ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе: Закона РФ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 (гл.2 ст.11,12,13); Федерального государственного образовательного стандарта ООО М.2004; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта СОО М.2004; примерная образовательная программа общего образования; Положения о рабочей программе МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа»; Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2016-2017 уч. г.; Учебного плана МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 уч.г.; примерных образовательных программ ООО; авторской программы Г.В.Цветкова; учебника «Русский язык» для 10-11 классов А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (М.: Просвещение) для общеобразовательных учреждений .
Специфика и значение учебного предмета
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в X классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
- Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
- Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
- Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для X класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Цели обучения русскому языку
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Применение знаний и умений в жизни.
Задачи :
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
Место рабочей программы в образовательном процессе
Место предмета «Русский язык» в учебном плане:
В год – 105 часов, в неделю - 3 часа, 35 недель.
Повторение. Общие сведения о языке – 10 часов.
Текст и его строение. Основные виды переработки текста – 30 часов.
Фонетика – 5 часов.
Орфография – 5 часов.
Лексика и фразеология – 12 часов.
Морфемика и словообразование – 7 часов.
Морфология. Орфография – 23 часа.
Синтаксис и пунктуация – 13 часов.
Содержание с распределением учебных часов по разделам
Повторение. Общие сведения о языке. ( 10 часов)
Функции русского языка. Русский язык в современном мире. Заимствованные слова. Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, эстетический). Лингвистический анализ текстов. Взаимосвязь языка и культуры. Виды речевой деятельности (говорение, письмо, чтение). Устная и письменная речь. Диалог и монолог. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней. Звук речи. Морфема. Слово. Предложение. Основные виды словарей.
Знать/понимать: основные сведения о русском языке как национальном; основные функции русского языка; о взаимосвязи языка и культуры; уровни языка и их основные единицы; основные виды словарей.
Уметь: составлять подробный план; выделять тему высказывания; выполнять основные виды разбора; создавать текст на лингвистическую тему в форме размышления; выделять в тексте микротемы и передавать его основное содержание; составлять тезисный, простой и сложный планы; создавать сообщение на лингвистическую тему.
Текст и его строение. Основные виды переработки текста. (30 часов)
Текст. Признаки текста (тематическое и композиционное единство, смысловая цельность, законченность). Типы речи. Абзац. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Тематический конспект. Реферат. Аннотация. Рецензия. Понятие о функциональных разновидностях речи. Основные функциональные стили современного русского литературного языка.
Знать/понимать: основные признаки текста; понятия «абзац», «микротема», «микротекст»; виды преобразования текста; формы существования русского языка; функциональные стили речи; их признаки и жанры.
Уметь: делать выписки из текста; составлять тематический конспект; писать реферат, рецензию; давать аннотацию; определять стилистическую принадлежность текста; определять жанры разных стилей; создавать тексты определенного стиля в разных жанрах; распределять слова по сферам употребления; анализировать морфологические и синтаксические особенности разных стилей.
Фонетика. (5 часов)
Фонетический разбор с элементами анализа. Фонема. Открытые и закрытые слоги. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Знать/понимать: порядок фонетического разбора; отличительные признаки фонемы; отличие открытых и закрытых слогов.
Уметь: выполнять фонетический разбор слов; различать буквы и звуки транскрибировать слова; различать открытые и закрытые слоги.
Орфография. (5 часов)
Орфограммы. Виды разборов. Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учетом орфографических норм русского языка. Основные виды разбора.
Знать/понимать: разделы русской орфографии (правописание морфем, слитные, дефисные и раздельные написания, употребление прописных и строчных букв, правила переноса слов).
Уметь: выполнять различные виды анализа языковых единиц; графически обозначать орфограммы; воспринимать аудированный текст, соблюдая орфографические нормы.
Лексика и фразеология. (12 часов)
Разграничение лексического и грамматического значений слова. Омонимы и синонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Лексика с точки зрения ее происхождения. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Градация. Антитеза. Лексика с точки зрения сферы ее употребления. Активный и пассивный запас языка. Индивидуальное словообразование. Фразеология (идиомы, фразеологические сочетания, крылатые выражения). Происхождение фразеологизмов, их стилистическая окраска, нормативное употребление.
Знать/понимать: системные отношения в лексике; особенности в лексике с точки зрения ее происхождения, сферы ее употребления; источники происхождения фразеологизмов.
Уметь: выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности; группировать слова по тематическому признаку; различать историзмы и архаизмы; находить авторские неологизмы; различать свободные и несвободные сочетания; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи в соответствии с лексическими нормами.
Морфемика и словообразование. (7 часов)
Основные понятия морфемики и словообразования. Корневые и аффиксальные морфемы. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфологический и неморфологический способы словообразования. Изобразительно-выразительные средства словообразования.
Знать/понимать: корневые и аффиксальные морфемы; варианты морфем; продуктивные способы образования частей речи; основные способы сложения.
Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; различать однокоренные слова и формы слова; различать слова с омонимичными корнями по значению; анализировать роль словообразовательных средств выразительности в различных языковых ситуациях.
Морфология. Орфография.(23 часа)
Классификация частей речи. Критерии выделения самостоятельных и служебных частей речи. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Способы выражения грамматических значений. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их признаки. Орфографические нормы и их группировка на основе принципов написания. Орфограмма. Тип орфограммы.
Знать/понимать: классификацию и критерии выделения частей речи; переходное явление в области частей речи; отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи; орфографические нормы; принципы русской орфографии.
Уметь: определять части речи и обосновывать свой выбор; характеризовать части речи по основным признакам; различать грамматические омонимы; выполнять морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; определять типы орфограмм; писать слова в соответствии с орфографическими нормами.
Синтаксис и пунктуация. (13 часов)
Единицы синтаксиса. Словосочетания и его виды. Предложения. Классификация предложений (двусоставные и односоставные). Виды односоставных предложений. Виды сложный предложений. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях. Грамматические нормы. Пунктуационные нормы. Разбор словосочетаний и предложений. Лингвистический анализ текста.
Знать/понимать: единицы синтаксиса; классификацию простых и сложных предложений; грамматические нормы; принципы русской пунктуации; синонимию грамматических форм, ее стилистические и смысловые возможности; порядок разбора словосочетания и предложения; элементы лингвистического и интонационного анализа текста.
Уметь: выделять грамматическую основу предложения; определять виды осложнений; различать типы сложных предложений и определять их структуру; строить словосочетания по типу согласования и управления; уметь выполнять пунктуационный и синтаксический разбор предложений; подбирать к данным предложениям синонимичные конструкции; перестраивать сложные предложения в простые и наоборот; выполнять все виды синтаксического разбора; выполнять лингвистический анализ текстов.
Формы организации учебных занятий – урок-лекция, консультация, практикум.
Основные виды учебной деятельности –тестирование, индивидуальная работа, проектная работа, фронтальная работа с классом, групповая работа, составление конспектов, самостоятельная работа.
Учебно-методическое обеспечение
1. Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
2. Баранов М. Т., Костяева ТА., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2010.
3. Баронова М.М. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2010.
4. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь. 10—11 классы. М.: ТЦ «Сфера», 2010.
5. Цыбулько И.П. ЕГЭ — 2010. Русский язык: тренировочные задания. М.: Просвещение. Эксмо,2010.
6. Цыбулько И.П., Капинос В.И. ЕГЭ — 2010. Русский язык: Сборник экзаменационных заданий (Федеральный банк экзаменационных материалов).М.: Эксмо, 2010.
7. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». М.: Просвещение, 2009.
8. Золотарева И.В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. М.: ВАКО, 2010.