СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку на 2016-2017 уч.год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Пояснительная записка


Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образования, Примерной про­граммы начального общего образования по русскому языку для образовательных учрежде­ний с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Рус­ский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых устано­вок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и ми­ровоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей дея­тельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

В системе предметов общеобразовательной школы основное место за­нимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным язы­ком русскою народа, средством межнационального общения.

Русский язык - основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способно­стей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.

До начала обучения языковая активность ребёнка направлена на эмпи­рическое овладение речью путём практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно иной уровень владения детьми родным языком, новый уровень их рече­вой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову.

Изучение русскою языка в начальной школе представляет собой пер­вый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и пись­менной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безоши­бочного письма как показателя общей культуры человека.

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языко­вого и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуникативных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достиже­ние основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познава­тельного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета пред­ставляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка соче­тается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематиче­ский курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий кур­са русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существи­тельное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

Место курса в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Данная программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,

2) формирование ценно­стей многонационального российского общества; становление гуманистических и демокра­тических ценностных ориентации;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом

устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

4) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной. культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности. ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

5) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

6) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия наро­дов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

9)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практиче­ских задач:

использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности:

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия лих реальностей;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего об­разования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания:

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения:

сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека:

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литера­турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет: умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адек­ватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач:

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач:

умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препина­ния (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

способность проверять написанное.


Содержание программы (170 часов)

Повторение (11 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (компози­ция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рас­суждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (9 ч)

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородны­ми членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однород­ными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в слож­ных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (21 ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и перенос­ное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимство­ванные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и слу­жебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (43 ч)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существитель­ных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен суще­ствительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен сущест­вительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен сущест­вительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3~го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий. -ие, -ия). Озна­комление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па­дежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала: работать в магазине, на почте: гордиться товарищем. гордость за товарища, слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры. учителя, директора: урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (30 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существи­тельным. Упражнения в распознавании имен прилагательных по общему лексическому зна­чению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой ха шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падеж­ных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение /мен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред­него рода б единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навы­ка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в едино •венном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Личные местоимения (7 ч)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных па­дежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование место­имений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (34 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование времен­ных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в не­определенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы 1 и 2 спряжения (общее представление).

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопро­сам (что делает? что делать?).

Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в воз­вратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний гла­голов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нуж­ных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Развитие речи

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоя­тельно).

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повество­вания, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составлен­ному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпите­тов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, сущест­вительных-синонимов и др.

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисун­ков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с пред­варительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учи­теля.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, исполь­зуемые при извинении и отказе.

Повторение (15 ч)

Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, го­реть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, ин­женер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбай­нер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правитель­ство, председатель, прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, свер­кать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, те­лефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экс­курсия, электричество, электровоз, электростанция.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка в четвёртом классе дети научатся:

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков
в слабой позиции в корне слова;

разбирать простое предложение с однородными членами;

ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;

оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания, точка, вопросительный и восклицательный знаки);

писать обучающее изложение доступного текста;

списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;

производить разбор слова по составу;

подбирать однокоренные слова;

распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, ме­стоимение, наречие, предлог, союз);

определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;

производить морфологический разбор доступных слов;

давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

понимать влияние ударения на смысл слова;

различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;

устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

производить элементарный синтаксический разбор предложения;

различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).

Четвероклассники получат возможность научиться.

• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;

проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;
склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

• производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, па­деж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагатель­ных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и бу­дущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, чис­ло, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

вычленять в предложении основу и словосочетания;

производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с одно­родными членами;

определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

определять тип текста;

писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элемента­ми описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предпола­гает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в треть­ем классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи Оценка индивидуальных об­разовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется дости­жение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже­ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи­рованных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокуп­ность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение бо­лее высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной фор­ме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон­няя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тема­тических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позво­ляют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и ито­говых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объясни­тельные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная прове­рочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе:

способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учи­тель должен иметь в виду следующее:

повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например,
если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;

если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошиб­ка, она считается как одна;

ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные;
ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);

- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);

перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

дважды написанное одно и то же слово.

Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предше­ствующих классах не изучались;

отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

нарушение орфографических правил при написании слов;

неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с про­граммой:

дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

Примечание:

Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, не удовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Осо­бенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Примерное количество слов:

-для словарных диктантов: 10-12;

для контрольных диктантов: первое полугодие - 40-45, конец года - 55-65;

для изложений: первое полугодие - примерно 50-60 слов, конец года - 60-75 слов.



Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

1

Наша речь и наш язык.




2

Текст. План текста.




3

Развитие речи. Изложение повествовательного текста.




4

Типы текстов.




5

Предложение как единица речи.

Входная диагностическая работа.




6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.




7

Обращение.




8

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.




9

Распространённые и нераспространённые предложения.




10

Словосочетание.




11

Контрольный диктант.




12

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Однородные члены предложения (общее понятие).




13

Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления.




14

Связь однородных членов в предложении с помощью союзов.




15

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант.




16

Обобщение знаний об однородных членах предложения. Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»




17

Простые и сложные предложения.




18

Знаки препинания в сложном предложении.




19

Знаки препинания в сложном предложении.




20

Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Проверочная работа по теме «Предложение».




21

Лексическое значение слова.




22

Заимствованные слова. Устаревшие слова.

Многозначные слова.




23

Синонимы. Антонимы. Омонимы




24

Фразеологизмы. Развитие речи.

Составление текста по рисунку и фразеологизму.




25

Части речи.




26

Части речи.




27

Части речи.




28

Контрольное списывание.




29

Наречие.




30

Наречие




31

Наречие. Проверочная работа по теме «Части речи».




32

Значимые части слова. Однокоренные слова.

Корень слова.




33

Состав слова. Суффиксы и приставки.




34

Разбор слова по составу.




35

Правописание гласных и согласных в корнях слов.




36

Правописание гласных и согласных в корнях слов.




37

Упражнение в написании приставок и суффиксов.




38

Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.

Словарный диктант.




39

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

Развитие речи. Составление объявления.




40

Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».




41

Контрольный диктант.




42

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Изменение по падежам.




43

Признаки падежных форм имён существительных.




44

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей.




45

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей.




46

Несклоняемые имена существительные.




47

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных.




48

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.




49

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег».




50

2-е склонение имён существительных.




51

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.




52

3-е склонение имён существительных.




53

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.




54

Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».




55

Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.




56

Именительный и винительный падежи.




57

Родительный падеж.




58

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже.




59

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.




60

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.




61

Дательный падеж.




62

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже.




63

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже.




64

Творительный падеж.




65

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже.




66

Предложный падеж.




67

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.




68

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.




69

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.




70

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.




71

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.




72

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Словарный диктант.




73

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.




74

Контрольный диктант.




75

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе.




76

Промежуточная диагностическая работа .




77

Именительный падеж множественного числа.




78

Родительный падеж множественного числа.




79

Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных.




80

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.




81

Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа.




82

Проверочная работа по теме «Имя существительное».




83

Проект «Говорите правильно!»




84

Контрольный диктант.




85

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Значение и употребление в речи.

Словообразование имён прилагательных




86

Род и число имён прилагательных




87

Род и число имён прилагательных. Развитие речи.

Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».




88

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина».




89

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.




90

Склонение имён прилагательных. Развитие речи.

Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов».




91

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.




92

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.




93

Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.




94

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.




95

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.




96

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.




97

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.




98

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.





Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.




99

Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.




100

Контрольное списывание.




101

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе.




102

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.




103

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.




104

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.




105

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.




106

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Словарный диктант.




107

Развитие речи. Составление сообщения о достопримечательностях своего села, обобщать её и составлять сообщение.




108

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».




109

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.




110

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.




111

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Развитие речи. Изложение повествовательного текста




112

Обобщение знаний об имени прилагательном




113

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Развитие речи. Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».




114

Контрольный диктант.




115

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Роль местоимений в речи.




116

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.




117

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

Развитие речи. Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога.




118

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.




119

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Развитие речи.

Составление поздравительной открытки.




120

Развитие речи. Изложение повествовательного текста.




121

Морфологический разбор местоимений.

Проверочная работа по теме «Личные местоимения».




122

Глагол как часть речи (повторение).




123

Время глагола.




124

Изменение глаголов по временам.




125

Неопределённая форма глагола.




126

Контрольный диктант.




127

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Неопределённая форма глагола.




128

Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме.




129

Упражнение в образовании форм глаголов.




130

Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану.




131

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение).




132

2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени.




133

Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами.




134

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».




135

Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени.




136

Спряжение глаголов в будущем времени.




137

Личные окончания глаголов I и II спряжений.




138

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.




139

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме.




140

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.




141

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

Словарный диктант.




142

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.




143

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.




144

Контрольное списывание.




145

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.




146

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.




147

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.




148

Развитие речи. Изложение деформированного повествовательного текста.




149

Правописание глаголов в прошедшем времени.




150

Правописание глаголов в прошедшем времени.




151

Проверочная работа по теме «Глагол».




152

Развитие речи. Составление текста на спортивную тему.




153

Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола.




154

Контрольный диктант.




155

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Развитие речи. Изложение повествовательного текста.




156

Повторение по теме «Наша речь и наш язык».




157

Развитие речи. Повторение по теме «Текст».




158

Повторение по теме «Предложение».




159

Контрольный диктант.




160

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Повторение по теме «Имя существительное».




161

Итоговая диагностическая работа.




162

Орфограммы в значимых частях слова.




163

Орфограммы в значимых частях слова.




164

Развитие речи. Изложение повествовательного текста.




165

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».




166

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».




167

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».




168

Обобщение знаний по курсу «Русский язык»




169

Развитие речи. Изложение повествовательного текста.




170

Игра «Родное слово».







Материально- техническое обеспечение учебного предмета

Наименование объектов и средств

Количество

Примечания

материально - технического обеспечения



Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно -методические комплекты по русскому

К

Библиотечный фонд

языку для 1 -4 классов (программы, учебники,


комплектуется с учётом

рабочие тетради и др.).


типа школы на основе

Примерная программа начального общего

Д

федерального перечня

образования по русскому языку


учебников,



рекомендованных



(допущенных)



Минобрнауки РФ

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное

Д


полотно, набор букв, образцы письменных букв).



Касса букв и сочетаний (по возможности).

ф


Таблицы к основным разделам грамматического

Д


материала, содержащегося в программе по



русскому языку



Наборы сюжетных( предметных) картинок в

Д


соответствии с тематикой, определённой в



программе по русскому языку (в том числе в



цифровой форме)



Словари по русскому языку: толковый словарь,

Ф/Д


словарь фразеологизмов, морфемный и



словообразовательный словари.



Репродукции картин в соответствии с тематикой

Д


и видами работы, указанными в программе и



методических пособиях по русскому языку (в том



числе в цифровой форме)



Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для

Д


крепления таблиц и картинок.



Настенная доска с набором приспособлений для

Д


крепления картинок.



Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

К

д

д

д

д


Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).