Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 2 класса составлена на основе:
В младших классах школьникам с ОВЗ даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, воспитания интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений. В настоящей программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения, в связи с фрагментарностью усвоения школьниками учебного материала учтена система межпредметных связей.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В программе предусмотрено изучение разделов «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Решения задач».
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии базисным учебным планом и учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 уч. год (34 недели 1 день) на 170 часов, по 5 часов в неделю.
Звуки гласные и согласные, их различение. Постановка знака ударения. Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Слова с буквами и и й, их различение. Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р-л, б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с), свистящие и шипящие, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Слова, обозначающие предметы (называние предметов и различение их по вопросам кто? что?; называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы); различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки); сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван); различение слов по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Слова, обозначающие действия (называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?; группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается); различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Построение простого предложения. Выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания. Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв. Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д. Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов. Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий. Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).
№ | Дата | Тема урока | Словарь | Повторение | Коррекционно - развивающие упражнения | Наглядность. |
Повторение (12 ч.) |
-
| | Предложение. | | Правила написания предложения. | «Подбери предложения к рисункам». | Предметные рисунки. |
-
| | Предложение и его схема. | Собака | Схема предложения. | «Подбери схему к предложению». | Настенные таблицы. |
-
| |
-
| | Распространение предложений. | | Схема предложения. | «Закончи предложения». | Предметные рисунки. |
-
| |
-
| | Слово. | Капуста | Звуковой анализ слова. | Письмо по памяти. | Сюжетные рисунки. |
-
| |
-
| | Составление предложений с данным словом. | Карандаш | Схема предложения. | Составь предложение с заданным словом. | Предметные картинки. |
-
| |
-
| | Звуки и буквы. | | Выделение звука из слова. | Списывание текста. | Буквы разрезной азбуки. |
-
| |
-
| | Диагностическая контрольная работа №1. Списывание текста. | | Дифференциация гласных и согласных звуков. | Самостоятельная работа | Карточка с заданиями. |
Звуки и буквы (81 ч.) |
Звуки и буквы (13 ч.) |
-
| | Работа над ошибками. Гласные звуки и буквы. | | Правильное произношение гласных звуков | «Впиши недостающие гласные», «Подбери слова к схеме». | Карточки, схемы |
-
| | Согласные звуки и буквы. | | Правильное произношение согласных звуков. | Дифференциация гласных и согласных звуков. | Алфавит |
-
| |
-
| | Слова, которые различаются одним звуком. | Ветер | Выделение звука из слова. | «Буквы убежали», «Собери слово». | Наборы для составления схем. |
-
| |
-
| | Слова, которые различаются количеством звуков. | | Звуковой анализ слова. | «Найди похожие слова выпиши их парами». | Раздаточный материал. |
-
| |
-
| | Слова, которые различаются последовательностью звуков. | | Звуко – буквенный анализ слова. | «Сосчитай и назови гласные в слове». | Буквы разрезной азбуки. |
-
| |
-
| | Ударение в словах. | Москва | Ударные и безударные слоги. | «Угадай слово» | |
-
| | Выделение ударного гласного в слове. | | Ударные и безударные гласные. | «Третий лишний», списывание с печатного текста. | |
-
| | Проверочная работа № 1 по теме «Звуки и буквы» | | | Самостоятельная работа | Карточка |
-
| | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Звуки и буквы» | | Ударные и безударные гласные. | «Проверь себя» | Памятка |
Слог (11 ч.) |
-
| | Деление слов на слоги. | | Звуко - слоговой анализ слов. | Загадка. «Найди начало и конец слова, запиши». | Слоги. |
-
| |
-
| | Гласные в образовании слов. | Помидор | Звуко – слоговой анализ слов. | «Гласные убежали», «Подбери слова к схемам». | Схемы слов, слоги. |
-
| | Перенос слов по слогам. | | Деление слов на слоги. | «Переноси правильно». | слоги. |
-
| |
-
| | Деление слов со звуками И – Й на слоги. | Морковь | Различение звуков И-Й. | «Запиши слова под схемами». | Раздаточный материал. |
-
| |
-
| | Дифференциация звуков Л – Р. | Мороз | Произношение звуков Р-Л | «Вставь пропущенную букву», «Угадай слово». | Предметные картинки |
-
| |
-
| | Контрольная работа №2. Диктант по теме «Звуки и буквы. Слог» | | | Диктант | |
-
| | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Слог» | | Деление слов на слоги. | «Проверь себя» | Памятка |
Парные звонкие и глухие согласные (14ч.) |
-
| | Дифференциация звуков Б – П. | | Произношение звуков Б-П | «Буквы спорят». Чистоговорка. | Слоги, предметные картинки |
-
| |
-
| | Дифференциация звуков В – Ф | | Произношение звуков В-Ф | Напиши слоги рядом с их схемами. | Схемы слов, буквы разрезной азбуки. |
-
| |
-
| | Дифференциация звуков Г – К. | | Произношение звуков Г-К | «Перекрёстки», чистоговорка. | Схемы слов, буквы разрезной азбуки. |
-
| |
-
| | Дифференциация звуков Д – Т. | | Произношение звуков Д-Т | «Собери слово». Письмо по памяти. | Схемы слов, слоги. |
-
| |
-
| | Дифференциация звуков Ж – Ш. | | Произношение звуков Ж-Ш | «Угадай слово» | Схемы слов, слоги. |
-
| |
-
| | Дифференциация звуков З – С. Составление рассказа по картинке. | | Произношение звуков З-С | «Слоги разбежались». | Схемы слов, слоги. |
-
| |
-
| | Дифференциация звонких и глухих согласных. | | Парные согласные. | «Третий лишний». | Карточки – схемы. |
-
| |
Шипящие и свистящие согласные (8 ч.) |
-
| | Шипящие согласные. | | Правильное произношение шипящих звуков. | Игра «Кто быстрее». | Карточки на ж, ш, ч, щ. |
-
| |
-
| | Свистящие согласные. | Улица | Правильное произношение свистящих согласных. | Игра «Четвёртый лишний». | Схемы слов. Карточки на с, з, ц. |
-
| |
-
| | Дифференциация шипящих и свистящих согласных. | | Различение шипящих и свистящих согласных. | «Буквы спорят». | Раздаточный материал. |
-
| |
-
| | Проверочная работа №2 по теме «Согласные звуки» | | Согласные звуки | Самостоятельная работа | Карточка |
-
| | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Согласные звуки» | | Согласные звуки | «Проверь себя» | Памятка |
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога (11 ч.) |
-
| | Работа над ошибками. Буква Е в начале слова или слога. | | Произнесение, характеристика буквы Е. | «Угадай слово». | Лента букв, слоги. |
-
| |
-
| | Буква Ё в начале слога или слова. | | Произнесение, характеристика буквы Ё. | «Найди начало и конец лов. Запиши» | Лента букв. Раздаточный материал. |
-
| |
-
| | Буква Ю в начале слова или слога. | | Произнесение, характеристика буквы Ю. | «Допиши последние слоги в словах». | Раздаточный материал. |
-
| |
-
| | Букв Я в начале слога или слова. | Заяц | Произнесение, характеристика буквы Я. | Игра «Собери слово». | Слоги. |
-
| |
-
| | Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. | | Произнесение, характеристика букв Е, Ё, Ю, Я. | «Четвёртый лишний». | Лента букв, разрезная азбука. |
-
| | Контрольная работа №3 Списывание текста | | | Самостоятельная работа | Карточка |
-
| | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Гласные Е,Ё, Ю, Я» | | Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова | «Проверь себя» | Памятка |
Твёрдые и мягкие согласные (8 ч.) |
-
| | Гласные Ы – И после твёрдых и мягких согласных. | | Твёрдость и мягкость согласного звука. | «Дорисуй схемы», «Слоги убежали», | Раздаточный материал. |
|
-
| | Гласные О – Ё после твёрдых и мягких согласных. | | Гласные, обозначающие твёрдость или мягкость согласных. | Игра, «Третий лишний». | Слоги, схемы слов. |
|
-
| | Гласные У – Ю после твёрдых и мягких согласных. | | Гласные, обозначающие твёрдость или мягкость согласных. | «Соедини слоги так, чтобы получились слова». | Слоги, предметные рисунки. |
|
-
| | Гласные А – Я после твёрдых и мягких согласных. | | Гласные, обозначающие твёрдость или мягкость согласных. | «Третий лишний». | Слоги, схемы слов. |
|
-
| | Гласная Е после мягких согласных. | | Гласные, обозначающие твёрдость или мягкость согласных. | «Найди начало и конец слов. Запиши» | Схемы слов, слоги. |
-
| | Закрепление по теме «Гласные после твердых и мягких согласных» |
-
| | Контрольная работа № 4. Диктант по теме «Твердые и мягкие согласные» | | | Диктант | |
-
| | Работа над ошибками. Правописание твёрдых и мягких согласных. | | Гласные, обозначающие твёрдость или мягкость согласных. | «Проверь себя» | Схемы слов, памятка. |
Мягкий знак на конце слова (10 ч.) |
-
| | Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. | | Обозначение мягкости согласных на конце буквой Ь. | «Угадай слова». | Предметные картинки, раздаточный материал. |
-
| |
-
| | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | | Произнесение слов с мягким знаком. | «Закончи предложение». | Предметные картинки. |
-
| |
-
| | Различие твёрдых и мягких согласных на конце слова. | | Дифференциация пар слов (угол – уголь) по смыслу, произношению и написанию. | «Найди похожие предметы, запиши их названия». | Предметные картинки |
-
| |
-
| | Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце. | | «Третий лишний», «Подбери к схемам слова». | Схемы слов |
-
| |
-
| | Проверочная работа №3 по теме «Мягкий знак» | | | Самостоятельная работа | Карточка |
-
| | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Твёрдые и мягкие согласные». | | Выделение твёрдых и мягких слогов. | «Закончи предложение одним словом», «Проверь себя» | Схемы слов, памятка |
Слово (47 ч.) |
Названия предметов (19 ч.) |
-
| | Предмет и его название. | Коньки | Соотнесение предмета с его названием. | Загадка. | Предметные картинки. |
-
| |
-
| | Названия предметов, отвечающих на вопрос что? | | Постановка вопроса что это? к словам. | «Угадай слова». | Предметные картинки. |
-
| |
-
| | Названия частей предмета. | Пальто | Постановка вопроса что это? к словам. | Собери машинку из частей». | Предметные картинки. |
-
| |
-
| | Сходные предметы и их названия. | | Постановка вопроса что это? к словам. | «Найди сходные по значению предметы» | Предметные картинки. |
-
| |
-
| | Обобщающее слово для группы однородных предметов. | Огурец | Понятие «Однородные предметы». | «Назови одним словом». | Предметные картинки. |
-
| |
-
| | Названия предметов, отвечающих на вопрос кто? | Ворона | Постановка вопроса кто это? к словам. | «Угадай слова». | Предметные рисунки. |
-
| | Обобщающее слово для группы однородных предметов. | Корова | Постановка вопроса кто это? к словам. | Загадка. | Предметные рисунки. |
-
| |
-
| | Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? и что? Картинный диктант. | | Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. | «Запиши слова парами». | Предметные рисунки. |
-
| |
-
| | Дифференциация слов, обозначающих один или несколько предметов. | Ребята | Различение слов, обозначающих один или несколько предметов. | «Дорисуй, чтобы было много одинаковых предметов». | Раздаточный материал. |
-
| |
-
| | Контрольная работа №5 Списывание текста | | | Самостоятельная работа | Карточка |
-
| | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Название предметов» | | Практические упражнения в написании имён. | «Буквы спорят», «Один-много», «Проверь себя» | Карточка, памятка |
Большая буква в именах людей (7 ч.) |
-
| | Большая буква в именах и фамилиях. | | Упражнения в написании имён и фамилий. | «Буквы спорят» | Таблички с напечатанными именами и фамилиями. |
-
| |
-
| | Большая буква в кличках животных. | | Упражнения в написании кличек животных. | «Буквы спорят», «Третий лишний». | Рисунки с изображением животных. |
-
| |
-
| | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | | Упражнение в написании имён собственных и нарицательных. | «Разберись, кого как зовут». | Предметные рисунки. |
-
| | Контрольная работа № 6. Диктант по теме «Большая буква в именах» | | | Диктант | |
-
| | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Большая буква» | | Большая буква в именах | «Проверь себя» | Памятка |
Названия действий (13 ч.) |
-
| | Действие и его название. | | Понятие «Действие предметов». | «Замени слова вопросами». | Предметные рисунки. |
-
| | Действие и его название. | | Понятие «Действие предметов». | «Делай как я». | Предметные рисунки. |
-
| | Названия действий отвечающих на вопрос что делает? | | Называние демонстрируемых действий и действий по рисункам. | Загадка. «Слова убежали». | Сюжетные рисунки. |
-
| |
-
| | Названия действий отвечающих на вопросы что делают? | | Называние демонстрируемых действий и действий по рисункам. | «Слова убежали». | Сюжетные рисунки. |
-
| |
-
| | Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы. | Воробей | Называние демонстрируемых действий и действий по рисункам. | «Найди ошибку». | Сюжетные рисунки |
-
| | Практическое употребление слов, обозначающих действия предметов. | | Называние демонстрируемых действий и действий по рисункам. | «Зачеркни лишние слова». | Сюжетные картинки. |
-
| | Слова собственные, отвечающие на вопрос: что делает? что делают? | | Называние демонстрируемых действий и действий по рисункам. | «Составь пару». | Предметные рисунки. |
-
| | Слова нарицательные, отвечающие на вопрос: что делает? что делают? | | Называние демонстрируемых действий и действий по рисункам. | Загадка, «Третий лишний». | Сюжетные рисунки. |
-
| | Дифференциация названия предметов и названия действий по вопросам. | | Упражнения в названии предметов и их действий. | Игра «Приведи слова домой». | Предметные рисунки. |
-
| | Контрольная работа №7 Тест по теме «Слово» | | | Самостоятельная работа | Карточка |
-
| | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Названия предметов и действий» | | Слова, названия предметов и действий | «Проверь себя» | Памятка |
Предлоги (4 ч.) |
-
| | Предлог как отдельное слово. | Берёза. | Узнавание и правописание предлогов. | Игра «Угадай предлоги». | Сюжетные рисунки. |
-
| |
-
| | Употребление предлогов в предложении. | Машина. | Узнавание и правописание предлогов. | «Впиши предлоги». | Предметные картинки. |
-
| |
Слова с непроверяемыми гласными (4 ч.) |
-
| | Слова с непроверяемыми гласными. | | Правописание изученных словарных слов. | Игра «Трудные гласные». | Словарь. |
-
| | Выделение гласной в словарных словах. | | Правописание изученных словарных слов. | Впиши в текст «трудные» гласные. | Словарь. |
-
| | Написание гласных в словах родственниках. | | Выделение твёрдых и мягких слогов. | «Закончи предложение одним словом». | Схемы слов. |
-
| | Контрольная работа №8 Списывание текста | | | Самостоятельная работа | Карточка |
Предложение (21 ч.) |
-
| | Работа над ошибками. Выделение предложения из текста. | | Выделение предложений из речи и текста. | «Подбери предложения к рисункам», «Проверь себя» | Сюжетные рисунки, памятка |
-
| |
-
| | Правила записи предложения. | | Выделение предложений их речи и текста. | «Из предложений убежали первые слова. Догони их». | Таблички с напечатанными предложениями. |
-
| |
-
| | Предложение и его схема. | | Правила записи предложения. | «Придумай и запиши предложение к схеме». | Наборы для составления схем предложений. |
-
| |
-
| | Построение предложений из данных вразбивку слов. | | Правила записи предложений. | «Подбери подписи к рисункам». | Карточки со словами данными вразбивку. |
-
| |
-
| | Порядок слов в предложении. | Молоко | Правила записи предложений. | «Составь из слов предложение». | Таблица с напечатанным сплошным текстом. |
-
| |
-
| | Завершение начатого предложения. | | Правила записи предложения. | «Закончи предложения». | Таблички с незаконченными предложениями. |
-
| |
-
| | Составление предложений по предметной картинке. | | Правила записи предложений. | «Придумай предложение к картинке». | Предметные картинки. |
-
| |
-
| | Составление предложений по сюжетной картинке. | | Выделение предложений из текста. | «Придумай рассказ» | Сюжетные картинки. |
-
| |
-
| | Знаки препинания в конце предложения. | | Предложения-вопросы и предложения-ответы. | «Найди ответы на рисунке». | Сюжетные рисунки. |
-
| |
-
| | Закрепление по теме «Предложение». | | Правила записи предложений. | «Начерти схемы и запиши под ними предложения». | Карточка |
-
| | Диагностическая контрольная работа № 9. Итоговый диктант | | | Диктант | |
-
| | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Предложение». | | Правила записи предложений. | «Проверь себя» | Памятка |
Повторение (15 ч.) |
-
| | Звонкие и глухие согласные. | | Различение звонких и глухих согласных. | «Вставь нужную букву». | Лента букв. |
-
| |
-
| | Твёрдые и мягкие согласные. | | Твёрдость и мягкость согласного звука. | Составление рассказа по заданным вопросам. | Сюжетные рисунки. |
-
| | Мягкий знак на конце слов. | | Обозначение мягкости согласных на конце Ь. | «Угадай слова». | Предметные картинки. |
-
| |
-
| | Названия предметов. | | Постановка вопросов кто? что? к словам. | «Замени слова вопросами». | Предметные картинки. |
-
| | Большая буква в именах собственных. | | Практические упражнения в написании имён собств. | «Подбери похожие имя и фамилию». | Буквы разрезной азбуки. |
-
| |
-
| | Названия действий. | | Упражнение в названии предметов и их действий. | «Угадай предмет по его действию» загадка. | Предметные рисунки. |
-
| |
-
| | Предложение. | | Правила записи предложений. | «Составь из слов предложения». | Предметные рисунки. |
-
| | Комплексное повторение изученного | |
-
| |
-
| |
-
| |
Программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. М.: «Просвещение», 2010.
Якубовская Э. В. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы / Э.В. Якубовская. Н.В.Павлова – 7-е изд. – М.: Просвещение,2016
Касса букв и сочетаний.
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Компьютер, мультимедийный проектор.
http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru