СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе следующих документов:

- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне;

- Федерального базисного учебного плана;

- Примерной программы основного общего образования по русскому языку;

- Программы по русскому языку для 5-9 классов Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской А.Д.Дейкина, О.М.Александровой . Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 8 класса»

Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе следующих документов:

- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне;

- Федерального базисного учебного плана;

- Примерной программы основного общего образования по русскому языку;

- Программы по русскому языку для 5-9 классов Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской А.Д.Дейкина, О.М.Александровой . Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.


Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовой ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Общая характеристика курса. 8 класс: в год – 105+35=140ч., в неделю – 3 часа из федерального компонента, 1 час из компонента образовательного учреждения. Количество учебных недель 35;

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах (5-7, 8-9 классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребёнка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.

Формы организации образовательного процесса

Основная форма организации учебного процесса – урок. В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются следующие типы и формы проведения уроков:

- урок изучения и первичного закрепления знаний (урок-лекция);

- урок закрепления новых знаний и выработки умений

- урок обобщения и систематизации знаний (урок-практикум,урок-зачет);

- урок проверки, оценки и контроля знаний (урок-семинар);

- урок коррекции знаний;

- комбинированный урок;

- урок применения знаний (урок-исследование);

- урок развития речи.


Технологии обучения

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Проблема достижения всеми обучающимися обязательного минимума решается использованием технологии уровневой дифференциации обучения. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь по одной программе и учебникам, обучающиеся могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Широкое использование современных технологий обучения, таких как социокультурно-адаптивная, здоровьесберегающая, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ и проектная методика, игровые технологии, позволяют интенсифицировать процесс обучения и сделать его более увлекательным и эффективным.

Программа также предусматривает другие варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, видеофильмы, лингвистические справочники и словари.

Для достижения требуемых результатов обучения используются в работе следующие средства обучения (в том числе электронные):

- традиционное обучение;

- активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);

- интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах);

- проблемное обучение;

- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).


Виды и формы контроля

Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по русскому языку. Этому способствует применение следующих видов контроля:

Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа; мозговой штурм; тестирование; зрительный, выборочный, комментированный, графический диктанты).

Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос;предупредительный диктант; подготовка сообщений, докладов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, комплексный анализ текста).

Промежуточный– по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков (если тема достаточно велика и в ней выделяют несколько логических фрагментов; тестирование).

Тематический– по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций).

Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса русского языка с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольный диктант, контрольное тестирование).








Тематический план 8 класс:


Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных

работ ( из них)

Развитие речи

Функции русского языка в современном мире.

1



Повторение пройденного в V-VII классах.

10

1

2

Синтаксис и пунктуация.

9

1

1

Простые предложения

3


1

Главные члены предложения

7

1

2

Второстепенные члены предложения.

8

1

2

Односоставные предложения.

11

1

3

Осложн предлож. Однородные члены предложения.

16

1

3

Обособленные члены предложения.

19

1

4

Обращения и вводные конструкции

13

1

3

Синтаксические конструкции с чужой речью.

10

1

2

Повторение и систематизация пройденного в VIII классе

8

1

2





ИТОГО 140 часов :

115

11

25





8 класс

Общие сведения о языке
Повторение пройденного в
V-VII классах

Синтаксис и пунктуация
I. Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса.

II. Умение из слов составлять предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст.

Словосочетание

I.Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Двусоставные предложения
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Односоставные предложения
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.

Простое осложненное предложение

Однородные члены предложения
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Синтаксические конструкции с чужой речью
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в VIII классе


п/п

Наименование разделов и тем

Дата проведения занятия

План/факт


Функции русского языка в современном мире:1


Русский язык в современном мире



Повторение изученного в V–VII классах:10+2


Пунктуация и орфография


Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения


Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения


Знаки препинания в сложном предложении


Знаки препинания в сложном предложении. Диктант


Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий


Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий


Изложение с грамматическим заданием


Слитное и раздельное написание не с разными частями речи


Слитное и раздельное написание не с разными частями речи


Сочинение в форме письма


Стартовая контрольная работа



Синтаксис, пунктуация, культура речи:9+1


Основные единицы синтаксиса.


Текст как единица синтаксиса


Предложение как единица синтаксиса


Сжатое изложение от 3-его лица


Словосочетание как единица синтаксиса


Виды словосочетаний


Синтаксические связи слов в словосочетаниях.



Синтаксические связи слов в словосочетаниях.


Синтаксический разбор словосочетаний.


Контрольная работа



Простое предложение:3+1


Грамматическая (предикативная) основа предложения


Порядок слов в предложении.


Интонация


Описание памятника культуры



Главные члены предложения:7+2


Подлежащее


Сочинение по картине И Шевандроновой «На террасе»


Сказуемое


Простое глагольное сказуемое


Сочинение на тему «Чудный собор»


Составное глагольное сказуемое


Составное именное сказуемое


Тире между подлежащим и сказуемым.


Контрольный тест.



Второстепенные члены предложения:8+2


Роль второстепенных членов в предложении.


Дополнение


Определение


Приложение. Знаки препинания при нём


Обстоятельство


Синтаксический разбор двусоставного предложения


Характеристика человека


Характеристика человека


Повторение


Контрольный диктант



Односоставные предложения:11+3


Главный член односоставного предложения


Назывные предложения


Определенно-личные предложения


Определенно-личные предложения


Неопределенно-личные предложения


Инструкция


Безличные предложения


Безличные предложения


Рассуждение


Неполные предложения


Синтаксический разбор односоставного предложения


Сочинение по личным впечатлениям


Повторение


Контрольная работа



Осложненное предложение


Понятие об осложненном предложении



Однородные члены предложения:15+3


Понятие об однородных членах предложения


Понятие об однородных членах предложения


Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них


Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них


Изложение


Однородные и неоднородные определения


Однородные и неоднородные определения


Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них


Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них


Сочинение-сравнительная характеристика


Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них


Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них


Синтаксический разбор предложения с однородными членами


Пунктуационный разбор предложения с однородными членами


Сочинение-отзыв


Повторение


Провторение


Контрольный диктант



Обособленные члены предложения:19+4


Понятие об обособлении


Понятие об обособлении


Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них


Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них


Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них


Рассуждение на дискуссионную тему


Рассуждение на дискуссионную тему


Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них


Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них


Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них


Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них


Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них


Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них


Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения


Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения


Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения


Сочинение по личным впечатлениям


Синтаксический разбор предложения с обособленными членами


Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами


Повторение


Изложение с продолжением


Повторение


Контрольная работа



Обращение:4+1


Назначение обращения


Распространенные обращения.


Выделительные знаки препинания при обращении


Употребление обращений. Тест.


Составление делового письма



Вводные и вставные конструкции:9+2


Вводные конструкции.


Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению


Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях


Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях


Вставные слова, словосочетания и предложения


Публичное выступление


Междометия в предложении


Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения


Сочинение о старинных фотографиях


Повторение


Урок-зачет. Тест.



Чужая речь: 10+2


Понятие о чужой речи.


Комментирующая часть


Прямая и косвенная речь


Косвенная речь


Прямая речь


Диалог


Рассказ


Сжатое изложение


Цитата


Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью


Повторение


Контрольная работа



Повторение и систематизация изученного в VIII классе: 8+2


Синтаксис и морфология


Синтаксис и пунктуация


Синтаксис и пунктуация


Изложение


Синтаксис и культура речи


Синтаксис и орфография


Типы речи. Рассуждение


Контрольный диктант


Работа над ошибками


Резервный урок



Итого




Планируемые результаты.

I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пре- делах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи.

Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Приложение

Критерии оценки достижений учащихся: контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку (8-9 классы)

  • Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

  • - учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

  • - учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

  • - учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

  • Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

  • Нормы и критерии оценки диктантов, сочинений, изложений

Таблица 1

Требования к тексту диктанта



Класс

Количество в диктанте


Количество слов в словарном диктанте

Слов

Орфограмм

Пунктограмм

Слов с непроверяемыми орфограммами

5

90 – 100

12

2 – 3

5

15 – 20

6

100 – 110

16

3 – 4

7

20 – 25

7

110 - 120

20

4 – 5

10

25 – 30

8

120 – 150

24

10

10

30 – 35

9

150 - 170

24

15

10

35 – 40


Таблица 2

Нормы оценивания диктантов

Нормы оценок (количество ошибок)

Вид диктанта

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

- 2 орфографические + 2 пунктуационные;

- 1 орфографическая + 3 пунктуационные;

- 0 орфографических + 4 пунктуационные

- 4 орфографические + 4 пунктуационные;

- 3 орфографические + 5 пунктуационные;

- 0 орфографические + 7 пунктуационные;

- 6 орфографические + 6 пунктуационные (если есть однотипные и негрубые орф. и пунк. ошибки)

- 7 орфографических + 7 пунктуационных;

- 6 орфографических + 8 пунктуационных;

- 5 орфографические + 9 пунктуационные;

- 8 орфографические + 6 пунктуационные

Словарный

0

1 - 2

3 - 4

до 7



Оценка

Основные критерии оценки сочинений и изложений

Содержание и речь

Грамотность



«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. Содержание работы излагается последовательно.

  3. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

  4. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

  5. Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается:

1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка



«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

  2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

  5. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Допускаются:

- 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические;

- 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические;

- 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические.



«3»

  1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

  2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3 – 4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

  3. Допущено нарушение последовательности изложения. Лексика бедна, встречается неправильное употребление слов. Речь недостаточно выразительна.

  4. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются:

- 0 орф. + 7 пунк.;

- 1 орф. + 4-7 пунк. + 4 грам.;

- 2 орф. + 3-6 пунк. + 4 грам.;

- 3 орф. + 5 пунк. + 4 грам.;

- 4 орф. + 4 пунк. + 4 грам.




«2»

  1. Работа не соответствует заявленной теме.

  2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста; нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, нет связи между ними. Текст не соответствует плану.

  3. Лексика бедна. Работа написана короткими однотипными предложениями, часты случаи неправильного употребления слов.

  4. Нарушено стилевое единство текста.

  5. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

- 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

- 8 и более пунктуационных ошибок независимо от количества орфографических.

«1»

Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется по 7 и более разных ошибок


  1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен пред­ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не­достатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определен­ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащего­ся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.


2. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть дос­тупными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а так­же при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунк­туационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфо­графических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфогра­фических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутст­вии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отмет­ки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографиче­ских и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуацион­ных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) зада­ния, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется ру­ководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекоменду­ется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л ­л о м "1".


Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

  • описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);

  • ошибка на правило, не изучаемое в школе;

  • ошибка в переносе слова;

  • ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);

  • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:

• в исключениях из правил;

  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

  • в написании ы и и после приставок;

  • в случаях трудного различения не и ни;

  • в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

  • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну


3. Оценка сочинений и изложений

С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы провер­ки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение рас­крывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по ли­тературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитыва­ется: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое един­ство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки кон­трольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нор­мативам:

Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригиналь­ность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. На­личие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повы­сить оценку на 1 балл.

Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного на­писания на верное) оценка снижается на 1 балл.

Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки

В изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  • смешение лексики разных исторических эпох;

  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  • стилистически неоправданное повторение слов;

  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  • неудачный порядок слов.


Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

  • Синтаксические

а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

4. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.

Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Выведение итоговых отметок


За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладе­ние умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуаци­онной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе­нии следует считать фактическую подготовку ученика по всем показате­лям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стиму­лировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение при­дается отметкам, отражающим степень владения навыками

(орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от­метка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложе­ний за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оцени­вались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками.


5 Литература. Учебно-методическое обеспечение

Дополнительная литература:



  • Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.: «Просвещение», 2010г.

  • Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание. 8 класс. М.: «Ваке», 2006г.

  • Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 8 классе. М.: «Просвещение», 2009г.



Справочная литература

Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – 41-е изд. – М.,1990.

Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.- 10-е изд.- М., 2005.

Панов Б.Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – 3-е изд., испр.и допол. – М.,1991.

Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка. – 2-е изд., дораб.- М.,1998.

Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов.- 8-е изд.- М.,2006.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2-е изд., перер.- М.,1991.

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.- М.,1986

Шанский Н.М., Иванов В.В., Шахская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., Просвещение. 1975

Шанский Н.М., Зимин В.И.,Филиппов А.В. школьный фразеологический словарь русского языка. – М., Дрофа. 2007г.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1985.

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М. Просвещение.1987г.

Школьный словарь слитно-раздельно. М.ентрополиграф.2009

Школьный словообразовательный слова. М.ентрополиграф.2009

Школьный словарь иностранных слов. М.ентрополиграф.2009

Школьный словарь синонимов. М.ентрополиграф.2009

Школьный словарь трудностей русского языка.. М.ентрополиграф.2009

Школьный словарь слитно-раздельно. М.ентрополиграф.2009

Орфоэпический словарь. М. 2009г.

Яранцев Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии. – М., 1985



Дидактические материалы

Карточки по русскому языку. 5-9классы.

Раздаточный материал по русскому языку. 5-9классы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!