Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ревенская средняя общеобразовательная школа
Русский язык
Рабочая программа для учащихся ___7___класса
Рассмотрена: Составитель:
Педагогическим советом Шумакова Ирина Анатольевна _________________________
Протокол № ____
От «___» ____________ 2015 г.
Согласовано: Утверждена
Завуч ______ Приказ № _____
От «___» ___________ 2015 г.
Директор _________ В.Д.Чижикова
д.Лужецкая 2015 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
примерная программа основного общего образования по русскому языку Министерства образования и науки РФ (базовый уровень);
программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.:Просвещение, 2010;
Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский]. -М.: Просвещение, 2009;
базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015-2016 учебный год.
Учебно-методический комплекс
Программы общеобразовательных учреждений«Русский язык. 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.:Просвещение, 2010
Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский]. -М.: Просвещение, 2009.
Место предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015-2016 учебный год предусматривает на изучение русского (родного) языка в 7 классе – 175 часов.
Цели и задачи курса
цели преподавания курса русского языка в 7 классе:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе сводятся к следующему:
Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.
Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.
Формировать и развивать умения:
адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;
создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические , социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;
создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля (выступление, статья, интервью);
подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.
Виды и формы контроля
Формы контроля достижений учащихся:
контрольный диктант;
словарный диктант;
терминологический диктант;
другие виды диктантов;
проверочная работа с перфокартой;
тестовые задания;
работа с раздаточным материалом.
Виды контроля:
самоконтроль;
взаимоконтроль;
контроль учителя.
В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:
урок изучения и первичного закрепления знаний;
урок закрепления новых знаний и выработки умений;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки, оценки и контроля знаний;
урок коррекции знаний;
комбинированный урок;
урок применения знаний;
урок развития речи.
Краткое содержание изучаемого материала
(175 ч)
1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.
Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.
Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.
2. Повторение изученного в 5 – 6 классах.
2.1.Синтаксис и пунктуация
Знатьизученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.
Уметьставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.
2.2. Лексика и фразеология.
Знатьпонятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.
2.3. Фонетика и орфография.
Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.
2.4. Словообразование и орфография.
Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.
Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.
Уметь различать формы слова и однокоренные слова.
2.5. Морфология и орфография.
Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.
Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.
2.6. Урок-практикум
Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.
Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.
2.7. Текст. Стили литературного языка.
Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.
Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.
3. Морфология и орфография. Культура речи.
3.1. Причастие.
Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.
Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
3.2. Деепричастие.
Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии
3.3. Наречие.
Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.
Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.
3.4. Категория состояния.
Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.
Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
4. Служебные части речи.
Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.
5. Повторение изученного в 7 классе.
Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество уроков развития речи |
Введение | Вводный урок (урок 1) | 1 | 0 | 0 |
Повторение изученного в 5-6 классах | Повторение изученного в 5-6 кл. (уроки 2-18) | 17 (12+1+4) | 1 | 4 |
Морфология | Причастие (уроки 19-51) | 33 (26+1+6) | 1 | 6 |
Деепричастие (уроки 52-63) | 12 (9+1+2) | 1 | 2 |
Наречие (уроки 64-94) | 31 (23+2+6) | 2 | 6 |
Категория состояния (уроки 95-99) | 5 (3+2) | 0 | 2 |
Самостоятельные и служебные части речи (урок 100) | 1 | 0 | 0 |
Предлог (уроки 101-111) | 11 (8+1+2) | 1 | 2 |
Союз (уроки112-126) | 15 (12+1+2) | 1 | 2 |
Частица (уроки 127-147) | 21 (16+1+4) | 1 | 4 |
Междометие (уроки148-150) | 3 | 0 | 0 |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 кл. | Повторение (уроки 151-170) | 20 (16+1+2) | 1 | 2 |
Резервные уроки | 171-175 | 5 | 0 | 0 |
Всего уроков | Уроки 1-175 | 175 (136+9+30) | 9 | 30 |
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс ___7____
Количество часов:
Всего __175____ часов; в неделю ___5___ часов.
Плановых контрольных диктантов - 9,
сочинений – 18 ч.,
изложений -5 ч.,
зачетов –1ч.,
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.:Просвещение, 2010.
Учебник:Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский]. -М.: Просвещение, 2009.
№п/п | № урока в разделе | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения |
по плану | фактически |
1 | 1 | Русский язык как развивающееся явление | Упр.4 (п.), 6 (у.) | | |
Повторение изученного в 5 - 6 классах (17 ч.) |
2 | 1 | Синтаксис. Синтаксический разбор | Упр. 9 (п.) | | |
3 | 2 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | Упр. 12 (п.) | | |
4 | 3 | Лексика | Упр. 14 (п.) | | |
5 | 4 | Фразеология | Упр. 16(п.) | | |
6 | 5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | Упр. 18 (п.) | | |
7 | 6 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | Упр. 20 (п.) | | |
8 | 7 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | Упр. 25 (п.) | | |
9 | 8 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью» | | | |
10 | 9 | Р.р. Написание сочинения по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью» | | | |
11 | 10 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | Упр. 27 (п.) | | |
12 | 11 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | Упр. 33 (п.) | | |
13 | 12 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | Упр. 39 (п.) | | |
14 | 13 | Р.р. Текст | Упр. 47 (п.) | | |
15 | 14 | Урок – практикум по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | Упр. 43 (п.) | | |
16 | 15 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | | | |
17 | 16 | Работа над ошибками | Карточки | | |
18 | 17 | Р.р. Стили литературного языка | § 8, упр. 51 (у.) | | |
Морфология и орфография. Культура речи (81 ч.) Причастие (33 ч.) |
19 | 1 | Причастие как часть речи | § 9, упр. 56 (п.) | | |
20 | 2 | Р.р. Публицистический стиль | § 10, упр. 63 (п.) | | |
21 | 3 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | § 11, упр. 68 (п.) | | |
22 | 4 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | § 12, упр. 70 (п.) | | |
23 | 5 | Р.р. Сочинение на экологическую тему (по упр. 71) | Дописать сочинение | | |
24 | 6 | Знаки препинания при причастном обороте | Упр. 73 (п.) | | |
25 | 7 | Р.р. Описание внешности человека | Упр. 82 (п.) | | |
26 | 8 | Действительные и страдательные причастия | § 14, упр. 84 (п.) | | |
27 | 9 | Краткие и полные страдательные причастия | § 15, упр. 88 (п.) | | |
28 | 10 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | § 16, упр. 91 (п.) | | |
29 | 11 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Упр. 94 (п.) | | |
30 | 12 | Действительные причастия прошедшего времени | § 17, упр. 96 (п.) | | |
31 | 13 | Действительные причастия прошедшего времени | Упр. 99 (п.) | | |
32 | 14 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | § 18, упр. 104 (п.) | | |
33 | 15 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Упр. 106 (п.) | | |
34 | 16 | Страдательные причастия прошедшего времени | § 19, упр. 109 (п.) | | |
35 | 17 | Страдательные причастия прошедшего времени | Упр. 110 (доделать) | | |
36 | 18 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | § 20, упр. 112 (доделать) | | |
37 | 19 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | Карточки | | |
38 | 20 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных | § 21, упр. 117 (п.) | | |
39 | 21 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных | Упр. 120 (п.) | | |
40 | 22 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | § 22, упр. 124 (п.) | | |
41 | 23 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | § 22, упр. 128 (п.) | | |
42 | 24 | Р. р. Подготовка к выборочному изложению по упр. 130 | | | |
43 | 25 | Р.р. Написание выборочного изложения по упр. 130 | | | |
44 | 26 | Морфологический разбор причастия | § 23, подготовиться к словарной работе | | |
45 | 27 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | § 24, упр. 134 (п.) | | |
46 | 28 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Упр. 136 (п.) | | |
47 | 29 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | § 25, упр. 142 (п.) | | |
48 | 30 | Р.р. Сочинение – описание внешности человека (по упр.146) | Повторить §§ 9-25 | | |
49 | 31 | Урок-практикум по теме «Причастие» | Упр. 144 (п.) | | |
50 | 32 | Повторение темы «Причастие» | Упр. 156 (п.) | | |
51 | 33 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | | | |
Деепричастие (12 ч.) |
52 | 1 | Деепричастие как часть речи | § 26, упр. 161 (п.) | | |
53 | 2 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | § 27, упр. 166 (п.) | | |
54 | 3 | Знаки препинания при деепричастном обороте | Упр. 169 (п.) | | |
55 | 4 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | § 28, упр. 173 (п.) | | |
56 | 5 | Деепричастия несовершенного вида | § 29, упр. 177 (п.) | | |
57 | 6 | Деепричастия совершенного вида | § 30, упр. 184 (п.) | | |
58 | 7 | Р.р Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь» | | | |
59 | 8 | Р.р. Написание сочинения по картине С.Григорьева «Вратарь» | | | |
60 | 9 | Морфологический разбор деепричастия | § 31, упр. 189 (п.) | | |
61 | 10 | Повторение темы «Деепричастие» | Упр. 194 (п.) | | |
62 | 11 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | | | |
63 | 12 | Работа над ошибками | Упр. 195 (п.) | | |
Наречие (31 ч.) |
64 | 1 | Наречие как часть речи | § 32, упр. 199 (п.) | | |
65 | 2 | Смысловые группы наречий | § 33, упр. 205 (п.) | | |
66 | 3 | Смысловые группы наречий | Упр. 210 (п.) | | |
67 | 4 | Степени сравнения наречий | § 34, упр. 213 (п.) | | |
68 | 5 | Степени сравнения наречий | Упр.215 (п.) | | |
69 | 6 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Попова «Первый снег» | | | |
70 | 7 | Р.р. Написание сочинения по картине И.Попова «Первый снег» | | | |
71 | 8 | Морфологический разбор наречия | § 35, упр. 218 (п.) | | |
72 | 9 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | | | |
73 | 10 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е | § 36, упр. 222 (п.) | | |
74 | 11 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е | Упр. 226 (п.) | | |
75 | 12 | Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий | § 37, упр. 231 (п.) | | |
76 | 13 | Одна и две букве Н в наречиях на -о и -е | § 38, упр. 235 (п.) | | |
77 | 14 | Одна и две букве Н в наречиях на -о и -е | Упр. 236 (п.) | | |
78 | 15 | Р.р. Описание действий | Упр. 240 (п.) | | |
79 | 16 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | § 40, упр. 243 (п.) | | |
80 | 17 | Буквы О и А на конце наречий | § 41, упр. 247 (п.) | | |
81 | 18 | Буквы О и А на конце наречий | Карточки | | |
82 | 19 | Р.р. Подготовка к подробному изложению по упражнению 248 | | | |
83 | 20 | Р.р. Написание подробного изложения по упражнению 248 | | | |
84 | 21 | Дефис между частями слова в наречиях | § 42, упр. 253 (п.) | | |
85 | 22 | Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях» | Упр. 255 (п.) | | |
86 | 23 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | § 43, упр. 259 (п.) | | |
87 | 24 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Упр. 262 (п.) | | |
88 | 25 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | § 44, упр. 265 (п.) | | |
89 | 26 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Карточки | | |
90 | 27 | Р.р. Сочинение на лингвистическую тему | | | |
91 | 28 | Повторение темы «Наречие» | Упр. 270 (п.) | | |
92 | 29 | Повторение темы «Наречие» | Упр. 272 (п.) | | |
93 | 30 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | | | |
94 | 31 | Урок-зачёт по теме «Наречие» | Карточки | | |
Категория состояния (5 ч.) |
95 | 1 | Категория состояния как часть речи | § 45, упр. 277 (п.) | | |
96 | 2 | Категория состояния как часть речи | Упр. 279 (п.) | | |
97 | 3 | Морфологический разбор категории состояния | § 46, упр. 280 (доделать) | | |
98 | 4 | Р.р. Сжатое изложение по упр. 281 | | | |
99 | 5 | Обобщение темы «Категория состояния» | Упр. 282 (п.) | | |
Служебные части речи (48 ч.) |
100 | 1 | Самостоятельные и служебные части речи | Схема, упр. 284 (доделать) | | |
Предлог (11 ч.) |
101 | 1 | Предлог как часть речи | § 48, упр. 288 (п.) | | |
102 | 2 | Употребление предлогов | § 49, упр. 294 (п.) | | |
103 | 3 | Непроизводные и производные предлоги | § 50, упр. 299 (п.) | | |
104 | 4 | Простые и составные предлоги | § 51, упр. 304 (п.) | | |
105 | 5 | Морфологический разбор предлога | § 52, упр. 306 (п.) | | |
106 | 6 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» | | | |
107 | 7 | Р.р. Написание сочинения по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» | | | |
108 | 8 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | § 53, упр. 310 (п.) | | |
109 | 9 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Упр. 311 (п.) | | |
110 | 10 | Повторение темы «Предлог» | Карточки | | |
111 | 11 | Контрольный диктант по теме «Предлог» | | | |
Союз (15 ч.) |
112 | 1 | Союз как часть речи | § 54, упр. 317 (п.) | | |
113 | 2 | Простые и составные союзы | § 55, упр. 319 (п.) | | |
114 | 3 | Простые и составные союзы | Карточки | | |
115 | 4 | Союзы сочинительные и подчинительные | § 56, упр. 322 (п.) | | |
116 | 5 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | § 57, упр. 325 (п.) | | |
117 | 6 | Сочинительные союзы | § 58, упр. 330 (п.) | | |
118 | 7 | Роль сочинительного союза и в простом предложении с однородными членами | Упр. 336 (п.) | | |
119 | 8 | Подчинительные союзы | § 59, упр. 339 (п.) | | |
120 | 9 | Морфологический разбор союза | § 60, упр. 342 (п.) | | |
121 | 10 | Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению о книге по данному началу | | | |
122 | 11 | Р.р Написание сочинения-рассуждения о книге по данному началу | | | |
123 | 12 | Слитные и раздельные написания союзов | § 61, упр. 346 (п.) | | |
124 | 13 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | § 61, упр. 349 (п.) | | |
125 | 14 | Повторение темы «Союз» | Упр. 356 (п.) | | |
126 | 15 | Контрольный диктант по теме «Союз» | | | |
Частица (21 ч.) |
127 | 1 | Частица как часть речи | § 62, упр. 359 (п.) | | |
128 | 2 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | § 63, упр. 363 (п.) | | |
129 | 3 | Смысловые частицы | § 64, упр. 368 (п.) | | |
130 | 4 | Смысловые частицы | Упр. 373 или 374 (п.) | | |
131 | 5 | Раздельное и дефисное правописание частиц | § 65, упр. 378 (п.) | | |
132 | 6 | Раздельное и дефисное правописание частиц | Упр. 381(п.) | | |
133 | 7 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | | | |
134 | 8 | Р.р. Написание сочинения по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | | | |
135 | 9 | Морфологический разбор частицы | § 66, упр. 384 (п.) | | |
136 | 10 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | § 67, упр. 388 (п.) | | |
137 | 11 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | Упр. 391 (п.), 392 (у.) | | |
138 | 12 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ- | § 68, упр. 395 (п.) | | |
139 | 13 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ- | Упр. 399 (п.) | | |
140 | 14 | Р.р. Подготовка к сочинению-рассказу по данному сюжету (упр. 402) | | | |
141 | 15 | Р.р. Написание сочинения-рассказа по данному сюжету (упр. 402) | | | |
142 | 16 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ | § 69, упр. 405 (п.) | | |
143 | 17 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ | Упр. 406 (п.) | | |
144 | 18 | Повторение темы «Частица» | Упр. 412 (п.) | | |
145 | 19 | Повторение темы «Частица» | Упр. 414 (п.) | | |
146 | 20 | Контрольный диктант по теме «Частица» | | | |
147 | 21 | Работа над ошибками | Карточки | | |
Междометие (3 ч.) |
148 | 1 | Междометие как часть речи | § 70, упр. 416 (п.) | | |
149 | 2 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | § 71, упр. 418 (п.) | | |
150 | 3 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | Упр. 420 (п.) | | |
Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах (20 ч.) |
151 | 1 | Разделы науки о русском языке | Вопросы стр. 193 | | |
152 | 2 | Р.р. Текст. Стили речи | Упр. 427 (п.) | | |
153 | 3 | Р.р. Подготовка к сочинению по упр.428 | | | |
154 | 4 | Р.р. Написание сочинения по упр.428 | | | |
155 | 5 | Фонетика. Графика | Упр. 431 (п.) | | |
156 | 6 | Фонетика. Графика | Карточки | | |
157 | 7 | Лексика и фразеология | Вопросы стр. 197, упр. 434 (п.) | | |
158 | 8 | Лексика и фразеология | Карточки | | |
159 | 9 | Морфемика. Словообразование | Упр. 436 (п.) | | |
160 | 10 | Морфемика. Словообразование | Упр. 439 (п.) | | |
161 | 11 | Контрольный диктант по теме «Фонетика, лексика, морфемика» | | | |
162 | 12 | Морфология | Упр. 443 (п.) | | |
163 | 13 | Морфология | Упр. 446 (п.) | | |
164 | 14 | Орфография | Упр. 452 (п.) | | |
165 | 15 | Орфография | Упр. 453 (п.) | | |
166 | 16 | Синтаксис | Упр. 459 (п.) | | |
167 | 17 | Пунктуация | Упр. 462 (п.) | | |
168 | 18 | Повторение | Упр. 464 (п.) | | |
169 | 19 | Диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | | | |
170 | 20 | Поведение итогов | | | |
171-175 | 1-5 | Резервные уроки | | | |
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 7 класса.
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать\ понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;
об особенностях склонения причастий;
определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
действительные и страдательные причастия;
краткие страдательные причастия;
способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
порядок морфологического разбора причастий;
грамматические признаки деепричастия как части речи;
определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
порядок морфологического разбора деепричастий;
грамматические признаки наречия как части речи;
смысловые группы наречий;
о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
правила употребления предлогов с разными падежами;
о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
о сочинительных и подчинительных союзах;
порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
отличие частиц от самостоятельных частей речи;
формообразующие и смысловые частицы;
отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
о назначении в речи междометий.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
Орфограммы, изученные в 7 классе:
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
Правописание НЕ с деепричастиями;
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;
Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
Дефис между частями слова в наречиях;
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
Слитное и раздельное написание производных предлогов;
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
Раздельное и дефисное написание частиц;
Правописание частицы НЕ с различными частями речи;
Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
По пунктуации.
Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.
По связной речи.
адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Список учебников и учебных пособий
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы: книга для учителя.- М.: Просвещение, 2001
Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки и рассказы: Методическое пособие для учителей русского языка. – Брянск: Курсив, 2006
Гусарова И.В. Тесты по русскому языку. 5-11 кл. – М.:ООО «Издательство «Олимп», 2002
Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / Авт.-сост. Филипченко М.П. – Волгоград: Учитель, 2008
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999
Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.:Просвещение, 2010
Развитие речи: теория и практика обучения/В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994
Русский язык. 7 класс. Уроки: путешествия, игры, КВН, сюрпризы/ авт.-сост. О.В.Сухова. – Волгоград: Учитель, 2009
Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский]. -М.: Просвещение, 2009