Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области
«Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус»
«Утверждаю»
Директор __________ С.И. Крютченко
Приказ от 29.08.2017 № 184
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
_________по Русскому языку_________
среднее общее образование 11 класс______________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 2 часа в неделю, 67 часов в год________________
(в неделю и за год)
Учитель: Масикова Галина Васильевна____________________
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса разработана с учётом БУП-2004, примерной программы основного общего образования по русскому языку А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой, М. «Просвещение» - 2013 г.
2017– 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса в ГБОУ РО «Донской Императора Александра lll казачий кадетский корпус» создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и примерной программы по русскому языку для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Учтены изменения к требованиям содержания учебного курса на основании «Примерных программ по русскому языку» 2004 года (Стандарты второго поколения).
Обучение родному языку в ДККК рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития воспитанника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника ДККК практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем); сдача ЕГЭ по русскому языку как обязательного.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков, коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление, расширение и совершенствованием знаний по синтаксису и пунктуации, так как вопросы орфоэпии, лексики, морфемики, орфографии и морфологии были изучены в 10 классе. Особое внимание в программе уделяется публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению воспитанниками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у обучающихся в связи с окончанием ДКК, вступлением в активную самостоятельную жизнь. Повторение материала по синтаксису и пунктуации планируется проводить параллельно с выполнением заданий КИМ по каждой теме, что позволит вести подготовку к ЕГЭ на каждом уроке. В качестве контрольных работ учащимся предлагаются диктанты, проверочные тестовые работы, комплексный анализ текста, сочинения по исходному тексту.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –
освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах;
овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция –
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,
владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 11 классе по данной программе сводятся к следующему:
закрепить и углубить знания обучающихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Общая характеристика предмета
«Русский язык»
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности выпускников на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка, углубление представлений о стилистике современного русского литературного языка, закрепление орфографических и пунктуационных навыков, расширение лексического запаса. Содержание обучения ориентировано на развитие личности выпускников, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью данных стилей, требованиями, предъявляемыми к образовательному учреждению с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием учебного заведения и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи.
Данная программа в основном ориентирована на работу с текстом. Задания для учащихся носят комплексный характер, то есть наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нём изобразительно-выразительные средства, пунктуацию и её стилистическую роль в данном тексте.
Тесная взаимосвязь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно-языковой формы произведения.
Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Она должна охватывать и лексику текстов по разным предметам, и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе общего образования. В процессе обучения воспитанник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы обучения:
урок-практикум
урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание Единого государственного экзамена;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности выпускников на уроке:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора: лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий;
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- выполнение практических заданий КИМ;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- определение проблемы текста;
- аргументация своей точки зрения;
- переложение текста;
- продолжение текста;
- составление тезисов;
- редактирование;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими выпускниками;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Место учебного предмета «Русский язык»
в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 11 классе. Согласно действующему в корпусе учебному плану на 2017-2018 учебный год рабочая программа по русскому языку предусматривает в 11 классе обучение в объёме 2 часа в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 67 часов (2 часа в неделю), так как в соответствии с годовым календарным графиком ДККК на 2017-2018 учебный год и расписанием уроков в 11 классе на 2017-2018 учебный год на день проведения занятий выпадает – 01.05 2018 (1 урок).
Содержание учебного предмета
«Русский язык»
Главные члены предложения (8 часов)
Главные члены предложения. Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим.
Именительный и творительный падежи в сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым. Управление при словах, близких по значению.
Однородные члены предложения и пунктуация в них (7часов)
Однородные члены предложения и пунктуация в них. Знаки препинания при однородных членах. Однородные и неоднородные определения.
Синтаксис и пунктуация (15 ч)
Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности речи. Обособленные определения.
Синонимика простых предложений с обособленными определениями. Придаточные определительные. Приложения и их обособление. Обособление обстоятельств. Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения. Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи.
Публицистический стиль (9часов)
Публицистический стиль. Особенности публицистического стиля и используемые в нём средства эмоциональной выразительности Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. Устное выступление. Доклад. Дискуссия.
Художественный стиль (7 часов)
Язык художественной литературы. Виды тропов и стилистических фигур.
Язык художественной литературы как разновидность современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Роль средств языковой выразительности в авторском тексте. Общая характеристика художественного стиля. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка.
Сложное предложение (14 часов)
Сложные предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения и знаки препинания в них. Сложноподчинённое предложение с одним придаточным. Синонимия сложноподчинённых предложений и предложений с причастными и деепричастными оборотами. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Недочёты и ошибки в построении сложноподчинённых предложений.
Знаки препинания при сравнительных оборотах, с союзами как, что, чем в СПП.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи.
Разговорный стиль (2 часа)
Разговорный стиль. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи. Языковые средства, характерные для разговорного стиля речи.
Повторение (5 часов)
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Морфология и орфография. Словообразование и орфография.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Виды контроля | Виды учебной деятельности |
1 | Главные члены предложения | 8 | 1- К.Р. | Объяснение изученного материала на самостоятельно подобранных примерах. Выборочная проверка домашнего задания, повторение материала о главных членах предложения, выполнение заданий ЕГЭ по данной теме. Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ. Выполнение контрольной работы и её анализ. |
2 | Однородные члены предложения и пунктуация в них | 7 | 1- Т.К. | Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений. Конструирование предложений по данным схемам, выполнение заданий ЕГЭ. Анализ предложений, тренировочные упражнения. Выполнение тестовых заданий. Выполнение контрольной работы и её анализ. |
3 | Синтаксис и пунктуация | 15 | 1-К.Р. | Объяснение изученного материала на самостоятельно подобранных примерах. Выборочная проверка домашнего задания, выполнение заданий ЕГЭ по данной теме, конструирование предложений по данной схеме. Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ. Анализ предложений, беседа по вопросам, тренировочные упражнения практического характера. Синтаксический разбор предложений с обособленными и уточняющими членами. Индивидуальная работа по карточкам. Тренировочные упражнения на повторение и закрепление по теме, творческая работа. Создание текста определённого функционально-смыслового типа. Анализ предложений, выполнение заданий КИМ по данной теме. Комплексный анализ текста, творческая работа, выполнение тренировочных упражнений. Пунктуационный разбор предложений, объяснительный диктант, конструирование предложений. |
4. | Публицистический стиль | 9 | 1-Р.Р. | Работа по учебнику, выполнение тренировочных упражнений. Анализ текстов, определение его проблемы, позиции автора, комментарий к нему. Индивидуальная работа по анализу текстов. Выполнение заданий КИМ. Выполнение заданий КИМ. Анализ текстов, творческая работа. |
5. | Художественный стиль | 7 | 3-Р.Р. | Работа по учебнику, выполнение тренировочных упражнений. Анализ текстов, определение его проблемы, позиции автора, комментарий к нему. Творческая работа. Индивидуальная работа по анализу текстов. Выполнение заданий КИМ. Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. Редактирование текстов в соответствии с речевой ситуацией. Создание собственных текстов в заданном стиле. Понятие эстетического, выявление в анализируемом произведении языковых средств, передающих эстетическое содержание. Совершенствование навыков написания текстов различной стилистической направленности. Работа с тестом. |
6. | Сложное предложение | 14 | 2 – К.Р. | Пунктуационный разбор предложений. Индивидуальная работа по карточкам, выполнение заданий ЕГЭ Тренировочные упражнения на повторение и закрепление по теме, творческая работа. Самостоятельная работа, конструирование предложений, объяснительный диктант. Создание текста определённого функционально-смыслового типа. Анализ предложений, выполнение заданий КИМ по данной теме. Комплексный анализ текста, творческая работа, выполнение тренировочных упражнений. Выполнение контрольной работы и её анализ. |
7. | Разговорный стиль | 2 | | Редактирование текстов в соответствии с речевой ситуацией. Создание собственных текстов в заданном стиле. Работа с тестом. |
8. | Повторение | 5 | 1 – К.Р. | Работа по учебнику, анализ орфограмм, выполнение тренировочных упражнений. Выполнение заданий КИМ. Выполнение контрольной работы и её анализ. |
| Итого: | 67 | 6 – К.Р. 4 – Р.Р. | |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
Русский язык.10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова - М.: Просвещение, 2015.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Цели и задачи темы | Формы урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля |
I ПОЛУГОДИЕ (32 часа) |
I ЧЕТВЕРТЬ (8 недель 2 дня - 16 часов) |
Главные члены предложения (8 часов) |
1 | Главные члены предложения и способы их выражения. | 1 | 04.09 | Обобщить знания учащихся о главных членах предложения и способах их выражения; уметь определять грамматическую связь между главными членами; закрепить навыки правописания суффиксов –н- и –нн- в прилагательных и причастиях. Обобщить знания по теме «Главные члены предложения»; работа по предупреждению грамматических ошибок. Обобщить знания по теме «Члены предложения»; закрепить навыки постановки знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым ); дать понятие речевой недостаточности, научить отличать её от неполных предложений; закрепить навыки правописания. Помочь научиться преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Проверить практические (орфографические и пунктуационные) умения учащихся, а также знания теории по разделу «Главные члены предложения». Проверить знания учащихся по теме «Главные члены предложения». | Комбинированный урок | Анализ предложений, тренировочные упражнения, работа по учебнику, составление конспекта, знакомство с заданиями КИМ и их выполнение. | Организация совместной учебной деятельности. |
2 | Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим | 1 | 05.09 | Комбинированный урок | Расширение круга используемых языковых и речевых средств, создание устных и письменных монологических высказываний в учебно-научной сфере общения. | Организация совместной учебной деятельности |
3 | Именительный и творительный падежи в сказуемом | 1 | 11.09 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, выполнение заданий КИМ. | Тематический: коллективный, индивидуальный |
4 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | 12.09 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам, составление таблицы. | Тематический: коллективный, индивидуальный |
5 | Р.к. Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | 18.09 | Комбинированный урок | Выборочная проверка домашнего задания, работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения | Тематический: коллективный, индивидуальный |
6 | Управление при словах, близких по значению. Подготовка к контрольной работе | 1 | 19.09 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, подготовка к контрольной работе. | Тематический: коллективный, индивидуальный |
7 | Контрольная работа № 1 по теме «Главные члены предложения» . | 1 | 25.09 | Контрольный урок | Выполнение контрольной работы. | Контрольная работа. |
8 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 26.09 | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы. | Работа над ошибками |
Однородные члены предложения и пунктуация в них (7часов) |
9 | Однородные члены предложения и пунктуация в них | 1 | 02.10 | Обобщить знания по теме «Осложнённое предложение (однородные члены предложения); закрепить навыки правописания не с разными частями речи. Обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения», работа по предупреждению стилистических недочётов в предложениях с однородными членами предложения; закрепить навыки правописания частиц не и ни. Обобщить знания об однородных и неоднородных определениях; научить различать однородные и неоднородные определения; закрепить навыки правописания. Проверить знания учащихся по теме «Однородные члены предложения». | Комбинированный урок | Анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по заданным схемам. | Организация совместной учебной деятельности. |
10 | Знаки препинания при однородных членах | 1 | 03.10 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, конструирование предложений по данным схемам. | Организация совместной учебной деятельности. |
11 | К.к. Знаки препинания при однородных членах | 1 | 09.10 | Комбинированный урок | Конструирование предложений по данным схемам, выполнение заданий ЕГЭ | Тематический: коллективный, индивидуальный |
12 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | 10.10 | Комбинированный урок | Анализ предложений, тренировочные упражнения, работа по учебнику. | Тематический: коллективный, индивидуальный |
13 | Однородные и неоднородные определения. Подготовка к тематическому контролю. | 1 | 16.10 | Комбинированный урок | Выполнение заданий ЕГЭ, работа по карточкам, подготовка к контрольной работе. | Тематический: коллективный, индивидуальный |
14 | Тематический контроль по теме «Однородные члены предложения» | 1 | 17.10 | Контрольный урок | Выполнение контрольной работы. | Контрольная работа. |
15 | Анализ тематического контроля . Работа над ошибками. | 1 | 23.10 | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы. | Работа над ошибками |
Синтаксис и пунктуация (15 часов) |
16 | Интонация и ее роль в предложении. | 1 | 24.10 | Обобщить знания учащихся об интонации, и её роли в предложении. | Комбинированный урок | Объяснение изученного материала на самостоятельно подобранных примерах. | Организация совместной учебной деятельности |
2 ЧЕТВЕРТЬ (8 недель – 16 часов) |
17 | Знаки препинания в конце предложения | 1 | 06.11 | Обобщить знания учащихся об интонации, и её роли в предложении; закрепить навыки правописания приставок. Обобщить знания учащихся об обособленных членах предложения: определениях, обстоятельствах, дополнениях, сравнительных оборотах, приложениях, вводных словах и вставных конструкциях; формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных членах. Закрепить знания о структуре сложноподчинённых предложений; показать синонимичность придаточных определительных с обособленными оборотами в простом предложении; формировать умение пользоваться этими оборотами в речи. Обобщить знания учащихся о приложениях; формировать навыки постановки знаков препинания при приложениях. Обобщить знания об обособленных обстоятельствах, о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах. совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания при обособленных дополнениях и уточнениях и уточняющих членах предложения. Проверить знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация». Проанализировать полученные результаты и дать индивидуальные рекомендации ученикам для дальнейшей подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. | Комбинированный урок | Работа по карточкам, конструирование предложений по данным схемам. | Самостоятельная работа. Словарный диктант. |
18 | Обособленные определения. | 1 | 07.11 | Комбинированный урок | Выборочная проверка домашнего задания, повторение материала об обособленных определениях | Тематический: коллективный, индивидуальный |
19 | К.к. Обособленные определения. | 1 | 13.11 | Комбинированный урок | Объяснение изученного материала на самостоятельно подобранных примерах. | Тематический: коллективный, индивидуальный |
20 | Синонимика простых предложений с обособленными определениями. Придаточные определительные. | 1 | 14.11 | Комбинированный урок | Синтаксический разбор предложений, конструирование предложений по данным схемам, выполнение заданий ЕГЭ | Организация совместной учебной деятельности |
21 | Приложения и их обособление. | 1 | 20.11 | Комбинированный урок | Выборочная проверка домашнего задания, работа по учебнику, тренировочные упражнения. | Тематический: коллективный, индивидуальный |
22 | Обособление обстоятельств. | 1 | 21.11 | Комбинированный урок | Синтаксический разбор предложений с обособленными обстоятельствами, работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, объяснительный диктант | Объяснительный диктант Тематический: коллективный, индивидуальный |
23 | Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения. | 1 | 27.11 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, тренировочные упражнения | Организация совместной учебной деятельности |
24 | Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. | 1 | 28.11 | Комбинированный урок | Конструирование предложений по данным схемам, выполнение заданий ЕГЭ | Организация совместной учебной деятельности |
25 | Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. | 1 | 04.12 | Комбинированный урок | Выборочная проверка домашнего задания, работа по учебнику, тренировочные упражнения. | Тематический: коллективный, индивидуальный |
26 | К.к. Пунктуация при обращениях. | 1 | 05.12 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, тренировочные упражнения | Тематический: коллективный, индивидуальный |
27 | Слова-предложения и выделение междометий в речи. | 1 | 11.12 | Комбинированный урок | Выборочная проверка домашнего задания, работа по учебнику, тренировочные упражнения. | Организация совместной учебной деятельности |
28 | Порядок слов в предложении. Подготовка к контрольной работе. | 1 | 12.12 | Комбинированный урок | Выполнение заданий ЕГЭ, работа по карточкам, подготовка к контрольной работе. | Тематический: коллективный, индивидуальный |
29 | Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | 18.12 | Урок контроля знаний | Выполнение контрольной работы. | Контрольная работа. |
30 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 19.12 | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы. | Работа над ошибками |
Публицистический стиль (9часов) |
31 | Публицистический стиль. Особенности публицистического стиля | 1 | 25.12 | Обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепить навыки правописания. Развивать умение пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля. | Комбинированный урок | Совершенствование навыков написания текстов различной стилистической направленности | Беседа, проблемные задания, выполнение упражнений |
32 | Особенности публицистического стиля и используемые в нём средства эмоциональной выразительности. | 1 | 26.12 | Комбинированный урок | Работа с текстами различных жанров публицистики. | Беседа, проблемные задания, выполнение упражнений |
II ПОЛУГОДИЕ (35 часов) |
3 ЧЕТВЕРТЬ (9 недель 5 дней – 20 часов) |
33 | Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. | 1 | 15.01 | Развивать умение пользоваться средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; закрепить навыки правописания. Ознакомить с жанрами публицистического стиля речи, с правилами устного выступления; научить писать портретный очерк. Воспитание чувств патриотизма, развитие устной речи учащихся; закрепить на практике правила устного выступления. Формировать навыки культуры речи; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность. | Комбинированный урок | Работа с текстами различных жанров публицистики. | Комплексный анализ текста |
34 | Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. | 1 | 16.01 | Комбинированный урок | Работа с текстами различных жанров публицистики. | Комплексный анализ текста |
35 | Устное выступление. Доклад. Дискуссия. | 1 | 22.01 | Комбинированный урок | Создание текстов разных стилей | Комплексный анализ текста |
36- 37 | Дискуссия на тему: «Патриотизм: знак вопроса». | 2 | 23.01; 29.01 | Урок-дискуссия | Создание текстов разных стилей | Комплексный анализ текста |
38 | Изложение публицистического стиля с элементами сочинения | 1 | 30.01 | Урок развития речи | Умение писать изложение публицистического стиля с элементами сочинения. | Изложение с элементами сочинения |
39 | Практикум. Выполнение заданий ЕГЭ | 1 | 05.02 | Урок-практикум | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Выполнение заданий ЕГЭ |
Художественный стиль (7 часов) |
40 | Общая характеристика художественного стиля. | 1 | 06.02 | Обобщить и углубить знания по теме «Художественный стиль речи»; закрепить навыки правописания. Показать роль тропов и стилистических фигур речи в текстах художественного стиля на основе анализа лирического произведения А.Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…»; формировать навыки культуры речи. Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность. Развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к художественному слову. | Комбинированный урок | Работа с текстами, тренировочные упражнения | Организация совместной учебной деятельности |
41 | Виды тропов и стилистических фигур. | 1 | 12.02 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, составление конспекта, тренировочные упражнения. | Работа с деформированным текстом, речевой контроль |
42 | Р.к. Виды тропов и стилистических фигур. | 1 | 13.02 | Комбинированный урок | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Тематический: коллективный, индивидуальный |
43 | Анализ лирического произведения А.Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…» | 1 | 19.02 | Урок-практикум | Работа с текстом лирического произведения А.Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…» | Комплексный анализ текста |
44 | Сочинение на тему: «Моё восприятие и истолкование стихотворения А.Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…» | 1 | 20.02 | Урок развития речи | Умение писать сочинение. | Сочинение |
45-46 | Изложение по тексту художественного стиля | 2 | 26.02; 27.02 | Уроки развития речи | Умение писать изложение по тексту художественного стиля. | Изложение по тексту художественного стиля. |
Сложное предложение (14 часов) |
47 | Повторение. Виды сложных предложений. | 1 | 05.03 | Повторение ранее изученного материала по теме «Сложное предложение»; закрепить навыки правописания. Закрепить умение определять структуру ССП и его частей, умение определять роль союза и в предложении; расставлять знаки препинания; усвоить сферу употребления данных конструкций. Проверить знания учащихся по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП». Повторить основные сведения о группах СПП; учить расставлять знаки препинания; закрепить умение определять структуру СПП; | Комбинированный урок | Конструирование предложений, работа по учебнику, работа по карточкам. | Организация совместной учебной деятельности |
48 | Пунктуация в сложносочинённом предложении. | 1 | 06.03 | Комбинированный урок | Анализ предложений, выполнение заданий КИМ по данной теме | Комментированное письмо. Самостоятельная работа. |
49 | Пунктуация в предложениях с союзом и. | 1 | 12.03 | Комбинированный урок | Пунктуационный разбор предложений, конструирование предложений, подготовка к контрольной работе. | Беседа, проблемные задания. |
50 | Контрольная работа № 3 по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП». | 1 | 13.03 | Контрольный урок | Выполнение контрольной работы. | Контрольная работа. |
51 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Основные группы СПП. | 1 | 19.03 | Комбинированный урок | Анализ ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы, работа с учебником. | Работа над ошибками. Комментированное письмо. |
52 | СПП с придаточными изъяснительными. | 1 | 20.03 | Комбинированный урок | Выполнение тренировочных упражнений, проверочная работа | Проверочная работа |
4 ЧЕТВЕРТЬ (7 недель 5 дней – 15 часов) |
53 | СПП с придаточными определительными. | 1 | 02.04 | Закрепить навыки правописания СПП, повторить и обобщить сведения о СПП; закрепить навыки грамотного пунктуационного оформления СПП. Повторить классификацию СПП с несколькими придаточными, привести в систему знания по теме. Закрепить пунктуационные навыки при сравнительных оборотах и в СПП (с союзами как, что, чем). Вспомнить бессоюзное сложное предложение и знаки препинания в нём. Проверить знания учащихся по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в СПП». Проанализировать полученные результаты и дать индивидуальные рекомендации ученикам для дальнейшей подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. | Комбинированный урок | Работа по учебнику, составление конспекта, заполнение таблицы. | Организация совместной учебной деятельности |
54 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 1 | 03.04 | Комбинированный урок | Анализ предложений, выполнение заданий КИМ по данной теме | Тематический: коллективный, индивидуальный |
55 | Знаки препинания в СПП с одним придаточным. | 1 | 09.04 | Комбинированный урок | Анализ предложений, выполнение заданий КИМ по данной теме | Самостоятельная работа |
56 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | 1 | 10.04 | Комбинированный урок | Работа по карточкам, тренировочные упражнения. | Проверочная работа |
57 | Знаки препинания при сравнительных оборотах, с союзами как, что, чем в СПП. | 1 | 16.04 | Комбинированный урок | Анализ предложений, выполнение заданий КИМ по данной теме | Организация совместной учебной деятельности |
58 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нём. | 1 | 17.04 | Комбинированный урок | Пунктуационный разбор предложений, конструирование предложений, подготовка к контрольной работе. | Самостоятельная работа |
59 | Контрольная работа № 4 по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в СПП». | 1 | 23.04 | Контрольный урок | Выполнение контрольной работы. | Контрольная работа. |
60 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 24.04 | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы. | Работа над ошибками |
Разговорный стиль (2 часа) |
61 | К.к. Разговорный стиль речи. | 1 | 30.04 | Обобщить и углубить знания по теме «Разговорный стиль речи»; выработать умение анализировать особенности и колорит устно-разговорной речи. На уроке-практикуме выявить уровень изученного материала и проверить знания за курс 11 класса. | Комбинированный урок | Работа по учебнику, индивидуальные карточки, анализ текстов | Организация совместной учебной деятельности |
62 | Урок-практикум по теме «Стили и типы речи» | 1 | 07.05 | Урок-практикум | Индивидуальная работа по анализу текстов | Самостоятельная работа |
Повторение (5 часов) |
63 | Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия». | 1 | 08.05 | Обобщить и систематизировать знания по фонетике, графике и орфографии; совершенствовать навыки правописания и навыки фонетического разбора. Обобщить и систематизировать материал по морфологии и орфографии; совершенствовать навыки правописания. Обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования. Итоговая проверка знаний учащихся. На контрольном уроке выявить уровень изученного материала и проверить знания за курс 11 класса. Проанализировать полученные результаты и дать индивидуальные рекомендации ученикам для дальнейшей подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. | Урок обобщения и систематизации | Работа по учебнику, анализ орфограмм, выполнение тренировочных упражнений, выполнение заданий КИМ. | Организация совместной учебной деятельности |
64 | Повторение. Морфология и орфография. Словообразование и орфография. Подготовка к контрольной работе. | 1 | 14.05 | Урок обобщения и систематизации | Выполнение тренировочных упражнений, работа по карточкам, выполнение заданий КИМ, подготовка к контрольной работе. | Тематический |
65 | Итоговая контрольная работа № 5 по теме «Повторение». | 1 | 15.05 | Контрольный урок | Выполнение контрольной работы. | Контрольная работа. |
66 | Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 21.05 | Урок обобщения и систематизации | Анализ ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы. | Работа над ошибками |
67 | Подготовка к сдаче ЕГЭ | 1 | 22.05 | Урок обобщения и систематизации | Выполнение тренировочных упражнений, работа по карточкам, выполнение заданий КИМ. | Организация совместной учебной деятельности |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015 г.
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. М.: Просвещение, 2012 г.
Дополнительная литература:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
«Русский язык» 11 класс: поурочные планы к учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой / автор-составитель Г.В. Цветкова – Волгоград: Учитель, 2013
Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 11 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.:ВАКО, 2012
М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов – на - Дону, «Феникс», 2008 г.
Л.И. Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2012 г.
И.П. Цыбулько. ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2012 г.
Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2017. Ростов – на - Дону: «Легион», 2017 г.
Л.И. Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2017. М.: «Экзамен», 2017 г
Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г.
С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф, 2015г.
Н.В.Егорова. ЕГЭ 2015. Подготовка к части С. М., 2015 Перечень учебно-методического обеспечения
Электронные пособия:
1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация);
1С: Репетитор. Тесты по пунктуации;
Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме. Фраза. Лингвистический тренажёр.
CD-ROM . «Орфографический практикум»;
CD-ROM . «Тесты по русскому языку»;
Презентации уроков
Планируемые результаты освоения выпускниками учебного предмета «Русский язык»
и система их оценки
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Оценка устных ответов выпускников
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учеников по русскому языку. Развернутый ответ кадета должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа выпускника надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если выпускник:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если выпускник дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если выпускник обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если выпускник обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке выпускника, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки выпускника oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных выпускником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы кадета, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка письменных работ выпускников
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию выпускника данного класса.
Нормы оценивания диктанта
Вид диктанта | оценка/количество ошибок |
«5» | «4» | «3» | «2» |
Контрольный | 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка. | 2 орф. - 2 пункт. или 1 орф.- 3 пункт. или 0 орф. – 4 пункт. | 4 орф. - 4 пункт. или 3 орф. - 5 пункт. или 0 орф. - 7 пункт. | 7 орф.- 7 пункт. или 6 орф. - 8 пункт. или 5 орф.- 9 пункт. или 8 орф.- 6 пункт. |
Словарный | 0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | до 7 ошибок |
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если выпускник выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если выпускник выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки выпускников.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания воспитанников по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы выпускника теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных выпускником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка | Основные критерии оценки |
содержание и речь | грамотность |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок. |
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:
«5» - 86% – 100 %;
«4» - 60% - 85 %;
«3» - 36% - 59 %;
«2» - 0% - 35 %.