СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы

«Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.

5-9 классы», авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. - М.:

Просвещение, 2010г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс»

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Озерская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края







«Рассмотрено»

на заседании МО (кафедры) русского языка и литературы Протокол № _1_

от «_29 » августа 2016г

Руководитель МО

//Ишкова Т.В./






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


основного общего образования

по предмету: русский язык для 8 класса


Рабочая программа составлена на основе авторской программы

«Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.

5-9 классы», авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. - М.:

Просвещение, 2010г.

Срок реализации программы: 2016 - 2017 учебный год

Составители: Сафронова Марина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория;

Тараданова Ирина Михайловна

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория








с. Озёрки

2016г.


Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Озерская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края





«Рассмотрено»

на заседании МО (кафедры)

русского языка и литературы

Протокол № _1_

от «29» августа__2016г__

Руководитель МО

_________/Ишкова Т.В./


«Утверждаю»

Директор школы


___________/Леоненко Н.И./


Приказ № 118

от «_31 » _августа 2016г_



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по предмету: русский язык для 8 класса


Рабочая программа составлена на основе авторской программы

«Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы»,

авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. - М.: Просвещение, 2010г.


Срок реализации программы: 2016 – 2017 учебный год





Составитель:

Сафронова Марина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категори

Тараданова Ирина Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория





с. Озёрки

2016г.

 



2. Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Русский язык;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004г.;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Программа составлена на основе авторской программы для основного общего образования по русскому языку, авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др. - Москва: Просвещение, 2010г.;

  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Озерская СОШ»;

  • Локальный акт школы «Положение о рабочей программе».

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного и среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г № 1089), Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, и «Программ общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. 11-е изд.- М.: Просвещение, 2010г. Авторская программа М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ и в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту по русскому языку).

В УМК входит учебник: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко «Русский язык. 8 класс» - Москва: Просвещение, 2011г., внесённый в перечень рекомендованных МО РФ и обеспечивающий процесс обучения.

В авторской программе отсутствуют специально выделенные часы контроля усвоенного материала, но так как методика русского языка предполагает контрольные работы после изучения каждого раздела курса, уроки контроля в рабочей программе запланированы. Тексты КИМ для уроков контроля имеются в методических пособиях УМК Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Преподавание русского языка в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение знаний и умений в жизни.

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку в 8 классе, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения его основными нормами, формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

Специфика программы 8 класса заключается в том, что на данном этапе начинается изучение синтаксиса простого предложения, поэтому основными целями обучения русскому языку в 8 классе будут:

  1. речевая деятельность:

1) дифференцирование главной и второстепенной информации текста;

2) определение принадлежности текста к типу речи и функциональной разновидности;

3) пересказ прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью свернутости или с сохранением структуры и языковых особенностей текста;

4) написание сочинений повествовательного характера, рассуждения на нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы;

5) распознавание характерных для художественных и публицистических текстов языковых и речевых средств воздействия на читателя.

  1. синтаксис и пунктуация:

  1. правильное употребление в речи словосочетаний разных видов;

  2. различение простых предложений всех видов, их анализ и языковой разбор;

  3. выразительное чтение простых предложений изученных конструкций;

  4. использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительной речи;

  5. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.

Технологии обучения: здоровьесберегающие, дистанционные, ИКТ-технологии, личностно-ориентированное обучение.

В связи с погодными условиями (низкой температурой), по причине эпидемий, в работе с часто болеющими детьми в рабочую программу вносятся дополнения и изменения: применяются дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. Основным средством реализации электронного обучения является Автоматизированная система «Сетевой город. Образование». Осуществляется дистанционное консультирование учащихся по темам с использованием лекций, презентаций, ЭОР и др., а также дистанционное сопровождение домашних заданий и контрольные работы.

При использовании ДОТ поурочное тематическое планирование остаётся без изменений, корректируются только методы, средства и формы реализации этого содержания. Формы поурочного планирования: он-лайн, офф-лайн. Реализации ДОТ способствует материально-техническое обеспечение: компьютер с выходом в Интернет, доступность АИС «Сетевой город. Образование» для участников образовательного процесса.

Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический.

Виды деятельности учащихся: говорение, слушание, чтение, письмо, наблюдение, решение тестовых заданий.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе:

  • зачёт

  • тесты

  • контрольная работа

  • самостоятельная работа

  • диктант

  • изложение

  • сочинение

Программа рассчитана на 102 часа в учебный гол, 3 часа в неделю.

Количество контрольных работ - 8. Лабораторных и практических работ - 13.


3. Содержание учебного курса


Содержание

Количество часов

1

Функции русского языка в современном мире.

Повторение изученного в 5-7 классах

1+8

2

Словосочетание

2

3

Простое предложение

46

4

Обособленные члены предложения

20

5

Обращения, вводные слова и междометия

11

6

Прямая и косвенная речь

7

7

Повторение и систематизация пройденного

7


Всего

102








4. Тематическое планирование по русскому языку в 8 классе

(102 часа)

Программа под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.,

Шанского Н.М.

Учебник: «Русский язык. 8 класс» авторы С.Г. Бархударов и др.



п/п


Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабора-

торные и

практи-

ческие

(тема)

Контро-льные и

диагнос-тические

матери-алы

(тема)

Виды контроля

Требования к уровню подготовки учащихся (по разделам)

Используемое оборудо-

вание


1


Функции русского языка в современном мире

1



Ответить на вопрос: «В каких сферах деятельности функционирует русский язык как государственный?»

Понимать статус русского языка как государственного, понимать его функции интеграции народов России, причины потребности в общении на русском языке

Комп., М/м

Презентация, ЭОР

Раздел 1 «Повторение изученного в 5-7 классах»

Цель: повторять изученные разделы языкознания

2

1.1

Повторение изученного в 5-7 классах. Языковая система

1



Объяснительный диктант, анализ текста

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употреблять их в речи; уметь пересказывать текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста


3

1.2

Комплексное повторение. Фонетика и графика. Орфография

1



Диктант «Проверь себя»


Комп., М/м

Орфограф. тренажёр

4

1.3

Комплексное повторение. Морфемика и словообразование

1



Осложненное списывание



5

1.4

Комплексное повторение. Лексика и фразеология

1



Работа со словарем



6

1.5

Комплексное повторение. Морфология и орфография

1



Творческое списывание, комментированное письмо



7

1.6

Р/Р Строение текста. Стили речи

1

1


Анализ текста



8

1.7

Р/Р Сочинение – описание Триумфальной арки

1

1


Устное изложение



9

1.8

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»


1


1

Диктант с грамматическим заданием



Раздел 2 «Словосочетание»

Цель: учить выявлять и составлять словосочетания, определять типы подчинительной связи

10

2.1

Словосочетание, его строение и грамматическое значение

1



Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова

Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов

Комп., М/м

презентация

11

2.2

Связь слов в словосочетании

1



Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, заменить словосочетание синонимичным;

тест

Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; уметь моделировать словосочетания всех видов, определять тип связи, производить синтаксический разбор


Раздел 3 «Простое предложение»

Цель: учить находить грамматическую основу предложения, второстепенные члены предложения, определять способы их выражения

12

3.1

Строение и грамматическое значение предложения

1



Разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой

Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы; знать и пояснять функцию главных членов предложения; уметь определять способы выражения подлежащего и сказуемого; знать виды сказуемого; знать структуру составных глагольных и составных именных сказуемых; знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; знать определения второстепенных членов: дополнения, определения и обстоятельства; различать прямое и косвенное дополнение; различать определения согласованные и несогласованные; уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения; уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения. Знать структурные особенности односоставных предложений; знать структурнограмматичес-кие особенности определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений; уметь определять структурные типы безличных предложений; знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений; уметь создавать собственные высказывания с использованием односоставных предложений; знать общие понятия неполных предложений, понимать их назначение; уметь проводить синтаксический разбор односоставных предложений; уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами; уметь правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные; уметь опознавать однородные и неоднородные определения, уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах; уметь пользоваться предложениями с однородными членами; уметь пользоваться обобщающими словами, уметь правильно ставить знаки препинания

Комп., М/м

презентация

13

3.2

Интонация предложения

1



Выразительное чтение текстов



14

3.3

Порядок слов в предложении. Логическое ударение

1



Ответить на вопрос: «Как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения?»



15

3.4

Р/Р Сочинение-описание памятника архитектуры

1

1


Сочинение-описание памятника



16

3.5

Подлежащее

1



Составить предложение, использовать в качестве подлежащих неделимые словосочетания


Комп., М/м

презентация

17

3.6

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

1



Составить предложение с простым глагольным сказуемым


Комп., М/м

презентация

18

3.7

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое

1



Составить план параграфа, заменить простое глагольное составным глагольным сказуемым



19

3.8

Составное именное сказуемое

1



Устный связный ответ «Составное именное сказуемое, способы его выражения».

Комментированное письмо


Комп., М/м

ЭОР

20

3.9

Тире между подлежащим и сказуемым

1



Объяснительный диктант



21

3.10

Тире между подлежащим и сказуемым (продолжение темы)

1



Конструирование и реконструкция предложений по определенным моделям.

Осложненное списывание


Комп., М/м

ЭОР

22

3.11

Р/Р Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности

1

1


Сочинение о памятнике культуры



23

3.12

Контрольное тестирование по теме «Простые двусоставные предложения»

1


1

Контрольное тестирование



24

3.13

Дополнение

1



Разбор предложений по членам, языковой анализ стихотворения, показать роль второстепенных членов в нем


Комп., М/м

презентация

25

3.14

Определение

1



Творческое списывание, найти в тексте согласованные и несогласованные определения


Комп., М/м

презентация

26

3.15

Приложение

1



Составить план параграфа, пункты плана проиллюстрировать своими примерами


Комп., М/м

презентация

27

3.16

Обстоятельство

1



Конструирование предложений


Комп., М/м

презентация

28

3.17

Обстоятельство (продолжение темы)

1



Заполнить таблицу «Виды обстоятельств» своими примерами



29

3.18

Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения»

1



Контрольный диктант с грамматическим заданием



30

3.19

Р/Р Публичное выступление об истории своего края

1

1


Публичное выступление



31

3.20

Основные группы односоставных предложений

1



Составление односоставных предложений


Комп., М/м

презентация

32

3.21

Определённо-личные предложения

1



Составить диалоги с употреблением форм 1 и 2 лица глаголов, повествовательных, побудительных и вопросительных предложений



33

3.22

Неопределённо-личные предложения

1



Сопоставительный анализ определенно-личных и неопределенно-личных предложений как симантически противоположных друг другу.

Конструирование предложений



34

3.23

Безличные предложения

1



Составить предложение по схеме. Включить в связный текст безличные предложения


Комп., М/м

презентация

35

3.24

Безличные предложения (продолжение темы)

1



взаимодиктант


Комп., М/м

ЭОР

36

3.25

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения с главным членом сказуемым»

1



Анализ фрагментов из художественных произведений, определение роли односоставных предложений


Комп., М/м

ЭОР

37

3.26

Назывные предложения

1



Определить роль назывных предложений в стихотворениях А.Фета, А.Твардовского и других


Комп., М/м

презентация

38

3.27

Обобщающий урок по теме «Простые односоставные предложения»

1



Сочинение-миниатюра по заданной теме



39

3.28

Контрольное тестирование по теме «Простые односоставные предложения»

1


1

Контрольное тестирование



40

3.29

Р/Р Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

1

1


Сбор материалов



41

3.30

Р/Р Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

1

1


Сочинение по картине



42

3.31

Неполные предложения

1



Преобразовать полные двусоставные предложения в неполные, проанализировать язык



43

3.32

Неполные односоставные предложения

1



Тестирование



44

3.33

Понятие об однородных членах

1



Сопоставить конструкции с распространенными и нераспространенным однородными членами, определить функции сочини-тельных союзов


Комп., М/м

презентация

45

3.34

Однородные и неоднородные определения

1



Составить конспект параграфа


Комп., М/м

презентация

46

3.35

Однородные и неоднородные определения (продолжение темы)

1



Предупредительный диктант


Комп., М/м

ЭОР

47

3.36

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1



Комментированное письмо, составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам


Комп., М/м

презентация

48

3.37

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (продолжение темы)

1



Составить предложения с данными рядами однородных членов.

Графический диктант



49

3.38

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (завершение темы)

1



Изменить структуру предложения путем подбора однородных членов.

Тест


Комп., М/м

ЭОР

50

3.39

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1



Составить схемы.

Вставить в предложения обобщающие слова. Составить алгоритм применения правила


Комп., М/м

презентация

51

3.40

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (продолжение темы)

1



Составить предложения, используя наименования родовых и видовых понятий



52

3.41

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (завершение темы)

1



Изменить взаиморасположение однородных членов и обобщающих слов. Составить связное высказывание по теме


Комп., М/м

ЭОР

53

3.42

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

1



Объяснительный диктант



54

3.43

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

1


1

Контрольная работа



55

3.44

Работа над ошибками. Обобщение изученного по теме

1



Работа над ошибками



56

3.45

Р/Р Подготовка к сочинению-рассуждению

1

1


Составление плана



57

3.46

Р/Р Написание сочинения-рассуждения «Моё отношение к героям повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка.»

1

1


Сочинение-рассуждение



Раздел 4 «Обособленные члены предложения»

Цель: дать понятие обособления; учить определять позиции второстепенных членов, требующих обособления

58

4.1

Понятие об обособлении

1



Комментированное письмо

Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании; уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами; знать условия обособления определений, приложений, обстоятельств и уметь обособленные члены выделять на письме; уметь производить анализ с обособленными членами предложений

Комп., М/м

презентация

59

4.2

Обособленные определения и приложения

1



Конструирование предложений, замена необособленных определений обособленными


Комп., М/м

презентация

60

4.3

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений

1



Графический диктант



61

4.4

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений (продолжение темы)

1



Комментированное списывание. Выразительное чтение примеров, оценка случаев обособления и необособления


Комп., М/м

ЭОР

62

4.5

Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений

1



Сформулировать вывод об общих правилах обособления.

Тест


Комп., М/м

Презентация

63

4.6

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению

1



Конструирование, замена одних конструкций другими


Комп., М/м

ЭОР

64

4.7

Обособление согласованных приложений

1



Выделить и объяснить случаи обособления приложений



65

4.8

Обособление согласованных приложений (продолжение темы)

1



Преобразование предложений


Комп., М/м

ЭОР

66

4.9

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

1



Синтаксический и пунктуационный разбор предложений


Комп., М/м

Презентация, ЭОР

67

4.10

Обобщающий урок по теме «Обособленные определения и приложения»

1



Тест



68

4.11

Контрольный диктант по теме «Обособленные определения и приложения»

1


1

Контрольный диктант с грамматическим заданием



69

4.12

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

1



Предупредительный диктант



70

4.13

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями (продолжение темы)

1



Составить таблицу «Обособление обстоятельств»


Комп., М/м

ЭОР

71

4.14

Обобщение изученного по теме «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами»

1



Конструирование предложений


Комп., М/м

ЭОР

72

4.15

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами

1



Конструирование предложений


Комп., М/м

ЭОР

73

4.16

Обособление уточняющих членов предложения

1



Предупредительный диктант


Комп., М/м

презентация

74

4.17

Обособление уточняющих членов предложения (продолжение темы)

1



Составление небольшого рассказа с использованием уточняющих обстоятельств


Комп., М/м

ЭОР

75

4.18

Урок-зачёт по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

1


1

Зачет



76

4.19

Работа над ошибками. Обобщение изученного по теме

1



Классификация ошибок



77

4.20

Р/Р Публичное выступление на тему «В жизни всегда есть место подвигам»

1

1


Подготовка рабочих материалов



Раздел 5 «Обращения, вводные слова и междометия»

Цель: учить находить обращения и вводные слова и конструкции, ставить при них знаки препинания

78

5.1

Обращение и знаки препинания при нём

1



Составить таблицу «Запятая при обращении»


Комп., М/м

презентация

79

5.2

Обращение и знаки препинания при нём (продолжение темы)

1



Анализ стихотворения А.Пушкина «Няня»: объяснить постановку знаков препинания при обращениях»


Комп., М/м

ЭОР

80

5.3

Вводные слова и знаки препинания при них

1



Заполнить таблицу «Значения вводных слов»


Комп., М/м

презентация

81

5.4

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них

1



Конструирование предложений. Комментированное письмо


Комп., М/м

ЭОР

82

5.5

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них (продолжение темы)

1



Взаимодиктант


Комп., М/м

ЭОР

83

5.6

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них (продолжение темы)

1



Составление предложений с использованием вводных предложений, замена их синонимичными


Комп., М/м

ЭОР

84

5.7

Вводные слова и предложения и знаки препинания при них (завершение темы)

1



Тест



85

5.8

Вставные конструкции

1



Диктант «Проверяю себя»


Комп., М/м

презентация

86

5.9

Обобщающий урок по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

1



Составить памятку «Как готовиться к уроку русского языка», включить вводные слова


Комп., М/м

ЭОР

87

5.10

Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

1


1

Контрольный диктант



88

5.11

Р/Р Характеристика человека как вид текста

1

1


Составление характеристики



Раздел 6 «Прямая и косвенная речь»

Цель: учить построению предложений с косвенной речью,

совершенствовать навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

89

6.1

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них


1



Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам

Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить знаки препинания в них и обосновывать их постановку; знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи; знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании; уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью


90

6.2

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них (продолжение темы)

1



Конструирование предложений с прямой речью по схемам, постановка знаков препинания


Комп., М/м

Презентация, ЭОР

91

6.3

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

1



Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи



92

6.4

Цитаты и знаки препинания при них

1



Определить, какую функцию выполняет цитирование в тексте


Комп., М/м

презентация

93

6.5

Цитаты и знаки препинания при них (продолжение темы)

1



Объяснительный диктант. Произвести пунктуационный разбор


Комп., М/м

презентация

94

6.6

Р/Р Сравнительная характеристика героинь картины К. Брюллова «Портрет сестёр…»

1

1


Сочинение - сравнительная характеристика



95

6.7

Контрольное тестирование по теме «Прямая и косвенная речь»


1



Контрольное тестирование



Раздел 7 «Повторение и систематизация пройденного»

Цель: обобщать и повторять изученный материал в 8 классе

96

7.1

Комплексное повторение изученного в VIII классе

1



Анализ текста

Уметь опознавать части речи по их граммати-ческим признакам, определять синтаксическую роль в предложении; уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения; уметь анализировать текст


97

7.2

Комплексное повторение изученного в VIII классе (продолжение темы)

1



Взаимодиктант


Комп., М/м

ЭОР

98

7.3

Р/Р Сочинение-повествование с элементами описания (рассуждения)

1

1


Сочинение-повествование



99

7.4

Подготовка к контрольному зачету

1



Объяснительный диктант



100

7.5

Контрольный зачёт за год

1


1

Зачет



101

7.6

Обобщение изученного за 5-8 класс

1



Взаимодиктант


Комп., М/м

ЭОР

102

7.7

Обобщение изученного за 5-8 класс (продолжение темы)

1



Тестирование





Всего

102

13

8




*комп.- компьютер, *к/р – контрольная работа, *М/м- мультимедийный проектор, *ЭОР- электронные образовательные ресурсы


5. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе



  1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  2. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами и предложениями, обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.


6. Способы и формы оценивания результатов

- диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, орфографический);

- комплексный анализ текста;

- тест;

- подробное и выборочное изложение;

- изложение с элементами сочинения-рассуждения;

- сочинение-описание памятника;

- сочинение на морально-этическую тему;

- публичное выступление по общественно-важным проблемам;

- сочинение-рассказ на свободную тему;

- устное высказывание на лингвистическую тему.

Критерии оценивания результатов обучения по русскому языку (7 – 9 классы)

1. Оценка устных ответов обучающихся

  1. Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по рус­скому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

  2. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  • полнота и правильность ответа;

  • степень осознанности, понимания изученного;

  • языковое оформление ответа.


  • 2.1.Оценка"5" ставится, если ученик:

  • полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых поня­тий;

  • обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературно­го языка.

  1. Оценка"4" ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требовани­ям, что и для оценки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

  2. Оценка"3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

• излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

  • излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

  1. Оценка"2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответст­вующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определе­ний и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьез­ным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

  2. Оценка"1" ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала

  1. Оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. Оценка диктантов

  1. 1. Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

4.2. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отве­чать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся

данного класса.

4.3. Объем диктанта устанавливается: для 5-го класса - 90-100 слов, для 6-го класса -100-110, для 7-го - 110-120, для 8-го - 120-150, для 9-го - 150-170 слов, для 10-11-х классов -170-200 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

4.4. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5-го класса – 15-20, для 6-го класса – 20-25, для 7-го класса – 25-30, для 8-го – 30-35, для 9-го класса - 35-40.

4.5. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, дол­жен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изучен­ным темам.

5. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммыбыли бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1 – 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунк­тограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфо­грамм и 15 пунктограмм.

5.1. В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

5.2. В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непрове­ряемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

  1. 3. До конца первой четверти (а в 5-м классе - до конца 1-го полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.


  1. 1. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на ещё не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

  1. 2. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

  2. При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.

  1. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые ошибки считаются за одну.

  2. К негрубым относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;

  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  • в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  • в написании ы и и после приставок;

  • в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обра­щался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

  • в собственных именах нерусского происхождения;

    • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой

  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

8. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается
за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонети­ческих (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его фор­му (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

  • Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная*.

  • Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены две ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

9. Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка"5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негру­бой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуацион­ных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.


Оценка"3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5-м классе до­пускается выставление оценки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуаци­онных ошибках.

Оценка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуа­ционных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.


Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 ор­фографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

  1. В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т. п.) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

  2. При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

  1. Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

  2. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

  3. Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее полови­ны заданий.

  4. Оценка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий*.

Оценка "1"ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

* Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

12. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим.

12.1. Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".

3. Оценка сочинений и изложений

1. Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9-х классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

2. Примерный объем текста для подробного изложения: в 5-м классе - 100-150 слов, в
6-м классе - 150-200, в 7-мклассе - 200-250, 8-м классе - 250-350, в 9-м классе - 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-м и 9-м классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготови­тельная работа.

3. Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страницы; в 6 классе - 1,0-1,5; в 7 классе – 1,5-2,0; в 8 классе – 2,0-3,0; в 9 классе – 3,0-4,0 страницы.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, т.к. объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

4. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за со­держание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе, в этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

5. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

6. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочётов.

  1. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Оценка "5" ставится, если:

  • содержание работы полностью соответствует теме;

  • фактические ошибки отсутствуют;

  • содержание излагается последовательно;

  • работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

  • достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Грамотность:

Допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.



Оценка"4" ставится, если:

  • содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные откло­нения от темы);

  • содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

  • имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

  • лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

  • стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недо­чётов.

Грамотность:

Допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.


Оценка "3" ставится, если:

  • в работе допущены существенные отклонения от темы;

  • работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности

  • допущены отдельные нарушения последова­тельности изложения;

  • беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встре­чается неправильное словоупотребление;

  • стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность:

Допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.


Оценка"2" ставится, если:

  • работа не соответствует теме;

  • допущено много фактических неточностей;

  • нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутству­ет связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо­ выраженной связью между ними,

  • нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность:

Допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Оценка"1"ставится, если:

  • в работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Грамотность:

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.



*При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного, при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на 1, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объём работы;

4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.


Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «4» и «5» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчёркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

4. Оценка тестовых работ


При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил верно 90 - 100 % заданий.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Отметка «1» ставится, если работа не выполнена.


5. Оценка зачётных работ

Зачёт – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход.

Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.

6. Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладе­ние умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуаци­онной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе­нии следует считать фактическую подготовку ученика по всем показате­лям ко времени выведения этой отметки. Однако для того чтобы стиму­лировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение при­дается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложе­ний за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оцени­вались баллом "2" или «1».


7. Планируемые результаты обучения


1. Доля обучающихся, освоивших тему на уровне стандарта - 52%.

2. Доля обучающихся, превысивших стандарт - 48%.


8. Перечень учебно – методического обеспечения


1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. 11-е изд.- М.: Просвещение, 2010.

2. Русский язык, 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ [С.Г. Бархударов и др.] - 33-е изд.- М.: Просвещение, 2011г.

3. Николина М.А., Мишина К.И., Фёдорова В.А. Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса. М., Просвещение, 2010г.


4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. - Москва. Просвещение. 2011г.

5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5—9 классы - Москва: Просвещение, 2014г

6. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс - Москва: Просвещение, 2013г.

7. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Рус.яз.- Медиа, 2006г

8. Новый краткий словарь иностранных слов. М.: Рус.яз.- Медиа, 2005г.

9. Популярный словарь русского языка (толково-энциклопедический). М.: Рус.яз.- Медиа, 2006г.

10. Словарь наречий и служебных слов русского языка. М.: Рус.яз.- Медиа, 2005г.

11. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. М.: Рус.яз.- Медиа, 2006г.

12. Новый орфографический словарь – справочник русского языка. М.: Рус.яз.- Медиа, 2006г.

13. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 8-9 класс. CD-ROM for Windows.

14. Мультимедийные презентации, ЭОР по темам курса на электронных носителях

15. Раздаточный материал (тесты, карточки) по темам курса


9. Список литературы (основной)


1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. 11-е изд.- М.: Просвещение, 2010.

2. Русский язык, 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/

[С.Г. Бархударов и др.]. - 33-е изд.- М.: Просвещение, 2011. - 223с.

3. Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.: Просвещение, 2014г.

4. Николина М.А., Мишина К.И., Фёдорова В.А. Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса. М., Просвещение, 2010г.

5. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе – Москва, Просвещение, 2011 (ЭВ)

6. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс - Просвещение, 2014

7. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5—9 классы – М., Просвещение, 2014.


Список литературы (дополнительной)


1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009. -176с.

2. Костяева Т.А. Тесты, проверочные, контрольные работы по русскому языку. М.: Просвещение, 2011г.

3. Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 класс - М.: Дрофа, 2010г.















10. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ


Предмет: Русский язык

Ф.И.О. учителя: Тараданова И. М.



п/п

Дата внесения изменений

Характеристика изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника,

внесшего изменение