Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы и темы занятий | Дата | Количество часов | Характеристика видов деятельности обучающихся |
1 | Русский язык в семье славянских языков | 1 | | Лекция, составление тезисного плана, работа с книгой |
Повторение изученного в 5-7 классах 10 ч (6 +4р/р) |
2 | Р/Р. Разновидности речи | 1 | | работа с текстом |
3. | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | | Работа с таблицей, объяснительный диктант |
4 5. | Слитное –раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи | 2 | | Работа с таблицами и схемами; тест |
6. | Р/Р. Стили речи | 1 | | Устное монологическое высказывание научного стиля |
7. | Р/Р. Изложение | 1 | | изложение |
8. | Употребление дефиса | 1 | | Работа с таблицами и схемами; объяснительный диктант, тест |
9. | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и других словоформ | 1 | | Предупредительный диктант |
10. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 | | Диктант с грамматическим заданием |
11. | Анализ диктатнта. Р/Р. Типы речи | 1 | | Анализ текста |
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса 7 (5+2р\р) |
12. | Словосочетания, их строение и грамматическое значение | 1 | | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация; словарный диктант |
13. | Связь слов в словосочетании | 1 | | Исследование; проблемные задачи; работа со схемами, проверочный тест |
14 15. | Предложение и его типы | 2 | | Распределительный диктант, редактирование текста |
16. | Р/Р. Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | | Комплексный анализ текста |
17. | Р/Р. Контрольное изложение | 1 | | изложение |
18. | Простое предложение. Интонация простого предложения | 1 | | Объяснительный диктант |
Двусоставное предложение. Главные члены предложения 5 ч |
19. | Подлежащее и способы его выражения | 1 | | Опорные схемы; лекция; беседа; работа с книгой; текущий контроль |
20 21. | Сказуемое и способы его выражения | 2 | | Комментированное письмо; упражнения, тренинг, работа с книгой; тест |
22. | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | | Конструирование предложений; объяснительный диктант |
23. | Правила согласования главных членов предложения | 1 | | Комплексный анализ текста |
Второстепенные члены предложения 9 ч(6+3 р\р) |
24 25. | Определение | 2 | | беседа; конструирование, словосочетаний и предложений; работа с книгой; словарный диктант; тест |
26 | Виды определений | 1 | | Словарная работа, работа над речевыми нормами; объяснительный диктант |
27. | Дополнение | 1 | | Лекция, тренировочные; работа с книгой; упражнения; составление плана; комплексный анализ текста |
28. | Обстоятельство | 1 | | Тренировочные; лекция; упражнения, словарная работа; работа с книгой |
29 30 | Р/Р. Контрольное сочинение | 2 | | сочинение |
31. | Порядок слов в предложении | 1 | | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа |
32. | Р/Р. Репортаж как жанр публицистики | 1 | | словарная работа, изложение с творческим заданием |
Односоставные предложения 15 (12+3р\р) |
33. | Основные виды односоставных предложений | 1 | | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация |
34. | Определенно-личные предложения | 1 | | Работа с конспектом, тренировочные упражнения; деловая игра; тест |
35 | Р/Р. Сочинение в жанре репортажа | 1 | | сочинение |
36. | Неопределенно- личные предложения | 1 | | Тренировочные упражнения, работа с конспектом, словарная работа; творческая работа; проблемные задачи |
37. | Обобщенно-личные предложения | 1 | | Сочинение-миниатюра с использованием обобщенно-личных предложений |
38. | Р/Р. Контрольное изложение | 1 | | изложение |
39. | Безличные предложения | 1 | | Работа с таблицей, составление плана, тренировочные упражнения; проблемные задачи |
40. | Назывные предложения | 1 | | Работа с поэтическим текстом, составление плана; объяснительный диктант |
41. | Р/Р. Сочинение по картине А.П.Рябушкина «Московская девушка 17 века» | 1 | | сочинение |
42 42. | Неполные предложения | 2 | | Конструирова-ние предложений, контрольный словарный диктант; организация совм6естной учебной деятельности |
44. | Комплексный анализ текста | 1 | | Комплексный анализ текста |
45. | Обучающий тест по теме «Простое предложение» | 1 | | тест |
46. | Контрольный работа по теме «Простое предложение» | 1 | | Диктант с грамматическим заданием |
47 | Анализ контрольной работы | 1 | | анализ текста |
Однородные члены предложения 12ч (10+2 р\р) |
48 | Понятие об однородных членах | 1 | | Лекция, беседа, работа с книгой, со схемами, демонстрация; тест |
49 50 51 | Как связаны между собой однородные члены предложения | 3 | | Объяснительный диктант; тест |
52 | Р/Р. Статья в газету | 1 | | Творческая работа |
53 54. | Однородные и неоднородные определения | 2 | | Выборочный диктант, самостоятельная работа, работа со схемами, тренировочные упражнения |
55 56. | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 2 | | Лекция, беседа, демонстрация, работа со схемами, таблицами, контрольный словарный диктант |
57. | Р/Р. Изложение - рассуждение | 1 | | изложение |
58. | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | 1 | | Диктант, грамматическое задание |
59 | Анализ контрольной работы | 1 | | Работа над ошибками |
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями 15 ч(13+2р\р) |
60 61. | Обращение и знаки препинания при нем | 2 | | Самостоятельная работа, тренировочные упражнения; тренинг; тест |
62. | Р/Р. Портретный очерк. Общее представление о жанре | 1 | | Творческая работа |
63 64 65. | Вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них. (Между урок развития речи : изложение) | 3 | | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация; Изложение; объяснительный диктант |
66 67. | Р/Р. Контрольное изложение | 2 | | изложение |
68 69. | Предложения со вставными конструкциями | 2 | | Комментированное письмо |
70. | Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ | 1 | | Объяснительный диктант |
71. 72 | Урок повторения и обобщения знаний по теме | 2 | | тест |
73. | Контрольный диктант | 1 | | Диктант с грамматическим заданием |
74. | Анализ контрольного диктанта, комплексный анализ текста | 2 | | Тренировочные упражнения, конспект |
Предложения с обособленными членами 14ч (10+4 р\р) |
75. | Обособление второстепенных членов предложения | 1 | | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация; сопоставление предложений, тренировочные упражнения |
76-78. | Обособленные определения и приложения | 3 | | Работа над интонацией, объяснительный диктант, тренировочные упражнения; беседа; демонстрация; тест |
79-80. | Р/Р. Сочинение в жанре портретного очерка | 2 | | Словарно-орфографическая работа; сочинение |
81-83. | Обособленные обстоятельства | 3 | | Объяснительный диктант; тест |
84-85. | Уточняющие члены предложения | 2 | | Анализ предложений, составление плана работа с таблицей, лекция, беседа, демонстрация |
86. | КР по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения» | 1 | | Диктант с грамматическим заданием |
87 | Анализ контрольной работы | 1 | | Работа над ошибками |
88. | Р/Р. Применение публицистического стиля на практике. Деловая игра «Мы выпускаем газету» | 1 | | Редактирование текста, творческая работа |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. 6 ч (5+1р\р) |
89. | Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи | 1 | | Объяснительный диктант; работа со схемами и таблицами |
90. | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них | 1 | | Объяснительный диктант; текущий контроль |
91. | Р/Р. Сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина» | 1 | | сочинение |
92. | Предложения с косвенной речью | 1 | | Выразительное чтение, объяснительный диктант |
93. | Диалог | 1 | | Творческие задания |
94. | Цитаты и знаки препинания при цитировании | 1 | | Беседа, работа с книгой, тренинг; объяснительный диктант |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе 8 ч |
-99. | Повторение и обобщение изученного в 5-8 классах | 5 | | Лингвистичес-кий разбор, тренировочные упражнения; словарно-орфографическая работа |
100. | Итоговый контрольная работа | 1 | | кр |
101. | Анализ контрольного диктанта | 1 | | Работа над ошибками |
102. | Подведение итогов года | | | |
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе:
Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;
Учебного плана МБОУ ВСОШ № 2 на 2017 – 2018 учебный год;
Положения о рабочей программе МБОУ ВСОШ № 2 , приказ № 16 от 13. 02. 2016 г.;
Календарного учебного графика МБОУ ВСОШ № 2 на 2017 – 2018учебный год.
Примерная рабочая программа для основной школы «Русский язык». М.М. Разумовской, С. И. Львовой. Рабочие программы. Учебно-методическое пособие- М.:Дрофа,2014-389.
«Русский язык. 8 класс.:учебник/ М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа. – 2015. – 270.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- систематическое повторение материала, изученного в начальной школе по разделам «Фонетика. Орфоэпия. Графика», «Письмо. Орфография», «Слово и его значение. Лексика», «Слово и его строение», «Слово как часть речи. Морфология», и качественное овладение учебным материалом по разделам «Синтаксис и пунктуация», «Лексика. Словообразование. Правописание», «Морфология», «Стили речи», «Текст», «Типы речи», «Строение текста», приобретение педагогической триады (знания, умения, навыки).
Задачи курса:
1. Всестороннее и систематическое повторение изученного и изучение нового учебного материала.
2. Всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения-понимания, говорения, письма.
3. Обучение работе с лингвистическим текстом и словарями.
4. Формирование способности свободно ориентироваться в фактах и явлениях языка.
5. Формирование языковой и коммуникативной компетенции
Место учебного предмета в учебном плане
КЛАСС | Инвариативная часть | Вариативная часть | кол-во часов в год | кол-во часов в неделю |
8 | 3 | - | | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел I. Введение. Русский язык в семье славянских языков
Раздел II. Морфология. Орфография. Закрепление ранее изученного.
Буквы Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Употребление в тексте частицы НИ. Употребление дефиса. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.
Раздел III. Словосочетание и предложение
Словосочетание. Предложение.
Раздел IV. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения
Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Правильное согласование главных членов предложения.
Второстепенные члены предложения, их функция. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.
Раздел V. Односоставное простое предложение.
Виды односоставных предложений. Определенно-личное предложение. Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение. Безличное предложение. Назывные предложения.
Раздел VI. Неполное предложение. Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме.
Раздел VII. Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами
Понятие однородности членов предложения. Средства связи между однородными членами предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Раздел VIII. Предложения с обращениями и вводными словами.
Обращение. Понятие водности как речевой категории. Вставные конструкции.
Раздел IX. Предложения с обособленными членами.
Понятие обособления второстепенных членов предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения.
Раздел X. Способы передачи чужой речи. Прямая речь и ее оформление. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и их обозначение.
Раздел XI. Развитие речи.
Речь ее разновидности. Текст, его основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи. Изложение « Как я покупал собаку» по рассказу Б.Емельянова. Повторение. Типы речи. Текст: способы и средства связи предложений в тексте. Репортаж, его тематика, задачи речи. Сочинение по картине. Сочинение в жанре репортажа. Сочинение с грамматическим заданием по картине А.П.Рябушкина «Московская девушка XVII века». Статья в газету, понятие о жанре, строение текста. Портретный очерк: представление о жанре, композиция, типы речи и языковые средства, используемые в нем. Сочинение по картине М.М.Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк). Урок-деловая игра «Мы делаем газету».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение русского языка в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
– умение чувствовать красоту и выразительность речи,
- стремление к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
в метапредметном направлении:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
3.в предметном направлении:
• различать простые предложения разных видов;
• употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;
• уместно употреблять предложения с вводными словами и вставными конструкциями;
• правильно строить и употреблять предложения с обособленными глаголами;
• выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
• находить пунктограммы, обосновывать постановку соответствующих знаков препинания, правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;
• находить в молодёжных газетах репортажи и портретные очерки; определять характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя;
• писать изложения с элементами сочинения, писать сочинения в художественном и публицистическом стиле;
• вести репортажи, писать автобиографию, заявление, составлять тезисы небольшой статьи и конспект;
• участвовать в семинарах, олимпиадах, делать выступления на заданную тему.
по фонетике: производить фонетический разбор слов;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;
по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;
по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;
по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями;
по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) тексты художественного, публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию;
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции.
знать/понимать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.