Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Александровская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
класс 8
учитель русского языка и литературы
Борголова А.А.
Учебный год
2017/2018
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-9 классы (Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., 13-е издание - М.: Просвещение, 2016) к учебнику: Ладыженская Т.А., Баранов М.Г., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2014 г.
На изучение курса отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции русского языка.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Функции русского языка в современном мире.
Повторение пройденного в V- VII классах.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Простое предложение.
Повторение пройденного о предложении. Порядок слов в предложении. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Простые двусоставные предложения.
Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения.
Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения, знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот . Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Простые односоставные предложения.
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым и с главным членом подлежащим ( определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные).
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения места и времени.
Неполные предложения.
Понятие о неполных предложениях. Умение пользоваться неполными предложениями в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения.
Однородные члены предложения , связанные сочинительными , противительными, разделительными союзами и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Запятая при однородных членах предложения. Обобщающие слова. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами.
Вводные слова и конструкции.
Распространенное обращение. Знаки препинания при обращении. Вводные слова. Междометия в предложении. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами. Умение употреблять вводные как средство связи предложений и частей текста.
Обособленные члены предложения.
Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения . Обособленные обстоятельства. Уточняющие второстепенные члены предложения. Знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами предложениями. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические конструкции.
Чужая речь. Слова автора при прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Повторение пройденного в VIII классе.
Повторение пройденного в 5-8 классах о текстах, стилях и типов речи. Расширение сведений о публицистическом и художественном стилях.
Подробное и выборочное изложение публицистического характера с элементами описания местности ( улицы, города, края), памятника культуры.
Сочинение-рассуждение на морально-этические темы и на темы, связанные с анализом изучаемых литературных произведений.
Сочинения повествовательного характера с элементами описания, рассуждения.
Сравнительная характеристика литературных героев.
Календарно-тематическое планирование к УМК «Русский язык 8 класс (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.)
Урок | Тема урока | Примерная дата проведения | Примечания (изменения) |
Введение (1 час) |
1 | Русский язык как государственный язык РФ, как средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Русский язык в современном мире | 03.09 | |
Повторение изученного в 5-7 классах (5 ч. + 2 ч.) |
2 | Звуки и буквы. Орфография и пунктуация | 05.09 | |
3 | Знаки препинания | 08.09 | |
4 | Буквы «Н» и «НН» в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | 10.09 | |
5 | Слитное и раздельное написание «НЕ» с разными частями речи | 12.09 | |
6 | Знаки препинания в сложном предложении | 15.09 | |
7-8 | Р/р. Учимся писать сочинение в форме письма | 17.09-19.09 | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7 ч. + 1 ч.) |
9 | Основные единицы синтаксиса | 26.09 | |
10 | Текст как единица синтаксиса | 29.09 | |
11 | Предложение как единица синтаксиса | 01.10 | |
12 | Словосочетание как единица синтаксиса | 06.10 | |
13 | Виды словосочетаний | 08.10 | |
14 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях | 10.10 | |
15 | Синтаксический разбор словосочетаний | 13.10 | |
16 | Р/р. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи | 15.10 | |
Простое предложение (2 ч. + 1 ч.) |
17 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 17.10 | |
18 | Порядок слов в предложении. Интонация. | 22.10 | |
19 | Описание памятника культуры | 24.10 | |
Двусоставные предложения. |
Главные члены предложения (6 ч. + 2 ч.) |
20 | Подлежащее | 27.10 | |
21 | Сказуемое | 03.11 | |
22 | Простое глагольное сказуемое | 05.11 | |
23 | Составное глагольное сказуемое | 07.11 | |
24 | Составное именное сказуемое | 10.11 | |
25-26 | Р/р. Рассказ о жизни А. Грибоедова по упр.111 | | |
27 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 12.11 | |
Второстепенные члены предложения (6 ч. + 2 ч.) |
28 | Роль второстепенных членов предложения | 19.11 | |
29 | Дополнение | 21.11 | |
30 | Определение | 24.11 | |
31 | Приложение. Знаки препинания при нем | 26.11 | |
32 | Обстоятельство | 28.11 | |
33 | Р/р. Публичные выступления об истории своего края | 01.12 | |
34 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | | |
35 | Р/р. Характеристика человека | 03.12 | |
Односоставные предложения (9 ч. + 2 ч.) |
36 | Главный член односоставного предложения | 05.12 | |
37 | Назывные предложения | 08.12 | |
38 | Определенно-личные предложения | 10.12 | |
39 | Неопределенно-личные предложения | 12.12 | |
40 | Р/р. Инструкция | 15.12 | |
41 | Безличные предложения | 17.12 | |
42 | Р/р. Рассуждение | | |
43 | Неполные предложения | | |
44 | Синтаксический разбор односоставного предложения | 22.12 | |
45 | Повторение | 24.12 | |
46 | Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» (в формате ЕГЭ) | 26.12 | |
Простое осложненное предложение (1 час) |
47 | Понятие об осложненном предложении | | |
Однородные члены предложения (12 ч. + 2 ч.) |
48 | Понятие об однородных членах | 19.01 | |
49 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, т пунктуация при них | 21.01 | |
50 | Однородные определения | 23.01 | |
51 | Неоднородные определения | | |
52 | Р/р. Изложение . Текст в форме сравнительной характеристики двух литературных героев | 26.01 | |
53 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 28.01 | |
54 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 30.01 | |
55 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 04.02 | |
56 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. | 06.02 | |
57 | Пунктуационный разбор предложения с однородным членами | | |
58 | Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения» | 09.02 | |
59 | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» (комплексный анализ текста) | 11.02 | |
60 | Работа над ошибками | 13.02 | |
61 | Р/р. Сочинение-рассуждение на основе литературного произведения | 16.02 | |
Обособленные члены предложения (18 ч. + 2 ч.) |
62-63 | Понятие об обособленности | 18.02 | |
64 | Обособленные определения. | 20.02 | |
65 | Выделительные знаки препинания при обособленных определениях | 23.02 | |
66-67 | Р/р. Рассуждение на дискуссионную тему | 25.02-27.02 | |
68-69 | Обособленные приложения | 02.03 | |
70 | Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях | | |
71 | Обособленные обстоятельства | 04.03 | |
72 | Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах | | |
73 | Обособленные уточняющие члены предложения | 06.03 | |
74 | Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | | |
75 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 18.03 | |
76 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | | |
77-78 | Повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения» | 20.03 | |
79-80 | Тест по теме «Обособленные члены предложения» (в формате ЕГЭ) | 23.03 | |
81 | Анализ. Работа над ошибками | | |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения |
Обращение (4 часа) |
82 | Назначение обращения | 03.04 | |
83 | Распространенные обращения | 06.04 | |
84 | Выделительные знаки препинания при обращении | 08.04 | |
85 | Употребление обращений | | |
Вводные и вставные конструкции (5 ч. + 2 ч.) |
86 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | 10.04 | |
87 | Р/р. Сжатое изложение «Как раньше взрослели» | 15.04 | |
88 | Р/р. Публичное выступление на общественно-значимую тему | 17.04 | |
89 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 20.04 | |
90 | Вставные слова, сочетания и предложения. Междометия в предложении | 22.04 | |
91 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | 24.04 | |
92 | Повторение | 27.04 | |
Чужая речь (6 ч. + 1 ч.) |
93 | Понятие о чужой речи | 29.04 | |
94 | Комментирующая часть | 01.05 | |
95 | Прямая и косвенная речь | 04.05 | |
93 | Диалог | 06.05 | |
94 | Р/р. Рассказ. Цитата | | |
95 | Итоговый тест( в формате ЕГЭ) | 08.05 | |
96 | Анализ итогов тестирования. Работа над ошибками | 11.05 | |
Систематизация и повторение изученного в 8 классе (5 ч. + 1 ч.) |
97 | Синтаксис и морфология | 15.05 | |
98 | Синтаксис и пунктуация | 18.05 | |
99 | Синтаксис и культура речи | 20.05 | |
100 | Синтаксис и орфография | 22.05 | |
101 | Итоговый тест | 25.05 | |
102 | Анализ. Работа над ошибками | | |