СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основное направление – усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования средств в разных условиях общения. Содержание курса 6 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса составлена на основе следующих документов:
Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)
Федеральный государственный стандарт общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык для 5-9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,Л.А.Тростенцова, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2009.
Образовательная программа II и III ступени образования МБОУ ……….
Положение о рабочей учебной программе.
Данная рабочая программа обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования в соответствии с учебным планом ……… рассчитана на один год обучения (3 час в неделю, всего – 105 часов).
Преподавание ведется по учебнику: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Л.Тростенцова, Т. Ладыженская и др. М.: «Просвещение», 2011 г
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны — интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
В связи с этим главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системныйподход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили ихарактер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.
Взаимосвязь формы и содержания наглядно раскрывается, когда внимание школьников обращается на смысловое наполнение регулярных языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций.
Отличительная особенность данного курса — внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь.
Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспекте обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса.
Речевая деятельность.
Аудирование. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста — схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты — по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.
Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.
Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).
Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.
Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Русский язык – национальный язык русского народа
Язык как основное средство общения в национальном коллективе.
Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ
Основные разделы лингвистики
(на основе изученного в 5-7 кл)
Слово как основная единица языка.
Анализ слова с точки зрения его звучания, морфемного строения, лексического значения, грамматических признаков и особенностей употребления.
Трудные случаи различения слов разных частей речи.
Трудные случаи орфографии.
Основные функции знаков препинания: завершение предложений (знаки завершения), разделение на смысловые отрезки (разделительные знаки), выделение смысловых отрезков (выделительные знаки).
Трудные случаи пунктуации.
Текстоведение
Функциональные разновидности языка. Основные сферы общения. Задачи речи. Основные способы воздействия на читателя (слушателя).
Разговорная речь. Особенности разговорной речи, основные жанры.
Синтаксические средства разговорной речи.
Официально-деловой стиль речи. Особенности содержания официально-делового стиля, основные жанры.
Синтаксические особенности официально-делового стиля.
Публицистический стиль. Цель, сфера применения.
Основные жанры публицистического стиля речи.
Интонационные и синтаксические особенности публицистического стиля.
Язык художественной литературы. Особенности по цели высказывания, средства выразительности
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики
Синтаксис как раздел лингвистики.
Пунктуация как раздел лингвистики.
Словосочетание как единица синтаксиса
Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.
Виды словосочетаний по способу связи слов. Средства связи слов в словосочетании.
Культура речи. Правильное употребление словосочетаний
Основные признаки предложения
Предложение как основная единица синтаксиса. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание.
Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной окраске. Виды предложений по характеру выражения отношения к действительности.
Виды предложений по наличию второстепенных членов. Виды предложений по наличию необходимых членов предложения.
Предложение как элемент текста. Слово-предложение.
Строение простого предложения
Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ.
Морфологические способы выражения подлежащего.
Морфологические способы выражения разных видов сказуемого.
Способы связи сказуемого с подлежащим.
Предложения распространенные и нераспространенные. Синонимия нераспространенных и распространенных предложений.
Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения (определение).
Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения (дополнение).
Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения (обстоятельство).
Культура речи. Правильное построение простого предложения.
Прямой и обратный порядок слов в предложении.
Односоставные предложения
Односоставные предложения, их грамматические признаки.
Виды односоставных предложений.
Типичные модели назывных предложений. Именительный представления.
Типичные модели односоставных глагольных предложений (определённо-личное).
Типичные модели односоставных глагольных предложений (неопределённо-личное).
Типичные модели односоставных глагольных предложений (обобщённо-личное).
Типичные модели односоставных глагольных предложений (безличное).
Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении: безличный глагол, личный глагол в безличном значении, инфинитив.
Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении: краткое страдательное причастие среднего рода и др.
Простое осложненное предложение
Простое осложненное предложение и его признаки.
Предложения с однородными членами предложения. Однородные члены предложения, их признаки.
Способы связи однородных членов предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
Однородные и неоднородные определения.
Особенности интонации и пунктуации предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Стилистические возможности предложений с однородными членами.
Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами.
Предложения с обособленными членами. Обособление как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения.
Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Обособленные определения.
Обособленные приложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными определениями.
Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.
Обособленные обстоятельства.
Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными обстоятельствами.
Обособленные дополнения как синтаксические конструкции со значением включения, исключения, замещения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными дополнениями.
Сравнительный оборот.
Интонационные и пунктуационные особенности предложения со сравнительным оборотом.
Уточняющие члены предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложения с уточняющими членами.
Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.
Предложения с вводными конструкциями. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.
Группы вводных слов и выражений по значению.
Вводные предложения.
Вставные конструкции.
Предложения с обращениями. Обращение и способы его выражения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением.
Основные функции обращения.
Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями.
Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обращениями и междометиями.
Повторение изученного
Основные единицы языка: звук (фонема).
Основные единицы языка: морфема.
Основные единицы языка: слово.
Основные единицы языка: слово, словосочетание.
Основные единицы языка: предложение.
Трудные случаи синтаксического анализа предложения.
Трудные случаи пунктуационного анализа предложения.
Вопрос о тексте как единице языка и речи
Учебно-тематическое планирование по русскому языку
Всего – 105 часов; в неделю – 3 часа
Плановых уроков:
контрольных уроков – 7
тестов – 5
административных контрольных уроков – 1
уроков развития речи – 6
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. М. «Просвещение», 2009.
Объем и характер домашнего задания определяется возможностями класса и в соответствии с СанПиН
Учебник:
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык 8 класс.- М.: Просвещение, 2011г.
Дополнительная литература:
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.: «Просвещение», 2009г.
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. М.: ВАКО, 2011 г.
Н.Г.Горашова. Поурочное планирование по русскому языку. 8 класс. М.: «Экзамен», 2007г.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уроку | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Вводный урок о русском языке | Понятие «государственный язык». Особый политико-правовой статус русского языка как государственного языка РФ. | Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри РФ, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причины потребности в общении на русском языке | 1 неделя | |
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Повторение теории, работа со схемой, словарная работа, решение орфографических задач | Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Уметь соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания. | 1 неделя | |
3 | Знаки препинания в сложном предложении | Проверка домашнего задания, работа в тетради, слово учителя, беседа, работа с учебником, текстом. | Знать основные признаки простых и сложных предложений, особенности подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи. Уметь отличать простое предложение от сложного. | 1 неделя | |
4-5 | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, наречий и причастий | Беседа, словарная работа, тренировочные упражнения Проверка домашнего задания, работа по теме урока, работа с учебником, Работа с таблицами. | Знать основные орфографические нормы. Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употреблять их в речи. Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, наречий и причастий | 2 неделя | |
6 -7 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | Проверка домашнего задания, работа по теме урока, работа в тетради, работа с учебником, работа с деформированным текстом | Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в письменной речи; безошибочно писать НЕ: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями на -О; аргументировать такую группировку частей речи в связи со слитным и раздельным написанием с НЕТрудности при выборе слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи | 2 -3 неделя | |
8 | Контрольный тест по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | Контрольный тест | Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам | 3 неделя | |
9 | Анализ теста Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса | Беседа, словарная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником, таблицами. | Углубление представлений о новом разделе – синтаксисе и пунктуации; основные единицы синтаксиса. Знать основные разделы языка. Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы – текст и предложение. | 3 неделя | |
10 | Предложение как единица синтаксиса | Проверка домашнего задания, работа с записями на доске (аналитическое упражнение), работа с учебником, повторение орфографии (запись под диктовку). | Знать основные единицы синтаксиса, основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Уметь осознавать предложение как основную единицу синтаксиса, уметь употреблять в речи разные предложения по цели высказывания. Уметь опознавать и характеризовать предложения по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности, определять границы предложений и способы передачи их в устной (интонация) и в письменной речи (знаки препинания конца предложения), использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях для точного формулирования мысли и воздействия на собеседника, риторические вопросы и риторические восклицания как экспрессивно-стилистические средства, способы выражения разных смысловых оттенков побуждения, речевые этикетные формулы, средства выражения значения утверждения и отрицания. | 4 неделя | |
11 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | Беседа, работа с записями на доске, работа с учебником, работа с текстом. | Знать, что в языке существуют строгие правила сочетаемости слов различных частей речи. Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов. что смыслоразличительная сила словосочетания превосходит возможности слова. Уметь определять вид словосочетания по морфологическим свойствам главного слова, правильно строить словосочетания и употреблять их в речи; вычленять словосочетание из предложения, подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи. | 4 неделя | |
12 | Синтаксические связи слов в словосочетании | Комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм. Выборочный диктант. Работа с орфографическим словарем. | Уметь определять тип связи по морфологическим свойствам зависимого слова, производить синтаксический разбор словосочетаний. Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи. | 4 неделя | |
13 | Синтаксический разбор словосочетания | Проверка домашнего задания, орфографический практикум, работа с учебником, работа с текстом. | Знать и соблюдать грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов. Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов. | 5 неделя | |
14 | Зачет по теме «Словосочетание» | Индивидуальные задания, комплексный анализ текста. | Знать правописание безударных гласных, приставок в прилагательных, окончаний глаголов, правила пунктуации при однородных членах в сложном предложении, тире между главными членами предложения. Уметь производить синтаксический разбор выделенных предложений и составить схемы предложений, разбирать по составу слова, определять в тексте причастия. | 5 неделя | |
15 | Грамматическая основа предложения | Составление тезисного плана. Создание текста на лингвистическую тему в форме рассуждению Проверочный диктант с графическим обозначением орфограмм | Знать и понимать структуру простого и сложного предложений. Уметь находить грамматическую основу предложения. Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении. | 5 неделя | |
16 | Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение | Проверка домашнего задания, орфографический практикум, работа с учебником, работа с текстом. | Знать основные виды простых предложений по цели высказывания и интонации. Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, использовать в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения, оценивать свою и чужую речь. | 6 неделя | |
17-18 | Описание памятника культуры (сочинение-описание по картине) | Работа с учебником, выполнение упражнения | Уметь делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств. Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме. | 6 неделя | |
19 | Анализ сочинений. Главные члены предложения. Подлежащее | Слово учителя, работа с записями на доске, работа с учебником, творческое задание | Уметь определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом | 7 неделя | |
20 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | Составление таблицы «Простое глагольное сказуемое.» Лингвистический рассказ по теме урока. | Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого. | 7 неделя | |
21-22 | Составное сказуемое. Составное глагольное, именное сказуемое. | Составление таблицы «Составное глагольное и именное сказуемое.» Лингвистический рассказ по теме урока. | Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов. Уметь определять морфологический способ выражения именной части составного именного сказуемого. | 7-8 неделя | |
23 | Тире между подлежащим и сказуемым | Выразительное чтение (интонационное) предложений с отсутствующей связкой. Лингвистический разбор, словарный диктант. | Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения. Уметь определять морфологический способ выражения подлежащих и сказуемых, интонационно правильно произносить предложения. | 8 неделя | |
24 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Написание диктанта, выполнение грамматического задания. | Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам | 8 неделя | |
25 | Работа над ошибками. Роль второстепенных членов в предложении Дополнение | Беседа, проблемные задания, работа с текстами. Опорными таблицами | Понятие «второстепенные члены предложения». Дополнение: прямое и косвенное. Смыслоразличительная роль порядка слов Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения | 9 неделя | |
26 | Определение | Выборочное списывание, объяснительный диктант, чтение теоретического материала с обсуждением, работа с толковым словарем. | Знать основные признаки и функции дополнения. Уметь различать прямое и косвенное дополнение, прямое дополнение и подлежащее. Знать основные признаки и функции определения. Уметь различать определения, уметь использовать определения для характеристики предмета, а определения-эпитеты – как средства выразительности речи. Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения. | 9 неделя | |
27 | Приложение. Знаки препинания при нем | Мини-диктант, орфографическая работа, работа с записями на доске. | Знать основные признаки и функции приложения. Уметь распознавать приложения, использовать приложения как средство выразительности речи. | 9 неделя | |
28-29 | Обстоятельство | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант | Знать основные признаки и функции обстоятельства. Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах. | 10 неделя | |
30 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | Проверка домашнего задания, работа с записями на доске, практикум, работа с учебником, работа с толковым словарём. | План разбора двусоставного предложения Знать план разбора двусоставного предложения. Уметь выполнять синтаксич. разбор предложения | 10 неделя | |
31 | Повторение по теме «Двусоставные предложения» | Тренировочные упражнения | Систематизация знаний по теме Знать основные нормы русского языка | 11 неделя | |
32 | Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения» с грамматическим заданием | Тренировочные упражнения | Знать правописание безударных гласных, приставок в прилагательных, окончаний глаголов, правила пунктуации при однородных членах в сложном предложении, тире между главными членами предложения. Уметь производить синтаксический разбор выделенных предложений и составить схемы предложений, разбирать по составу слова, определять в тексте причастия. | 11 неделя | |
33 | Анализ контрольной работы Р/Р Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет | Упражнения, составление плана, творческая работа | Особенности создания описания группового портрета. Знать признаки текста Уметь пользоваться терминологией (композиция, передний план, палитра, теплые и холодные цвета); уметь правильно излагать свои мысли в письменной форме. | 11 неделя | |
34 | Главный член односоставного предложения. Назывные предложения | Разбить текст на предложения, на абзацы, поставить знаки препинания в конце предложения | Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса: словосочетание, предложение. Знаки препинания конца предложения ( знаки завершения, выделения, разделения) Уметь видеть границы предложений, выделять словосочетания в предложении, находить грамм. основу предложения, использовать точное и выразительное словосочетание для достижения ясности, образности речи | 12 неделя | |
35 | Определенно-личные предложения | Выделить из текста словосочетания, составить их схемы, замена словосочетания | Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Способы выражения главного и зависимого слова. Знать строение словосочетаний, уметь определять главное и зависимое слово, составлять схемы, знать основные способы выражения грамм. связи в словосочетаниях. | 12 неделя | |
36 | Неопределенно-личные предложения | Выделять из предложения словосочетания | Основные признаки словосочетания. Способы выражения главного и зависимого слова Конструирование и словосочетаний по схеме, основные способы выражения | 12 неделя | |
37 | Инструкция | Записать небольшой отрывок из любимого стихотворения, расставить логические ударения в тексте, выразительно прочитать | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от др. языковых единиц Знать определение предложения, уметь находить грамм. основу предложения, выделять её, конструировать предложения по заданным типам грамм. основ, соблюдать верную интонацию конца предложения | 13 неделя | |
38 | Безличные предложения | Описать объект с помощью глаголов | Главные члены предложения. Сказуемое. Способы его выражения Знать определение сказуемого, основные способы его выражения, уметь выделять грамм. основу предложения с двумя главными членами | 13 неделя | |
39 | Р/Р Рассуждение | Взаимодиктант | Способы выражения подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола- связки, ставить тире, читать предложения, делая паузу между подлежащим и сказуемым | 13 неделя | |
40 | Неполные предложения | Взаимопроверка | Распространённые и нераспространённые предложения Знать различие между распространёнными и нераспространёнными предложениями, уметь отличать их друг от друга, характеризовать предложения по наличию или отсутствию втор. членов, распространить предложения | 14 неделя | |
41 | Синтаксический разбор односоставного предложения | Работа по карточкам: распространить предложения дополнениями | Знать основные признаки и функции всех членов предложения. Уметь производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения. | 14 неделя | |
42 | Повторение по теме «Односоставные предложения» | Сочинение по данному началу, подчеркнуть в описании определения | Знать основные признаки и функции всех членов предложения. Уметь производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения. | 14 неделя | |
43 | Контрольная работа по теме «односоставные предложения» с грамматическим заданием | Выполнение контрольных заданий по вариантам | Знать особенности и функции односоставных предложений. Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением определенно-личных предложений, включать неопределенно-личные предложения в составляемые сюжетные тексты, употреблять безличные предложения в миниатюрных зарисовках явлений природы; различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, разные типы сказуемых | 15 неделя | |
44 | Анализ контрольной работы. Понятие об осложненном предложении. Понятие об однородных членах предложениях | Объяснительный диктант, работа над теоретическим материалом, комментированное письмо, объяснение учителя Диктант «Проверяю себя» | Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений. Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | 15 неделя | |
45 | Однородные члены предложения связанные только перечислительной интонацией и пунктуация при них | Работа по карточкам: вставить в предложения пропущенные слова, определить их синтаксическую роль | Знать однородные члены, связанные только перечислительной интонацией. Уметь опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов. | 15 неделя | |
46 | Однородные и неоднородные определения | Объяснительный диктант, работа над теоретическим материалом, комментированное письмо, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа. | Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений. Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | 16 неделя | |
47 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них | Чтение теоретического материала, анализ предложений, составление схем к предложениям, выборочное письмо. | Знать однородные члены, связанные только перечислительной интонацией. Уметь опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов. | 16 неделя | |
48-49 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Объяснительный диктант, работа над теоретическим материалом, комментированное письмо, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа. | Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. | 16-17 неделя | |
50 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | Запись предложений под диктовку, работа над планом и образцом разбора, распределительный диктант. | Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей. Уметь производить синтаксический разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов. | 17 неделя | |
51-52 | Повторение по теме «Предложения с однородными членами» | Работа с контрольными вопросами, самостоятельная работа по карточкам, объяснительный диктант. | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений. | 17-18 неделя | |
53 | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | выполнение грамматического задания | Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей. | 18 неделя | |
54 | Анализ контрольной работы Понятие об обособлении. Обособленные определения, выделительные знаки препинания | Объяснительный диктант, работа над теоретическим материалом, комментированное письмо, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа. | Главные и второстепенные члены предложения. Осложнённое простое и сложное предложение. Знаки препинания при них Знать, что изучают синтаксис и пунктуация, уметь составлять простые и сложные предложения изученных видов, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации, конструировать предложения Простое предложение. Осложнение Уметь опознавать предложения, ставить знаки препинания при однородных членах, правильно произносить предложения | 18 неделя | |
55-56 | Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений | Вступительное слово учителя, работа с учебником, составление предложения по схемам, обобщение материала: выполнение упражнений в учебнике. | Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании; Уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами | 19 неделя | |
57- | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Объяснительный диктант, работа над теоретическим материалом, комментированное письмо, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа. | Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. Уметь опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных стилях и текстах речи. | 19-20 неделя | |
58-59 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Объяснительный диктант, работа над теоретическим материалом, комментированное письмо, объяснение учителя, тренировочные упражнения. | Знать условия обособления и функции обстоятельств. Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями. | 20 неделя | |
60-61 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Объяснение нового материала, запись под диктовку, составление предложений с уточняющими словами | Знать основные признаки и функции уточняющих членов предложения. Уметь опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания. | 21 неделя | |
62 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами. | Объяснение нового материала, запись под диктовку, составление предложений с уточняющими словами | Знать основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами; | 21 неделя | |
63 | Повторение по теме «Предложения с обособленными членами» Проверочная работа. | Запись предложений под диктовку, лингвистический разбор, комментированное письмо, беседа. | Знать основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения. Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений, отличие в обособлении согласованных определений и приложений, различие в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособлении обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно читать их. | 21 неделя | |
64-65 | Обращение. Назначение обращения | Работа с учебником, записями на доске, объяснение нового материала, анализ таблицы, подготовка связного рассказа об обращении. | Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | 22 неделя | |
66 | Изложение (сравнительная характеристика с элементами изложения) | Последовательное изложение текста, опираясь на смысловую структуру | Выборочное изложение текста. Тема. Основная мысль текста. Уметь понимать основное содержание текста, выделять основную мысль, структурные части, выделять в тексте главную и второстепенную информацию. | 22 неделя | |
67 | Анализ изложений. Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению | Слово учителя, работа с учебником, практикум, запись под диктовку, комментированное письмо. | Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. | 23 неделя | |
68-69 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Запись предложений под диктовку, лингвистический разбор, комментированное письмо, беседа. | Знать значения вводных слов, их стилистические функции. Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями | 23 неделя | |
70-71 | Междометия в предложениях | Беседа по теме урока, работа с записями на доске, тренировочные упражнения. | Иметь представление о междометиях, уметь опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме. | 24 неделя | |
72-73 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Запись предложений под диктовку, лингвистический разбор, комментированное письмо, беседа. | Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора предложений. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с вводными и вставными конструкциями | 24-25 неделя | |
74-75-76 | Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями» | Фронтальный опрос, выполнение упражнений (запись под диктовку, проверка, составление схем). | Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как прием публицистического и художественного стилей. | 25 неделя | |
77 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями» | Написание диктанта. | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | 26 неделя | |
78 | Анализ контрольного диктанта | Анализ ошибок, допущенных в диктанте, отработка орфографического навыка, тренировочные упражнения. | Знать особенности и функции обособленных членов предложения. Уметь опознавать обособленные члены предложения, правильно ставить выделительные знаки препинания. | 26 неделя | |
79 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть | Из толкового словаря выписать 5 незнакомых слов и формулировку их значений, составить с ними предложения. | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку. | 26 неделя | |
80-81 | Прямая и косвенная речь | Практикум (запись предложений под диктовку), работа с учебником, трансформация предложений по заданию. | Знать понятие «прямая речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи; понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи. Уметь опознавать чужую речь и комментирующее высказывание, интонационно выделять в речи; различать прямую и косвенную речь, определять в предложении с косвенной речью чужую речь и комментирующее высказывание, правильно ставить разделительные знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 27 неделя | |
82 | Р/Р Обучающее изложение. (сжатое) | Выполнение задания по схемам, работа с текстом, ответы на вопросы, чтение и анализ теоретического материала. | Знать основные приемы сжатия текста, Уметь применять разные виды сжатия текта на практике, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи; опознавать чужую речь и комментирующее высказывание, интонационно выделять в речи; уметь выделять главное в тексте. | 27 неделя | |
83 | Анализ изложений. Прямая речь | Выполнение задания по схемам, записанным на доске, работа с учебником по схемам, ответы на вопросы, чтение и анализ теоретического материала. | Знать понятие «прямая речь». уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи | 28 неделя | |
84 | Диалог | Повторяем орфографию( запись слов под диктовку), слово учителя, работа с учебником, практикум. | Знать понятие «диалог», обосновывать постановку знаков препинания при диалоге. Уметь выразительно читать предложения с прямой речью (воспроизводить в речи особенности языка говорящего), правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге. | 28 неделя | |
85 | Р/Р Речь | Работа с учебником с выполнение творческой части | Знать типологические особенности текста повествовательного характера. Уметь составить рассказ по данному началу с включением диалога, правильно ставить знаки препинания при диалоге. Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы. | 28 неделя | |
86 | Цитата | Слово учителя, работа с учебником, составление предложений. | Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании. | 29 неделя | |
87 | Р/Р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (обучающее) | Выполнение задания по схемам, ответы на вопросы, чтение и анализ теоретического материала. | Уметь делать анализ текста, находить языковые особенности, составлять текст с учетом выбора языковых средств. Знать структуру текста-рассуждения, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ, составлять собственный текст на основе полученных знаний, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме. | 29-30 неделя | |
88-89 | Анализ сочинений. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью | Анализ образцов разбора, фронтальный опрос по контрольным вопросам, анализ схем | Знать структурные особенности и функции предложений с чужой речью. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | 30 неделя | |
90-91 | Повторение по теме «Чужая речь» | Выборочная работа с текстами художественных произведений | Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания. | 30 -31 неделя | |
92 | Диктант по теме «Чужая речь» с грамматическим заданием | Написание диктанта, выполнение грамматического задания. | Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой и косвенной речью, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью | 31 неделя | |
93 | Анализ контрольного диктанта | Работа над ошибками | Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | 31 неделя | |
94 | Синтаксис и морфология | Слово учителя, работа с учебником, составление предложений с представленными цитатами. | Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | 32 неделя | |
95-96 | Синтаксис и пунктуация | Слово учителя, работа с учебником, составление предложений с представленными цитатами. | Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой и косвенной речью, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения с прямой и косвенной речью | 32 неделя | |
97 | Синтаксис и культура речи | Анализ образцов разбора, фронтальный опрос по контрольным вопросам, анализ схем | Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой и косвенной речью, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения с прямой и косвенной речью | 33 неделя | |
98 | Синтаксис и орфография | Анализ образцов разбора, фронтальный опрос по контрольным вопросам, анализ схем | Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой и косвенной речью, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой и косвенной речью | 33 неделя | |
99-100 | Подготовка к контрольному уроку | Работа с учебником акцентирование внимания на темы, которые необходимо повторить более углублённо. | Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания. | 33-34 неделя | |
101 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | Написание контрольной работы, выполнение грамматического задания. | Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой и косвенной речью, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой и косвенной речью, выразительно читать предложения с прямой и косвенной речью | 34 неделя | |
102 | Анализ итоговой работы | Работа с орфографическим словарём. Составление слов по схемам | Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | 34 неделя | |
103-105 | Резервные уроки |
|
| 35 неделя | |