Настоящая рабочая программа по «Русскому языку» для обучающихся 3 класса составлена на основе:
22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373»;
Уровень изучения учебного материала по русскому языку в 3 классе – базовый.
В соответствии с учебным планом на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю. При 34 учебных неделях нагрузка составляет 170 часов в год, из них 11 часов - резерв.
В раздел «Состав слова. Морфемика» 6 часов добавлено на формирование умения производить морфемный анализ слова.
Лингвистические знания призваны сформировать первоначальные представления о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Цель изучения данной содержательной линии - формирование орфографической зоркости и пунктуационной грамотности.
Цель изучения раздела «Развитие речи» - решение практических задач общения и формирования навыков, определяющих языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества. Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо - позволят обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах различных видов речевой деятельности.
Цель раздела «Лексика» - формирование лексических навыков.
В базисном (образовательном) плане образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В соответствии с базисным учебным планом МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) на изучение русского языка в 3 классе выделяется 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Фонетика и орфоэпия -4ч.
Графика -1ч.
Лексика -7ч.
Состав слова (морфемика) -13ч.(7ч. + 6 ч. резерв)
Морфология -37ч.
Синтаксис -15ч.
Орфография и пунктуация -66ч.
Развитие речи-22ч.
Название тем | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
Фонетика и орфоэпия-4ч. |
|
Фонетический разбор слова.
| 4ч. | Классификация звуков русского языка по значимым основаниям . Определение звука по его характеристике. Оценка правильности проведения фонетического анализа слов, проведение фонетического анализа самостоятельно по предложенному алгоритму. |
Графика-1ч. | |
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами | 1ч. | Использование алфавита для поиска необходимой информации. |
Лексика-7ч. | |
Слово и его значение. | 2ч.
| Прогнозирование необходимости использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова. |
Значение слова в толковом словаре и тексте. | 1 ч.
| Объяснение принципа построения толкового словаря. Определение значения слова, пользуясь толковым словариком в учебнике или толковым словарем (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). |
Слова однозначные и многозначные. Наблюдение за многозначными словами в предложениях | 2ч.
| Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словариком |
Слова-синонимы. Наблюдение за синонимами в тексте
Слова-антонимы | 1ч.
1ч.
| Наблюдение за использованием в тексте синонимов. Контроль уместного использования слов в предложениях, корректировка обнаруженных ошибок, выбор наиболее точных синонимов. |
Состав слова (морфемика)-13 ч.(7 ч. + 6 ч. резерв) | |
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. | 2ч. | Объяснение способов изменения формы слова |
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | 1ч.+1ч. резерв | Различение изменяемых и неизменяемых слов. Различение родственных слов и форм одного и того же слова. |
Суффикс и приставка как части слова. | 2ч.+ 1ч. резерв | Объяснение роли и значения суффиксов, приставок. |
Сложение основ как способ словообразования. | 2ч. резерв | Моделирование слова заданного состава. |
Разбор слова по составу. | 1ч.+2ч. резерв | Характеристика алгоритма разбора слова по составу, использование его. |
Контрольная работа" Фонетический анализ слова. Состав слова" | 1ч. | Анализ заданной схемы состава слова и подбор слова заданного состава Анализ текста с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками, с заданными суффиксами. |
Морфология-37ч. |
|
| Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1ч | Классификация слова по частям речи, объяснение основания классификации (части речи; самостоятельные и служебные части речи). |
| Имя существительное. | 1ч | Выдвигать предположения: находить основания для классификации имен существительных (по родам, числам) склонениям), существительные одушевленные и неодушевленные (вопросы к т о?,ч т о?), собственные и нарицательные.
|
| Определение склонений имён существительных (1, 2 и 3-е склонение). | 4ч. |
| Изменение существительных по падежам. | 2ч. |
| Изменение существительных по числам. | 2ч. |
| Морфологический разбор имён существительных | 2ч. | Анализ грамматических признаков имён существительных |
| Контрольная работа: «Склонение имен существительных». | 1ч. | Находить основание для классификации слов |
| Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. | 1ч | Подбор имен прилагательных к заданному имени существительному |
| Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин. | 2ч. | Соотнесение формы имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний |
| Морфологический разбор имён прилагательных | 2ч. | Анализ грамматических признаков имен прилагательных |
| Глагол. Значение и употребление в речи. | 1ч | Классифицировать слова по частям речи |
| Неопределённая форма глагола. | 2ч. | Выдвигать предположения: находить основания для классификации глаголов по вопросам, временам |
| Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». | 2ч. |
| Изменение глаголов по временам. | 3ч. |
| Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | 3ч. | Трансформировать текст, изменяя время глагола |
| Контрольная работа: «Части речи». | 1ч. | Находить основание для классификации слов |
| Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами | 1ч | Оценивать уместность употребления имен существительных с предлогами |
| Функции предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. | 1ч. |
| Отличие предлогов от приставок | 2ч. | Различать предлоги от приставок |
| Союзы и, а, но и их роль в речи. | 1ч. | Объяснять выбор нужного союза и частицы в предложении |
| Частица не, её значение | 2ч. |
Синтаксис – 15 ч. |
|
| Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные (по цели высказывания); восклицательные и невосклицательные (по интонации). | 3ч. | Находить в тексте повествовательные, побудительные, вопроситель ные предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания. |
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. | 2ч. | Объяснять способы нахождения главных членов предложения. |
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство | 3ч. | Соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками. |
Связь слов в словосочетании и предложении. | 3ч.
| Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании. |
Однородные члены предложения
| 2ч. | Находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами. |
Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но, или). | 2ч. | Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов предложения. |
Орфография и пунктуация- 66ч. |
|
Использование орфографического словаря. | 5ч. | Находить в чужой и собствен ной работе орфографические ошибки; объяснять их причины. |
Перенос слова | 2ч. | Моделировать алгоритмы применения орфографических правил |
Правописание приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. | 4ч.
| Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. |
Правописание существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, камыш, вещь). | 5ч.
| Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм. |
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | 2ч. | Анализировать разные способы проверки орфограмм. |
Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ия, -ов, -ин | 14ч.
| Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 4ч. | Группировать слова по месту орфограммы. Группировать слова по типу орфограммы. |
Формирование орфографической зоркости. | 7ч. | Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю |
Правописание суффиксов имен суще ствительных _ок, ец, инк, енк | 4ч. | Группировать слова по месту орфограммы |
Раздельное написание предлогов со словами. | 3ч.
| Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки. |
Контрольная работа: «Безударные окончания имён существительных» | 1ч. | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. |
Мягкий знак в глаголах в сочетании –ться. | 3ч. | Оценивать правильность при мененного способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. |
Разделительные ъ и ь. | 2ч. | Выбирать нужный способ проверки. |
Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. | 4ч. | Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. |
Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. | 5ч. | Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов. |
Контрольная работа: «Однородные члены предложения»
| 1ч.
| Анализировать текст: находить слова с определенной ор- фограммой. Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. |
Развитие речи-22ч. | |
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
| 1ч. | Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. |
Текст. Признаки текста. | 2ч.
| Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. Корректировать тексты, в которых допущены смысловые ошибки. |
План текста. | 1ч.
| Соотносить текст и несколько вариантов плана текста, обосновывать выбор наиболее удачного плана. Создавать план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно) с учетом ситуации общения. |
Заглавие текста. | 1ч.
| Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. |
Смысловое единство предложений в тексте. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. | 2ч.
| Сравнивать между собой разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение, осознавать особенности каждого типа. |
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). | 1ч.
| Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. |
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). | 2ч.
| Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста |
Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). | 1ч.
|
Знакомство с основными видами изложений и сочинений: сочинения-рассуждения. | 1ч. | Создавать тексты по предложенному заголовку. Воспроизводить (пересказывать) текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица. |
Знакомство с основными видами изложений и сочинений: сочинения-описания. | 2ч. |
Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложения подробные и выборочные. | 2ч. | Сочинять письма, поздравительные открытки, записки. Писать отзыв на прочитанную книгу. Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. Оценивать правильность выполнения учебной задачи |
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения с элементами сочинения.
| 2ч. |
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
| 2ч. | Составлять устные монологические высказывания: словесный отчет о выполненной работе; рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). |
Использование в текстах синонимов и антонимов. | 2ч. | Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство |
Административные контрольные работы | 5ч. резерв | |
Итого: 170ч.(159ч.+11 ч. резерв) |