СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс»

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по «Русскому языку» для обучающихся 3 класса составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373);

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6. 10.2009г. № 373»;

  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от

22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373»;

  1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373»;

  2. Примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования», утвержденной Министерством образования и науки РФ (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15)

  3. Примерной программы по учебным предметам ФГОС НОО;

  4. Положения о рабочей программе МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) для классов, работающих по ФГОС, утвержденного приказом №123 – ОД от 29.04.15 г.

Уровень изучения учебного материала по русскому языку в 3 классе – базовый.

Цели изучения предмета «Русский язык»

  • познавательная цель - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • социокультурная цель — изучение русского языка — формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи изучения предмета «Русский язык»

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания, и тексты-повествования небольшого объёма;

  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В соответствии с учебным планом на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю. При 34 учебных неделях нагрузка составляет 170 часов в год, из них 11 часов - резерв.

Резервные часы распределены следующим образом:

Содержание программного материала

Кол-во часов

Состав слова. Морфемика

6ч.

Административные контрольные работы

5ч.

Итого

11 часов

В раздел «Состав слова. Морфемика» 6 часов добавлено на формирование умения производить морфемный анализ слова.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» для 3 класса

Основные содержательные линии:

  1. Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).

Лингвистические знания призваны сформировать первоначальные представления о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, способствовать усвоению норм русского литературного языка.

  1. Орфография и пунктуация.

Цель изучения данной содержательной линии - формирование орфографической зоркости и пунктуационной грамотности.

  1. Развитие речи.

Цель изучения раздела «Развитие речи» - решение практических задач общения и формирования навыков, определяющих языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества. Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо - позволят обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах различных видов речевой деятельности.

  1. Лексика.

Цель раздела «Лексика» - формирование лексических навыков.

Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

В базисном (образовательном) плане образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В соответствии с базисным учебным планом МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) на изучение русского языка в 3 классе выделяется 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

«Русского языка» в 3 классе

Личностные результаты:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • умение задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

  • умение проверять написанное;

  • умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Содержание учебного предмета «Русский язык» в 3 классе

Фонетика и орфоэпия -4ч.

  • Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.

  • Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

  • Фонетический разбор слова.

Графика -1ч.

  • Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика -7ч.

  • Понимание слова как единства звучания и значения.

  • Выявление слов, значение которых требует уточнения.

  • Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

  • Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

  • Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика) -13ч.(7ч. + 6 ч. резерв)

  • Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

  • Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

  • Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

  • Различение изменяемых и неизменяемых слов.

  • Представление о значении суффиксов и приставок.

  • Образование однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок.

  • Разбор слова по составу.

Морфология -37ч.

  • Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

  • Имя существительное. Значение и употребление в речи.

  • Изменение существительных по числам.

  • Изменение существительных по падежам.

  • Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

  • Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.

  • Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.

  • Морфологический разбор имен существительных.

  • Имя прилагательное.

  • Значение и употребление в речи.

  • Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин

  • Морфологический разбор имен прилагательных.

  • Глагол. Значение и употребление в речи.

  • Неопределенная форма глагола.

  • Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?».

  • Изменение глаголов по временам.

  • Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

  • Морфологический разбор глаголов.

  • Предлог.

  • Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

  • Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных.

  • Отличие предлогов от приставок.

  • Союзы и, а, но, их роль в речи.

  • Частица не, ее значение.

Синтаксис -15ч.

  • Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

  • Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

  • Различение главных и второстепенных членов предложения.

  • Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

  • Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

  • Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Орфография и пунктуация -66ч.

  • Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове.

  • Использование орфографического словаря.

  • Применение правил правописания:

  • перенос слова;

    • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

    • непроизносимые согласные;

    • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

    • разделительные ъ и ь;

    • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);

    • безударные падежные окончания имен существительных ( кроме существительных на –мя, –ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

    • безударные окончания имен прилагательных;

    • не с глаголами;

    • мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ ться;

    • раздельное написание предлогов с другими словами;

    • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи-22ч.

  • Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

  • Выражение собственного мнения, его аргументация.

  • Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

  • Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

  • Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

  • Текст.

  • Признаки текста.

  • Смысловое единство предложений в тексте.

  • Заглавие текста.

  • Последовательность предложений в тексте.

  • Последовательность частей текста (абзацев).

  • Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

  • План текста.

  • Составление планов к данным текстам.

  • Создание собственных текстов по предложенным планам.

  • Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

  • Знакомство с жанрами письма и поздравления.

  • Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

  • Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

5 часов в неделю, всего 170 часов

Название тем

Количество часов


Основные виды

учебной деятельности

Фонетика и орфоэпия-4ч.




Фонетический разбор слова.




4ч.

Классификация звуков русского языка по значимым основаниям .

Определение звука по его характеристике.

Оценка правильности проведения фонетического анализа слов, проведение фонетического анализа самостоятельно по предложенному алгоритму.

Графика-1ч.


Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами

1ч.

Использование алфавита для поиска необходимой информации.

Лексика-7ч.


Слово и его значение.

2ч.








Прогнозирование необходимости использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.

Значение слова в толковом словаре и тексте.


1 ч.




Объяснение принципа построения толкового словаря.

Определение значения слова, пользуясь толковым словариком в учебнике или толковым словарем (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Слова однозначные и многозначные. Наблюдение за многозначными словами в предложениях

2ч.




Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словариком

Слова-синонимы. Наблюдение за

синонимами в тексте



Слова-антонимы


1ч.





1ч.




Наблюдение за использованием в тексте синонимов.

Контроль уместного использования слов в предложениях,

корректировка обнаруженных ошибок, выбор наиболее точных синонимов.

Состав слова (морфемика)-13 ч.(7 ч. + 6 ч. резерв)


Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

2ч.

Объяснение способов изменения формы слова

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

1ч.+1ч.

резерв


Различение изменяемых и неизменяемых слов. Различение родственных слов и форм одного и того же слова.


Суффикс и приставка как части

слова.

2ч.+ 1ч.

резерв

Объяснение роли и значения суффиксов, приставок.


Сложение основ как способ словообразования.

2ч.

резерв

Моделирование слова заданного состава.

Разбор слова по составу.

1ч.+2ч.

резерв


Характеристика алгоритма разбора слова по составу, использование его.

Контрольная работа" Фонетический анализ слова. Состав слова"

1ч.

Анализ заданной схемы состава слова и подбор слова заданного состава Анализ текста с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками, с заданными суффиксами.

Морфология-37ч.





Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.


Классификация слова по частям речи, объяснение основания классификации (части речи; самостоятельные и

служебные части речи).


Имя существительное.


Выдвигать предположения: находить основания для классификации имен существительных (по родам, числам)

склонениям), существительные одушевленные и

неодушевленные (вопросы

к т о?,ч т о?), собственные и нарицательные.







Определение склонений имён существительных

(1, 2 и 3-е склонение).

4ч.



Изменение существительных по падежам.

2ч.


Изменение существительных по числам.

2ч.


Морфологический разбор имён существительных


2ч.

Анализ грамматических признаков имён существительных



Контрольная работа: «Склонение имен существительных».

1ч.

Находить основание для классификации слов


Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.


Подбор имен прилагательных к заданному имени существительному


Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин.

2ч.


Соотнесение формы имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний


Морфологический разбор имён прилагательных

2ч.

Анализ грамматических признаков имен прилагательных


Глагол. Значение и употребление в речи.


Классифицировать слова по частям речи



Неопределённая форма глагола.

2ч.

Выдвигать предположения: находить основания для классификации глаголов по вопросам, временам



Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?».

2ч.



Изменение глаголов по временам.

3ч.


Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

3ч.

Трансформировать текст, изменяя время глагола


Контрольная работа: «Части речи».

1ч.

Находить основание для классификации слов


Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами


Оценивать уместность употребления имен существительных с предлогами


Функции предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений.

1ч.


Отличие предлогов от приставок

2ч.

Различать предлоги от приставок


Союзы и, а, но и их роль в речи.

1ч.

Объяснять выбор нужного союза и частицы в предложении


Частица не, её значение

2ч.

Синтаксис – 15 ч.







Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные (по цели высказывания);

восклицательные и невосклицательные (по интонации).

3ч.

Находить в тексте

повествовательные,

побудительные, вопроситель

ные предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

2ч.

Объяснять способы нахождения главных членов предложения.


Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство

3ч.

Соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками.


Связь слов в словосочетании и предложении.

3ч.






Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении

и словосочетании.

Однородные члены предложения




2ч.


Находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами.

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но, или).

2ч.

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов предложения.

Орфография и пунктуация- 66ч.




Использование орфографического словаря.

5ч.

Находить в чужой и собствен ной работе орфографические ошибки; объяснять их причины.

Перенос слова

2ч.

Моделировать алгоритмы применения орфографических правил

Правописание приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-.

4ч.




Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм.


Правописание существительных мужского и женского рода с шипя­щими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, камыш, вещь).

5ч.




Обосновывать написание слов.

Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм.

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.


2ч.

Анализировать разные способы проверки орфограмм.


Правописание падежных оконча­ний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения (кроме существи­тельных на -мя, -ий, -ья, -ия, -ов, -ин

14ч.




Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам.

Правописание падежных оконча­ний имён прилагательных.

4ч.

Группировать слова по месту орфограммы. Группировать слова по типу орфограммы.

Формирование орфографической зоркости.

7ч.

Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю


Правописание суффиксов имен суще


ствительных _ок, ец, инк, енк


4ч.

Группировать слова по месту орфограммы

Раздельное написание предлогов со словами.

3ч.




Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки.


Контрольная работа: «Безударные окончания имён существительных»

1ч.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Мягкий знак в глаголах в сочетании ться.

3ч.


Оценивать правильность при мененного способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы.

Разделительные ъ и ь.

2ч.


Выбирать нужный способ проверки.

Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.

4ч.

Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя.

Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

5ч.

Оценивать свои возможности

грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов.

Контрольная работа: «Однородные члены предложения»






1ч.








Анализировать текст: находить слова с определенной ор- фограммой. Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Развитие речи-22ч.


Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?






1ч.


Характеризовать особенности

ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации.

Текст. Признаки текста.

2ч.




Оценивать текст, находить в

тексте смысловые ошибки. Корректировать тексты, в которых допущены смысловые ошибки.

План текста.

1ч.














Соотносить текст и несколько вариантов плана текста, обосновывать выбор наиболее удачного плана.

Создавать план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно) с учетом ситуации общения.

Заглавие текста.

1ч.






Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных.

Смысловое единство предложений в тексте. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

2ч.








Сравнивать между собой разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение, осознавать особенности каждого типа.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

1ч.








Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

2ч.




Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения.

Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога.

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста

Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

1ч.




Знакомство с основными видами изложений и сочинений: сочинения-рассуждения.

1ч.


Создавать тексты по предложенному заголовку. Воспроизводить (пересказывать) текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений: сочинения-описания.

2ч.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложения подробные и выборочные.

2ч.

Сочинять письма, поздравительные открытки, записки. Писать отзыв на

прочитанную книгу.

Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. Оценивать правильность выполнения учебной задачи

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения с элементами сочинения.










2ч.


Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.




2ч.


Составлять устные монологические высказывания: словесный отчет о выполненной работе; рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Использование в текстах синонимов и антонимов.

2ч.


Анализировать письменную

речь по критериям: правильность, богатство

Административные контрольные работы

5ч. резерв


Итого: 170ч.(159ч.+11 ч. резерв)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности

Методические и учебные пособия:

  • Нечаева, Н.В. Русский язык 3класс в 2 частях / Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева – Издательство «Учебная литература», издательский дом «Федоров» 2013.

  • Нечаева, Н.В. Методические рекомендации к курсу Русский язык 3 класс / Н.В. Нечаева, Антохина В.А. - Самара: Издательский дом «Федоров», издательство «Учебная литература» 2013.

Медиаресурсы:

  • «Начальная школа» http://1-4mag.ru/

  • «Социальная сеть работников образования» http://nsportal.ru/nikitina-natalya-borisovna

  • «Правила русского языка» http://therules.ru/

  • «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru/urok/

Оборудование и приборы:

  • Посадочное место на каждого обучающегося.

  • Школьная магнитная доска.

  • Компьютер.

  • Проектор.

  • Мультимедийный экран.

  • Колонки.

  • Принтер.

Перечень контрольно-измерительных материалов:

  • Входная (комплексная) контрольная работа для 3 класса.

  • Текущая контрольная работа для 3 класса по теме «Фонетический анализ слова. Состав слова».

  • Промежуточная контрольная работа по итогам 1 четверти для 3 класса.

  • Текущая контрольная работа для 3 класса по теме: «Склонение имен существительных».

  • Промежуточная комплексная контрольная работа по итогам 1 полугодия для 3 классов.

  • Текущая контрольная работа для 3 класса по теме «Части речи».

  • Текущая контрольная работа для 3 класса по теме: «Безударные окончания имён существительных».

  • Промежуточная контрольная работа по итогам 3 четверти для 3 класса.

  • Текущая контрольная работа для 3 класса по теме: «Однородные члены предложения»

Итоговая комплексная контрольная работа для 3