1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Закон Республики Татарстан «Об образовании»; №68-ЗРТ 22.07.2013 г., принятого Государственным Советом РТ от 28.06.2013 г.
3. Приказ МО и Н РТ № 1763/10 от 29 апреля 2010 года «Об утверждении примерного порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями Республики Татарстан».
4. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного МО РФ 10.04.2002 г. 29/2065-п.
5. Учебный план Казанской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на 2015-2016 уч. г.,
6. Примерная образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1 -8 классов ГУО детей, научно- исследовательский институт дефектологии АПИ СССР, Москва 1984г. Начальные классы
7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
. Количество часов в год – 34
У детей грубо нарушены все стороны психики. Для них характерно резкое недоразвитие всех видов восприятия, внимания, памяти; конкретность, непоследовательность, тугоподвижность мышления (не выделяют абстрактные признаки, нe обобщают, не устанавливают причинно-следственные связи, не устанавливают последовательность событий); неадекватность эмоций и воли, недоразвитие речи. Моторная недостаточность выражается в неспособности к самостоятельной деятельности; нарушении и слабости статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Особенно затруднены тонкие дифференцированные движения пальцев (дети с трудом научатся шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами). Типичными чертами личности этих детей являются отсутствие инициативы и самостоятельности. Однако при всех нарушениях психики, дети с умеренной умственной отсталостью отличаются от детей с тяжелой умственной отсталостью динамикой развития, они могут обучаться, им можно привить навыки самообслуживания и самостоятельной деятельности.
Цели и задачи.
Специальные коррекционные занятия по практической гигиене и самообслуживанию для детей с умеренной умственной отсталостью направлены:
На практическую подготовку детей к самостоятельной жизни.
На формирование у них навыков самообслуживания, соблюдения гигиены, морально-этических норм и правил поведения в окружающей среде.
Основные направления коррекционной работы:
• развитие основных мыслительных операций; • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные содержательные линии
Программа представлена как комплекс знаний, практических умений необходимых для выработки у учащихся ориентиров в микросреде (жизневидение). Программа состоит из разделов, в каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля». Все разделы изучаются с начального класса, что позволяет соблюдать систематичность и последовательность в обучении. Концентрическое расположение тем позволяет построить обучение по принципу от простого к сложному и по принципу усложнения и увеличения объема знаний, умений и навыков.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, гигиены и норм поведения. . Основными формами и методами обучения являются практическая работа, экскурсии, игры и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал. Система упражнений, выполняемых на занятиях, должна носить учебно- тренировочный характер. В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе знаний. Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, практическими упражнениями и другими видами работ. Широко используются игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным. Большое место в программе отводится экскурсиям, они могут быть вводными, текущими и итоговыми. Любая экскурсия используется в сочетании с другими формами обучения. В ходе экскурсий проводятся беседы и практические работы. Распределение времени на прохождение программно и материала и порядка изучения тем даны ориентировочно. Содержание тем и количество часов, отведенных на них, могут несколько изменяться из-за особенностей психофизического состояния учащихся, их способности и возможности усвоения учебного материала. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, зарисовок, картинок. Домашние задания не задаются. Краткая характеристика сформированных обще учебных умений и навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года. На начало года дети имеют следующие умения и навыки по самообслуживаниюи гигиене: - все ребята могут самостоятельно умыться, вымыть руки и ноги; - могут самостоятельно переодеться; - дети могут почистить свою одежду и обувь; - аккуратно кушают в столовой и убирают за собой посуду; - вежливо ведут себя с учителями и воспитателями, а также другими сотрудниками школы; - могут пользоваться тряпкой (вытереть пыль, помыть пол), веником, выносят мусор; - при игре в «Магазин» стараются вести себя как в настоящем магазине.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса
Обучающиеся должны знать:
средства и предметы для купания;
как мыть голову, уход за волосами; виды одежды и обуви;
как правильно хранить овощи и фрукты;
правила поведения в общественных местах;
гигиенические требования к жилому помещению;
транспорт по способу передвижения;
виды магазинов по назначению.
Обучающиеся должны уметь:
самостоятельно мыться под душем, в бане;
правильно одеваться соответственно размеру;
чистить, стирать, гладить вещи;
выделять испорченный продукт;
вести себя в общественных местах;
содержать в чистоте помещение: класс, игровую, спальню;
поливать цветы, мыть полы;
ориентироваться на проезжей части дороги;
обращаться к продавцу, выбирать игрушки для игры.
Учебно – тематическое планирование по самообслуживания
Класс 2
Количество часов
Всего 34 часов; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Дополнительная литература
1. Программы глубоко умственно отсталых детей (составитель- ИНН дефектологии АПИ, Москва, 1984
2. Сборник программ и методических рекомендаций по обучению детей с глубокой умственной отсталостью ( составители: А.Ш. Шаймарданова, С.С. Кашуркина, Т.Р. Абрамова – РИЦ «Школа», 2004
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид деятельности | Виды контроля | Планируемый результат | Дата по плану | Дата по факту |
| 1 четверть | 9 | | | | | | |
1 | Личная гигиена. Советы доктора воды. Друзья Вода и Мыло. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Учащиеся должны знать средства и предметы для купания, последовательность мытья под душем, в бане. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся. | | |
2 | Глаза – главные помощники человека. Гимнастика для глаз | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать правила ухода за глазами. Знать правила выполнения гимнастики для глаз. Формирование практических умений и навыков | | |
3 | Чтобы уши слышали. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать правила ухода за ушами Формирование практических умений и навыков | | |
4 | Почему болят зубы. Уход за зубами. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь чистить зубы Знать, какие продукты полезны для зубов. Формирование практических умений и навыков. | | |
5 | Уход за руками «Рабочие инструменты» человека. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Должны уметь самостоятельно мыть руки и стричь ногти. Формирование практических умений и навыков | | |
6 | Уход за ногами | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Должны уметь самостоятельно мыть ноги и стричь ногти на ногах. Формирование практических умений и навыков | | |
7 | Забота о коже. Зачем человеку кожа. Уход за кожей лица | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать правила ухода за кожей Формирование практических умений и навыков | | |
8 | Надежная защита организма. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать правила ухода за кожей | | |
9 | Если кожа повреждена. Первая помощь. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать правила оказания первой помощи при повреждении кожи. | | |
| 2 четверть | | | | | | | |
10 | Первая помощь при повреждениях конечностей. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать, как оказать помощь при повреждении конечностей | | |
11 | Уход за волосами. Практическое занятие. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь расчѐсывать волосы, отличать расчѐску от щѐтки для волос. Формирование практических умений и навыков | | |
12 | Одежда и обувь. Виды одежды. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь различать виды одежды: школьная, домашняя, праздничная | | |
13 | Одежда по сезону. Зимняя, летняя, сезонная одежда. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать о соответствии одежды частям тела. Формирование практических умений и навыков. | | |
14 | Уход за одеждой. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь ухаживать за одеждой.Уметь чистить, стирать, гладить вещи Коррекция внимания, памяти, мышления учащихся | | |
15 | Виды обуви. Обувь по сезону. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать виды Различать обувь по сезону. Коррекция навыков самоконтроля обуви, | | |
16 | Зимняя, летняя, сезонная обувь. Уход за обувью. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать зимнюю, летнюю, сезонную обувь Коррекция внимания, памяти, мышления учащихся. | | |
| 3 четверть | 10 | | | | | | |
17 | Ориентировка в одежде. Практическое занятие | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь ухаживать за обувью (мыть и чистить). | | |
18 | Одежда, соответствующая ситуации. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь одеваться по ситуации: праздник – нарядно, спортивный зал – форма, дома – халат. | | |
19 | Питание. Питание – необходимое условие для жизни человека. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать, для чего людям еда Коррекция внимания, памяти, мышления учащихся | | |
20 | Питание. Съедобная еда. Продукты, которые не требуют приготовления. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать, для чего людям еда, и какая съедобная. Знать продукты, которые не требуют приготовления: колбаса, хлеб, мясо, сок и т.д. | | |
21 | Еда, которая готовится быстро. Бутерброд. Яйцо. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь готовить несложный бутерброд. Коррекция навыков самоконтроля. | | |
22 | Сервировка стола к завтраку. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь сервировать стол к завтраку. Формирование практических умений и навыков | | |
23 | Сервировка стола к обеду и ужину. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь сервировать стол к обеду и ужину. | | |
24 | Практическое занятие. Сервировка стола. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь сервировать стол к завтраку из продуктов, не требующих приготовления. Коррекция внимания, памяти, мышления учащихся | | |
25 | Общение с окружающими людьми Люди по их роли в жизни. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь различать окружающих людей. Формирование практических умений и навыков | | |
26 | Люди всякие нужны, люди всякие важны | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь различать по их роли в жизни. Формирование практических умений и навыков | | |
| 4 четверть | 8 | | | | | | |
27 | «Волшебные слова». Практическое занятие | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать волшебные слова. Формирование практических умений и навыков | | |
28 | Жилище | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь различать виды жилищи. Формирование практических умений и навыков | | |
29 | Классная комната Гигиенические требования в классе. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать правила поведения в классе. Уметь вести дежурство по графику. | | |
30 | Практическое занятие. Уборка в классе. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь соблюдать последовательность выполнения работы по уборке. Формирование практических умений и навыков. | | |
31 | Транспорт. Светофор, пешеходный переход. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать и уметь различать виды транспорта. Знать правила дорожного движения | | |
32 | Практическое занятие «Пешеход». Основные дорожные знаки. Ориентировка в основных дорожных знаках. | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать назначение знаков. Знать назначение пешеходного перехода, зебра, светофора. | | |
33 | Проезжая часть дороги. Практическое занятие «Пешеходный переход». | 1 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Уметь переходить дорогу на пешеходном переходе, зебре | | |
34-35 | Магазин. Почта. | 2 | Комбинированный | Предметно – практическая деятельность | Практическое выявление выполнения поставленной задачи | Знать правила поведения в общественных местах. | | |