СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровей-ка»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровей-ка»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тхорёвская основная общеобразовательная школа»

Каменского муниципального района

Воронежской области



Рассмотрена                                                          Утверждаю

на МО классных руководителей

от 30 августа 2017 г                                               _________ Свистунова Л.И.

______________О.И.Емцева Приказ №178/2 от 30.08.2017г.








Рабочая программа

по внеурочной деятельности


«Здоровей-ка»


Спортивно-оздоровительное направление

(1 год обучения 6,5-9 лет)



Цымбал Д.А.учитель ОБЖ





2017 г.






Содержание

 

 

1. Пояснительная записка.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся.

3. Календарно-тематический план

4. Содержание рабочей программы.

5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

6. Средства контроля и критерии оценки.

7.  Учебно-методическое обеспечение.



1.Пояснительная записка


Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровье сберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровье сберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.

Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальной школы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  • Формирование:

  • представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

  • навыков конструктивного общения;

  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

  • Обучение:

  • осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • упражнениям сохранения зрения.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МКОУ «Тхорёвская основная общеобразовательная школа», что подтверждено текстом далее.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы.

Следовательно, выпускник младших классов школы, как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдимым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Цель и задачи реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и задачам ВОП школы согласно Программы развития ОУ.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.


2.Требования к уровню подготовки обучающихся.


В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» обучающиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

  • основы рационального питания;

  • правила оказания первой помощи;

  • способы сохранения и укрепление здоровья;

  • основы развития познавательной сферы;

  • свои права и права других людей;

  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • различать “полезные” и “вредные” продукты;

  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

  • заботиться о своем здоровье;

  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

  • применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

  • находить выход из стрессовых ситуаций;

  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.








3.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

«Здоровей-ка»

1-3 класс

Режим занятий:2 часа (72часа за год)



№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего,

час.

В том числе


Форма

контроля


лекции

практи-ческие

занятия

I

Введение «Вот мы и в школе».

10

4

6

КВН

II

Питание и здоровье

10

4

6

викторина

III

Моё здоровье в моих руках

14

6

8

За круглым столом

IV

Я в школе и дома

12

6

6

КВН

V

Чтоб забыть про докторов

10

4

6

«Разговор о правильном питании» конкурс

VI

Я и моё ближайшее окружение

8

4

4

Школьная научно – практическая конференция

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

8

4

4

Диагностика


Итого:

72

34

38



Календарно-тематическое планирование.

1-3 класс

Цель: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

Режим занятий: 2 час в неделю (72часа)


№ п/п


Тема учебного

занятия


Дата


Содержание

деятельности


Теорети-

ческая

часть


Практи-ческая

часть




I

Введение «Вот мы и в школе»(10час.)


План.



Факт.




1-2

Что мы знаем о ЗОЖ

5.09

9.09


Понятие ЗОЖ

+

+

3-4

По стране Здоровейке

12.09

16.09


Путешествие по стране Здоровейка

+

+

5-6

В гостях у Мойдодыра


19.09

23.09


Проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»

+

+

7-10

Я хозяин своего здоровья

26.09

30.09

3.10

7.10


Понятие здорового образа жизни

+

+

II

Питание и здоровье(10час.)






11-12

Правильное питание –

залог здоровья Меню

из трех блюд на всю жизнь.

14.10

17.10


Понятие правильного питания.

+

+

13-14

Культура питания. Этикет.

21.10

24.10


Понятие культуры питания.Этикет.

+

+

15-16

Спектакль «Я выбираю кашу»

28.10

31.10


Подготовка и проведение спектакля «Я выбираю кашу»


+

+

17-18

«Что даёт нам море»


11.11

14.11



Беседа о здоровом образе жизни, о здоровом питании.

+

+

19-20

Светофор здорового питания

18.11

21.11


Понятие о правильном питании.

+

+

III

Моё здоровье в моих руках(14час.)






21-22

Сон и его значение для

здоровья человека

25.11

28.11


Каково значение крепкого сна для здоровья человека.

+

+

23-24

Закаливание в

домашних условиях

2.12

5.12


Знакомство с правилами закаливания.

+

+

25-26

День здоровья

«Будьте здоровы»

9.12

12.12


Проведение Дня Здоровья.

+

+

27-28

Иммунитет

16.12

19.12


Как поддерживать свой иммунитет.

+

+

29-30

Беседа “Как сохранять

и укреплять свое здоровье”.

23.12

26.12


Проведение беседы «Как сохранить и укрепить своё здоровье»

+

+

31-32

Спорт в жизни ребёнка.

30.12

6.01


Какую роль играет занятие спортом в жизни каждого человека.

+

+

33-34

Слагаемые здоровья

9.01

13.01


Как быть здоровым?

+

+

IV

Я в школе и дома(12час.)






35-36

Я и мои одноклассники

16.01

20.01


Школьная жизнь и здоровье.

+

+

37-38

Почему устают глаза?

23.01

27.01


Здоровье наших глаз.

+

+

39-40

Гигиена позвоночника.

Сколиоз

30.01

3.02


Правильная осанка.

+

+

41-42

Шалости и травмы

6.02

10.02


Соблюдение правил безопасности.

+

+

43-44

«Я сажусь за уроки»

Переутомление и утомление

13.02

17.02


Правила выполнения домашнего задания.

+

+

45-46

Умники и умницы

20.02

24.02


Проведение интеллектуальной игры «Умники и умницы»

+

+

V

Чтоб забыть про докторов(10час.)






47-49

С. Преображенский

«Огородники»


27.02

3.03

6.03


Знакомство с рассказом. Знакомство с витаминами.

+

+

+

50-52

Как защитить себя от болезни.

(Выставка рисунков)

10.03

13.03

17.0


Как защитить себя от болезни. Выставка рисунков.

+

+

+

53-54

День здоровья

«Самый здоровый класс»

20.03

24.03


Проведение Дня Здоровья.


+

+

55-56

«Разговор о правильном

питании» Вкусные и полезные

вкусности

27.03

31.03


Какое питание можно назвать правильным.

+

+

VI

Я и моё ближайшее окружение(8час.)






57-58

Мир эмоций и чувств.

3.04

7.04


Понятие: эмоция и чувство

+

+

59-60

Вредные привычки

10.04

14.04


Знакомство с вредными привычками.

+

+

61-62

«Веснянка»

17.04

21.04



+

+

63-64

В мире интересного

24.04

28.04


Сколько в мире всего интересного!

+

+

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»(8час.)






65-66

Я и опасность.

5.05

8.05


Какие опасности нас подстерегают.

+

+

67-68

Чем и как можно отравиться.

Кукольный спектакль

А.Колобова «Красивые грибы»

12.05

15.05


Чем и как можно отравиться. Постановка кукольного спектакля «Красивые грибы» А.Колобова.

+

+

69-70

Первая помощь при отравлении

19.05

22.05


Оказание первой помощи при отравлении.

+

+

71-72

Наши успехи и достижения


26.05

29.05


Подведение итогов за весь год.

+

+


4.Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Здоровье сберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника


формы проведения занятия

и виды деятельности

тематика

игры

Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим

«В стране игрушек», «Матросы на корабле», «Природные ландшафты», «Физкульт-ура!», «Путешествие на парусном корабле», «Морское царство», «В мире животных», «Спортландия», «Палочка - игралочка», «Задорный обруч», «Веселый стадион» и др.

дни здоровья, спортивные мероприятия

«Дальше, быстрее, выше»

«Если хочешь быть здоровым»

«Мой веселый звонкий мяч», «Чудесная скакалочка»,

беседы

правила личной гигиены

тесты и анкетирование

Чему мы научились за год.

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

просмотр презентаций

«Как сохранить и укрепить здоровье»

«Остров здоровья»


конкурсы рисунков, плакатов, выпуск газет, листовок

«В здоровом теле здоровый дух»

«Мы за здоровый образ жизни»

«Нет курению!»


Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровье сберегающих практик.



Не менее значимым при развитии здоровье сберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивным инвентарем а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений (создание гимнастического зала, игровой комнаты), в которых дети проводят значительную часть дня.

Для реализации программы «Здоровей-ка» необходима материально-техническая база:

  1. Учебные пособия:

-«Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;

-измерительные приборы: весы, часы и их модели.

  1. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

Спортивный инвентарь:

Волейбольные мячи;

Баскетбольные мячи;

Канат;

Кегли или городки;

Скакалки;

Теннисные мячи;

Малые мячи;

Гимнастическая стенка;

Гимнастические скамейки;

Сетка волейбольная;

Щиты с кольцами;

Секундомер;

Маты;

Ракетки;

Обручи


Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, т. е. 30 минут.

Занятия проводятся в спортивном зале, (приветствуется проведение занятий в специально оборудованном гимнастическом зале).


5.Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности


В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.


3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.




В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.






6.Критерии оценки знаний, умений и навыков.


Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.


Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.


Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.





7.Учебно-методическое обеспечение


  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

  2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

  5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.

  6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

  7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

  8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

  9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.

  10. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

  11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

  12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

  13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.




































УЧЕБНЫЙ ПЛАН

«Здоровей-ка»

3 класс

Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.

Режим занятий: 1 час в неделю


№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего,

час.

В том числе


Форма

контроля


лекции

практи-ческие

занятия

I

Введение «Вот мы и в школе».

4

1

3

праздник

II

Питание и здоровье

5

3

2

викторина

III

Моё здоровье в моих руках

7

3

4


IV

Я в школе и дома

6

3

3


V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3


VI

Я и моё ближайшее окружение

4

2

2

Соревнование

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2

2

Диагностика


Итого:

34

16

18




Календарно-тематическое планирование.

«Здоровейка»

3 класс

Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.

Режим занятий: 1 час в неделю


№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Дата проведения

I

Введение «Вот мы и в школе».

1.1

«Здоровый образ жизни, что это?»


1.2

Личная гигиена


1.3

В гостях у Мойдодыра



1.4

«Остров здоровья»


II

Питание и здоровье

2.1

Игра «Смак»


2.2

Правильное питание –залог физического и психологического здоровья


2.3

Вредные микробы


2.4

Что такое здоровая пища и как её приготовить


2.5

«Чудесный сундучок»


III

Моё здоровье в моих руках

3.1

Труд и здоровье



3.2

Наш мозг и его волшебные действия


3.3

День здоровья

«Хочу остаться здоровым»


3.4

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.


3.5

Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.


3.6

Экскурсия «Природа – источник здоровья»


3.7

«Моё здоровье в моих руках»


IV

Я в школе и дома

4.1

Мой внешний вид –залог здоровья


4.2

«Доброречие»


4.3

Спектакль С. Преображенский «Капризка»


4.4

«Бесценный дар- зрение».


4.5

Гигиена правильной осанки


4.6

«Спасатели, вперёд!»


V

Чтоб забыть про докторов

5.1

Шарль Перро «Красная шапочка»



5.2

Движение это жизнь


5.3

День здоровья

«Дальше, быстрее, выше»


5.4

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности


VI

Я и моё ближайшее окружение

6.1

Мир моих увлечений


6.2

Вредные привычки и их профилактика


6.3

Добро лучше , чем зло, зависть, жадность.

Кукольный спектакль

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


6.4

В мире интересного.


VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

7.1

Я и опасность.


7.2

Лесная аптека на службе человека


7.3

Игра «Не зная броду, не суйся в воду»


7.4

Чему мы научились и чего достигли




УЧЕБНЫЙ ПЛАН

«Здоровейка»

4 класс

Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

Режим занятий: 1 час в неделю


№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего,

час.

В том числе


Форма

контроля


лекции

практи-ческие

занятия

I

Введение «Вот мы и в школе».

4

1

3

Круглый стол

II

Питание и здоровье

5

3

2

КВН

III

Моё здоровье в моих руках

7

4

3

Викторина

IV

Я в школе и дома

6

3

3

Игра- викторина

V

Чтоб забыть про докторов

4

1

3

«Разговор о правильном питании»

VI

Я и моё ближайшее окружение

4

2

2

Научно- практическая конференция

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

4

2

2

Диагностика Книга здоровья


Итого:

34

16

18



Календарно-тематическое планирование.

«Здоровейка»

4 класс

Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

Режим занятий: 1 час в неделю


№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Дата проведения

I

Введение «Вот мы и в школе».

1

«Здоровье и здоровый образ жизни»


2

Правила личной гигиены


3

Физическая активность и здоровье


4

Как познать себя


II

Питание и здоровье

5

Питание необходимое условие для жизни человека



6

Здоровая пища для всей семьи


7

Как питались в стародавние времена и питание нашего времени


8

Секреты здорового питания. Рацион питания


9

«Богатырская силушка»


III

Моё здоровье в моих руках

10

Домашняя аптечка


11

«Мы за здоровый образ жизни»


12

Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»


13

«Береги зрение с молоду».


14

Как избежать искривления позвоночника


15

Отдых для здоровья


16

Умеем ли мы отвечать за своё здоровье


IV

Я в школе и дома

17

«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим»


18

«Класс не улица ребята

И запомнить это надо!»


19

Кукольный спектакль

«Спеши делать добро»


20

Что такое дружба? Как дружить в школе?


21

Мода и школьные будни


22

Делу время , потехе час.


V

Чтоб забыть про докторов

23

Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься


24

День здоровья

«За здоровый образ жизни»С.



25

Кукольный спектакль

Преображенский «Огородники»


26

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности


VI

Я и моё ближайшее окружение

27

Размышление о жизненном опыте


28

Вредные привычки и их профилактика


29

Школа и моё настроение


30

В мире интересного.


VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

31

Я и опасность.


32

Игра «Мой горизонт»


33

Гордо реет флаг здоровья



34

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»












Критерии оценки знаний, умений и навыков.


Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.


Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.


Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.





Учебно-методическое обеспечение


  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

  2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

  5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.

  6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

  7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

  8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

  9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.

  10. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

  11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

  12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

  13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.

19