Рабочая программа русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования с учетом авторской программы к учебному комплексу по русскому языку
Б а б а й ц е в а В. В., Ч е с н о к о в а Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы.
Русский язык. Практика. 7 класс / под ред. С. Н. Пименовой.
Н и к и т и н а Е. И. Русский язык. Русская речь. 7 класс, утвержденного приказом № 16 от 26.01.2017г. МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
Программа рассчитана на 136 ч. в год , 4 часа в неделю. Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ- 8 .
Данная программа составлена для реализации курса русского языка на базовом уровне.
Новизна данной программы определяется тем, что предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программой предусматривается:
- развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения;
- формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности;
- развитие у учащихся потребности речевого самосовершенствования, а также умений и навыков, связанных с нормативным использованием языковых средств (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных норм);
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проектная, личностно-ориентированная, технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.
Раздел учебного курса, кол-во часов | Элементы содержания учебного материала | Планируемые результаты УУД | Характеристика основных видов деятельности |
| | Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Введение 1 ч. | Литературный русский язык как развивающееся явление. Нормы литературного языка, их изменчивость | | | | Изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах, взаимопроверка |
Повторение пройденного в 5-6 классах 10 ч | Знакомство с «Практикой». Систематизация сведений о литературном языке, норме. Историческая изменчивость норм русского языка. Повторение и систематизация сведений по культуре речи. Диагностика коммуникативных навыков учащихся | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; | 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
| 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
| Анализ текста по алгоритму, проверочный диктант, построение текста, самостоятельная работа, построение рассуждения, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, работа в парах, группах, тестирование, проектирование способов выполнения домашнего задания, выполнение грамматических заданий. |
Причастие 34 ч | Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-. Словообразование страдательных причастий. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание н в кратких формах страдательных причастий. Правописание гласных в причастиях перед нн и н. Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных. Правописание не с причастиями. | 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
| • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств, | 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; | Групповая работа, фронтальная беседа, составление рассуждения на лингвистическую тему, составление схем, работа в парах, консультативная помощь учителя, урок-презентация, составление плана лингвистического рассуждения, самостоятельная работа, изучение и конспектирование параграфа учебника, объяснительный диктант, групповое составление алгоритма объяснения материала, проектирование способов выполнения домашнего задания. |
Деепричастие 10 ч | Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1 ч) | 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
| говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; | функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
| Групповая работа, фронтальная беседа, составление рассуждения на лингвистическую тему, составление схем, работа в парах, консультативная помощь учителя, урок-презентация, составление плана лингвистического рассуждения, самостоятельная работа, изучение и конспектирование параграфа учебника, объяснительный диктант, групповое составление алгоритма объяснения материала, проектирование способов выполнения домашнего задания. |
Служебные части речи 1 ч | Общее понятие о служебных частях речи (1ч) | | | | |
Предлог 10 ч | Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов. Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные. Простые и составные предлоги. Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.). Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие. | | • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; | 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; | Групповая работа, фронтальная беседа, составление рассуждения на лингвистическую тему, составление схем, работа в парах, консультативная помощь учителя, урок-презентация, составление плана лингвистического рассуждения, самостоятельная работа, изучение и конспектирование параграфа учебника, объяснительный диктант, групповое составление алгоритма объяснения материала, проектирование способов выполнения домашнего задания. |
Союз 10 ч | Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях. Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато. Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении. Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные. Правописание составных подчинительных союзов. Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами). | | • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; | 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, | Работа в парах, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему, презентации, групповая работа, выполнение тестовых заданий, фронтальная беседа, индивидуальные задания, взаимопроверка самостоятельных работ, конспектирование теоретического материала, написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий, анализ художественного текста, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания. |
Частица 17 ч | Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению. Правописание ней ни с различными частями речи (обобщение). Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, -таки. Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные (1 .) | | • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
| многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
| Работа в парах, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему, презентации, групповая работа, выполнение тестовых заданий, фронтальная беседа, индивидуальные задания, взаимопроверка самостоятельных работ, конспектирование теоретического материала, написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий, анализ художественного текста, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания. |
Междометие. Звукоподражательные слова 3 ч | Понятие о междометии. Основные функции междометий. Разряды междометий. Звукоподражательные слова. Знаки препинания при междометиях. | | 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); | 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
| Работа в парах, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему, презентации, групповая работа, выполнение тестовых заданий, фронтальная беседа, индивидуальные задания, взаимопроверка самостоятельных работ, конспектирование теоретического материал |
Повторение и систематизация пройденного материала 8ч | Повторение орфографии и пунктуации. Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученных частей речи в соответствии с нормами русского языка. | | 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. | 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. | написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий, |
№ | План | Факт | Тема урока | Содержание урока | Планируемые результаты | Творческие работы , проекты |
| 1четверть( 32 часа) | |
1 | 1нед сент | | Русский язык как развивающееся явление | Знакомство с «Практикой». Систематизация сведений о литературном языке, норме. Историческая изменчивость норм русского языка | Проанализировать структуру нового учебника. Знать: понятия «литературный язык», «норма». Проследить за изменчивостью норм русского литературного языка | Т\Р «Почему язык развивающееся явление» |
Повторение изученного в 5—6 классах (8 ч +2 РР) | |
2 | 1 нед сент | | .Синтаксис и пунктуация | Повторение и систематизация сведений по культуре речи Систематизация сведений о литературном языке, норме. Историческая изменчивость норм русского языка. Повторение и систематизация сведений по культуре речи. Диагностика навыков учащихся | Знать базовые понятия, усвоенные ранее, совершенствовать навыки использования языковых явлений в соответствии с нормами | |
3 | 1 нед сент | | Фонетика. Орфоэпия . Орфоэпические нормы. | |
4 | 1 нед сент | | Лексика и фразеология. Лексические нормы языка | |
5 | 2 нед сент | | Морфология | |
6 | 2 нед сент | | Морфология | |
7 | 2 нед сент | | Морфемика.Словообразование. | |
8 | 3 нед сент | | Стартовая контрольная работа по итогам повторения изученного в 5-6 классах | |
9 | 3 нед сент | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | Диагностика усвоения норм культуры речи. Анализ ошибок | Владеть нормами культуры речи. Уметь работать над ошибками | |
10-11 | 3 нед сент | | Р/Р Изложение | Диагностика коммуникативных навыков учащихся | Совершенствовать умения передавать содержание текста | |
Понятие о причастии ( 44 ч +5 рр) | |
12 | 4 нед сент | | Понятие о причастии | Семантика причастия, сфера его употребления в речи. Нормы произношения | Понять значение новой части речи, учиться опознавать причастия по формальным признакам | План учебной статьи |
13 | 4нед сент | | Понятие о причастии | | | |
14 | 4 нед сент | | Признаки прилагательного и глагола у причастия | Грамматические признаки причастий. Орфограмма «Гласные и согласные в окончаниях причастий». Нормы употребления причастий | Усвоить признаки причастия как части речи. Освоить новую орфограмму. Используя рассуждения, установить сходство и различие причастий и однокоренных прилагательных и глаголов. Подготовить сообщение на тему «Что я узнал о причастии» | Стендовый доклад « Что я узнал о причастии» |
15 | 4 нед сент | | Признаки прилагательного и глагола у причастия | |
16 | 1 нед окт | | Р/Р Что такое текст | Текст, его признаки | Повторить признаки текста как единицы речи: заглавие, основная мысль текста, его тема, композиционная завершённость, структурная связность всех частей, стилистическое единство. Уметь озаглавливать текст, «читать» заглавие | |
17 | 1 нед окт | | Причастный борот | Причастный оборот. Определяемое и зависимое слово Нормы употребления причастного оборота. Нормы согласования. Интонирование предложений с причастными оборотами | Учиться находить причастный оборот, усвоить понятия «определяемое» и «зависимое» слово. Уметь конструировать причастные обороты, использовать их в соответствии с нормами. Учиться соблюдать нормы согласования причастий с определяемыми словами, расположенными дистантно. Совершенствовать навыки интонирования изучаемых конструкций, навыки выразительного чтения. Учиться выделять причастные обороты на письме | |
18 | 1 нед окт | | Причастный борот | |
19 | 1 нед окт | | Причастный борот | |
20 | 2 нед окт | | Причастный борот | Составить алгоритм ответа |
21 | 2 нед окт | | Не с причастиями | Правописание не с причастиями | Усвоить опознавательные признаки орфограммы, условия её возникновения, алгоритм применения правила. Совершенствовать навыки опознавания и выделения в устной речи и на письме причастных оборотов | |
22 | 2 нед окт | | Не с причастиями | Проект « Не с разными частями Речи» |
23 | 2 нед окт | | Р/Р Описание местности | Сжатое и полное описание общего вида местности | Научиться переходить от предельно сжатого описания к более полному, а затем — к развёрнутому описанию общего вида местности. Освоить типовую композицию этого вида описания. Уметь «читать» заглавие текста. С помощью сжатого изложения учиться избегать типичного недочёта — подмены описания повествованием | |
24 | 3нед окт | | Действительные и страдательные причастия | Семантика действительных и страдательных причастий, нормы их употребления | Усвоить понятие о действительных и страдательных причастиях, их суффиксах, нормах употребления. Уметь опознавать действительные и страдательные причастия | |
25 | 3нед окт | | Действительные и страдательные причастия | |
26 | 3 нед окт | | Словообразование причастий настоящего времени | Образование причастий. Орфограмма «Гласные в суффиксах причастий настоящего времени» | Усвоить способы образования причастий, нормы орфографии, согласования. Учиться использовать разнообразные синтаксические конструкции для выражения определительных отношений. Совершенствовать орфоэпические навыки | |
27 | 3 нед окт | | Словообразование причастий настоящего времени | |
28 | 3 нед окт | | Словообразование причастий настоящего времени | |
29 | 4 нед | | Словообразование причастий настоящего времени | |
30 | 4 нед | | Р/Р Описание местности | Стихотворение А. С. Пушкина «Кавказ». Подготовка к сочинению | Анализируя стихотворение, являющееся классическим образцом строгого соблюдения перспективы при описании, учиться описывать общий вид местности | Сочинение «Любимый уголок природы» |
31 | 4 нед | | Словообразование причастий прошедшего времени | Образование причастий. Орфограмма «Буквы е — ё в суффиксах причастий». Образование причастий. Орфограмма «Буквы е — ё в суффиксах причастий». Нормы акцентологии ормы акцентологии | Усвоить способы образования причастий, нормы орфографии, согласования. Освоить нормы употребления причастий, образованных от глаголов с суффиксом -ну-. Совершенствовать акцентологические навыки | |
32 | 4 нед | | Словообразование причастий прошедшего времени | |
2 четверть (24 часа) | |
33 | 2 нед нояб | | Словообразование причастий прошедшего времени | |
34 | 2 нед нояб | | Гласные перед нн и н | Орфограмма «Гласные перед нн и н. Нормы употребления причастий | Освоить новую орфограмму, отработать навыки нормированного употребления причастий. Совершенствовать навыки редактирования написанного: устранение однотипных конструкций с помощью использования причастных оборотов | |
35 | 2 нед нояб | | Гласные перед нн и н | |
36, 37 | 2 нед нояб | | Контрольный диктант по теме «Причастие» и его анализ | Диагностика усвоения орфограмм и пунктограмм. Анализ ошибок | Уметь в соответствии с правилами оформлять письменный текст, работать над ошибками | |
38 | 3 нед нояб | | Резервный | | | |
39 | 3 нед нояб | | Р/Р Описание местности | Подготовка к сочинению по личным наблюдениям | Уметь, анализируя темы, устанавливать общее и различное между ними. Понимать значение каждого слова в формулировке темы, чтобы писать на тему. Подготовиться к сочинению | |
40 | 3 нед нояб | | Краткие причастия | Краткие причастия, образование, правописание, сфера употребления. Нормы акцентологии | Усвоить понятие о кратких причастиях, их значении, образовании, правописании, сфере употребления, а также нормы их акцентологии | |
41 | 3 нед нояб | | Краткие причастия | |
42 | 4 нед нояб | | Краткие причастия | |
43 | 4 нед нояб | | Правописание нн в причастиях | Слова-омофоны, их разграничение. Нормы орфографии и орфоэпии | Учиться различать слова-омофоны, усвоить тонкости их семантики, верно обозначать нн и н в них, совершенствовать орфоэпические навыки | |
44 | 4 нед нояб | | Правописание нн в причастиях | |
45 | 4 нед нояб | | Р/Р Описание местности | Подготовка к написанию сочинения по пейзажной картине Г. Г. Нисского | Учиться описывать пейзажные картины | Сочинение по картине С.Г.Нисского «Февраль . Подмосковье» |
46 47 | 1 нед дек | | Повторение изученного | Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка | Уметь употреблять причастия в соответствии с нормами языка | Проект «Роль причастий в речи» |
48 | 1 нед дек | | Тестовая проверочная работа по теме «ПРИЧАСТИЕ» | Диагностика усвоения норм употребления причастий в речи учащихся. Анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними | |
49 | 1 нед дек | | Контрольный диктант по теме «ПРИЧАСТИЕ» | |
50 | 1 нед дек | | Анализ проверочных работ и работа над ошибками | |
51 | 2 нед дек | | Резервный | |
52 | 2 нед дек | | Р/Р Описание действий | Описание действий, его особенности | Учиться с помощью «немого» диктанта описывать трудовой процесс без пропуска отдельных действий, нарушения их последовательности. Освоить конструкции, типичные для этого описания, с общим смысловым подлежащим, чтобы избежать повторов при обозначении одного и того же действующего лица | |
Деепричастие (10 ч +3рр) | |
53 | 2нед дек | | Понятие о деепричастии | Понятие о деепричастии как части речи, нормах его употребления | Усвоить понятие о деепричастии на основе понимания значения ключевых словосочетаний «основное действие — добавочное действие», «дорисовывает действия», «характеризует действия». Учиться употреблять деепричастия в соответствии с нормами языка | |
54 | 2 нед дек | | Понятие о деепричастии | |
55 | 3 нед дек | | Понятие о деепричастии | |
56 | 3 нед дек | | Деепричастный оборот | Понятие о деепричастном обороте, его выделении в устной речи и на письме | Используя знания о причастном обороте, усвоить понятие о деепричастном обороте, нормах его употребления | |
57 | 3 нед дек | | Деепричастный оборот | |
58 | 3 нед дек | | Деепричастный оборот | |
59 | 4 нед | | Р/Р Описание действий | Описание спортивных действий | Уяснить композицию текстов, описывающих спортивные действия. Проанализировать текст в качестве подготовки к домашнему сочинению | Составление памятки, инструкции |
60 | 4 нед | | Словообразование деепричастий | Особенности образования деепричастий, нормы их употребления. Орфограмма «Гласная перед суффиксом деепричастия». Изложение текста, насыщенного причастными и деепричастными формами и конструкциями | Тренироваться в морфемном анализе. Уяснить способы образования деепричастий, освоить орфограмму. Проверить сформированность навыка нормированного употребления причастий и деепричастий при передаче содержания текста | |
61, 62 | 4 неддек | | Повторение изученного | Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка | Уметь употреблять деепричастия в соответствии с нормами языка | |
63—64 | 4нед дек | | Контрольная работа потеме «Деепричастие» и её анализ | Диагностика усвоения норм употребления деепричастий в речи учащихся. Анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними | |
3 четверть (44 часа) | |
65 | 2 нед янв | | Резервный | | | |
66 | 2 нед янв | | Р/РОписание действий | Подготовка к домашнему сочинению | Тренироваться в определении общего и различного в темах сочинений. Совершенствовать навыки аудирования. Повторить композицию полного рассуждения | Сочинение |
67 | 2 нед янв | | Р/Р Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | Познакомиться с неморфологическим способом образования слов | |
68—70 | 2 нед янв | | Резервные уроки Повторение изученного | Повторение орфографии и пунктуации | Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма. Осознать важность грамотного письма | |
Служебные части речи (1час +2рр) | |
71 | 3 нед янв | | Понятие о служебных частях речи | Понятие о служебных частях речи | Повторить сведения о делении частей речи на самостоятельные и служебные. Понять специфику последних | |
72 | 3 нед янв | | Р/Р Рассказ на основе услышанного | Подготовка к сочинению-рассказу на основе услышанного | Уяснить особенности этого жанра, совершенствовать навыки аудирования. Подготовиться к написанию собственного текста | Сочинение |
73 | 3 нед янв | | Р/Р Рассказ на основе услышанного | |
Предлог (10 часов) | |
74 | 3 нед янв | | Понятие о предлоге | Предлог, производные и непроизводные предлоги, роль предлогов в строении словосочетаний и предложений. Значение предлогов, их разряды, многозначность предлогов | Повторить сведения о предлоге, усвоить новые понятия, роль предлогов в строении словосочетаний и предложений. Понять значения предлогов, их разряды по значению. Усвоить синонимию предлогов | |
75 | 4 нед янв | | Понятие о предлоге | |
76 | 4 нед янв | | Правописание предлогов | Орфограммы «Гласная е на конце производных предлогов», «Пробел между частями производного предлога», «Отсутствие пробела в производных предлогах». Нормы употребления предлогов | Освоить орфограммы предлогов, научиться различать омонимы, усвоить синонимию предлогов и нормы употребления падежной формы после конкретных предлогов | |
77 | 4нед янв | | Правописание предлогов | |
78 | 4 нед янв | | Правописание предлогов | |
79 | 1 нед фев | | Правописание предлогов | |
80, 81 | 1 нед фев | | Повторение изученного по теме «Предлог» | Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка | Уметь употреблять предлоги в соответствии с нормами языка | Проект «Служебные части речи» |
82, 83 | 1нед фев | | Контрольная работа по теме «Предлог» и её анализ | Диагностика усвоения норм употребления предлогов в речи учащихся. Анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними | |
Союз (10 часов+2рр) | |
84 | 2 нед фев | | Понятие о союзе | Союз как служебная часть речи. Строение и значение союзов | Повторить сведения о союзе, усвоить понятия о строении и значении союзов. Тренироваться в конструировании сложных предложений. После изучающего чтения параграфа «Теории» подготовить высказывание об изучаемой части речи | |
85 | 2 нед фев | | Сочинительные союзы | Разряды сочинительных союзов. Орфография союзов зато, тоже, также. Пунктуация в предложениях с однородными членами и в сложном предложении | Освоить разряды сочинительных союзов, их орфографию. Потренироваться в пунктуационном оформлении предложений с этими союзами | |
86 | 2 нед фев | | Орфография союзов зато, тоже, также. | |
87 | 2 нед фев | | Подчинительные союзы | Значения подчинительных союзов, их орфография. Пунктуация сложных предложений. Орфография союзов | Совершенствовать умения составлять конспект параграфа. Запомнить перечень союзов, уяснить их значения и орфографию. Учиться конструировать предложения с подчинительными союзами. Усвоить синонимию союзов. Совершенствовать коммуникативные навыки при написании свободного диктанта | |
88 | 3 нед фев | | Подчинительные союзы | |
89 | 3 нед фев | | Правописание союзов | Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы, потому что, оттого что | Усвоить правописание союзов на основе их сопоставления с синонимичными союзами, омонимичными сочетаниями | |
90 | 3 нед фев | | Морфологические средства связи | Союз как средство морфологической связи предложений и смысловых частей текста | Научиться использовать союзы в качестве скрепы в тексте. С этой целью анализировать тексты, готовиться к написанию изложения и сочинения-миниатюры | |
91 | 3 нед фев | | Морфологические средства связи | |
92, 93 | 4 нед фев | | Повторение изученного | Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка | Уметь употреблять союзы в соответствии с нормами языка | |
94, 95 | 4 нед фев | | Контрольная работа по теме «Союз» её анализ | Диагностика усвоения норм употребления союзов в речи учащихся. Анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними | |
96—98 | 4 нед фев | | Резервные уроки Повторение изученного | Повторение орфографии и пунктуации | Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма. Осознать важность грамотного письма | |
99 | 1нед марта | | Р/Р Сочетание разных типов речи в одном тексте | Сочетание разных типов речи в одном тексте. Отзыв о книге | Подготовиться к написанию коллективного отзыва о художественной книге. С этой целью анализируется теоретический материал, а также отзыв писателя о прочитанной книге | Сочинение |
100 | 1нед марта | | Р/Р Сочетание разных типов речи в одном тексте | |
Частица( 17 +2рр) | |
101 | 1нед марта | | Понятие о частице | Понятие о частице как служебной части речи. Орфограммы «Пробел между частицей и словом», «Дефис между частицей и словом» | Усвоить основные признаки частицы как части речи, группы частиц по значению. Совершенствовать орфографические навыки. Уметь отличать частицы от омонимов. Учиться использовать частицы для выражения различных дополнительных оттенков | |
102 | 2нед марта | | Орфограммы «Пробел между частицей и словом», | |
103 | 2нед марта | | Дефис между частицей и словом» | |
104 | 2нед марта | | Орфограммы «Пробел между частицей и словом», 1нед марта «Дефис между частицей и словом» | |
105, 106 | 3нед марта | | Проверочная работа и её анализ | Диагностика усвоения норм употребления частиц в речи учащихся. Анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними | |
107 | 3нед марта | | Резервный | | | |
4 четверть (28 часов) | |
108 | 1нед апрел | | Правописание не и ни | Основные значения не и ни, их правописание. Двойное отрицание | Научиться различать частицы не и ни, повторить известные правила, усвоить новые, а также правописание устойчивых сочетаний с этими частицами. Понять смысл такого языкового явления, как «двойное отрицание» | |
109 | 1нед апрел | | Правописание не и ни | |
110 | 1нед апрел | | Правописание не и ни | |
111 | 1нед апрел | | Правописание не и ни | |
112 | 2нед апрел | | Правописание не и ни | |
113 | 2нед апрел | | Р/Р Сочетание разных типов речи в одном тексте | Сочетание разных типов речи в одном тексте. Отзыв о книге | Подготовиться к написанию отзыва о научно-популярной книге. С этой целью проанализировать теоретический материал, а также отзыв писателя о книге «Какого цвета радуга» | |
114 | 2нед апрел | | Повторение изученного по теме «Частица» | Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка | Уметь употреблять частицы в соответствии с нормами языка | |
115, 116 | 2нед апрел | | Контрольная работа по теме «Частица» и её анализ | Диагностика усвоения норм употребления частиц в речи учащихся. Анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними | |
117 | 3нед апрел | | Р/Р Характеристика литературного героя | Характеристика литературного героя | Усвоить понятие «литературный герой», познакомиться с планом его характеристики. С помощью выборочного изложения учиться составлению характеристики литературного героя, использовать для этого конструкции с общим смысловым подлежащим | Мой любимый герой |
118 | 3нед апрел | | Переход слов самостоятельных частей речи в служебные | Особенности образования служебных слов | Познакомиться с новым способом образования слов служебных частей речи | |
Междометия 3 часа | |
119—121 | 4нед апрел | | Междометие | Междометие как языковое явление | Познакомиться с междометием как особым классом слов, не относящимся ни к самостоятельным, ни к служебным словам. Совершенствовать навыки интонирования предложений с междометиями. Продолжить совершенствование культуры речевого поведения, атрибутом которого должны стать этикетные междометия, учиться уместно их использовать. Усвоить понятие «звукоподражательные слова». Совершенствовать с помощью изложения с элементами сочинения коммуникативные навыки | |
122 | 4нед апрел | | Публицистический стиль | Публицистический стиль, его особенности | Познакомиться с особенностями публицистического стиля, спецификой его тематики, отбора языкового материала. Учиться писать сочинения в этом стиле | |
123 | 4нед апрел | | Повторение изученного | Повторение орфографии и пунктуации | Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма. Осознавать важность грамотного письма | |
124 | 4нед апрел | | Р/Р Интервью | Интервью как жанр публицистики | Познакомиться с интервью — жанром публицистики, его композицией, языковыми особенностями. Учиться писать сочинения в этом жанре | Интервью «Человек интересной профессии» |
125-126 | 1нед мая | | Итоговая контрольная работа и её анализ | Диагностика усвоения норм употребления частей речи в практике учащихся. Анализ ошибок. Динамика формирования навыков учащихся | Классифицировать ошибки, работать над ними | |
127 | 1нед мая | | Р/Р Повторение изученного Текст, его тема. Стили речи | Морфологические средства сравнения. Текст, его тема, стили речи | Повторить морфологические средства сравнения (существительное в творительном падеже, прилагательное и наречие, а также предлоги и союзы), уметь пользоваться ими в речи. Повторить понятия, связанные с текстом, стилями речи. Уметь писать доклад на научную тему, изложение (близкое к тексту, сжатое, выборочное) текстов разных стилей и жанров | |
Повторение и систематизация пройденного материала ( 8ч) | |
128 | 1нед мая | | Причастие | Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученных частей речи в соответствии с нормами русского языка Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученных частей речи в соответствии с нормами русского языка | Уметь употреблять части речи в соответствии с нормами русского языка Уметь употреблять части речи в соответствии с нормами русского языка | |
129 | 2нед мая | | Причастие | |
130 | | | Деепричастие | |
131 | 2нед мая | | Деепричастие | |
132 | 2нед мая | | Предлог | Проект « Такие разные части речи» |
133 | 3нед мая | | Предлог | |
134 | 3нед мая | | Союз | |
135 | 3нед мая | | Союз | |
136 | 3нед мая | | Частица | |