СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» начального общего образования (базовый уровень) для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Технология» начального общего образования (базовый уровень) для 1 класса»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Реутова

Ассоциированная школа ЮНЕСКО

143965, Московская обл., г. Реутов, Юбилейный пр-т, д. 15А т/ф: 791-49-67 school_6_reutov@mail.ru

Приложение к образовательной программе начального общего образования


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30.08.2017 года протокол №1

Председатель ________Володин И. Е.



Рабочая программа по учебному предмету «Технология»

начального общего образования (базовый уровень)

для 1 «А» класса



2017/2018 учебный год




Составитель: Глазунова Вероника Петровна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории




Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования по учебному предмету «Технология», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией преподавания технологии в Российской Федерации (2015г.), Концепцией и программой курса «Технология»,» УМК «Перспектива» для 1-4 классов общеобразовательных школ, автор(ы) Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенкова, изд. Москва, «Просвещение», 2017г., и является приложением к ООП НОО МБОУ «СОШ №6» г.о. Реутов.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;

  • знакомство с видами материалов, их свойствами;

  • формирование умений выполнения заданий на воспроизведение образа;

  • формирование умений выстраивать последовательность создания поделки;

  • знакомство с народными ремеслами, видами декоративно-прикладного творчества;

  • развитие творческих способностей учащихся, элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.

  • развитие способностей ориентироваться в информации разного вида;

  • овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к окружающему миру, людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Общая характеристика предмета

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника:

  • «Человек и земля»,

  • «Человек и вода»,

  • «Человек и воздух»,

  • «Человек и информация».

В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации - технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта. Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;

  • овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

  • знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

  • знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;

  • учатся экономно расходовать материалы;

  • осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);

  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;

  • знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

  • Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе.

Место курса в учебном плане

Предмет «Технология» относится к образовательной области «Технология» В учебном плане на его изучение в 1 классе отводится 33 час в год, по 1 часу в неделю (33 учебные недели)

Структура рабочей программы состоит из следующих компонентов:

  • Планируемых результатов освоения учебного предмета;

  • Содержания учебного предмета;

  • Тематического планирования с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Для  обучающихся с ОВЗ разрабатывается АОООП НОО на основе ФГОС  ОВЗ  с учетом особенностей их психофизического развития,  индивидуальных возможностей  и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.



I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения предмета в 1 классе

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;

  • бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;

  • представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;

  • представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога»;

  • представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия;

  • представление об основных правилах и нормах поведения;

  • умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;

  • представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия;

  • стремление использовать простейшие навыки самообслуживания (уборка комнаты; уход за мебелью, комнатными растениями).

Учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;

  • этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;

  • эстетических чувств (понятие о красивом и некрасивом, аккуратном и неаккуратном);

  • потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

  • понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

  • соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с текстовым планом;

  • составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов и проговаривать вслух последовательность выполняемых действий;

  • осуществлять действия по образцу и заданному правилу;

  • контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового плана;

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их.

Учащийся получит возможность научиться:

    • работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить самооценку;

    • воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций;

  • использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника;

  • выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;

  • высказывать суждения; обосновывать свой выбор;

  • проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки;

  • сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям.

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать при ответе информацию из таблиц и схем, представленных в учебнике;

  • выделять информацию из текстов учебника;

  • использовать полученную информацию для принятия несложных решений;

  • использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической деятельности.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

  • задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;

  • слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;

  • выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;

  • выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.

Учащийся получит возможность научиться:

  • приводить аргументы и объяснять свой выбор;

  • вести диалог на заданную тему;

  • соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Учащийся научится:

  • воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;

  • называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;

  • организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);

  • соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;

  • различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;

  • проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу;

  • объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).

Учащийся получит возможность научиться:

  • уважительно относится к труду людей;

  • определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;

  • организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;

  • отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;

  • анализировать предметы быта по используемому материалу.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Учащийся научится:

узнавать и называть основные материалы и их свойства:

Бумага и картон

  • называть основные свойства бумаги (цвет, прочность), ее состав (растительные волокна, древесина);

  • определять при помощи учителя виды бумаги и картона;

  • классифицировать по толщине (тонкая бумага, картон), по поверхности (гофрированная, гладкая);

  • сравнивать свойства бумаги и ткани (сминаемость, прочность);

  • выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия

Текстильные и волокнистые материалы

  • определять под руководством учителя виды ткани и нитей по составу;

  • определять свойства ткани (сминаемость, прочность);

  • определять виды ниток по назначению и использованию: швейные, вышивальные, вязальные

Природные материалы

  • называть свойства природных материалов;

  • сравнивать природные материалы по цвету, форме, прочности

Пластичные материалы

  • называть свойства пластилина: цвет, пластичность, состав (глина, воск, краски);

  • сравнивать свойства пластилина и глины (форма, пластичность, цвет)

Конструктор

  • определять детали конструктора узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств

Бумага и картон

  • выбирать под руководством учителя приѐмы и способы работы с бумагой: склеивание, отрезание, рисование, складывание, проглаживание гладилкой, вырезание, отрывание, обрывания по контуру;

  • размечать детали изделия при помощи шаблона, по линейке;

  • соблюдать правила экономного расходования бумаги;

  • составлять композиции по образцу, в соответствии с собственным замыслом, используя различные техники (аппликация, рваная аппликация мозаика, коллаж, конструирование из различных материалов, моделирование, макетирование);

  • выполнять изделия на основе техники оригами;

  • изготавливать изделие из бумаги на основе сгибания и вырезания простейшей фигуры;

  • использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея, а также мыльным раствором к стеклу;

  • использовать в практической работе разные виды бумаги: журнальную, цветную, гофрированную, картон;

  • выполнять раскрой деталей при помощи ножниц и обрыванием по контуру

Ткани и нитки

    • отмерять длину нити;

    • выполнять строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью;

    • использовать различные виды стежков в декоративных работах для оформления изделий;

    • выполнять разметку деталей изделия при помощи выкройки;

    • выполнять раскрой деталей изделия при помощи ножниц;

    • создавать разные виды кукол из ниток по одной технологии;

    • использовать ткани и нити для украшения одежды и интерьера;

    • расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия;

    • пришивать пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями (пуговицы с 2, 4 отверстиями)

Природные материалы

  • применять на практике различные приѐмы работы с природными материалами: склеивание, соединение, деление на части;

  • использовать различные способы хранения природных материалов и подготовки их к работе;

  • оформлять изделия из природных материалов при помощи окрашивания их гуашью; выполнять изделия с использованием различных природных материалов;

  • выполнить сборку изделий из природных материалов при помощи клея и пластилина Пластичные материалы

    • использовать приѐмы деления пластилина с помощью стеки и нитки;

    • использовать пластичные материалы в качестве материала для соединения деталей;

    • выполнять рельефную аппликацию из пластилина;

    • использовать конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей разных форм путем примазывания одной части к другой;

    • использовать пластический способ лепки: лепка из целого куска;

    • использовать пластилин для декорировании изделий

Конструктор

    • использовать приѐмы работы завинчивание и отвинчивание;

    • выбирать и заменять детали конструктора в зависимости от замысла

Растения, уход за растениями

    • уметь получать, сушить и проращивать семена по заданной технологии;

    • осваивать правила ухода за комнатными растениями и использовать их под руководством учителя;

    • проводить долгосрочный опыт на определение всхожести семян;

    • наблюдать и фиксировать результаты, определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями

    • использовать карандаш и резинку при вычерчивании, рисовании заготовок;

    • чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам;

    • использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напѐрстком, ножницами, гаечным и накидным ключами;

    • использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при декорировании изделия.

Учащийся получит возможность научиться:

    • комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;

    • использовать одну технологию для изготовления разных изделий;

    • применять инструменты и приспособления в практической работе в быту и профессиональной деятельности;

    • оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.

Конструирование и моделирование

Учащийся научится:

    • выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;

    • анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме;

    • изготавливать конструкцию по слайдовому плану и / или заданным условиям.

Учащийся получит возможность научиться:

  • создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале;

  • изменять вид конструкции.

Проектная деятельность

Учащийся научится:

    • составлять план работы на основе слайдов, предложенных в учебнике;

    • распределять обязанности в соответствии с заданными условиями при работе в паре.

Учащийся получит возможность научиться:

  • первоначальным навыкам работы над проектом под руководством учителя;

  • ставить цели, распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;

  • развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре;

  • применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности


В содержании программы реализован системно-деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Построение методического аппарата УМК «Перспектива» направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС. В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться. Системно-деятельностный подход предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Методическое обеспечение учебников и учебных пособий УМК «Перспектива» выстроено с учётом возможности эффективного применения широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:

  • ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учеб­ную деятельность;

  • значительный воспитательный потенциал;

  • преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсаль­ными учебными действиями (УУД);

  • проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;

  • практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;

  • возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

  • возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;

  • возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски).

  • ориентация на здоровье сбережение младших школьников;

  • возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

Ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирование доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД.. В этой связи в системе учебников УМК заложены большие возможности для применения обширного арсенала методов и приёмов эвристического, исследовательского характера, целенаправленного развития самостоятельности учащихся их познавательной активности при формировании познавательных УУД. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачами формирования личностных УУД.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Таким образом, материалы учебного комплекта направлены на развитие универсальных учебных действий учащихся: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Система оценки планируемых результатов освоения предмета отражено в Положении о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования, обучающихся по ФГОС.

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

В 1 классе предусматривается безотметочное обучение.

Результативность формирования универсальных учебных действий отслеживается по технологическим картам.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «» В 1 КЛАССЕ

Давай познакомимся (3 часа)

Как работать с учебником. (1 час) Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.

Материалы и инструменты. (1 час)

Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места

Что такое технология. (1 час)

Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках.

Понятие: «технология».

Человек и земля (21 час)

Природный материал. (1 час)Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.

Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый).

Изделие: « Аппликация из листьев».

Пластилин. (2 часа)

Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.

Понятия: «эскиз», «сборка».

Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».

Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.

Понятие: «композиция».

Изделие «Мудрая сова».

Растения. (2 часа)

Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян.

Понятие: «земледелие»,

Изделие: «заготовка семян»

Проект «Осенний урожай».

Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов.

Понятие: «проект».

Изделие. «Овощи из пластилина».

Бумага. (1 час)

Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее.

Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы».

Изделие. Закладка из бумаги

Насекомые. (1 час)

Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски).

Изделие «Пчелы и соты».

Дикие животные. (1 час)

Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.

Проект «Дикие животные».

Изделие: «Коллаж «Дикие животные»

Новый год. (1 час)

Проект «Украшаем класс к новому году».

Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Украшение на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги.

Изделие: «украшение на елку»

Украшение на окно. Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.

Изделие: «украшение на окно»

Домашние животные. (1 час)

Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.

Изделие: «Котенок».

Такие разные дома. (1 час)

Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов.

Понятия: «макет», «гофрированный картон».

Изделие: « Домик из веток».

Посуда. (2 часа)

Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза.

Понятия: «сервировка», «сервиз».

Проект «Чайный сервиз»

Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»

Свет в доме. (1 час)

Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом. Изделие: « Торшер».

Мебель (1 час)

Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.

Изделие: «Стул»

Одежда Ткань, Нитки (1 час)

Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.

Понятия: «выкройка», «модель»

Изделие: «Кукла из ниток»

Учимся шить (2 часа)

Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц.

Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок».

Передвижение по земле (1 часа)

Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки.

Изделие: «Тачка».

Человек и вода (3 часа)

Вода в жизни человека. (1 час) Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.

Понятие: «рассада».

Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»

Питьевая вода. (1 час)

Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.

Изделие: «Колодец»

Передвижение по воде. (1 час)

Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом.

Понятие: «оригами».

Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»

Человек и воздух (3 часа)

Использование ветра. (1 час) Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу.

Понятие: «флюгер».

Изделие: «Вертушка»

Полеты птиц. (1 час)

Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.

Понятие: «мозаика».

Изделие: «Попугай»

Полеты человека. (1 час)

Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.

Понятия: «летательные аппараты».

Изделие: «Самолет», «Парашют»

Человек и информация (3 часа)

Способы общения. 1 час

Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование,

шифрование).

Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо».

Важные телефонные номера. Правила движения.1 час

Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение.

Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.

оллективный проект. Использование различных материалов и инструментов.


К концу учебного года учащиеся первого класса должны знать:

  • название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;

  • условные обозначения, применяемые при обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;

  • правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;

способы и приёмы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы).


К концу учебного года учащиеся первого класса должны уметь:

  • организовать своё рабочее место;

  • пользоваться ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иглой;

  • составлять композицию с учётом замысла;

  • решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;

  • выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани – с помощью выкройки;

  • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

  • применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;

  • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

  • выполнять стежки швами «вперёд иголку» и «за иголку»;

  • конструировать из природных материалов на основе приёмов скручивания, скрепления, нанизывания;

  • пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность.

Наименование разделов

Всего

часов

Проектная деятельность

1

Давай познакомимся

3


2

Человек и земля

21

4

3

Человек и вода

3

1

4

Человек и воздух

3


5

Человек и информация

3-4



ИТОГО

33-34

5


1 класс



III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п



Номер

урока



Тема раздела, урока



Кол-во

часов

Планируемые

сроки прохождения

Фактические

сроки прохождения

Коррекция



Давай познакомимся





1

1

Система знаков в жизни человека

Как работать с учебником. Я и мои друзья.


01.09

5.09


2

2

Материалы и инструменты в руках человека. Организация рабочего места.


04.09–08.09

12.09


3

3

Планирование собственной деятельности.

Что такое технология.


11.09–15.09

19.09




Человек и земля

21ч.




4

1

Работа с анкетой. Природный материал.

Изделие: «Аппликация из листьев».


18.09–22.09

26.09


5

2

Создания природы и изобретения человека.

Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».


25.09–29.09

3.10


6

3

Пластилин.

Изделие «Мудрая сова».


02.10–06.10

17.10


7

4

Растения.

Изделие: «Получение и сушка семян»


16.10–20.10

24.10


8

5

Растения. Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина».


23.10–27.10

31.10


9

6

Бумага.

Изделие «Волшебные фигуры», «Закладка из бумаги»


30.10–03.11

7.11


10

7

Бумага.

Изделие «Волшебные фигуры», «Закладка из бумаги»


6.11–10.11

14.11


11

8

Насекомые.

Изделие «Пчелы и соты».


13.11–17.11

28.11


12

9

Дикие животные. Проект «Дикие животные».

Изделие: «Коллаж»


27.11–01.12

5.12


13

10

Домашние животные.

Изделие: «Котенок».


4.12–8.12

12.12


14

11

Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году».

Изделие: «Украшение на елку», «Украшение на окно»


11.12–15.12

19.12


15

12

Такие разные дома. Изделие: « Домик из

веток».


18.12–22.12

26.12


16

13

Посуда. Проект «Чайный сервиз»

Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница»


25.12–19.12

9.01


17

14

Посуда. «Чайный сервиз»

Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница»


9.01–12.01

16.01


18

15

Свет в доме.

Изделие: « Торшер».


15.01–19.01

23.01


19

16

Мебель

Изделие: «Стул»


22.01–26.01

30.01


20

17

Одежда, ткань, нитки.

Изделие: «Кукла из ниток»


29.01–2.02

6.02


21

18

Строчка прямых стежков.

Строчка стежков с перевивом змейкой.


5.02–9.02

13.02


22

19

Учимся шить

Изделия: «Закладка с вышивкой».


12.02–16.02

27.02


23

20

Учимся шить

Изделия: «Медвежонок».


26.02–2.03

6.03


24

21

Передвижение по земле. Конструктор.

Изделие: «Тачка».


5.03–9.03

13.03




Человек и вода

(3 часа)




25

1

Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Практическая работа: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»


12.03–16.03

20.03


26.

2

Питьевая вода.

Изделие: «Плот»


19.03–23.03

27.03


27.

3

Передвижение по воде. Проект: «Речной флот»,

Изделия: «Кораблик из бумаги»


26.03–30.03

10.04




Человек и воздух

(3 часа)




28.

1

Использование ветра.

Изделие: «Вертушка»


9.04–13.04

17.04


29.

2

Полеты птиц.

Изделие: «Попугай»


16.04–20.04

24.04


30.

3

Полеты человека.

Изделие: «Самолет», «Парашют»


23.04–28.04

1.05*




Человек и информация

(3 часа)




31.

1

Способы общения. Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо».


30.04–4.05

8.05


32.

2

Важные телефонные номера, Правила движения. Практическая работа: «Важные телефонные номера».


7.05–11.05

15.05


33.

3

Компьютер. Понятия: компьютер, Интернет


14.05–18.05

22.05








СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания школьного

методического объединения

учителей начальных классов

от «24» августа 2017 г. № 1.

______________Л.А.Иванцова




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________А.В.Новикова

« 25» августа 2017 года


1