СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 4 класс, УМК "Перспектива"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Утверждено»
Педагогическим советом протокол
от _29_ __августа____ 2015 г. № _1_
Введено приказом
от 29_ августа_______ 2015 г. № _323_
Директор школы
___________________ Рагузина В. И.
подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету: русский язык
для 4 класса В.
Составитель: Гишмеева Лидия Варламовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
«СОГЛАСОВАНО» РАССМОТРЕНО: Руководитель МО
Зам. директора по УР на заседании МО _____________ Чехун Н. А.
______________ Новоселова Н.Б. протокол № 1
от « 29 » августа 2015 г. от «___» ____________ 2015 г.
г. Набережные Челны
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету Русский язык для 4 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения), 2009 г.,
Примерной программы начального общего образования по русскому языку (Сборник «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа» -М.: Просвещение, 2011)
Основной образовательной программы начального общего образования
Сборника рабочих программ УМК «Перспектива», Москва, «Просвещение», 2011г.
Положения об утверждении и порядка разработки рабочих программ МБОУ «СОШ № 32»
Учебного плана МБОУ «СОШ №32» на 2015/2016 учебный год, а также планируемых результатов начального общего образования.
Для реализации программного содержания используется учебник:
Л. Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык», в 2-х частях, Москва «Просвещение», 2013г. Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по русскому языку. Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2015/2016 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому, стремление к их грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Выпускник на ступени начального общего образования научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры. Он сможет применятъ орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное.Получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка - фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом. В объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико- моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
• воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 32» на изучение русского языка в 4 классе на 2015/2016 учебный год отводится 3 часа в неделю, 34 учебных недели, согласно годовому календарному учебному графику, 102 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык».
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция ученика, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
У ученика будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Ученик получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно"познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой.
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Ученик научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно"следственных связей.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Ученик научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Раздел «Фонетика и графика»
Ученик научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
• знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Ученик получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэnия»
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемuка)»
Ученик научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Ученик научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Ученик получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Ученик научится:
• определять грамматические признаки имён существительных - род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имён прилагательных - род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Ученик получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имен существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, a, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Ученик научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Ученик получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Ученик научится:
• применять правила правописания (в объёме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
• безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;
• писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Ученик получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее· в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Ученик научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sтs-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета.
Учитывая особенности содержания УМК «Перспектива», взят за основу 2 вариант тематического планирования.
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
1 | Фонетика и орфоэпия. | 4 |
2 | Графика. | 2 |
3 | Лексика. | 2 |
4 | Состав слова (морфемика). | 8 |
5 | Морфология. | 27 |
6 | Синтаксис. | 12 |
7 | Орфография и пунктуация. | 35 |
8 | Развитие речи. | 12 |
| Итого | 102 |
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:
• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика).
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология.
Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи.
Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3_го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений
с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, щн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов,-ин);
• безударные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристика согласных и гласных звуков).
Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.
Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение , какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа ( вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).
Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.
Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.
Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.
Склонение существительных по падежам.
Различение названия падежей.
Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.
Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
Спряжение глаголов.
Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.
Календарно-тематический план по русскому языку
Гишмеевой Лидии Варламовны
учителя начальных классовна 2015/2016 учебный год.
План составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения),
2009 г.; Примерных программ по учебным предметам (начальная школа, в 2 частях), Москва, «Просвещение», 2011 г.;
Сборника рабочих программ УМК «Перспектива» ФГОС, Москва, «Просвещение», 2011г.;
Учебному плану МБОУ «СОШ №32» на 2015/2016 учебный год.
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в нед. | Количество | Автор учебника, год издания | |||
контрольных диктантов | контроль-ных списыва-ний | контроль-ных словарн. диктантов | контроль-ных изложений | (обязателен гриф МО и Н РФ «Допущено» или «Рекомендовано») | ||||
русский язык | 4 В | 102 ч. | 3 ч. | 9 | 2 | 4 | 1 | Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык», в 2-х частях, Москва, «Просвещение», 2014г. |
Методические темы на 2015/2016 учебный год
Городская тема.
| Школьная тема.
| Тема учителя.
|
Непрерывный процесс развития педагогических работников как стратегический ориентир методической работы в реализации ФГОС и повышении качества образования.
| Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях освоения ФГОС как фактор повышения качества образования в школе.
| Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников в образовательном процессе в условиях освоения ФГОС
|
№ урока | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во час. | Кален-дар. сроки | Факт-ческие сроки | Планируемые результаты | Кон- троль | |||||||||||||
Предметные | Универсальные учебные действия | ||||||||||||||||||
Повторяем – узнаем новое | |||||||||||||||||||
1. | Речевое общение. Речь устная и письменная | 1 | 01.09 |
| Знать содержание речи и ее словесное оформление(что и как говорится), цель и мотивы общения. Уметь общаться на разных уровнях (собеседники, группы, коллектив), грамотно оформлять предложение на письме, находить орфограммы в словах и подбирать верный способ их проверки; Анализировать речь партнёра, поддер-живая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное. Знать речевой этикет, обращение, знаки препинания при обращении. Уметь определять цели, тему, способы и результаты общения. Знать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать изло-жения и сочинения описательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Уметь озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Состав-лять план текста, делить текст на части. Знать тип текста. Уметь формулировать тему и главную мысль текста. Объяснять различие ху-дожественных текстов, научных и де-ловых. Доказывать принадлежность текста к худож., научной или деловой речи. Уметь составлять собственные тексты разных типов: повествование, описа-ние рассуждение, грамотно оформлять собственные речевые произведения Уметь выделять основные части текста | Личностные умения проявлять: интерес к изучению темы; желание научиться высказывать свои мысли так, чтобы вас понимали разные собеседники Предметные умения рассказывать правила речевого этикета, правила успешного об-щения,составлять и писать текст монолога/диалога, ис-пользуя общепринятые нормы русского языка. Регулятивные умения:
|
| ||||||||||||
2. | Цель речевого общения. Правила общения. | 1 | 03.09 |
|
| ||||||||||||||
3.
| Речевая культура. Обращение. | 1 | 07.09 |
|
| ||||||||||||||
4. | Деловая речь. Научная речь и художественная речь. Словарный диктант. | 1 | 08.09 |
|
| ||||||||||||||
5. | Метафора и сравнение. | 1 | 10.09 |
|
| ||||||||||||||
6. | Текст. Признаки текста. Типы текстов. | 1 | 14.09 |
|
| ||||||||||||||
7. | Обучающее изложение «Кот-ворюга». | 1 | 15.09 |
|
| ||||||||||||||
8. | Составление текстов разных типов. | 1 | 17.09 |
|
| ||||||||||||||
9. | Активизация знаний о типах текста. | 1 | 21.09
|
|
| ||||||||||||||
10. | Входной контрольный диктант с грам-матическим заданием. | 1 | 22.09 |
| Контр. диктант | ||||||||||||||
11. | Работа над ошибками. Составление текста-описания по заданной теме. | 1 | 28.09 |
|
| ||||||||||||||
Язык как средство общения | |||||||||||||||||||
12. | Средства общения. Роль языка в общении. | 1 | 29.09 |
| Знать основные этапы развития пись-менности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения. Уметь находить в словах изученные орфограммы и выбирать нужный алгоритм для их проверки; Знать правописание безударных глас-ных в корне слова и способы проверки Уметь применять знания на практике Знать способы проверки орфограмм в корне слов. Уметь подбирать проверочные слова. | Познавательные умения:
определять цель общения, её зависимость от результата и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения:
Личностные умения:
использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания. Регулятивные умения:
Коммуникативные умения: адекватно использовать речь для представления результата Личностные умения:
Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные умения:
Познавательные умения:
Личностные умения: проявлять творческое отношение к процессу оформления текста письма. Коммуникативные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения: адекватно использовать речь для представления результата Личностные умения:
Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные умения:
Познавательные умения:
Коммуникативные умения:
Личностные умения: проявлять творческое отношение к процессу оформления текста письма.
ориентироваться в разных способах выполнения задания;
Коммуникативные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения: адекватно использовать речь для представления результата Личностные умения:
Регулятивные умения: – соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные умения:
Предметные умения:
Личностные умения: проявлять творческое отношение к процессу оформления текста письма. |
| ||||||||||||
13. | Звуки и буквы русского языка. | 1 | 01.10 |
|
| ||||||||||||||
14. | Основные правила орфографии. | 1 | 05.10 |
|
| ||||||||||||||
15. | Ударение. Тест по теме «Орфограммы». | 1 | 06.10 |
|
| ||||||||||||||
16. | Объяснительный дик-тант «Осень» с грамма-тическим заданием. | 1 | 08.10 |
|
| ||||||||||||||
17. | Предложение. Повторение знаний о предложении. | | 12.10 |
| Уметь определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять особенности и назначение каждого типа предложений. Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. |
| |||||||||||||
18. | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. Словарный диктант. | 1 | 13.10 |
|
| ||||||||||||||
19. | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. | 1 | 15.10 |
| Знать различие между словом, пред-ложением и словосочетанием Уметь выделять главные и второстепенные члены предложения Уметь распространять предложения второстепенными членами. писать под диктовку текст с изученными орфограммами Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе. Уметь выделять словосочетания из предложении на основе вопросов, находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова.; |
| |||||||||||||
20. | Главные члены предло-жения Второстепенные члены предложения | 1 | 19.10 |
|
| ||||||||||||||
21. | Второстепенные члены предложения | 1 | 20.10 |
|
| ||||||||||||||
22. | Контрольный диктант «Гроза» с грамматическим заданием. | 1 | 22.10 |
| Контр. диктант | ||||||||||||||
23. | Работа над ошибками. Способы выражения подлежащего и сказуемого. | 1 | 26.10 |
|
| ||||||||||||||
24. | Связь слов в предложении. | 1 | 27.10 |
| Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих, понятия «союзы», «однородные сказуемые». Уметь находить в предложении однородные члены, ставить знаки препинания при однородных членах; Уметь составлять предложения с однородными членами, соединёнными и несоединенными союзами . Знать роль союзов в сложном предложении. Уметь создавать несложные тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания. Уметь различать простое и сложное предложения; умение различать слож-ное предложение и простое с однород-ными членами; умение ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении . |
| |||||||||||||
25. | Предложения с одно-родными членами. Связь однородных членов предложения. Словарный диктант. | 1 | 29.10 |
| Слов. диктант | ||||||||||||||
26. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | 09.11 |
|
| ||||||||||||||
27. | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.. | 1 | 10.11 |
|
| ||||||||||||||
28. | Обучающее изложение «Первый снег». | 1 | 12.11 |
|
| ||||||||||||||
29. | Работа над ошибками. Словосочетание, слово и предложение. | 1 | 16.11 |
| Уметь пользоваться лингвистиче-скими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Уметь использовать приобретенные знания Уметь сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенный и формально- грамматической). Уметь различать лексическое значе-ние и звуко- буквенную форму слова. Уметь находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе |
| |||||||||||||
30. | Обобщение знаний о зна-чении слова. Звуко-бук-венная форма слова и его лексическое значение. | 1 | 17.11 |
|
| ||||||||||||||
31. | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 | 19.11 |
|
| ||||||||||||||
32. | Контрольный диктант «Трусиха» с грамматическим заданием. | 1 | 23.11 |
| Контр. диктант | ||||||||||||||
33. | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. | 1 | 24.11 |
|
| ||||||||||||||
34. | Проверочная работа по теме «Язык как средство общения». | 1 | 26.11 |
|
| ||||||||||||||
35. | Состав слова. Разбор слов по составу. | 1 | 30.11 |
| Знать значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание. Уметь выделять значимые части слова; умение находить и проверить орфограммы в корне слова; различать приставки и предлоги и верно писать их.
Знать морфемы как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях.
Уметь определять значение, которое привносит каждая морфема.
Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами.
Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе .
Знать признаки сложных слов Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных гласных. Уметь применять изученные правила орфографии.
|
| |||||||||||||
36. | Образование новых слов с помощью приставок. | 1 | 01.12 |
|
| ||||||||||||||
37. | Разделительные твер-дый и мягкий знаки. | 1 | 03.12 |
|
| ||||||||||||||
38. | Отработка навыка в различении раздели-тельных твердого и мягкого знаков. | 1 | 07.12 |
|
| ||||||||||||||
39. | Контрольное списы-вание «Лиса» с грамм-матическим заданием. | 1 | 08.12 |
| Контр. списыв.
| ||||||||||||||
40. | Образование слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов – ек, - ик. | 1 | 10.12 |
|
| ||||||||||||||
41 | Однокоренные слова. Словарный диктант. | 1 | 14.12 |
| Контр. словар. диктант | ||||||||||||||
42. | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 1 | 15.12 |
|
| ||||||||||||||
43. | Удвоенные согласные в корне слова. | 1 | 17.12 |
|
| ||||||||||||||
44. | Контрольный диктант «Кукушка» с граммат. заданием | 1 | 21.12 |
| Контр. диктант. | ||||||||||||||
45. | Работа над ошибками. Однокоренные слова и формы слова. | 1 | 22.12 |
|
| ||||||||||||||
46. | Правописание соеди-нительных гласных в корне слова. | 1 | 24.12 |
|
| ||||||||||||||
47. | Обучающее сочинение «Первый снег». | 1 | 25.12 |
| Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания Знать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Уметь находить способы проверки написания слов Умение определять одушевлённость, неодушевлённость, род, число и падеж имён существительных; умение составить текст-повествование на основе личного опыта; общеучебное умение сравнивать грамматические признаки имён существительных. Знать алгоритм определения падежа имени существительного |
| |||||||||||||
48. | Повторение изученных орфограмм. | 1 | 26.12 |
|
| ||||||||||||||
Части речи |
| ||||||||||||||||||
49. | Грамматическое значение частей речи. | 1 | 11.01 |
|
| ||||||||||||||
50. | Распределение слов по частям речи. Роль частей речи в предложении. | 1 | 12.01 |
|
| ||||||||||||||
51. | Одушевленные и нео-душевленные имена существительные. Число и род имен существительных. | 1 | 14.01 |
|
| ||||||||||||||
52. | Алгоритм определе-ния падежа имен существительных. | 1 | 18.01 |
|
| ||||||||||||||
53. | Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | 1 | 19.01 |
| Уметь определять падеж у несклоняе-мых имён существительных. Исполь-зовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения культуры речи |
| |||||||||||||
54. | Три склонения имён существительных . | 1 | 21.01 |
| Знать склонение имен существитель. Уметь делить текст на части, составлять план, выделять главное . Уметь различать имена существитель-ные 1-го склонения на основе их рода и окончания. Знать алгоритм определения безудар-ных падежных окончаний имён существительных. Уметь верно писать падежные окон-чания имён существительных; нахо-дить слова- помощники с ударными окончаниями. значимые части слова Уметь находить способы проверки написания слов. Уметь верно писать падежные окончания имён существительных 2-го, 3-го склонения; находить слова- помощники с ударными окончаниями. |
| |||||||||||||
55. | Контрольный диктант «Беда» с граммат. заданием. | 1 | 25.01 |
| Контр. дикт. | ||||||||||||||
56 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | 1 | 26.01 |
|
| ||||||||||||||
57. | Падежные окончания имён существитель-ных 2-го склонения. | 1 | 28.01 |
|
| ||||||||||||||
58. | Окончания имён су-ществительных 2-го склонения в разных падежах. | 1 | 01.02 |
|
| ||||||||||||||
59. | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. | 1 | 02.02 |
|
| ||||||||||||||
60. | Контрольное изложение «Новые друзья». | 1 | 04.02 |
| Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен существительных в единственном числе. | Контр. излож . | |||||||||||||
61. | Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 | 08.02 |
| Знать окончания имен существитель-ных родительного падежа мн.ч. окон-чания имен существительных в датель-ном, творительном, предложном паде-жах мн.ч. Уметь верно писать падежные окон-чания имён существительных во мно-жественном числе, использовать в ре-чи падежные формы имён существи-тельных при наличии вариантов падежных окончаний |
| |||||||||||||
62. | Падежные окончания имён существительных во множественном числе. | 1 | 09.02 |
|
| ||||||||||||||
63. | Контрольный диктант «Лес» с граммат. заданием. | 1 | 11.02 |
| Знать склонение и правописание окончаний имен существительных. Уметь верно писать падежные окон-чания имён существительных; объяс-нять выбор окончаний имени существ-тельного; находить способы проверки написания слов. | Контр. дикт. | |||||||||||||
64. | Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Имя существительное» | 1 | 15.02 |
|
| ||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
65. | Имя прилагательное. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи | 1 | 16.02 |
| Уметь выделять в предложении соче-тание имени существительного с име-нем прилагательным, ставить вопрос от существ.-ного к прилагательному. Уметь образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. | Регулятивные умения:
Коммуникативные умения: адекватно использовать речь для представления результата Личностные умения:
Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные умения:
Познавательные умения:
|
| ||||||||||||
66. | Безударные окончания имён прилагательных. Словарный диктант. | 1 | 18.02 |
| Слов. диктант | ||||||||||||||
67. | Склонение имён прилагательных. | 1 | 22.02 |
| Знать алгоритм определения безудар-ных окончаний имён прилагательных . Уметь определять род и падеж при-лагательных в единственном и во мно-жественном числе; знать написание падежных окончаний имён прилага-тельных во всех формах; умение сде-лать анализ имени прилагательного как части речи; уметь образовывать имёна прилагательные от слов других частей речи; уметь грамматически верно использовать имена прилага-тельные в речи. Уметь анализировать имя прилага-тельное как часть речи, определять начальную форму, число, род ( в единственном числе), падеж. Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных. |
| |||||||||||||
68. | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 | 25.02 |
|
| ||||||||||||||
69 | Правописание безудар-ных падежных оконча-ний имён прилагатель-ных во множественном числе. | 1 | 29.02 |
|
| ||||||||||||||
70. | Разбор имени прилагательного как часть речи. | 1 | 01.03 |
|
| ||||||||||||||
71. | Контрольный диктант «Зимний день» по теме: «Имя прилагат». | 1 | 03.03 |
| Контр. диктант | ||||||||||||||
72. | Работа над ошибками. Проверочная работа по теме « Имя прилагательное». | 1 | 07.03 |
|
| ||||||||||||||
73. | Местоимение как часть речи. Словарный диктант. | 1 | 10.03 |
| Знать признаки местоимения, соблю-дать изученные нормы орфографии Знать правописание местоимений 1,2,3-го лица. Уметь правильно писать местоимения 1,2,3-го лица. Знать признаки и склонение личных местоимений. Уметь определять склонение и роль в предложении личных местоимений Уметь анализировать слово как часть речи | Регулятивные умения:
Коммуникативные умения: адекватно использовать речь для представления результата Личностные умения:
|
| ||||||||||||
74. | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. | 1 | 14.03 |
|
| ||||||||||||||
75. | Склонение личных местоимений 3-го лица. | 1 | 15.03 |
|
| ||||||||||||||
76. | Изменение личных местоимений по падежам. Контрольное списывание. | 1 | 17.03 |
| Контр. списыв. | ||||||||||||||
77. | Роль глагола в языке. | 1 | 04.04 |
| Знать лексико-грамматические признаки глагола. | Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные умения:
Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Личностные умения:
Коммуникативные умения: адекватно использовать речь для представления результата Личностные умения:
Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
Регулятивные умения:
Личностные умения:
Коммуникативные умения:
|
| ||||||||||||
78. | Прошедшее время глагола. | 1 | 05.04 |
| Уметь определять время и число глаго-ла и род в форме прошедшего времени. |
| |||||||||||||
79. | Неопределенная форма глагола.
| 1 | 07.04 |
| Знать понятие «глагол неопределен-ной формы», правописание ь в глаголах неопределенной формы. Уметь употреблять глаголы в речи, писать окончания глаголов. Изменять глаголы. |
| |||||||||||||
80. | Спряжение глаголов в настоящем времени. | 1 | 11.04 |
| Уметь изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения глаголов. |
| |||||||||||||
81. | Спряжение глаголов в будущем времени. | 1 | 12.04 |
| Знать лексико-грамматические приз-наки глагола. Спряжения глаголов. |
| |||||||||||||
82. | 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. | 1 | 14.04 |
| Уметь обосновывать написание мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа находить способ. |
| |||||||||||||
83. | I и II спряжение глаголов. | 1 | 18.04 |
| Уметь точно употреблять в письменной речи имена прилаг., сущ., глаголы, самостоятельно работать.
|
| |||||||||||||
84. | Способы определения спряжения глагола | 1 | 19.04 |
|
| ||||||||||||||
85. | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | 21.04 |
| Уметь находить способ проверки на-писания личных окончаний глаголов Уметь употреблять глаголы в речи, изменять глаголы. Уметь определять время глагола Знать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Знать глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глагола; знать написание безударных личных окончаний глаголов первого и второго спряжения в настоящем и будущем времени, изменять глаголы. |
| |||||||||||||
86. | Безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | 25.04 |
|
| ||||||||||||||
87. | Правописание глаголов на – тся и -ться. | 1 | 26.04 |
|
| ||||||||||||||
88. | Глаголы-исключения. Словарный диктант. | 1 | 28.04 |
| Слов. диктант | ||||||||||||||
89. | Р.р. Текст описание. Обучающее сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» | 1 | 02.05 |
| Уметь точно употреблять в письмен- ной речи имена прилаг., сущ, глаголы, самостоятельно работать. Уметь употреблять, находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов |
| |||||||||||||
90. | Написание безударных окончаний глаголов. Разбор глаголов как часть речи. | 1 | 03.05 |
| Знать лексико-грамматические приз-наки глагола. Спряжения глаголов. Уметь дать характеристику глаголу как части речи; употреблять глаголы в речи, писать окончания глаголов. Знать признаки глаголов. Уметь безошибочно писать под диктов-ку тексты с изученными орфограмм. Уметь правильно писать безударные личные окончания глаголов. |
| |||||||||||||
91. | Контрольный диктант «Весеннее утро» с граммат. заданием. | 1 | 05.05 |
| Контр. дикт. | ||||||||||||||
92. | Работа над ошибками. Тест по теме « Глагол». | 1 | 10.04 |
|
| ||||||||||||||
93. | Имя числительное.. | 1 | 10.04 |
| Знать признаки имен числительных. Уметь объяснять различия функций имён числительных разных разрядов Уметь их распознавать и употреблять в речи | Коммуникативные умения:
Личностные умения:
|
| ||||||||||||
94. | Наречие. Вопросы к наречиям. | 1 | 12.05 |
|
| ||||||||||||||
95. | Роль наречий в речи. | 1 | 16.05 |
| Знать признаки наречий. Уметь употреблять наречия в речи и правильно писать |
| |||||||||||||
96 | Итоговая контрольная работа | 1 | 17.05 |
| Уметь выделять значимые части сло-ва; умение находить и проверить орфограммы в корне слова; различать приставки и предлоги и верно писать их. Знать морфемы как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях. Уметь списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами ( безударные падежные окончания существительных, безударные падеж-ные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания глаголов). Уметь анализировать имя существительное, имя прилагательное, глагол как части речи. | Коммуникативные умения: формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины. Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные умения: проявлять творческое отношение к процессу оформления текста письма. Познавательные умения: использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания. Коммуникативные умения: адекватно использовать речь для представления результата. | контр. работа | ||||||||||||
97 | Слово. Части речи. | 1 | 19.05 |
|
| ||||||||||||||
98 | Работа над ошибками. Правила правописания. | 1 | 23.05 |
|
| ||||||||||||||
99 | Обучающее изложение «Зайчик». | 1 | 24.05 |
|
| ||||||||||||||
100 | Работа над ошибками. Виды предложений. | 1 | 26.05 |
|
| ||||||||||||||
101 | Разбор предложения. | 1 | 30.05 |
|
| ||||||||||||||
102 | Части речи. | 1 | 31.05 |
|
|
Проверка и оценка знаний, умений и навыков по грамматике, правописанию, развитию речи.
А. Оценка устных ответов.
Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1)полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно 2,3 классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, части слова, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила, умения объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений, и прежде всего при проведении разного рода разборов слов (звуко - буквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Уже на начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний).
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) дает полный и правильный ответ; 2) обнаруживает осознанное усвоение программного материала; 3) подтверждает ответ своими примерами; 4) самостоятельно и правильно применяет знания при проведении разборов слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания; 5) отвечает связно, последовательно, без недостатков в речи.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и разборе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но: 1) отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя; 2) затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами; 3) допускает ошибки при работе с текстом и разборе слов и предложений,
которые исправляет только с помощью учителя; 4) излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающих их смысл, в разборе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя; речь прерывиста, не последовательна, с речевыми ошибками.
Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространенными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, неумение подобрать свои примеры, применять на практике. Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.
Б. Письменная проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Письменными проверочными и обучающими работами в 1-4 классах являются: диктант, словарный диктант, списывание текста, изложение, сочинение, грамматический разбор.
В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) в 1-4 классах проводятся обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разборами слов и предложений), за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.
Количество контрольных письменных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений, навыков учащихся по отдельным существенным вопросам программы или в целом по небольшой теме. Тексты работ должны включать основные орфограммы, знаки препинания этой темы, а также обеспечить выявление прочности ранее приобретенных знаний, умений.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы:
Виды работ | 4 класс |
Диктанты (с грамматическим заданием) | 10 |
Списывание текста | 2 |
Изложение | 2 |
Для диктантов (списывания) целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, носить воспитательный, познавательный характер, быть доступными по содержанию и структуре, учащимся данного класса.
Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ранее и вновь изученные правила. Если же в тексте встречаются слова на правила, которые не изучаются в данном классе, они записываются на доске; знаки препинания называются учителем. Объем диктанта и текста для списывания должен быть следующим:
1 класс, в конце года 15-17 слов.
2 класс, в конце I полугодия 25-30 слов; в конце года 35-45 слов.
3 класс, в конце I полугодия 45-50 слов, в конце года 55-65 слов.
4класс, в конце I полугодия 65-70 слов, в конце года 75-80 слов. Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на 15-20 слов.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4 классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2-х ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Оценка «3» ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок, работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 5 ошибок; работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программы данного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считают: а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались; б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются: а) два исправления; б) две пунктуационные ошибки; в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце «ы»; г) две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки: а )повторение одной и той же буквы в слове (например, «картофель»); б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена; в) дважды написано одно и то же слово в предложении; г) недописанное слово.
При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, с доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:
Оценки | Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок, при которых выставляются оценки | ||
| в 2 классе | в 3 классе | в 4 классе |
«5». | Нет | нет | нет |
«4». | 1 -2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление |
«3». | 3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
«2». | 4 ошибки | 3 ошибки | 3 ошибки |
Задания для грамматического разбора (2-3 задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется следующим:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ. Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса).
Объем словарных диктантов для 2 класса - 8-10 слов, для 3 класса -10-12 слов; для 4 класса - 12-15 слов.
Оценки за словарные диктанты в 2,3,4 классах выставляются в соответствии со следующими нормами:
Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение работы;
Оценка «4» ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Оценка «3» ставится, если допущены 2 ошибки, 1 исправление;
Оценка «2» ставится, если допущены 3и более ошибок;
В 1 - 4 классах проводятся также работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера примерно один раз в 10-15 дней. В качестве контрольных проводятся: одно изложение в конце 3 класса и два изложения в 4 классе. Объем текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
Для изложения следует брать тексты в основном повествовательного характера. В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика и содержание их должны иметь воспитывающую направленность и быть доступными детям.
При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Оценка «5» ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускается 1-2 исправления).
Оценка «4» ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1 -2 исправления.
Оценка «3» ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка «2» ставится, если в работе имеют значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, « основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущено более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (3,4 класс)
В. Итоговая оценка знаний, умений и навыков.
Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Если в течение четверти ученик имел за их выполнение отрицательные отметки, ему не может быть выставлена за четверть положительная оценка по русскому языку. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика по всем показателям к моменту ее выставления, а не должна выводиться как средняя оценка из всех.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Число заданий в тесте | Оценки | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | |
5 | менее 3-х | 3 | 4 | 5 |
6 | 3 и менее | 3 | 5 | 6 |
7 | 4 и менее | 5 | 6 | 7 |
8 | 5 и менее | 6 | 7 | 8 |
9 | 5 и менее | 6 | 7, 8 | 9 |
10 | 6 и менее | 7 | 8 | 9,10 |
11 | 6 и менее | 7, 8 | 9 | 10,11 |
12 | 7 и менее | 8 | 9, 10 | 11.12 |
13 | 8 и менее | 9, 10 | 11, 12 | 13 |
14 | 9 и менее | 10, 11 | 12, 13 | 14 |
15-16 | 9 и менее | 10 | 11, 12, 13 | 14,15.16 |
18 | 11 и менее | 12, 13 | 14, 15, 16 | 17,18 |
24 | 15 и менее | 16, 17, 18 | 19, 20, 21 | 22,23.24 |
30 | 19 и менее | 20, 21, 22, 23 | 24, 25, 26, 27 | 28, 29, 30 |
Выполнение тестовых заданий оценивается:
«5» - выполнение заданий на 95%-100%
«4» - выполнение заданий на 85% и выше
«3» - выполнение заданий на 75% и выше
«2» -выполнение заданий менее 75%
График контрольных работ.
№ п/п | Контрольная работа | Календарные сроки | Фактические сроки |
1 | Входной контрольный диктант. | 22.09 |
|
2 | Контрольный диктант | 22.10 |
|
3 | Контрольный словарный диктант | 29.10 |
|
4 | Контрольный диктант | 23.11 |
|
5 | Контрольное списывание | 08.12 |
|
6 | Контрольный словарный диктант | 14.12 |
|
7 | Контрольный диктант | 21.12 |
|
8 | Контрольный диктант | 25.01 |
|
9 | Контрольное изложение | 04.02 |
|
10 | Контрольный диктант | 11.02 |
|
11 | Контрольный словарный диктант | 18.02 |
|
12 | Контрольный диктант | 03.03 |
|
13 | Контрольное списывание | 17.03 |
|
14 | Контрольный словарный диктант | 28.04 |
|
15 | Контрольный диктант | 05.05 |
|
16 | Итоговая контрольная работа. | 17.05 |
|
| |
|
|
Учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Примерная программа по математике (начальная школа, в 2 частях), Москва, Просвещение , 2011 г.,
Сборник рабочих программ УМК «Перспектива» ФГОС, Просвещение, 2011г
3. Л. Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык», в 2-х частях , Москва «Просвещение», 2013г.
4. Л. Ф. Климанова «Русский язык», рабочая тетрадь, Москва «Просвещение», 2014г.
5. С.Ю. Михайлова «Русский язык», тренировочные и проверочные работы, Москва, «Просвещение», 2014г.
Технические средства обучения
- классная доска с магнитной основой;
- персональный компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор.
Печатные пособия
- Таблицы к основным разделам грамматического материала «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Состав слова», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация».
- Набор сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой (в том числе и в цифровой форме).
- Словари по русскому языку: словарь слов фразеологизмов, толковый словарь, морфемный и словообразовательный словарь.
Экранно – звуковые пособия
- Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Оборудование класса
- Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.
Интернет- ресурсы:
Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» (русский язык: задания, тексты, наглядные и занимательные материалы). - Режим доступа: www.vneuroka.ru
1. Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru.
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193.
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.urori.ru
5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». –Режим доступа: www.km.ru/ed
6. Официальный сайт «Планета знаний». – Режим доступа: http://www.sch2000.ru
7. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа http://pedovet.org/(конкурсы, публикации, разработки уроков и мероприятий)
8. Интернет-государство учителей. – Режим доступа: http://www.intergu.ru/(разработки уроков и мероприятий)
9.Открытый класс. – Режим доступа: http://www.openclass.ru (конкурсы, разработки уроков и мероприятий)
10.Campus.ru – Режим доступа: http://www.campus.ru/ (дистанционное обучение, конкурсы, создание портфолио).
11.Мой университет. – Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru (конкурс, фестиваль «Мультимедиа урок в современной школе», дистанционное обучение).
12.Институт развития образования РТ. – Режим доступа: http://iro-rt.ru/(дистанционное обучение, конференции, статьи, конкурсы).
13.Центр развития молодежи. – Режим доступа: http://www.cerm.ru/ (дистанционные практико-ориентированные мастерские).
14.Методический центр НУМИ. – Режим доступа: http://numi.ru/(разработки уроков, мероприятий, конкурсы).
15. Образовательный комплекс «1С: Школа. Игры и задачи. 1-4 классы»
16. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
17. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс.