык и речь (вводный раздел) (8 ч)

1.


Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Знакомство с понятиями: «дар речи, информация речевое действие, общение».

Дать представление о роли языка слов в жизни человека: возможность общаться, познавать мир, становиться человеком разумным. Упражнять в каллиграфически правильной записи букв, буквосочетаний.

Дар речи

Общение

Информация

Речевое действие

Язык, человек

Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык».


Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.


Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью.


Находить основную мысль читаемых текстов.


Сравнивать тексты, написанные разными стилями.


Следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов.


Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения

2.


Наш родной язык – русский. Государственный язык России.

Дать общее понятие о русском языке как родном языке русского народа и как государственном языке России. Упражнять в каллиграфически правильной записи букв, буквосочетаний, слов.

Русский народ

Русский язык

Иностранный язык

Родина, народ, Россия

3.


Язык певучий и богатый. Работа с пословицами и загадками.

Учить видеть образность, точность,

краткость, меткость русского языка в произведениях устного народного творчества, работать с пословицами и загадками.

Плавность, напевность, ритмичность, звукопись.


Сравнения, образные слова.

4.


Язык певучий и богатый. Знакомство и работа со словарями.

Учить видеть, чувствовать ритмичность, мелодичность русской речи, анализировать произведения устного народного творчества; развивать умение пользоваться словарями.

Рисовать, изображать

5.


Слово. Предложение. Текст

Дать общее представление о языке и речи: речь как «жизнь» языка. Обобщить знания о слове, предложении, тексте как средствах языка и речи; учить составлять звуко – буквенные схемы.

Средства языка

Лимон

6.


Вспоминаем о лете. Составление устных высказываний.

Упражнять в составлении устных высказываний (текстов) на основе личных наблюдений, воспоминаний.


7.


Входная контрольная

работа.




8.


Работа над ошибками в контрольной работе.




Раздел: Слово и его строение (25 ч)

9. (1)


Звуки речи и буквы.

Систематизировать сведения о звуковой системе русского языка. Упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчётливом произношении звуков в словах.

Звуки, буквы

Гласные, согласные звуки и буквы этих звуков

Коньки

Различать звуки и буквы.


Группировать звуки по их характеристике.


Выявлять и дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы.


Моделировать схемы слов.


Соотносить количество звуков и букв в словах, устанавливать и объяснять причины расхождения количества звуков и букв.


Производить звукослоговой и звукобуквенный анализы слов.


Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный.


Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв.


Наблюдать над свойствами русского ударения, вслушиваться в мелодику слова, правильно произносить слова.


Осознавать роль создания письменности для развития общества.


Определять положение заданной буквы в алфавите.


Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов.


«Читать» схему о роли букв е, ё, ю, я. Осознавать условия выбора прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных.


Высказываться об увиденном, описывать.

Устанавливать основное правило и варианты его применения при записи слов разной слоговой структуры.

Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова.

10. (2)


Слоги и ударение.

Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога). Учить писать слова с безударными гласными в корне.

Безударный гласный


Сч[щ] считалка, счёт

11. (3)


Алфавит. Буквы прописные и строчные.

Углубить представления о практической значимости знания алфавита. Дать историческую справку о рождении алфавита, о создании письменности на Руси, об исторических изменениях в русской азбуке, о важности овладения грамотностью. Дать общее представление о палиндромах (одинаково читающиеся слова и предложения с первой и с последней буквы).

Состав букв русского алфавита

Название букв Алфавитный порядок


Алфавит, ягода

12. (4)


Алфавит. Использование алфавита.

13. (5)


Алфавит. Использование алфавита( закрепление).

14. (6)


Большая буква в словах. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.

Повторить через анализ предложений и текстов правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, ряде географических названий (селений, рек, стран). Учить записывать высказывания о себе, о своём мохнатом или пернатом друге. Упражнять в каллиграфически правильной записи прописных букв.

Имя

Отчество

Фамилия

Кличка

Деревня, город

15. (7)


Перенос слов. Строение слога. Правила переноса слова.

Повторить основное правило переноса слов по слогам. Организовать наблюдение над более трудными вариантами переноса слов: со слогом, состоящим из одной гласной, с мягким знаком в середине, разделительными знаками, удвоенными согласными.

Сентябрь, хоккей

16. (8)


Перенос слов с мягким

знаком в середине, разделительными знаками, удвоенными согласными.

17. (9)


Обозначение на письме парных твердых и мягких согласных звуков.

Повторить способы обозначения твёрдых (с помощью гласных) и мягких (с помощью гласных или ь) согласных.

Упражнять в письме под диктовку и свободной записи слов по рисункам, загадкам и пр. Выявить группы шипящих, непарных по твёрдости и мягкости: ц, ж, ш — ч, щ. Провести наблюдение над употреблением гласных е, и после непарных твёрдых шипящих; над употреблением гласных а, у после непарных мягких шипящих согласных.

Запись звукового строения слова


[р`э] крем,

[з`э] музей,

[шн] конечно,

скучно,

скворечник,

подсвечник

Систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице.


Моделировать звуковое и слоговое строение слова.


Выявлять условия выбора гласных после разных групп твёрдых и мягких согласных.


Осознавать несоответствие в языке между процессом оглушения и написания согласных на конце слов.


Вычленять главное действие в решении задачи по подбору проверочного слова.


Наводить справки в орфографическом словарике.


Группировать слова по их общим значениям.


«Читать» табличку и озвучивать её содержание словесно.


Различать на слух набор слов, предложений и текст.


Синтезировать: составлять предложения на основе набора слов.


«Чувствовать» (языковое чутьё) недочёты в речи

18. (10)


Обозначение непарных твердых и мягких согласных звуков.

19. (11)


Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков. Правописание буквосочетаний: жи –ши, чу- щу, ча – ща.

20. (12)


Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков. Правописание буквосочетаний: чн, чк, щн.

21. (13)


Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков(закрепление).

22. (14)


Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков

Повторить пары звонких и глухих согласных. Провести наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и повторить приемы проверки таких звуков.

Парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки

23. (15)


Обозначение на письме гласных звуков. Подбор проверочных слов с безударным гласным, проверяемым ударением.

Повторить правило о безударных гласных, проверяемых ударением. Упражнять в выборе гласной по данным проверочным словам, подборе

проверочных слов с опорой на образец. Учить обращаться к словарям при записи слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Повторить слова из словаря, изученные в первом классе.

Безударный гласный Хозяин

24. (16)


Обозначение на письме гласных звуков. Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

25. (17)


Слова – названия предметов, признаков, действий. Выделение групп по значению и вопросу.

Повторить с помощью опорной таблицы основные группы слов — названия предметов, их признаков, действий. Ввести синонимические глаголы — «называть», «обозначать». Учить использовать разные признаки при группировке слов (лексическое значение, общее значение).

Название

Обозначение


Общее значение

26. (18)


Работа слов в предложении и тексте.

Повторить признаки предложения в отличие от набора отдельных слов. Упражнять в составлении предложений, в делении текста на предложения, в составлении текста из предложений, восстановлении их логической последовательности с опорой на план-рисунки(устно), в редактировании текста, в создании текста посредством ответов на вопросы с использованием их.

Признаки текста Логическая последовательность



27. (19)


Слово и предложение (обобщение).

Обобщить знания о правописании слов. Можно использовать тексты из рубрики «Проверочные работы».

Осознавать суть орфографического действия

28. (20)


Контрольный диктант № 1 по теме «Слово и предложение» с выполнением грамматического задания.



Применять знания о правописании при записи слов.


Устанавливать причину пояления ошибок, выбирать нужные упражнения для тренинга.


Оценивать успешность своей работы в тренинге.

29. (21)


Работа над ошибками в диктанте.



30. (22)


Р/р. Редактирование и пересказ текста. Обучающее изложение «До свидания, журавли»

Формировать умение письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану- вопроснику, а также редактировать свой текст.


Изложение

Заголовок,

План

здравствуй,

до свидания

Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника.


Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно.

31. (23)


Работа над ошибками в изложении.

32. (24)


Сочинение «Дед Мороз и дети»

Формировать умение составлять текст об осени (устно и письменно) на основе наблюдения, воображения (по аналогии с сюжетом мультфильма «Дед Мороз и дети»). Презентация творческих работ детей. Учить замечать речевые недочёты и пробовать их устранять. (На базе материала разворота «Мастерская слова»).

Сочинение («приведение мыслей в порядок»)

Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме.


Действовать по аналогии (сопоставление с содержанием мультфильма).

33. (25)


Анализ и редактирование сочинения.

Раздел: Слово и его значение (13 ч)

34. (1)


Соблюдение произносительных норм в собственно речи.

Учить анализировать ситуации, выявлять причины непонимания людьми информации при устном и письменном общении. Ознакомить с некоторыми правилами общения и вызвать интерес к познанию особенностей средств русского языка.

Ясно, понятно, Разборчиво, грамотно крошит и крошит

Выявлять причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении.


Осознавать мотив к более глубокому изучению русского языка и цели выполнения разнообразных упражнений.

35. (2)


Конкретные и общие значения слов.

Дать общее представление о разнообразии значений слов, дифференциации конкретного и общего значения в слове. Ввести термин «лексическое значение» слова. Познакомить с толковыми словарями, в частности, со словарём В.И. Даля.

Форма слова Лексическое (конкретное) значение Общее значение

орех

Осознавать наличие разных сторон значения слова.

Уточнять значения слов в толковых словарях.

«Читать» таблицу: добывать и обобщать информацию о свойствах слова из таблицы.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов.

Наводить справки о значениях слов в толковом словаре.

Наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов.

36. (3)


Контрольный диктант за 1 четверть с выполнением грамматического задания.



37. (4)


Работа над ошибками в контрольном диктанте.



38. (5)


Контрольное списывание.



39. (6)


Лексические значения слов. Знакомство со словами – синонимами и антонимами. Знакомство с толковым словарем.

Дать общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа вводной таблицы. Углубить представление о пословицах как «лучших примерах живой мудрой народной речи» (по Далю). Упражнять в выявлении особенностей значения русского слова многозначности, переносного значения, синонимов, антонимов, омонимов.

Близкие по значению (синонимы) Противоположные по значению (антонимы) Многозначные слова Переносное значение


Красненький,

осина,

ромашка

40. (7)


Лексические значения слов. Многозначные слова.

41. (8)


Переносное значение слов.

42. (9)


Части речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнять попутно в употреблении частей речи с разными лексическими значениями. Учить отгадывать и составлять тексты загадок о капусте.

Части речи

Имя существительное Имя прилагательное Глагол


капуста,

морковь,

оранжевая

Группировать слова как части речи.


Выявлять общее и различное в частях речи.


Находить ключевые словапризнаки отгадки в тексте загадки.

43. (10)

2 четверть


Части речи. Глагол.

44. (11)


Правила русского этикета. Этикетные высказывания: приветствие, прощание, просьба, благодарность.

Дать представление ещё об одной группе (междометных) слов с бытовым названием «вежливые» слова. Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Приветствие,

прощание,

просьба,

благодарность


спасибо

пожалуйста

Использовать разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией.

45. (12)


Сочинение «Облака».

Провести наблюдение над языком загадок и стихов об облаках. Проба пера.

облако

Создавать собственные высказывания с использованием «сравнительных» языковых средств.

46. (13)


Анализ и редактирование сочинения.

Раздел: Слово и его значимые части (11 ч)

47. (1)


Корень слова.

Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова». Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам — общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться). Упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов (они могут быть разными частями речи) и слов-синонимов (среди слов одной и той же части речи, только смысловая общность). Дать общее представление об историческом корне слова.

Корень

Однокоренные слова Исторический корень


Отец

Отечество

Отчизна (от отче — отец)

столица

Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове.

Определять корень слова с позиций совокупности его отличительных признаков.

Различать группы родственных слов, слов с омонимичными корнями, синонимы.

Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря.

48. (2)


Однокоренные слова.

49.(3)


Однокоренные слова. Знакомство и работа с этимологическим словарём.

50. (4)


Суффиксы в словах.

Дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением). Дать представление о значащей роли приставок в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением). Упражнять в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок (отдельно и одновременно).

Суффикс Уменьшительно-ласкательное значение Приставка

Значимые части слова (морфемы)

Наблюдать над оттенками значений (проявлять языковое «чутьё»), вносимых в слова приставками и суффиксами, делать выводы.

51. (5)


Приставка

52. (6)


Закрепление по теме: «Суффиксы и приставки в словах»

53. (7)


Окончание слова – изменяемая часть слова.

Дать понятие об окончании как изменяемой части слова. Провести наблюдение над значением окончания — указывать на части речи и их формы (числа, падежа, лица и др.), над его ролью — помогать вместе с предлогами связывать слова в предложении (2-й урок).

Окончание

Чеснок

хвоя

Отличать назначение окончания от роли других значимых частей в слове.

Изменять слова при связи слов в предложении.

54. (8)


Роль окончаний в слове.

55. (9)


Разбор слов по составу.

Обобщить роль всех значимых частей слова. Формировать умение анализировать (разбирать) слова с точки зрения его значащих частей — корня, суффикса, приставки, окончания.

Разбор слова по составу (морфемный)

Анализировать строение слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем).

Действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов.

Синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы). Группировать слова в соответствии с их составом.

Прогнозировать результат своей работы, выявлять затруднения и находить способы выхода из них

56. (10)


Контрольный диктант по теме «Слово и его значимые части » с выполнением грамматического задания.




57. (11)


Работа над ошибками в контрольном диктанте.

Раздел: Правописание (23 ч)

58. (1)


Понятие об орфограмме.

Повторить известные орфограммы в корне через призму нового понятия — орфограмма. Дать представление о слабой и сильной позициях (местоположении) звуков в словах, об обозначении звуков, находящихся в слабых позициях, буквами (орфограммами). Учить решать орфографические задачи (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения) с опорой на памятку. Упражнять в решении орфографических задач при записи слов по слуху (диктовке, записи слов по рисункам, отгадок).

Слабая и сильная позиция звука Орфограмма Проверяемые и непроверяемые орфограммы


Иней,

серебро

Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки.

Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы. Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы.

Действовать по алгоритму при решении орфографической задачи.


Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова.

59. (2)


Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова.

60. (3)


Правописание безударных гласных в корне слова.

Расширить представление о способах подбора проверочных слов: 1) изменение формы слова, 2) подбор однокоренного слова. Формулировать общее правило проверки безударных гласных. Провести наблюдение над единообразием написания корней однокоренных слов. Упражнять в подборе проверочных слов среди разных частей речи, в графическом обосновании (доказательстве) слова как проверочного. Упражнять в проверке слов с безударной е в корне однокоренными словами с гласной ё

Использование при выборе буквы способа поиска исторического корня. Повторить и дать новые слова — названия птиц, написание которых можно объяснить подражанием звукам, которые производят птицы («вор-вор-вор, синь-синь»). Формирование орфографического навыка правописания гласных в корне после шипящих. Учить дифференцировать использование правил в выборе и –е, и –ы (после х, ш, ц).

Проверяемые и проверочные слова Способы

Проверки Орфографическая задача

Непроверяемые безударные гласные Этимологический словарь



берег,

рябина (рябь),

железо,

природа,

синица,

снегирь

Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм. Находить ответ о написании слов в орфографическом и этимологическом словарях. Дифференцировать применение правил при записи слов со схожими орфограммами.

61. (4)


Проверка безударных гласных подбором однокоренных слов.

62. (5)


Проверка безударных гласных в корне слова.

63. (6)


Проверка гласных в корне после шипящих.

64. (7)


Изложение текста.




65. (8)


Анализ и редактирование изложения.




66. (9)


Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Расширить представление об оглушении парных согласных в словах: не только в конце слов, но и в середине — перед глухими согласными, о способах проверки: не только с помощью гласных, но и с помощью согласных м, н, р, л, в. Формировать умения проверять слова с разными орфограммами.

Упражнять в соотнесении проверяемых и проверочных слов, в графическом обосновании орфограммы и ее проверке.

Оглушение

Озвончение

Способы проверки Непроверяемые звонкие и глухие согласные


календарь,

вокзал

Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова.

Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове.

Обосновывать (устно, графически) наличие признаков орфограммы в слове.






Работать с информацией научного текста (правила): выявлять новые сведения, опираясь на известные. Обосновывать (устно, графически) наличие признаков орфограммы в слове.

Использовать общие способы действий при решении разных орфографических задач.

67. (10)


Способы проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова.

68. (11)


Правописание непроверяемых звонких и глухих согласных в корне слова.

69. (12)


Правописание непроизносимых согласных в корне слова.


Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, н, в и др. на месте звукосочетаний [сн], [зн], [рц], [нц], [ств].

Учить переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.

Анализировать слова радостный, чудесный, в которых непроизносимые согласные на стыке суффиксов. Упражнять в нахождении «опасного звучания» в словах и проверке для выбора правильного написания. Формировать умение писать слова с непроверяемыми непроизносимыми согласными.

Проверяемые и непроверяемые непроизносимые

согласные


праздник

солнце

лучше [тш]

чувство

лестница

70. (13)


Способы проверки непроизносимых согласных в корне слова.

71. (14)


Правописание непроизносимых согласных в корне слова (закрепление).


72. (15)


Правописание непроверяемых непроизносимых согласных в корне слова.


73. (16)


Проверяемые орфограммы в корне слова.

Учить систематизировать материал о разных проверяемых орфограммах в корне слова с помощью таблицы с пропущенными смысловыми частями. Упражнять в использовании разных способов и приемов проверки орфограмм.

Провести упражнения тренингово и проверочного характера из разворота «Проверочные работы»


Обобщать материал о способах проверки орфограмм с помощью таблицы.

Дифференцировать типы орфограмм в корне слова и подбирать адекватные приёмы проверки.

Находить в тексте, обнаруживать на слух слова с орфограммами. Графически обосновывать наличие в слове орфограммы определённого типа.

74. (17)


Проверяемые орфограммы в корне слова(обобщение).


75. (18)


Контрольный диктант за 1 четверть по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова » с выполнением грамматического задания.

Проверить сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов.

Учить группировать слова по однотипным орфограммам и подбирать соответственно им способы проверки, иллюстрировать аналогичными примерами.

Учить устанавливать причины выявленных пробелов.


Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками.

Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях.

76. (19)


Работа над ошибками в контрольном диктанте.

77. (20)


Изложение «Лесная быль»

Учить воспринимать содержание текста по его заголовку, плану, восстанавливать содержание с помощью ответов на вопросы. (При анализе работ можно использовать текст № 5 из «Проверочных работ»).


Анализировать строение и содержание читаемого и воспринимаемого на слух текстов. Воспроизводить содержание текстов с опорой на план.

Оценивать правильность выбора языковых средств в целях сохранения авторского отношения к описываемому.

Обсуждать участие в реализации проекта, работать совместно в паре, группе

78. (21)


Анализ и редактирование изложения.

79. (22)


Создание текста поздравления

Учить составлять тексты поздравительных открыток с Новым годом с использованием разных языковых средств поздравлений и пожеланий.

Побудить детей поздравить родных и друзей.

поздравления (здравие) пожелание

желаю (от «желеть» — симпатизировать, любить)

Осознавать и разделять традиции народа, поздравлять друг друга с праздниками.

Создавать собственное высказывание определённого жанра: поздравление с Новым годом. Использовать нормы речевого этикета в тексте- поздравлении. Редактировать тексты.

80. (23)


Инструктаж по проектным работам

Рассмотреть предлагаемые проектные работы.

Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды.

Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников.


Выбирать проект и группу, распределять виды работ.

Раздел: «Жизнь» языка в речи (10ч.)

3 четверть

81. (1)


Слово в предложении.

Помочь осмыслению учащимися взаимосвязи языка и речи, процесса рождения речи через восприятие образного решения художником (снежинки-слова, комки-предложения, снеговик-текст).

Речь язык

Значения слова

Осознавать взаимосвязь языка и речи, процесс рождения речи. Обнаруживать главное в сообщении и в структурных частях предложения.

«Читать» схемы и знаки препинания. 80 -81 Предложение. Члены предложения С. 6—9 Рт №21 с. 3—4

Углубить понятие о структуре предложения: цепочка слов, связь звеньев этой цепи по смыслу и грамматически.

Обобщать признаки предложения. Понимать основные «шаги» памяткиинструкции, действовать в соответствии с ними.

Строить высказывания в объёме предложений.

Учиться читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художественных текстов.

Ориентироваться в содержании и теме текста по его заголовку, ключевым словам, иллюстрациям. Подбирать заголовок к тексту, исходя из его темы.

Наблюдать над отбором фактов и языковых средств мастерами слова, сопоставлять их при создании текстов на узкие и широкие сопредельные темы.

82. (2)


Предложение. Члены предложения.

Углубить понятие о структуре предложения: цепочка слов, связь звеньев этой цепи по смыслу и грамматически.

Дать общее представление о главных членах предложения (без терминов): слова, называющие действующее лицо, предмет и их действия, состояние. Повторить функциональные (цели высказывания) и другие признаки предложений.

Строение предложения Грамматическая связь слов

Главные члены предложения


пассажир

83. (3)


Предложение. Главные члены предложения.

84. (4)


Текст. Тема текста

Углубить понятие о тексте: теме текста, логичности частей высказывания в тексте.

Дать общее представление о широких и узких темах (вариации темы «Зима»). Учить понимать смысл содержания текста по ориентировочным основам: заголовку, ключевым словам. Упражнять в озаглавливании текста, в восстановлении логичности, в составлении мини-высказываний по личным впечатлениям (о зимних забавах).

Тема Заголовок Последовательность высказываний (логичность)


погода,

непогода

85. (5)


Важное умение — понимать текст.

Учить добывать информацию (понимать содержание) по ориентировочной основе: по заголовку, плану, ключевым словам, иллюстрациям, рисункам (на базе текстов о рождении книги на Руси). Учить видеть строение текста с двумя-тремя микротемами (определение частей текста).

Учить высказывать мнения по поводу пословиц о книге.

Углубить работу над темой повествовательного текста (на базе текстов о библиотеке, каталоге). Прививать интерес к книге, к чтению (анализ соответствующих текстов). Учить читать (добывать информацию) из историко-познавательных текстов (о книгопечатании, оформлении книги, хранении и систематизации книг) и воспроизводить содержание прочитанного.

Учить правильно записывать названия книг и их авторов (пропедевтически).

Умение читать как понимание содержания текста

Части текста как микротемы высказывания

Красная строка (абзац)


[т`э]стеллаж,

картотека,

каталог

библиотека

Добывать информацию о книге (понимать тему, содержание) из названия, оглавления. Формулировать, высказывать мнения, сообщать о впечатлениях от прочитанного.

Читать и понимать историко-познавательные тексты. Осуществлять систематизацию, хранение книг и их поиск в домашней библиотеке. Осуществлять поиск книги по каталогам.

86. (6)


Знакомство с красной строкой при выделении смысловых частей.

87. (7)


Упражнения в понимании тем текстов.

88. (8)


Сообщение о любимой книге.

Учить: 1) читать и анализировать языковые средства текстов, выражающих одинаковое и разное отношение авторов к одним и тем же явлениям, событиям; 2) с помощью плана- вопросника делать сообщение о любимой прочитанной книге и редактировать его.


Связно высказываться с опорой на план-вопросник (сообщения о любимой книге, о зимних забавах).


Собирать и отбирать материал для высказывания.


Корректировать (редактировать) написанное.


Проводить презентацию проекта.


Корректно вносить собственные замечания, предложения.

89. (9)


Сочинение о зимних забавах, историях.

Учить письменно рассказывать о событиях зимних каникул, выражая свое отношение к предмету речи.

Дать примерные формулировки тем сочинений, ориентирующих на создание разных функциональных типов текстов.

каникулы,

забавы

90. (10)


Анализ творческих работ.

Презентация результатов «проб пера» одноклассникам.

Учить тактично давать советы юным авторам, редактировать письменные тексты.


Раздел: Правописание слов (40ч.)

91. (1)


Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова.

Повторить разные способы действий при записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу по нормам (орфоэпическим-графическим), 3) слышу и/ но пишу, выбирая букву. Повторить три правила, которые «учат писать корень»: о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Упражнять в решении орфографических задач, в графическом обосновании орфограмм и проверочного слова

Совершенствовать навык правописания трудно-проверяемых слов с помощью этимологического анализа.

Упражнять в употреблении слов с изучаемыми орфограммами в предложениях и тексте.

Дать общее представление о разных путях пополнения слов в языке (анализ таблицы «Откуда вы приходите, слова?»).

Орфограмма

Звук в слабой позиции Графическое обоснование орфограммы, признаков проверочного слова



месяц,

февраль,

ветер

футбол,

велосипед

агроном,

шофёр,

маршрут

Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов.

Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой. Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова.

Наводить справку о написании слова в орфографическом словаре, в этимологическом словаре Разграничивать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Использовать различные приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Извлекать и обобщать информацию из таблицы об иноязычных словах.

92. (2)


Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова(закрепление).

93. (3)


Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. Происхождение слов.

94. (4)


Непроверяемые орфограммы в корне слова.

95. (5)


Изложение «Птичья столовая»




96. (6)


Правописание слов с двойными согласными.

Познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных (удвоенных) согласных. Провести наблюдение: 1) над произношением долгого звука (ванна) в русских словах, в таких словах наличие двойных согласных можно определить по слуху; 2) над смысло- различительной ролью двойных согласных (бал — балл, дрожжи — дрожи); 3) над наличием двойных согласных на стыке корня и суффикса (карманный), корня и приставки (рассвет). Понаблюдать над словами иноязычного происхождения: двойные согласные обозначают один звук, так что написание таких слов нужно запоминать. Упражнять в написании и употреблении слов с двойными согласными.

[э] про`ект,

шосс`е,

тонн`ель

(тунн`ель)

[м] трамв`ай,

субб`ота

тролл`ейбус,

т`еннис,

кросс,

брасс,

басс`ейн

телегр`амма,

алл`ея

ант`енна

иллюстр`ация

Находить основание для группировки слов (по лексическому значению, по наличию орфограмм). Группировать слова по наличию в них двойных согласных.

Обращаться к орфографическому словарю с целью уточнения правописания слов.

Пробовать «перо» в составлении текста телеграммы

97. (7)


Правописание слов с двойными согласными. Перенос слов.

98. (8)


Правописание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.

99. (9)


Правописание двойных согласных в именах, отчествах и фамилиях.

100. (10)


Правописание двойных согласных в словах иноязычного происхождения (закрепление).

101. (11)


Закрепление правописания слов с двойными согласными.

102. (12)


Контрольное списывание.

Проверить уровень графической зоркости при списывании упражнения №32 из учебника (с печатного шрифта) и самоконтроля.

графическая зоркость самоконтроль

Тренировать зрительную память и контролировать свои действия.

103. (13)


Обобщение по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова»

Обобщить правила правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова и способы их применения. Упражнять в группировке слов по наличию в них двойных согласных. Учить писать безошибочно под диктовку и в свободном письме при составлении связных высказываний на основе личных впечатлений.

Искусная Искусственная искусство

Находить основания для группировки слов.

«Читать» таблицы и дополнять недостающую информацию. Применять правила в процессе исполнения работы.

104. (14)


Контрольный диктант по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слов» с выполнением грамматического задания.




105. (15)


Работа над ошибками в контрольном диктанте.

106. (16)


Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков.

Повторить способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака.

Учить производить звуковую запись слов.

Упражнять в нормативном произнесении слов с е: музей, крем, рейс (мягкий согласный перед буквой е); антенна, пюре, свитер, шоссе, стенд, модель, тест (твёрдый согласный перед е).

Организовать наблюдение над фактами письма, когда после непарных твёрдых шипящих и ц употребляются гласные и, е, ё, ю, я и наоборот.

Повторить написание жиши. Повторить употребление гласных после мягких согласных (чаща, чущу). Повторить написание сочетаний чк, чн, щн.

Наблюдение над многозначностью слова ручка.

Повторить употребление мягкого знака на конце и в середине слова.

Перенос слов с мягким знаком. Упражнять в использовании мягкого знака после л (перед твёрдыми и перед мягкими согласными).

Парные согласные по твёрдости и мягкости Непарные твёрдые и мягкие согласные Непарные мягкие шипящие

Мягкий знак-показатель мягкости




[тэ] стенд,

тест,

модель,

свитер,

[рэ] пюре

цирк,

циркуль,

аттракцион, `

овощи,

свёкла,

щавель,

молочный,

январь,

январский

Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова. Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме. Дифференцировать варианты применения правил при решении орфографических задач.

107. (17)


Употребление гласных после шипящих и буквы ц.

108. (18)


Правописание сочетаний чк, чн, щн.

109 (19)


Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

110. (20)


Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков(закрепление).



111. (21)


Проверочная работа

Осложненноё списывание текста (описание матрёшки): деление текста на абзацы, вставка недостающих букв.


Находить основание для группировки трёх типов объектов. Осуществлять самоконтроль и самооценку.

112. (22)


Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Познакомить с ситуациями употребления в словах разделительного мягкого знака.

Упражнять в употреблении разделительного мягкого знака перед и (олени-оленьи), в притяжательных прилагательных (отвечающих на вопрос чьи?), в отчествах.

Провести наблюдение над употреблением разделительного мягкого знака перед о (ьо) в словах французского происхождения: почтальон, павильон, шампиньон.


Разделительный мягкий знак


соловь`и

компь`ютер

обезь`яна

бульон,

почтальон,

лосьон,

медальон

Различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова.

Обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах.

113. (23)


Определение правописания слов с разделительным мягким знаком по орфографическому словарю учебника.

114. (24)


Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком.

115. (25)


Обобщение по теме «Обозначение твердых и мягких согласных звуков»

Обобщить способы обозначения гласных и согласных звуков буквами. Обобщить сведения о ролях мягкого знака в словах.

Произношение Правописание

Звуко-буквенный (фонетический) разбор

Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи.

116. (26)


Фонетический разбор слов.

117. (27)


Фонетический разбор слов (закрепление).

118. (28)


Контрольный диктант по теме «Гласные и согласные в корне слова»




119. (29)


Работа над ошибками в контрольном диктанте.




120. (30)


Изложение «Клестята»




121. (31)


Анализ и редактирование изложения.




122. (32)


Общее повторение правописания слов.

Обобщить способы обозначения гласных и согласных звуков буквами. Обобщить сведения о ролях мягкого знака в словах.

Произношение Правописание

Звуко-буквенный (фонетический) разбор

Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи.

123. (33)


Общее повторение правописания слов (закрепление).

124. (34)


Фонетический разбор слов.

125. (35)


Контрольный диктант за 3 четверть с выполнением грамматического задания.

Использовать при анализе упражнения тренингового характера (разворот «Школа Грамотея»).


Предъявлять результат.

Осуществлять самоконтроль.

126. (36)


Работа над ошибками в контрольном диктанте.

127. (37)


Учимся пересказывать и создавать тексты. Составление письма родным.

Учить составлять элементарные письма родным.

Познакомить с вариантами записи названия праздника (при необходимости): С 8 Марта!

С Восьмым марта!

Адресат


адрес

Составлять тексты в жанре письма.

128. (38)


Учимся пересказывать и создавать тексты. Поздравление к празднику.

129. (39)


Общее повторение правописания слов.




130. (40)


Инструктаж по проектным работам.

Рассмотреть предлагаемые проектные работы.

Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды.

Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников.


Осознавать источники поиска информации при выполнении как индивидуального, так и группового проекта.

Раздел: Части речи и их работа в предложении (28ч.)

131. (1)


Общее представление о частях речи.

Углубить представление о частях речи как языковой модели реального мира (по тексту Л. Тростенцовой).

Дать алгоритм распознавания (общее значение, вопрос) частей речи.

Части речи

Распознавать группы слов (части слова) по их отличительным признакам.

«Читать» и преобразовывать модели (схемы) предложений в высказывания.

132. (2)


Алгоритм распознавания и определения частей речи.

133. (3)


Упражнения в определении имен существительных..

Упражнять в определении имен существительных среди других частей речи.

Имя существительное


предмет

конфета

Определять грамматические признаки имени существительного.

Систематизировать признаки имени существительного как части речи.

Группировать имена существительные по отнесённости к одушевлённым и неодушевлённым. Наблюдать над вариантами значений существительных каждой группы.

Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр. Понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана.

134. (4)


Знакомство с одушевленными и именами существительными.

Углубить представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных (вопросы, термины).

Организовать наблюдения над одушевлёнными именами существительными: названиями людей (кем могут тебя называть); названиями животных (зверей, птиц, рыб, насекомых и пр.).

Организовать наблюдение над неодушевлёнными именами существительными: 1) названиями вещёй, растений, слов с обобщённым значением (мебель); 2) названиями чувств, явлений природы и т.п. (абстрактными существительными).

Одушевлённые и неодушевлённые существительные


мужчина

женщина

благодарность

посуда

одежда

инструменты

4 четверть

135. (5)


Знакомство с неодушевленными именами существительными.

136. (6)


Упражнения в определении одушевленных и неодушевленных имен существительных..

137. (7)


Знакомство с собственными именами существительными. Имена, отчества, фамилии как имена собственные.

Повторить правило употребления большой буквы в кличках животных, именах, отчествах, фамилиях людей. Дать представление об именах собственных как наименованиях единичных предметов (лиц).

Показать связь наличия имен, отчеств, фамилий с историей развития наименования русского человека. Стимулировать составление учащимися собственного «родословного дерева». Дать пропедевтические сведения об использовании кавычек и большой буквы в названиях книг, газет, журналов, фильмов, спектаклей. Упражнять в употреблении большой буквы в географических названиях (названиях областей, районов, населённых пунктов, улиц). Учить подписывать конверты.

Собственные и нарицательные имена существительные


Адресат,

Адресант

космос

космонавт

планета

океан

Осознавать традиции русского народа в наименовании и оформлении имён собственных.

138. (8)


Географические названия как имена собственные.

139. (9)


Упражнения в написании имен собственных.

140. (10)


Имя прилагательное. Полная форма имен прилагательных.

Повторить известные детям признаки имен прилагательных (общее значение, вопросы). Организовать наблюдение над разнообразными значениями имен прилагательных. Учить использованию прилагательных для характеристики человека (персонажа). Совершенствовать знания об имени прилагательном. Провести наблюдение над употреблением в речи полных и кратких форм имен прилагательных, сопоставление вопросов какой?, каков? и т. п. Упражнять в правильном написании окончаний имён прилагательных.

Полные и краткие формы имён прилагательных


Характер

тонк`и,

вкусн`ы,

пуст`ы

п`усты

Определять грамматические признаки имени прилагательного. Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи.

Наблюдать над вариантами значений прилагательных.

141. (11)


Краткая форма имен прилагательных.

142. (12)


Закрепление знаний об именах прилагательных

143. (13)


Глагол. Признаки глагола как части речи.

Повторить признаки отличия глаголов от других частей речи. Формировать умение вычленять глаголы в речи. Обратить внимание на важность роли глаголов в речи (динамизм фразы, информационность) посредством анализа художественных текстов.

Организовать наблюдение над функционированием в текстах глаголов в формах разных времен, разных наклонений (без терминов). Использование глаголов в переносном значении.

Глагол

Определять грамматические признаки глагола. Систематизировать признаки глагола как части речи.

Осмысленно подбирать глаголы при выражении мыслей и чувств.

144. (14)


Определение глаголов в тексте.

145. (15)


Изменение имен существительных по числам.

Наблюдение над формами изменения по числам имён существительных. Упражнения в узнавании формы единственного и множественного числа существительных, употребленных в формах косвенных падежей. Наблюдение над изменением по числам имен прилагательных и глаголов (в форме прошедшего времени), вариативностью окончаний форм множественного числа (ы­и, а­я). Установить зависимость изменения от имени существительного (признак предмета, действие предмета).

Формы изменения частей речи

Форма числа


учител`я

доктор`а

шофёры

инжен`еры

Наблюдать над формами изменения частей речи по числам.

Делать вывод об общности данной формы у известных частей речи.








146. (16)









Изменение имен прилагательных по числам.

Изменение глаголов по числам.

147. (17)






Итоговый диктант с выполнением грамматического задания в рамках промежуточной аттестации




148. (18)


Работа над ошибками итогового диктанта.




149. (19)


Предлоги и союзы - служебные части речи.

Углубить представление о словах-связках как служебных частях речи. Организовать наблюдение над смысловыми оттенками предлогов и союзов. Упражнять в выборе предлогов, установлении синонимичности значений предлогов, составлении предложений и текстов по рисункам с указанием пространственных отношений между предметами (лицами).

Служебные части речи Предлоги

Союзы


из магазина

из школы

Осознавать роль в предложении слов-связок.

Синтезировать: составлять предложения с использованием слов-связок.

Осознавать способность слов- связок выражать оттенки значений.

150. (20)


Предлоги и союзы - слова-связки.

151. (21)


Работа частей речи в предложении.

Провести наблюдение за «работой» в синтаксических единицах частей речи на основе анализа текстов по теме «Победа». Учить восстанавливать логичность (последовательности частей) текста.

Части речи Предложение


День Победы

Ветеран

Салют

Великая

Отечественная война

Анализировать содержание текста из нескольких микротем.

152. (22)


Работа с текстами.

153. (23)


Изложение «Золотой луг»

Учить анализировать языковые особенности и строение текста («Золотой луг» М. Пришвина), восстанавливать его содержание на основе выписанных образных слов и выражений.

Сравнение


Синонимические конструкции

Осуществлять рефлексию по итогам года.

Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста.

Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения, осознанно выбирать их при создании собственных высказываний.

Редактировать собственные и чужие тексты.

154. (24)


Анализ и редактирование изложения.

155. (25)


Сочинение «Одуванчик»

Подготовить к творческой работе по описанию одуванчика. Провести наблюдение над использованием разных изобразительных языковых средств (дополнительно использовать материал №5 из раздела «Повторение»). «Проба пера». Представление творческих работ учащихся в классе. Учить давать оценку, советы по улучшению описаний предмета.


156. (26)


Анализ и редактирование сочинения.

157. (27)


Обобщение по теме «Части речи и их работа в предложении»

При анализе использовать материал из рубрики «Школа грамотея» с. 132—133.



159. (28)


Инструктаж по проектным работам.

Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников.


Осознавать своё место, роль, мотив в выбранном проекте.

Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности.

Раздел: Язык и речь (обобщение). (11ч.)

160. (1)


Отличительные признаки основных средств языка и речи.

Совершенствовать знания об отличительных признаках основных средств языка, об образности русского слова, богатстве русского языка.

Слово,

предложение,

текст

Обобщать и систематизировать изученные языковые явления. «Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи.

Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения.












Применять полученные предметные умения при работе с текстом познавательного характера.

161. (2)


Слово (значение строение, правописание).

Решение орфографической задачи.

Повторить и проверить уровень сформированности умения решать орфографические задачи.

Форма,

значение,

правописание


Орфограммы в корне слова

одеть – раздеть

надеть – снять

162. (3)


Правописание гласных и согласных в корне слова.

163. (4)


Итоговая работа.

Итоговая работа комплексного характера на базе одного текста (через виды письма и пр. по вопросам к тексту).


164. (5)


Работа над ошибками в итоговой работе.

165. (6)


Разбор слов по составу.



166. (7)


Предложение.

Совершенствовать знания учащихся о частях речи. Работа с текстом о красноярских «Столбах».

Организовать наблюдение по рисунку о назначении языка и речи.

Сочинение по рисунку. Рассуждения о предстоящем летнем отдыхе.


167. (8)


Текст.


168. (9)


Фонетический разбор слов.



169. (10)


Инструктаж по проектным работам.

Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников.


Осознавать своё место, роль, мотив в выбранном проекте.

Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности.

170. (11)


Инструктаж по проектным работам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!