СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Русский язык 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Школа России. Канакина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Русский язык 3 класс»




Рабочая программа

Русский язык 3 класс базовый

(наименование учебного предмета, класс, уровень обучения)


на 2015 –2016 учебный год




Рабочая программа составлена на основе программы

авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.Ф., Бойкина М.В.


(точное название программы, указание авторов и её выходных данных)







Составитель (разработчик) Лебедева М.Г.
учитель начальных классов

первой категории

(Ф.И.О. учителя, предмет,

квалификационная категория)







с. Мамонтово 2015 год



Русский язык 3 класс

Программа «Школа России»

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Авторской программы Горецкий В.Г., Канакина В.П. (Сборник рабочих программ «Школа России» (1-4 кл) Просвещение, 2011г. Авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.)

2. Учебного плана МБОУ «Мамонтовская ООШ» 2015-2016 уч.г.

3. Положения школы о рабочей программе МБОУ «Мамонтовская ООШ»

УМК: учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого 3 класс в 2 частях 2013г., рабочие тетради Канакина В. П. Русский язык 3 класс .

Место предмета в федеральном Базисном учебном плане

Программа рассчитана на 5 часов в неделю. В год 170ч.

Изменений в программе нет.

Общая характеристика учебного курса.


Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых устано­вок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и ми­ровоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей дея­тельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Целями изучения предмета «Русский язык» в 3 классе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и пись­менной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безоши­бочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета основных задач образовательной области «Филология»:

  • формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языко­вого и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речи;

  • развивать коммуникативные умения; развивать нравственные и эстетические чувства; развивать способность к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достиже­ние основных целей изучения предмета:

развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • осваивать первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладевать умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты:

  • пробуждать познава­тельный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.




Результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты


1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты


1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


Содержание тем учебного курса



Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте



Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

запятая при обращении в предложениях;

запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение






























Тематическое планирование по русскому языку в 3 классе (учебник В. П. Канакиной)

(5ч в неделю, всего 170ч)


№ п/п

Содержание (раздел, тема)

Планируемые результаты изучения темы обучающимися

Источник КИМ


Язык и речь (2 ч)

1

Знакомство с учебником «Русский язык».

Наша речь и наш язык

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.


2

Наша речь и наш язык

Входная контрольная работа

К. р.№1

Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)

3

Текст.

Признаки текста.


Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст.



Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя».


4

Типы текстов



5

Предложение.



6

Виды предложений по цели высказывания.




7

Виды предложений по интонации.


8

Знаки препинания в конце предложений.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.


9

Предложения с обращением.


10

Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

11

Распространенные и нераспространенные предложения


12

Разбор предложения по членам



13

Простое и сложное предложения.


14

Запятая внутри сложного предложения


15

Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

Т.№1, №2

16

Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание»


К. Р. №2

Слово в языке и речи (19ч)

17

Анализ и работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

образцов и критериев.

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение»

Продолжать учиться работать в группе

Определять план выполнения заданий на уроках

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

оформлять свои мысли в устной

и письменной речи;

учиться подтверждать аргументы
фактами;

прогнозировать последствия коллективных решений;

организовывать учебное взаимодействие в группе

выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

выстраивать логическую цепь рас-суждений.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной

и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы
фактами;

прогнозировать последствия коллективных решений;
























18

Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы.

19

Омонимы.

20

Слово и словосочетание





21

Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.


22

Подробное изложение



23

Анализ и работа над ошибками. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное.



24

Части речи. Глагол. Местоимение.


25

Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды»


26

Имя числительное.


27

Проверочная работа

К. р. №3

28

Однокоренные слова



29

Слово и слог.

Слог, звуки и буквы

30

Гласные звуки и буквы для их обозначения


31

Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне


32

Согласные звуки и буквы для их обозначения



33

Мягкий разделительный знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком.



34

Проверочный диктант по теме «Слово в языке и речи»

К. р. №3

35

Анализ и работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове»



Состав слова (16ч)

36

Корень слова. Однокоренные слова.



учиться подтверждать аргументы
фактами;

- прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе.

выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

- сотрудничать с одноклассниками при работе
в группе, паре;

- проявлять интерес к различным точкам
зрения.

делать выводы на основе обобщения знаний;

- самостоятельно выбирать существенные основания для сравнения и группировки;

-пробовать самостоятельно конструировать новый
способ действия.
учиться подтверждать аргументы
фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений

- выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рас-суждений.

оформлять свои мысли в устной

и письменной речи;

- учиться подтверждать аргументы
фактами;

- прогнозировать последствия коллективных решений;

находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;

- делать выводы на основе обобщения знаний;

- пробовать самостоятельно перестраивать
известный способ действия.

подтверждать аргументы фактами;

- слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе

в группе;

выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

- составлять план действий при отработке способа,

- сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки.



































37

Чередование согласных в корне.



38



Сложные слова.





39

Формы слова. Окончание


40

Окончание и его роль в словосочетании

и предложении



41

Обобщение знаний о корне

и окончании как значимых частях слова.

Составление предложений и текста

по данным словам


42

Приставка (общее понятие)



43

Приставка — значимая часть слова


44

Обобщение знаний о роли приставок в слове


45

Суффикс (общее понятие)





















46

Суффикс — значимая часть слова.

Образование слов с помощью суффиксов



47

Суффикс — значимая часть слова.

Образование слов с помощью суффиксов

(продолжение)


48

Основа слова.



49

Обобщение знаний о составе слова



50

Проверочная работа по теме «Состав слова»

Т. №3

51

Проект «Семья слов»


Правописание частей слова (29ч)

52

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.


Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

- Критично относиться к своему мнению

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу

делать выводы на основе обобщения знаний;

- пробовать самостоятельно конструировать новый
способ действия;

- определять последовательность действий для решения предметной
задачи.

подтверждать аргументы фактами;

- слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников,
сотрудничать с ними при работе в группе;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

осознавать уровень и качество выполнения работы;

- обращаться к способу действия, оценивая свои возможности;

-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками

выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

- сотрудничать с одноклассниками при работе
в группе, паре;

- проявлять интерес к различным точкам
зрения.

делать выводы на основе обобщения знаний;

- самостоятельно выбирать существенные основания для сравнения

и группировки;

-пробовать самостоятельно конструировать новый
способ действия.
Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.)

выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

выстраивать логическую цепь рассуждений.

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе

участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку зрения;

- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

-проявлять интерес к различным точкам зрения.

делать выводы на основе обобщения знаний;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

-пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия.
Критично относиться к своему мнению. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения создавать текст- на основе
проведенных наблюдений

Понимать точку зрения другого

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Оценивать собственную успешность в выполнения заданий






































































53

Правописание слов с безударными гласными в корне


54

Уточнение и обобщение знаний

о двух способах проверки слов

с безударными гласными в корне


55

Правописание слов

с проверяемыми и непроверяемыми

безударными гласными в корне



56

Самостоятельная работа по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Т. 5

57

Правописание слов

с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова


58

Правописание слов

с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова



59

Правописание слов

с парными по глухости-звонкости согласными перед согласными в корне


60

Правописание слов

с парными по глухости-звонкости согласными перед согласными в корне


61


Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка»

62

Анализ и работа над ошибками. Правило проверки написания слов

с непроизносимыми согласными в корне

Т. №5

63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне


64


Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

65

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне


66

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Т. №6

67

Правописание слов с удвоенными согласными.


68

Правописание слов с удвоенными согласными.

69

Правописание суффиксов и приставок.


70

Правописание суффиксов и (общее

представление). Составление предложений

из деформированных слов и текста


71

Правописание суффиксов и приставок.



72

Правописание слов с приставками



73

Правописание приставок и предлогов.


74


Правописание приставок и предлогов.


Т. №7

75

Правописание слов с разделительным твердым знаком


76

Упражнение в правописании слов

с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками


77

Упражнение в правописании слов

с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками

Т. №8

78

Правописание слов

с изученными орфограммами.

Обучение составлению объявления


79

Проверочный диктант по теме «Правописание частей слова»


Т.№3

80

Анализ и работа над ошибками.


Части речи (76ч)

81

Части речи.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуацийумение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного;

- участвовать в учебном диалоге,

-Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями

Аргументировать свою точку зрения;

- сотрудничать с одноклассниками
при работе в группе, паре;

-проявлять интерес к различным точкам зрения;

-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками.
находить в справочниках, ответ на интересующие
вопросы;

- делать выводы на основе обобщения знаний;

- пробовать самостоятельно
перестраивать известный способ действия.

подтверждать аргументы фактами;

- слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе

в группе;

Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций -умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

- Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; - создавать текст-описание на основе
проведенных наблюдений



















82

Имя существительное


83

Значение и употребление имен существительных в речи


84

Устаревшие слова.



85

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану


86

Анализ и работа над ошибками



87

Собственные и нарицательные имена существительные


88





Правописание имен собственных


89

Проект «Тайна имени»


90

Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам


91

Имена существительные, имеющие форму одного числа













92

Род имен существительных. Определение рода имен существительных.


93

Имена существительные общего рода


94

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода



95

Подробное изложение повествовательного текста


96

Проверочный диктант по теме «Имя существительное»

Т.№9

97

Изменение имен существительных

по падежам (общее представление о склонении)







98

Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»



Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.











99

Анализ и работа над ошибками. Именительный падеж

имен существительных



100

Родительный падеж

имен существительных


определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу

Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

Читать вслух и про себя тексты учебников

участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку зрения;

-сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

-проявлять интерес к различным точкам зрения.
Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.



101

Дательный падеж имен существительных


102

Винительный падеж

имен существительных


103

Творительный падеж

имен существительных


104

Предложный падеж

имен существительных


105

Упражнение в склонении

имен существительных и в распознавании падежей


106

Неизменяемые имена существительные.



107

Подробное изложение текста повествовательного типа


108

Анализ и работа над ошибками. Упражнение в склонении

имен существительных и в распознавании падежей

Т. №9

109

Все падежи. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного


110

Проект «Зимняя страничка»



111

Проверочный диктант по теме «Падеж имен существительных»

Т.№9

112

Анализ и работа над ошибками. Лексическое значение имен прилагательных


113

Связь имен прилагательных с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте


114

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении


115

Составление научного

или художественного текста — описания растения



116

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»


117

Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе.


118

Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного







119

Родовые окончания имен прилагательных




























120

Правописание родовых окончаний

имен прилагательных

121

Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного


122

Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям


123

Анализ и работа над ошибками. Изменение имен прилагательных

по падежам (общее представление)


124

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного


125

Обобщение знаний об имени прилагательном


126

Морфологический разбор имени прилагательного


127

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками»


128

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Т. №10

129

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Т. №10

130

Анализ и работа над ошибками.




131

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа


































132

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.


133

Наблюдение над использованием в тексте местоимений.


134

Морфологический разбор местоимений


135

Обобщение знаний о местоимении.

Ознакомление с одним из видов деловой речи —письмом


136

Глагол (понятие о глаголе как части речи)


137

Упражнение в определении

лексического значения глагола


138

Число. Изменение глаголов по числам.



139

Составление текста по сюжетным рисункам и творческому домысливанию содержания текста.


140

Глаголы в неопределенной форме



141

Упражнение в распознавании глаголов

в неопределенной форме


142

Число глаголов. Изменение глаголов по числам


143

Упражнение в различении глаголов

единственного и множественного числа.

Текст-рассуждение



144

Времена глагола


145

Упражнение

в определении времени глагола



146

Изменение глаголов по временам



147

Упражнение в изменении глаголов

по временам


148

Подробное изложение

повествовательного текста по вопросам

и опорным словам


149

Анализ и работа над ошибками.

Изменение глаголов

в прошедшем времени по родам.


150

Упражнение в определении

рода глаголов в прошедшем времени.

Составление текста

из деформированных предложений


151

Не с глаголами



152

Правописание не с глаголами


153

Обобщение знаний о глаголе


154

Проверочная работа по теме «Глагол»

Т. №11

155

Контрольный диктант по теме «Глагол»


Т. №11

156

Конференция на тему «Части речи в русском языке»


Повторение (14ч)

157

Части речи. Имя существительное, имя прилагательное. Глагол.


подтверждать аргументы фактами;

- слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе

в группе;

Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

-Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу

Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;

- делать выводы на основе обобщения знаний;

- пробовать самостоятельно перестраивать
известный способ действия.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения

- Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого

делать выводы на основе обобщения знаний;

- пробовать самостоятельно конструировать способ
действия в соответствии с условиями новой задачи;

-создавать разные виды текстов.

проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения;

- слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

с помощью других учащихся и самостоятельно;

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;







158

Личные местоимения








































159

Правописание корня



160

Состав слова. Правописание частей слова



161

Обобщение и систематизация изученного.



162

Обобщение и систематизация изученного.



163

Итоговый контрольный диктант


Т. №12

164

Анализ и работа над ошибками



165

Изложение повествовательного текста



166

Анализ и работа над ошибками



167

Обобщение и систематизация изученного.



168


Подготовка к тестированию


169

Тестирование за курс 3 класса


Т. №12

170

Итоговый урок по курсу «Русский язык»




Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ


Практическая часть

Кол-во уроков

Контрольный диктант

8

Контрольное списывание

1

Проверочная работа

5(тест)

Изложение


6

Самостоятельная работа


1

Проект


4

Сочинение


3


Формами организации учебного процесса являются: объяснение учителя, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.

Технология обучения:

-дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса : разноуровневые задания, индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:

Тетради для дополнительных индивидуальных заданий, карточки разноуровневого характера.

Согласно уставу и локальному акту образовательного учреждения используются виды контроля: текущий, тематический, плановый.

Формы контроля: опросы, тесты, контрольные диктанты, проекты, проверочные работы, самостоятельные работы.


ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Контрольный диктант


Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

15-25 слов

2 класс

25-30 слов

35-45 слов

3 класс

45-55 слов

55-6- слов

4 класс

60-70 слов

70-80 слов



Оценки:

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Ошибки:

1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.

4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл произведения.

5. Употребление слов в несвойственном значении ( в изложении).

Недочеты.

1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

2. Отсутствие «красной строки».

3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.

4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Примечание

Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.

При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.

Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.


Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

20-30 слов

2 класс

30-35 слов

40-50 слов

3 класс

50-60 слов

60-65 слов

4 класс

65-75 слов

75-90 слов



«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).

5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.

8. Подчеркни орфограммы в словах.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ


Первое полугодие

Второе полугодие

1-й класс

-

5-6 слов

2-й класс

8-10 слов

10-12 слов

3-й класс

10-12 слов

12-15 слов

4-й класс

12-15 слов

15-18 слов


Словарные диктанты

Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1-2 раза в месяцс целью осуществления текущего контроля.



Оценки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3–5 ошибок.

Критерии оценки работ творческого характера.

  К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.

Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.

В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.  


   ИЗЛОЖЕНИЕ

Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.

«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

СОЧИНЕНИЕ

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.

Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.

    Примечание

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учащихся:



  1. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.1./Канакина В.П., Горецкий В.Г../ - М: Просвещение, 2013.

  2. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.2./Канакина В.П., Горецкий В.Г../- М: Просвещение, 2013.

  3. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2ч. Ч.1/Канакина В.П./- М: Просвещение, 2013.

  4. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2ч. Ч.1. /Канакина В.П./- М: Просвещение, 2013.

  5. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (1 СД) - М.: Просвещение, 2013



Пособия для учителя:

  1. Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко, Н. Ю. Васильева. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО 2012

  2. Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004

  3. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004


Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс

Технические средства

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Ноутбук.








1


2