СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы с календарным планированием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 5 класса.»



Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании Федерального образовательного стандарта общего образования (2010 год), образовательной программы основного общего образования, авторской программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов, авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова. - М.: Дрофа. 2013г., учебного плана образовательного учреждения, федерального перечня учебников (Русский язык, 5 класс. Авторы-составители: М.М. Разумовская, С.И. Львова. В.И. Капинос, В. В. Львов) и локального акта образовательного учреждения.

Рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю) и предназначена для реализации в 2017-2018 учебном году в 5 классе (общеобразовательный уровень) в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5».

Основные цели

Рабочая программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому  языку, позволит сформировать у учащихся школы языковую, лингвистическую и литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач. Рабочая программа предусматривает создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению предметного материала по русскому языку; формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе русского языка метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».

Задачи программы:

*воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе, осознание эстетической ценности родного языка; воспитание интереса и любви к русскому языку;

*овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

*развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

*овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, умение формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;

*проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др. ;

*овладение разными видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

*освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования;

*развитие способности опознавать, классифицировать и оценивать языковые факты;

*обогащение активного и потенциального словарного запаса;

*расширение объёма используемых в речи грамматических средств;

*совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

*развитие умения стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

*воспитание устремления к речевому самосовершенствованию.






































Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Личностные результаты:

ученик научится

*осознавать эстетическую ценность русского языка и стремиться к речевому самосовершенствованию;

*уважительно относиться к родному языку и развивать эстетические чувства и художественный вкус;

*усваивать грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

*применять приобретенные умения и навыки для дальнейшего самосовершенствования и обогащения новыми знаниями;

*формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию


ученик получит возможность научиться

*понимать и воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа;

*определять роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

*систематически пополнять объём словарного запаса;

*осознавать свою этническую принадлежность, знать историю языка, культуру своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

*формировать осознанное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мне-

нию, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,

религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.


Метапредметные результаты:

регулятивные

ученик научится

*самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя

новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы сво

ей познавательной деятельности;

*анализировать условия достижения цели;

*формировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;

*формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

*определять цели предстоящей учебной дея­тельности (индивидуальной и коллективной),

последователь­ность действий, оценивать достигнутые результаты и адекват­но

формулировать их в устной и письменной форме



ученик получит возможность научиться

*самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

*принимать грамотные решения в проблемной ситуации;

*свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой;

*развивать интерес к исследовательской и проектной де­ятельности в процессе изучения

курса, в том числе для реали­зации

личных притязаний и потребностей.



Коммуникативные

ученик научится

*владеть различными видами монолога и диалога;

*участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

*формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

*интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;

*работать в группе, устанавливать рабочие отношения;

*формулировать своё мнение и позицию, аргументировать её


ученик получит возможность научиться

*свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

*создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом возрастных особенностей, замысла, адресата и ситуации общения;

*выступать перед аудиторией сверстников с не­большими сообщениями, докладами;

*развивать готовность слушать собеседника и вести диа­лог, готовность признавать

возможность существования раз­личных точек зрения и права каждого иметь свою;

*владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным.



Познавательные


ученик научится

*формулировать учебную задачу;

*осмысленно и бегло читать и воспроизводить тексты лингвистического содержания;

*разбивать текст на части и составлять простой и сложный план;

*воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

*дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного или

прослушанного текста;

*овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; ве

сти самостоятельный поиск и анализ информации


ученик получит возможность научиться

*извлекать информацию из различных ис­точников, включая средства массовой информации;

*самостоятельно формулировать вопросы по содержанию текста;

*самостоятельно строить рассуждения, осуществлять анализ;

*различать научные понятия, разбираться в том, как строится определение научных по

нятий;

*излагать содержание прочитанного текста, извлекать информацию, представленную в

разных формах, осуществлять классификацию, обобщать понятия;

*строить небольшие по объему высказывания на заданную тему.


Рефлексивные

ученик научится

*оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

*проводить работу над речевыми, грамматическими ошибками с использованием алгоритма выполнения задачи;

*различать деловую и научную речь, составлять тексты самостоятельно по заданному алгоритму;

*сравнивать результаты своей деятельности с результатами работы одноклассников;

*проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме



ученик получит возможность научиться

*соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

*владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

*проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме;

*производить самодиагностику результатов изученной темы;

*способность оценивать свою речь с точки зрения её со­держания, языкового оформления.


Предметные результаты обучения:

ученик научится

*проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

*проводить синтаксический разбор простого предложения;

*обнаруживать и объяснять изученные ранее орфограммы и пунктограммы;

*применять алгоритм выявления способа словообразования;

*толковать лексическое значение и проводить лексический анализ слова;

*собирать материал для сочинения, оформлять план сочинения, выявлять композиционные и языковые особенности текстов разных типов речи;

*указывать морфологические признаки изученных частей речи и употреблять грамматические формы в соответствии с нормами литературного языка;

*определять части речи и члены предложения, их роль в предложении, тексте;

*составлять и конструировать словосочетания и предложения, составлять схемы;

*определять синтаксическую роль изученных частей речи



ученик получит возможность научиться

*писать сочинение разных типов: описание, повествование, рассуждение;

*использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы и пунктограммы, пользоваться орфографическим словарем;

*находить материал для сочинения-описания по картине из словаря синонимов, толкового словаря, справочных материалов, составлять план сочинения-описания картины;

*проводить работу над речевыми, грамматическими ошибками с использованием алгоритма выполнения задачи;

*различать научные понятия, понимать, как строится определение научных понятий;

*анализировать разные виды сложных предложений;

*редактировать текст творческой работы по алгоритму выполнения задания;

*закреплять знания по орфографии и пунктуации;

*определять текст по форме, виду и типу речи, выявлять устойчивые разновидности текстов;

*развивать навыки определения частей речи и членов предложения, их роли в предложении, тексте;

*устно объяснять пунктуацию на письме, использовать специальные графические обозначения.







































Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов

К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

по фонетике и графике:определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать буквы и звуки свободно пользоваться алфавитом;

по орфоэпии:правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; называть буквы алфавита; употребительные слова изученных частей речи, в том числе термины русского языка;

по лексике:толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;

по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различие в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов;

по морфологии:различать части речи; знать и указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения;

по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и не проверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о -ѐ после шипящих в корне, чередующихся а-о, е -и в корнях типа -раст- -рос-, -лаг- - лож-, -мер- -мир-, -тер- -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з и с (раз- - рас-; из- - ис - и др.); знать смешиваемые на письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи -ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-,рщ-; верно употреблять разделительные ъ и ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;

по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определяют главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов;

по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже; пользоваться разными видами лингвистических словарей;

по разделу «Речь»:

Чтение.Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.

Анализ текста.Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.

Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения.

Создание текста.Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.

Совершенствование текста. Находить и исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.





























Содержание курса


  1. Раздел «О языке и речи»

Зачем человеку нужен язык.

Роль языка в жизни человека.

Обучение чтению и пересказыванию лингвистического текста.

Понятие о родственных языках. Обучение чтению и пересказыванию лингвистического текста.

Обучение информационно-смысловой обработке лингвистического текста.

Что такое речь. Формирование условий, необходимых для речевого общения.

Речь монологическая и диалогическая.Речь устная и письменная.

Знакомство с законами фонетики, определение различий между звуками и буквами.

Закрепление правильного произношения названия букв.

  1. Раздел «Повторение изученного в начальных классах»

Звуки и буквы. Алфавит.

Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я.

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. Развитие навыков фонетического и орфографического письма.

Фонетический разбор слова. Повторение гласных и согласных.

Осмысление представления о большей информативности согласных звуков.

Отработка навыков орфоэпии. Порядок фонетического разбора.

Отработка навыков фонетического разбора.

Тема раздела «Текст»

Что такое текст. Тема текста.

Понятие текста, признаки текста. Связь предложений в тексте. Составление текста

Понятие темы текста, широкой и узкой темы.

Основная мысль текста.Тексты на одну тему, но с разной основной мыслью.

Заголовки, содержащие основную мысль текста.

Тема раздела «Письмо. Орфография»

Зачем людям письмо. Определение социальных причин возникновения письма.

Значение письма в жизни общества.

Орфография. Нужны ли правила?

Представление об орфографии и орфограмме и о роли орфографических правил для грамотного письма.

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков.

Отработка навыков правописания безударных корней, подбора однокоренных слов.

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков.

Понятие орфограмм согласных корня: проверяемые и непроверяемые согласные, непроизносимые согласные,

удвоенные согласные корня.

Дифференциация этих написаний при письме и на слух.

Признаки орфограмм. Отработка навыка безошибочного письма согласных в корнях слов.

Опознавание данных сочетаний и верное их воспроизведение в практике письма.

Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов.

Умение находить орфограмму, правильно употреблять Ь.

Разделительный Ь и Ъ знаки. Отработка навыков определения и выбора орфограммы.

Умение правильно употреблять разделительные знаки.

Не с глаголами. Отработка и закрепление навыков правописания НЕ с глаголами.

Умение находить орфограмму, применять правило.

Написание -тся и -ться на конце глаголов. Отработка и закрепление навыков правильного написания.

Умение находить орфограмму, применять правило.

Тема раздела «Строение слова»

Почему корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова.

Отработка умений и навыков морфемного разбора слова.

Отработка навыков чтения лингвистического текста.

Как образуются формы слова.

Сформировать понятие об окончании как морфеме, несущей информацию о грамматическом значении слова.

Умение выделять окончания в различных частях речи, определять их значения.

Тема раздела «Слово как часть речи»

Самостоятельные части речи.

Предмет изучения морфологии. Лексические и грамматические признаки частей речи.

Как изменяются имена существительные, прилагательные и глаголы.

Морфологические признаки частей речи. Определение слова как части речи.

Служебные части речи. Предлог. Отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Определение предлогов в тексте. Отработка навыков правописания предлогов с другими словами.

Служебные части речи. Союз. Частица. Отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Определение союзов и частиц в тексте.

Отработка навыков правописания союзов и частиц с другими словами.

Структура текста. План текста. Средства связи предложений и частей текста.

Абзац как часть текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно –

стилистического членения текста. Микротемы. Заголовки. План текста.

Тема раздела «Фонетика. Орфоэпия».

Что изучает фонетика. Звуки гласные и согласные

Классификация гласных и согласных звуков.

Звуки гласные и согласные. Классификация гласных и согласных звуков.

Основные особенности русского ударения. Представление о фонетическом слоге.

Деление слов на слоги. Разграничение слов по признаку «правильное – неправильное» ударение.

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.

Основные правила произношения гласных звуков.

Отработка правильной, грамотной речи, четкой дикции. Предупреждение произносительных ошибок.

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.

Тема раздела «Лексика. Словообразование. Правописание».

Как определить лексическое значение слова. Синонимы.

Предмет изучения лексики. Лексическое значение слова.

Сколько лексических значений имеет слово.

Определение роли однозначных и многозначных слов в художественной речи.

Работа с толковым словарём. Словари русского языка.

Способы объяснения прямого и переносного значений слова в толковом словаре.

Переносное значение слова – основа художественных тропов.

Фразеологизмы. Признаки фразеологизмов.

Стилистическая принадлежность и основные функции в речи.

Употребление фразеологизмов в художественной речи.

Как пополняется словарный состав русского языка.

Основные пути пополнения словарного состава родного языка: словообразование и заимствование.

Фонетические особенности иноязычных слов.

Слова с полногласием и неполногласными сочетаниями, их написание.

Как образуются слова в русском языке.

Механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов.

Сложение как морфологический способ образования слов.

Соединительные гласные о, е в этих словах.

Морфемный разбор слова. Последовательность разбора слова по составу.

Знакомство со словообразовательным словарем.

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

Виды чередований гласных и согласных в корнях слов.

Опознавание слов с чередующимися звуками.

Правописание чередующихся гласных а –о в корнях.

Условия употребления данных корней. Наиболее употребительные слова

с данными корнями и верное их написание.

Буквы о – ё после шипящих в корнях слов.

Правило употребления букв о – ё в ударном положении после шипящих в корнях слов.

Наиболее употребительные слова на данное правило.

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.

Признаки разных видов омонимов без введения терминов.

Значение, строение, написание разных видов омонимов.

Использование омонимов в художественной речи.

Что такое профессиональные и диалектные слова.

Названия групп слов, имеющих ограниченную сферу употребления.

Сфера употребления терминов. Знакомство с деятельностью В.И. Даля.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

О чем рассказывают устаревшие слова.

Признаки устаревших слов.

Этимология как наука, изучающая происхождение слова, его исторические родственные

связи с другими словами. Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова.

Понятие речевого этикета.

Отработка навыков употребления этикетных слов в речи.

Этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности в соответствии с речевой ситуацией.

Правописание приставок.

Правописание неизменяемых приставок.

Отработка навыков правописания приставок на -з и -с.

Буквы и—ы после ц

Буквы и-ы после ц в корнях, в окончаниях, в суффиксах.

Слова на данное правило.

Особенности произношения и написания слов с помощью транскрипции.

Что изучает стилистика. Стилистически значимая речевая ситуация.

Анализ речевой ситуации. Схема речевой ситуации.

Разговорная и книжная речь.

Культура речевого поведения.

Речевая ситуация, характерная для книжной и разговорной речи.

Стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства,

способные передать непринуждённость и эмоциональность речи.

Художественная речь. Научно – деловая речь.

Речевая ситуация, характерная для художественной речи.

Разделение научно –деловой и художественной речь.

Трансформирование художественной речи в деловую и наоборот.

Тема раздела «Синтаксис и пунктуация»

Что изучает синтаксис и пунктуация.

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.

Отличие слова от предложения.

Роль знаков препинания в понимании смысла предложения. Наследие А.М. Пешковского.

Словосочетание. Понятие словосочетания

Отличие словосочетания от слов и предложений.

Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании.

Грамматические средства связи в словосочетании. Виды словосочетаний.

Словосочетание. Выделение словосочетаний из предложений.

Составление словосочетаний по схемам. Разбор словосочетания.

Эпитет как средство выразительности.

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания.

Восклицательные предложения.

Отработка навыков постановки восклицательного знака.

Умение на слух определять восклицательные и невосклицательные предложения.

Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым

Отработка навыков постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Предложения распространенные и нераспространенные.

Отработка умений и навыков определения и составления распространенных и нераспространенных предложений.

Второстепенные члены предложения. Дополнение. Способы выражения дополнений.

Отличие дополнения и подлежащего. Определение. Способы выражения определения.

Соотношение морфологического (падежного) и синтаксического (смыслового) вопросов

к определению в случае их несовпадения). Функциональность эпитетов.

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельства. Виды обстоятельств.

Роль обстоятельств в распространении предложений.

Однородные члены предложения. Отработка постановки запятой при однородных членах.

Обобщающее слово перед однородными членами.

Отработка навыков постановки двоеточия после обобщающего слова.

Двоеточие после обобщающего слова.

Обращение. Отработка навыков постановки запятых при обращении.

Отличие обращения от подлежащего и дополнения.

Синтаксический разбор простого предложения.

Отработка умений и навыков синтаксического разбора предложения.

Сложное предложение и его структура в сопоставлении с простым предложением.

Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Отработка постановки запятой в сложных предложениях.

Синтаксический разбор сложного предложения.

План синтаксического разбора предложения.

Схемы предложений. Прямая речь.

Прямая речь. Её письменное и интонационное оформление.

Диалог. Строение диалога. Отличие от прямой речи.

Оформление диалога на письме. Этика общения.

Тема раздела «Типы речи. Строение текста»

Что такое тип речи. Основные типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Их особенности. Описание. Повествование. Рассуждение

Основные типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Их особенности. Продолжение работы по теме.

Оценка действительности. Способы выражения оценки действительности.

Положительная и отрицательная оценка предметов, их признаков, действий и состояний.

Строение текста типа рассуждения – доказательства.

Текст типа рассуждения – доказательства.

Схема развёртывания такого текста: тезис - аргументы- примеры- вывод.

Классификация частей речи русского языка.

Самостоятельные и служебные части речи.

Распознавание слова как части речи.

Тема раздела «Глагол»

Морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов.

Что обозначает глагол. Признаки глагола.

Опознавание в тексте глаголов различных тематических групп.

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами. Правило и исключения.

Глаголы с приставками не- , недо-.

Словообразование глаголов. Отработка навыков анализа значения морфем.

Вид глагола. Различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Значения видов глагола.

Анализ глаголов совершенного и несовершенного вида с точки зрения смысловых и морфемных различий.

Корни с чередованием букв е – и.

Знакомство с понятием инфинитив. Определение конечной морфемы инфинитива.

Умение определять начальную форму глагола в соответствии с его видом, умение опознавать глагол

по типичным моделям.

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

Наклонение глагола. Осознание смысловых отличий разных форм наклонения глагола.

Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола.

Образование сослагательного наклонения.

Правописание глаголов сослагательного наклонения с частицей бы.

Этикетные фразы. Как образуется повелительное наклонение глагола.

Отработка навыков опознавания глаголов в повелительном наклонении в побудительных предложениях.

Времена глагола Морфологические признаки глагола.

Образование и произношение глаголов в форме прошедшего времени.

Будущее время глаголов совершенного и несовершенного вида.

Спряжение глагола. Лицо и число.

Отработка навыков определения лица, числа, спряжения глагола.

Знакомство с разноспрягаемыми глаголами.

Правописание безударных личных окончаний глагола.

Правила и образец рассуждения при спряжении глаголов с безударным личным окончанием.

Правописание личных окончаний глагола.

Отработка на писания безударных личных окончаний глагола по алгоритму.

Безличные глаголы и их признаки. Переходные и непереходные глаголы и их признаки.

Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях.

«Данное» и «новое» в предложениях. Место «данного» и « нового» в предложениях текста.

Ошибки в порядке слов и их исправление.

Строение текста типа повествования.

Редактирование текстов и исправление ошибок с информационной переработкой текста

повествовательного характера. Повествовательные зарисовки (этюды).

Тема раздела «Имя существительное»

Что обозначает имя существительное.

Осмысление общего грамматического значения предметности имени существительного.

Умение находить в тексте имена существительные с отвлеченным значением.

Словообразование имён существительных.

Основные способы образования имён существительных.

Определение роли имен существительных со значением отвлечённого действия.

Употребление суффиксов существительных -ЧИК и –ЩИК, -ЕК и –ИК.

Отработка навыков семантического разграничения слов,

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.

Отработка навыков правописания НЕ с существительными.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Отработка навыков написания существительных, обозначающих жителей какой-нибудь местности.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Употребление прописной буквы для обозначения имён собственных на письме.

Род имен существительных. Отработка навыков чтения и пересказывания лингвистического текста.

Определение рода как постоянного признака. Знакомство с понятием общего рода.

Существительные общего рода Род несклоняемых имен существительных.

Отработка навыков определения рода.

Число имен существительных. Знакомство с особенностями категории числа у существительных.

Существительные, имеющие только одно число.

Падеж и склонение имен существительных.

Повторение и закрепление ЗУН в определении склонения и падежа существительных.

Знакомство с существительными на -МЯ и их формами.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Употребление имен существительных в речи.

Синтаксическая роль имён существительных.

Словосочетания и предложения, в состав которых входят имена существительные.

Тема раздела «Строение текста (продолжение)»

Строение текста типа описания предмета. Редактирование текстов типа описания предмета.

Соединение типов речи в тексте.

Тема раздела «Имя прилагательное».

Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Закрепление навыков правописания окончаний прилагательного.

Дефисное написание прилагательных, обозначающих оттенок цвета.

Словообразование имен прилагательных.

Типичные способы образования имён прилагательных.

Прилагательные полные и краткие.

Правописание кратких прилагательных на шипящий.

Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных.

Как образуется сравнительная степень прилагательного.

Превосходная степень имен прилагательных.

Повторение и обобщение изученного в 5 классе.















Тематическое планирование по русскому языку. 5 класс.


Название раздела

Кол-во часов

Темы раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1

О языке и речи

5

Речь. Язык.

5

Сочинение

2

Повторение изученного

в начальных классах

37

Фонетика. Графика.

Текст.

Письмо. Орфография.

Строение слова.

Слово как часть речи.

3

4

13

4

13

Диктант

Изложение

Сочинение


3

Систематический курс русского языка.











133

Фонетика. Орфоэпия.

Лексика. Словообразование. Правописание.

Стили речи.

Синтаксис и пунктуация.

Типы речи.

Строение текста.

Глагол.

Строение текста.

Имя существительное.

Строение текста

(продолжение).

Имя прилагательное.


8

26


4

28


4

2

22

4

13

5


17




Тестирование

Сочинение

Диктант

Сочинение

Урок-практикум

Изложение

Сочинение

Диктант


Сочинение

Тестирование

Диктант






















Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе (175 часов)



п/п


Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Коррек-тировка


1.Раздел «О языке и речи» ( 5ч.) Р.р.-3 ч.




1

§1.Зачем человеку нужен язык.





2

§2. Что мы знаем о русском языке.




3

Р.р. §3. Что такое речь.





4


Р.р. §4. Речь монологическая и диалогическая




5


Р.р. §5. Речь устная и письменная. Что изучает фонетика.





2.Раздел «Повторение изученного в начальных классах».

Тема раздела «Фонетика. Графика».

( 3ч. )




6

§5. Звуки и буквы. Алфавит.




7

§6. Что обозначают буквы

Е, Ё, Ю, Я.




8

§7. Фонетический разбор слова.






Тема раздела «Текст». ( 4 ч.) Р.р. - 4 ч.




9

Р.р. §8-9. Что такое текст. Тема текста.




10


Р.р. §10. Основная мысль текста




11-

12

Р.р. Сочинение-описание по картине

«Ясный осенний вечер».





Тема раздела «Письмо. Орфография».

(13 ч.) Р.р. -1 ч.




13

Р.р. §11. Зачем людям письмо.





14

§12. Орфография. Нужны ли правила?




15-

16

§13. Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков.




17-

18

§14. Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков.




19

§15. Сочетание букв жи-ши, ча–ща, чу –щу, нч, чн, нщ, щн, рщ.





20

§16. Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов.




21

Контрольная работа № 1. Диктант.




22

Анализ диктанта.





23

§17. Разделительные Ь и Ъ.





24


§18. Не с глаголами





25


§19. Написание -тся и –ться в глаголах.






Тема раздела «Строение слова».

(4 ч.)




26-

27

§20. Почему корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова.





28-

29

§21. Как образуются формы слова.






Тема раздела «Слово как часть речи».

(13 ч.) Р.р.-6ч.




30

§22. Самостоятельные части речи.





31

Контрольная работа № 2.

Р.р. Изложение «Барсучонок»




32

Р.р. Изложение «Барсучонок».




33

§23. Как изменяются имена существительные, прилагательные и глаголы.




34-35

§24. Служебные части речи.

Предлог.




36

§24. Служебные части речи.

Союз. Частица.




37


Р.Р.

§25. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте





38




Р.р.

§26. Абзац как часть текста.

Микротема текста.





39

Р.р. Строение абзаца.






40-



Р.р. Контрольная работа № 3. Сочинение по заданному сюжету.




41

Р.р. Сочинение по заданному сюжету.





42


Анализ сочинений.





Раздел

«Систематический курс русского языка».

Тема раздела «Фонетика. Орфоэпия».

(7 ч.)




43

§27. Что изучает фонетика.




44

§28. Звуки гласные и согласные





45

§28. Звуки гласные и согласные.




46

§29. Слог. Ударение.




47

§30. Что изучает орфоэпия.

Произношение ударных и безударных гласных звуков.




48

§31. Произношение согласных звуков.

Орфоэпический разбор слова.




49-50

Контрольная работа № 4. Тестирование.






Тема раздела «Лексика. Словообразование. Правописание». ( 26 ч.)

Р.р. -5 ч.




51-52

§32. Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.




53

§33. Сколько лексических значений имеет слово.




54

Р.р. Словари русского языка.




55


Р.р. Составление словарной статьи.




56

§34. Когда слово употребляется в переносном значении. Фразеологизмы.




57-58-


Р.р. Сочинение-повествование с элементами описания (от 1 лица) по картине

К.Ф. Юона «Русская зима».




59

§35. Как пополняется словарный состав русского языка.




60-61

§36. Как образуются слова в русском языке.




62

§36. Морфемный разбор слова.





63-

64

§37. Какие чередования гласных и согласных происходят в словах





65

Повторение по теме «Лексика. Словообразование. Правописание».




66

Контрольная работа № 5 (диктант) с грамматическим заданием.




67

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.




68

§38. Правописание чередующихся гласных

а –о в корнях -лаг – лож-,

-раст-- (-ращ-) -рос-.





69

§39. Буквы о – ё после шипящих в корнях слов.




70

§40. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.




71

§41. Что такое профессиональные и диалектные слова.




72

§42. О чем рассказывают устаревшие слова.




73-

74

Р.р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером Волке».




75


§43. Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова.




76

§44. Правописание приставок. Буквы ы, и после ц.





Тема раздела «Стили речи».(4 ч.) Р.р.- 4 ч.




77

Р.Р.

§46. Что изучает стилистика.




78



Р.Р.

§47. Разговорная и книжная речь.

Культура речевого поведения.




79

Р.Р.

§48. Художественная речь.

Научно – деловая речь.




80

Р.р.

Написание рассказа по картине

И.Т. Хруцкого.






Тема раздела «Синтаксис и пунктуация».

(28 ч.) Р.р.-3 ч.




81

§49. Что изучает синтаксис и пунктуация.





82

§50. Словосочетание.





83

§50. Виды словосочетаний.






84

§51. Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания.




85

§52. Восклицательные предложения.





86

§53. Главные члены предложения.




87

§54. Тире между подлежащим и сказуемым





88

§55. Предложения распространенные и нераспространенные.




89

§56-57. Второстепенные члены предложения.

Дополнение.




90

§58. Определение.





91

§59. Обстоятельство.





92

§60. Однородные члены предложения.




93

§61. Обобщающее слово перед однородными членами.





94

§61. Двоеточие после обобщающего слова.




95

Урок-практикум. Повторение.




96

§62. Обращение.





97

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

§63. Синтаксический разбор простого предложения.





98

§63. Синтаксический разбор простого предложения.




99

§64. Сложное предложение





100

§64. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.





101


102

§64. Синтаксический разбор сложного предложения.

Знаки препинания в сложном предложении.




103

Р.р.§65. Прямая речь.





104

Р.р. Изложение с элементами рассуждения.




105

Р.р.§66. Диалог.





106

Повторение и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация».




107


Контрольная работа №6 (диктант)

по теме «Синтаксис и пунктуация».




108

Анализ контрольной работы.





Тема раздела «Типы речи».

(4 ч.) Р.р.- 4 ч.




109

Р.Р.

§67. Что такое тип речи.





110

Р.Р.

§68. Описание.Повествование.

Рассуждение.




111

Р.Р. (19)

§69. Оценка

действительности.




112

Р.Р. Создаем текст определенного типа речи.





Тема раздела «Строение текста».

(2 ч.)




113

§70. Строение текста типа рассуждения –доказательства.




114

Классификация частей речи русского языка.






115

Тема раздела «Глагол». ( 22 ч.)


§71. Что обозначает глагол.





116

§72. Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами.




117

§73. Словообразование глаголов





118

§74. Вид глагола.





119

§75. Корни с чередованием

букв е – и.




120

§75. Корни с чередованием

букв е – и.




121

§76. Инфинитив.





122

§77. Правописание -тся и -ться в глаголах.




123

§78. Наклонение глагола.





124

§79. Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола.




125

§80. Как образуется повелительное наклонение глагола.




126

§81. Времена глагола.





127

§82. Спряжение глагола.




128

§82. Спряжение глагола. Лицо и число.




129

§83. Правописание безударных личных окончаний глагола.




130


131

§83. Правописание личных окончаний глагола.

Морфологический разбор глагола.




132


§84. Безличные глаголы.




133

§84. Переходные и непереходные глаголы.




134

Диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».




135

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.





136

Р.р.

§85. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях.





Тема раздела «Строение текста».

(4 ч.) Р.р.- 3 ч.




137

Р. р.

§86. Строение текста типа повествования.




138

Р.р. Сочинение-повествование

«Как я обычно…»




139

Р.р. Сочинение-повествование

«Как я обычно…»




140

Анализ ошибок, допущенных в контрольном сочинении.





Тема раздела «Имя существительное».

(13 ч.) Р.р.-1 ч.




141

§87. Что обозначает имя существительное.




142

§88. Словообразование имён существительных.




143

§89. Употребление суффиксов существительных

-ЧИК и –ЩИК




144

§90. Употребление суффиксов существительных-ЕК и –ИК.




145

§91. Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.




146

§92. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.




147

§93. Собственные и нарицательные имена существительные.




148

§94. Род имен существительных.





149

§95-96. Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.




150

§97. Число имен существительных.





151

§98. Падеж и склонение имен существительных.





152

§99. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.




153

Р.р. §100. Тестирование по теме.






Тема раздела «Строение текста»

(продолжение)

(5 ч.) Р.р.-3 ч.




154-155

Р.р.

§101. Строение текста типа описания предмета.




156

Р.р.

§102. Редактирование текстов типа описания предмета.




157

Р.р.

§102. Соединение типов речи в тексте.





158

Р.р. Сочинение-описание домашнего животного.





Тема раздела «Имя прилагательное».

(17 ч.)




159

§103. Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные.




160

§104. Правописание окончаний имен прилагательных.




161

§105. Словообразование имен прилагательных.




162

§106. Прилагательные полные и краткие.




163

§106. Правописание кратких прилагательных на шипящий.




164

§107. Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных.




165

§108-109. Как образуется сравнительная степень прилагательного




166

Превосходная степень имен прилагательных.




167

Повторение и обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография».




168

Повторение и обобщение изученного по теме «Лексика. Словообразование. Правописание».




169

Контрольная итоговая работа № 7. Диктант.




170

Анализ контрольной работы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 3 секунд
Комплекты для работы учителя