СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку составлена дя 7 класса (по ФГОС) по учебнику Баранова, Ладыженской...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 7 класса»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка

«Утверждаю»

Директор школы _______ /В.Н.Долматова/

Приказ от 30 августа 2017г. №258















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

Уровень общего образования, класс

основное общее , 7б класс______________

Количество часов: 167ч________________

Учитель: Панчехина Инна Александровна















Пояснительная записка


Данная рабочая программа по русскому языку составлена для 7б класса

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.


Нормативные документы

1

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ

2

Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»

3

ФГОС ООО и концепция духовно-нравственного воспитания граждан России

4

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»

5

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»»

6

Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения 2011 г.

7

Приказ об утверждении регионального учебного плана для общеобразовательных учреждений РО на 2016-2017 учебный год от 18.04.16г. №271

8

Нормативные требования СанПин, СанПин2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

9

«Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы», авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина, М., Просвещение, 2011г.

10

Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. №253 , Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 г. «НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников», Приказ от 26.01.2016г. №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию и утверждённых Приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. №253»

11

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

«Русский язык». Сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2010г.

12

Устав школы

13

Образовательная программа школы

14

Годовой календарный учебный график на 2017-2018 учебный год

15

Расписание учебных занятий на 2017-2018 учебный год

16

Учебный план на 2017-2018 учебный год

17

«Русский язык». 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций – 4-е изд. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др., М.: Просвещение, 2017г.











Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета

1

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знанийв разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этический норм, принятых в обществе;

2

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

3

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способностей осознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

4

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

5

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.




















ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ , НА КОТОРОЕ РАССЧИТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ ШКОЛЫ

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год, в соответствии с расписанием на 2017-2018 учебный год:

Класс

Предмет

Количество часов (в год) по программе

Количество часов(в год) в рабочей программе

Ф




ОУ




Всего в неделю




Русский язык

170

167

4

1

5


Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.

Отличительные особенности рабочей программы 7б от «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений», авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, М., «Просвещение», 2011г.

Примерная программа рассчитана на 170 часов. В соответствии с учебным планом и Федеральным компонентом предусмотрено 4 часа в неделю и 1 ч. в неделю (всего 31ч.) по выбору образовательного учреждения. Это даёт возможность реализовать программу в полном объёме.

Часы в рабочей программе распределены следующим образом:

Раздел

Количество часов

Обоснование

в пример-ной программе

в рабочей программе

1

Русский язык как развивающееся явление

1

1


2

Повторение изученного в 5-6 классах

12+2

12+2


3

Причастие

25+6

25+6


4

Деепричастие

10+2

10+2


5

Наречие

28+6

28+6


6

Категория состояния

4+2

4+2


7

Служебные части речи

1

1


8

Предлог

11+2

11+2


9

Союзы

16+2

16+2


10

Частицы

18+4

18+4


11

Междометие

4

4


12

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

12+2

9+2

Сокращено 3ч. в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 уч. год, в соответствии с расписанием на 2017-2018 уч. год


ВСЕГО

170

167




Рабочая программа по русскому языку разработана для обучающихся 7б класса (Мамедов Рамазан, Мурадова Эльнара, Туранов Эмрах, Усманов Алишан, Искандаров Рамазан), имеющих задержку психического развития (ЗПР) и обучающихся интегрировано по специальной коррекционной программе VII вида в условиях общеобразовательного класса.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности этих обучающихся, их способности, возможности и задатки, а также детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.


Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.


Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться на уроках русского языка.

Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было объяснить на доступном для обучающихся уровне.

Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

Ввиду психологических особенностей обучающихся с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:


-Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.


-Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).


-Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.


Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.


Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.


Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Содержание учебного предмета

Наименование разделов учебной программы и тем

1

Русский язык как развивающееся явление

1ч.

2

Повторение изученного в 5-6 классах

14ч.

3

Причастие

31ч.

4

Деепричастие

12ч.

5

Наречие

34ч.

6

Категория состояния

6ч.

7

Служебные части речи

1ч.

8

Предлог

13ч.

9

Союзы

18ч.

10

Частицы

22ч.

11

Междометие

4ч.

12

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

11ч.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся 7 класса должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Содержательные линии программы

Планируемые результаты.

Базовый уровень

Повышенный уровень

Общие сведения о языке




• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.


Фонетика и орфоэпия. Графика

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.


• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование


делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные

выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимуюинформациюиз морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных.

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.




Лексикология и фразеология


• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи.


Морфология


• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализ.




• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимуюинформациюиз словарей грамматических трудностей.

Синтаксис


• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.




• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация


• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма

Язык и культура


• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.




Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения предмета «Русский  язык»

Личностные результаты

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение различными видами монолога и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в



процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

•  способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.








Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в показателях уровня успешности обучающихся

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Утверждены на заседании МО учителей русского языка и литературы

(протокол №1 от 28 августа 2017года)

Основой выставления оценок по русскому языку являются «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», опубликованные в кн.«Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык» - М., «Просвещение», 2007г. Оценивание сочинений, изложений, контрольных диктантов, словарных диктантов проводится по нормам оценивания знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Словарные диктанты проводятся после изучения определённого количества слов, с дополнением предыдущих изученных слов. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса –15-20, для 6 класса –20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса –30-35, для 9 класса –35-40 слов.

За диктанты «Проверь себя», объяснительные, предупредительные, при помощи которых обучающиеся корректируют свои пробелы в знаниях, оценки не выставляются.

Также проводятся обучающие самостоятельные работы и самостоятельные работы с использованием перфокарт, а также орфографические и распределительные диктанты с целью проверки усвоения знаний учащихся и корректировки знаний на последующих уроках. За такие работы в журнал выставляются только оценки «5», «4», «3».

За диктанты, изложения и сочинения оценки выставляются сразу после проверки. При неудовлетворительной оценке за эти виды работ учитель даёт возможность пересдачи материала. В этом случае в классном журнале в следующей клеточке ставится оценка, свидетельствующая о пересдаче материала. За обучающее сочинение или изложение учитель вправе не выставлять отметку «2».

Если обучающийся пропустил более 20% уроков раздела, то, получив консультацию учителя дистанционно, он имеет возможность в течение учебной недели сдать пропущенный материал, форму контроля которого выбирает учитель. Оценка выставляется на дату сдачи материала.

В связи с тем, что в классе некоторые учащиеся со слабыми возможностями изучения русского языка, пересдача материала может быть в виде теста, работы с карточками, включающими задания по изучаемой теме. Работа, оцененная оценкой «4» и «3», не пересдаётся. На пересдачу материала отводится не менее 10 дней с момента выставления оценок.

При оценивании устных ответов учитель использует систему поощрения и наказания, когда за неправильный ответ ученика оценка может не выставляться. В таком случае учитель даёт возможность ученику выучить материал и ответить на уроке или во внеурочное время. Если же ученик систематически не готовится к урокам и проявляет недобросовестность в работе, учитель выставляет в журнал оценку «2», но возможность исправить эту оценку у ученика остаётся. В таком случае в журнале ставится оценка в клеточке рядом с этой оценкой. Нормативы за устные ответы и письменные работы учащихся нерусской национальности могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки.

Кроме традиционных форм контроля предложены тесты. При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90-100%

«4» - 78-89%

«3» - 60-77%

«2» - менее 59%

Примечание. Оценки за обучающие тестовые работы могут выставляться на усмотрение учителя (выборочно).

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.

Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регуля-тивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Комму-никация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы



При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).

Направления проектной деятельности обучающихся.

Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся – формирование компетентности работать на достижение планируемого результата.

Пять основных задач:

  • Формирование универсальных учебных и исследовательских действий.

  • Освоение продуктивно-ориентированной деятельности.

  • Овладение знаниями и навыками целенаправленной творческой деятельности и развитие творческих способностей.

  • Формирование рациональных моделей поведения.

  • Совершенствование навыков сотрудничества.

Проектная деятельность. Любая самостоятельная, социально значимая и организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные инициативы, интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами.

Типы проектов:

  • Информационный проект. Этот тип проекта направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении. Его цель – обучение участников проекта целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и обобщению.

  • Учебно-исследовательский проект. Совпадает с характеристиками учебно-исследовательской деятельности, дополненной традиционными признаками проекта. Может быть предметным, межпредметным или ориентированным на содержание научного направления, не входящего в перечень школьных предметов. Основная цель – формирование метапредметных результатов и представлений.

  • Социальный проект. Целенаправленная социальная (общественная) практика, позволяющая обучающимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Является удобным средством формирования социального опыта, социальных компетентностей и компетенций обучающихся, овладения основными социальными ролями, помогает осваивать правила общественного поведения.

  • Игровой проект. Является создание, конструирование или модернизация на основе предметного содержания.

  • Ролевой проект. Является подтипом игрового. Реконструкция или проживание определенных ситуаций, имитирующих социальные или игровые отношения



Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.


Оценка устных ответов учащихся


Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Примечание. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов


Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта для 5 кл.-90-100 слов, для 6 кл.-100-110слов, для 7 класса -110-120 слов, для 8 кл.-120-150 слов, для 9 кл.-150-170 слов (при подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова).

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он состоит для 5кл.из 15-20 слов, для 6кл.-20-25, для 7 кл. - 25-30 слов, для 8кл. – 30-35, для 9кл.- 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5кл.-12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6кл.-16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 кл. - 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8кл.-24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9кл.-24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5кл.-не более 5 слов, в 6-7 классах не более 7 слов, в 8-9 кл.- не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) В переносе слов;

2) На правила, которые не включены в школьную программу;

3) На еще не изученные правила;

4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) В исключениях из правил;

2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) В написании ы и и после приставок;

6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7) В собственных именах нерусского происхождения;

8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» - 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки, для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

ПРИМЕЧАНИЕ. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. 

Примечание. При массовом получении отрицательных оценок ученикам дается возможность переписать диктант другого текстового содержания по теме в течение недели. В таком случае оценка за первый написанный диктант не выставляется.


Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объем текста для подробного изложения в 5кл. – 100-150слов, в 6кл.- 150-200, в 7 кл. – 200-250, в 8кл.- 250-350, в 9кл.-350-450 слов.

Рекомендуется примерный объем классных сочинений в 5кл.- 0,5-1 страницы, в 6кл.- 1-1,5, 7 кл. – 1,5 – 2, в 8кл.-2-3, в 9кл.-3-4 страницы. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечания.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

5. В случае получения неудовлетворительной отметки ученик имеет право в течение трёх дней сделать работу над ошибками сочинения или изложения. В случае верного выполнения данной работы неудовлетворительная оценка не выставляется, а выставляется оценка выше на один балл.


Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

За учебную четверть и учебный год ставятся итоговые оценки. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года)большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую деятельность оценивались баллом «2».

ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧИТЕЛЕМ

Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие класс­ные и домашние работы, проверяются:

по русскому языку:

- в 5-6 классах проверяется каждая работа после каждого урока у всех учеников;

- в 6 (со второго полугодия) - 8 классах после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значи­мые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;

- в 9-11 классах – после каждого урока у слабых учащихся, а у ос­тальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важ­ности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.


Преподавание предмета в школе ведется с применением ИКТ :Smart- технологии, интернет-технологии, электронные ЦОР, дистанционные формы обучения и консультирования через электронный журнал и образовательное пространство.



Формы контроля:

-классные и домашние упражнения;

-различные виды разбора;

-участие в беседе, диалоге на лингвистическую тему;

- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный, орфоэпический);

- комплексный анализ текста;

- сочинение (в том числе по картине);

- изложение (подробное, сжатое, выборочное, с элементами сочинения);

- устное высказывание на лингвистическую тему;

- самостоятельная работа;

- тест, контрольная работа.



Пути решения поставленных в программе задач:

Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:

-информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»;

-составление плана текста;

-пересказ текста по плану;

-пересказ текста с использованием цитат;

-продолжение текста;

-составление учащимися авторского текста в различных жанрах(написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа);

-сочинения-рассуждения,

-изложения –миниатюры;

-сравнение текстов;

-коммуникативные и игровые ситуации

-составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-различные виды диктантов;

-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический);

-наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе, представленных в электронном виде).



При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:

урок-коммуникация,

урок-исследование,

урок-практикум,

урок контроля,

урок развития речи и т.д.



Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

Активные методы обучения

Игровые технологии

Исследовательская технология обучения

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Метод проектов

Технология мастерских на уроках русского языка и литературы

Технологии уровневой дифференциации

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологи

Технология «Перевёрнутый класс»



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (7б класс)


НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО:

Контроль-ные работы

Сочинения

Изложения

1

Русский язык как развивающееся явление

---

---

---

2

Повторение изученного в 5-6 классах

1

1

---

3

Причастие

1

1

2

4

Деепричастие

1

1

---

5

Наречие

1

2

1

6

Категория состояния

---

1

1

7

Служебные части речи

---

---

---

8

Предлог

---

1

---

9

Союзы

---

1

---

10

Частицы

1

3

---

11

Междометие

---

---

---

12

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

1

---

---









Календарно-тематическое планирование

по русскому языку

Класс 7б

Количество часов: всего 167 часов; в неделю 5 часов

урока

Название раздела или темы

Тема урока

Коли-чество часов

Дата





план

факт

1


Русский язык как развивающееся явление

1

1чет.

01.09



Повторение изученного в 5-6 классах


14



2


Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

04.09


3


Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

05.09


4


Лексика и фразеология.

1

06.09


5


Фонетика и орфография. Фонетический разбор слов.

1

07.09


6


Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

08.09


7


Морфология и орфография.

1

11.09


8


Морфологический разбор слова.

1

12.09


9


Р.р. Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»

1

13.09


10


Текст.

1

14.09


11


Диалог. Диалог как текст.

1

15.09


12


Стили литературного языка

1

18.09


13


Публицистический стиль.

1

19.09


14


Р.р. Выступление-обращение в публицистическом стиле.

1

20.09


15


Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

1

21.09



МОРФОЛО ГИЯ, ОРФОГРАФИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ.






ПРИЧАСТИЕ


31



16


Причастие как часть речи.

1

22.09


17


Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

25.09


18


Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

1

26.09


19


Выразительные средства причастного оборота

1

27.09


20


Р.р. Описание внешности человека

1

28.09


21


Роль причастных оборотов в портретных характеристиках

1

29.09


22


Действительные и страдательные причастия

1

02.10


23


Краткие и полные страдательные причастия

1

03.10


24


Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

04.10


25


Р.р.Роль причастных оборотов в литературных произведениях. Действительные причастия прошедшего времени

1

05.10


26


Р.р. Изложение текста Т.Л.Сухотиной от 3-го лица

1

06.10


27


Выразительные средства страдательных причастий настоящего времени

1

09.10


28


Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

10.10


29


Выразительные средства страдательных причастий прошедшего времени

1

11.10


30


Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

12.10


31


Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

1

13.10


32


Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. Отработка умений и навыков.

1

16.10


33


Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1

17.10


34


Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Отработка умений и навыков.

1

18.10


35


Практическая работа по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных».

1

19.10


36


Р.р. Роль страдательных причастий и отглагольных прилагательных в речи

1

20.10


37


Р.р.Выборочное изложение

1

23.10


38


Морфологический разбор причастия

1

24.10


39


Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

25.10


40


Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Практическое занятие.

1

26.10


41


Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

27.10


42


Роль причастий в описании внешности человека

1

2чет.

07.11


43


Р.р. Сочинение с описанием внешности человека

1

08.11


44


Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Отработка умений и навыков.

1

09.11


45


Повторение изученного по теме «Причастие»

1

10.11


46


Контрольная работа по теме «Причастие»

1

13.11



ДЕЕПРИЧАСТИЕ


12



47


Деепричастие как часть речи

1

14.11


48


Грамматические нормы в употреблении деепричастий.

1

15.11


49


Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

1

16.11


50


Выразительные средства деепричастного оборота

1

17.11


51


Раздельное написание НЕ с деепричастиями

1

20.11


52


Деепричастия несовершенного вида

1

21.11


53


Р.р. Роль деепричастия при описании картины

1

22.11


54


Р.р. Сочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь»

1

23.11


55


Деепричастия совершенного вида

1

24.11


56


Морфологический разбор деепричастия

1

27.11


57


Выразительные средства деепричастия

1

28.11


58


Контрольная работа по теме «Деепричастие»

1

29.11



НАРЕЧИЕ


34



59


Наречие. Морфологические признаки

1

30.11


60


Наречие как часть речи

1

01.12


61


Смысловые группы наречий. Обстоятельственные наречия.

1

04.12


62


Смысловые группы наречий. Определительные наречия.

1

05.12


63


Р.р.Роль наречий при описании картины

1

06.12


64


Р.р .Сочинение по картине И.Попова «Первый снег»

1

07.12


65


Степени сравнения наречий. Сравнительная степень.

1

08.12


66


Степени сравнения наречий. Превосходная степень.

1

11.12


67


Морфологический разбор наречия

1

12.12


68


Р.р. Рассуждение на тему «Прозвища»

1

13.12


69


Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е

1

14.12


70


Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е. Отработка умений и навыков.

1

15.12


71


Буквы Е –И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий

1

18.12


72


Буквы Е –И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. Отработка умений и навыков.

1

19.12


73


Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е

1

20.12


74


Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е. Отработка умений и навыков.

1

21.12


75


Роль наречий при описании действий

1

22.12


76


Р.р. Описание действий

1

25.12


77


Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

1

26.12


78


Буквы О и А на конце наречий

1

27.12


79


Буквы О и А на конце наречий. Отработка умений и навыков.

1

28.12


80


Р.р. Подробное изложение

1

3 чет.

09.01


81


Дефис между частями слова в наречиях.

1

10.01


82


Дефис между частями слова в наречиях. Отработка умений и навыков.

1

11.01


83


Р.р. Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья»


1

12.01


84


Слитное и раздельное написание наречий.

1

15.01


85


Слитное и раздельное написание наречий.Отработка умений и навыков.

1

16.01


86


Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

17.01


87


Учебно-научная речь. Отзыв

1

18.01


88


Учебный доклад

1

19.01


89


Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие»

1

22.01


90


Практическая работа по теме «Наречие»

1

23.01


91


Контрольная работа по теме «Наречие»

1

24.01


92


Анализ контрольной работы

1

25.01



КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ


6



93


Категория состояния как часть речи

1

26.01


94


Выразительные средства категории состояния

1

29.01


95


Морфологический разбор категории состояния

1

30.01


96


Р.р. Сжатое изложение по тексту К.Паустовского «Обыкновенная земля»

1

31.01


97


Синтаксическая роль слов категории состояния.

1

01.02


98


Р.р. Сочинение на лингвистическую тему.

1

02.02



СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ


1



99


Самостоятельные и служебные части речи

1

05.02



ПРЕДЛОГ


13



100


Предлог как часть речи

1

06.02


101


Р.р. Составление устного текста научного стиля

1

07.02


102


Употребление предлогов

1

08.02


103


Выразительные средства предлогов

1

09.02


104


Непроизводные и производные предлоги

1

12.02


105


Непроизводные и производные предлоги. Отработка умений и навыков.

1

13.02


106


Простые и составные предлоги.

1

14.02


107


Морфологический разбор предлога

1

15.02


108


Р.р.Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»


1

16.02


109


Слитное и раздельное написание производных предлогов

1

19.02


110


Слитное и раздельное написание производных предлогов. Отработка умений и навыков.

1

20.02


111


Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог»

1

21.02


112


Практическая работа по теме «Предлог»



1

22.02



СОЮЗ


18



113


Союз как часть речи.

1

26.02


114


Выразительные средства союзов

1

27.02


115


Простые и составные союзы

1

28.02


116


Союзы сочинительные и подчинительные.

1

01.03


117


Запятая перед союзами

1

02.03


118


Сочинительные союзы.


1

05.03


119


Сочинительные союзы. Отработка умений и навыков.

1

06.03


120


Подчинительные союзы

1

07.03


121


Выразительные средства подчинительных союзов

1

12.03


122


Морфологический разбор союза

1

13.03


123


Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга -наш друг и советчик»

1

14.03


124


Р.р. Сочинение-рассуждение «Книга -наш друг и советчик»

1

15.03


125


Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЗАТО

1

16.03


126


Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЗАТО. Отработка умений и навыков.

1

4 чет.

26.03


127


Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЗАТО. Практическая работа.


1

27.03


128


Обобщение и систематизация изученного по теме «Союз».

1

28.03


129


Обобщение и систематизация изученного по теме «Союз».

1

29.03


130


Практическая работа по теме «Союз».

1

30.03



ЧАСТИЦА


22



131


Частица как часть речи

1

02.04


132


Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

03.04


133


Р.р. Сочинение-рассказ «Горе-мечтатель»

1

04.04


134


Смысловые частицы

1

05.04


135


Смысловые частицы. Отработка умений и навыков.

1

06.04


136


Роль смысловых частиц в речи

1

09.04


137


Раздельное и дефисное написание частиц

1

10.04


138


Р.р. Роль частиц в описании картины

1

11.04


139


Р.р. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

1

12.04


140


Морфологический разбор частицы

1

13.04


141


Отрицательные частицы НЕ и НИ

1

16.04


142


Отрицательные частицы НЕ и НИ. Отработка умений и навыков.

1

17.04


143


Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-

1

18.04


144


Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-. Отработка умений и навыков.

1

19.04


145


Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

1

20.04


146


Частица НИ, приставка НИ.

1

23.04


147


Частица НИ, приставка НИ. Отработка умений и навыков.

1

24.04


148


Союз НИ-НИ.

1

25.04


149


Обобщение изученного по теме «Частицы»

1

26.04


150


Практическая работа по теме «Служебные части речи»

1

27.04


151


Контрольная работа по теме «Служебные части речи»

1

28.04


152


Анализ контрольной работы

1

03.05



МЕЖДОМЕТИЕ


4



153


Междометие как часть речи.

1

04.05


154


Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.


07.05


155


Выразительные средства междометий. Составление диалога с использованием междометий

1

08.05


156


Практическая работа по теме «Междометие». Составление рассказа с использованием междометий

1

10.05



ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ


11



157


Разделы науки о русском языке

1

11.05


158


Текст. Стили речи.

1

14.05


159


Р.р. Этикетный диалог

1

15.05


160


Итоговая контрольная работа

1

16.05


161


Фонетика. Графика.

1

17.05


162


Лексика и фразеология.

1

18.05


163


Морфемика. Словообразование.

1

21.05


164


Морфология. Морфологические и синтаксические признаки частей речи.

1

22.05


165


Орфография.

1

23.05


166


Синтаксис и пунктуация.

1

24.05


167


Р.р. Презентация проекта на свободную тему.

1

25.05


Согласовано: Согласовано:

Руководитель МО учителей Заместитель директора по УВР

русского языка и литературы

___________/Л.Г.Медведева/ ____________/Н.Г.Светикова/

Протокол №1 от 28.08. 2017г. 29.08.2017г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!