На изучение курса в 3 классе отводится 5 часов в неделю. Общий объём учебного времени во втором классе составляет 170 часов. В том числе: контрольных диктантов – 6 ч., контрольных списываний – 2 ч., проверочных работ – 12 ч., свободных диктантов – 2 ч., сочинений – 7 ч., изложений – 2 ч. (в том числе контрольных изложений - 1), итоговых контрольных работ – 1, итоговых контрольных диктантов – 1.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью. В 3 классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения {без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов в год) или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год). На изучение курса «Русский язык» в 3 классе отводится 5 часов в неделю. Общий объем учебного времени составляет 170 часов.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Развитие речи - одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков. Каллиграфия.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 1. Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. | 1 | Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. |
1. Повторение | 10 | |
2-3 | Что мы знаем о тексте. | 2 | Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицировать изученные орфограммы (буквенные– небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. |
4 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте. | 1 |
5 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. | 1 |
6-7 | Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. | 2 |
8 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. | 1 |
9 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание. | 1 |
10 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита. | 1 |
11 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» | |
Слово | 116 | Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений. |
2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне | 3 |
12 | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных в корне. | 1 |
13 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. | 1 |
14 | Р/Р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. | 1 | |
3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова | 4 | |
15 | Правописание проверяемых согласных в корне слова( на конце и в середине слова) | 1 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании офографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. |
16 | 2. Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 |
17 | Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах.правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | 1 |
18 | 4. Проверочная работа №1 « Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных в корне» | 1 |
4. Удвоенные согласные в корне слова | 5 |
19 | Понятие об удвоенных согласных буквах. | 1 |
20-22 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. Р/р Творческая работа. | 3 |
23 | Повторение. Проверочная работа №2 «Удвоенная согласная в корне» | 1 |
5. Непроизносимые согласные в корне слова | 9 |
24 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 |
25 | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | 1 |
26 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа. Сочинение по опорным словам | 1 |
27 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. | 1 |
28 | Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых согласных в корне слова. | 1 |
29 | Повторение. Проверочная работа №3 «Непроизносимая согласная в корне слова» | 1 |
30 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 |
31 | Контрольный диктант №2 «Непроизносимые согласные в корне слова» | 1 |
32 | Работа над ошибками. | 1 |
6. Безударные гласные в корне слова | 7 |
33 | Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. | 1 |
34 | Развитие умения видеть в словах орфограммы – безударные гласные. | 1 |
35-36 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Р/р Свободный диктант. | 2 | |
37 | Проверочная работа №4 «Безударные гласные в корне слова» | 1 | |
38 | Р/р Сочинение по опорным словам. | 1 | |
39 | Контрольный диктант №3 «Безударные гласные в корне слова» | 1 | |
7. Сложные слова и их правописание | 6 | Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о(е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер).
Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное–раздельное написание (по—это приставка, так как... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). |
40 | Знакомство с понятием «сложные слова» | 1 |
41 | Соединительные гласные о е в сложных словах | 1 |
42 | Образование сложных слов. | 1 |
43 | Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | 1 |
44 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант. | 1 |
45 | Повторение. Проверочная работа №5 «Сложные слова и их правописание» | 1 |
8. Части слова. Приставка | 1 |
46 | 1. Приставка, её роль в слове. Различие приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки. | 1 |
9. Безударные гласные в приставках | 3 | |
47-48 | Правописание безударных гласных в приставках. | 2 | |
49 | Приставки про и пра, по и па, их правописание. | 1 | Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. |
10. Удвоенные согласные на стыке корня и приставки | 2 |
50 | Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. | 1 |
51 | Различие и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня. | 1 |
11. Разделительные ь и ъ | 5 |
52 | Звук /й/ и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного Ъ и Ь. | 1 |
53 | Правописание слов с Ъ и Ь | 1 |
54 | Повторение. Проверочная работа №6 «Части слова» | 1 |
55 | Упражнения в правописании слов с разделительным Ъ и Ь. Р/р Свободный диктант. | 1 |
56 | Контрольный диктант №4 «Орфограммы в корне слова» | 1 |
12. Части слова. Окончание и основа | 2 |
57 | Понятие об окончании и основе слова. | 1 |
58 | Развитие умения находить в слове окончание. | 1 |
13. Основа слова и окончание | 2 |
59 | Как найти в слове основу. | 1 |
60 | Развитие умения находить в слове окончание и основу. | 1 |
14. Части слова. Суффикс | 2 | |
61 | Суффикс и его роль в слове. | 1 | |
62 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова. | 1 | |
15. Разбор слова по составу | 4 | |
63 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. | 1 | |
64 | Контрольное списывание. | 1 | |
65 | Упражнения в разборе слов по составу. | 1 | |
66 | Повторение. Проверочная работа №7 «Части слова. Окончание» | 1 | |
16. Части речи в русском языке | 1 | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи. Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с преимущественным потреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу– составление текста-описания с помощью имён существительных.(П) Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор). Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные(с уменьшительно-ласкательным значением и др.),осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. |
67 | Части речи в русском языке. | 1 |
17. Имя существительное как часть речи | 2 |
68 | Определение имени существительного. | 1 |
69 | Роль имени существительного в речи. Р/р Творческая работа: составление текста. | 1 |
18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 3 |
70 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. | 1 |
71 | Имена существительные в речи. | 1 |
72 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных. | 1 |
19. Род имён существительных | 3 |
73 | Имена существительные мужского, женского и среднего родов | 1 |
74 | Род - постоянный признак имён существительных. | 1 |
75 | Окончания имён существительных мужского, женского и среднего родов. | 1 |
20. Число имён существительных | 4 |
76 | Изменение имён существительных по числам. | 1 |
77 | Образование множественного числа имён существительных. | 1 | |
78 | Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе. | 1 | |
79 | Разбор имени существительного как части речи. | 1 | |
21. Словообразование имён существительных | 8 | |
80 | Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 | Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»). Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста). Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами |
81 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. | 1 |
82 | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов. | 1 |
83 | Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами. | 1 |
84 | Разбор имён существительных по составу. | 1 |
85 | Р/р Обучающее изложение «Мурлыка» | 1 |
86 | Употребление имен существительных в речи | 1 |
87 | Проверочная работа №8 «Имя существительное как часть речи» | 1 |
22. Местоимение как часть речи | 6 | Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»). |
88 | Понятие о местоимении. Личные местоимения. | 1 |
89 | Местоимения 1,2,3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. | 1 |
90 | Разбор местоимения как части речи. | 1 |
91 | Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе» | 1 |
92 | Закрепление знаний о местоимении. Р/р Свободный диктант «Паучок» | 1 |
93 | Повторение. Проверочная работа № 9 «Местоимение как часть речи» | |
23. Имя прилагательное как часть речи | 4 | |
94 | Определение имени прилагательного. | 1 | Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных.(П) Различать текст-повествование и текст-описание. (П) Выделять в предложении словосочетания прил.+сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Продуцировать текст-описание по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному.(П) Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные. |
95 | Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными. | 1 |
96 | Роль имён прилагательных в речи | 1 |
97 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 |
24. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | 4 |
98 | Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. | 1 |
99 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | 1 |
100 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами. | 1 |
101 | Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. | 1 |
25. Разбор имён прилагательных по составу | 4 |
102 | Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов | 1 |
103 | Проверочная работа №10 «Имя прилагательное как часть речи» | 1 |
104 | Разбор имён прилагательных по составу | 1 |
105 | Контрольный диктант №5 «Имя прилагательное как часть речи» | 1 | |
26. Глагол как часть речи | 4 | |
106 | Определение глагола как части речи. | 1 | Наблюдать за ролью глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов.(П) Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола. |
107 | Изменение глагола по временам. | 1 |
108 | Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 |
109 | Изменение глаголов по числам. | 1 |
27. Правописание частицы НЕ с глаголами | 2 |
110 | Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами. | 1 |
111 | Развитие умения писать частицу НЕ с глаголами. Р/р Свободный диктант. | 1 |
28. Неопределённая форма глагола | 7 | |
112 | Понятие о неопределённой форме глагола. | 1 | Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи |
113 | Р/р Контрольное изложение. | 1 |
114 | Неопределённая форма глагола. Правописание Ь в глаголах неопределённой формы. | 1 |
115 | Контрольный диктант №6 «Правописание НЕ с глаголами» | 1 |
116 | Образование времени от неопределённой формы глагола. | 1 |
117 | Разбор глагола как части речи. | 1 |
118 | Проверочная работа №11 «Глагол как часть речи» | 1 | |
29. Наречие как часть речи | 2 | |
119-120 | Понятие о наречии как части речи | 7 | |
121-127 | Резервные уроки по разделу «Слово» планируются по усмотрению учителя | | |
Предложение | 25 | |
30. Виды предложений по цели высказывания и интонации | 3 | Различать виды предложений по цели высказывания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. |
128 | Виды предложений по цели высказывания | 1 |
129 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение | 1 |
130 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 |
31. Главные и второстепенные члены предложения | 6 | Накапливать опыт постановки логического ударения. Различать слово, словосочетание и предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов |
131 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 |
132 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. | 1 |
133 | Понятие о второстепенных членах предложения | 1 |
134 | Составление схем предложений и предложений по схемам | |
135 | Предложения распространённые и нераспространённые | 1 |
136 | Разбор предложений. | 1 |
32. Предложения с однородными членами | 7 | |
137 | Однородные подлежащие и сказуемые. | 1 | Разделять непунктированный текст на предложения. Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл. Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака– запятой в предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложения(одна грамматическая основа – две грамматические основы).(П) Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью.(П) Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу).(П) Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. (П) |
138 | Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении | 1 |
139 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. | 1 |
140 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 |
141 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. | 1 |
142 | Запятая в предложениях с однородными членами. Урок-практикум. | 1 |
143 | Повторение изученного. Р/р Свободный диктант. | 1 |
33. Простые и сложные предложения | 6 |
144 |
Понятие о простом и сложном предложении | 1 |
145 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. | 1 |
146 | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. | 1 |
147 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Р/р Свободный диктант. | 1 |
148 | Разбор простого и сложного предложений | 1 |
149 | Повторение. Проверочная работа №12 «Предложение» | 1 |
150-152 | Резервные уроки по разделу «Предложение» планируются по усмотрению учителя | 3 | |
34. Повторение | 5 | Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу. |
153 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание | 1 |
154 | Повторение изученных орфограмм и состава слова. | 1 |
155-157 | Итоговый контроль | 3 |
158-170 | Резервные уроки планируются по усмотрению учителя | 13 |
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Вид контроля Примечание |
|
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове | | | |
Повторение - 10 ч. |
2 | Текст. Признаки текста | | | |
3 | Основная мысль текста | | | |
4 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте | | | Индивидуальный контроль |
5 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | | | |
6 | Орфограммы. Их графическое обозначение | | | |
|
7 | Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного во 2-м классе» | | | Диктант |
8 | Написание слов с изученными орфограммами | | | |
9 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание | | | Самоконтроль |
10 | Контрольный диктант №1 «Орфограммы и пунктограммы» | | | Тематический контроль |
11 | Работа над ошибками. Алфавит | | | |
| Слово – 116 ч. |
12 | Понятия «корень слова», «однокоренные слова». Чередование согласных звуков в корне | | | |
13 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | | | |
14 | Р/р. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений | | | Самоконтроль |
15 | Работа над ошибками. Проверяемые буквы согласных в корне слова | | | |
16 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | | | |
17 | Развитие орфографической зоркости | | | Карточки |
|
18 | Проверочная работа №1 по теме «Части слова» | | | |
19 | Работа над ошибками. Понятие об удвоенных буквах согласных | | | |
20 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне | | | |
21 | Р/р. Творческая работа. Составление текста на заданную тему | | | |
22 | Работа над ошибками. Слова с удвоенными согласными в корне | | | Самоконтроль |
23 | Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенные буквы согласных в корне слова» | | | Тематический контроль |
24 | Работа над ошибками. Словами с непроизносимым согласным звуком в корне | | | |
25 | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные в корне слова | | | Словарный диктант |
26 | Р/р. Сочинение по опорным словам | | | Взаимоконтроль |
27 | Работа над ошибками. Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука | | | |
28 | Обобщённое правило правописания проверяемых букв согласных в корне слова | | | |
29 | Повторение. Проверочная работа №3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» | | | |
30 | Работа над ошибками. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | | | |
31 | Контрольный диктант №2 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» | | | Тематический контроль |
32 | Работа над ошибками. Непроизносимые согласные в корне слова | | | Самоконтроль |
33 | Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов | | | |
34 | Развитие умения видеть в словах орфограмму- букву безударных гласных | | | |
35 | Безударные гласные в корне слова | | | |
36 | Безударные гласные в корне слова. Закрепление. Р/р. Свободный диктант | | | Взаимоконтроль |
37 | Проверочная работа №4 по теме «Безударные гласные в корне слова» | | | Тематический контроль |
38 | Работа над ошибками. Безударные гласные в корне слова | | | Самоконтроль |
39 | Контрольный диктант №3 по теме «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова» | | | Тематический контроль |
40 | Работа над ошибками. Знакомство с понятием «сложные слова» | | | |
41 | Соединительные буквы о и е в сложных словах | | | |
42 | Образование сложных слов | | | |
43 | Сложные слова-имена существительные и имена прилагательные | | | |
44 | Употребление в речи и правописание сложных слов. | | | Самоконтроль |
45 | Повторение. Проверочная работа №5 по теме «Сложные слова» | | | Тематический контроль |
46 | Работа над ошибками. Приставка, её роль в слове. Различие приставок и предлогов | | | |
47 | Правописание букв безударных гласных в приставках | | | |
48 | Правописание букв безударных гласных в приставках. Закрепление | | | Фронтальный опрос |
49 | Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание | | | |
50 | Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня | | | |
51 | Различие и правописание слов с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня | | | Карточки |
52 | Звук й и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь | | | |
53 | Правописание слов с разделительными ъ и ь | | | |
54 | Повторение. Проверочная работа №6 по теме «Разделительные ъ и ь» | | | Тематический контроль |
55 | Работа над ошибками. Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь | | | Самоконтроль |
56 | Контрольный диктант №4 по теме «Безударные гласные в приставках» | | | Тематический контроль |
57 | Работа над ошибками. Понятие об окончании и основе слова | | | |
58 | Развитие умения находить в слове окончание | | | |
59 | Как найти в слове основу | | | |
60 | Развитие умения находить в слове окончание и основу | | | Индивидуальный контроль |
61 | Суффикс и его роль в слове | | | |
62 | Развитие умения находить в слове суффикс | | | |
63 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу | | | |
64 | Контрольное списывание | | | Самоконтроль |
65 | Упражнение в разборе слов по составу | | | |
66 | Проверочная работа №7 по теме «Части слова» | | | Тематический контроль |
67 | Работа над ошибками. Части речи в русском языке | | | |
68 | Определение имени существительного | | | |
69 | Роль имён существительных в речи. Р/Р Творческая работа: составление текста | | | Взаимоконтроль |
70 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных | | | |
71 | Имена существительные в речи | | | |
72 | Урок- обобщение. Что мы знаем об именах существительных | | | Тесты |
73 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода | | | |
74 | Род - постоянный признак имён существительных | | | Фронтальный опрос |
75 | Окончание имен существительные мужского, женского и среднего рода | | | |
76 | Изменение имён существительных по родам | | | |
77 | Образование множественного числа имён существительных | | | |
78 | Окончание имен существительных в единственном и во множественном числе | | | Словарный диктант |
79 | Разбор имени существительного как части речи | | | |
80 | Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением | | | |
81 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке | | | |
82 | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов | | | |
83 | Р/р. Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами | | | Самоконтроль |
84 | Работа над ошибками. Разбор имён существительных по составу | | | |
85 | Р/р. Обучающее изложение «Мурлыка» | | | Самоконтроль |
86 | Работа над ошибками. Употребление имён существительных в речи | | | |
87 | Проверочная работа №8 по теме «Имя существительное как часть речи» | | | Тематический контроль |
88 | Работа над ошибками. Понятие о местоимении | | | |
89 | Местоимения 1,2,3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями | | | |
90 | Разбор местоимения как части речи | | | |
91 | Роль личных местоимений в речи. Р/Р. Обучающее сочинение «О себе» | | | Самоконтроль |
92 | Работа над ошибками. Закрепление знаний о местоимении | | | Взаимоконтроль |
93 | Повторение. Проверочная работа №9 по теме «Местоимение как часть речи» | | | Тематический контроль |
94 | Работа над ошибками. Определение имени прилагательного | | | |
95 | Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными | | | |
96 | Роль имён прилагательных в речи | | | |
97 | Разбор имён прилагательных как части речи | | | |
98 | Окончания имён прилагательных в мужском, и среднем роде и во множественном числе | | | Тесты |
99 | Проверка безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | | | |
100 | Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных. Антонимы | | | Словарный диктант |
101 | Словообразование имён прилагательных. Р/р. Сочинение по опорным сочетаниям слов | | | |
102 | Работа над ошибками. Словообразование имён прилагательных. | | | |
103 | Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи» | | | Тематический контроль |
104 | Работа над ошибками. Разбор имён прилагательных по составу | | | |
105 | Контрольный диктант №5 по теме «Буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных» | | | Тематический контроль |
106 | Работа над ошибками. Определение глагола как части речи | | | |
107 | Изменение глаголов по временам | | | |
108 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | | | |
109 | Изменение глаголов по числам | | | Индивидуальный контроль |
110 | Правило правописания частицы не с глаголами | | | |
111 | Развитие умения писать частицу не с глаголами | | | |
112 | Понятие о неопределённой форме глагола | | | |
113 | Р/р. Контрольное изложение | | | Самоконтроль |
114 | Работа над ошибками. Правописание ь в глаголах неопределённой формы | | | |
115 | Контрольный диктант №6 по теме «Частица не с глаголами» | | | Тематический контроль |
116 | Работа над ошибками. Образование форм Времени от неопределённой формы глаголов | | | |
117 | Разбор глагола как части речи | | | |
118 | Повторение. Проверочная работа №11 по теме «Глагол как часть речи» | | | Тематический контроль |
119 | Работа над ошибками. Понятие о наречии как части речи | | | |
120 | Наречие. Закрепление | | | |
121 | Части слова. Разбор слова по составу | | | |
122 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | | | |
123 | Удвоенные буквы согласных в корне слова | | | Словарный диктант |
124 | Буквы непроизносимых согласных в корне слова | | | |
125 | Слова с двумя безударными гласными в корне слова | | | |
126 | Сложные слова и их правописание | | | |
127 | Части речи | | | Взаимоконтроль |
Предложение – 25 ч. |
128 | Виды предложений по цели высказывания | | | |
129 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение | | | |
130 | Восклицательные и невосклицательные предложения | | | |
131 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое | | | |
132 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | | | Индивидуальный контроль |
133 | Понятие о второстепенных членах предложения | | | |
134 | Составление схем предложений и предложений по схемам | | | |
135 | Предложения распространённые и нераспространённые | | | |
136 | Разбор предложений | | | |
137 | Однородные подлежащие и сказуемые | | | |
138 | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении | | | |
139 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами | 15.04 | | |
140 | Развития умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | | | Индивидуальный контроль |
141 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами | | | |
142 | Запятая в предложениях с однородными членами | | | Взаимоконтроль |
143 | Р/р. Свободный диктант | | | Самопроверка |
144 | Работа над ошибками. Понятие о простом и сложном предложении | | | |
145 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения | | | |
146 | Различия сложных и простых предложений с однородными членами | | | |
147 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении | | | Самоконтроль |
148 | Разбор простого и сложного предложений | | | |
149 | Повторение. Проверочная работа №12 по теме « Предложение» | | | Тематический контроль |
150 | Работа над ошибками. Простые и сложные предложения | | | |
151 | Предложения с однородными членами | | | |
152 | Главные и второстепенные члены предложения | | | |
Повторение – 5 ч. |
153 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание | | | Текущий контроль |
154 | Итоговый тест «Проверка знаний и умений по русскому языку за 3-й класс» | | | |
155 | Контрольный диктант в рамках годовой промежуточной аттестации | | | Итоговый контроль |
156 | Работа над ошибками. Закрепление изученного | | | |
157 | Орфограммы и пунктограммы | | | |
Резерв -13 ч. |
158 | Работа над ошибками. Повторение за год. Части речи в русском языке | | | |
159 | Имя существительное как часть речи | | | |
160 | Словообразование имён существительных. Словарный диктант | | | |
161 | Прилагательное как часть речи | | | |
162 | Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | | | Самоконтроль |
163 | Глагол как часть речи. Не с глаголами | | | |
164 | Неопределённая форма глагола | | | |
165 | Виды предложений по цели высказывания и интонации | | | |
166 | Главные и второстепенные члены предложений | | | Взаимоконтроль |
167 | Простые и сложные предложения | | | |
168 | Однородные члены предложения | | | |
169 | Орфограммы в словах и между словами | | | |
170 | Игра-викторина «Умники и умницы» | | | Фронтальный |
Для реализации целей и задач по данной программе используется учебно- методический комплект по русскому языку издательства «Баласс»: