Рабочая программа
по русскому языку
основного общего образования
для 6 класса
Срок реализации – 2017-2018 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку к учебнику для образовательных организаций: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С. Антонова «Русский язык 6 класс в 2 ч. » - М.: Русское слово, 2015 г.
Составила: И.В. Зайцева
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
Регулятивные УУД
--умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
--умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
--умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
--умение анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
Познавательные УУД
--умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;
--смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Коммуникативные УУД
--умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе
-- владение всеми видами речевой деятельности:
--адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
-- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
--адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
--способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
--свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
--овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
--способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
--свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
--овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
Предметные
Обучающийся научится:
--владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
--владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
--владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
--адекватно понимать, интерпретировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
--участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
--анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
--проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
--классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам;
--членить слова на слоги и правильно их переносить;
--определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
--опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
--проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
--проводить лексический анализ слова;
--опознавать лексические средства выразительности;
--опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
--проводить морфологический анализ слова;
--применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
--опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
--находить грамматическую основу предложения;
--распознавать главные и второстепенные члены предложения;
--опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
--проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
--соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи.
--опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
--опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
--использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
--анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
--оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
--опознавать различные выразительные средства языка;
--осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
--участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
--характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
--использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
--самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Содержание программы
Введение(1ч)
Русский язык в жизни России
Речь -23 ч.(16+7 р/р)
Текст. Тема и основная мысль текста. Связь предложений в тексте. Способы связи предложений в тексте. Типы речи. Стили речи. Книжная речь, официально-деловой стиль, научный стиль, язык художественной литературы.
Лексика – 15 ч.(13+2 р/р)
Слово и его значения. Паронимы.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Словари иностранных слов. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления. Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
Развитие речи
Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения.
Фразеология -8 ч.(7+ 1 р//р)
Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Морфемика. Словообразование - 28 ч.(23+5 р/р)
Морфема как минимальная значимая единица языка. Правописание корней слов. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный способы). Сложные слова. Сложение как способ словообразования. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово. Словообразовательные и морфемные словари русского языка.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Этимология как раздел языкознания.
Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
Развитие речи
Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины.
Морфология (129ч)
Морфология как раздел грамматики (2 ч)
Система частей речи в русском языке.
Имя существительное -12 ч.(11+1 р/р)
Имя существительное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен существительных. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные.
Употребление существительных в речи.
Развитие речи
Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых существительных. Описание помещения по личным впечатлениям.
Имя прилагательное - 15 ч.(13+2р/р)
Имя прилагательное как часть речи, общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции.
Разряды прилагательных по значению.
Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки.
Употребление прилагательных в речи.
Развитие речи
Употребление в речи прилагательных. Описание природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины.
Глагол - 15 ч.(13+2р/р)
Глагол как часть речи. Морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Употребление глаголов в речи.
Развитие речи
Употребление в речи глагола. Употребление наклонений глагола. Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ на основе услышанного.
Местоимение – 24 ч.(22+2р/р)
Местоимение как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Употребление местоимений в речи
Развитие речи
Употребление в речи местоимений. Рассказ по сюжетным рисункам. Изложение с элементами сочинения.
Имя числительное – 15 ч.(14+1 р/р)
Имя числительное как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных разных разрядов.
Употребление числительных в речи.
Развитие речи
Употребление в речи прилагательных. Устное выступление. Выборочное изложение.
Наречие - 36 ч. (30+6 р/р)
Наречие как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Правописание наречий. Употребление наречий в речи. Слова категории состояния. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении
Повторение изученного - 10 ч.(8+2р/р)
.
Тематическое планирование по русскому языку в 6 классе
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов |
1 | Русский язык в жизни России | 1 |
| Речь – 23 ч. (16+7) | |
2 | Текст. Тема и основная мысль текста | 1 |
3 | Как строится текст. Способы связи предложений в тексте | 1 |
4 | Способы связи предложений в тексте | 1 |
5 | РР Подготовка к обучающему сжатому изложению по тексту Ю. Коваля «Солнечное пятно» | 1 |
6 | РР Написание сжатого изложения по тексту Ю. Коваля «Солнечное пятно» | 1 |
7 | Типы речи. | 1 |
8 | Сочетание разных типов речи. | 1 |
9 | РР Повествование. Обучающее сочинение. | 1 |
10 | Стили речи. | 1 |
11 | Разговорный стиль речи. | 1 |
12 | Разговорный стиль речи | 1 |
13 | РР Сочинение-рассуждение «Мое время» | 1 |
14 | Научный стиль речи. | 1 |
15 | Научный стиль речи. | 1 |
16 | Официально-деловой стиль речи. | 1 |
17 | Жанры официально-делового стиля речи. | 1 |
18 | Язык художественной литературы. | 1 |
19 | Язык художественной литературы. | 1 |
20 | РР Сочинение на основе личных впечатлений «Я видел радугу» | 1 |
21 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 |
22 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 |
23-24 | РР. Изложение с элементами сочинения «Красота вокруг нас» | 2 |
| Лексика – 15 ч. (13+2) | |
25 | Слово и его значения. | 1 |
26 | Паронимы. | 1 |
27 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 |
28 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 |
29 | Устаревшие слова | 1 |
30 | Неологизмы | 1 |
31 | Неологизмы | 1 |
32 | РРСочинение-рассуждение, выступление с докладом на тему «От нас зависит, чтобы «гордый наш язык» на века остался «великим и могучим» | 1 |
33 | Слова общеупотребительные и ограниченного употребления | 1 |
34 | Диалектизмы | 1 |
35 | Термины, профессионализмы, жаргонизмы | 1 |
36 | Стилистические свойства слова | 1 |
37 | Стилистические свойства слова | 1 |
38 | РР Сочинение-рассуждение по тексту В. Железникова «Чучело». | 1 |
39 | Контрольная работа №1 по теме «Лексика». | 1 |
| Фразеология – 8 ч.(7+1) | |
40 | Что такое фразеологизмы. | 1 |
41 | Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. | 1 |
42 | Как возникают фразеологизмы. | 1 |
43 | Как возникают фразеологизмы. | 1 |
44 | Стилистические свойства фразеологизмов. | 1 |
45 | Стилистические свойства фразеологизмов. | 1 |
46 | Проверочная работа по теме «Фразеология» | 1 |
47 | Контрольное сочинение-рассуждение по тексту А. Шибаева «С ног до головы». | 1 |
| Морфемика. Словообразование – 28 ч.(23+5) | |
48 | Из чего состоят слова | 1 |
49 | Из чего состоят слова | 1 |
50 | РР.Сочинение о полезном растении | 1 |
51 | Правописание корней слов. Корни с чередованием. | 1 |
52 | Правописание корней с чередованием Е – И. | 1 |
53 | Правописание корней с чередованием О – А. | 1 |
54 | Правописание корней –твар-//-твор-, -плав//-плов-, -равн//-ровн- и –мак-//-мок-. | 1 |
55 | Правописание корней слов | 1 |
56 | РР Изложение с продолжением (стр. 138-139). | 1 |
57 | Способы словообразования. | 1 |
58 | Приставочно-суффиксальный способ словообразования | 1 |
59 | Бессуффиксный способ словообразования. | 1 |
60 | Сложные слова | 1 |
61 | Правописание сложных слов. | 1 |
62 | Сложносокращенные слова | 1 |
63-64 | РР Изложение по тексту В. Балашова «Говорун Гришка». | 2 |
65 | Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо. | 1 |
66 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 |
67 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 |
68 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Словообразование» | 1 |
69 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Словообразование» | 1 |
70 | Контрольная работа №2 по теме «Морфемика. Словообразование» | 1 |
71 | Анализ результатов контрольной работы. | 1 |
72 | Что такое этимология | 1 |
73 | Что такое этимология | 1 |
74 | РР. Изложение с элементами сочинения по тексту И.С. Тургенева «Воробей». | 1 |
75 | РР. Написание изложения с элементами сочинения по тексту И.С. Тургенева «Воробей». | 1 |
| Морфология (126 ч.) | |
76 | Части речи. | 1 |
77 | Части речи. | 1 |
| Имя существительное – 12 ч. (11+1) | |
78 | Имя существительное как часть речи. | 1 |
79 | Имя существительное как часть речи. Род имён существительных. | 1 |
80 | Имена существительные общего рода | 1 |
81 | Склонение имён существительных. | 1 |
82 | Разносклоняемые имена существительные. | 1 |
83 | Несклоняемые имена существительные. | 1 |
84 | Употребление имен существительных в речи. Множественное число имен существительных | 1 |
85 | Родительный падеж множественного числа имен существительных. | 1 |
86 | Суффиксы имен существительных | 1 |
87 | Правописание суффиксов имен существительных | 1 |
88 | Контрольная работа №3 по теме «Имя существительное». | 1 |
89 | РР Сочинение «Мои увлечения». | 1 |
| Имя прилагательное – 15 ч. (13+2) | |
90 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
91 | Разряды имен прилагательных по значению. | 1 |
92 | Разряды имен прилагательных по значению. | 1 |
93 | Степени сравнения имен прилагательных. | 1 |
94 | Административная контрольная работа | 1 |
95 | Степени сравнения имен прилагательных. | 1 |
96 | Правописание суффиксов имен прилагательных. | 1 |
97 | Употребление имен прилагательных в речи | 1 |
98 | Употребление имен прилагательных в речи | 1 |
99 | РР Подготовка к сочинению по картине И.Е.Репина «Стрекоза» | 1 |
100 | РР Написание сочинения по картине И.Е. Репина «Стрекоза». | 1 |
101 | Употребление в речи кратких имен прилагательных. | 1 |
102 | Проверочная работа по тем «Имя прилагательное» | 1 |
103 | Контрольная работа №4 по теме «Имя прилагательное». | 1 |
104 | Лингвистическое наблюдение и реализация проекта «Создаём новый словарь». | 1 |
| Глагол - 15 ч. (13+2) | |
105 | Глагол как часть речи | 1 |
106 | Глагол как часть речи | 1 |
107 | Наклонения глагола | 1 |
108 | Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы | 1 |
109 | Употребление глаголов в речи. Многозначные глаголы. | 1 |
110 | Глаголы-синонимы. | 1 |
111 | Глаголы-антонимы | 1 |
112 | Глаголы в составе фразеологизмов | 1 |
113 | Ошибки в употреблении глаголов | 1 |
114 | Лингвистическое наблюдение «Роль глаголов в тексте художественного произведения». | 1 |
115 | РР Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона «Пейзаж с лыжниками» | 1 |
116 | РР Написание сочинения по картине К.Ф. Юона «Пейзаж с лыжниками» | 1 |
117 | Проверочная работа по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола | 1 |
118 | Контрольная работа №5 по теме «Глагол» | 1 |
119 | Анализ результатов контрольной работы | 1 |
| Местоимение – 24 ч. (22+2) | |
120 | Что такое местоимение | 1 |
121 | Разряды местоимений | 1 |
122 | Разряды местоимений | 1 |
123 | Личные местоимения | 1 |
124 | Личные местоимения | 1 |
125 | Возвратное местоимение себя | 1 |
126 | Притяжательные местоимения | 1 |
127 | РР Изложение по тексту Ю. Ермолаева. | 1 |
128 | Указательные местоимения | 1 |
129 | Указательные местоимения | 1 |
130 | Определительные местоимения | 1 |
131 | Определительные местоимения | 1 |
132 | Вопросительно-относительные местоимения | 1 |
133 | Вопросительно-относительные местоимения | 1 |
134 | РР Изложение от 3 лица | 1 |
135 | Неопределённые местоимения | 1 |
136 | Неопределённые местоимения | 1 |
137 | Отрицательные местоимения | 1 |
138 | Отрицательные местоимения | 1 |
139 | Употребление местоимений в речи | 1 |
140 | Употребление местоимений в речи | 1 |
141 | Проверочная работа по теме «Местоимение». Морфологический разбор местоимения. | 1 |
142 | Контрольная работа № 6 по теме «Местоимение». | 1 |
143 | Анализ результатов контрольной работы | 1 |
| Имя числительное – 15 ч. (14+1) | |
144 | Что обозначает имя числительное | 1 |
145 | Отличие числительных от других частей речи | 1 |
146 | РР.Сочинение-повествование «Как проходит мой день» | 1 |
147 | Имена числительные простые, сложные и составные | 1 |
148 | Количественные имена числительные и их разряды | 1 |
149 | Количественные имена числительные и их разряды | 1 |
150 | Склонение имён числительных, обозначающих целые числа | 1 |
151 | Склонение имён числительных, обозначающих целые числа | 1 |
152 | Склонение дробных имён числительных | 1 |
153 | Склонение собирательных имён числительных | 1 |
154 | Порядковые имена числительные. Морфологический разбор имён числительных | 1 |
155 | Употребление имён числительных в речи | 1 |
156 | Употребление имен числительных в речи | 1 |
157 | Контрольная работа № 7 по теме «Имя числительное» | 1 |
158 | Анализ результатов контрольной работы | 1 |
| Наречие – 36 ч. (30+6 р/р) | |
159 | Наречие как часть речи | 1 |
160 | Наречие как часть речи | 1 |
161 | Разряды наречий по значению | 1 |
162 | РР Сочинение «Знаменитый сувенир» | 1 |
163 | Местоименные наречия | 1 |
164 | Категория состояния | 1 |
165 | Категория состояния | 1 |
166 | РР Изложение «Три ветки мимозы» | 1 |
167 | РР. Написание изложения «Три ветки мимозы» | 1 |
168 | Степени сравнения наречий | 1 |
169 | Степени сравнения наречий | 1 |
170 | Степени сравнения наречий | 1 |
171 | Проверочная работа по теме «Степени сравнения наречий» | 1 |
172 | Словообразование наречий | 1 |
173 | Словообразование наречий | 1 |
174 | РР Сочинение-рассуждение | 1 |
175 | Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий | 1 |
176 | Слитное и раздельное написание наречий | 1 |
177 | Дефисное написание наречий | 1 |
178 | Дефисное написание наречий | 1 |
179 | Правописание не с наречиями на -о(е) | 1 |
180 | Правописание не и ни в отрицательных наречиях | 1 |
181 | Буквы н и ннв наречиях на -о(е), образованных от прилагательных | 1 |
182 | Буквы о, е (ё) на конце наречий после шипящих | 1 |
183 | Буквы о, а на конце наречий | 1 |
184 | Буквы о, а на конце наречий | 1 |
185 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих | 1 |
186 | РР Сочинение «Будь человеком!» | 1 |
187 | Употребление наречий в речи | 1 |
188 | РР Составление диалога | 1 |
189 | Использование в речи наречий-синонимов | 1 |
190 | Предупреждение ошибок, связанных с употреблением наречий | 1 |
191 | Предупреждение ошибок, связанных с употреблением наречий | 1 |
192 | Проверочная работа по теме «Наречие» | 1 |
193 | Контрольная работа № 8 по теме «Наречие» | 1 |
194 | Анализ результатов контрольной работы | 1 |
| Повторение – 10 ч.(8+2р/р) | |
195 | Речь. Текст. Стили речи | 1 |
196 | Лексика. Фразеология | 1 |
197 | Морфемика. Словообразование. Орфография | 1 |
198 | Морфология. Орфография | 1 |
199 | Морфология. Орфография | 1 |
200 | РР Сочинение-рассуждение« Трудный возраст» | 1 |
201 | РР Написание сочинения-рассуждения « Трудный возраст» | 1 |
202 | Повторение по теме «Морфология. Орфография» | 1 |
203 | Итоговая контрольная работа №9 | 1 |
204 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 |