МБОУ Татарско-Сайманская СШ
Утверждаю
Директор школы _______Думбалова Р.Т.
Приказ № от августа 2017 г.
Рабочая программа
по русскому языку для 7 класса
срок реализации 2017-2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М., «Просвещение»,2013)
Разработчик программы:
Бикмаева Р.У., учитель первой квалификационной категории
Рассмотрена Согласована
на заседании ТМГ гуманитарного цикла Зам.директора по УВР
Протокол №1 от___________2017 г _________Иванова Н.Ш.
Руководитель _______Бикмаева Р.У. __________2017 г.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский).
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Основу рабочей программы по русскому языку в 7 классе составляют следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 21 апреля 2016 года);
- Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;
- Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ( Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2013 г.)
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Татарско-Сайманская СШ
-Учебный план МБОУ Татарско-Сайманская СШ
Для реализации рабочей программы используется УМК:
1.Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд.-М.:Просвещение 2007;
2.Н. В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку»»- М.;. «ВАКО» , 2009
3.П.Ф. Ивченков Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.
4.В.И. Капинос Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.
5.Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 5-9 кл.:-М.: Просвещение,2011.
6.Русский язык. 7 класс. Технологические карты уроков по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.- Волгоград, «Учитель», 2016.
7. Дидактические материалы по русскому языку:7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др./Е.П.Черногрудова-М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке (3ч)
Русский язык как развивающееся явление.
Отражение в языке культуры и истории народа. Единицы языка с национально-культурным компонентом.
Основные принципы существования национального русского языка.
Повторение изученного в 5-6 классах (13 ч.)
Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор.
Лексикология и фразеология.
РО Умение общаться – важная часть культуры человека.
Фонетика и орфография.Фонетический разбор слов.
Морфология и орфография.Морфологически разбор слов.
РО Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Причастие (34 ч.)
Вопрос о причастии в системе частей речи. Грамматические признаки причастия.
Признаки глагола и прилагательного в причастии
РО Общественно-политическая сфера общения.
Причастие. Склонение полных причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
РО Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Особенности употребления причастий в текстах. Правильное употребление причастий в речи.
Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
Действительные и страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
РО Стили литературного языка.
Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени . Гласные в суффиксах страдательных причастий.
Страдательные причастия прошедшего времени.
РО Общественно-политическая сфера общения.
Краткие и полные страдательные причастия.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Одна и две -Н- в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.
Гласные перед одной и двумя -Н- в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных
Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
РО Повседневная (бытовая) сфера общения. Задача речи.
Деепричастие (13 ч.) Деепричастие. Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Наречные и глагольные признаки деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий.
Деепричастный оборот. Запятые в предложении с деепричастным оборотом.
Деепричастия несовершенного вида, их образование.
Деепричастия совершенного вида, их образование. Морфологический разбор деепричастий.
Правописание НЕ с деепричастиями
РО Дискуссия на актуальную тему.
Наречие (18 ч.) Вопрос о наречии, словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи
Смысловые группы наречий. Разряды наречий.Степени сравнения наречий, их образование.
Словообразование наречий.
РО Научная сфера общения. Задача речи. Формы и разновидности.
Правописание НЕ с наречиями на -О-Е-. НЕ и НИ в наречиях.
Одна и две Н в наречиях на О-Е.Буквы О-Е после шипящих на конце наречий.
Буквы О-А на конце наречий.Дефис между частями слова в наречиях.Слитное и раздельное написание наречий.Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Категория состояния (4 ч.) Категория состояния как часть речи.
Отличие слов категории состояния от наречий. Синтаксическая роль.
Служебные части речи (39 ч.)
Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи, их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог. Предлог как служебная часть речи.Употребление предлогов.
Непроизводные и производные предлоги.Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов. Дефисы в предлогах.
РО Социально-культурная сфера общения. Задача речи.
Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союза.
Простые и составные союзы.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Соединительные и противительные сочинительные союзы.
Сочинительные разделительные союзы.Употребление союзов в простом предложении.
Подчинительные союзы. Употребление их в сложном предложении.
Слитное и раздельное написание союзов.
Частица. Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы.
Модальные частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.
Отрицательные частицы.
Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-.
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.
Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.
Междометия и звукоподражательные слова.
Междометия как часть речи. Синтаксическая роль междометий. Дефис в междометиях. Знаки препинания в междометиях.
Звукоподражательные слова. Их отличие от междометий.
Повторение изученного в 7 классе (6 ч.) Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. Разделы науки о языке.
Лексикология и фразеология. Морфология и орфография. Самостоятельные и служебные части речи.
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится
1) пониманию русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознанию эстетической ценности русского языка; уважительному отношению к родному языку, гордости за него;
3) потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
4) стремлению к речевому самосовершенствованию; 5) пользоваться словарным запасом и усвоенными грамматическими средствами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
6) самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ученик получит возможность:
1) Осознания себя как носителя одного из величайших языков мира
2) Понимания роли русского языка как языка межнационального и международного общения;
3) Осознать свою причастность к сохранению чистоты и богатства языка, к расширению сферы его влияния
4) совершенствовать свою речь в процессе работы с различными письменными источниками и в устной речевой практике
Метапредметные универсальные учебные действия
Ученик научится
1)Аудирование и чтение:
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации;
Говорение и письмо:
• определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,);
• создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
•свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
• соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
Ученик получит возможность:
1.Сохранять и передавать информацию,, полученную в результате чтения;
2.Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; 3.Сочетать разные виды монолога и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.;
4.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
5.Оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
6.Находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
7.Применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
8.Владеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
9.Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
Предметные универсальные учебные действия
Ученик научится
1.Производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
2.Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
3.Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
1.Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;
2.Находить и исправлять орфографические ошибки.
3.Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации.
1.Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи.
1.Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. 2.Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).
3.Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Ученик получит возможность:
1) усвоения основ научных знаний о родном языке; понимания взаимосвязи его уровней и единиц;
2)овладения основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использования их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 3) опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка
4) проведения многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
5) понимания коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
6) осознания эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Название раздела /тема урока | Кол. ч. |
Прим. | Факт. |
| | | ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3ч) | |
1 | | | Русский язык как развивающееся явление | 1 |
2 | | | Отражение в языке культуры и истории народа. Единицы языка с национально-культурным компонентом. | 1 |
3 | | | Основные существования национального русского языка. | 1 |
| | | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (13) | |
4 | | | Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор. | 1 |
5-6 | | | Лексикология и фразеология. | 2 |
7 | | | РО Умение общаться – важная часть культуры человека. | 1 |
8-9 | | | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слов. | 2 |
10 | | | Контрольный тест №1 «Фонетический анализ слова» | 1 |
11-13 | | | Морфология и орфография. Морфологически разбор слов. | 3 |
14-15 | | | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах». Анализ ошибок | 2 |
16 | | | РО Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. | 1 |
17-18 | | | Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах | 2 |
| | | ПРИЧАСТИЕ (34ч) | |
19-20 | | | Вопрос о причастии в системе частей речи. Грамматические признаки причастия. | 2 |
21 | | | Признаки глагола и прилагательного в причастии | 1 |
22 | | | РО Общественно-политическая сфера общения. | 1 |
23-24 | | | Причастие. Склонение полных причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 2 |
25 | | | РО Композиционно-жанровое разнообразие текстов. | 1 |
26 | | | Особенности употребления причастий в текстах. Правильное употребление причастий в речи. | 1 |
27-28 | | | Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом. | 2 |
29 | | | Контрольный тест №2 «Пунктуация в предложениях с причастным оборотом» | 1 |
30 | | | Действительные и страдательные причастия | 1 |
31 | | | Действительные причастия настоящего времени | 1 |
32 | | | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 |
33 | | | РО Стили литературного языка | 1 |
34 | | | Действительные причастия прошедшего времени | 1 |
35 | | | Страдательные причастия настоящего времени . Гласные в суффиксах страдательных причастий | 1 |
36 | | | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 |
37 | | | РО Общественно-политическая сфера общения. | 1 |
38-39 | | | РО Контрольное изложение №1 с изменением действующего лица, с использованием причастий | 2 |
40-41 | | | Краткие и полные страдательные причастия | 2 |
42 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 |
43-45 | | | Одна и две -Н- в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | 3 |
46 | | | Гласные перед одной и двумя -Н- в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. | 1 |
47 | | | Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 |
48-49 | | | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Причастие» | 2 |
50-51 | | | Контрольный диктант №2 по теме «Причастие». Анализ ошибок. | 2 |
52 | | | РО Повседневная (бытовая) сфера общения. Задача речи. | 1 |
| | | ДЕЕПРИЧАСТИЕ (13ч) | |
53 | | | Деепричастие. Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Наречные и глагольные признаки деепричастия | 1 |
54 | | | Синтаксическая роль деепричастий | 1 |
55-56 | | | Деепричастный оборот. Запятые в предложении с деепричастным оборотом | 2 |
57 | | | Деепричастия несовершенного вида, их образование | 1 |
58 | | | Деепричастия совершенного вида, их образование | 1 |
59-60 | | | Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий | 2 |
61 | | | Правописание НЕ с деепричастиями | 1 |
62 | | | РО Дискуссия на актуальную тему. | 1 |
63-64 | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие» | 2 |
65 | | | Контрольный диктант №3 по теме «Деепричастие» | 1 |
| | | НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (18 ч) | |
66 | | | Вопрос о наречии, словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи | 1 |
67-68 | | | Смысловые группы наречий. Разряды наречий | 2 |
69 | | | Степени сравнения наречий, их образование | 1 |
70 | | | Словообразование наречий | 1 |
71 | | | РО Научная сфера общения. Задача речи. Формы и разновидности. | 1 |
72-73 | | | Правописание НЕ с наречиями на -О-Е- | 2 |
74 | | | Не и НИ в наречиях | 1 |
75 | | | Одна и две Н в наречиях на О-Е | 1 |
76 | | | Буквы О-Е после шипящих на конце наречий | 1 |
77 | | | Буквы О-А на конце наречий | 1 |
78 | | | Дефис между частями слова в наречиях | 1 |
79 | | | Слитное и раздельное написание наречий | 1 |
80 | | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 |
81-82 | | | Повторение изученного по теме «Наречие». Обобщение и систематизация. | 2 |
83 | | | Контрольный диктант №4 по теме «Наречие» | 1 |
| | | КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (4ч) |
84 | | | Категория состояния как часть речи | 1 |
85 | | | Отличие слов категории состояния от наречий. Синтаксическая роль | 1 |
86-87 | | | Обучающее сочинение на лингвистическую тему | 2 |
| | | СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (39 ч) | |
88 | | | Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи, их отличия от самостоятельных частей речи. | 1 |
| | | ПРЕДЛОГ | |
89 | | | Предлог как служебная часть речи. | 1 |
90 | | | Употребление предлогов | 1 |
91-92 | | | Непроизводные и производные предлоги | 2 |
93 | | | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. | 1 |
94-95 | | | Слитное и раздельное написание предлогов. Дефисы в предлогах | 2 |
96-97 | | | Р О Социально-культурная сфера общения. Задача речи. | 2 |
98-99 | | | Письменная характеристика литературного героя (сочинение №1) | 2 |
100-101 | | | Повторение по теме «Предлог» | 2 |
102-103 | | | РО Контрольное изложение №2 текста художественного стиля | 2 |
| | | СОЮЗ | |
104 | | | Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союза. | 1 |
105 | | | Простые и составные союзы | 1 |
106 | | | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 |
107 | | | Соединительные и противительные сочинительные союзы | 1 |
108 | | | Сочинительные разделительные союзы | 1 |
109 | | | Употребление союзов в простом предложении | 1 |
110 | | | Подчинительные союзы | 1 |
111 | | | Подчинительные союзы. Употребление их в сложном предложении | 1 |
112 | | | Слитное и раздельное написание союзов | 1 |
113-114 | | | Повторение по теме «Союз» | 2 |
| | | ЧАСТИЦА | |
115 | | | Частица как часть речи | 1 |
116 | | | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 |
117 | | | Модальные частицы | 1 |
118 | | | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 |
119 | | | Отрицательные частицы | 1 |
120 | | | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ- | 1 |
121-122 | | | РО Контрольное сочинение № по данному сюжету | 2 |
123 | | | Правописание НЕ и НИ с различными частями речи | 1 |
124 | | | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ | 1 |
125 | | | Выразительное чтение предложений с модальными частицами | 1 |
126 | | | Обобщение и систематизация материала по теме «Частица» | 1 |
| | | МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА(5ч) | |
127 | | | Междометия как часть речи. Синтаксическая роль междометий. | 1 |
128 | | | Дефис в междометиях. Знаки препинания в междометиях. | 1 |
129 | | | Звукоподражательные слова. Их отличие от междометий. | 1 |
130 | | | Повторение по теме «Междометие» | 1 |
131 | | | Контрольный диктант № 5 по теме «Служебные части речи и междометия» | 1 |
| | | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 7 КЛАССЕ | |
132 | | | Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. Разделы науки о языке. | 1 |
133 | | | Лексикология и фразеология | 1 |
134 | | | Морфология и орфография. Самостоятельные и служебные части речи | 1 |
135 | | | Итоговый контрольный диктант №6 | 1 |
136 | | | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 |
| | | | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
15