СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Самообслуживанию для 2 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Самообслуживанию для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Самообслуживанию для 2 класса.»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов :

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2. Закон Республики Татарстан «Об образовании»; №68-ЗРТ 22.07.2013 г., принятого Государственным Советом РТ от 28.06.2013 г.
3. Приказ МО и Н РТ № 1763/10 от 29 апреля 2010 года «Об утверждении примерного порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями Республики Татарстан».

4. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного МО РФ 10.04.2002 г. 29/2065-п.

5. Учебный план Казанской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на 2015-2016 уч. г.,

6. Примерная образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1 -8 классов ГУО детей, научно- исследовательский институт дефектологии АПИ СССР, Москва 1984г. Начальные классы

7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год

. Количество часов в год – 34

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в 1 четверти – 9

Количество часов во 2 четверти – 7

Количество часов в 3 четверти – 10

Количество часов в 4 четверти - 8
Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета

У детей грубо нарушены все стороны психики. Для них характерно резкое недоразвитие всех видов восприятия, внимания, памяти; конкретность, непоследовательность, тугоподвижность мышления (не выделяют абстрактные признаки, нe обобщают, не устанавливают причинно-следственные связи, не устанавливают последовательность событий); неадекватность эмоций и воли, недоразвитие речи. Моторная недостаточность выражается в неспособности к самостоятельной деятельности; нарушении и слабости статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Особенно затруднены тонкие дифференцированные движения пальцев (дети с трудом научатся шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами). Типичными чертами личности этих детей являются отсутствие инициативы и самостоятельности. Однако при всех нарушениях психики, дети с умеренной умственной отсталостью отличаются от детей с тяжелой умственной отсталостью динамикой развития, они могут обучаться, им можно привить навыки самообслуживания и самостоятельной деятельности.
Цели и задачи.

Специальные коррекционные занятия по практической гигиене и самообслуживанию для детей с умеренной умственной отсталостью направлены:
На практическую подготовку детей к самостоятельной жизни.
На формирование у них навыков самообслуживания, соблюдения гигиены, морально-этических норм и правил поведения в окружающей среде.
Основные направления коррекционной работы:

• развитие зрительного восприятия и узнавания;

• развитие пространственных представлений и ориентации;

• развитие основных мыслительных операций; • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

• коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

• обогащение словаря;

• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные содержательные линии

Программа представлена как комплекс знаний, практических умений необходимых для выработки у учащихся ориентиров в микросреде (жизневидение). Программа состоит из разделов, в каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля». Все разделы изучаются с начального класса, что позволяет соблюдать систематичность и последовательность в обучении. Концентрическое расположение тем позволяет построить обучение по принципу от простого к сложному и по принципу усложнения и увеличения объема знаний, умений и навыков.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, гигиены и норм поведения. . Основными формами и методами обучения являются практическая работа, экскурсии, игры и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал. Система упражнений, выполняемых на занятиях, должна носить учебно- тренировочный характер. В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе знаний. Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, практическими упражнениями и другими видами работ. Широко используются игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным. Большое место в программе отводится экскурсиям, они могут быть вводными, текущими и итоговыми. Любая экскурсия используется в сочетании с другими формами обучения. В ходе экскурсий проводятся беседы и практические работы. Распределение времени на прохождение программно и материала и порядка изучения тем даны ориентировочно. Содержание тем и количество часов, отведенных на них, могут несколько изменяться из-за особенностей психофизического состояния учащихся, их способности и возможности усвоения учебного материала. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, зарисовок, картинок. Домашние задания не задаются. Краткая характеристика сформированных обще учебных умений и навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года. На начало года дети имеют следующие умения и навыки по самообслуживаниюи гигиене: - все ребята могут самостоятельно умыться, вымыть руки и ноги; - могут самостоятельно переодеться; - дети могут почистить свою одежду и обувь; - аккуратно кушают в столовой и убирают за собой посуду; - вежливо ведут себя с учителями и воспитателями, а также другими сотрудниками школы; - могут пользоваться тряпкой (вытереть пыль, помыть пол), веником, выносят мусор; - при игре в «Магазин» стараются вести себя как в настоящем магазине.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса
Обучающиеся должны знать:
средства и предметы для купания;
как мыть голову, уход за волосами; виды одежды и обуви;
как правильно хранить овощи и фрукты;
правила поведения в общественных местах;
гигиенические требования к жилому помещению;
транспорт по способу передвижения;
виды магазинов по назначению.
Обучающиеся должны уметь:
самостоятельно мыться под душем, в бане;
правильно одеваться соответственно размеру;
чистить, стирать, гладить вещи;
выделять испорченный продукт;
вести себя в общественных местах;
содержать в чистоте помещение: класс, игровую, спальню;
поливать цветы, мыть полы;
ориентироваться на проезжей части дороги;
обращаться к продавцу, выбирать игрушки для игры.
Учебно – тематическое планирование по самообслуживания
Класс 2
Количество часов
Всего 34 часов; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Дополнительная литература
1. Программы глубоко умственно отсталых детей (составитель- ИНН дефектологии АПИ, Москва, 1984
2. Сборник программ и методических рекомендаций по обучению детей с глубокой умственной отсталостью ( составители: А.Ш. Шаймарданова, С.С. Кашуркина, Т.Р. Абрамова – РИЦ «Школа», 2004














Календарно-тематическое планирование

Самообслуживание (34 часа)


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид деятельности

Виды контроля

Планируемый результат

Дата по плану

Дата по факту


1 четверть

9







1

Личная гигиена. Советы доктора воды. Друзья Вода и Мыло.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Учащиеся должны знать средства и предметы для купания, последовательность мытья под душем, в бане. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся.



2

Глаза – главные помощники человека. Гимнастика для глаз

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать правила ухода за глазами. Знать правила выполнения гимнастики для глаз. Формирование практических умений и навыков



3

Чтобы уши слышали.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать правила ухода за ушами Формирование практических умений и навыков



4

Почему болят зубы.

Уход за зубами.


1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь чистить зубы Знать, какие продукты полезны для зубов. Формирование практических умений и навыков.



5

Уход за руками «Рабочие инструменты» человека.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Должны уметь самостоятельно мыть руки и стричь ногти. Формирование практических умений и навыков



6

Уход за ногами

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Должны уметь самостоятельно мыть ноги и стричь ногти на ногах. Формирование практических умений и навыков



7

Забота о коже. Зачем человеку кожа. Уход за кожей лица

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать правила ухода за кожей Формирование практических умений и навыков



8

Надежная защита организма.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи


Знать правила ухода за кожей



9

Если кожа повреждена. Первая помощь.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать правила оказания первой помощи при повреждении кожи.




2 четверть








10

Первая помощь при повреждениях конечностей.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать, как оказать помощь при повреждении конечностей



11

Уход за волосами.

Практическое занятие.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь расчѐсывать волосы, отличать расчѐску от щѐтки для волос. Формирование практических умений и навыков



12

Одежда и обувь. Виды одежды.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь различать виды одежды: школьная, домашняя, праздничная



13

Одежда по сезону. Зимняя, летняя, сезонная одежда.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать о соответствии одежды частям тела. Формирование практических умений и навыков.



14

Уход за одеждой.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь ухаживать за одеждой.Уметь чистить, стирать, гладить вещи Коррекция внимания, памяти, мышления учащихся



15

Виды обуви. Обувь по сезону.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать виды Различать обувь по сезону. Коррекция навыков самоконтроля обуви,



16

Зимняя, летняя, сезонная обувь. Уход за обувью.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать зимнюю, летнюю, сезонную обувь Коррекция внимания, памяти, мышления учащихся.





3 четверть

10







17

Ориентировка в одежде. Практическое занятие

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь ухаживать за обувью (мыть и чистить).



18

Одежда, соответствующая ситуации.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь одеваться по ситуации: праздник – нарядно, спортивный зал – форма, дома – халат.



19

Питание. Питание – необходимое условие для жизни человека.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать, для чего людям еда Коррекция внимания, памяти, мышления учащихся



20

Питание. Съедобная еда. Продукты, которые не требуют приготовления.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать, для чего людям еда, и какая съедобная. Знать продукты, которые не требуют приготовления: колбаса, хлеб, мясо, сок и т.д.



21

Еда, которая готовится быстро. Бутерброд. Яйцо.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь готовить несложный бутерброд. Коррекция навыков самоконтроля.



22

Сервировка стола к завтраку.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь сервировать стол к завтраку. Формирование практических умений и навыков



23

Сервировка стола к обеду и ужину.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь сервировать стол к обеду и ужину.



24

Практическое занятие. Сервировка стола.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь сервировать стол к завтраку из продуктов, не требующих приготовления. Коррекция внимания, памяти, мышления учащихся



25

Общение с окружающими людьми Люди по их роли в жизни.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь различать окружающих людей. Формирование практических умений и навыков



26

Люди всякие нужны, люди всякие важны

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь различать по их роли в жизни. Формирование практических умений и навыков




4 четверть

8







27

«Волшебные слова». Практическое занятие

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать волшебные слова. Формирование практических умений и навыков



28

Жилище

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь различать виды жилищи. Формирование практических умений и навыков



29

Классная комната Гигиенические требования в классе.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать правила поведения в классе. Уметь вести дежурство по графику.



30

Практическое занятие. Уборка в классе.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь соблюдать последовательность выполнения работы по уборке. Формирование практических умений и навыков.



31

Транспорт. Светофор, пешеходный переход.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать и уметь различать виды транспорта. Знать правила дорожного движения



32

Практическое занятие «Пешеход». Основные дорожные знаки. Ориентировка в основных дорожных знаках.

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать назначение знаков. Знать назначение пешеходного перехода, зебра, светофора.



33

Проезжая часть дороги. Практическое занятие «Пешеходный переход».

1

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Уметь переходить дорогу на пешеходном переходе, зебре



34-35

Магазин. Почта.

2

Комбинированный

Предметно – практическая деятельность

Практическое выявление выполнения поставленной задачи

Знать правила поведения в общественных местах.