СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.:Просвещение, 2010.     

Учебник:Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский]. -М.: Просвещение, 2009.

Всего __175____ часов;  в неделю ___5___ часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ревенская средняя общеобразовательная школа












Русский язык



Рабочая программа для учащихся ___7___класса










Рассмотрена: Составитель:

Педагогическим советом Шумакова Ирина Анатольевна _________________________

Протокол № ____

От «___» ____________ 2015 г.






Согласовано: Утверждена

Завуч ______ Приказ № _____

От «___» ___________ 2015 г.

Директор _________ В.Д.Чижикова











д.Лужецкая 2015 г.

Пояснительная записка


Статус документа

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерная программа основного общего образования по русскому языку Министерства образования и науки РФ (базовый уровень);

  • программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.:Просвещение, 2010;

  • Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский]. -М.: Просвещение, 2009;

  • базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015-2016 учебный год.

Учебно-методический комплекс

  • Программы общеобразовательных учреждений«Русский язык. 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.:Просвещение, 2010

  • Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский]. -М.: Просвещение, 2009.

Место предмета в базисном учебном плане

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015-2016 учебный год предусматривает на изучение русского (родного) языка в 7 классе – 175 часов.

Цели и задачи курса

цели преподавания курса русского языка в 7 классе:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе сводятся к следующему:

  1. Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  2. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

  3. Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.

  4. Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.

  5. Формировать и развивать умения:

  • адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;

  • создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические , социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;

  • создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля (выступление, статья, интервью);

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.


Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

Виды и формы контроля

Формы контроля достижений учащихся:

  • контрольный диктант;

  • словарный диктант;

  • терминологический диктант;

  • другие виды диктантов;

  • проверочная работа с перфокартой;

  • тестовые задания;

  • работа с раздаточным материалом.

Виды контроля:

  • самоконтроль;

  • взаимоконтроль;

  • контроль учителя.

В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:

  • урок изучения и первичного закрепления знаний;

  • урок закрепления новых знаний и выработки умений;

  • урок обобщения и систематизации знаний;

  • урок проверки, оценки и контроля знаний;

  • урок коррекции знаний;

  • комбинированный урок;

  • урок применения знаний;

  • урок развития речи.








Краткое содержание изучаемого материала

(175 ч)

1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.

Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

2. Повторение изученного в 5 – 6 классах.

2.1.Синтаксис и пунктуация

Знатьизученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметьставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.

2.2. Лексика и фразеология.

Знатьпонятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.

2.3. Фонетика и орфография.

Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.

2.4. Словообразование и орфография.

Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.

Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь различать формы слова и однокоренные слова.

2.5. Морфология и орфография.

Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.

2.6. Урок-практикум

Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.

Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.

2.7. Текст. Стили литературного языка.

Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.

Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.

3. Морфология и орфография. Культура речи.

3.1. Причастие.

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.

3.2. Деепричастие.

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии

3.3. Наречие.

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

3.4. Категория состояния.

Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.

Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

4. Служебные части речи.

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

5. Повторение изученного в 7 классе.

Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры


Учебно-тематический план


Содержание

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество уроков развития речи

Введение


Вводный урок

(урок 1)

1

0

0

Повторение изученного в 5-6 классах

Повторение изученного в 5-6 кл. (уроки 2-18)

17

(12+1+4)

1

4












Морфология


Причастие (уроки 19-51)

33

(26+1+6)

1

6

Деепричастие (уроки 52-63)

12

(9+1+2)

1

2

Наречие

(уроки 64-94)

31

(23+2+6)

2

6

Категория состояния (уроки 95-99)

5

(3+2)

0

2

Самостоятельные и служебные части речи (урок 100)

1

0

0

Предлог

(уроки 101-111)

11

(8+1+2)

1

2

Союз (уроки112-126)

15

(12+1+2)

1

2

Частица

(уроки 127-147)

21

(16+1+4)

1

4

Междометие (уроки148-150)

3

0

0

Повторение и систематизация изученного в 5-7 кл.


Повторение (уроки 151-170)

20

(16+1+2)

1

2

Резервные уроки

171-175

5

0

0

Всего уроков

Уроки 1-175

175

(136+9+30)

9

30


Календарно-тематическое планирование

по русскому языку


Класс ___7____

Количество часов:

Всего __175____ часов; в неделю ___5___ часов.

Плановых контрольных диктантов - 9,

сочинений – 18 ч.,

изложений -5 ч.,

зачетов –1ч.,


Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.:Просвещение, 2010.

Учебник:Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский]. -М.: Просвещение, 2009.


№п/п


№ урока

в разделе


Тема урока


Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

1

1

Русский язык как развивающееся явление

Упр.4 (п.), 6 (у.)



Повторение изученного в 5 - 6 классах (17 ч.)

2

1

Синтаксис. Синтаксический разбор

Упр. 9 (п.)



3

2

Пунктуация. Пунктуационный разбор

Упр. 12 (п.)



4

3

Лексика

Упр. 14 (п.)



5

4

Фразеология

Упр. 16(п.)



6

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

Упр. 18 (п.)



7

6

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

Упр. 20 (п.)



8

7

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

Упр. 25 (п.)



9

8

Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»




10

9

Р.р. Написание сочинения по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»




11

10

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

Упр. 27 (п.)



12

11

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Упр. 33 (п.)



13

12

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Упр. 39 (п.)



14

13

Р.р. Текст

Упр. 47 (п.)



15

14

Урок – практикум по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

Упр. 43 (п.)



16

15

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»




17

16

Работа над ошибками

Карточки



18

17

Р.р. Стили литературного языка

§ 8, упр. 51 (у.)



Морфология и орфография. Культура речи (81 ч.)

Причастие (33 ч.)

19

1

Причастие как часть речи

§ 9, упр. 56 (п.)



20

2

Р.р. Публицистический стиль

§ 10, упр. 63 (п.)



21

3

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

§ 11, упр. 68 (п.)



22

4

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

§ 12, упр. 70 (п.)



23

5

Р.р. Сочинение на экологическую тему (по упр. 71)

Дописать сочинение



24

6

Знаки препинания при причастном обороте

Упр. 73 (п.)



25

7

Р.р. Описание внешности человека

Упр. 82 (п.)



26

8

Действительные и страдательные причастия

§ 14, упр. 84 (п.)



27

9

Краткие и полные страдательные причастия

§ 15, упр. 88 (п.)



28

10

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени


§ 16, упр. 91 (п.)



29

11

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Упр. 94 (п.)



30

12

Действительные причастия прошедшего времени

§ 17, упр. 96 (п.)



31

13

Действительные причастия прошедшего времени

Упр. 99 (п.)



32

14

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени


§ 18, упр. 104 (п.)



33

15

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени


Упр. 106 (п.)



34

16

Страдательные причастия прошедшего времени

§ 19, упр. 109 (п.)



35

17

Страдательные причастия прошедшего времени

Упр. 110 (доделать)



36

18

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

§ 20, упр. 112 (доделать)



37

19

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Карточки



38

20

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных

§ 21, упр. 117 (п.)



39

21

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных

Упр. 120 (п.)



40

22

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

§ 22, упр. 124 (п.)



41

23

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

§ 22, упр. 128 (п.)



42

24

Р. р. Подготовка к выборочному изложению по упр. 130




43

25

Р.р. Написание выборочного изложения по упр. 130




44

26

Морфологический разбор причастия

§ 23, подготовиться к словарной работе



45

27

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

§ 24, упр. 134 (п.)



46

28

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Упр. 136 (п.)



47

29

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

§ 25, упр. 142 (п.)



48

30

Р.р. Сочинение – описание внешности человека (по упр.146)

Повторить §§ 9-25



49

31

Урок-практикум по теме «Причастие»

Упр. 144 (п.)



50

32

Повторение темы «Причастие»

Упр. 156 (п.)



51

33

Контрольный диктант по теме «Причастие»




Деепричастие (12 ч.)

52

1

Деепричастие как часть речи

§ 26, упр. 161 (п.)



53

2

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

§ 27, упр. 166 (п.)



54

3

Знаки препинания при деепричастном обороте

Упр. 169 (п.)



55

4

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

§ 28, упр. 173 (п.)



56

5

Деепричастия несовершенного вида

§ 29, упр. 177 (п.)



57

6

Деепричастия совершенного вида

§ 30, упр. 184 (п.)



58

7

Р.р Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь»




59

8

Р.р. Написание сочинения по картине С.Григорьева «Вратарь»




60

9

Морфологический разбор деепричастия

§ 31, упр. 189 (п.)



61

10

Повторение темы «Деепричастие»

Упр. 194 (п.)



62

11

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»




63

12

Работа над ошибками

Упр. 195 (п.)



Наречие (31 ч.)

64

1

Наречие как часть речи

§ 32, упр. 199 (п.)



65

2

Смысловые группы наречий

§ 33, упр. 205 (п.)



66

3

Смысловые группы наречий

Упр. 210 (п.)



67

4

Степени сравнения наречий

§ 34, упр. 213 (п.)



68

5

Степени сравнения наречий

Упр.215 (п.)



69

6

Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Попова «Первый снег»




70

7

Р.р. Написание сочинения по картине И.Попова «Первый снег»




71

8

Морфологический разбор наречия

§ 35, упр. 218 (п.)



72

9

Контрольный диктант по теме «Наречие»




73

10

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е

§ 36, упр. 222 (п.)



74

11

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е

Упр. 226 (п.)



75

12

Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий

§ 37, упр. 231 (п.)



76

13

Одна и две букве Н в наречиях на и

§ 38, упр. 235 (п.)



77

14

Одна и две букве Н в наречиях на и

Упр. 236 (п.)



78

15

Р.р. Описание действий

Упр. 240 (п.)



79

16

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

§ 40, упр. 243 (п.)



80

17

Буквы О и А на конце наречий

§ 41, упр. 247 (п.)



81

18

Буквы О и А на конце наречий

Карточки



82

19

Р.р. Подготовка к подробному изложению по упражнению 248




83

20

Р.р. Написание подробного изложения по упражнению 248




84

21

Дефис между частями слова в наречиях

§ 42, упр. 253 (п.)



85

22

Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях»

Упр. 255 (п.)



86

23

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

§ 43, упр. 259 (п.)



87

24

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Упр. 262 (п.)



88

25

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

§ 44, упр. 265 (п.)



89

26

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Карточки



90

27

Р.р. Сочинение на лингвистическую тему




91

28

Повторение темы «Наречие»

Упр. 270 (п.)



92

29

Повторение темы «Наречие»

Упр. 272 (п.)



93

30

Контрольный диктант по теме «Наречие»




94

31

Урок-зачёт по теме «Наречие»

Карточки



Категория состояния (5 ч.)

95

1

Категория состояния как часть речи

§ 45, упр. 277 (п.)



96

2

Категория состояния как часть речи

Упр. 279 (п.)



97

3

Морфологический разбор категории состояния

§ 46, упр. 280 (доделать)



98

4

Р.р. Сжатое изложение по упр. 281




99

5

Обобщение темы «Категория состояния»

Упр. 282 (п.)



Служебные части речи (48 ч.)

100

1

Самостоятельные и служебные части речи

Схема, упр. 284 (доделать)



Предлог (11 ч.)

101

1

Предлог как часть речи

§ 48, упр. 288 (п.)



102

2

Употребление предлогов

§ 49, упр. 294 (п.)



103

3

Непроизводные и производные предлоги

§ 50, упр. 299 (п.)



104

4

Простые и составные предлоги

§ 51, упр. 304 (п.)



105

5

Морфологический разбор предлога

§ 52, упр. 306 (п.)



106

6

Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»




107

7

Р.р. Написание сочинения по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»




108

8

Слитное и раздельное написание производных предлогов

§ 53, упр. 310 (п.)



109

9

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Упр. 311 (п.)



110

10

Повторение темы «Предлог»

Карточки



111

11

Контрольный диктант по теме «Предлог»




Союз (15 ч.)

112

1

Союз как часть речи

§ 54, упр. 317 (п.)



113

2

Простые и составные союзы

§ 55, упр. 319 (п.)



114

3

Простые и составные союзы

Карточки



115

4

Союзы сочинительные и подчинительные

§ 56, упр. 322 (п.)



116

5

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

§ 57, упр. 325 (п.)



117

6

Сочинительные союзы

§ 58, упр. 330 (п.)



118

7

Роль сочинительного союза и в простом предложении с однородными членами

Упр. 336 (п.)



119

8

Подчинительные союзы

§ 59, упр. 339 (п.)



120

9

Морфологический разбор союза

§ 60, упр. 342 (п.)



121

10

Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению о книге по данному началу




122

11

Р.р Написание сочинения-рассуждения о книге по данному началу




123

12

Слитные и раздельные написания союзов

§ 61, упр. 346 (п.)



124

13

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

§ 61, упр. 349 (п.)



125

14

Повторение темы «Союз»

Упр. 356 (п.)



126

15

Контрольный диктант по теме «Союз»




Частица (21 ч.)

127

1

Частица как часть речи

§ 62, упр. 359 (п.)



128

2

Разряды частиц. Формообразующие частицы

§ 63, упр. 363 (п.)



129

3

Смысловые частицы

§ 64, упр. 368 (п.)



130

4

Смысловые частицы

Упр. 373 или 374 (п.)



131

5

Раздельное и дефисное правописание частиц

§ 65, упр. 378 (п.)



132

6

Раздельное и дефисное правописание частиц

Упр. 381(п.)



133

7

Р.р. Подготовка к сочинению по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»




134

8

Р.р. Написание сочинения по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»




135

9

Морфологический разбор частицы

§ 66, упр. 384 (п.)



136

10

Отрицательные частицы НЕ и НИ

§ 67, упр. 388 (п.)



137

11

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Упр. 391 (п.), 392 (у.)



138

12

Различение частицы НЕ и приставки НЕ-

§ 68, упр. 395 (п.)



139

13

Различение частицы НЕ и приставки НЕ-

Упр. 399 (п.)



140

14

Р.р. Подготовка к сочинению-рассказу по данному сюжету (упр. 402)




141

15

Р.р. Написание сочинения-рассказа по данному сюжету (упр. 402)




142

16

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ

§ 69, упр. 405 (п.)



143

17

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ

Упр. 406 (п.)



144

18

Повторение темы «Частица»

Упр. 412 (п.)



145

19

Повторение темы «Частица»

Упр. 414 (п.)



146

20

Контрольный диктант по теме «Частица»




147

21

Работа над ошибками

Карточки



Междометие (3 ч.)

148

1

Междометие как часть речи

§ 70, упр. 416 (п.)



149

2

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

§ 71, упр. 418 (п.)



150

3

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Упр. 420 (п.)



Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах (20 ч.)

151

1

Разделы науки о русском языке

Вопросы стр. 193



152

2

Р.р. Текст. Стили речи

Упр. 427 (п.)



153

3

Р.р. Подготовка к сочинению по упр.428




154

4

Р.р. Написание сочинения по упр.428




155

5

Фонетика. Графика

Упр. 431 (п.)



156

6

Фонетика. Графика

Карточки



157

7

Лексика и фразеология

Вопросы стр. 197, упр. 434 (п.)



158

8

Лексика и фразеология

Карточки



159

9

Морфемика. Словообразование

Упр. 436 (п.)



160

10

Морфемика. Словообразование

Упр. 439 (п.)



161

11

Контрольный диктант по теме «Фонетика, лексика, морфемика»




162

12

Морфология

Упр. 443 (п.)



163

13

Морфология

Упр. 446 (п.)



164

14

Орфография

Упр. 452 (п.)



165

15

Орфография

Упр. 453 (п.)



166

16

Синтаксис

Упр. 459 (п.)



167

17

Пунктуация

Упр. 462 (п.)



168

18

Повторение

Упр. 464 (п.)



169

19

Диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»




170

20

Поведение итогов




171-175

1-5

Резервные уроки





Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 7 класса.


В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Ученик должен знать\ понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

  • грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;

  • об особенностях склонения причастий;

  • определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;

  • действительные и страдательные причастия;

  • краткие страдательные причастия;

  • способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

  • порядок морфологического разбора причастий;

  • грамматические признаки деепричастия как части речи;

  • определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;

  • способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;

  • порядок морфологического разбора деепричастий;

  • грамматические признаки наречия как части речи;

  • смысловые группы наречий;

  • о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;

  • признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;

  • правила употребления предлогов с разными падежами;

  • о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;

  • о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;

  • о сочинительных и подчинительных союзах;

  • порядок морфологического разбора предлогов и союзов;

  • отличие частиц от самостоятельных частей речи;

  • формообразующие и смысловые частицы;

  • отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;

  • о назначении в речи междометий.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

  • производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Орфограммы, изученные в 7 классе:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

  • Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;

  • Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;

  • Правописание НЕ с деепричастиями;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;

  • Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;

  • Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;

  • Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;

  • Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;

  • Дефис между частями слова в наречиях;

  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;

  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий;

  • Слитное и раздельное написание производных предлогов;

  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;

  • Раздельное и дефисное написание частиц;

  • Правописание частицы НЕ с различными частями речи;

  • Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.

  • правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.

Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.

По связной речи.

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.







Список учебников и учебных пособий

  1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы: книга для учителя.- М.: Просвещение, 2001

  2. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки и рассказы: Методическое пособие для учителей русского языка. – Брянск: Курсив, 2006

  3. Гусарова И.В. Тесты по русскому языку. 5-11 кл. – М.:ООО «Издательство «Олимп», 2002

  4. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / Авт.-сост. Филипченко М.П. – Волгоград: Учитель, 2008

  5. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999

  6. Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.:Просвещение, 2010

  7. Развитие речи: теория и практика обучения/В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994

  8. Русский язык. 7 класс. Уроки: путешествия, игры, КВН, сюрпризы/ авт.-сост. О.В.Сухова. – Волгоград: Учитель, 2009

  9. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский]. -М.: Просвещение, 2009