СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО; авторской программыкурса к учебникам Л.В.Кибиревой, О.А.Клейнфельд, Г.И.Мелиховой "Русский язык". 1-4 классы.-М.: ООО "Русское слово - учебник", 2012
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основе авторской программы курса к учебникам Л.В.Кибиревой, О.А.Клейнфельд, Г.И.Мелиховой «Русский язык». 1 – 4 классы. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. - – (ФГОС. Начальная инновационная школа)
Согласно учебному плану МБОУ СШ №6 предмет «Русский язык» относится к области «Русский язык и литературное чтение» и на его изучение в 3 классе отводится 170 часов (34 учебных недели), из расчета 5 часов в неделю (4 часа из обязательной части и 1час из части формируемой участниками образовательных отношений).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные планируемые результаты.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка в жизни и речи людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак);
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
У обучающихся будут сформированы:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознания ответственности человека за общее благополучие; осознания своей этнической принадлежности;
общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
толерантное отношение и уважение к культуре других народов;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и окружающих людей;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
установка на здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
основ устойчивых эстетических предпочтений и ориентации;
отношения к искусству как значимой сфере человеческой жизни;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков других людей;
внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
дифференциации моральных и конвенциональных норм; развития морального сознания как переходного от доконвенциального к конвенциальному уровню;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением ИКТ;
самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников;
представлять информацию в виде схем, опорного конспекта;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
относить объекты к известным понятиям.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
слушать других, пытаясь принять другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
учиться критично относиться к своему мнению;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом)
предвидеть последствия коллективного решения;
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Обучающиеся научатся:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты изучения курса «Русский язык»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
владение умением проверять написанное;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Обучающиеся научатся:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
производить звукобуквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами, правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Обучающиеся получат возможность научиться:
проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
создавать тексты по предложенному заголовку;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»:
Обучающиеся научатся:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова»:
Обучающиеся научатся:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающиеся получат возможность научиться:
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
выявлять слова, значения которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающиеся получат возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными, личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;
определять восклицательную, невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения – определения, обстоятельства, дополнения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»:
Обучающиеся научатся:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 70-80 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 55 - 65 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической зоркости;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины проявления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»:
Обучающиеся научатся:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета.
1. Наш дар бесценный – наш язык. - 4 часа
Роль языка в жизни человека. Родной язык – язык предков. Общий праславянский язык. Древо славянских языков. Древний русский язык – праязык русского, белорусского и украинского языков.
Бережное отношение к русскому языку – наказ великих предков. Осознание необходимости изучения русского языка, усвоение правил, норм устной и письменной речи во имя сохранения красоты русского языка, его величия в процессе дискуссии «Что значит беречь язык?» и знакомства с сюжетной завязкой учебника по рисункам – комиксам. Краткое (обзорное) повторение изученного материала во 2 классе.
2. Предложение. – 8 часов
Предложение и его признаки (повторение).
Углубление знаний о предложении и более полное определение предложения. Знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания (повторение).
Главные и второстепенные члены предложения (повторение).
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (повторение).
Восклицательные и невосклицательные предложения и их оформление на письме.
Творческая лаборатория «Как устроен текс». – 1 час
Осознание текста как результата речевой деятельности.
Восстановление нужной последовательности предложений в тексте и исправление ошибок при их оформлении на письме.
Определение последовательности частей текста.
Выделение в тексте темы, основной мысли, составление плана текста.
3. Главные члены предложения. – 7 часов
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения (грамматическая основа).
Определение (выделение) грамматической основы предложения.
Грамматическая основа, состоящая только из одного главного члена - подлежащего или сказуемого (ознакомление).
Подлежащее и способы его выражения (имя существительное, личное местоимение, слова других частей речи, а также сочетание слов).
Сказуемое и способы его выражения (глагол, имя существительное).
Связь сказуемого с подлежащим по смыслу и по форме (грамматически).
Творческая лаборатория «Как озаглавить текст». – 2 часа
Отражение в заголовке темы текста. Выбор заголовка из ряда предложенных.
Озаглавливание текста с учетом типа речи, к которому он относится.
Определение типа текста и характеристика его особенностей.
Письменный ответ на вопрос, о чем рассказывается в одной из прочитанных книг, по заданному началу.
4. Второстепенные члены предложения. – 12 часов
Понятие о второстепенных членах предложения и их роли в предложении.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Определение, дополнение, обстоятельство – второстепенные члены предложения.
Значение, вопросы, на которые отвечают, способы выражения.
Тесты по темам 2 - 4. – 1 час
Творческая лаборатория «С чего начать текст». – 1 час
Выбор начала текста из предложенных.
Определение основной мысли текста и формулирование ее пословицей.
Деление текста на структурные части и выявление отсутствующей части (начала).
Определение содержания начала текста по рисункам. Сопоставление своего начала текста с авторским.
Предположение о содержании начала текста по его заголовку.
Соотнесение начала текста с остальными его частями.
Придумывание начала текста, исходя из содержания основной части и концовки текста.
5. Состав слова. – 13 часов
Состав слова. Значимые части слова. Однокоренные слова (повторение).
Основа – часть слова без окончания.
Правописание приставок Различие омонимичных приставок и предлогов.
Правописание гласных в приставках за -, на -, над -, о -, об -, до -, по -, под -, про -.
Правописание приставки с -.
Написание ъ после приставок.
Правописание суффиксов – енок -/ - онок -, -ат - / -ят -, - ик - / - ек -, - очк - / - ечк – и др.
Тесты по теме 5. – 1 час
Творческая лаборатория «Как закончить текст».- 1 час
Выделение в тексте смысловых частей и определение отсутствующей части (концовки).
Выбор наиболее подходящей концовки текста из предложенных.
Редактирование концовки текста с намеренно допущенными в него ошибками.
Придумывание и написание своего окончания текста.
6. Сложные слова. – 4 часа
Понятие о сложных словах.
Образование сложных слов.
Правописание слов с соединительными гласными и без них.
7. Правописание гласных и согласных в корне слова. – 4 часа
Правописание гласных и согласных в корне слова (повторение).
Выявление проверяемых и проверочных слов.
Составление алгоритма проверки безударных гласных, парных звонких и глухих, непроизносимых согласных в корне слова (с опорой на таблицу).
Правописание слов с двойными согласными. Правописание сочетаний чк, чн в словах.
8. Правописание безударных гласных в корне слова. – 10 часов
Гласные ударные и безударные.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Способы проверки безударных гласных в корне слова.
Слова с двумя безударными гласными. Словарные слова.
Творческая лаборатория «Составляем план текста». – 1 час
Деление текста на смысловые части (абзацы) и озаглавливание их.
Составление плана текста.
Исправление неправильно составленных или неполных планов.
Формулирование пунктов плана вопросительными и повествовательными предложениями.
9. Правописание парных звонких и глухих согласных. – 8 часов
Парные звонкие и глухие согласные.
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Способы проверки парных и глухих согласных в корне слова.
10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. – 6 часов
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Способы проверки непроизносимых согласных в корне слова.
Тесты по темам 6 - 10. – 1 час
Творческая лаборатория «Пишем изложение». – 1 час
Определение темы текста и осмысление его названия.
Определение типа текста.
Нахождение в тексте ответов на заданные вопросы.
Изложение содержания текста по самостоятельно составленному плану.
11. Части речи. – 2 часа
Актуализация и систематизация имеющихся знаний о частях речи.
Самостоятельные и служебные части речи.
Творческая лаборатория «Вспомним типы текстов». – 1 час
Осмысление особенностей текстов разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Определение по заголовку типа текста.
Распознавание типов речи в текстах, соединяющих разные типы речи.
Дописывание текста одного из типов речи по заданному началу.
12. Имя существительное как часть речи. – 12 часов
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, вопросы, на которые отвечает, роль в предложении (повторение).
Расширение знаний о роде, числе имен существительных, одушевленных и неодушевленных.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Большая буква в собственных именах существительных (повторение).
Написание названий книг, газет, журналов, картин с большой буквы и в кавычках (ознакомление).
Имена существительные мужского, женского и среднего рода имен существительных.
Творческая лаборатория «Пишем текст - повествование». – 1 час
Составление рассказов по картинкам и с опорой на жизненный опыт. Определение типа речи, к которому относятся данные тексты.
Осмысление особенностей текста - повествования и его распознавание среди текстов других типов речи
13. Мягкий знак в конце имен существительных после шипящих. – 4 часа
Правописание ь после шипящих в конце имен существительных.
14. Изменение имен существительных по падежам. – 8 часов
Изменение имен существительных по вопросам (падежам)- склонение.
Падежи. Начальная форма имени существительного – форма именительного падежа.
Косвенные падежи.
Творческая лаборатория «Текст - повествование». – 1 час
Написание текста-повествования по сюжетным картинкам и по опорным словам.
15. Изменение имен существительных по падежам (продолжение). – 10 часов
Именительный и винительный падежи.
Дательный и предложный падежи.
Творительный падеж.
16. Три склонения имен существительных. – 7 часов
Три склонения имен существительных.
Определение принадлежности имени существительного к первому, второму и третьему склонению
Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Тесты по темам 12 - 16. – 1 час
Творческая лаборатория «Пишем текст - рассуждение». – 2 часа
Чтение по ролям сказки и ее озаглавливание вопросом, над которым размышляют герои сказки. Развернутый ответ на данный вопрос. Определение типа речи, к которому относится текст сказки.
Знакомство с характерными особенностями текста - рассуждения.
Написание концовки текста-рассуждения.
17. Имя прилагательное как часть речи. – 12 часов
Углубление представлений об имени прилагательном как части речи.
Начальная форма имен прилагательных.
Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен прилагательных в предложении.
Употребление имен прилагательных в речи.
Тесты по теме 17. – 1 час
Творческая лаборатория «Пишем текст - описание». – 2 часа
Осмысление характерных особенностей текста – описания. Распознавание описательных текстов среди текстов других типов речи. Составление текста – описания. Использование эпитетов, метафор, сравнений при описании предмета, человека, животного, явления природы и др.
18. Глагол как часть речи. – 10 часов
Систематизация и углубление знаний о глаголе как части речи.
Неопределенная форма глагола.
Правописание не с глаголами.
Тесты по темам 18. – 1 час
Творческая лаборатория «Описываем картину». – 2 часа
Знакомство с картиной И.И. Левитана «Март». Составление плана ее описания с опорой на картинный план.
Подбор эпитетов для описания снега, неба, деревьев и других предметов, изображенных на картине.
Анализ текста, в котором дано описание картины «Март», образцов ученических сочинений по данной картине.
Описание картины по заданному началу.
Творческая лаборатория «Пишем изложение». – 1 час
Определение основной мысли, типа текста, его строения.
Ответ на вопросы по каждой части текста. Пересказ текста по опорным словам. Написание изложения. Самопроверка.
Учебные часы распределены следующим образом:
Название раздела | Количество часов по авторской программе. | Количество часов по рабочей программе. |
Повторение. | 4 | 4 |
2. Предложение. | 8 | 8 |
3. Главные члены предложения. | 7 | 7 |
4. Второстепенные члены предложения | 12 | 12 |
5. Состав слова. | 13 | 13 |
6. Сложные слова. | 4 | 4 |
7. Правописание гласных и согласных в корне слова. | 4 | 4 |
8. Правописание безударных гласных в корне слова. | 11 | 11 |
9. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. | 8 | 8 |
10. Правописание непроизносимых согласных. | 6
| 6 |
11. Части речи. | 2 | 2 |
12. Имя существительное как часть речи. | 12 | 12 |
13. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | 4 | 4 |
14. Изменение имен существительных по падежам. | 8 | 8 |
15. Изменение имен существительных по падежам (продолжение). | 12 | 12 |
16. Три склонения имен существительных. | 7 | 7 |
17. Имя прилагательное как часть речи. | 12 | 12 |
18. Глагол. | 11 | 11 |
19. Повторяем все, что знаем! | 2 | 2 |
Тесты по темам | 6 | 6 |
Творческая лаборатория | 17 | 17 |
Итого: | 170 | 170 |
Количество часов по авторской программе совпадает с количеством часов по рабочей программе.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ урока | Тема | Дата проведения | |
План | Факт | ||
1. Наш дар бесценный – наш язык. – 4 часа | |||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Дар бесценный – наш язык. | | |
2 | Что мы знаем о слове? | | |
3 | Что мы знаем о предложении, тексте. | | |
4 | Что мы знаем о частях речи. | | |
2. Предложение. – 8 часов | |||
5 | Предложение и его признаки (повторение). | | |
6-7 | Знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания (повторение). | | |
8-9 | Главные и второстепенные члены предложения (повторение). | | |
10 | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (повторение). | | |
11 | Восклицательные и невосклицательные предложения и их оформление на письме. | | |
12 | Входная контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием. | | |
Творческая лаборатория: «Как устроен текст?» - 1 час | |||
13 | Текст и его части. | | |
3. Главные члены предложения. – 7 часов | |||
14 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения (грамматическая основа). | | |
15 | Грамматическая основа, состоящая только из одного главного члена - подлежащего или сказуемого. | | |
16-17 | Подлежащее и способы его выражения. | | |
18 | Сказуемое и способы его выражения. Связь сказуемого с подлежащим по смыслу и по форме (грамматически) | | |
19 | Связь сказуемого с подлежащим по смыслу и по форме (грамматически). Словарный диктант №1 | | |
20 | Связь сказуемого с подлежащим по смыслу и по форме (грамматически) | | |
| Творческая лаборатория: «Как озаглавить текст». - 2 часа | ||
21 | Озаглавливание текстов. Прогнозирование содержания текста по заглавию | | |
22 | Обучающее изложение. | | |
4. Второстепенные члены предложения. – 12 часов | |||
23 | Понятие о второстепенных членах предложения и их роли в предложении. | | |
24-25 | Определение, дополнение, обстоятельство - второстепенные члены предложения. | | |
26 | Распространенные и нераспространённые предложения | | |
27 | Определение. | | |
28-29 | Дополнение. Дополнение. | | |
30-31 | Обстоятельство. Словарный диктант №2 | | |
32 | Контрольный диктант №1 по теме «Предложение» | | |
33-34 | Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения. Второстепенные члены предложения. | | |
35 | Тесты выполняем – себя проверяем! (тесты по темам 2 – 4) | | |
Творческая лаборатория «С чего начать текст». - 1 час | |||
36 | Начало текста. Вступительная часть. | | |
5. Состав слова – 13 часов | |||
37 | Состав слова. Значимые части слова. | | |
38 | Однокоренные слова (повторение). | | |
39 | Разбор слова по составу. | | |
40 | Правописание приставок. | | |
41 | Правописание гласных в приставках. Словарный диктант №3 | | |
42-43 | Правописание гласных и согласных в приставках. Контрольное списывание №1 | | |
44 | Работа над ошибками. Правописание приставки с-. | | |
45-47 | Написание разделительного ъ после приставок. | | |
48-49 | Правописание суффиксов. | | |
6. Сложные слова. – 4 часа | |||
50-51 | Понятие о сложных словах. Образование сложных слов. Словарный диктант № 4. Правописание слов с соединительными гласными и без них | | |
52 | Читай! Размышляй! Высказывайся! | | |
53 | Правописание сложных слов. | | |
54 | Тесты выполняем – себя проверяем! (тесты по темам 5 - 6) | | |
Творческая лаборатория «Как закончить текст» - 1 час | |||
55 | Заключительная часть в тексте. | | |
7. Правописание гласных и согласных в корне слова. – 4 часа | |||
56 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | | |
57 | Удвоенные буквы согласных в корне слова | | |
58 | Перенос слов. | | |
59 | Правописание буквосочетаний чк, чн | | |
8. Правописание безударных гласных в корне слова. – 11 часов | |||
60 | Гласные ударные и безударные. | | |
61 | Способы проверки безударных гласных в корне слова | | |
62 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | | |
63 - 64 | Слова с двумя безударными гласными. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Словарный диктант № 5 | | |
65 – 67 | Правописание безударных гласных в корне слова. Контрольный диктант №2 по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» Работа над ошибками. Правописание безударных гласных в корне слова | | |
68 | Правописание безударных гласных в корне слова | | |
69 | Читай! Размышляй! Высказывайся! | | |
Творческая лаборатория «Составляем план текста» - 1 час | |||
70 | Составление плана текста. Обучающее изложение | | |
71 | Промежуточная контрольная работа. | | |
9. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. – 8 часов | |||
72 | Парные звонкие и глухие согласные. | | |
73 | Работа над ошибками. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. | | |
74 | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. | | |
75-77 | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. Способы проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова. | | |
78 | Способы проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова. | | |
79 | Способы проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова. Читай! Размышляй! Высказывайся! | | |
10. Правописание непроизносимых согласных. – 6 часов | |||
80 | Непроизносимые согласные. | | |
81- 82 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | | |
83 - 84 | Способы проверки непроизносимых согласных в корне слова | | |
85 | Читай! Размышляй! Высказывайся! | | |
86 | Тесты выполняем – себя проверяем! (тесты по темам 7 – 10) | | |
Творческая лаборатория «Пишем изложение». - 1 час | |||
87 | Обучающее изложение. | | |
| 11. Части речи. – 2 часа | ||
88 | Части речи. | | |
89 | Самостоятельные и служебные части речи. | | |
Творческая лаборатория «Вспоминаем типы текстов». - 1час | |||
90 | Типы текстов. | | |
12. Имя существительное как часть речи. – 12 часов | |||
91 | Имя существительное как часть речи. | | |
92 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | | |
93 | Контрольное списывание №2 | | |
94 | Работа над ошибками. Имена существительные собственные и нарицательные. | | |
95 | Большая буква в собственных именах существительных. Словарный диктант№6 | | |
96 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода имен существительных. | | |
97 | Род имен существительных. | | |
98 - 99 | Окончание имен существительных в единственном и множественном числе. | | |
100 | Контрольный диктант №3 по теме «Имя существительное». | | |
101 | Работа над ошибками. Окончание имен существительных в единственном и множественном числе. | | |
102 | Читай! Размышляй! Высказывайся! | | |
Творческая лаборатория «Пишем текст – повествование». - 1 час | |||
103 | Признаки текста-повествования. Изложение. | | |
13. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. – 4 часа | |||
104 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | | |
105 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | | |
106 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | | |
107 | Читай! Размышляй! Высказывайся! | | |
14. Изменение имен существительных по падежам. – 8 часов | |||
108 | Изменение существительных по вопросам (падежам) – склонение. | | |
109-110 | Падежи. Падежи. Словарный диктант № 7 | | |
111 | Начальная форма имени существительного. | | |
112 | Склонение имен существительных. | | |
113 | Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное» | | |
114 | Работа над ошибками. Склонение имен существительных. | | |
115 | Падежи. | | |
Творческая лаборатория «Текст-повествование». - 1 час | |||
116 | Сочинение – повествование. (Написание текста – повествования по сюжетным картинкам и опорным словам). | | |
15. Изменение имен существительных по падежам (продолжение). – 12 часов | |||
117 | Именительный и родительный падежи. | | |
118-119 | Именительный, родительный и винительный падежи. Именительный, родительный и винительный падежи. | | |
120 | Родительный и винительный падежи. | | |
121 | Проверь себя! Определение падежей имен существительных. | | |
122-124 | Дательный и предложный падежи. Словарный диктант № 8 | | |
125-126 | Творительный падеж. Контрольный диктант №5 по теме «Изменение существительных по вопросам (падежам)» | | |
127 | Работа над ошибками. Творительный падеж. | | |
128 | Изменение существительных по вопросам (падежам) – склонение. Обобщение. | | |
16. Три склонения имен существительных.– 7 часов | |||
129 | Три склонения имен существительных. | | |
130 | Три склонения имен существительных. | | |
131-132 | Определение принадлежности имени существительного к первому, второму или третьему склонению. | | |
133 | Несклоняемые имена существительные (ознакомление). | | |
134 | Три склонения имен существительных. | | |
135 | Три склонения имен существительных. | | |
136 | Тесты выполняй – себя проверяй! (тесты по темам 12 – 16) | | |
Творческая лаборатория «Пишем текст-рассуждение» - 2 ч. | |||
137 | Строение текста-рассуждения. | | |
138 | Признаки текста-рассуждения. | | |
17. Имя прилагательное как часть речи. – 12 часов | |||
139 | Имя прилагательное как части речи. | | |
140 | Начальная форма имен прилагательных. | | |
141-142 | Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Словарный диктант № 9 | | |
143-144 | Изменение имен прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. | | |
145 | Контрольный диктант №6 «Имя прилагательное» | | |
146 | Роль имен прилагательных в предложении. Употребление имен прилагательных в речи. | | |
147 | Роль имен прилагательных в предложении. | | |
148-150 | Употребление имен прилагательных в речи. Читай! Размышляй! Высказывайся!
|
| |
151 | Тесты выполняй – себя проверяй! (тест по теме 17) |
| |
Творческая лаборатория «Пишем текст-описание». - 2 часа | |||
152 | Строение текста-описания. | | |
153 | Изложение текста-описания. | | |
18. Глагол. – 11 часов | |||
154 | Глагол как часть речи. | | |
155 | Систематизация и углубление знаний о глаголе как части речи. | | |
156-157 | Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант. | | |
158-160 | Правописание не с глаголами. Контрольный диктант №7 «Глагол» | | |
161 | Глагол как часть речи. | | |
162 | Глагол как часть речи. | | |
163 | Итоговая контрольная работа | | |
164 | Работа над ошибками. Глагол как часть речи. | | |
165 | Тесты выполняй – себя проверяй! (тест по теме 18) | | |
Творческая лаборатория «Описываем картину». - 2 часа | |||
166 | Особенности описания художественных произведений. | | |
167 | Сочинение-описание по картине | | |
| Творческая лаборатория «Пишем изложение». - 1 час | | |
168 | Обучающее изложение. | | |
| 19. Повторяем все, что знаем! – 2 часа | | |
169 | Повторяем все, что знаем! | | |
170 | Повторяем все, что знаем! | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень обязательных практических, контрольных и других видов работ.
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости.
Виды контроля: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, контрольный диктант, орфографический диктант, словарная работа, тестирование. Предусмотрено проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики.
График проведения контрольных работ
Виды контроля | 1триместр | 2триместр | 3триместр | За год |
Контрольная работа (диктант) | 2 Входная контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием. Контрольный диктант №1 по теме «Предложение» | 4 Контрольный диктант №2 по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» Промежуточная контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием. Контрольный диктант №3 по теме «Имя существительное» Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное» | 4 Контрольный диктант №5 по теме «Изменение существительных по вопросам (падежам)» Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное» Контрольный диктант №7 по теме «Глагол» Итоговая контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием. | 10 |
Контрольное списывание | 1 Контрольное списывание №1 | 1 Контрольное списывание №2 |
| 2 |
Контрольный словарный диктант |
|
| 1 | 1 |
Тексты контрольных работ
Входная контрольная работа.
Диктант с грамматическим заданием.
Цель: проверка знаний по программе второго класса.
Осенью.
Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово)
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание:
Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
I вариант – третье предложение.
II вариант – пятое предложение.
Слова: русский, ручьях разделить для переноса.
Контрольный диктант №1
по теме «Предложение»
Цель: проверить практические навыки грамотного письма; находить в предложении главные и второстепенные члены предложения.
Скоро зима.
Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Кусты и деревья сбросили листья. Они пожелтели от осенних дождей. Опавшая листва не шуршит. Иногда от дерева к дереву перелетают птицы. Протяжно и грустно свистит рябчик. Лес угрюм.
Но скоро он станет иным. Весь посветлеет, оденется в снежный убор. На белой скатерти отпечатается цепочка следов. Они о многом расскажут человеку. (57 слов)
Грамматическое задание:
I вариант: разобрать по членам предложения – 3 предложение.
II вариант: разобрать по членам предложения – 6 предложение.
Контрольный диктант № 2
по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»
Цель: выявить сформированность навыков правописания слов с орфограммами в корне слова, проверить умение разбирать слово по составу, определять главные и второстепенные члены предложения.
Любители мастерить.
Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Мальчики и девочки делают забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичка-сестричка! Какие чудные ежиха и козлёнок! Кому подарить эти поделки? Ученики отнесли их в детский сад. (55 слов)
Слова для справок: лисичка-сестричка.
Грамматическое задание:
Третье предложение разобрать по членам предложения.
Разобрать по составу слова: сосновые, лисичка.
Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова.
Промежуточная контрольная работа.
Диктант с грамматическим заданием.
Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных орфограмм.
Оляпка.
Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.
Грамматическое задание:
Разобрать по членам предложения.
I вариант: 3 предложение.
II вариант: 10 предложение.
Разобрать по составу слова: осинка, переход.
Контрольный диктант №3
по теме «Имя существительное»
Цель: проверять навыки правописания имен существительных с основой, оканчивающейся шипящим звуком.
Мой товарищ Витя гостил у бабушки. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет на берегу первый луч солнца, а друзья уже на берегу реки. У них всегда с собой удочки. А вот поймана первая рыбка – ёрш. Ловили ребята и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, карась, линь, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Кругом тишь. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание:
Разобрать по членам предложения пятое предложение.
Подчеркнуть три существительных мужского рода с шипящим на конце.
Написать три имени существительного женского рода с шипящим на конце.
Контрольный диктант №4
по теме «Имя существительное»
Цель: проверять навыки правописания имен существительных.
Синички.
Стоит чудесный зимний денек. Под мое окошко летят прелестные птички. Смотрю на птиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой березы. На голове черная шапочка. Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, желтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица! Клювик у птички тоненький. Едят синички сырое сало. Радостно им. (55 слов)
Слова для справок: жилет, словно, тоненький.
Грамматическое задание:
I вариант:
Подчеркни главные члены предложения во 2 предложении.
Определи падеж и склонение имен существительных:
сидел у реки;
плыли по небу;
Записать данные имена существительные в единственном числе; обозначь род имен существительных: дочери, грачи, ночи, плащи.
Разобрать по составу: загрузка, зимний.
II вариант:
Подчеркни главные члены предложения в 4 предложении.
Определи падеж и склонение имен существительных:
бежит по дороге;
вылетел из гнезда;
Записать данные имена существительные в единственном числе; обозначь род имен существительных: речи, силачи, вещи, ерши.
Разобрать по составу: подарки, голодная.
Контрольный диктант №5
по теме «Изменение существительных по вопросам (падежам)»
Цель: проверить написание падежных окончаний имен существительных.
Снежное чудо.
Всё небо и воздух были полны снежинок. Они летели и падали. Снег покрывал чёрную грязь, лежал на крыше, на крыльце.
Таня подставила ладонь, снежинки на ладонь упали. Но Таня не успевала их разглядеть. Снежинки быстро таяли на ладони. Тогда девочка надела варежку и смогла рассмотреть каждую.
Снежинки были неповторимы. Это настоящее снежное чудо. Дома Таня нарисовала снежинки в альбоме. (59 слов)
Грамматические задания:
Найти все существительные в п.п. Обозначить склонение этих существительных и выделить окончание.
Морфологический разбор существительных:
I вариант – у ольхи;
II вариант – кукушки.
Контрольный диктант №6
по теме «Имя прилагательное»
Цель: проверить умение писать безударные родовые окончания имён прилагательных в единственном числе и окончания прилагательных во множественном числе.
Ранняя весна.
Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время!
Грамматические задания:
Разобрать по членам предложения.
I вариант: 4 предложение.
II вариант: 5 предложение.
Разобрать по составу слова:
I вариант: радостное, травинка.
II вариант: в вершинах, ласковое.
Подобрать прилагательные, близкие по смыслу:
I вариант: ласковое, крепкий.
II вариант: радостное, счастливое.
Контрольный диктант №7
по теме «Глагол»
Цель: проверить усвоение правил написания изученных орфограмм; выполнять разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, разбирать предложения по членам, изменять глаголы по временам.
Лакомства для зверей.
Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мёд. Косолапый часто совершает набеги на жилища диких пчёл. Забредает порой на пасеки. Пчёлы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством.
Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград.
Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку.
Грамматическое задание:
Выписать три словосочетания глаголов с именами существительными, указать число и время глаголов.
Разобрать по составу слова: набеги, приходится, полевых.
Разобрать предложения по членам и частям речи:
I вариант: 1 предложение;
II вариант: последнее предложение.
Итоговая контрольная работа.
Диктант с грамматическим заданием.
Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы, написание предлогов и приставок, родовых окончаний имён прилагательных, личных окончаний глаголов; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу; разбирать предложения по частям речи и членам предложения.
Береги птиц.
В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.
Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.
Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.
В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы.
Грамматическое задание:
Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.
Подберите однокоренные слова:
I вариант: утро, кукушка.
II вариант: роса, работа.
Разобрать слова по составу: засвистел, жаркая, листьями.
Контрольное списывание № 1
Цель: проверить навыки списывания.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
С далёкой прогулки.
Я плетусь д…мой с д…лёкой прогулки. Колени словно ч…жие. Спину ломит, а гол…ву нажгло солнцем. Я едва вижу у…кую тр…пинку. Ш…роко открыть гл…за не могу.
И всё же я счастли…!
Я увидел, как маленькая гусеница устроила себе дом, стянув кр…я л…ста. Я следил в зарослях тр…вы за жуками. Завтра опять будут гореть усталые гл…за. Опять длинной покажется дорога д…мой. Но снова я что-то увижу, узнаю.
(По Н. Плавильщикову)
Контрольное списывание № 2
Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.
Липки
Светит горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу. Они стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко смеялись.
Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие деревца. Это были липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчёлы любят липовый цвет.
Критерии оценивания
Диктант
Объем:
3 класс:
в конце первого полугодия 45—55 слов,
в конце года 55— 65 слов
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибкой считается:
Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Учёт ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
Примечание
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Грамматическое задание
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
Оценки:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)
Словарный диктант
Объем:
3-й класс- 10-12 слов.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3-5 ошибок.
Тест
Оценки:
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
Оценки:
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Примечание
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.
Сочинение
Оценки:
«5» – логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.
«4» – последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста)
«3» – имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.
Список используемой литературы.
Рабочая программа ориентирована на использование следующих информационных и электронных ресурсов:
Программа курса «Русский язык» 1-4 классы к учебникам Л.В. Киберевой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой / авт.- сост. Л.В. Кибирева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).
2. Основная образовательная программа начального общего образования для общеобразовательных учреждений, работающих по системе «Начальная инновационная школа» / авт. – сост Н.Е.Скрипова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Начальная инновационная школа)
Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.В.Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И.Мелихова. - М.: ООО «Русское слово- учебник»,2013. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).
Рабочие тетради к учебнику Л.В.Кибиревой, О.А.Клейнфельд, Г.И.Мелиховой «Русский язык». 3 класс: в 2 ч. / Г.И.Мелихова. – 2 – е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – (Начальная инновационная школа)
5. «Русский язык» http://rus.1september.,ruhttp://nsc.1september.ru
6. «Грамота.ру» http://slovari.gramota.ru.
7. Школьные страницы: бесплатный хостинг сайтов московских школ http://schools.keldysh.ru.
8. Олимпиады для школьников: информационный сайт http://www.olimpiada.ru.