СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика и значение учебного предмета

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и  перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК русский 10»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе: Закона РФ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 (гл.2 ст.11,12,13); Федерального государственного образовательного стандарта ООО М.2004; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта СОО М.2004; примерная образовательная программа общего образования; Положения о рабочей программе МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа»; Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2016-2017 уч. г.; Учебного плана МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 уч.г.; примерных образовательных программ ООО; авторской программы Г.В.Цветкова; учебника «Русский язык» для 10-11 классов А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (М.: Просвещение) для общеобразовательных учреждений .

Специфика и значение учебного предмета

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и  перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в X классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

- Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

- Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

- Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для X класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Цели обучения русскому языку

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.

  2. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

  3. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

  4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Применение знаний и умений в жизни.

Задачи :

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

  • На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.


Место рабочей программы в образовательном процессе

Место предмета «Русский язык» в учебном плане:

В год105 часов, в неделю - 3 часа, 35 недель.

  1. Повторение. Общие сведения о языке – 10 часов.

  2. Текст и его строение. Основные виды переработки текста – 30 часов.

  3. Фонетика – 5 часов.

  4. Орфография – 5 часов.

  5. Лексика и фразеология – 12 часов.

  6. Морфемика и словообразование – 7 часов.

  7. Морфология. Орфография – 23 часа.

  8. Синтаксис и пунктуация – 13 часов.

Содержание с распределением учебных часов по разделам

Повторение. Общие сведения о языке. ( 10 часов)

Функции русского языка. Русский язык в современном мире. Заимствованные слова. Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, эстетический). Лингвистический анализ текстов. Взаимосвязь языка и культуры. Виды речевой деятельности (говорение, письмо, чтение). Устная и письменная речь. Диалог и монолог. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней. Звук речи. Морфема. Слово. Предложение. Основные виды словарей.

Знать/понимать: основные сведения о русском языке как национальном; основные функции русского языка; о взаимосвязи языка и культуры; уровни языка и их основные единицы; основные виды словарей.

Уметь: составлять подробный план; выделять тему высказывания; выполнять основные виды разбора; создавать текст на лингвистическую тему в форме размышления; выделять в тексте микротемы и передавать его основное содержание; составлять тезисный, простой и сложный планы; создавать сообщение на лингвистическую тему.

Текст и его строение. Основные виды переработки текста. (30 часов)

Текст. Признаки текста (тематическое и композиционное единство, смысловая цельность, законченность). Типы речи. Абзац. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Тематический конспект. Реферат. Аннотация. Рецензия. Понятие о функциональных разновидностях речи. Основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Знать/понимать: основные признаки текста; понятия «абзац», «микротема», «микротекст»; виды преобразования текста; формы существования русского языка; функциональные стили речи; их признаки и жанры.

Уметь: делать выписки из текста; составлять тематический конспект; писать реферат, рецензию; давать аннотацию; определять стилистическую принадлежность текста; определять жанры разных стилей; создавать тексты определенного стиля в разных жанрах; распределять слова по сферам употребления; анализировать морфологические и синтаксические особенности разных стилей.

Фонетика. (5 часов)

Фонетический разбор с элементами анализа. Фонема. Открытые и закрытые слоги. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Знать/понимать: порядок фонетического разбора; отличительные признаки фонемы; отличие открытых и закрытых слогов.

Уметь: выполнять фонетический разбор слов; различать буквы и звуки транскрибировать слова; различать открытые и закрытые слоги.

Орфография. (5 часов)

Орфограммы. Виды разборов. Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учетом орфографических норм русского языка. Основные виды разбора.

Знать/понимать: разделы русской орфографии (правописание морфем, слитные, дефисные и раздельные написания, употребление прописных и строчных букв, правила переноса слов).

Уметь: выполнять различные виды анализа языковых единиц; графически обозначать орфограммы; воспринимать аудированный текст, соблюдая орфографические нормы.

Лексика и фразеология. (12 часов)

Разграничение лексического и грамматического значений слова. Омонимы и синонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Лексика с точки зрения ее происхождения. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Градация. Антитеза. Лексика с точки зрения сферы ее употребления. Активный и пассивный запас языка. Индивидуальное словообразование. Фразеология (идиомы, фразеологические сочетания, крылатые выражения). Происхождение фразеологизмов, их стилистическая окраска, нормативное употребление.

Знать/понимать: системные отношения в лексике; особенности в лексике с точки зрения ее происхождения, сферы ее употребления; источники происхождения фразеологизмов.

Уметь: выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности; группировать слова по тематическому признаку; различать историзмы и архаизмы; находить авторские неологизмы; различать свободные и несвободные сочетания; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи в соответствии с лексическими нормами.

Морфемика и словообразование. (7 часов)

Основные понятия морфемики и словообразования. Корневые и аффиксальные морфемы. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфологический и неморфологический способы словообразования. Изобразительно-выразительные средства словообразования.

Знать/понимать: корневые и аффиксальные морфемы; варианты морфем; продуктивные способы образования частей речи; основные способы сложения.

Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; различать однокоренные слова и формы слова; различать слова с омонимичными корнями по значению; анализировать роль словообразовательных средств выразительности в различных языковых ситуациях.

Морфология. Орфография.(23 часа)

Классификация частей речи. Критерии выделения самостоятельных и служебных частей речи. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Способы выражения грамматических значений. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их признаки. Орфографические нормы и их группировка на основе принципов написания. Орфограмма. Тип орфограммы.

Знать/понимать: классификацию и критерии выделения частей речи; переходное явление в области частей речи; отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи; орфографические нормы; принципы русской орфографии.

Уметь: определять части речи и обосновывать свой выбор; характеризовать части речи по основным признакам; различать грамматические омонимы; выполнять морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; определять типы орфограмм; писать слова в соответствии с орфографическими нормами.

Синтаксис и пунктуация. (13 часов)

Единицы синтаксиса. Словосочетания и его виды. Предложения. Классификация предложений (двусоставные и односоставные). Виды односоставных предложений. Виды сложный предложений. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях. Грамматические нормы. Пунктуационные нормы. Разбор словосочетаний и предложений. Лингвистический анализ текста.

Знать/понимать: единицы синтаксиса; классификацию простых и сложных предложений; грамматические нормы; принципы русской пунктуации; синонимию грамматических форм, ее стилистические и смысловые возможности; порядок разбора словосочетания и предложения; элементы лингвистического и интонационного анализа текста.

Уметь: выделять грамматическую основу предложения; определять виды осложнений; различать типы сложных предложений и определять их структуру; строить словосочетания по типу согласования и управления; уметь выполнять пунктуационный и синтаксический разбор предложений; подбирать к данным предложениям синонимичные конструкции; перестраивать сложные предложения в простые и наоборот; выполнять все виды синтаксического разбора; выполнять лингвистический анализ текстов.

Формы организации учебных занятий – урок-лекция, консультация, практикум.

Основные виды учебной деятельности –тестирование, индивидуальная работа, проектная работа, фронтальная работа с классом, групповая работа, составление конспектов, самостоятельная работа.

Учебно-методическое обеспечение

1. Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

2. Баранов М. Т., Костяева ТА., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2010.

3. Баронова М.М. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2010.

4. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь. 10—11 классы. М.: ТЦ «Сфера», 2010.

5. Цыбулько И.П. ЕГЭ — 2010. Русский язык: тренировочные задания. М.: Просвещение. Эксмо,2010.

6. Цыбулько И.П., Капинос В.И. ЕГЭ — 2010. Русский язык: Сборник экзаменационных заданий (Федеральный банк экзаменационных материалов).М.: Эксмо, 2010.

7. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». М.: Просвещение, 2009.

8. Золотарева И.В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. М.: ВАКО, 2010.



Просмотр содержимого документа
«Учебно 10 класс 2016г.»

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов (всего)

Из них ( количество часов)

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

Развитие речи

1.

Повторение. Общие сведения о языке.

10


1


2.

Текст и его строение. Основные виды переработки текста.

30

6

6

2

3.

Фонетика.

5


1


4.

Орфография.

5


1


5.

Лексика.

12


1


6.

Морфемика и словообразование.

7


1


7.

Морфология. Орфография.

23


1

4

8.

Синтаксис и пунктуация.

13


1

2

итого

105

6

13

8



















Календарно-тематический план

№ уроков

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения (по плану)

Дата фактического проведения

Примечания

1.

Язык и общество.

1




2.

Три периода в истории русского языка

1




3.

Место и назначение русского языка в современном мире.

1




4.

Язык как система.

1




5.

Активные процессы в современном русском языке.

1




6.

Стилистические функции устаревших форм слова.

1




7.

Культура речи. Качества хорошей речи. Языковая норма.

1




8.

Словари как отражение истории и культуры русского языка.

1




9.

Обобщение по разделу. Повторение, систематизация.

1




10.

Контрольный диктант.

1




11.

Понятие о тексте. Признаки текста.

1




12.

Текст. Способы и средства связи между частями текста.

1




13.

Абзац.

1




14,15

Контрольное изложение.

2




16.

Типовая принадлежность текстов. Повествование.

1




17.

Текст-описание.

1




18.

Текст-рассуждение.

1




19.

Урок-практикум. Комплексная работа с текстом.

1




20.

Урок-практикум. Комплексная работа с текстом.

1




21.

Контрольное сочинение.

1




22.

Анализ контрольного сочинения.

1




23.

От анализа текста – к изложению.

1




24.

Подготовка к контрольному изложению.

1




25.

Контрольное изложение.

1




26.

Анализ результатов изложения.

1




27.

Стилистические нормы.

1




28.

Виды сокращения текста (план, тезис, выписка)

1




29.

Конспект. Тематический конспект.

1




30.

Реферат.

1




31.

Аннотация.

1




32.

Рецензия.

1




33.

Сочинение – это тоже текст.

1




34.

Сочинение – это тоже текст.

1




35.

Урок-лекция. Сочинение по предложенному тексту.

1




36.

Урок-лекция. Сочинение по предложенному тексту.

1




37.

Урок-лекция. Сочинение по предложенному тексту.

1




38.

Урок-лекция. Сочинение по предложенному тексту.

1




39,40.

Контрольное сочинение по предложенному тексту

2




41.

Анализ результатов сочинения.

1




42.

Звуковой состав языка.

1




43.

Орфоэпические нормы русского литературного языка.

1




44.

Орфоэпические нормы русского литературного языка.

1




45.

Фонетический анализ речи.

1




46.

Контрольное тестирование.

1




47.

Фонетический анализ речи.

1




48.

Принципы русской орфографии.

1




49.

Принципы орфографического написания слов. Орфографические нормы.

1




50.

Контрольная работа.

1




51.

Анализ результатов контрольной работы.

1




52.

Лексика. Понятие о слове. Многозначность слова.

1




53.

Омонимы и синонимы в русском языке, их виды и особенности употребления.

1




54.

Антонимы и паронимы, их употребление в речи.

1




55.

Лексика с точки зрения происхождения.

1




56.

Лексика с точки зрения происхождения.

1




57.

Активный и пассивный запасы лексики русского языка.

1




58.

Активный и пассивный запасы лексики русского языка.

1




59.

Фразеологизмы. Особенности их употребления.

1




60.

Фразеологизмы. Особенности их употребления.

1




61.

Лексико-фразеологический анализ языковых единиц. Лексические нормы

1




62.

Контрольная работа.

1




63.

Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова.

1




64.

Морфемный анализ слова.

1




65.

Способы образования слов.

1




66.

Способы образования слов.

1




67.

Морфемика и словообразование. Обобщение.

1




68.

Контрольное сочинение.

1




69.

Анализ результатов контрольного сочинения.

1




70.

Морфология. Имя существительное.

1




71.

Правописание имен существительных.

1




72.

Имя прилагательное.

1




73.

Правописание имен прилагательных.

1




74.

Имя числительное.

1




75.

Местоимение.

1




76.

Глагол.

1




77.

Контрольная работа.

1




78.

Причастие.

1




79.

Деепричастие.

1




80.

Наречие. Грамматические нормы.

1




81.

Контрольное изложение.

1




82.

Анализ результатов контрольного изложения.

1




83.

Предлоги и союзы.

1




84.

Частица. Разграничение частиц не и ни.

1




85.

Орфографические нормы. Правописание гласных и согласных в приставках.

1




86.

Контрольное сочинение.

1




87.

Орфографические нормы. Правописание суффиксов.

1




88.

Орфографические нормы. Правописание окончаний в словах разных частей речи.

1




89.

н и нн в словах разных частей речи

1




90.

Слитное и дефисное написание слов.

1




91.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

1




92.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

1




93.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетания .

1




94.

Простое предложение. Главные члены предложения.

1




95-96.

Осложненное простое предложение.

2




97-98.

Сложное предложение. Его виды.

2




99-100.

Сложные предложения с различными видами связи.

2




101.

Итоговая контрольная работа.

1




102.

Принципы русской пунктуации. Знаки препинания.

1




103-104.

Контрольное изложение.

2




105.

Анализ результатов контрольного изложения. Итоги работы за год.

1