Основной целью обучения русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями является формирование у них коммуникативно-речевых умений.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по русскому языку, является развитие речи школьников, её коммуникативной функции.
Структура и содержание программы опирается на особенности познавательной деятельности детей.
Добукварный период обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся, в том числе исправление различных нарушений речи школьников.
Каждый из разделов нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
• формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
• развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
• знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
• обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целым словом);
• обучение грамотному и аккуратному письму;
• осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.