1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
5. Новая редакция Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Середневская ООШ, принятая на заседании педсовета 28.08.2015 (Протокол №1), Приказ от 31.08.2015 № 01-05- 36/1.
6. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. — 12-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011.
7. Методическое письмо департамента образования Ярославской области о преподавании предмета в 2017-2018 учебном году.
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
1). владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развёрнутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
определять основные изученные в 7 классе языковые явления, речеведческие понятия, орфографические и пунктуационные правила, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Русский язык как развивающееся явление.
Повторение. Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексикология и фразеология. Повторение. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Входная административная контрольная работа №1. Повторение. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Текст. Стили литературного языка. Контрольный диктант №1 (тест) по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».
Анализ ошибок диктанта. Причастие как часть речи. Публицистический стиль. Склонение причастий и правописание падежных окончаний. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Изложение по теме «Отец и сын». Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед Н- в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две Н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н- в отглагольных прилагательных. Одна и две Н- в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Выборочное изложение. Морфологический разбор причастия. Контрольный диктант №2 (тест) по теме «Причастие как часть речи». Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями. Буквы Е- и Ё- после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Сочинение-описание внешности человека. Повторение по теме «Причастие». Контрольный диктант №3 (тест) по теме «Причастие. Причастный оборот».
Анализ ошибок диктанта. Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание НЕ- с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь». Морфологический разбор деепричастия. Повторение по теме «Деепричастие». Контрольный диктант №4 (тест) по теме «Деепричастие как часть речи».
Анализ ошибок диктанта. Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Административная контрольная работа №2 за I полугодие. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Одна и две буквы Н- в наречиях на –о, -е. Описание действий. Сочинение о труде «Учимся работать». Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий. Рассказ по картине Е. Широкова «Друзья». Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ. и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Повторение по теме «Наречие». Контрольный диктант №5 (тест) по теме «Наречие».
Анализ ошибок диктанта. Отзыв. Учебный доклад. Проект №1 «Доклад».
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния. Сжатое изложение. Повторение. Проверочная работа №1.
Анализ ошибок проверочной работы. Самостоятельные и служебные части речи.
Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа». Слитное и раздельное написание производных предлогов. Контрольный диктант №6 (тест) по теме «Предлог».
Анализ ошибок диктанта. Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Сочинение - рассуждение по теме «Книга – наш друг и советчик». Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение по теме «Союз». Контрольный диктант №7 (тест) по теме «Союз».
Анализ ошибок диктанта. Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Сочинение - устное выступление по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Морфологический разбор частицы. Контрольный диктант №8 (тест) по теме «Правописание частиц». Анализ ошибок диктанта. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Различение частицы НЕ- и приставки НЕ-. Сочинение –рассказ по данному сюжету. Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. Повторение по теме «Частица». Контрольный диктант №9 (тест) по теме «Частица как часть речи».
Анализ ошибок диктанта. Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь. Проект №2 Учебный проект «Открытое письмо ровеснику». Контрольное сочинение. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Итоговый тест за курс 7 класса. Анализ ошибок теста. Промежуточная аттестация.
Изменения в скорректированной рабочей программе связаны с необходимостью уменьшения количества часов. Основание: учебный план МОУ Середневской ООШ.
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
Введение (1 час) |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | Работают со словарём; работают в группе, в парах. |
Повторение изученного в 5-6 классах ( 11 ч.+2 ч. Р/Р) |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | Выполняют упражнения, конструируют предложения. |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | Контрольное списывание с объяснением постановки знаков препинания. |
4 | Лексика и фразеология. | Выполняют упражнения; участвуют в словарной работе. |
5-6 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | Участвуют в беседе. Выполняют фонетический разбор. |
7 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | Пишут словарный диктант, выполняют упражнения. |
8 | Входная административная контрольная работа №1. | Выполняют административную контрольную работу. |
9-10 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | Слушают анализ административной контрольной работы. Выполняют упражнения, разбирают слова. |
11 | Р/Р1 Текст. | Работают с текстом. Составляют план. |
12 | Р/Р2 Стили литературного языка. | Работают с текстом. |
13 | Диалог как текст. Виды диалога. | Работают с текстом. Самостоятельно составляют диалог. |
14 | Контрольный диктант №1 (тест) по теме «Повторение изученного в 5-6 классах». | Пишут диктант (выполняют тестовую работу). |
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие (24 ч. +5 ч. Р/Р) |
15 | Причастие как часть речи. | Слушают анализ контрольного диктанта (теста). Выполняют упражнения, участвуют в словарной работе. |
16 | Р/Р3 Публицистический стиль. | Пишут свободный диктант. |
17 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | Участвуют в словарной работе, выполняют упражнения. |
18-19 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | Конструируют предложения. |
20 | Р/Р4 Описание внешности человека. | Составляют текст. Выполняют самостоятельную работу. |
21 | Действительные и страдательные причастия. | Выполняют упражнения. |
22 | Краткие и полные причастия. | Участвуют в орфоэпической работе. Работают в парах. |
23-24 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Пишут словарный диктант. Выполняют упражнения. |
25 | Действительные причастия прошедшего времени. | Выполняют упражнения. |
26 | Р/Р5 Изложение (упр. №116). | Самостоятельно пишут изложение. |
27 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | Выполняют упражнения. |
28 | Страдательные причастия прошедшего времени. | Работают с таблицей, выполняют упражнения. |
29 | Гласные перед Н- в полных и кратких страдательных причастиях. | Выполняют тренировочные упражнения. |
30-31 | Одна и две Н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н- в отглагольных прилагательных. | Выполняют упражнения. Пишут словарный диктант. |
32-33 | Одна и две Н- в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | Выполняют упражнения. |
34 | Р/Р6 Выборочное изложение (упр.151). | Пишут выборочное изложение. |
35 | Морфологический разбор причастия. | Выполняют упражнения. |
36 | Контрольный диктант №2 (тест) по теме «Причастие как часть речи». | Пишут диктант (выполняют тестовую работу). |
37-38 | Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями. | Слушают анализ контрольного диктанта (теста). Участвуют в словарной работе, выполняют упражнения. |
39 | Буквы Е- и Ё- после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Выполняют упражнения. |
40 | Р/Р7 Сочинение-описание внешности человека (упр.166-167). | Пишут сочинение. |
41-42 | Повторение. | Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно выполняют тестовую работу. |
43 | Контрольный диктант №3 (тест) по теме «Причастие. Причастный оборот». | Пишут диктант (выполняют тестовую работу). |
Деепричастие (8 ч. + 1 ч. Р/Р) |
44 | Деепричастие как часть речи. | Слушают анализ контрольного диктанта (теста). Участвуют в словарной работе. Выполняют упражнения. |
45 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | Работают со схемами предложений. Работают в парах. |
46 | Раздельное написание НЕ- с деепричастиями. | Выполняют упражнения. |
47 | Деепричастия несовершенного вида. | Выполняют упражнения. |
48 | Деепричастия совершенного вида. | Участвуют в беседе. Выполняют тренировочные упражнения. |
49 | Р/Р8 Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь» (упр. №209). | Пишут сочинение по картине. |
50 | Морфологический разбор деепричастия. | Выполняют упражнения. |
51 | Повторение. | Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно выполняют тестовую работу. |
52 | Контрольный диктант №4 (тест) по теме «Деепричастие как часть речи». | Пишут диктант (выполняют тестовую работу). |
Наречие (21 ч. + 3 ч. Р/Р) |
53 | Наречие как часть речи. | Слушают анализ контрольного диктанта (теста). |
54 | Разряды наречий. | Выполняют упражнения. Составляют таблицы. |
55-56 | Степени сравнения наречий. | Выполняют тренировочные упражнения. |
57 | Морфологический разбор наречия. | Работают самостоятельно. Пишут словарный диктант. |
58 | Административная контрольная работа №2 за I полугодие. | Выполняют административную контрольную работу. |
59-60 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е. | Слушают анализ административной контрольной работы. Выполняют тренировочные упражнения. |
61-62 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | Выполняют тренировочные упражнения. |
63 | Одна и две буквы Н- в наречиях на –о, -е. | Выполняют упражнения. |
64-65 | Р/Р9-10 Описание действий. Сочинение о труде «Учимся работать» (упр. №264). | Пишут сочинение. |
66 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | Выполняют тренировочные упражнения. |
67-68 | Буквы О и А на конце наречий. | Составляют таблицу. Работают в парах. |
69 | Р/Р11 Рассказ по картине Е. Широкова «Друзья» (упр. №273). | Пишут сочинение по картине. |
70-71 | Дефис между частями слова в наречиях. | Выполняют тренировочные упражнения. Участвуют в беседе. Работают в парах, в группах, индивидуально. |
72 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ. и количественных числительных. | Пишут словарный диктант. Выполняют упражнения. |
73 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | Пишут словарный диктант. Выполняют упражнения. |
74-75 | Повторение. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тестовую работу. |
76 | Контрольный диктант №5 (тест) по теме «Наречие». | Пишут диктант (выполняют тестовую работу). |
Учебно-научная речь. (1+2 Р/Р) |
77 | Р/Р12 Отзыв. | Слушают анализ контрольного диктанта (теста). Самостоятельно работают. Составляют отзыв. |
78 | Р/Р13 Учебный доклад. | Работаю в парах. Составляют доклад. |
79 | Проект №1 «Доклад» (упр. №311). | Осуществляют поиск информации с помощью компьютера, приобретают навык формулирования запросов и опыта использования ПК. |
Категория состояния (4 ч. + 1 ч. Р/Р) |
80-81 | Категория состояния как часть речи. | Выполняют тренировочные упражнения. |
82 | Морфологический разбор категории состояния. | Выполняют упражнения, разбирают слова. |
83 | Р/Р14 Сжатое изложение (упр.№322). | Пишут сжатое изложение. |
84 | Повторение. Проверочная работа №1. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тестовую работу. |
Служебные части речи. (1 ч.) |
85 | Самостоятельные и служебные части речи. | Слушают анализ проверочной работы. Работают с текстом. Работают в парах. |
Предлог (7 ч. + 1 ч. Р/Р) |
86 | Предлог как часть речи. Употребление предлогов. | Выполняют упражнения. Работают со словарём. Работают в парах. |
87 | Непроизводные и производные предлоги. | Выполняют тренировочные упражнения. |
88 | Простые и составные предлоги. | Работают с текстом. Работают в парах, индивидуально. |
89 | Морфологический разбор предлога. | Выполняют упражнения. |
90 | Р/Р15 Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» (упр.№348). | Пишут сочинение – репортаж. |
91-92 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | Выполняют тренировочные упражнения. |
93 | Контрольный диктант №6 (тест) по теме «Предлог». | Пишут диктант (выполняют тестовую работу). |
Союз (11 ч. + 1 ч. Р/Р) |
94 | Союз как часть речи. | Слушают анализ контрольного диктанта (теста). Пишут словарный диктант. Выполняют упражнения. |
95 | Простые и составные союзы. | Выполняют тренировочные упражнения. |
96 | Союзы сочинительные и подчинительные. | Работают самостоятельно. Составляют предложения. |
97 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | Выполняют тренировочные упражнения. Работают с текстом. |
98-99 | Сочинительные союзы. | Выполняют упражнения. |
100 | Подчинительные союзы. | Пишут словарный диктант. Выполняют упражнения. |
101 | Морфологический разбор союза. | Работают в парах. Выполняют разбор союзов. |
102 | Р/Р16 Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр. №384). | Пишут сочинение – рассуждение. |
103 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | Выполняют тренировочные упражнения. |
104 | Повторение. | Отвечают на вопросы учителя. |
105 | Контрольный диктант №7 (тест) по теме «Союз». | Пишут диктант (выполняют тестовую работу). |
Частица (14 ч. + 2 ч. Р/Р) |
106 | Частица как часть речи. | Слушают анализ контрольного диктанта (теста). Работают с текстом. |
107 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | Тренировочные упражнения. |
108-109 | Смысловые частицы. | Работают с текстом. |
110 | Раздельное и дефисное написание частиц. | Выполняют упражнения. |
111 | Р/Р17 Сочинение - устное выступление по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр. №426). | Сочинение - устное выступление. |
112 | Морфологический разбор частицы. | Выполняют тренировочные упражнения. |
113 | Контрольный диктант №8 (тест) по теме «Правописание частиц». | Пишут диктант (выполняют тестовую работу). |
114-115 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | Слушают анализ контрольного диктанта (теста). Пишут словарный диктант. Выполняют тренировочные упражнения. |
116-117 | Различение частицы НЕ- и приставки НЕ-. | Выполняют упражнения. |
118 | Р/Р18 Сочинение – рассказ по данному сюжету (упр. №446). | Пишут сочинение – рассказ по данному сюжету. |
119 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. | Выполняют тренировочные упражнения. |
120 | Повторение. | Отвечают на вопросы учителя. |
121 | Контрольный диктант №9 (тест) по теме «Частица как часть речи». | Пишут диктант (выполняют тестовую работу). |
Междометие (2 ч.) |
122 | Междометие как часть речи. | Слушают анализ контрольного диктанта (теста). Выполняют упражнения. |
123 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | Выполняют упражнения. |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (11 ч. + 2 ч. Р/Р) |
124 | Разделы науки о языке. | Работают с таблицами, выполняют упражнения. |
125 | Р/Р19 Текст. Стили речи. Учебно-научная речь. | Работают с текстом. |
126 | Проект №2 Учебный проект «Открытое письмо ровеснику». | Осуществляют поиск информации с помощью компьютера, приобретают навык формулирования запросов и опыта использования ПК. |
127 | Р/Р20 Контрольное сочинение. | Пишут самостоятельно контрольное сочинение. |
128 | Фонетика. Графика. | Слушают анализ контрольного сочинения. |
129 | Лексика и фразеология. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют упражнения. |
130 | Морфемика. Словообразование. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тестовую работу. |
131 | Морфология. | Работают с текстом. |
132 | Орфография. | Работают с текстом. |
133 | Синтаксис. | Выполняют упражнения. |
134 | Пунктуация. | Выполняют упражнения. |
135 | Итоговый тест за курс 7 класса. | Выполняют тестовую работу. |
136 | Промежуточная аттестация. | Слушают учителя. Пишут диктант (тест). Выполняют задания. |