СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку (планирование) для 3 класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО»; приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО от 6 октября 2009г. № 373»; приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в ФГОС НОО от 6 октября 2009г. № 373»; приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в ФГОС НОО от 6 октября 2009 года № 373»);
Образовательная программа организации (утверждена приказом директора от 31 августа № 110);
Примерная программа по учебному предмету (2011г., Баласс);
УМК:
Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев. Программа «Русский язык» // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.; Баласс, 2011.
Бунеев Р.Н., Бунеева В.Е., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч. – Изд. 5-е, перераб. - М.: Баласс, 2013.
Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1, 2 / Е.В Бунеева. – Изд. 4-е, испр. - М.: Баласс, 2015.
Бунеева В.Е., Исаева Н.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.
Бунеев Р.Н., Бунеева В.Е. Слова с непроверяемыми написаниями. 3 класс.- М.: Баласс, 2012.
Комиссарова Л.Ю.Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 3 класса. – М.: Баласс, 2010.
На изучение курса в 3 классе отводится 5 часов в неделю. Общий объём учебного времени во втором классе составляет 170 часов. В том числе: контрольных диктантов – 6 ч., контрольных списываний – 2 ч., проверочных работ – 12 ч., свободных диктантов – 2 ч., сочинений – 7 ч., изложений – 2 ч. (в том числе контрольных изложений - 1), итоговых контрольных работ – 1, итоговых контрольных диктантов – 1.
Цель предмета «Русский язык» в начальной школе – заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи:
Развитие патриотического чувства к родному языку (любви, интереса, гордости, уважения).
Воспитание потребности пользоваться языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь.
Формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
дальнейшее овладение родным языком;
овладение орфографией и пунктуацией;
раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
развитие чувства языка.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью. В 3 классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения {без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и г. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит, и правило их переноса. Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов - с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова. Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём. Вводится новая орфограмма - обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. В 3 классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов. Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова. Дети знакомятся с другими суффиксами, приставками, тренируются в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами. В 3 классе части речи становятся главным предметом изучения. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов. Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов в год) или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год). На изучение курса «Русский язык» в 3 классе отводится 5 часов в неделю. Общий объем учебного времени составляет 170 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни to её народу.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметньми результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию,
ключевым словам;
производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным
признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с
буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непро
износимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь
для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами про
верки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверя
емыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной
буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в
окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные
орфограммы и условия их выбора (без использования термина «усло
вия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с
изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
распознавать имена существительные, имена прилагательные,
личные местоимения, глаголы; производить морфологический раз
бор этих частей речи в объёме программы;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в
предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным
союзом);
составлять предложения с однородными членами, употреблять
их в речи;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль
знаков препинания в письменном общении;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план,
пересказывать по плану);
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Содержание учебного предмета
(170 часов – 5 часов в неделю)
Вводный урок – 1ч.
Повторение – 10 ч.
Слово – 116 ч.
Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различение ударных и безударных слогов, написание ь и ъ знаков. Знакомство с чередованием согласных звуков в корнях слов. Написание слов с двойными согласными на стыке приставки и корня, перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова. Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный. чудесный. Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова»,
«приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить
в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов,
видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их
помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-,
сват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью
этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами. Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над слова
ми, имеющими несколько значений. Составление предложений, в
которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение
над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи.
Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову.
Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи.
Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет,
признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов. Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имен существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-. Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот. Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват.-, еват. Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы. Понятие о наречии. Наречие как часть речи,
Предложение - 25 ч.
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи. Подлежащее и сказуемое главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания. Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение - 5 ч.
Развитие речи - одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков. Каллиграфия.
Резерв – 13 ч. Повторение материала, изученного за год.
Тематическое планирование уроков русского языка в 3-м классе и основные виды деятельности учащихся (170 часов - 5 часов в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | ||
1 | 1. Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. | 1 | Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.
| ||
1. Повторение | 10 | | |||
2-3 | Что мы знаем о тексте. | 2 | Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицировать изученные орфограммы (буквенные– небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | ||
4 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте. | 1 | |||
5 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. | 1 | |||
6-7 | Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. | 2 | |||
8 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. | 1 | |||
9 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание. | 1 | |||
10 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита. | 1 | |||
11 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» |
| |||
Слово | 116 | Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений. | |||
2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне | 3 | ||||
12 | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных в корне. | 1 | |||
13 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. | 1 | |||
14 | Р/Р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. | 1 |
| ||
3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова | 4 | | |||
15 | Правописание проверяемых согласных в корне слова( на конце и в середине слова) | 1 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании офографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. | ||
16 | 2. Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | |||
17 | Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах.правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | 1 | |||
18 | 4. Проверочная работа №1 « Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных в корне» | 1 | |||
4. Удвоенные согласные в корне слова
| 5 | ||||
19 | Понятие об удвоенных согласных буквах. | 1 | |||
20-22 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. Р/р Творческая работа. | 3 | |||
23 | Повторение. Проверочная работа №2 «Удвоенная согласная в корне» | 1 | |||
5. Непроизносимые согласные в корне слова | 9 | ||||
24 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | |||
25 | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | 1 | |||
26 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа. Сочинение по опорным словам | 1 | |||
27 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. | 1 | |||
28 | Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых согласных в корне слова. | 1 | |||
29 | Повторение. Проверочная работа №3 «Непроизносимая согласная в корне слова» | 1 | |||
30 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | |||
31 | Контрольный диктант №2 «Непроизносимые согласные в корне слова» | 1 | |||
32 | Работа над ошибками. | 1 | |||
6. Безударные гласные в корне слова
| 7 | ||||
33 | Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. | 1 | |||
34 | Развитие умения видеть в словах орфограммы – безударные гласные. | 1 | |||
35-36 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Р/р Свободный диктант. | 2 |
| ||
37 | Проверочная работа №4 «Безударные гласные в корне слова» | 1 |
| ||
38 | Р/р Сочинение по опорным словам. | 1 |
| ||
39 | Контрольный диктант №3 «Безударные гласные в корне слова» | 1 |
| ||
7. Сложные слова и их правописание
| 6 | Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о(е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер).
Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное–раздельное написание (по—это приставка, так как... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).
| |||
40 | Знакомство с понятием «сложные слова» | 1 | |||
41 | Соединительные гласные о е в сложных словах | 1 | |||
42 | Образование сложных слов. | 1 | |||
43 | Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | 1 | |||
44 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант. | 1 | |||
45 | Повторение. Проверочная работа №5 «Сложные слова и их правописание» | 1 | |||
8. Части слова. Приставка | 1 | ||||
46 | 1. Приставка, её роль в слове. Различие приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки. | 1 | |||
9. Безударные гласные в приставках
| 3 |
| |||
47-48 | Правописание безударных гласных в приставках. | 2 |
| ||
49 | Приставки про и пра, по и па, их правописание. | 1 | Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. | ||
10. Удвоенные согласные на стыке корня и приставки | 2 | ||||
50 | Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. | 1 | |||
51 | Различие и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня. | 1 | |||
11. Разделительные ь и ъ
| 5 | ||||
52 | Звук /й/ и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного Ъ и Ь. | 1 | |||
53 | Правописание слов с Ъ и Ь | 1 | |||
54 | Повторение. Проверочная работа №6 «Части слова» | 1 | |||
55 | Упражнения в правописании слов с разделительным Ъ и Ь. Р/р Свободный диктант. | 1 | |||
56 | Контрольный диктант №4 «Орфограммы в корне слова» | 1 | |||
12. Части слова. Окончание и основа
| 2 | ||||
57 | Понятие об окончании и основе слова. | 1 | |||
58 | Развитие умения находить в слове окончание. | 1 | |||
13. Основа слова и окончание | 2 | ||||
59 | Как найти в слове основу. | 1 | |||
60 | Развитие умения находить в слове окончание и основу. | 1 | |||
14. Части слова. Суффикс | 2 |
| |||
61 | Суффикс и его роль в слове. | 1 |
| ||
62 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова. | 1 |
| ||
15. Разбор слова по составу
| 4 |
| |||
63 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. | 1 |
| ||
64 | Контрольное списывание. | 1 |
| ||
65 | Упражнения в разборе слов по составу. | 1 |
| ||
66 | Повторение. Проверочная работа №7 «Части слова. Окончание» | 1 |
| ||
16. Части речи в русском языке
| 1 | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи. Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с преимущественным потреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу– составление текста-описания с помощью имён существительных.(П) Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор). Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные(с уменьшительно-ласкательным значением и др.),осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. | |||
67 | Части речи в русском языке. | 1 | |||
17. Имя существительное как часть речи | 2 | ||||
68 | Определение имени существительного. | 1 | |||
69 | Роль имени существительного в речи. Р/р Творческая работа: составление текста. | 1 | |||
18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 3 | ||||
70 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. | 1 | |||
71 | Имена существительные в речи. | 1 | |||
72 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных. | 1 | |||
19. Род имён существительных
| 3 | ||||
73 | Имена существительные мужского, женского и среднего родов | 1 | |||
74 | Род - постоянный признак имён существительных. | 1 | |||
75 | Окончания имён существительных мужского, женского и среднего родов. | 1 | |||
20. Число имён существительных
| 4 | ||||
76 | Изменение имён существительных по числам. | 1 | |||
77
| Образование множественного числа имён существительных. | 1 |
| ||
78 | Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе. | 1 |
| ||
79 | Разбор имени существительного как части речи. | 1 |
| ||
21. Словообразование имён существительных | 8 |
| |||
80 | Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 | Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»). Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста). Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами | ||
81 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. | 1 | |||
82 | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов. | 1 | |||
83 | Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами. | 1 | |||
84 | Разбор имён существительных по составу. | 1 | |||
85 | Р/р Обучающее изложение «Мурлыка» | 1 | |||
86 | Употребление имен существительных в речи | 1 | |||
87 | Проверочная работа №8 «Имя существительное как часть речи» | 1 | |||
22. Местоимение как часть речи
| 6 | Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»). | |||
88 | Понятие о местоимении. Личные местоимения. | 1 | |||
89 | Местоимения 1,2,3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. | 1 | |||
90 | Разбор местоимения как части речи. | 1 | |||
91 | Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе» | 1 | |||
92 | Закрепление знаний о местоимении. Р/р Свободный диктант «Паучок» | 1 | |||
93 | Повторение. Проверочная работа № 9 «Местоимение как часть речи» |
| |||
23. Имя прилагательное как часть речи
| 4 |
| |||
94 | Определение имени прилагательного. | 1 | Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных.(П) Различать текст-повествование и текст-описание. (П) Выделять в предложении словосочетания прил.+сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Продуцировать текст-описание по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному.(П) Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные. | ||
95 | Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными. | 1 | |||
96 | Роль имён прилагательных в речи | 1 | |||
97 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | |||
24. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных
| 4 | ||||
98 | Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. | 1 | |||
99 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | 1 | |||
100 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами. | 1 | |||
101 | Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. | 1 | |||
25. Разбор имён прилагательных по составу | 4 | ||||
102 | Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов | 1 | |||
103 | Проверочная работа №10 «Имя прилагательное как часть речи» | 1 | |||
104 | Разбор имён прилагательных по составу | 1 | |||
105 | Контрольный диктант №5 «Имя прилагательное как часть речи» | 1 |
| ||
26. Глагол как часть речи | 4 |
| |||
106 | Определение глагола как части речи. | 1 | Наблюдать за ролью глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов.(П) Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола. | ||
107 | Изменение глагола по временам. | 1 | |||
108 | Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | |||
109 | Изменение глаголов по числам. | 1 | |||
27. Правописание частицы НЕ с глаголами | 2 | ||||
110 | Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами. | 1 | |||
111 | Развитие умения писать частицу НЕ с глаголами. Р/р Свободный диктант. | 1 | |||
28. Неопределённая форма глагола | 7 |
| |||
112 | Понятие о неопределённой форме глагола. | 1 | Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи | ||
113 | Р/р Контрольное изложение. | 1 | |||
114 | Неопределённая форма глагола. Правописание Ь в глаголах неопределённой формы. | 1 | |||
115 | Контрольный диктант №6 «Правописание НЕ с глаголами» | 1 | |||
116 | Образование времени от неопределённой формы глагола. | 1 | |||
117 | Разбор глагола как части речи. | 1 | |||
118 | Проверочная работа №11 «Глагол как часть речи» | 1 |
| ||
29. Наречие как часть речи | 2 |
| |||
119-120 | Понятие о наречии как части речи | 7 |
| ||
121-127 | Резервные уроки по разделу «Слово» планируются по усмотрению учителя |
|
| ||
Предложение | 25 |
| |||
30. Виды предложений по цели высказывания и интонации | 3 | Различать виды предложений по цели высказывания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные.
| |||
128 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | |||
129 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение | 1 | |||
130 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | |||
31. Главные и второстепенные члены предложения | 6 | Накапливать опыт постановки логического ударения. Различать слово, словосочетание и предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов | |||
131 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 | |||
132 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. | 1 | |||
133 | Понятие о второстепенных членах предложения | 1 | |||
134 | Составление схем предложений и предложений по схемам |
| |||
135 | Предложения распространённые и нераспространённые | 1 | |||
136 | Разбор предложений. | 1 | |||
32. Предложения с однородными членами | 7 |
| |||
137 | Однородные подлежащие и сказуемые. | 1 | Разделять непунктированный текст на предложения. Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл. Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака– запятой в предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложения(одна грамматическая основа – две грамматические основы).(П) Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью.(П) Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу).(П) Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. (П)
| ||
138 | Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении | 1 | |||
139 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. | 1 | |||
140 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | |||
141 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. | 1 | |||
142 | Запятая в предложениях с однородными членами. Урок-практикум. | 1 | |||
143 | Повторение изученного. Р/р Свободный диктант. | 1 | |||
33. Простые и сложные предложения | 6 | ||||
144 |
Понятие о простом и сложном предложении | 1 | |||
145 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. | 1 | |||
146 | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. | 1 | |||
147 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Р/р Свободный диктант. | 1 | |||
148 | Разбор простого и сложного предложений | 1 | |||
149 | Повторение. Проверочная работа №12 «Предложение» | 1 | |||
150-152 | Резервные уроки по разделу «Предложение» планируются по усмотрению учителя | 3 |
| ||
34. Повторение
| 5 | Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу. | |||
153 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание
| 1 | |||
154 | Повторение изученных орфограмм и состава слова. | 1 | |||
155-157 | Итоговый контроль | 3 | |||
158-170 | Резервные уроки планируются по усмотрению учителя | 13 |
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 3-м классе
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Вид контроля Примечание |
| ||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове |
|
|
|
Повторение - 10 ч. | ||||
2 | Текст. Признаки текста |
|
|
|
3 | Основная мысль текста |
|
|
|
4 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте |
|
| Индивидуальный контроль |
5 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами |
|
|
|
6 | Орфограммы. Их графическое обозначение |
|
|
|
| ||||
7 | Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного во 2-м классе» |
|
| Диктант |
8 | Написание слов с изученными орфограммами |
|
|
|
9 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание |
|
| Самоконтроль |
10 | Контрольный диктант №1 «Орфограммы и пунктограммы» |
|
| Тематический контроль |
11 | Работа над ошибками. Алфавит |
|
|
|
| Слово – 116 ч. | |||
12 | Понятия «корень слова», «однокоренные слова». Чередование согласных звуков в корне |
|
|
|
13 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне |
|
|
|
14 | Р/р. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений |
|
| Самоконтроль |
15 | Работа над ошибками. Проверяемые буквы согласных в корне слова |
|
|
|
16 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова |
|
|
|
17 | Развитие орфографической зоркости |
|
| Карточки |
| ||||
18 | Проверочная работа №1 по теме «Части слова» |
|
|
|
19 | Работа над ошибками. Понятие об удвоенных буквах согласных |
|
|
|
20 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне |
|
|
|
21 | Р/р. Творческая работа. Составление текста на заданную тему |
|
|
|
22 | Работа над ошибками. Слова с удвоенными согласными в корне |
|
| Самоконтроль |
23 | Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенные буквы согласных в корне слова» |
|
| Тематический контроль |
24 | Работа над ошибками. Словами с непроизносимым согласным звуком в корне |
|
|
|
25 | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные в корне слова |
|
| Словарный диктант |
26 | Р/р. Сочинение по опорным словам |
|
| Взаимоконтроль |
27 | Работа над ошибками. Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука |
|
|
|
28 | Обобщённое правило правописания проверяемых букв согласных в корне слова |
|
|
|
29 | Повторение. Проверочная работа №3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» |
|
|
|
30 | Работа над ошибками. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова |
|
|
|
31 | Контрольный диктант №2 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» |
|
| Тематический контроль |
32 | Работа над ошибками. Непроизносимые согласные в корне слова |
|
| Самоконтроль |
33 | Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов |
|
|
|
34 | Развитие умения видеть в словах орфограмму- букву безударных гласных |
|
|
|
35 | Безударные гласные в корне слова |
|
|
|
36 | Безударные гласные в корне слова. Закрепление. Р/р. Свободный диктант |
|
| Взаимоконтроль |
37 | Проверочная работа №4 по теме «Безударные гласные в корне слова» |
|
| Тематический контроль |
38 | Работа над ошибками. Безударные гласные в корне слова |
|
| Самоконтроль |
39 | Контрольный диктант №3 по теме «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова» |
|
| Тематический контроль |
40 | Работа над ошибками. Знакомство с понятием «сложные слова» |
|
|
|
41 | Соединительные буквы о и е в сложных словах |
|
|
|
42 | Образование сложных слов |
|
|
|
43 | Сложные слова-имена существительные и имена прилагательные |
|
|
|
44 | Употребление в речи и правописание сложных слов. |
|
| Самоконтроль |
45 | Повторение. Проверочная работа №5 по теме «Сложные слова» |
|
| Тематический контроль |
46 | Работа над ошибками. Приставка, её роль в слове. Различие приставок и предлогов |
|
|
|
47 | Правописание букв безударных гласных в приставках |
|
|
|
48 | Правописание букв безударных гласных в приставках. Закрепление |
|
| Фронтальный опрос |
49 | Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание |
|
|
|
50 | Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня |
|
|
|
51 | Различие и правописание слов с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня |
|
| Карточки |
52 | Звук й и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь |
|
|
|
53 | Правописание слов с разделительными ъ и ь |
|
|
|
54 | Повторение. Проверочная работа №6 по теме «Разделительные ъ и ь» |
|
| Тематический контроль |
55 | Работа над ошибками. Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь |
|
| Самоконтроль |
56 | Контрольный диктант №4 по теме «Безударные гласные в приставках» |
|
| Тематический контроль |
57 | Работа над ошибками. Понятие об окончании и основе слова |
|
|
|
58 | Развитие умения находить в слове окончание |
|
|
|
59 | Как найти в слове основу |
|
|
|
60 | Развитие умения находить в слове окончание и основу |
|
| Индивидуальный контроль |
61 | Суффикс и его роль в слове |
|
|
|
62 | Развитие умения находить в слове суффикс |
|
|
|
63 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу |
|
|
|
64 | Контрольное списывание |
|
| Самоконтроль |
65 | Упражнение в разборе слов по составу |
|
|
|
66 | Проверочная работа №7 по теме «Части слова» |
|
| Тематический контроль |
67 | Работа над ошибками. Части речи в русском языке |
|
|
|
68 | Определение имени существительного |
|
|
|
69 | Роль имён существительных в речи. Р/Р Творческая работа: составление текста |
|
| Взаимоконтроль |
70 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных |
|
|
|
71 | Имена существительные в речи |
|
|
|
72 | Урок- обобщение. Что мы знаем об именах существительных |
|
| Тесты |
73 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода |
|
|
|
74 | Род - постоянный признак имён существительных |
|
| Фронтальный опрос |
75 | Окончание имен существительные мужского, женского и среднего рода |
|
|
|
76 | Изменение имён существительных по родам |
|
|
|
77 | Образование множественного числа имён существительных |
|
|
|
78 | Окончание имен существительных в единственном и во множественном числе |
|
| Словарный диктант |
79 | Разбор имени существительного как части речи |
|
|
|
80 | Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением |
|
|
|
81 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке |
|
|
|
82 | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов |
|
|
|
83 | Р/р. Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами |
|
| Самоконтроль |
84 | Работа над ошибками. Разбор имён существительных по составу |
|
|
|
85 | Р/р. Обучающее изложение «Мурлыка» |
|
| Самоконтроль |
86 | Работа над ошибками. Употребление имён существительных в речи |
|
|
|
87 | Проверочная работа №8 по теме «Имя существительное как часть речи» |
|
| Тематический контроль |
88 | Работа над ошибками. Понятие о местоимении |
|
|
|
89 | Местоимения 1,2,3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями |
|
|
|
90 | Разбор местоимения как части речи |
|
|
|
91 | Роль личных местоимений в речи. Р/Р. Обучающее сочинение «О себе» |
|
| Самоконтроль |
92 | Работа над ошибками. Закрепление знаний о местоимении |
|
| Взаимоконтроль |
93 | Повторение. Проверочная работа №9 по теме «Местоимение как часть речи» |
|
| Тематический контроль |
94 | Работа над ошибками. Определение имени прилагательного |
|
|
|
95 | Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными |
|
|
|
96 | Роль имён прилагательных в речи |
|
|
|
97 | Разбор имён прилагательных как части речи |
|
|
|
98 | Окончания имён прилагательных в мужском, и среднем роде и во множественном числе |
|
| Тесты |
99 | Проверка безударных гласных в окончаниях имён прилагательных |
|
|
|
100 | Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных. Антонимы |
|
| Словарный диктант |
101 | Словообразование имён прилагательных. Р/р. Сочинение по опорным сочетаниям слов |
|
|
|
102 | Работа над ошибками. Словообразование имён прилагательных. |
|
|
|
103 | Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи» |
|
| Тематический контроль |
104 | Работа над ошибками. Разбор имён прилагательных по составу |
|
|
|
105 | Контрольный диктант №5 по теме «Буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных» |
|
| Тематический контроль |
106 | Работа над ошибками. Определение глагола как части речи |
|
|
|
107 | Изменение глаголов по временам |
|
|
|
108 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам |
|
|
|
109 | Изменение глаголов по числам |
|
| Индивидуальный контроль |
110 | Правило правописания частицы не с глаголами |
|
|
|
111 | Развитие умения писать частицу не с глаголами |
|
|
|
112 | Понятие о неопределённой форме глагола |
|
|
|
113 | Р/р. Контрольное изложение |
|
| Самоконтроль |
114 | Работа над ошибками. Правописание ь в глаголах неопределённой формы |
|
|
|
115 | Контрольный диктант №6 по теме «Частица не с глаголами» |
|
| Тематический контроль |
116 | Работа над ошибками. Образование форм Времени от неопределённой формы глаголов |
|
|
|
117 | Разбор глагола как части речи |
|
|
|
118 | Повторение. Проверочная работа №11 по теме «Глагол как часть речи» |
|
| Тематический контроль |
119 | Работа над ошибками. Понятие о наречии как части речи |
|
|
|
120 | Наречие. Закрепление |
|
|
|
121 | Части слова. Разбор слова по составу |
|
|
|
122 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова |
|
|
|
123 | Удвоенные буквы согласных в корне слова |
|
| Словарный диктант |
124 | Буквы непроизносимых согласных в корне слова |
|
|
|
125 | Слова с двумя безударными гласными в корне слова |
|
|
|
126 | Сложные слова и их правописание |
|
|
|
127 | Части речи |
|
| Взаимоконтроль |
Предложение – 25 ч. | ||||
128 | Виды предложений по цели высказывания |
|
|
|
129 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение |
|
|
|
130 | Восклицательные и невосклицательные предложения |
|
|
|
131 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое |
|
|
|
132 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое |
|
| Индивидуальный контроль |
133 | Понятие о второстепенных членах предложения |
|
|
|
134 | Составление схем предложений и предложений по схемам |
|
|
|
135 | Предложения распространённые и нераспространённые |
|
|
|
136 | Разбор предложений |
|
|
|
137 | Однородные подлежащие и сказуемые |
|
|
|
138 | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении |
|
|
|
139 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами | 15.04 |
|
|
140 | Развития умения ставить запятую в предложениях с однородными членами |
|
| Индивидуальный контроль |
141 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами |
|
|
|
142 | Запятая в предложениях с однородными членами |
|
| Взаимоконтроль |
143 | Р/р. Свободный диктант |
|
| Самопроверка |
144 | Работа над ошибками. Понятие о простом и сложном предложении |
|
|
|
145 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения |
|
|
|
146 | Различия сложных и простых предложений с однородными членами |
|
|
|
147 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении |
|
| Самоконтроль |
148 | Разбор простого и сложного предложений |
|
|
|
149 | Повторение. Проверочная работа №12 по теме « Предложение» |
|
| Тематический контроль |
150 | Работа над ошибками. Простые и сложные предложения |
|
|
|
151 | Предложения с однородными членами |
|
|
|
152 | Главные и второстепенные члены предложения |
|
|
|
Повторение – 5 ч. | ||||
153 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание |
|
| Текущий контроль |
154 | Итоговый тест «Проверка знаний и умений по русскому языку за 3-й класс» |
|
|
|
155 | Контрольный диктант в рамках годовой промежуточной аттестации |
|
| Итоговый контроль |
156 | Работа над ошибками. Закрепление изученного |
|
|
|
157 | Орфограммы и пунктограммы |
|
|
|
Резерв -13 ч. | ||||
158 | Работа над ошибками. Повторение за год. Части речи в русском языке |
|
|
|
159 | Имя существительное как часть речи |
|
|
|
160 | Словообразование имён существительных. Словарный диктант |
|
|
|
161 | Прилагательное как часть речи |
|
|
|
162 | Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных |
|
| Самоконтроль |
163 | Глагол как часть речи. Не с глаголами |
|
|
|
164 | Неопределённая форма глагола |
|
|
|
165 | Виды предложений по цели высказывания и интонации |
|
|
|
166 | Главные и второстепенные члены предложений |
|
| Взаимоконтроль |
167 | Простые и сложные предложения |
|
|
|
168 | Однородные члены предложения |
|
|
|
169 | Орфограммы в словах и между словами |
|
|
|
170 | Игра-викторина «Умники и умницы» |
|
| Фронтальный |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации целей и задач по данной программе используется учебно- методический комплект по русскому языку издательства «Баласс»:
Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев. Программа «Русский язык» // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.; Баласс, 2011.
Бунеев Р.Н., Бунеева В.Е., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч. – Изд. 5-е, перераб. - М.: Баласс, 2013.
Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1, 2 / Е.В Бунеева. – Изд. 4-е, испр. - М.: Баласс, 2015.
Бунеева В.Е., Исаева Н.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.
Бунеев Р.Н., Бунеева В.Е. Слова с непроверяемыми написаниями. 3 класс.- М.: Баласс, 2012.
Комиссарова Л.Ю.Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 3 класса. – М.: Баласс, 2010.
Компьютер, проектор, экран, ЭОР.