СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» С.В.Иванова, М.И.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой УМК  «Начальная  школа XXI века»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 2 класс.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края


«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО учителей Приказ № ____.

начальных классов от «___» август 2017 г

Протокол заседания № 1 Директор школы

Руководитель МО

______________________ _________________

Н.И.Дробина С.В.Гасай

«__» август 2017 г. «__» август 2017 г.



Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

начального общего образования

2 класс


на 2017-2018 у/г



Составитель : Яловенко О.П.

учитель начальных классов




Пояснительная записка учебного предмета «Русский язык» начального образования.


Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» С.В.Иванова, М.И.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой УМК «Начальная школа XXI века» в соответствии со следующими документами: Годовой календарный учебный график, Учебный план ОУ, ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Поломошенская СОШ», Положение о рабочей программе по учебным предметам , учебным курсам по ФГОС НОО, Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, Примерная программа по русскому языку , утвержденная Министерством образования и науки РФ

Программа составлена для учащихся 2 класса МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2017-2018 у/г. Реализуется без изменений авторской программы.

Учебно- методический комплект:

Авторская программа: Русский язык : 1 – 4 классы: программа, планирование , контроль/ С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова – М.:Вентана - Граф, 2013 .- 384 с

Учебник:

Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1, / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова , М.И.Кузнецова и др; под ред. С.В.Иванова, - 4 –е изд.,перераб.-. М. : Вентана – Граф, 2012 -176 с. с.

Русский язык :4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2 / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова , М.И.Кузнецова и др; под ред. С.В.Иванова, - 4 –е изд.,перераб.-. М. : Вентана – Граф, 2012 -176 с. с.

Рабочие тетради:

Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций / М.И.Кузнецов.- 4 – е изд., испр.и доп. - М: Вентана – Граф, 2016. -112 с.

Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь, № 2 для учащихся общеобразовательных организаций /М.И.Кузнецова . .- 4 – е изд., испр.и доп. - -М: Вентана – Граф, 2016. - 112 с.

Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / М.И.Кузнецов. 3 – е изд., испр. -М: Вентана – Граф, 2013 г., 96 с.

Русский язык : 2 класс :тетрадь для контрольных работ : для учащихся общеобразовательных организаций /В.Ю.Романова, Л.В.Петленко М: Вентана-Граф , 2016. – 64 с.

Методические пособия:

Русский язык : 2 класс: комментарии к урокам С.В.Иванов, М.И.Кузнецова.- : Вентана-Граф , 2012.- 512 с. с.

Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения: 2-4 классы: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения /В. Ю. Романова, Л. В. Петленко; под ред. С.В.Иванова.- 3-е перераб. – М.: Вентана – Граф, 2014.- 272 с.




Обоснование выбора используемого УМК.

  • -входит в Федеральный перечень УМК , допущенных к использованию в образовательных учреждениях,

  • - разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

  • -методика изучения каждого предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование универсальных учебных действий, формирование умений, связанных с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

  • - обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей;

  • - носит интегративный характер (развивает коммуникативные умения, языковую, социокультурную, компенсаторную, учебно-познавательную компетенции);

  • -развивает и воспитывает у школьников понимание важности изучения русского языка и потребности пользоваться им как средством общения, познания, социальной адаптации, воспитывает качества гражданина, патриота.

Основная цель:

сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

  • грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

  • навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;

  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;

  • научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.



Основные задачи учебного предмета :

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Общая характеристика организации учебного процесса

Формы организации обучения: урок

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно – поисковые, индуктивные, дедуктивные, самостоятельная работа.

Технологии обучения: личностно – ориентированное, проблемно – диалоговое, дифференцированное обучение

Средства обучения: учебник, рабочие тетради на печатной основе, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, ЭОР

Режим занятий: 6 –дневная неделя , продолжительность урока 40 минут

Межпредметные связи:

- с уроками литературного чтения (составление и запись предложений и мини-текстов о героях литературных произведений, запись отдельных выражений, абзацев из текстов изучаемых произведений)

- с уроками изобразительного искусства ( написание предложений по иллюстрациям)



Место предмета в учебном плане

На реализацию программы по русскому языку во 2 классе в Федеральном базисном учебном плане предусмотрено 170 часов (34 недели по 5 часов в неделю).

Планируемые результаты

(личностные, предметные, метапредметные результаты)

Личностные УУД

Базовый уровень:

- внутренняя позиция школьника, самостоятельность, ответственность, мотивация учебной деятельности

Повышенный уровень:

-осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Метапредметные УУД

Базовый уровень:

Регулятивные УУД:

-ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;

-проводить само и взаимоконтроль;

-проверять собственный и предложенный тексты, нахо­дить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

Познавательные УУД:

- различать, сравнивать, кратко

характеризовать:

-парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные зву­ки;

-изменяемые и неизменяемые слова;

-формы слова и однокоренные слова;

-однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

-предложения по цели высказывания;

-предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

-определять (уточнять) написание слова по орфографи­ческому словарю учебника.

-использовать алфавит при работе со словарями и спра­вочниками;

-лексическое значение слова в толковом словаре

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать свои действия и действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия;

-работать в паре;

Повышенный уровень:

Регулятивные УУД:

Ученик получит возможность научиться:

-при работе над ошибками осознавать причины появ­ления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

Познавательные УУД:

Ученик получит возможность научиться:

-устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

-определять способы образования слов (суффиксаль­ный, приставочный, приставочно-суффиксальный);

- различать однозначные и многозначные слова;

-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- подбирать примеры слов с определённой орфограммой;

Коммуникативные УУД:

Ученик получит возможность научиться:

-наблюдать за использованием в тексте слов в пере­носном значении и омонимов;

-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

-наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

-соблюдать нормы современного русского литератур­ного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).

Предметные УУД

Базовый уровень:

Ученик научится:

выделять, находить:

-в словах с однозначно выделяемыми морфемами оконча­ние, корень, суффикс, приставку;

-основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

-делить слова на слоги;

-подбирать однокоренные слова;

-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 45-60 слов;

-подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавли­вать собственный текст;

-исправлять деформированный текст (с нарушенным по­рядком следования частей);

применять правила правописания:

-перенос слов;

-проверяемые безударные гласные в корнях слов;

-парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

-непроизносимые согласные;

-непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (сло­варные слова, определённые программой);

-разделительные твёрдый и мягкий знаки;

-правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-;

-раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Повышенный:

Ученик получит возможность научиться:

- подбирать примеры слов с определённой орфограммой;

-различать однозначные и многозначные слова;

-применять правило правописания суффиксов имён существительных: -онок-, -ёнок-; -ок-; -ек-; -ик-; -ость-;

-применять правило правописания суффиксов имён прилагательных: -ое-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-;

-определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

-определять по предложенным заголовкам содержание текста;

-составлять план текста;



Критерии оценивания по предмету соответствуют Положению «О критериях контроля и нормы оценки по учебным предметам основного среднего общего образования МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа»




Содержание тем учебного курса

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) 57 ч.

1.Фонетика и графика 10ч.

Орфоэпия1.



Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Характеризовать признаки з

2. Слово и предложение

6ч.

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

3 Состав слова (морфемика) 19 ч.

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

4. Лексика 22 ч.

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.


Правописание (формирование навыков грамотного письма) 58 ч.


Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • перенос слов;

  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;

  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

  • разделительные твердый и мягкий знаки;

  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

  • правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

  • правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;

  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.


3. «Развитие речи» 34 ч.



1. Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

2. Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.


Повторение 5ч. Резервные уроки 16 ч.




Календарно – тематическое планирование на 2017-2018 у/г

о№
п/п

раздела программы

Тема урока


Кол -во часов

Характеристика учебной деятельности

Дата

план

факт

1
















«Как устроен наш язык»



Звуки речи и буквы



1

Характеризовать признаки звуков речи с опорой на схему «Звуки речи». Характеризовать различие гласных и согласных звуков. Различать гласные звуки и буквы гласных звуков. Объяснять различие в звуко- буквенном составе слов. Объяснять функцию букв гласных звуков как показателей мягкости предшествующего согласного. Использовать значок транскрипции для решения практических задач. Сопоставлять информацию, представленную на рисунке, в транскрипции и орфографической записи слова.

4.09


2

Гласные и согласные звуки и их буквы

1

5.09


3

Обозначение звуков речи на письме

1

6.09


4

Ударные и безударные гласные звуки в слове

1

Объяснять назначение знака ударения, анализируя проблемную ситуацию (рубрика «Давай подумаем»). Выделять ударные и безударные гласные. Наблюдать смыслоразличительную функцию ударения, устанавливать различие в значении слов. Группировать слова по заданному основанию

7.09


5

Согласные звуки



1

Наблюдать особенности образования согласных звуков, опираясь на собственный опыт (рубрика «Давай подумаем»). Подбирать слова, различающиеся одним согласным звуком. Обобщать способы обозначения на письме мягкости согласных звуков и закреплять их на письме. Осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, контролировать действия партнёра (работа в паре). Учитывать степень сложности задания (значок «гиря» — трудное) и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Определять способ обозначения звука [й’] в приведённых словах. Устанавливать позиции в слове, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука Отрабатывать написание слов с парными по звонкости-глухости согласными звуками на конце с опорой на проверочные слова.

8.09


6

Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие


1

11.09


7

Звонкие согласные звуки в конце слова

1

12.09


8


«Правописание»


Учимся писать сочетания жи — ши

1

Использовать правило написания сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу. осуществлять самоконтроль использования правила. Объяснять различие в звуко-буквенном составе слов. Преобразовывать информацию, представленную в виде схемы, рисунка: составлять слова с использованием схемы. Соблюдать алгоритм порядка действий при списывании

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.

13.09


9

Учимся писать сочетания ча — ща

1

14.09


10

Учимся писать сочетания чу — щу

1

15.09


11


«Как устроен наш язык»

Разделительный мягкий знак (ь)

1

Характеризовать функции ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного). Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий. Объяснять совпадения в звуко-буквенном составе слов.

Осуществлять самоконтроль при написании раздел ь

18.09


12

Слог

1

Формулировать ответ на проблемный вопрос. Выбирать слова по заданным признакам. Сравнивать и анализировать пары слов по заданному основанию.

19.09


13



«Правописание»

Учимся переносить слова




1

Анализировать высказывание и формулировать на основе анализа ответ на вопрос, связанный с правилом переноса слов. Осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; контролировать действия партнёра. Обосновывать невозможность выполнения предложенного задания. Объяснять допущенные ошибки в делении слов для переноса

Сопоставлять различия деления слов на слоги и для переноса. Уточнять правила переноса слов (буквы й, ь, ъ).

20.09


14

Учимся переносить слова

1

21.09


15


Диктант «Правописа-ние сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».

1

Самостоятельное выполнение работы

22.09


16

Списывание Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу перенос слов

1

Самостоятельное выполнение работы

25.09


17

«Как устроен наш язык»

Слоги ударные и безударные. Роль ударения


1

Выделять голосом ударный гласный звук, объяснять отсутствие знака ударения в односложных словах. Определять ударный звук в слове. Отрабатывать алгоритм порядка действий при списывании. Наблюдать различие между словами, различающимися местом ударения.

26.09


18


«Как устроен наш язык»



Слово








1

Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. Сравнивать слова и «не слова», формулировать на основе сравнения признаки слова . Контролировать правильность и аккуратность записи. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре) при объяснении значений имён героев. Понимать информацию, представленную в виде схем, устанавливать различия между схемами; по результатам наблюдения обобщать информацию о слове.

Задавать вопросы к словам (что? какой? и т. п.). Находить в тексте слова по заданным основаниям. Выявлять общий признак группы слов. Различать (по значению и вопросам) одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Наблюдать за словами, отвечающими на вопросы какой? какая? и т. п. Находить слова, отвечающие на вопросы какой? какая? что делать? что сделать?

27.09


19

Слова, называющие предметы



1

28.09


20

Слова, называющие признаки и действия предметов

1

29.09


21

Слово и предложение



1

Наблюдать различие между звуком, словом и предложением. Различать предложение и «не предложение». Сопоставлять интонационное оформление предложений. Знакомиться с признаками предложения: цель высказывания, интонация, знаки препинания в конце предложений. Выбирать из текста предложения по заданным признакам

Опознавать тип предложения по цели высказывания (в соответствии с предложенным образцом) и по интонации. Выбирать знак препинания в конце предложения.

Наблюдать за изменением формы слова..

2.10


22

Восклицательные и невосклицательные предложения

1

3.10


23

Слова в предложении

1

4.10


24


«Как устроен наш язык»



Окончание как часть слова





1

Различать разные слова и формы одного и того же слова. Наблюдать изменение формы слова, выявлять изменяемую часть слова. Знакомиться с окончанием как частью слова. Изменять формы слов, находить и выделять в них окончания. Наблюдать за изменением слова в составе предложения. Употреблять слова в предложении в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт). Формулировать вывод на основе наблюдения.

Наблюдать за связью слов в предложении. Использовать алгоритм выделения нулевых окончаний.

5.10


25

Изменение формы слова с помощью окончания

1

6.10


26

Неизменяемые слова

1

Формулировать собственное мнение и аргументировать его при обсуждении проблемных вопросов. Наблюдать за неизменяемыми словами. Находить в тексте слова по заданным признакам. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Использовать алгоритм нахождения окончаний.

9.10


27


«Правописание»


Вспоминаем правило написания прописной буквы

1

Использовать правило написания собственных имён при решении практических задач. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе). Классифицировать слова по заданным группам

10.10


28

Вспоминаем правило написания прописной буквы

1

11.10


29

«Как устроен наш язык»


Корень как часть слова

1

Сопоставлять предложенные слова и высказывать предположение об их сходстве и различиях. Находить общую часть в группах слов. Знакомиться с понятиями «корень», «однокоренные слова». Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Различать родственные слова и формы одного и того же слова.

12.10


30


Итоговая контрольная работа «Фонетика; слово и предложение; слова изменяемые и неизменяемые; окончание»

1

Самостоятельная работа

13.10


31




«Правописание»


Учимся писать буквы безударных

гласных в корне слова

1

Наблюдать, сопоставлять и сравнивать написание ударных и безударных гласных в однокоренных словах. Знакомиться с понятием «орфограмма». Фиксировать место изучаемой орфограммы в словах. Понимать транскрипцию и преобразовывать её в буквенную запись. Отрабатывать применение изученного правила обозначения безударных гласных в корне слова

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Находить, опознавать и фиксировать орфограмму «Безударные гласные в корне слова». Выявлять среди родственных слов проверочные. Контролировать последовательность действий при списывании

Планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки.

16.10


32

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

1

17.10


33

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

1

18.10


34

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

1

19.10


35

«Как устроен наш язык»

Корень как общая часть родственных слов

1

Дополнять однокоренные слова по заданному основанию (отвечают на вопросы что? какой? что делать?). Наблюдать за словами с омонимичными корнями. Устанавливать различия родственных слов и слов с омонимичными корнями. Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач. Различать родственные слова и синонимы (без введения терминов).

20.10


36





«Правописание»


Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

1

Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию. Объяснять смыслоразличительную функцию буквы, принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Обнаруживать ошибки в подборе проверочных слов. Объяснять способ проверки безударных гласных в корне слова

Отрабатывать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне слова.

Планировать собственную запись в соответствии с условием упражнения: находить слова с безударным гласным в корне, подбирать и записывать проверочное слово. Использовать алгоритм порядка действий при списывании

23.10


37

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

1

24.10


38

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

1

25.10


39

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

1

26.10


40


Итоговый диктант «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слов, безударные гласные в корне слова»

1


Самостоятельное выполнение работы

27.10


41

«Правописание

Однокоренные слова

1

Различать однокоренные слова и формы слова. Подбирать слова по заданным основаниям (по сходству звучания и значения); находить, выделять и отмечать корень. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать родственные слова. Находить слова с заданным корнем

7.11


42

«Правописание

Учимся писать буквы согласных в корне слова



1

Наблюдать особенности обозначения на письме парных по звонкости-глухости согласных в корне слова и в позиции конца слова. Высказывать предположение в результате наблюдения. Анализировать предложенный в учебнике алгоритм проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Выбирать слова по заданным признакам.. Подбирать проверочные слова

Использовать алгоритм проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Различать транскрипцию и буквенную запись слов. Группировать слова по заданным основаниям: произношение и написание согласных звуков в корне слова совпадают или не совпадают

8.11


43

Учимся писать буквы согласных в корне слова

1

9.11


44

Учимся писать буквы согласных в корне слова

1

10.11


45

«Как устроен наш язык»

Корень слова с чередованием согласных

1

Наблюдать за чередованием согласных в корне слова. Понимать информацию, представленную в таблице. Подбирать родственные слова с чередованием согласных в корне слова. Доказывать собственную точку зрения. Дополнять ряды слов по заданному основанию

13.11


46




«Правописание»


Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

1

Подбирать проверочные слова, учитывая тип орфограммы («Безударные гласные в корне слова» и «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»). Наблюдать за словами с омонимичными корнями; учитывать смысл предложения при подборе проверочного слова. Объяснять собственные действия при подборе проверочных слов и указывать тип орфограммы

Объяснять способ проверки орфограмм. Подбирать к одному слову несколько проверочных слов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре или в группе

Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы.

14.11


47

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

1

15.11


48

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

1

16.11


49

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

1

17.11


50

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

1

20.11


51





«Как устроен наш язык»


Суффикс как часть слова




1

Сопоставлять однокоренные слова и выявлять различия между ними. Знакомиться с суффиксом как частью слова. Дополнять ряды слов по заданным основаниям. Образовывать слова с заданными суффиксами и определять значение суффиксов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Знакомиться с алгоритмом нахождения суффикса в словах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Понимать и преобразовывать в текст информацию, представленную в виде схемы.

21.11


52

Значения суффиксов

1

22.11


53


«Правописание»



Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне

1

Наблюдать за группами родственных слов. Высказывать предположение о возможной орфографической проблеме. Устанавливать несовпадение произношения и написания слов с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне». Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Подбирать родственные слова для обнаружения непроизносимого согласного в корне. Использовать алгоритм проверки орфограммы при записи слов. Находить, подбирать и классифицировать слова по заданным основаниям. Устанавливать способы проверки в зависимости от типа орфограммы.


23.11


54

Диктант: «Правопи-сание согласных в корне слова»

1

24.11


55

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне

1

27.11


56

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне

1

28.11


57


Списывание Правопи-сание согласных в корне слова»

Работа над ошибками

1


29.11


58


«Как устроен наш язык»


Значения суффиксов

1

Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Соотносить слова со схемами их морфемного состава. Анализировать схемы морфемного состава слов и подбирать собственные примеры к заданной схеме. Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощью которых они образованы. Проверять предложенную работу, находить и исправлять ошибки в разборе слова.

30.11


59



«Правописание»


Учимся писать суффиксы
-ёнок-, -онок-

1

Наблюдать за группами слов и высказывать предположение о написании суффиксов -онок-/-ёнок-. Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов -онок-/-ёнок-, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.

1.12


60

Учимся писать суффиксы
-ик-, -ек-



1

Сопоставлять буквенную запись слова и его транскрипцию. На основе наблюдения высказывать предположение о выборе суффиксов -ик-/-ек-. Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов -ик-/-ек-, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Устанавливать тип орфограммы в предложенных словах, выбирать способ проверки в зависимости от орфограммы. Преобразовывать текст в таблицу

4.12


61

Учимся писать суффиксы

-ик-, -ек-

1

5.12


62

«Как устроен наш язык»


Значения суффиксов

1

Выделять суффиксы на основе развёрнутого толкования слова. Сопоставлять значения суффиксов. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу.. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Согласовывать действия в ходе групповой работы, контролировать и координировать действия партнёров

6.12


63


«Правописание»

Учимся писать суффикс
-ость-

1

Наблюдать за словами с суффиксом -ость- и устанавливать его значение. Выявлять место и тип орфограммы, доказывать правильность написания буквы в слове. Находить слова по заданному основанию и осуществлять самоконтроль в ходе выполнения упражнения

7.12


64


«Как устроен наш язык»

Образование слов с помощью суффиксов

1

Устанавливать значения суффиксов. Знакомиться с суффиксальным способом образования слов. Понимать схемы способов образования слов и подбирать к предложенным схемам соответствующие им слова. Анализировать слова по заданной модели и высказывать предположение о частеречной принадлежности производного слова. Подбирать слова с заданными суффиксами

8.12


65

«Правописание»

Учимся писать суффиксы имён прилагательных

1

Наблюдать за языковым материалом, самостоятельно формулировать правило написания суффиксов -ив-, -ев-, -чив-, -лив-. Планировать свою работу при записи слов, группировать слова по заданному основанию Составлять слова по заданной модели

11.12


66

«Как устроен наш язык»

Образование слов с помощью суффиксов

1

Образовывать слова по заданным моделям. Выделять части слова: корень, суффикс и окончание. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Находить допущенную ошибку и объяснять причину её появления. Определять способ образования слов.

12.12


67


Текущая контрольная работа «Корень слова, суффикс».

1

самостоятельная работа

13.12


68


«Правописание»


Учимся писать корни и суффиксы

1

Осознавать особенности способов проверки безударных гласных в разных частях слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Находить суффикс в заданном слове и подбирать примеры слов с таким же суффиксом. Сопоставлять буквенную запись слов с транскрипцией

14.12


69



«Как устроен наш язык»


Приставка как часть слова

1

Анализировать языковой материал. Обсуждать проблемные вопросы. Восстанавливать по смыслу и по структуре недостающую часть слова. Знакомиться с приставкой как частью слова, с алгоритмом нахождения приставки и использовать его при решении практических задач.

15.12


70

Значения приставок

1

Определять значения приставок. Подбирать родственные слова с различными приставками. Распределять слова в зависимости от их значения. Находить слова, от которых образованы слова с приставкой. Объяснять значения производных слов с использованием приёма развёрнутого толкования. Подбирать слова с приставкой не-. Находить и фиксировать (графически обозначать) приставки в словах

18.12


71





«Правописание»


Учимся писать приставки


1

Наблюдать за приставками, в которых пишется буква о. Группировать слова по предложенному основанию. Устанавливать место орфограммы в слове и выбирать способ её проверки

Наблюдать за приставками, в которых пишется буква а. Определять место орфограммы в слове. Группировать слова по заданному основанию. Объяснять написание слов.

Различать приставки с буквами о, а. Самостоятельно устанавливать критерии объединения слов, группировать слова по заданному основанию.

19.12


72

Учимся писать приставки


1

20.12


73

Различаем приставки с буквами о, а

1

21.12


74


«Как устроен наш язык»


Образование слов с помощью приставок

1

Определять значения приставок и способ образования слов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Подбирать слова, образованные приставочным способом, в соответствии с заданной моделью. Различать слова с приставками и слова, корень которых начинается со сходных буквосочетаний. Находить слова, образованные приставочным способом. Осуществлять самоконтроль и самопроверку

22.12


75



«Правописание»


Учимся писать разделительный твёрдый знак (ъ)

1

Сравнивать транскрипцию и буквенную запись слов; высказывать предположение об условиях написания ъ. Знакомиться с алгоритмом написания слов с ъ; контролировать свои действия при использовании алгоритма. Группировать слова по заданному основанию (наличие/отсутствие твёрдого знака). Осуществлять самоконтроль

25.12


76


Итоговый диктант «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова, безударные гласные в корне слова; непроизноси-мые согласные в корне слова; правопи-сание изученных суффиксов.

1

Самостоятельная работа

26.12


77


Различаем разделительные ь и ъ

1

Определять место орфограммы в слове и различать ъ и ь. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументировано доказывать свою позицию. Контролировать свои действия при использовании алгоритма написания слов с ъ и ь.


27.12


78

«Как устроен наш язык»

Как образуются слова

1

Наблюдать за словами, образованными приставочно-суффиксальным способом, определять способ образования слов. Конструировать слова в соответствии с заданной моделью. Наблюдать за словами, образованными способом сложения.

28.12


79


«Правописание»

Различаем разделительные ь и ъ

1

Подбирать слова по заданным основаниям. Восстанавливать правильную запись слова. Различать слова с разделительными ь и ъ. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре)

11.01


80

«Как устроен наш язык»

Основа слова

1

Знакомиться с основой как частью слова. Применять алгоритм нахождения основы слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Подбирать слова к схемам. Находить и исправлять ошибку в разборе слова. Договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах

12.01


81


«Правописание»


Учимся различать предлоги и приставки


1

Различать предлоги и приставки. Наблюдать за сходными по произношению предлогами и приставками. Вырабатывать в обсуждении алгоритм различения приставок и предлогов.

Распознавать изученные орфограммы в словах. Осуществлять взаимный контроль и самоконтроль при решении практических задач

15.01


82

Учимся различать предлоги и приставки

1

16.01


83

«Как устроен наш язык»

Повторяем состав слова

1

Определять способ образования слов. Подбирать слова к заданным моделям. Выбирать из текста слова по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группе).

17.01


84


«Правописание»


Повторяем правописание частей слова

1

Устанавливать тип орфограммы во всех частях слова и выбирать соответствующий способ проверки. Составлять пары слов по заданному основанию. Находить и фиксировать (графически обозначать) в словах заданную орфограмму. Различать приставки и предлоги. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре)

18.01


85

Повторяем правописание частей слова

1

19.01


86


«Как устроен наш язык»



Слово и его значение

1

Понимать информацию, представленную в виде схемы. Высказывать предположение о причинах ошибок в толковании значения слова. Формулировать значение слова, опираясь на рисунок и систему вопросов. Опознавать слова по их лексическим значениям

22.01


87


Значение слова

1

Объяснять значение слова с опорой на рисунок. Группировать слова по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Наблюдать за однокоренными словами и устанавливать слова с другим корнем. Определять значения слов и составлять предложения с этими словами

23.01


88


«Правописание»


Повторяем правописание частей слова

1

Устанавливать место орфограммы в слове. Объяснять написание слов. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. Осуществлять самоконтроль и самопроверку. Анализировать алгоритм работы над ошибками и контролировать свои действия при его использовании. Находить и исправлять ошибки, объяснять правильное написание слова.

24.01


89



«Развитие речи»


Текст

1

Сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст. Различать текст и «не текст». Высказывать и аргументировать свою точку зрения


25.01


90

Заголовок текста

1

Понимать текст. Высказывать предположение о связи предложений в тексте. Устанавливать соответствие/несоответствие заголовка и текста. Аргументировать свою точку зрения.. Подбирать заголовки к текстам

26.01


91


«Как устроен наш язык»


Как сочетаются слова

1

Наблюдать за ошибками, связанными со значением слова. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но разными по значению. Высказывать предположение о причинах несочетаемости приведённых в задании слов. Составлять сочетания слов с указанным значением. Исправлять допущенные ошибки и аргументировать свой ответ

29.01


92

Значение слова в словаре и тексте

1

Опознавать слова по их лексическим значениям. Наблюдать за значением слов в тексте, устанавливать значение слова, опираясь на текст. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника

30.01


93

«Правописание»


Повторяем правописание частей слова

1

Подбирать приставки и суффиксы по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы. Находить слова с заданной орфограммой. Применять алгоритм работы над ошибками и контролировать свои действия при его использовании.

31.01


94


Списывание «Правописание разделительных ъ и ь знаков; приставок и предлогов»

Работа над ошибками

1

Самостоятельная работа

1.02


95

Диктант «Правописание разделительных ъ и ь знаков; приставок и предлогов»

1

Самостоятельная работа





2.02


96


Один текст — разные заголовки


1

Понимать текст. Наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста. Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор.

Подбирать различные заголовки к одному тексту. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Формулировать основную мысль текста, используя образец

5.02


97


Учимся озаглавливать текст

1

Понимать текст. Наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста. Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор.

Подбирать различные заголовки к одному тексту. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Формулировать основную мысль текста, используя образец

6.02


98


«Как устроен наш язык»


Слово в толковом словаре и тексте

1

Устанавливать значения слов с помощью контекста и толкового словаря. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника

7.02


99

Слова однозначные и многозначные

1

Высказывать предположение о возможных причинах непонимания значения слов. Знакомиться с многозначными словами. Устанавливать причины появления у слова нескольких значений. Составлять предложения с использованием многозначных слов. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника

8.02


100


Текущая контрольная работа по теме «Приставки, состав слова; образование слов».

1

Самостоятельная работа

9.02


101


«Правописание»


Учимся находить и проверять орфограммы в слове

1

Находить в слове орфограммы и определять часть слова, в которую они входят. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Устанавливать тип орфограммы в словах. Объяснять написание суффиксов. Различать случаи написания ъ и ь, аргументировать свой выбор. Подбирать необходимые приставки и объяснять их написание

12.02


102

«Развитие речи»


Учимся озаглавливать текст


1

Устанавливать правильность выбора заголовков к предложенным текстам. Подбирать заголовки к текстам. Объяснять выбор наиболее подходящего заголовка

13.02


103

Как строится текст. Окончание текста

1

Понимать текст. Обнаруживать неполноту текста. Заканчивать текст. Выбирать подходящее окончание текста из предложенных и объяснять свой выбор

14.02


104



«Как устроен наш язык»


Как появляются многозначные слова



1

Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Высказывать предположение о причинах появления многозначных слов. Сопоставлять значения многозначного слова. Опознавать слова в переносном значении.

Составлять предложения с использованием многозначного слова в определённом значении

Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Использовать толковый словарик учебника для поиска необходимой информации

15.02


105

Как определить значение многозначного слова

1

16.02


106


«Правописание»

Учимся находить и проверять орфограммы в слове

1

Выбирать нужное слово из пары, обосновывать свой выбор. Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки. Соотносить слова и модели состава слова. Осуществлять самопроверку.

Фиксировать (графически обозначать) орфограмму в слове


19.02


107

«Развитие речи»


Учимся заканчивать текст

1

Подбирать заголовок к тексту, обосновывать выбор. Сравнивать варианты окончания исходного текста. Доказывать, почему предложенное окончание текста не соответствует авторскому замыслу. Заканчивать текст

20.02


108

«Как устроен наш язык»


Слова-синонимы



1

Знакомиться с синонимами. Наблюдать за сходством и различием значений синонимов. Выбирать из пары синонимов слово, подходящее к заданному предложению. Аргументировать свой выбор. Сравнивать слова в синонимическом ряду и выявлять различия между словами. Находить синонимы в тексте и формулировать их общее значение

Находить и исправлять ошибки при употреблении слов.

21.02


109

Сочетание синонимов с другими словами

1

22.02


110


«Правописание»


Учимся применять орфографические правила

1

Устанавливать тип орфограммы. Аргументировать правильность выбранного способа проверки. Сравнивать транскрипцию и буквенную запись одного и того же слова, объяснять расхождение в записях. Контролировать свои действия при использовании алгоритма работы над ошибками.

26.02


111


«Развитие речи»


Как строится текст. Начало текста


1

Заканчивать текст, подбирать заголовки к тексту. Наблюдать за структурой текста. Восстанавливать начало предложенного текста. Обсуждать правильность выбора того или иного начала текста, аргументировать свою точку зрения

Начинать текст, опираясь на предложенный заголовок. Выявлять нарушения в тексте, исправлять допущенные ошибки. Восстанавливать начало и окончание текста


27.02


112

Сочиняем начало текста

1

28.02


113


«Как устроен наш язык»

Как используются синонимы


1

Наблюдать за способностью синонимов объяснять значение слова. Подбирать синонимы к словам. Находить в тексте синонимы

Высказывать предположение о цели использования ряда синонимов в предложенном тексте. Находить в тексте неоправданные повторы слов и исправлять их с помощью синонимов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группе)

1.03


114

Синонимы в тексте

1

2.03


115

«Правописание»


Учимся применять орфографические правила

1

Контролировать собственные действия при переносе слов. Находить слова, которые нельзя переносить. Различать написание предлогов и приставок. Устанавливать тип орфограммы. Группировать слова по заданному основанию.

5.03


116

«Развитие речи»

Учимся составлять текст

1

Составлять текст по заданному заголовку и началу. Восстанавливать текст по заданному окончанию. Сжато пересказывать текст по образцу

6.03


117

«Развитие речи»


Последовательность предложений в тексте

1

Наблюдать за последовательностью предложений в тексте. Восстанавливать деформированный текст Обнаруживать нарушения в тексте, исправлять допущенные ошибки. Использовать информацию рубрик для решения поставленных задач

7.03


118

«Как устроен наш язык»


Слова-антонимы



1

Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение. Знакомиться с антонимами. Находить антонимы в текстах. Подбирать антонимы к предложенным словам. Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей Исправлять текст, подбирая антонимы к выделенным словам

Подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова. Группировать пары слов по заданному основанию. Использовать антонимы в тексте.

9.03


119

Сочетание антонимов с другими словами

1

12.03


120

«Правописание»


Учимся применять орфографические правила

1

Различать написание разделительных ь и ъ, объяснять выбор ь и ъ. Фиксировать (графически обозначать) орфограмму в слове. Соотносить слова и схемы состава слова. Группировать слова по заданному основанию. Подбирать проверочные слова к словам с изученными орфограммами

13.03


121


«Развитие речи»


Связь предложений в тексте

1

Наблюдать за последовательностью предложений в тексте. Находить и исправлять допущенные ошибки, объяснять их причину. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Восстанавливать порядок предложений в тексте, заканчивать и озаглавливать текст


14.03


122


Контрольная работа «Состав слова; слово и его значение, синонимы, антонимы»

1

Самостоятельная работа

15.03


123


«Как устроен наш язык»


Слова-омонимы

1

Интерпретировать информацию, представленную в виде рисунка. Высказывать предположение о словах, называющих изображённые на рисунке предметы. Знакомиться с омонимами. Наблюдать за использованием омонимов. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Находить омонимы. Дополнять таблицу. Осуществлять взаимный контроль

16.03


124

Слова исконные и заимствованные

1

Высказывать предположение о появлении новых слов в русском языке. Знакомиться с исконными и заимствованными словами. Соотносить значения слов и предметов, изображённых на рисунке. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике. Опознавать слово по его значению

19.03


125


Диктант «Правописание изученных орфограмм»

1

Самостоятельное выполнение работы

20.03


126


«Правописание»


Учимся применять орфографические правила

1

Осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, выявлять и объяснять различия в записи. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками.

21.03


127


«Развитие речи»


Абзац




1

Наблюдать за структурой текста. Знакомиться с абзацем. Выделять абзацы в тексте. Определять порядок следования абзацев. Сравнивать различные варианты оформления одного текста. Сопоставлять основную мысль текста с содержанием каждого абзаца

Разделять текст на абзацы. Преобразовывать основную мысль текста и основную мысль каждого абзаца в предложение. Подбирать различные заголовки к тексту

22.03


128

Учимся выделять абзацы

1

23.03


129

«Как устроен наш язык»

. Значения заимствованных слов

1

Восстанавливать значение слова по приведённым толкованиям его частей. Соотносить слова с их значениями. Понимать текст и обнаруживать слова, значения которых неизвестны. Заканчивать предложения, используя слова для справок.


2.04


130


«Правописание»


Учимся применять орфографические правила

1

Устанавливать тип орфограммы, фиксировать (графически обозначать) место орфограммы. Доказывать правильность выбранного способа проверки. Осуществлять самоконтроль и самопроверку при написании словарных слов и слов с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Соотносить слова и схемы состава слова.

3.04


131


«Развитие речи»


Последовательность абзацев


1

Составлять текст по заданным характеристикам: по названию, количеству абзацев и микротемам каждого абзаца. Исправлять тексты с нарушенной последовательностью абзацев, с отсутствием окончания текста. Контролировать собственные действия при выполнении задания. Находить ошибки в построении текста и объяснять возможные причины их появления.

Устанавливать последовательность абзацев в тексте, заканчивать текст

4.04


132

Учимся составлять текст из абзацев

1

5.04


133


«Как устроен наш язык»


Устаревшие слова



1

Высказывать предположения о причинах, по которым слова выходят из употребления. Знакомиться с устаревшими словами. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Самостоятельно объяснять значения слов и проверять себя по толковому словарику учебника.

. Соотносить устаревшие слова с их современными синонимами

6.04


134

Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова

1

9.04


135

«Правописание»


Учимся применять орфографические правила

1

Находить ошибки в выполненной работе, исправлять их и объяснять правильное написание слов. Обосновывать правильность подбора проверочных слов. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками

10.04


136


«Развитие речи»


Учимся составлять текст




1

Начинать предложенный текст. Подбирать заголовки к тексту. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Выявлять основную мысль текста и микротем каждого абзаца.

Находить ключевые слова текста и каждого абзаца Кратко пересказывать предложенный текст. Составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми словами. Восстанавливать текст по ключевым словам, заглавию и основной мысли

11.04


137

Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам

1

12.04


138

Как устроен наш язык»


Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?

1

Заканчивать предложения, используя слова для справок. Понимать текст и обнаруживать слова, значения которых неизвестны. Использовать словарик учебника для поиска необходимой информации. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре и в группе). Подбирать синонимы к словам.

13.04


139


«Правописание»


Учимся применять орфографические правила

1

Составлять из заданных элементов слова, соответствующие моделям состава слов. Группировать слова по заданному основанию. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Сравнивать написания собственных и нарицательных имён существительных. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. Определять причину допущенных ошибок

16.04


140


«Развитие речи»


План текста




1

Составлять план текста. Подбирать заголовки к тексту, исправлять порядок следования предложений. Составлять собственный текст на определённую тему по заданным условиям. Сравнивать текст и предложенный план текста

Исправлять неправильно составленный план. Контролировать собственные действия при сравнении плана и текста

17.04


141

Учимся составлять план текста

1

18.04


142

«Как устроен наш язык»


Фразеологизмы

1

Сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов. Устанавливать значение фразеологизмов. Наблюдать за словами в составе фразеологизмов. Знакомиться с фразеологическим словарём. Соотносить фразеологизмы с их значением. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группе). Находить, объяснять и исправлять ошибки при использовании фразеологизмов

19.04


143

«Правописание»

Учимся применять орфографические правила

1

Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Обосновывать правильность написания слов. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы

20.04


144


«Развитие речи»


Составляем текст по плану

1

Заканчивать текст по предложенному плану и заголовку. Составлять собственный текст по предложенному плану и заголовку. Подбирать заголовки и составлять план будущего текста по заданной теме

23.04


145

Учимся писать письма по плану

1

Составлять план текста на заданную тему. Анализировать предложенный текст и устанавливать причины ошибок в тексте. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группе). Составлять текст на заданную тему по предложенному плану, подбирать заголовки к тексту

24.04


146

«Как устроен наш язык»

Значения фразеологизмов

1

Наблюдать за фразеологизмами-синонимами, подбирать фразеологизмы к словам. Сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов. Наблюдать за фразеологизмами с противоположным значением и фразеологизмами, в состав которых входят устаревшие слова.

25.04


147


«Правописание»


Учимся применять орфографические правила

1

Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Различать предлоги и приставки. Составлять слова по моделям. Группировать слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. Определять причину допущенных ошибок


26.04


148


«Развитие речи»


Составляем текст по плану

1

Составлять план будущего текста на заданную тему. Соотносить предложенный план текста с основной мыслью и заголовком текста. Находить и исправлять ошибки в плане. Определять возможные темы будущих текстов по предложенным заголовкам и составлять планы текстов

27.04


149

Текст-описание

1

Понимать текст. Высказывать предположение о целях создания текста. Знакомиться с описанием как типом текста. Наблюдать за текстом-описанием и устанавливать его особенности. Находить в тексте средства создания описания

30.04


150


«Правописание»


Учимся применять орфографические правила

1

Находить ошибки в подборе проверочных слов к словам с орфограммами «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова», «Безударные гласные в корне слова». Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их.

2.05


151


«Развитие речи»


Особенности текста-описания





1

Составлять текст-описание с опорой на рисунок в учебнике. Сравнивать составленный текст с предложенным. Учитывать рекомендации по составлению текста-описания. Сопоставлять информацию о предмете (объекте), представленную в предложении и в тексте

Понимать текст. Находить в тексте языковые средства, помогающие описать предмет или явление. Составлять текст-описание по заданной теме. Высказывать предположение об основной мысли текста и о цели, с которой он создан. Подбирать заголовки к тексту

3.05


152

Учимся сочинять текст-описание

1

4.05


153


«Правописание»


Учимся применять орфографические правила

1

Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Составлять слова из предложенных частей слова. Фиксировать (графически обозначать) орфограммы в слове. Обосновывать выбор правильного написания слов. Контролировать собственные действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками. Определять причину допущенных ошибок

7.05


154


«Развитие речи»


Учимся сочинять яркий текст-описание

1

Создавать собственный текст-описание на заданную тему. Находить в текстах-описаниях образные выражения. Составлять план текста на заданную тему, подбирать к нему заголовок и включать в будущий текст языковые средства выразительности

8.05


155


«Правописание»

Текст-повествование


1

Составлять тексты по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Сравнивать тексты. Знакомиться с текстом-повествованием

Наблюдать за текстом-повествованием. Определять тип текста по заглавию. Составлять планы текстов разных типов в соответствии с заглавием. Исправлять деформированный текст. Восстанавливать последовательность абзацев.

19.05


156

Особенности текста-повествования

1


Устанавливать орфограмму и обосновывать правильность написания. Находить ошибки в подборе проверочных слов и в написании слов. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их.

11.05


157

Учимся применять орфографические правила

1

14.05


158


Итоговая контрольная работа№1 (диктант )

1

Самостоятельная работа

15.05


159


«Развитие речи»


Итоговая контрольная работа №1(списывание, словарный диктант)

1


Создавать текст-повествование по заданному плану и по основной мысли текста. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в группе). Формулировать инструкцию к предложенной ситуации. Упорядочивать последовательность действий в инструкции к игре

16.05


160

Учимся сочинять текст-повествование

1

17.05


161



Описание и повествование в тексте

1

Составлять план текста по ключевым словам. Наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования. Различать элементы повествования и описания. Создавать текст по заданным основаниям

18.05


162

Текст-рассуждение




1

Понимать текст. Знакомиться с текстом-рассуждением. Наблюдать за текстом-рассуждением. Различать описание, повествование и рассуждение. Отвечать на предложенные вопросы. Соотносить вопросы с текстом-рассуждением

Восстанавливать начало предложений. Заканчивать предложения по предложенным моделям

21.05


163

Итоговая контрольная работа №2

1

Выполнение работы

22.05


164


Особенности текста-рассуждения

1

Восстанавливать начало предложений. Заканчивать предложения по предложенным моделям

23.05


165

«Развитие речи»

Описание. Повествование. Рассуждение

1

Определять тип текста, составлять его план и подбирать заголовки. Кратко пересказывать содержание текста. Создавать текст по заданным основаниям

24.05


166

Комплексное повторение изученного

Повторение.

1

Определять количество абзацев в тексте. Формулировать основную мысль текста. Подбирать заголовки к тексту. Обосновывать выбор правильного написания слов. Находить и выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс

25.05


167


Повторение

1

Определять тип текста, аргументировать свой ответ. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания

28.05


168

Повторение

1

Определять тип текста, обосновывать собственное мнение. Подбирать антонимы к выделенным словам. Выделять и обозначать части слова, устанавливать способ образования слов. Заканчивать текст. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания.

29.05


169

Повторение

1

Находить слова по заданным признакам. Восстанавливать последовательность абзацев в тексте. Определять тип текста. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания

30.05


170

Повторение

1

Подбирать заголовок к тексту. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания. Выделять и обозначать части слова. Уточнять лексическое значение слов. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике. Находить слова по заданному основанию

31.05















Материально – техническое обеспечение учебно –методическое обеспечение

N п/п

Наименование средств материально-технического и учебно –методического обеспечения


Библиотечный фонд


Для учащихся:

1

Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1, / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова , М.И.Кузнецова и др; под ред. С.В.Иванова, - 4 –е изд.,перераб.-. М. : Вентана – Граф, 2012 -176 с. с.

Русский язык :4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2 / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова , М.И.Кузнецова и др; под ред. С.В.Иванова, - 4 –е изд.,перераб.-. М. : Вентана – Граф, 2012 -176 с. с.

2

Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций / М.И.Кузнецов.- 4 – е изд., испр.и доп. - М: Вентана – Граф, 2016. -112 с.

Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь, № 2 для учащихся общеобразовательных организаций /М.И.Кузнецова . .- 4 – е изд., испр.и доп. - -М: Вентана – Граф, 2016. - 112 с.

3

Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / М.И.Кузнецов. 3 – е изд., испр. -М: Вентана – Граф, 2013 г., 96 с.

4

Русский язык : 2 класс :тетрадь для контрольных работ : для учащихся общеобразовательных организаций /В.Ю.Романова, Л.В.Петленко М: Вентана-Граф , 2016. – 64 с.

5.

Словари


Для учителя:

1

Авторская программа: Русский язык : 1 – 4 классы: программа, планирование , контроль/ С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова – М.:Вентана - Граф, 2013 .- 384 с

2

Русский язык : 2 класс: комментарии к урокам С.В.Иванов, М.И.Кузнецова.- : Вентана-Граф , 2012.- 512 с. с.

3

Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения: 2-4 классы: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения /В. Ю. Романова, Л. В. Петленко; под ред. С.В.Иванова.- 3-е перераб. – М.: Вентана – Граф, 2014.- 272 с.



Печатные пособия

1

Таблицы

2

Раздаточный материал


Технические средства обучения

1

ноутбук

Мультимедиа

Интерактивная доска

Для показа презентаций, работы с ЭОР, поиска в Интернете

2

3



Электронные учебные пособия (диски)

1

CD – ROM Мультимедийная книжка «Страна Лингвиния»

2

CD – ROM «Русский язык». Демонстрационные таблицы. Начальная школа


Интернет - ресурсы

1

http://spo.1september.ru. – газета Начальная школа

2

http:// festival.1 september.ru – Фестиваль Открытый урок

3

http://viki.rdf.ru – Детские презентации

4

http://pedsovet.su -Сообщество взаимопомощи учителей

5

http://pedlib.ru – Педагогическая библиотека

6

http://io.nios.ru –Электронная газета «Интерактивное образование»

7

http://eorhelp.ru –Электронные образовательные ресурсы

8

http://zavuch.info –Завуч инфо

9

http://prezentacii.com –Готовые презентации

10

http://interaktiveboard.ru – База материалов для интерактивной доски





















Лист внесения изменений


Дата по журналу

Номера скорректированных

уроков

Содержание

темы

Основание






















































1 Изучается во всех разделах курса.