СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена по учебнику Л. А. Тростенцовой и других.  Рассчитана на 105 часов.

Просмотр содержимого документа
«р.п.-р105 8кл.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Курбакинская средняя общеобразовательная школа» Железногорского района Курской области





Принята Утверждаю

на заседании методического совета школы Директор школы

Протокол № 2017 г. ____________Марахин И. Д.

Председатель методического совета школы Приказ №

________________ от 2017 г.



























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

ДЛЯ 8 КЛАССА НА 2017-2018 УЧ. ГОД

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)











Составитель Алфимова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

















п. Магнитный, Железногорский район, Курская область

2017 год

Пояснительная записка

Нормативные документы и программы, лежащие в основе учебного предмета «Русский язык»

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе:

Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273 (гл.2, ст. 11, 12,13);

Федерального компонента государственного образовательного стандарта ООО (приказ Министерства образования и науки от 17. 12. 10 г. № 1897);

Примерной основной образовательной программы основного общего образования (fgosreestr.ru.2.);

Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

Авторской программы. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. и др. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 г.;

Учебного плана МКОУ «Курбакинская СОШ» на 2017-2018 учебный год. Положения о рабочей программе МКОУ «Курбакинская СОШ».

Рабочая программа ориентирована на учебник «Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений». Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2016 г.

Настоящая программа составлена на 105 часов (3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на один год обучения и является программой базового уровня.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня

В тексте программы используется условное обозначение: Р.р. – развитие речи.



Специфика и значение учебного предмета «Русский язык» для решения общих целей и задач образования


Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

Русский язык в современном мире (1 ч.)

Планируемые предметные результаты изучения темы «Русский язык в современном мире » в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:

- русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков

уметь:

- опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы





ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В VVII КЛАССАХ

(6 ч + 1 ч)

Пунктуация и орфография. Пунктуация и орфография. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Р.р. Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое).



Планируемые предметные результаты изучения темы «Повторение пройденного в 5-7 классах» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:

- основные пунктуационные и орфографические правила, изученные в V-VII классах;

- основные приёмы работы с книгой и другими источниками информации;

- виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое);

уметь:

- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания;

- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова, с изученными орфограммами, правильно писать слова с непроверяемыми написаниями;

- в практической деятельности использовать все виды чтения.



СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(7 ч.+2 ч.)

Основные единицы синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Синтаксический разбор словосочетаний

Планируемые предметные результаты изучения темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:

- основные единицы синтаксиса. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примы­кание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

уметь:

- правильно употреблять форму зависимого слова при со­гласовании и управлении. Уметь использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (2 ч.+2 ч.)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Р.р. Описание памятника культуры. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Планируемые предметные результаты изучения темы «Простое предложение» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:

- грамматическую (предикативную) основу предложения; основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц, особенности связи подлежащего и сказуемого, порядок слов в предложении, интонацию простого предложения, логическое ударение;

уметь:

- выделять предикативную основу предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов
наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения;

- писать сочинение-описание памятника культуры.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(6 ч. + 2 ч.)

Главные члены предложения

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Р.р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Планируемые предметные результаты изучения темы «Главные члены предложения» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:

- способы выражения подлежащего, сказуемого, простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое, тире между подлежащим и сказуемым.

- синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующую роль;

уметь:

- интонационно правильно произносить предложения с от­сутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

- пользоваться в речи синонимическими вариантами выраже­ния подлежащего и сказуемого;

- ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

- писать публицистическое сочинение о памятнике культуры.

Второстепенные члены предложения

(8 ч. + 2 ч.)

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Определение. Несогласованное определение. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нём. Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Р.р. Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края.


Планируемые предметные результаты изучения темы «Второстепенные члены предложения» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:

- роль второстепенных членов предложения в предложении, прямое и косвенное дополнение, несо­гласованное определение, приложение как разновидность опре­деления; знаки препинания при приложении, виды обстоя­тельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное), сравнительный оборот; знаки препинания при нем;

уметь:

- использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы; производить синтаксический разбор простых предложений;

- публично выступать.

Односоставные предложения. Неполные предложения

(9 ч. + 2 ч.)

Группы односоставных предложений. Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Вопрос об обобщённо-личных предложениях. Безличные предложения.

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Неполные предложения. Предложения утвердительные и отрицательные. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. Синтаксический разбор односоставного предложения.

Р. р. Рассказ на свободную тему.

Планируемые предметные результаты изучения темы «Односоставные предложения. Неполные предложения» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:

- группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимию односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующую роль.

- неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

уметь:

- пользоваться двусоставными и односоставными предло­жениями как синтаксическими синонимами. Уметь пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места;

писать сочинение- рассказ на свободную тему.

Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения

(10 ч. + 2 ч.)

Понятие об осложнённом предложении

Понятие об однородных членах (повторение изученного). Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Нормы сочетания однородных членов. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Вариативность постановки знаков препинания.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Р.р. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера)

Планируемые предметные результаты изучения темы «Однородные члены предложения» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:

- однородные члены предложения, связанные союзами (соеди­нительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однород­ных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однород­ных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предло­жениях; вариативность постановки знаков препинания.

уметь:

- интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах; ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения с однородными членами;

- писать сочинение-рассуждение на основе литературного произведения.

Обособленные члены предложения

(10 ч. + 1 ч.)

Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Р.р. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Планируемые предметные результаты изучения темы «Обособленные члены предложения» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:

- что такое обособление, условия обособления определений, приложений, обстоятельств; обособление уточняющих членов предложения; выделитель­ные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточ­няющих членах предложения; синтаксические синонимы - обособленных членов предложе­ния, их текстообразующую роль.

- знать строение текста- характеристики человека, языковые особенности

уметь:

- интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Уметь использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение (2 ч.)

Повторение изученного об обращении. Назначение обращения. Функции и способы выражения обращений. Интонация предложений с обращениями. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

Планируемые предметные результаты изучения темы «Обращение» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:

- назначение обращения. Функции и способы выражения обращений; распространенное обращение; выделительные знаки препи­нания при обращениях; текстообразующую роль обращений

уметь:

- интонационно правильно произносить предложения с об­ращениями;

правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.



Вводные и вставные конструкции. Междометия

(10 ч.)

Вводные конструкции. Синонимия вводных конструкций. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

Р.р. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Планируемые предметные результаты изучения темы «Вводные и вставные конструкции. Междометия» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:

- группы вводных слов и сочетаний по значению;

- вводные конструкции; синонимию вводных конструкций; выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетания и вводных предложениях.

уметь:

- интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями;

- пользоваться в речи синонимическими вводными словами;

- употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста;

- выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.


Чужая речь

(9 ч. + 2 ч.)

Понятие о чужой речи (повторение изученного о прямой речи и диалоге). Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью

Р.р. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Планируемые предметные результаты изучения темы «Чужая речь» в соответствии с требованиями ФГОС:

знать/понимать:

- способы передачи чужой речи, диалог, цитату; синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующую роль;

уметь:

- выделять в произношении слова автора;

- заменять прямую речь косвенной;

- выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.



ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

(9 ч.)

Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.



знать/понимать:



  • о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;

  • первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи

  • о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;

  • алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания

  • содержание понятия «культура речи»;

  • о взаимосвязи синтаксиса и культуры речи

  • о взаимосвязи синтаксиса и орфографии

уметь:

  • производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;

  • пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;

  • разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);

  • правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;

  • правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;

  • обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Обучающиеся научатся:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.



ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ



  • фронтальная форма организации учебной работы

  • индивидуальная форма организации работы

  • групповая форма организации учебной деятельности

  • парная форма учебной работы

  • индивидуально-групповая форм

  • урок «открытия нового знания»;

  • урок общеметодологической направленности;

  • урок развивающего контроля;

  • урок развития устной и письменной речи.

  • урок-практикум

  • урок-деловая игра

  • урок-защита проекта

  • урок творчества

  • урок-зачёт

  • урок-соревнование

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

информационная переработка устного и письменного текста:

  • составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;

  • пересказ текста с использованием цитат;

  • продолжение текста;

  • составление тезисов;

  • редактирование текста;

  • составление обучающимися авторского текста в различных жанрах (подготовка доклада, написание творческих работ и т.д.);

  • сочинения-рассуждения;

  • сравнение текстов;

  • интеллектуально-лингвистические упражнения;

  • коммуникативные и игровые ситуации;

  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

  • различные виды диктантов;

  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА

знать/понимать:

  • определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, ре­чеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;



уметь:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять стиль и тип текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятeльности и повседневной жизни для:

  • понимание роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуaльных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языкy, сохранения чистоты русского языка как явления кyльтуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в yчебных, бытовых, социaльно-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства полyчения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.




















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов (всего)

Из них (количество часов)

Контрольные работы

Развитие

речи

дикт.

сочин.

излож.

тест


1

Р.р. Русский язык в современном мире.

1





1

2

Повторение изученного в 5-7 классах

7

1




1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

9




1

2

4

Простое предложение

4





2

5

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

8



1


2

6

Второстепенные члены предложения


10

1




2

7

Односоставные предложения

11




1

2

8

Простое осложнённое предложение.

Однородные члены предложения

12

1

1



2

9

Обособленные члены предложения

11




1

1

10

Обращение

2






11

Вводные и вставные конструкции

10


2




12

Чужая речь

11

1




2

13

Повторение и систематизация изученного в VIII классе

9



2


2

Итого

105

4

3

3

3

19











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ уроков

Тема урока

К-во

час.

Дата проведения

(по плану)

Дата фактического проведения

Примечания

1

Р.р. Русский язык в современном мире

1




Повторение изученного в 5-7 классах (6+1 р.р.)

2

Пунктуация и орфография

1




3

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

1




4

Знаки препинания в сложном предложении

1




5

Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1




6

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1




7

Р.р. Сочинение по летним впечатлениям в форме письма

1




8

Контрольный диктант по тексту администрации

1




Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7+2р.р.)

9

Основные единицы синтаксиса

1




10

Р.р. Текст как единица синтаксиса

1




11

Предложение как единица синтаксиса

1




12

Словосочетание как единица синтаксиса

1




13

Виды словосочетаний.

1




14

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1




15

Синтаксический разбор словосочетаний

1




16

Р.р. Сочинение на тему «Дом, который украшает (не украшает) нашу улицу (посёлок)

1




17

Контрольное тестирование по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1




Простое предложение (2+2р.р.)

18

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1




19

Р.р. Выборочное изложение с элементами описания местности

1




20

Порядок слов в предложении. Интонация

1




21

Р.р. Описание памятника культуры

1




Двусоставные предложения. Главные члены предложения (6+2 р.р.)

22

Подлежащие

1




23

Р.р. Описание изображённого на картине И. Шевандроновой «На террасе».

1




24

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

1




25

Р.р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры своей местности на тему «Чудный собор».

1




26

Составное глагольное сказуемое

1




27

Составное именное сказуемое

1




28

Контрольное изложение с элементами описания памятника

1




29

Тире между подлежащим и сказуемым

1




Второстепенные члены предложения (8+2 р.р.)

30

Роль второстепенных членов в предложении

1




31

Дополнение

1




32

Определение. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом.





33

Приложение. Знаки препинания при нём

1




34

Обстоятельство

1




35

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1




36

Р.р. Характеристика человека

1




37

Р.р.  Сочинение -описание картины Ю. Ракши «Проводы ополчения». Групповой портрет.

1




38

Повторение темы «Двусоставные предложения»

1




39

Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения»

1




Односоставные предложения. Неполные предложения. (9+2 р.р.)

40

Главный член односоставного предложения

1




41

Назывные предложения

1




42

Определённо-личные предложения

1




43

Неопределённо-личные предложения. Вопрос об обобщённо-личных предложениях

1




44

Р. р. Инструкция

1




45

Безличные предложения

1




46

Р.р. Рассуждение

1




47

Неполные предложения. Предложения утвердительные и отрицательные.

1




48

Синтаксический разбор односоставного предложения

1




49

Повторение темы «Односоставные предложения»

1




50

Контрольное тестирование по теме «Односоставные предложения. Неполные предложения»

1




Простое осложнённое предложение (10 +2 р.р.)

51

Понятие об осложнённом предложении. Понятие об однородных членах

1




52

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

1




53

Р. р. Изложение по тексту - сравнительной характеристике героев

1




54

Однородные и неоднородные определения

1




55

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1




56

Контрольное сочинение. Сравнительная характеристика двух людей.

1




57

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1




58

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

1




59

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

1




60

Р.р. Сочинение по картине В. Попкова «Осенние дожди»

1




61

Повторение темы «Однородные члены предложения»

1




62

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

1




Обособленные члены предложения (13+1 р.р.)

63

Понятие об обособлении

1




64

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

1




65

Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему.

1




66

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

1




67

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

1




68

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

1




69

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

1




70

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

1




71

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1




72

Повторение темы «Обособленные члены предложения»

1




73

Контрольное тестирование по теме «Обособленные члены предложения»

1




Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение (2 ч.)

74

Назначение обращения. Распространённые обращения.

1




75

Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

1




Вводные и вставные конструкции. Междометия (10 ч.)

76

Вводные конструкции. Синонимия вводных конструкций.

1




77

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

1




78-79

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

2




80

Вставные слова, словосочетания и предложения

1




81

Междометия в предложении

1




82

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

1




83

Повторение темы «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

1




84-85

Контрольное сочинение -  размышление «Кого бы я хотел(а) увидеть на старинных фотографиях (дагерротипах)?»

2




Чужая речь (9 +2 р.р.)

86

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть

1




87

Прямая и косвенная речь

1




88

Косвенная речь

1




89

Прямая речь

1




90

Диалог

1




91

Р.р. Рассказ

1




92

Р.р. Сжатое изложение по фрагменту из книги К. Паустовского

1




93

Цитата

1




94

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью

1




95

Повторение темы «Чужая речь»

1




96

Итоговый контрольный диктант по тексту администрации

1




Повторение и систематизация изученного в VIII классе (9 ч.)

97-98

Синтаксис и морфология

2




99-100

Синтаксис и пунктуация

2




101-102

Контрольное изложение с элементами сочинения по тексту В.М. Пескова «Ростов Великий».

2




103

Синтаксис и культура речи

1




104-105

Синтаксис и орфография

2








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Основная литература

Базовый учебник

Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2016

Дополнительная литература

  1. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Баронова М.М. «Русский язык. 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА» 9 класс. –М.: Астрель, 2009г.

  3. ГИА -2010. Экзамен в новой форме.9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме. – М.: Астрель, 2009 г.

  4. Егораева Г.Т. ГИА. 9 класс. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2010

  5. Журнал. Русский язык и литература для школьников. – ООО «Школьная Пресса», 2009-2011.

  6. Корчагина Е.В., Симакова Е.С. Экспресс-репетитор. Сжатое изложение, - М.: Астрель, 2010 г.

  7. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс. - М.: Сфера, 2010

  8. Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА. – М.: Легион, Ростов-на-Дону, 2010г.

  9. Степанова Л.С.,Маслова И.Б., Тереньтьева А.В. Русский язык. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2010

  10. Хаустова Д.А. Русский язык. ГИА полный курс А, В, С. Написание сжатого изложения. – М.: Экзамен, 2010г.


Авторские методические разработки

  1. Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. - М.: Просвещение, 2009.


Технические и электронные средства обучения



  1. Все образование Интернета http://all.edu.ru/

  2. Газета «Первое сентября» http://www.1september.ru/ru/

  3. Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/

  4. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

  5. Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

  6. Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

  7. Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

  8. Образовательный сервер «Школы в Интернет» http://schools.techno.ru/

  9. Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

  10. Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

  11. Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru

  12. Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

  13. Программно-методический комплекс «Наставник»

  14. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/

  15. Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

  16. Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

  17. Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

  18. Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

  19. Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html

  20. Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку,

  21. Сетевое объединение методистов http://som.fio.ru/

  22. Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/

  23. Теория и практика русской орфографии и пунктуации http://www.mediaterra.ru/ruslang/

  24. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

  25. Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

  26. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

  27. Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!