СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 5 класса составлена на основе авторской программы Т.А.Ладыженской. Программа соответствует требованиям ФГОС. В программе содержится календарно-тематическое планироваие, основное содержание учебного предмета, планируемые результаты освоения программы "Формирование УУД"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Муниципальное образовательное учреждение

Курбская средняя общеобразовательная школа





Рабочая программа

учебного предмета

Русский язык

5класс



Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории:



Кузнецова Г.Л.

2013







Рабочая программа учителя по русскому языку



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

2. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273

3. ФГОС основного общего образования утверждён в декабре 2012

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., Просвещение, 2010г.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса авторская программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский: Русский язык, 5-9 классы

Учебник «Русский язык. 5 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского входит в федеральный перечень учебников на 2013_/2014_ учебный год. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) в использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»).

Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

     Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- программы развития универсальных учебных действий.

Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 175 часов:  140  часов +   35 часов развития речи

Цели изучения учебного предмета «Русский язык»


Основными целями изучения русского языка в 5 классе являются:

1. Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании

2.Формирование представления о русском языке как государственном языке РФ, как средстве межнационального общения

3.Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Учебный предмет «Русский язык» входит в состав предметной области «Филология».

Значение русского языка как учебного предмета определило основные особенности программы:

  • актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе;

  • интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности;

  • усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.

В основе концепции разработанного авторами курса русского языка лежит значение русского языка как учебного предмета  в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания, что обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования.

В соответствии с идеологией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы в разработанном курсе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной парадигме. Применительно к содержанию курса русского языка это означает его направленность на взаимосвязанное формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Важной составляющей компетенции является, как известно, деятельностное умение, овладение которым предполагает активную учебно-познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания и опыт в конкретной жизненной ситуации. Поэтому реализованный в программе компетентностный подход согласуется с заявленным во ФГОС системно-деятельностным, имеющим общедидактический характер.

В свете этого важной особенностью разработанного курса русского языка является его направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования соответствующих универсальных учебных действий: личностных, обеспечивающих самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-эстетических ориентиров, мотивацию к учению вообще и к изучению русского языка в частности; регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи; планирование последовательности действий и в случае необходимости их коррекция; осуществление оценки и самооценки и др.); познавательных, включающих общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников; осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого вида чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности; определение основной и второстепенной информации и др.), универсальные логические действия (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, конкретизация и др., а также подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей и др.); действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы, определение и формулирование способов их решения); коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или совместной деятельности (владение всеми видами речевой деятельности, адекватное восприятие устной и письменной речи, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение полно и точно выражать мысли в соответствии с ситуацией и сферой общения; соблюдение в процессе речевого общения основных норм устной и письменной речи, норм речевого этикета и др.).

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках русского языка является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность1.

Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.

Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка в соответствии с ООП ООО являются: исследовательское и творческое.

Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.

Основная тематика учебных проектов 5 классе



Название темы/раздела

Название проекта

Название темы/раздела

Примерное название проекта

Лексика


История одного слова


Наши друзья – словари

Словарное богатство русского языка

Сочинение-описание

Певцы родной природы

Мое любимое животное

Морфология

Имена нашего класса

Музей одного слова

Синтаксис

Этот удивительный, удивительный знак

Литературная компания знаков препинания

Дозорные пунктуации

Головоломки знаков препинания

Орфоэпия

Улыбка орфоэпии


Междисциплинарная программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП ООО реализуется средствами различных учебных предметов.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в 5 классе обеспечивается следующим образом:

1.использование электронных словарей, справочников на уроках;

2.создание презентаций;

3.поиск необходимой информации с использованием 1-2 сайтов, обозначенных учителем;

4. использование на уроках обучающих CD и DVD-дисков по русскому языку.

5. конкретные домашние задания с использованием ресурсов сети Интернет.


Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» является основой учебного предмета «Русский язык». Т.е. планируемые результаты освоения данной междисциплинарной программы, которые формируются целым комплексом учебных предметов, являются в то же время предметными компетенциями, входящие в содержание учебного предмета «Русский язык».


Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий»2


Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

В рамках когнитивного компонента будут сформированы

На конец 5-6 классов:

  • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

  • образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

На конец 5-6 классов:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента

На конец 5-6 классов:

  • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

На конец 5-6 классов:

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Ученик получит возможность научиться:

На конец 5-6 классов:

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

На конец 5-6 классов:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

Ученик получит возможность научиться:

На конец 5-6 классов:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

На конец 5-6 классов:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Ученик получит возможность научиться:

На конец 5-6 классов:

  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;


Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»3


Фиксация изображений и звуков

Ученик научится:

На конец 5 класса:

  • Осуществлять фотосъемку изображений с помощью учителя в ходе учебного эксперимента;

  • Осуществлять фиксацию звуков с помощью учителя.

Создание письменных сообщений

Ученик научится:

На конец 5 класса:

  • Набирать текст на родном языке в соответствии со своими возрастными особенностями;

  • Осуществлять комплексное редактирование текста: изменять шрифт, начертание, размер кегля; использовать функции заливки.

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

Ученик научится:

На конец 5 класса:

  • Создавать различные виды сообщений: диаграммы, карты, текстовую информацию. Отправлять данные виды сообщений одному и нескольким пользователям;

  • Выделять главную идею сообщения.

Коммуникация и социальное взаимодействие

Ученик научится:

На конец 5 класса:

  • составлять развернутый плана презентации, выступать перед аудиторией с презентацией индивидуального или группового проекта;

  • создавать информационное сообщение, отправлять его нескольким пользователем, отвечать на сообщения;

  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена в условиях образовательной деятельности с разными участниками образовательного процесса: одноклассниками, родителями учителями, -

  • создавать, редактировать, сохранять, передавать сообщения по локальной и глобальной сети, формировать запрос и ответ на сообщение;

  • уважать информационные права других людей;

  • научиться правилам «хорошего тона» общения в сети.


Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»4


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Ученик научится:

На конец 5 класса:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

находить необходимую единицу информации в тексте);

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Ученик научится:

На конец 5 класса:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, проводить проверку правописания;

  • интерпретировать текст:

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.


Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»5


Ученик научится:

на конец 5 класса:

  • называть тему и цель исследования;

  • выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки;

  • вести запись исследования;

  • владеть разными способами получения и использования информации, простейшими способами ее отбора и обработки (столбчатые диаграммы);

  • работать со справочной литературой;

  • находить информацию в справочной литературе;

  • извлекать информацию из любого источника в соответствии с поставленной задачей;

  • использовать такие естественно-научные методы исследования, как наблюдение и эксперимент;

  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: опросы, постановка проблемы;

  • описывать приведенный опыт по предложенному плану;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.


Ученик получит возможность научиться:

на конец 5класса:

  • описывать и анализировать ситуации, в которых возникают проблемы

  • ставить задачи, адекватные целям

  • планировать ресурсы

  • самостоятельно работать с каталогами в библиотеке

  • устанавливать параметры поиска

  • работать с электронными каталогами

  • устранять ошибки, допущенные при поиске информации

  • оформлять ссылки на источник информации

  • проводить оценку с использованием эталона

  • применять критерии, исчерпывающие основные свойства продукта


Учебно-методическое6 и материально-технического7 обеспечение образовательного процесса

УМК и дополнительная литература


п/п

Авторы

Название учебных и методических изданий

Выходные данные

1

Ладыженская Т.А., Баранов ; под редакцией. 29-е изд.

Учебник. Русский язык. 5 кл.

.для общеобразовательных учреждений

М.: Просвещение, 2011.

2

Золотарева И.В. И.В., Беломестных О.Б.

Методическое пособие для учителя: Поурочные разработки по русскому языку. 5 кл.

М.: «ВАКО», 2009.



Цифровые образовательные ресурсы

п/п

Название цифровых образовательных ресурсов

Издатель, год выпуска

1

1С:Репетитор. Русский язык. Книга для учителя (5–11 классы). Методические рекомендации.

Москва, Фирма 1С, 2003

2

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс. (CD)

ООО «Нью Медиа Дженерейшн Паблишер», 2012




Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Учебный план основного общего образования предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе в объеме 175 часов, из них отводится на:

контрольные работы (диктанты, тестовые задания) - 5 часов

развитие речи – 35 ч

защиту проектов – 12 ч

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения учебному предмету «Русский язык» в 5 классе


Личностные:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

Познавательные УУД

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувствительной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное постижение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение подпонятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД

  • слушать и слышать друг друга;

  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

  • представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

  • спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

  • определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы;

  • обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

  • уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;

  • использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

  • речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации — процесса переноса во внутренний план в ходе усвое­ния новых умственных действий и понятий.

Регулятивные УУД

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

  • оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствия.

Предметные:

  1. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 

  3. использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

  4. расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

  5. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания, а также многоаспектного анализа текста;

  6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

  7. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.



Содержание учебного предмета «Русский язык» составлено в соответствии с Примерной основной образовательной программой и Примерной программой по русскому языку.

Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог и его виды (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.



Текст

1. Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста. Способы развития темы в тексте.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Установление смысловых частей текста. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов. Информационная переработка текста.



Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, очерк, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

2.  Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах с использованием разных средств аргументации.



Общие сведения о языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Осмысление элементарных сведений о происхождении и
развитии русского языка, его контактах с другими языками. Различение функциональных разновидностей современного русского языка.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Различие функциональных разновидностей современного русского языка



Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Основные выразительные средства фонетики.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

2. Осознание смыслоразличительной функции звука в слове. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов (Правильное произношение слов в соответствии с нормами литературного языка). Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи.

Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.



Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. Прописные и строчные буквы.

2. Осознание значения письма в истории развития человека. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Овладение звуковым и буквенным анализом слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.

Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

Основные выразительные средства словообразования.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение слова на морфемы с учетом его лексического значения. Проведение морфемного разбора слова

Выделение исходной основ и словообразующей морфемы. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Проведение словообразовательного анализа слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.

Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Лексическая сочетаемость.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.

2. Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Наблюдение за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи (Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного литературного языка).

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Наблюдение за использованием средств морфологии и синтаксиса в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Наблюдение за использованием синтаксических конструкций в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Культура речи

1. Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм.

Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.

2. Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.

Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа (Отражение в языке культуры и истории народа). Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических документах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.











Тематическое планировании


Наименование темы, раздела

Кол-во часов

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности


Система учета и контроля планируемых результатов

Развитие речи

Введение. Язык и языкознание. Язык и общение

5

Речь и речевое общение

Речь устная и письменная.

Осознание основных особенностей устной и письменной речи.

Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Овладение практическими умениями ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и словарем. Создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения.

Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста, микротема текста, ключевые слова.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли,

Общие сведения о языке

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.


Осознают роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получают представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности, об особенностях устной и письменной речи. Овладевают приемами ознакомительного и изучающего чтения. Овладевают понятием «текст», определяют основные признаки текста. Анализируют и характеризуют текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. Определяют темы, основную мысль текста, ключевые слова. Устанавливают принадлежность текста к определенному типу текста. Делят текст на смысловые части (микротемы), осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. С опорой на план передают содержание текста в устной форме, создают устное монологическое высказывание, обосновывая свое мнение; в соответствии с коммуникативной задачей создают текст в письменной форме (мини-сочинение).

Овладевают приемами работы со схемой, в соответствии с коммуникативной задачей извлекают информацию из схемы, используют ее в монологическом высказывании на лингвистическую тему.

*На конкретном примере получают представление об истории русского речевого этикета. *Овладевают сведениями о происхождении слов. Овладевают фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов.


Мини-сочинение по теме «Зачем я изучаю русский язык».



Тестовые задания к текстам упражнений




Устный ответ на вопрос «Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен» (упр. 4)

Мини-сочинение по теме «Зачем я изучаю русский язык» (упр. 8)



Устный рассказ (упр. 17)



Устное высказывание своего отношения к прочитанному тексту (упр. 11)


Повторение изученного в начальных классах































Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

































Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография

19


























30



































32





































Основные понятия синтаксиса. Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли.

Понятие о словосочетании. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Нормы сочетания слов.

























Орфоэпия как наука о языке

Фонетическая транскрипция. Основные выразительные средства фонетики

Графика как раздел лингвистики

Элементарные сведения о развитии письменности. Осознание значения письма в истории развития человека.

Состав русского алфавита, названия букв. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Основные правила нормативного произношения и ударения. Слог и ударение. Нормативное произношение слов. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.





































опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.























Определяют соотношений звуков и букв, объясняют особенности произношения.

проводят фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Ченик получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности





































Выполнять комплексный анализ текста, исходя из речевых и грамматических умений и навыков

































Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу,  соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.

Познавательные:осуществлять поиск нужной информации в учебнике,пользоваться знаками, символами, моделями, схемами


Лексика

13

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы.Антонимы, Омонимы. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова; группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы, соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Наблюдение за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка.




Морфемика

21

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; применять знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов, опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

Регулятивные:

следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).

Познавательные:

классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану.


формулировать собственное мнение и позицию.

Морфология

50

Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке (элементарный уровень). Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства.

опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных, распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.



Повторение и систематизация изученного в 5 классе

5








Поурочное планирование


урока

Тема урока

Дата проведения

1

Язык и языкознание. Языкознание как наука о языке.


2

Язык и общение. Речь устная и письменная. Осознание основных особенностей устной и письменной речи.


3

Язык и общение. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности.


4

Язык и общение. Основные особенности ознакомительного и изучающего чтения. Овладение ознакомительным и изучающим видом чтения


5

Р/Р Стили речи. Речевой этикет



Повторение изученного в начальных классах.


6

Орфограмма. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.


7

Слог и ударение. Русское ударение. Фонетический слог. Слоги для переноса.


8

Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова


9

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова


10

Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные


11

Буквы И,У,А после шипящих


12

Разделительный Ъ и Ь


13

Раздельное написание предлогов с другими

словами


14

Текст. Понятие текста, основные признаки.


15

Р/РИзложение от 3-го лица «Хитрый заяц»


16

Р/РИзложение от 3-го лица «Хитрый заяц»


17

Р/Р Текст. Тема текста.


18

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография»


19

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме “Фонетика. Графика. Орфография”.


20

Части речи. Наречие.


21

Правописание –ь- после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени..


22

Глагол. Тся и ться в глаголах


23

Глагол. Личные окончания глаголов.


24

Не- с глаголами.


25

Имя существительное. Склонение имён существительных.


26

Мягкий знак после шипящих у существительных 3-го склонения..


27

Имя существительное . Правописание гласных е-и в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе.


28

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. . Правописание безударных гласных в окончаниях слов.


29

Р/Р Сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом»


30

Р/Р Сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом»


31

Местоимение. Личные местоимения. Изменения по падежам


32

Р/РТекст. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли.


33

Обобщающий урок по повторению.


34

Контрольный диктант по повторению


35

Анализ контрольного диктанта


36

Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Синтаксис как раздел грамматики. Основные синтаксические нормы современного русского языка


37

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний


38

Разбор словосочетания


39

Развитие речи. Обучение сжатому изложению


40

Развитие речи. Обучение сжатому изложению


41

Предложение как синтаксическая единица.Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске


42

Р/Р Текст. Основные средства связи между частями текста


43

Р/Р Анализ тем сочинений. Сочинение на свободную тему «Памятный день в школе»


44

Грамматическая (предикативная)основа предложения, главные и второстепенные члены..


45

Тире между подлежащим и сказуемым


46

Структурные типы простых предложений: распространённые и нераспространённые предложения


47

Второстепенные члены предложения. способы их выражения . Дополнение.


48

Практикум по выделению второстепенных членов предложения. Определение


49

Практикум по выделению второстепенных членов предложения. Обстоятельство


50

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами


51

Предложения осложнённой структуры. Предложения с обращениями. Речевой этикет. Этикетные формулы обращения


52

Письмо. Этикет письма


53

Синтаксический разбор простого предложения


54

Р/Р Обучение сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»


55

Р/Р Обучение сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»


56

Пунктуационный разбор простого предложения


57

Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения»


58

Понятие сложного предложения. Запятая в сложном предложении.


59

Синтаксический разбор сложного предложения


60

Заголовок и основная мысль. Урок-практикум по знакам препинания в сложном предложении. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.


61

Понятие прямой речи. Знаки препинания в предложении с прямой речью


62

Понятие прямой речи. Знаки препинания в предложении с прямой речью


63

Диалог. Этикет беседы (диалога)


64

Р/Р Выборочное изложение


65

Повторение по разделу «Синтаксис. Пунктуация»


66

Контрольный диктант по разделу «Синтаксис. Пунктуация»


67

Анализ контрольного диктанта


68

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.


69

Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка... Определение соотношений звуков и букв, объяснение особенностей произношения.


70

Система гласных звуков


71

Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции.


72

Система согласных звуков. (Согласные твёрдые и мягкие)


73

Р/Р Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г.Паустовский)


74

Р/Р Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г.Паустовский)


75

Система согласных звуков . (Согласные звонкие и глухие)


76

Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы


77

Связь фонетики с графикой и орфографией. Алфавит.


78

Р/Р Описание предмета. Сочинение-описание


79

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь


80

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я


81

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.


82

Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов.


83

Фонетический разбора слова.


84

Основные выразительные средства фонетики


85

Повторение по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи »


86

Контрольная работа по разделу «Фонетика.Орфоэпия. Графика.Орфография. Культура речи »


87

Р/Р Описание предметов, изображённых на картине. И.А.Машкова «Натюрморт с маками и васильками»


88

Лексика. Культура речи. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.Понятие об этимологии как науки о происхождении слов.


89

Основные лексические нормы. Однозначные и многозначные слова


90

Прямое и переносное значение слов как основа тропов


91

Омонимы


92

Синонимы


93

Р/Р Сочинение по картине И.Э.Грабаря. «Февральская лазурь»


94

Р/Р Сочинение по картине И.Э.Грабаря. «Февральская лазурь»


95

Антонимы


96

Толковые словари русского языка. Словари синонимов и антонимов


97

Повторение по разделу «Лексика». Основные выразительные средства лексики


98

Контрольная работа по разделу «Лексика. Культура речи»


99

Р/Р Подробное изложение по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег»


100

Р/Р Подробное изложение по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег»


101

Морфемика. Орфография. Культура речи. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.


102

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Основа слова.


103

Р/Р Сочинение по личным впечатлениям.


104

Корень. Однокоренные слова.


105

Р/Р Рассуждение. Язык и история. Секрет названия. «О чем говорят названия дней недели»


106

Суффикс как словообразующая морфема


107

Приставка как словообразующая морфема


108

Р/Р Выборочное изложение.


109

Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем


110

Морфемный разбор слова.


111

Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания. Правописание гласных и согласных в приставках.


112

Согласные с приставками на з-с.


113

Корни с чередованием лаг-лож


114

Корни с чередованием раст-ращ-рос


115

Буквы Ё-О после шипящих


116

Гласные ы-и после ц.


117

Повторение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».


118

Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»


119

Анализ контрольной работы


120

Р/Р Сочинение – описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»


121

Р/Р Сочинение – описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»


122

Морфология. Орфография. Культура речи. Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи.


123

Имя существительное как часть речи


124

Р.р. Доказательства в рассуждении


125

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые


126

Имена существительные собственные и нарицательные


127

Р/Р Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение. Е.А. Пермяк «Перо и чернильница»


128

Р/Р Сжатое изложение . Е.А. Пермяк «Перо и чернильница»


129

Морфологический разбор имени существительного


130

Род имён существительных


131

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа


132

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа


133

Три склонения имён существительных


134

Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных. Существительные на –ия,- ия, -ий


135

Р/р Подробное изложение с изменением лица.


136

Р/р Подробное изложение с изменением лица.


137

Контрольный диктант по изученному об имени существительном


138

Анализ контрольного диктанта


139

Множественное число имён существительных.


140

Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных


141

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»


142

Контрольная работа по теме «Имя существительное»


143

Имя прилагательное как часть речи


144

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных


145

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных


146

Р/Р Описание животного. А.И.Куприн. «Ю-ю»


147

Прилагательные полные и краткие. Этикет просьбы.


148

Морфологический разбор имени прилагательного. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное»


149

Р/Р Сочинение «Как я испугался»


150

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»


151

Р/Р Сочинение-описание животного. «Наши друзья-животные»


152

Глагол как часть речи


153

Не с глаголами.


154

Р/Р Рассказ


155

Неопределённая форма глагола. (инфинитив на ть-ться, ти, чь-чься)


156

Правописание тся и ться в глаголах


157

Виды глагола. Видовые пары


158

Буквы е-и в корнях с чередованием


159

Р/Р Невыдуманный рассказ о себе.


160

Время глагола. Прошедшее время


161

Настоящее время глагола.


162

Будущее время глагола


163

Спряжение глагола


164

Морфологический разбор глагола.Р/Р Составление рассказа с использованием глаголов , передающих движение.


165

Р/Р Сжатое изложение «Шоколадный торт»


166

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного лица


167

Употребление времён


168

Р/Р Сочинение –рассказ по рисунку


169

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»


170

Контрольный диктант по теме «Глагол»


171

Анализ контрольного диктанта



Повторение и систематизация изученного в 5 классе


172

Разделы науки о языке


173

Орфограммы в приставках и в корнях слов


174

Р/Р Сочинение на одну из темпо выбору


175

Итоговый контрольный диктант




Технологическая карта  урока русского языка

учителя МОУ Курбской СОШ Кузнецовой Галины Львовны

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: учебник « Русский язык. Практика.» для ОУ под редакцией Т.А.Ладыженской

Тема урока: Правописание чередующихся гласных в корнях – гар, - гор.

Цели урока: 1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать    способности к мыслительной деятельности.

                        2) образовательная: сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных в корнях.

                         3) воспитательная: воспитывать умение анализировать , сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: « открытие новых знаний»

Оборудование: эталон для самопроверки, алгоритм проверки чередующихся гласных в корне, раздаточный материал.







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Инструментарий учителя

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

методы и приёмы

дидактический материал

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне














Включение в деловой ритм

Подготовка класса к уроку

Ученики выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.



Самоопределение (Л)


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие


Цель: повторение

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

1.Фронтальный опрос.


2. Учитель предлагает слова для морфемного разбора:

Учитель проверяет морфемный разбор, подключая помощь ученика - консультанта




Дают ответ:


По желанию выходят к доске  и выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности.

Учащиеся графически комментируют изученную на прошлых уроках орфограмму

алгоритм проверки чередующихся гласных в корне


 Анализ объектов с целью выделения  признаков ( П –

Планирование учебного сотрудничества (К)


3. Постановка учебной задачи

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление новой темы.






















Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Предлагает слова для распределительного диктанта:



Учитель предлагает слова с чередующимися гласными в корнях – гар, - гор для разбивки их на 2 колонки

Учитель задаёт вопрос:




Учащиеся распределяют слова по известным  орфограммам.

















Учащиеся читают примеры слов и приходят в затруднение.





Учащиеся в результате наблюдения приходят к выводу, что известный способ не подходит.



Учащиеся приходят к выводу, что гласные можно проверить ударением.

Учащиеся ставят цели и формулируют тему урока.

Знакомятся  с правилом в  учебнике и выполняют задание учителя.







эталон для самопроверки

Целеполагание

( Р)



Постановка вопросов ( К)





Самостоятельное формулирование цели , темы



Формулирование (П – общеучебное)

проблемы ( П – логическое



4.Выявление места и причины затруднения



Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

















Учитель задает проблемные вопросы

Составляют план достижения цели и определяют средства

( алгоритм, модель)




Планирование

 ( Р)

Прогнозирование ( Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации


Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации



5.

Первичное закрепление



Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.



















Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления


Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух


Поочерёдно в парах комментируют эталон


Раздаточный материал

Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).


Управление поведением партнёра.


6

Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону

Цель: контроль знаний




















Организует деятельность по применению новых знаний


Самостоятельная работа .

Осуществляют самопроверку , пошагово сравнивая с эталоном.


эталон для самопроверки


Контроль

Коррекция

Выделение (К)




7.

Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.



















Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.


Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия









Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала




Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)





1

2Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /[сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011.Материалы подготовлены МОУ гимназия № 3 г. Ярославля



3Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /[сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011.Материалы подготовлены МОУ лицей № 86 г. Ярославля



4Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /[сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011.Материалы подготовлены МОУ СОШ № 80 г. Ярославля



5Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /[сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011.Материалы подготовлены МОУ СОШ № 48 г. Ярославля



6Эта информация указана в ООП ООО.

7Эта информация указана в ООП ООО.