Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алексеевская средняя общеобразовательная школа №1
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла ______ (Н.Г. Боровкова) Протокол № от « 25 » августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по нац. образованию МБОУ Алексеевской СОШ №1 ______ (Р.Р. Гадеева) « 1 » сентября 2016 г. | «Утверждено» Руководитель МБОУ Алексеевской СОШ №1 ________ (Е.П. Белова) Приказ № ___ от « 1 » сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Бочкарёвой Нины Юрьевны
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №
от « 31 » августа 2016 г.
2016-2017 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса (базовый уровень) составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального компонента Государственного стандарта общего образования: Приказ МО и Н Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2. Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, занятия внеурочной деятельности образовательного учреждения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Алексеевской средней общеобразовательной школе №1 Алексеевского муниципального района Республики Татарстан Приказ №256 от 26.07.2016г.
Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать
изученные разделы науки о языке;
смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Содержание тем учебного курса
Международное значение русского языка (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (4 ч + 2 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи
Сложные предложения (1 ч)
Союзные сложные предложения. (6 ч)
Сложносочиненные предложения (5 ч + 2 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (18 ч + 5 ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (7 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке (4 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (5 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Вид учебной деятельности | Дата |
1 | День знаний | | 01.09 |
2 | Международное значение русского языка | Разные виды чтения, информационная переработка устного и письменного текста | 06.09 |
3 | Повторение изученного в 5-8 классах. Фонетика, орфоэпия | Фонетический разбор | 08.09 |
4 | Лексика и фразеология | Оценивание устных и письменных высказываний, разные виды разбора | 13.09 |
5 | Повторение. Морфемика и словообразование | Оценивание устных и письменных высказываний, разные виды разбора | 15.09 |
6 | Повторение. Морфология | Создание устных высказываний, рецензирование ответов | 20.09 |
7 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст | Информационная переработка устного и письменного текста | 22.09 |
8 | Контрольный диктант на повторение изученного | Практикум. Анализ, объяснение наблюдаемых явлений | 27.09 |
9 | Анализ контрольного диктанта | Выполнение работ практикума | 29.09 |
10 | Р.Р. Написание сжатого изложения по тексту ГИА | Переработка и создание текста | 04.10 |
11 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений | Ознакомительно – изучающее чтение учебника, анализ схемы | 06.10 |
12 | Сложносочиненные предложения. Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам | Работа по учебнику, диктант с самопроверкой, творческий диктант | 11.10 |
13 | Р.Р. Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект | Создание текстов разных функционально – смысло-вых типов, стилей, жанров | 13.10 |
14 | Общий второстепенный член в сложносочиненном предложении | Слушание объяснений учителя, ознакомительно – изучающее чтение учебника, объяснительный диктант | 18.10 |
15 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | Выполнение заданий | 20.10 |
16 | Р.Р. Рецензия. Подготовка к написанию рецензии на к/ф | Создание текстов разных функционально – смысло-вых типов, стилей, жанров | 25.10 |
17 | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | Ознакомительно – изучающее чтение учебника, объяснительный диктант, формулирование выводов | 27.10 |
18 | Указательные слова в сложноподчиненном предложении | Графический диктант, словарная работа | 08.11 |
19 | Р.Р. Сочинение по тексту ГИА (3.1) | Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом орфографичес-ких и пунктуационных норм современного русского литературного языка | 10.11 |
20 | Р.Р. Сочинение по тексту ГИА(3.1) | Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом орфографичес-ких и пунктуационных норм современного русского литературного языка | 15.11 |
21 | Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | Беседа, ознакомительно – изучающее чтение учебника, составление таблицы | 17.11 |
22 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | Работа с таблицей, конструирование предложений | 22.11 |
23 | Местоименно-определительные придаточные | Работа с таблицей, конструирование предложений, словарная работа | 24.11 |
24 | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» | Анализ, объяснение наблюдаемых явлений | 29.11 |
25 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Слушание объяснений учителя, ознакомительно – изучающее чтение учебника | 01.12 |
26 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Графический диктант с самопроверкой, использова-ние при цитировании | 06.12 |
27 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | Ознакомительно – изучающее чтение учебника, работа с таблицей. Работа по учебнику | 08.12 |
28 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени | Работа с таблицей, конструирование предложений | 13.12 |
29 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. | Работа с таблицей, конструирование предложений, тест | 15.12 |
30 | Р.Р. Образцы деловых бумаг (автобиография, заявление, резюме) | Создание текстов разных функционально – смыс-ловых типов, стилей, жанров, работа с научно – популярной литературой | 20.12 |
31 | Сложноподчиненные предложения места | Работа по учебнику, творческое задание: сочинение - миниатюра | 22.12 |
32 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени | Работа с таблицей, конструирование предложений | 10.01 |
33 | Придаточные предложения условные и причины | Работа с таблицей, конструирование предложений | 12.01 |
34 | Придаточные предложения цели | Работа с таблицей, конструирование предложений, словарная работа | 17.01 |
35 | Придаточные предложения сравнительные | Работа с таблицей, конструирование предложений | 19.01 |
36 | Придаточные предложения уступительные и следствия | Работа с таблицей, анализ предложений и составление схем | 24.01 |
37 | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения» | Работа с таблицей, анализ предложений и составление схем | 26.01 |
38 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненное предложение» | Практикум. Анализ, объяснение наблюдаемых явлений | 31.01 |
39 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | Анализ, объяснение наблюдаемых явлений | 02.02 |
40 | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них | Анализ предложений, составление схем, тест | 07.02 |
41 | Р.Р. Подготовка к ГИА. Стили и типы речи | Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом норм современного русского литературного языка | 09.02 |
42 | Р.Р. Написание сочинения по тексту ГИА (3.2.) | Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом орфографичес-ких и пунктуационных норм современного русского литературного языка | 14.02 |
43 | Р.Р. Написание сочинения по тексту ГИА (3.2) | Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом орфографичес-ких и пунктуационных норм русского языка | 16.02 |
44 | Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП | Работа по учебнику, словарная работа, работа с таблицей | 21.02 |
45 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | Работа по учебнику, словарная работа, работа с таблицей | 28.02 |
46 | Тире в бессоюзном сложном предложении | Работа по учебнику, словарная работа, работа с таблицей | 03.03 |
47 | Обобщающее повторение пунктуационных норм в БСП | Анализ предложений, словарная работа | 07.03 |
48 | Обобщающее повторение пунктуационных норм в БСП | Анализ предложений, словарная работа | 09.03 |
49 | Зачет по теме «Бессоюзные сложные предложения» | Выполнение зачётной работы | 14.03 |
50 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «БСП» | Практикум. Анализ, объяснение наблюдаемых явлений | 16.03 |
51 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | Анализ, объяснение наблюдаемых явлений | 30.03 |
52 | Р.Р. Сжатое изложение по тексту ГИА | Переработка и создание текста | 04.04 |
53 | Р.Р. Сжатое изложение по тексту ГИА | Переработка и создание текста | 06.04 |
54 | Сложные предложения с разными видами связи: союзной и бессоюзной | Анализ предложений, графические схемы | 11.04 |
55 | Сложные предложения с разными видами связи: союзной и бессоюзной | Анализ предложений, словарная работа | 13.04 |
56 | Авторские знаки препинания | Слушание объяснений учителя, ознакомительно – изучающее чтение учебника, выполнение упражнений | 18.04 |
57 | Урок-зачет по теме «Сложное предложение с разными видами связи». | Тестирование | 20.04 |
58 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление | Информационная переработка устного и письменного текста | 25.04 |
59 | Развитие речи: Русский литературный язык и его стили | Создание устных высказываний различных типов и жанров | 27.04 |
60 | Р.Р. Написание сочинения по тексту ГИА (3.3.) | Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом орфографичес-ких и пунктуационных норм современного русского литературного языка | 02.05 |
61 | Р.Р. Написание сочинения по тексту ГИА (3.3) | Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом орфографичес-ких и пунктуационных норм современного русского литературного языка | 04.05 |
62 | Фонетика. Графика. Орфография. | Составление учащимися орфографических, пунктуационных упражнений, словарных диктантов | 11.05 |
63 | Лексика и фразеология. Орфография | Составление учащимися орфографических, пунктуационных упражнений, словарных диктантов | 16.05 |
64 | Морфемика. Словообразование | Составление учащимися орфографических, пунктуационных упражнений, словарных диктантов | 18.05 |
65 | Морфология. Орфография. Существительное. Прилагательное. Числительное. Местоимение | Составление учащимися орфографических, пунктуационных упражнений, словарных диктантов | 23.05 |
66 | Наречие. Категория состояния. Глагол. Причастие и деепричастие. Предлог, союз, частица | Составление учащимися орфографических, пунктуационных упражнений, словарных диктантов | |
67 | Синтаксис. Пунктуация | Составление учащимися орфографических, пунктуационных упражнений, словарных диктантов | |
68 | Итоговое тестирование по теме «Обобщение изученного» | Тестирование | |
9