ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Варгашинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей старших классов Протокол № ___________ от «______» ________2015 г. Руководитель МО _____________Л.П. Могильникова | «Согласовано» Заместителем директора по УВР ___________ И. Н. Маханькова от «____» _________ 2015 года | «Утверждаю» Директор школы - интерната __________ А.Я. Петров от «______» ________2015г. |
Рабочая программа
по предмету
« Русский язык»
10 класс
Автор – составитель: учитель русского языка Южакова С.В.
2015 год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 10 класса составлена на основе
примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой –М.; Просвещение, 2011г., Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных( коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, под редакцией А.М.Щербаковой – М.; Владос, 2006г. И учебными пособиями:
«Русский язык» 8 класс. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. М., Просвещение, 2013 год. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
«Русский язык» 9 класс. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. М., Просвещение, 2009 год. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе направлено на развитие у учащихся с проблемами в развитии устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку, их успешной адаптации в социуме.
Учебный материал (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остаётся в объёме ранее изученного в 5 – 9 классах. Учебный материал в 10 классе дается в определенной последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут для детей актуальны при оформлении деловых бумаг, в качестве практических упражнений, использовать материал, расширяющий представления учащихся об окружающем их мире, нравственно-этических отношениях между людьми, правилах сохранения жизни и здоровья.
Специальная коррекционная школа VIII вида должна подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.
Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.
Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.
Основная цель - обеспечить языковое развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.
Цели курса:
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- помогать учащимся в усвоении стилевых особенностей деловой речи;
- научить овладевать простейшими жанрами деловых бумаг.
Задачи:
- познакомить с образцами деловых бумаг;
- дать понятие о формах, стандартах деловых бумаг, об их композиционных частях;
- помочь в практическом усвоении норм и правил составления деловых бумаг.
Большое значение имеет речевая направленность курса, то есть работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. Работа по развитию связной устной и письменной речи ведётся на каждом уроке, независимо от формулировки темы. В процессе обучения идёт постепенное накопление словаря: существительных, прилагательных, глаголов, наречий, то есть всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом. Программа включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг.
Для формирования у учащихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы деловых бумаг: заявление о приёме на работу, служебная записка, образец трудового договора, автобиография (резюме) др. составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.
Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.
Предлагаемая программа представляет собой интегрированный курс русского языка и делового и творческого письма. Курс русского языка включает в себя набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису. При этом повторение материала русского языка основывается на тематике социально – бытовой ориентировки.
В ходе реализации программы 10 класса для воспитанников с ОВЗ по русскому языку формируются основные ключевые компетенции:
Ценностная - формирование нравственных, эстетико-эмоциональных, культурных ценностей;
Учебно-познавательные – готовность обучающегося к посильной самостоятельной
познавательной деятельности.
Регулятивная - способность работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; умение
адекватно воспринимать оценки и отметки; готовность к преодолению трудностей; оптимистическое восприятие мира.
Социальная – расширение картины мира учащихся и их представлений о взаимоотношениях между людьми;
Коммуникативная – навыки устного и письменного общения, выбор уместного речевого поведения с учетом партнера общения, умение высказывать и обосновывать свое мнение, умение работать в группах, воспитание толерантности;
Организационная – овладение навыками самоорганизации, способности нести личную ответственность за результат;
Когнитивные – овладение навыками работы с источниками информации, инструкциями;
Информационная – умение выискивать нужную информацию, используя различные источники.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, что в свою очередь обусловлено устранением недостатков всех сторон речи учащихся:
- Формирование фонетико-фонематических представлений;
- Обогащение активного и пассивного словарного запаса;
- Правильное употребление грамматических форм и конструкций в устной и письменной речи;
- Практическая направленность деятельности служит опорой в усвоении грамматических понятий и
орфографических правил, влияя на формирование у детей речевых навыков.
Основной формой преподавания русского языка является урок, на котором для реализации поставленных задач и достижения планируемого результата используются различные методы:
- практические упражнения, наглядные, словесные и др..
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 10 класса. В 10 классе отведено 68 часов в год (2 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.
С целью проверки уровня усвоения учебных знаний и умений, в течение года систематически осуществляется текущий контроль, планируются проверочные и контрольные работы.
Форма контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого за год |
Контрольный диктант | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
Изложение | 1 | 1 | 1 | - | 3 |
Сочинение | - | 1 | - | 1 | 2 |
Деловое письмо | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Учебно – тематический план 10 класс.
68 часов.
№ п.п. | тема | Количество часов | Контрольные диктанты | Творческие работы | Деловое письмо |
I четверть – 18 часов |
I. | Повторение | 8 ч | | | |
1. 2. | Предложение. Предложение с однородными членами | 2 ч. | | | |
3. | Предложение простое и сложное. | 1 ч. | | | |
4. 5. | Сложное предложение с союзами и, а, но, Со словами который, когда, чтобы, потому что. | 2 ч. | | | |
6. | Обобщение изученного материала | 1 ч. | | | |
7. | Диктант. | 1 ч. | «Северный олень» | | |
8. | Деловое письмо. | 1 ч. | | | Заявление. |
II. | Речь. Речевая деятельность. | 10 ч. | | | |
9. | Речь. Речевая дечятельность. | 1 ч. | | | |
10. 11. | Значение речи в жизни человека. | 2 ч. | | | |
12. | Виды речевой деятельности по цели высказывания. | 1 ч. | | | |
13. 14. | Краткая и распространенная речь. | 2 ч. | | | |
15. | Изложение. | 1 ч. | | «Олененок Бемби» | |
16. | Речевой этикет. Вежливые слова. | 1 ч. | | | |
17. | Контрольный диктант. | 1 ч. | «Белки» | | |
18. | Деловое письмо. | 1 ч. | | | Анкета. |
II четверть – 14 часов |
III. | Слово. Состав слова. | 14 ч. | | | |
19. | Слово и его значение. Состав слова. | 1 ч. | | | |
20. | Разбор слова по составу. | 1 ч. | | | |
21. | Словообразование. | 1 ч. | | | |
22. | Сочинение. | 1 ч. | | «Мой друг» | |
23. | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 ч. | | | |
24. | Правописание ударных и безударных гласных в слове. | 1 ч. | | | |
25. | Правописание приставок на з-с. | 1 ч. | | | |
26. | Сложные слова. | 1 ч. | | | |
27. | Изложение. | 1 ч. | | «Будьте бережливыми». | |
28. | Сложносокращенные слова. | 1 ч. | | | |
29. | Деловое письмо. | 1 ч. | | | Автобиография (Резюме). |
30. | Синонимы. Антонимы. | 1 ч. | | | |
31. | Контрольный диктант по теме: «Слово. Состав слова» | 1 ч. | «Водопад» | | |
32. | Деловое письмо. | 1 ч. | | | Трудовой договор. |
|
| Части речи. | 36 ч. | | | |
III четверть – 18 часов. |
IV. | Имя существительное. | 9 ч. | | | |
33. | Имя существительное. Его роль в речи. | 1 ч. | | | |
34. | Грамматические признаки имени существительного. | 1 ч. | | | |
35. | Склонение имен существительных. | 1 ч. | | | |
36. | Правописание существительных с шипящим на конце. | 1 ч. | | | |
37. | Правописание безударных падежных окончаний. | 1 ч. | | | |
38. | Имена собственные. | 1 ч. | | | |
39. | Обобщение изученного материала. | 1 ч. | | | |
40. | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное». | 1 ч. | «Друг» | | |
41. | Деловое письмо. | 1 ч. | | | Доверенность. |
V. | Имя прилагательное. | 9 ч. | | | |
42. | Имя прилагательное. Грамматические признаки имени прилагательного. | 1 ч. | | | |
43. | Правописание падежных окончаний имен прилагательных. | 1 ч. | | | |
44. | Правописание безударных окончаний имен прилагательных. | 1 ч. | | | |
45. | Прилагательные на ий, ья, ьё, ьи. | 1 ч. | | | |
46. | Изложение. | 1 ч. | | «Медвежья смекалка». | |
47. | Согласование имен прилагательных с именами существительными в тексте. | 1 ч. | | | |
48. | Обобщение изученного материала. | 1 ч. | | | |
49. | Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» | 1 ч. | « В каникулы» | | |
50. | Деловое письмо. | 1 ч. | | | Личное и деловое письмо. |
IV четверть- 18 часов. |
VI. | Личные местоимение. | 4 ч. | | | |
51. | Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. | 1 ч. | | | |
52. | Склонение личных местоимений. | 1 ч. | | | |
53. | Правописание личных местоимений. | 1 ч. | | | |
54. | Деловое письмо. | 1 ч. | | | Объяснительная записка. |
VI. | Глагол. | 7 ч. | | | |
55. | Глагол. Роль глагола в речи. | 1 ч. | | | |
56. | Неопределенная форма глагола. | 1 ч. | | | |
57. | Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжений. | 1 ч. | | | |
58. | Правописание глаголов совершенного и несовершенного вида на ться и тся. | 1 ч. | | | |
59. | Повелительная форма глаголов. Правописание частицы не с глаголами. | 1 ч. | | | |
60. | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 ч. | «Люди и птицы» | | |
61. | Деловое письмо. | 1 ч. | | | Заявление в пенсионный фонд. |
VII. | Имя числительное. | 3 ч. | | | |
62. | Имя числительное как часть речи. | 1 ч. | | | |
63. | Числительные порядковые и количественные. | 1 ч. | | | |
64. | Сочинение. | 1 ч. | | «Моя будущая профессия». | |
VIII. | Наречие. | 4 ч. | | | |
65. | Наречие. Наречия места, времени, способа действия. | 1 ч. | | | |
66. | Правописание наречий с о и а на конце. | 1 ч. | | | |
67. | Обобщение изученного материала. | 1 ч. | | | |
68. | Контрольный диктант. | 1 ч. | «Весной» | | |
| | 68 | 5 | 5 (3-2) | 8 |
Содержание учебного предмета
Русский язык.
10 класс 68 часов.
- простое предложение
- предложение с однородными членами
- сложное предложение с союзами и а но , со словами который, когда, чтобы, потому что
- значение речи в жизни человека
- виды речевой деятельности по цели высказывания
- краткая и распространенная речь
- речевой этикет
-вежливые слова
- состав слова
- разбор слова по составу
- единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в
корне слова
- правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения:
без – бес, воз – вос, из – ис, раз – рас
- сложные слова
- сложносокращенные слова
- синонимы, антонимы
Части речи.
Имя существительное
- роль существительных в речи
- основные грамматические признаки категории имени существительного
- правописание падежных окончаний
- роль прилагательных в речи
- правописание падежных окончаний имен прилагательных
- согласование имени прилагательного с именем существительным
- роль личных местоимений в речи
- правописание личных местоимений
- роль глаголов в речи
- неопределенная форма глаголов
- спряжение глаголов
- повелительная форма глагола
- частица не с глаголами
- понятие об имени числительном
- числительные количественные и порядковые
- понятие о наречии
- наречия, обозначающие время, место, способ действия
- правописание наречий с о и а на конце
- изложение
- сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг
- стандартные деловые бумаги, связанные с поступление на работу на конкретное предприятие
- доверенность, автобиография, резюме, объяснительная записка, заявление, личное и деловое письмо.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
* писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера
* оформлять все виды деловых бумаг
* составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу;
* пользоваться школьным орфографическим и толковым словарём, применять изученные
орфографические правила на письме с помощью учителя или самостоятельно;
Учащиеся должны знать:
* части речи, использование их в речи;
* наиболее распространённые правила правописания слов.
* главные и второстепенные члены предложения;
Словарь.
Автобиография, адвокат администратор, архив, биография, гражданин, доверенность, дубликат, документ, заявление, объяснительная, объявление, образование, организация, профессия, работодатель, резюме, руководитель, свидетельство, трудовая дисциплина.
Литература и средства обучения
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Сборник нормативных и методических материалов для проектирования рабочих учебных программ на основе ФГОС НОО. Панченко Ю.В. Курган, 2011 год.
Учебный план ОУ.
Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов. Пособие для учителя под редакцией Щербаковой А.М., Платоновой Н.М. И.2006.
Программы специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-9 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. М. , Владос, 2011 год.
А.К. Аксёнов. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе. М. , Просвещение. 1996 год.
Орфографический словарь.
Словарь синонимов русского языка.
Развернутое тематическое планирование.
Учебные пособия для учащихся:
«Русский язык» 8 класс. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. М., Просвещение, 2013 год. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
«Русский язык» 9 класс. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. М., Просвещение, 2009 год. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Состав слова. – М.: Просвещение, 2003.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное. – М.: Просвещение, 2003.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя прилагательное. – М.: Просвещение, 2003.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Глагол. – М.: Просвещение, 2003.
Орфографический словарь.
Словарь синонимов русского языка.
М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов», Москва, Просвещение, 2006г.
Демонстрационные таблицы по русскому языку |
Части речи. Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
Местоимение |
Наречие |
Имя числительное |
Части слова |
Орфограммы |
Раздаточный материал по русскому языку (карточки) |
Внеклассная работа |
Занимательный материал по русскому языку |
|
Презентации.
Диски. Демонстрационные таблицы. Коррекционная работа. Русский язык. Чтение. « Учитель», 2012 год 2 шт.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Демонстрационный экран
Цифровой фотоаппарат
Сканер, ксерокс, принтер.