СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку во 2 классе по учебнику Канакиной

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кузнецовская основная общеобразовательная школа

Павлово – Посадского муниципального района Московской области____

142542, Московская область, Павлово-Посадский р-он, д.Кузнецы, ул. Новая, д.14

Тел.:8(49643) 74-290; e-mail: moukuz@mail.ru


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Кузнецовская ООШ

___________ Пронина Е.А.

«____» _______________ 2017 г.






Рабочие материалы учителя

по русскому языку

2а класс













Составитель: Вострякова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория









2017 г.

Пояснительная записка


Рабочие материалы учителя предназначены для изучения русского языка во 2 классе МОУ Кузнецовской основной школы и разработаны на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный закон от29.12.2012№273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016);

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644);

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03 2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования»;

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01. 2016 №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253»

5.Рабочие материалы разработаны на основе авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (УМК «Школа России». В 2 ч.– М.: «Просвещение», 2015г.), реализует изучение русского языка по учебнику «Русский язык, 2 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В двух частях. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016 г. и соответствует ОП ООО МОУ Кузнецовской ООШ.

6.БУП МОУ Кузнецовской ООШ на 2017-2018 учебный год


Содержание рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение курса отводится 5 часов в неделю, добавлен 1час из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений на углублённое изучение русского языка. Общее количество часов – 170.

Согласно годовому календарному учебному графику ОУ на 2017-2018 учебный год во 2 классе отводится 35 учебных недель, поэтому в рабочей программе предусмотрено175 часов в год, где 5 часов отводится на часы резерва, которые будут использованы на повторение и систематизацию знаний учащихся.


Планируемые результаты изучения курса


Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

• представления о своей этнической принадлежности;

• развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

• представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

• осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

• осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

• представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

• положительного отношения к языковой деятельности;

• заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

• понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

• развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

• этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;

• развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

• представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

•Принимать и сохранять цель и учебную задачу;

• высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

• планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

• проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

• оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

• адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

• понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

•Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

• воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

• ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

• работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

• осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

• пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

• пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

• осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

• составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

• составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

• осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

• ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

• находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

• осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

• обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

•Слушать собеседника и понимать речь других;

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

• принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

• выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

• задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

• признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

•формулировать собственное мнение и аргументировать его;

• работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

• строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

•Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

• воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

• понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

• первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

• начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

• овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

• применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

• первоначальные умения проверять написанное;

• овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами; •формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:

• участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

• строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

• (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

• пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

• различать устную и письменную речь;

• различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи; • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

• анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

• понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

• читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

• составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания; • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

• озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

• распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

• замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

• составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

• находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

• составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

• составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

• письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

• различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

• определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

• характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

• понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);

• анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

• определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

• определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

• определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

• определять ударный и безударные слоги в слове;

• правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

• использовать знание алфавита при работе со словарями;

• определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь)—показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

• находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

• применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:

• осознавать слово как единство звучания и значения;

• выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

• различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

• иметь представление о синонимах и антонимах;

• распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

• подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

• наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

• наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

• на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

• замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

• осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

• владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

• распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

• определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

• различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

• различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

• подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

• различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

• находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

• находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

• находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

• находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

• находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

• подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

• различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

• выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

• различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

• выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

• использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

• пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

• различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

• определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

• сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

• находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

• различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

• устанавливать связи слов между словами в предложении;

• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

• восстанавливать деформированные предложения;

• составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

• опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

• находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

• раздельное написание слов в предложении;

• написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

• отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

• разделительный мягкий знак (ь);

• знаки препинания конца предложения (. ? !);

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;

г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

• определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

• разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

• обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

• применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

• пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.


Содержание учебного предмета

Наша речь (3 ч).

Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст (3 ч).

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.

Предложение (11 ч).

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…(18 ч)

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (60 ч).

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8 ч)

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи (57 ч)

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (18 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями:

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

В  системе уроков планируются использование следующих типы уроков:

-Урок изучения нового материала.

-Урок закрепления знаний.

-Урок обобщения и систематизации знаний.

-Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. 

-Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки. 

-Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

-Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

-Урок - контрольная работа

ВИДЫ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Административный контрольный диктант – 3 (стартовый, 1 полугодие, 2 полугодие).

Проверочный диктант - 4

Проверочная работа (в т.ч., списывание) - 8

Контрольный словарный диктант- 4

Развитие речи (в т.ч., сочинение, изложение) - 21

Комплексная диагностическая работа (АСОУ) -1

Рубежный контроль – 2 (ноябрь, апрель)

Методические особенности изучения предмета:

Содержание курса русского языка открывает возможность сформировать у обучающихся общепредметные /специальные предметные и личностные умения:

  • 1) работать с учебной книгой, лингвистическими словарями и справочниками, работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка), использовать различные способы поиска информации;

  • 2) выполнять простые учебные задачи, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, пользоваться приёмами активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождение сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации;

  • 3) учит школьников позитивной самооценке, сотрудничеству друг с другом и со взрослыми, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию в рамках проектной деятельности.

Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

На уроках русского языка используются такие виды учебной деятельности как:

- самостоятельная работа,

- разнообразные виды диктантов (выборочные, словарные и т. д.);

- работы с текстом (этот вид деятельности является весьма занимательным для учащихся);

- тестирование, позволяющее определить текущий и итоговый уровень знаний;

- работу с таблицами и опорными схемами, которые используются в качестве наглядного материала.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку-175 часов.


п\п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки

Фактические сроки

Виды речи-3ч.

1.

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.

01.09-08.09




2.

Виды речевой деятельности человека.


3.

Диалог и монолог.


Текст-3 ч.

4.

Текст. Признаки текста.





5.

Тема и главная мысль текста. Заглавие.


6.

Части текста.


Предложение-11 ч.

Предложение.3ч.

7.

Предложение как единица речи, его назначение и признаки.

11.09-15.09


8.

Логическое (смысловое) ударение в предложении.


9.

Знаки препинания конца предложения.


Члены предложения. 8 ч.

10.

Стартовый контрольный диктант.



11.

Анализ контрольного диктанта. Главные члены предложения (основа).


12.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

18.09-22.09


13.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.


14.

Распространённые и нераспространённые предложения.


15.

Связь слов в предложении


16.

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».


17.

Работа над ошибками.

Проверочная работа № 1по теме «Предложение».

25.09-29.09


Слова, слова, слова…18ч.

Слово и его значение. 4 ч.


18.

Работа над ошибками.

Номинативная (назывная) функция слова.



19.

Слово-общее название многих однородных предметов.



20.

Однозначные и многозначные слова.


21.

Прямое и переносное значение слов.

Контрольный словарный диктант.


Синонимы и антонимы.4ч.

22.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

02.10-06.10


23.

Синонимы. Работа со словарём синонимов.


24.

Антонимы. Работа со словарём антонимов.


25.

Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.


Однокоренные слова. 4 ч.

26.

Работа над ошибками.

Родственные (однокоренные) слова.



27.

Однокоренные слова. Корень слова (первое представление).

09.10-13.10


28.

Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.


29.

Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарём однокоренных слов учебника.


Слог. Ударение. Перенос слова. 6 ч.

30.

Слог как минимальная произносительная единица.



31.

Слогообразующая роль гласных звуков.


32.

Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения.

16.10-20.10


33.

Перенос слов по слогам. Правила пере- носа части слова с одной строки на другую.


34.

Упражнения в переносе слов.

Проверочная работа.


35.

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.


Звуки и буквы.60ч.

Звуки и буквы. 2ч. Алфавит. 3ч.

36.

Работа над ошибками.



37.

Звуки и буквы.

23.10-27.10


38.

Русский алфавит, или азбука.



39.

Использование алфавита при работе со словарями.

Проверочная работа № 2.


40.

Работа над ошибками.

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом».


Гласные звуки. 2 ч.

41.

Работа над ошибками.

Гласные звуки. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки.



42.

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.


Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 15 ч.

43.

Работа над ошибками.

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

30.10-03.11


44.

Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.


45-46

Особенности проверяемых и проверочных слов.


47-48

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.


13.11-17.11


49-50

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.


51-52

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука.


53.

Проверочный диктант № 1 по теме «Правописание безударных гласных в корне слов».

20.11-24.11


54.

Анализ проверочного диктанта. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка.


55.

Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.


56.

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».


57.

Работа над ошибками. Обобщение знаний о правописании слов с безударным гласным звуком в корне.


Согласные звуки.

58.

Согласные звуки. Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

27.11-01.12


59.

Согласный звук й и буква «и краткое».


Слова с удвоенными согласными. 2 ч.

60.

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.



61.

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и по опорным словам.

Проект «И в шутку и всерьёз».


Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. 2 ч.

62.

Работа над ошибками.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.



63.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

Контрольный словарный диктант.

04.12-08.12


Мягкий знак (ь). 3 ч.

64.

Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными.



65.

Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным.


66.

Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Проект «Пишем письмо».


Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. 8 ч.

67.


Работа над ошибками.

Буквосочетаниячк, чн, чт, щн, нч.



68-69

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

11.12-15.12


70

Развитие речи. Работа с текстом.

Проект «Рифма»


71

Работа над ошибками.

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.


72

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.


73

Проверочный диктант № 2 по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

18.12-22.12


74

Анализ проверочного диктанта. Развитие речи. Работа с предложением и текстом.



Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение буквами. 1 ч.

75

Работа над ошибками.

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.



Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. 14 ч.

76

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.



77-78

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.


25.12-12.01




79-80

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне.


81-84

Упражнения в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.


85-86

Обобщение знаний об изученных правилах письма.

15.01-19.01


87.

Проверочный диктант № 3 по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова»


88.

Анализ проверочного диктанта. Развитие речи. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.


89.

Работа над ошибками.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.


Обобщение знаний об изученных правилах письма. 2 ч.

90.

Обобщение знаний об изученных правилах письма.

22.01-26.01


91.

Правописание гласных и согласных в корне слова.


Разделительный мягкий знак (ь). 4 ч.

92.

Использование на письме разделительного мягкого знака (ь). Наблюдение за произношением слов с разделительным мягким знаком (ь)



93.

Правило написания разделительного мягкого знака (ь) в словах.


94.

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.



95.


Проверочная работа № 3.

29.01-02.02


Части речи - 57ч

Части речи. 2 ч

96.

Общее представление о частях речи.



97.

Употребление частей речи в тексте.


Имя существительное. 17 ч


98-99

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.



100

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

05.02-09.02


101-102

Упражнения в распознавании одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.


103

Имена существительные собственные и нарицательные.


104

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.


105

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.

12.02-16.02


106

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях).

Контрольный словарный диктант.


107

Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картиныВ. М. Васнецова «Богатыри».


108

Работа над ошибками.

Число имён существительных.


109

Изменение существительных по числам.


110

Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.

19.02-22.02


111

Обобщение знаний об имени существительном. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.


112

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.


113

Работа над ошибками.

Проверочная работа № 4.


114

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном.

26.02-02.03


Глагол - 12 ч

115-116

Глагол как часть речи и употребление его в речи.



117

Синтаксическая функция глагола в предложении


118

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».


119

Работа над ошибками.

Число глагола.

05.03-09.03


120

Изменение глагола по числам.


121

Правописание частицы не с глаголом.


122

Обобщение знаний о глаголе как части речи.


123

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

12.03-15.03


124

Работа над ошибками.

Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании


125

Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.


126

Работа над ошибками.

Проверочная работа № 5.


Имя прилагательное как часть речи – 13 ч

127

Работа над ошибками.

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

26.03-30.03


128-130

Связь имени прилагательного с именем существительным.


131

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.


132

Имена прилагательные — сравнения.


133-134

Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.

02.04-06.04


135

Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании.


136

Составление текста-описания на основе личных наблюдений.


137

Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».


138

Работа над ошибками.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

09.04-13.04


139

Проверочная работа № 6.


.

Местоимение как часть речи - 5 ч

140


Работа над ошибками. Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи.



141

Развитие речи.Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования.


142

Работа над ошибками.

Составление по рисункам текста-диалога.


143

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.

Развитие речи. Работа с текстом.

16.04-20.04


144

Проверочная работа № 7.



Предлоги – 5 ч

145

Работа над ошибками.

Роль предлогов в речи. Функция предлогов.



146-147

Правописание предлогов с именами существительными.


148

Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста.

23.04-27.04




149

Проверочная работа № 8.



150

Проект: «В словари - за частями речи».

30.04-04.05


151

Контрольный диктант № 4.


152

Анализ контрольного диктанта.


Повторение - 18 ч

153

Текст.



154

Типы текстов.

07.05-11.05


155-157

Предложение. Члены предложения




158-159

Слово. Однокоренные слова.

Контрольный словарный диктант.

14.05-18.05




160-163

Части речи.



21.05-25.05



164-165

Звуки и буквы.




166-168

Правила правописания.



28.05-31.05


169-170

Обобщение знаний об изученных правилах

правописания.


171-175

Резервные уроки








СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

учителей начальных классов

от 30 августа 2017 г. № 1

_____________ Вострякова О.В.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР



____________ Шувикова С.П.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!