Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верховская основная общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на МО и «Утверждаю»
рекомендовано Врио директора школы_______В.В Зайцева
к утверждению» Приказ №___ от ____________
Руководитель ШМО
________(__________________)
Протокол №___от
«___»____________________201__г.
Программа
по русскому языку
для 5 класса
учителя русского языка и литературы
Тищенко Ирины Валерьевны
Составитель:
Тищенко Ирина Валерьевна
д. Верхи
2016 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность Аудирование Выпускник научится:
различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
Чтение
Выпускник научится:
понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально- деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
писать рецензии, рефераты;
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
Выпускник получит возможность научиться:
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
проводить фонетический анализ слова;
соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
различать изученные способы словообразования;
анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразователь-ные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
группировать слова по тематическим группам;
подбирать к словам синонимы, антонимы;
опознавать фразеологические обороты;
соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства морфологии;
различать грамматические омонимы;
опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства синтаксиса;
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (175 ч)
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение(1ч)
1 .Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в
разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность(18ч)
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями про- смотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Из- ложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения.
Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст(5ч)
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно- стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка(4ч)
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа)
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией с небольшими сообщениями, докладами.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой ) компетенций.
Раздел 5. Общие сведения о языке (1ч)
Русский язык- национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия(10 ч)
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции осо- бенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика(3ч)
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в CMC-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование(12ч)
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов.
Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии.
Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология(17ч)
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова.
Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного слово- употребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразе- ологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология(41ч)
Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис(26ч)
1.Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2.Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация(30ч)
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико- интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура(1ч)
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально- культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Повторение (6ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем урока | Колич ество часов | Дата | |
план | факт |
| Язык и общение | 6 ч. | | |
1 | Язык и языкознание. | 1 | | |
2 | Роль языка в жизни человека. Язык и общение. | 1 | | |
3 | Р.р. Текст. | 1 | | |
4 | Р.р.Основные признаки текста. | 1 | | |
5 | Входной контрольный диктант за курс начальных классов. | 1 | | |
6 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | |
| Фонетика, графика, орфография | 17 ч | | |
7 | Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики. | 1 | | |
8 | Буква и звук. Алфавит. | 1 | | |
9 | Согласные звуки и обозначающие их буквы. | 1 | | |
10 | Глухие и звонкие согласные. | 1 | | |
11 | Р.р.Написание сочинения- продолжения сказки. | 1 | | |
12 | Непроизносимые согласные. | 1 | | |
13 | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | | |
14 | Гласные звуки и буквы их обозначающие. Слог и ударение. | 1 | | |
15 | Р.р. Устное сочинение по картине Б. Кустодиева "Масленица". | 1 | | |
16 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
17 | Способы проверки безударной гласной в корне слова. | 1 | | |
18 | Фонетический разбор слова. | 1 | | |
19 | Повторение по теме "Фонетика, графика, орфография". | 1 | | |
20 | Закрепление материала по теме "Фонетика, графика". | 1 | | |
21 | Работа с текстом. Тестирование. | 1 | | |
22 | Контрольный диктант по теме "Фонетика, графика, орфография". | 1 | | |
23 | Анализ контрольного диктанта . | 1 | | |
| Морфемика, словообразование, орфография. | 14 ч | | |
24 | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. | 1 | | |
25 | Корень слова. Родственные слова. | 1 | | |
26 | Окончание и основа. | 1 | | |
27 | Приставки. | 1 | | |
28 | Р.р. Подготовка к сочинению- рассуждению по данному началу. | 1 | | |
29 | Р.р.Написание сочинения- рассуждения по данному началу. | 1 | | |
30 | Суффиксы. | 1 | | |
31 | Сложные слова. | 1 | | |
32 | Способы образования сложных слов. | 1 | | |
33 | Повторение материала по теме"Морфемика, словообразование, орфография". | 1 | | |
34 | Закрепление материала по теме "Морфемика, словообразование, орфография". | 1 | | |
35 | Тестирование по теме "Морфемика, словообразование, орфография". | 1 | | |
36 | Контрольная работа по теме "Морфемика, словообразование, орфография". | 1 | | |
37 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
| Лексикология | 40 ч | | |
38 | Лексикология как раздел лингвистики. | 1 | | |
39 | Лексическое значение слова. | 1 | | |
40 | Р.р. Устная и письменная речь. | 1 | | |
41 | Р.р. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. | 1 | | |
42 | Толковые словари. | 1 | | |
43 | Правописание букв о и ё после шипящих в корне слова. | 1 | | |
44 | Правописание букв о-ё после шипящих в корне слова . Практикум. | 1 | | |
45 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | | |
46 | Понятие о лексической сочетаемости. | 1 | | |
47 | Тематическая группа. | 1 | | |
48 | Синонимы. | 1 | | |
49 | Р.р. Устное высказывание с использованием определённого типа речи. | 1 | | |
50 | Р.р. Продолжение текста с сохранением стиля и типа речи. | 1 | | |
51 | Антонимы. | 1 | | |
52 | Омонимы. | 1 | | |
53 | Паронимы. | 1 | | |
54 | Проверочная работа по теме "Лексика". | 1 | | |
55 | Понятие о чередовании. | 1 | | |
56 | Чередование букв е-и в корнях. | 1 | | |
57 | Чередование е-и в корнях Практикум. | 1 | | |
58 | Чередование о-а в корнях. | 1 | | |
59 | Чередование букв о-а в корнях. Практикум. | 1 | | |
60 | Р.р. Подготовка к написанию подробного изложения . | 1 | | |
61 | Р.р.Написание подробного изложения . | 1 | | |
62 | Суффиксы -чик и -щик. | 1 | | |
63 | Правописание суффиксов - чик и- щик. | 1 | | |
64 | Буквы и-ы после приставок на согласные. | 1 | | |
65 | Особенности написания приставок на з-с. | 1 | | |
66 | Правописание приставок на з-с. | 1 | | |
67 | Фразеологизмы. | 1 | | |
68 | Крылатые слова. | 1 | | |
69 | Р.р. Подготовка к написанию изложения с продолжением. | 1 | | |
70 | Р.р. Написание изложения с продолжением. | 1 | | |
71 | Повторение по теме "Лексикология". | 1 | | |
72 | Повторим изученное по теме "Лексикология". Тест. | 1 | | |
73 | Контрольный диктант по теме "Лексикология". | 1 | | |
74 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 1 | | |
| Морфология | 58 ч | | |
75 | Морфология как раздел лингвистики. Части речи. | 1 | | |
76 | Р.р. Подготовка к написанию изложения с продолжением. | 1 | | |
77 | Р.р. Написание изложения с продолжением. | 1 | | |
78 | Имя существительное как часть речи. | 1 | | |
79 | Имена собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. | 1 | | |
80 | Род имён существительных. | 1 | | |
81 | Имена существительные общего рода. | 1 | | |
82 | Склонение имён существительных. | 1 | | |
83 | Склонение имён существительных. Падеж. Число. | 1 | | |
84 | Буквы е-и в падежных окончаниях имён существительных. | 1 | | |
85 | Правописание букв е-и в падежных окончаниях имён существительных. | 1 | | |
86 | Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных. | 1 | | |
87 | Правописание букв о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных. | 1 | | |
88 | Правописание не с именами существительными. | 1 | | |
89 | Правописание не с именами существительными. Практикум. | 1 | | |
90 | Повторение изученного материала по теме "Имя существительное". | 1 | | |
91 | Контрольный диктант по теме "Имя существительное". | 1 | | |
92 | Анализ диктанта. | 1 | | |
93 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | |
94 | Р.р. Подготовка к написанию подробного изложения. | 1 | | |
95 | Р.р.Написание подробного изложения. | | | |
96 | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | | |
97 | Окончания имён прилагательных. Практикум. | 1 | | |
98 | Краткие прилагательные. | 1 | | |
99 | Правописание кратких имён прилагательных. | 1 | | |
100 | Правописание не с именами прилагательными. | 1 | | |
101 | Закрепление правописания не с именами прилагательными. | 1 | | |
102 | Повторение изученного материала по теме "Имя прилагательное". | 1 | | |
103 | Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное". | 1 | | |
104 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | |
105 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине Ф. Васильева "Мокрый луг". | 1 | | |
106 | Р.р. Написание сочинения по картине Ф.Васильева "Мокрый луг". | 1 | | |
107 | Имя числительное как часть речи. | 1 | | |
108 | Морфологические и синтаксические признаки имени числительного. | 1 | | |
109 | Местоимение как часть речи. | 1 | | |
110 | Особенности личных местоимений. | 1 | | |
111 | Контрольная работа по теме "Именные части речи". | 1 | | |
112 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
113 | Глагол как часть речи. | 1 | | |
114 | Инфинитив- словарная форма глаголов. | 1 | | |
115 | Р.р. Средства связи предложений в тексте. | 1 | | |
116 | Р.р. Написание мини- сочинения. | 1 | | |
117 | Время глагола. | 1 | | |
118 | Изменение глаголов по лицам и числам. | 1 | | |
119 | Спряжение. | 1 | | |
120 | Правописание окончаний глаголов. | 1 | | |
121 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | | |
122 | Тестирование по теме "Глагол". | 1 | | |
123 | Наречие как часть речи. | 1 | | |
124 | Правописание о(е) после шипящих в суффиксах наречий . | 1 | | |
125 | Правописание ь после шипящих на конце наречий. | 1 | | |
126 | Служебные части речи. Предлог. | 1 | | |
127 | Служебные части речи . Союз. | 1 | | |
128 | Употребление служебных частей речи в тексте. | 1 | | |
129 | Р.р.Подготовка к написанию сочинения по картине И.Билибина "Гвидон и царица". | 1 | | |
130 | Р.р. Написание сочинения по картине И.Билибина "Гвидон и царица". | 1 | | |
131 | Повторение по теме "Морфология". | 1 | | |
132 | Повторение изученного материала по теме "Морфология". | 1 | | |
133 | Тестирование по теме "Морфология". | 1 | | |
134 | Контрольный диктант по теме "Морфология". | 1 | | |
135 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | |
| Синтаксис и пунктуация | 40 ч | | |
136 | Что изучает синтаксис. | 1 | | |
137 | Словосочетание. | 1 | | |
138 | Виды словосочетаний. | 1 | | |
139 | Предложение - основная единица речевого общения. | 1 | | |
140 | Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении. | 1 | | |
141 | Наши эмоции и их отражение в предложении. | 1 | | |
142 | Р.р. Написание продолжения текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | 1 | | |
143 | Грамматическая основа предложения. | 1 | | |
144 | Подлежащее и сказуемое. | 1 | | |
145 | Средства выражения подлежащего . | 1 | | |
146 | Средства выражения сказуемого. | 1 | | |
147 | Второстепенные члены предложения. | 1 | | |
148 | Определение. | 1 | | |
149 | Дополнение. | 1 | | |
150 | Обстоятельство. | 1 | | |
151 | Второстепенные члены предложения. Практикум. | 1 | | |
152 | Р.р. Подготовка к написанию изложения. | 1 | | |
153 | Р.р. Написание изложения. | 1 | | |
154 | Однородные члены предложения. | 1 | | |
155 | Условия однородности членов предложения. | 1 | | |
156 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами . | 1 | | |
157 | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | |
158 | Тестирование по теме "Однородные члены предложения". | 1 | | |
159 | Обращение. | 1 | | |
160 | Знаки препинания при обращении. | 1 | | |
161 | Р.р.Подготовка к написанию сочинения по картине Ю. Ракши "Поле Куликово". | 1 | | |
162 | Р.р.Написание сочинения по картине Ю. Ракши "Поле Куликово". | 1 | | |
163 | Прямая речь. | 1 | | |
164 | Знаки препинания при прямой речи. | 1 | | |
165 | Сложное предложение. | 1 | | |
166 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | | |
167 | Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация". | 1 | | |
168 | Повторение изученного материала по теме "Синтаксис и пунктуация". | | | |
169 | Контрольный диктант по теме "Синтаксис и пунктуация". | 1 | | |
170 | Анализ контрольного диктанта. . | 1 | | |
171 | Повторение по теме "Фонетика". | 1 | | |
171 | Повторение по теме "Морфемика". | 1 | | |
172 | Повторение по теме "Морфология". | 1 | | |
173 | Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация". | 1 | | |
174 | Итоговая контрольная работа за курс 5-го класса. | 1 | | |
175 | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 | | |