СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по русскому языку для учащихся 9 класса. 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9 класс»




Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по русскому языку для общей образовательной школы 9 класса составлена на основе:

1.  Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

2.Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;

3.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

4.Приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

5. Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой для 5-9 классов.Авторы программы Ю.С.Пичугов, А.Ю.Купалова, А.П. Еремееваи др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост.Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010 г.

6. Учебного плана МАОУ Абаульская ООШ, утвержденного директором МАОУ Абаульской ООШ приказом №32/1–од от 28 мая 2015г.

7. Положения о рабочей программе МАОУ Абаульская ООШ от 26.05.2014г. №25/1 од

Данная программа рассчитана на 2 часа изучения предмета в неделю.

Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы :

«Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение», «Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение»,«Сложные бессоюзные предложения», «Сложные предложения с различными видами связи», «Способы передачи чужой речи»


Основные цели преподавания русского языка в 9 классе состоят в следующем:

- формирование у учащихся языковой интуиции;

- приобретение и систематизация знаний о родном языке;

- овладение функциональной грамотностью;

- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;

- овладение орфографией и пунктуацией;

- формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;

- формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв­лении, о месте русского языка в современном ми­ре, о его богатстве и выразительности;

  • обеспе­чить усвоение определенного круга знаний из облас­ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек­сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также фор­мирование умений применять эти знания на прак­тике;

  • развивать речь учащихся: обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме­ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • формировать и совершенствовать орфографиче­ские и пунктуационные умения и навыки.

Обоснования выбора:1.Рекомендовано Минобрнауки РФ для основного общего образования 2.Соответствует стандартам основного общего образования по русскому языку. 3.Простроена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также предметности между разделами культуры. 4.Содержит базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся основной (общей) средней школы.

Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах.

Основной принцип, определяющий содержание книги, — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.

Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа составлена в 9 классе - 70 часов (рабочая программа по русскому языку за 2014-2015 учебный год реализована в полном объеме.) Из них на развитие речи - 18 час. Количество часов в неделю – 2ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Содержание учебного предмета

Общие сведения о языке – 2 ч.

Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

Знать основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.

Основные формы суще­ствования национально­го русского языка: рус­ский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Нацио­нальный язык и единст­во его различных форм (разновидностей). Понятие о литератур­ном языке. Русский литературный язык – основа нацио­нального русского язы­5А. Литературный язык как основа русской ху­дожественной литера­туры. Основные отли­чия литературного язы­5А от языка художест­венной литературы. Нормированность – отличительная особен­ность со­временного литератур­ного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка.

Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, об­щенародного разговорного язы­5А, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социаль­ные диалекты)

Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию, составлять текст о роли языка в жизни человека и общества.

Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык,

уметь объяснять разнообразие лекси­ческого состава русского языка.

Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соедине­ния друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.

Повторение изученного в 5-8 классах 3ч.

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и 5А5второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления.

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение (1 ч.)

Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.

Сложносочиненное предложение (6 ч.)

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

Сложноподчинённое предложение (21ч.)

Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. ч. Синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.

Сложное бессоюзное предложение (9 ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

Сложные предложения (СП) с разными видами связи (6ч.)

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты .

Предложения с чужой речью (8ч.)

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.

Знать основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью, основные способы цитирования.

Уметь определять способ передачи чужой речи, находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

Общие сведения о языке (5ч.)

Лексическое значение слов, тире между подлежащим и сказуемым, виды предложения по цели высказывания, вводные слова и предложения.

Знать о смысле слова «язык», о роли языка в жизни общества.

Уметь строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему; семью славянских языков, факты, которые свидетельствуют о родстве языков. Уметь строить связное монологическое высказывание по теме.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (9ч.)

Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.


Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, самостоятельных, практических работ, написание сочинений.

Основным видом контроля являются работа по форме ГИА, сочинение, тестирование.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения, сочинения разнообразных жанров, тесты, контрольные работы в форме ГИА.

Уроки развития речи (в том числе сочин6ения и изложения)

Знать Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строение: коммуникативная задача, содержательно-коммуникативные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Деловые бумаги: заявления, доверенность, расписка, автобиография, официально-деловая лексика и фразеология.



Учебно – тематический план.

п/п


Наименование разделов

Всего ча­сов

Плановых уроков

Р.Р

1

Общие сведения о языке

2

-

2

Повторение изученного в 8 классе

2

1

Синтаксис и пунктуация

3

Сложное предложение

1


4

Сложносочинённое предложение

5

1

5

Сложноподчиненное предложение

13

8

6

Сложные бессоюзные предложения

7

2

7

Сложные предложения с разными видами связи

4

2

8

Предложения с чужой речью

6

2

9

Общие сведения о языке

3

2

10

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах

9


11

Итого:

52

18























Календарно - тематическое планирование


Дата

Основные разделы.

Тема урока.

Кол-во часов

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки


План

факт



1


2

3

4

5

6


Общие сведения о языке – 2 часа


1



Общие сведения о русском языке

1

Основные разделы русского языка, синтаксис, пунктуация, цитатный план, мировые языки, место русого языка среди языков мира, языковые явления ( от смысла к поискам средств его выражения и к устной и письменной речи), единицы языка..

Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы. Нормы орфоэпии.

Знать о богатстве, образности и точности русского языка; основные средства художественной выразительности, находить их в тексте.

Уметь строить связное монологическое высказывание.


2



Понятие о литературном языке.

1


Повторение изученного в 8 классе – 2 часа+1 р.р.


3



Повторение материала , изученного в 8 классе.

1

Повторить основные вопросы орфографии, пунктуации ( тире между подлежащим и сказуемым, запятая в сложном предложении), морфемного разбора, образование частей речи

Знать изученные 9А9ограммы и пунктограммы, порядок морфемного разбора слов, образование частей речи. Уметь применять данные знания на практике.


4



Синтаксис словосочетания и простого предложения

1

Повторить некоторые вопросы синтаксиса и пунктуации, односоставные и двусоставные предложения; вспомнить основные единицы языка и разделы науки о языке.

Знать изученные 9А9о9рамммы и пунктограммы, порядок морфемного разбора слов, образование частей речи. Уметь применять данные знания на практике.


5



Р./р. Стили речи. Разговорный стиль

1

Повторить изученное о разговорном стиле;

Обратить внимание на использование характерных особенностей стиля.

Знать изученные сведения о стилях речи.

Уметь определять черты разговорного стиля, отмечать его ведущие функции.


Синтаксис и пунктуация


Сложное предложение - 1 часа


6



Сложное предложение. Основные виды сложных предложений

1

Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения

Знать известное о сложных предложениях и их видах, о средствах связи простых предложений в составе сложных, уметь различать простые и сложные предложения, определять их виды, средства связи.


Сложносочинённое предложение – 5 часа+1р.р


7



Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение.

1

Основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям; замена бессоюзных предложений сложносочиненными, а сложносочиненные - простыми предложениями с однородными членами постановка запятых между частями ССП.

Знать группы сочинительных союзов, соединяющих простые предложения в составе сложносочинённых; условия постановки запятой в сложносочинённом предложении.

Уметь определять типы сочинительных союзов в ССП.


8



Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

Определение смысловых отношений в сложносочинённых предложений (одновременность, последовательность, причина и следствие).

Знать виды смысловых отношений в ССП, условия расстановки запятой в нем. Уметь определять смысловые отношения в сложносочинённом предложении, правильно расставлять в нем запятые.


9



Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом.

1

Обобщить знания, умения и навыки по теме «ССП» (определять значения, выраженные в ССП, указывать, какие смысловые оттенки вносят в предложение союзы, объяснять постановку знаков препинания).

Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, про­изводить синтаксический и пунктуационный разбор пред­ложений, обосновывать отсут­ствие запятой, конструировать предложения


10



Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

Обобщить и систематизировать материал о ССП, изученные орфограммы, правописание ь знака после шипящих, правописание гласных и согласны в корне.

Уметь производить лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса ССП, объяснять изученные орфограммы, выделять орфограммы в слове, графически объяснять их.


11



Р./р. Портретный очерк. Описание внешности человека по фотографии

1

Портретный очерк; композиция очерка главная мысль, «открытое» идейно – проблемное сопоставление и противопоставление, описательные элементы ( портрет, пейзаж, интерьер).

Знать понятие «очерк», композиционную структуру очерка. Уметь писать портретный очерк, учитывая его композиционную структуру и языковые особенности.


12



Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочинённое предложение».

1

Проверить знания и умения учащихся по теме «Сложносочиненное предложение»;

Умение проводить синтаксический и морфемный разбор предложений.

Знать теоретический материал по данному разделу, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы


Сложноподчиненное предложение - 13 часов +8 р.р


13



Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчиненных предложений.

1

Различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными).

Знать строение и особенности СПП,

Уметь определять строение и особенности СПП.


14



Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

1


15-16



Р./р. Изложение с элементами сочинения

2

Обучать сжатому и подробному пересказу текста, написанию изложения с элементами сочинения, высказыванию своего отношения к проблемам, затронутым в тексте.

Знать особенности сжатого и подробного пересказа текста. Уметь подробно и сжато пересказывать текст, высказывать свое отношение по проблемам, затронутым в тексте


17



Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

1

Познакомить с основным значением придаточного предложения, научить определять границы придаточного предложения. Роль указательных слов. Особенности при­соединения придаточ­ных предложений к главному.

Знать особенности присоединения придаточных предложений к главному. Уметь объяснять особенности присоединения придаточных предложений к главному; определять роль указательных слов.


18-19



Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

2

Сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными; строение предложений в схемах, составлении схем, по образцам, данным в учебнике, синтаксический разбор предложений.

Знать виды СПП с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным и последовательным подчинением). Уметь определять вид СПП с несколькими придаточными.


20



Виды придаточных предложений. Определительные придаточные.

1

Виды придаточных предложений по значению и строению, способы их различения. Одно­значные и многознач­ные придаточные. Придаточные определительные, союзные слова, смысловые оттенки, которые вносят союзные слова, отличие простых предложений с обособленными определениями от сложных с придаточными определительными, место придаточного.

Знать основные виды придаточных предложений по строению и значению. Уметь определять основные виды придаточных предложений Знать строение и особенности придаточных определительных, смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное придаточное предложение.

Уметь составлять придаточные определительные.


21-22



Развитие речи: Рецензия на книгу.

2

Познакомить с особенностями резензии.Составление рецензии на произведение литературы .

Знать особенности рецензии

Уметь писать рецензию на основе полученных знаний , использовать образцы творческих работ по теме из различных источников информации.


23



Придаточные подлежащные и сказуемые

1

Определяя их границы (с одним и несколькими придаточными); определять значение придаточных по сумме при­знаков: вопросу, союзу или союзному слову

Знать строение и особенности придаточных подлежащных и придаточных сказуемных. Уметь находить их в тексте, определять строение и особенности.


24 – 25



Р/р. Аннотация

2

Повторить некоторые особенности научного и публицистического стиля речи, познакомиться с примерами справочных аннотаций, обязательные и факультативные компоненты аннотации.

Знать известные сведения о стилях речи, понятие «аннотация», ее обязательные и факультативные компоненты. Уметь обобщать известные сведения, писать аннотацию.


26



Придаточные дополнительные

1

Определять значение придаточных по сумме при­знаков: вопросу, союзу или союзному слову; средства передачи косвенной речи, слова, имеющие значение речи.

Знать строение и особенности придаточных дополнительных. Уметь составлять придаточные дополнительные, находить их в тексте, составлять их схемы.


27 – 28



Придаточные обстоятельственные

2

Значение придаточных по сумме при­знаков: вопросу, союзу или союзному слову, стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным

Знать строение и особенности придаточных обстоятельственных. Уметь составлять придаточные обстоятельственные, находить их в тексте; составлять их схемы.


29



Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения»

1

Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложноподчиненные предложения»


Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.


30



Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинённые предложения»

1

Выбор необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест), правильно оформлять.

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.


31 -32



Р./р. Низложения с элементами сочинения

2

Обучать сжатому и подробному пересказу текста, написанию изложения с элементами сочинения, высказыванию своего отношения к проблемам, затронутым в тексте.

Знать особенности сжатого и подробного пересказа текста. Уметь подробно и сжато пересказывать текст, высказывать свое отношение по проблемам, затронутым в тексте


33



Повторение орфографии

1

Повторить изученный материал на основе анализа изложений и сочинений, вопросы культуры речи.

Знать изученные виды орфограмм и пунктограмм.

Уметь применять данные знания на практике.


Сложное бессоюзное предложение- 7 часов +2р.р


34



Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

Основные признаки сложных бессоюзных предложений, знаки препинания в них, приём сопоставления, сравнения с синонимичными сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.

Знать особенности сложного бессоюзного предложения как единицы синтаксиса; условия постановки в них знаков препинания (запятой и точки с запятой). Уметь находить бессоюзные сложные предложения в тексте, строить схемы.


35



Тире в бессоюзном сложном предложении

1

Границы частей сложного бессоюзного предложения, смысловые отношения между ними (значения), интонация перечис­ления, пояснения, противопоставления, замена бессоюзных предложений союзными и наоборот.

Знать условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении; смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении..

Уметь правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, определять смысловые отношения.


36-37



Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

2

Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения причины, пояснение, дополнения.

Знать условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Уметь правильно расставлять знаки препинания в БСП.


38 -39



Р./р. Стили речи. Научный и официально-деловой стили

2

Повторить основные сведения о стилях речи; углубить знания о синонимах, продолжить размышлять над тем, что такое язык, что значит владеть русским языком.

Знать изученные сведения о стилях речи; сходства и функции научного и официально-делового стилей. Уметь обобщать изученные сведения (о стилях речи); выяснять сходства и различия стилей речи.


40



Обобщающее повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложные бессоюзные предложения».

Знать изученный теоретический материал по 15А15ому разделу.

Уметь применять эти знания на практике.


41



Тест по теме «Бессоюзное сложное предложение »

1

Систематизация знаний для сдачи ГИА. Знакомство со структурой КИМов, правила заполнения бланков.

Уметь применять знания на практике, знать алгоритм выполнения заданий, правильно оформлять записи в бланке КИМов.


42



Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «БСП»

1

Выявить уровень сформированности навыков постановки знаков препинания, синтаксического разбора.

Овладеть орфоргафическими и пунктуационными навыками. Уметь применять данные знания на практике.


Сложные предложения с разными видами связи 4 часа+2 р.р


43 , 44, 45



Сложные предложения с разными видами связи

3

Сложные предложения с различными видами связи с более простыми конструкциями и на­оборот, признаки строения сложных предложений с разными видами связи, семантические и структурные различия, приём постановки знаков препинания между двумя рядом стоящих союзов.

Знать общие признаки строения сложных предложений с разными видами связи и общие пунктуационные правила в них. Уметь находить сложные предложения с разными видами связи в тексте, составлять их схемы, правильно расставлять в них знаки препинания, устанавливать в них семантические и структурные различия.


46



Тест по теме «Сложные предложения»

1

Систематизация знаний для сдачи ГИА. Знакомство со структурой КИМов, комплексная работа с текстом.

Уметь применять знания на практике, знать алгоритм выполнения заданий, правильно оформлять записи в бланке КИМов.


47-48



Р/р.Написание изложения с элементами сочинения

2

Продолжать работу по обучению сжатому и подробному пересказу текста, написанию изложения с элементами сочинения, высказыванию своего отношения к проблемам, затронутым в тексте.

Знать особенности сжатого и подробного пересказа текста. Уметь подробно и сжато пересказывать текст, высказывать свое отношение по проблемам, затронутым в тексте









Предложения с чужой речью 6 часа + 2 часа р. р.


49-50



Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

2

Способы передачи чужой речи; предложения с прямой и косвенной речью; использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом содержания, стиля вы­сказывания.

Знать способы передачи чужой речи; особенности строения предложений с прямой речью; оформление на письме предложений с прямой речью. Уметь выявлять способы передачи чужой речи; правильно оформлять на письме.


51



Предложения с косвенной речью

1

Предложения с косвенной речью, замена прямой речи косвенной, сложноподчинённые предложения, предложения по цели высказывания, диалог, монолог.

Знать способы передачи чужой речи; оформление на письме предложений с косвенной речью. Уметь выявлять способы передачи чужой речи; правильно оформлять на письме.

52



Цитаты и способы цитирования

1

Дать понятие «цитаты», охарактеризовать основные способы цитирования (прямая речь, косвенная речь, предложения с вводными словами. Отдельные слова или словосочетания).

Знать понятие «цитата», основные способы цитирования (прямая речь, косвенная речь, предложения с вводными словами, отдельные слова или словосочетания). Уметь оформлять на письме разные способы цитирования.

55- 54



Р./р. Написание сжатого изложения.

2

Продолжить работу над анализом текстов по написанию сжатого изложения, а затем сочинение – рассуждение.

Знать особенности написания сжатого изложения, элементы сочинения. Уметь применять данные знания на практике.

55



Обобщение по разделу «Предложения с чужой речью

1

Привести в систему знания и умения учащихся по теме «Предложения с чужой речью».

Знать изученный теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять эти знания на практике

56



Контрольный диктант по разделу «Предложения с чужой речью»

1

Проверить знания и умения учащихся по теме «Предложения с чужой речью».

Знать изученный теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять эти знания на практике.

Общие сведения о языке –3 часа + 2 р.р.

57



Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества

1

Обобщить уже известный материал, связанный с основными функциями языка, его особенностями как развивающего явления.

Знать о смысле слова «язык», о роли языка в жизни общества. Уметь строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

58 – 59



Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире

2

Обобщить уже известный материал, связанный с основными функциями языка, его особенностями как развивающего явления.

Знать семью славянских языков, факты, которые свидетельствуют о родстве языков. Уметь строить связное монологическое высказывание по теме.

60 – 61



Развитие речи: публицистический и художественный стили речи.

2

Отличительные особенности стилей; жанры публицистики, изобразительные средства художественного стиля.

Знать отличительные особенности публицистического и художественного стилей речи, основные жанры публицистики. Уметь создавать тексты этих стилей и жанров, осуществлять речевой самоконтроль, учавствовать в речевом общении.

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах 7 часов

62



Фонетика. Орфография.

1

Гласные и согласные звуки, сильная и слабая позиция. Безударные гласные в корне

( проверяемые, чередующиеся, непроверяемые), буквы ё – о, а, у, и после шипящих, и – ы после ц, правописание неизменяемых приставок, разделительные ь и ъ знаки.

Знать теоретический материал по фонетике; условия выбора правописания гласных в корнях, правописания согласных в корнях и приставках. Уметь применять данные знания на практике, строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

63 -64



Морфемика.

2

Систематизировать и обобщить 18Атериал по морфемике, правописание гласных и согласных в приставках, способы образования слов в русском языке, разбор по составу.

Знать изученный теоретический материал по морфемике. Уметь применять данные знания на практике; строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.


65



Морфология.

1

Систематизировать и обобщить 18Атериал по морфологии, морфологический разбор слова, три группы частей речи, неизменяемые и изменяемые части речи.

Знать изученный теоретический материал по морфологии. Уметь применять данные знания на практике; строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.


66



Синтаксис простого предложения. Пунктуация.

1

Систематизировать и обобщить 18Атериал по теме «Синтаксис простого предложения»

Знать опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова. Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения ,анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.


67 -70



Основные виды сложных предложений. Сложные предложения с различными видами связи.

2

Проверить знания и умения по изученному материалу. Объяснять причину появления ошибок.

Знать изученный теоретический материал по данному разделу. Уметь применять эти знания на практике







































Описание материально –технического обеспечения образовательного процесса

для учащихся:

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М.: Дрофа, 2005

2. Русский язык. Практика. 9 класс/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2007

3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2007

4. Угроватова Т.Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. -М.: Просвещение, 2005

5. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Эк-замен, 2004

6. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА: тренировочные задания.- М.: Эксмо,2008

для учителя:

1. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Аст-рель, 2001

2. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по рус-скому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000.

3. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под ред. Т.М.Пахновой. - М.: Дрофа, 2005

4. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006

5. Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и уп¬ражнения. - М.: Дрофа, 2004

6. Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005

7. Шипицына Г.М., Петровская ОС, Черников И.А. Русский язык. Дидактические материалы. 8-11 классы. - М.: Дрофа, 2004

8. Шипицына Г.М. Изложение и сочинение с заданиями и ответами. - М.: Просвещение, 1997

9. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы.

10.Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса

11.Словари и энциклопедии по русскому языку