СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 10 класса составлена  на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский язык"»

ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Варгашинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»




«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

старших классов

Протокол № ___________

от «______» ________2015 г.

Руководитель МО

_____________Л.П. Могильникова



«Согласовано»

Заместителем директора по УВР

___________ И. Н. Маханькова

от «____» _________ 2015 года



«Утверждаю»

Директор школы - интерната

__________ А.Я. Петров

от «______» ________2015г.





Рабочая программа

по предмету

« Русский язык»

10 класс






























Автор – составитель: учитель русского языка Южакова С.В.



2015 год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 10 класса составлена на основе

примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой –М.; Просвещение, 2011г., Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных( коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, под редакцией А.М.Щербаковой – М.; Владос, 2006г. И учебными пособиями:

«Русский язык» 8 класс. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. М., Просвещение, 2013 год. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

«Русский язык» 9 класс. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. М., Просвещение, 2009 год. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе направлено на развитие у учащихся с проблемами в развитии устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку, их успешной адаптации в социуме.

Учебный материал (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остаётся в объёме ранее изученного в 5 – 9 классах. Учебный материал в 10 классе дается в определенной последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут для   детей актуальны при оформлении деловых бумаг, в качестве практических упражнений, использовать материал, расширяющий представления учащихся об окружающем их мире, нравственно-этических отношениях между людьми, правилах сохранения жизни и здоровья.

Специальная коррекционная школа VIII вида должна подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.

Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.

Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.

Основная цель - обеспечить языковое развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.

Цели курса:

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- помогать учащимся в усвоении стилевых особенностей деловой речи;

- научить овладевать простейшими жанрами деловых бумаг.

Задачи:

- познакомить с образцами деловых бумаг;

- дать понятие о формах, стандартах деловых бумаг, об их композиционных частях;

- помочь в практическом усвоении норм и правил составления деловых бумаг.

Большое значение имеет речевая направленность курса, то есть работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. Работа по развитию связной устной и письменной речи ведётся на каждом уроке, независимо от формулировки темы. В процессе обучения идёт постепенное накопление словаря: существительных, прилагательных, глаголов, наречий, то есть всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом. Программа включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг.

Для формирования у учащихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы деловых бумаг: заявление о приёме на работу, служебная записка, образец трудового договора, автобиография (резюме) др. составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.

Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.

Предлагаемая программа представляет собой интегрированный курс русского языка и делового и творческого письма. Курс русского языка включает в себя набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису. При этом повторение материала русского языка основывается на тематике социально – бытовой ориентировки.

В ходе реализации программы 10 класса для воспитанников с ОВЗ по русскому языку  формируются основные ключевые компетенции:

Ценностная - формирование нравственных, эстетико-эмоциональных, культурных ценностей;

    Учебно-познавательные – готовность обучающегося к посильной самостоятельной

познавательной деятельности.

 Регулятивная -  способность работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; умение

адекватно воспринимать оценки и отметки; готовность к преодолению трудностей; оптимистическое восприятие мира.

   Социальная – расширение картины мира учащихся и их представлений о взаимоотношениях между людьми;

  Коммуникативная – навыки устного и письменного общения, выбор уместного речевого поведения с учетом партнера общения, умение высказывать и обосновывать свое мнение, умение работать в группах, воспитание толерантности;

 Организационная – овладение навыками самоорганизации, способности нести личную ответственность за результат;

  Когнитивные – овладение навыками работы с источниками информации, инструкциями;

  Информационная – умение выискивать нужную информацию, используя различные источники.



  Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, что в свою очередь обусловлено устранением недостатков всех сторон речи учащихся:

- Формирование фонетико-фонематических представлений;

- Обогащение активного и пассивного словарного запаса;

- Правильное употребление грамматических форм и конструкций в устной и письменной речи;

- Практическая направленность деятельности служит опорой в усвоении грамматических понятий и

орфографических правил, влияя на формирование у детей речевых навыков.

Основной формой преподавания русского языка  является урок, на котором для реализации поставленных задач и достижения планируемого результата используются различные методы:

- практические упражнения, наглядные, словесные и др..

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 10 класса. В 10 классе отведено 68 часов в год (2 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.

С целью проверки уровня усвоения учебных знаний и умений, в течение года систематически осуществляется текущий контроль, планируются проверочные и контрольные работы.



Форма контроля

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Итого за год

Контрольный диктант

2

1

2

2

7

Изложение

1

1

1

-

3

Сочинение

-

1

-

1

2

Деловое письмо

2

2

2

2

8



Учебно – тематический план 10 класс.

68 часов.

п.п.

тема

Количество часов

Контрольные диктанты

Творческие работы

Деловое письмо


I четверть – 18 часов



I.


Повторение



8 ч




1.

2.

Предложение. Предложение с однородными членами


2 ч.




3.

Предложение простое и сложное.


1 ч.




4.

5.

Сложное предложение с союзами и, а, но,

Со словами который, когда, чтобы, потому что.


2 ч.




6.

Обобщение изученного материала


1 ч.




7.

Диктант.

1 ч.

«Северный олень»



8.

Деловое письмо.

1 ч.



Заявление.


II.


Речь. Речевая

деятельность.




10 ч.




9.

Речь. Речевая дечятельность.

1 ч.




10.

11.

Значение речи в жизни человека.


2 ч.




12.

Виды речевой деятельности по цели высказывания.


1 ч.




13.

14.

Краткая и распространенная речь.

2 ч.




15.

Изложение.

1 ч.


«Олененок Бемби»


16.

Речевой этикет.

Вежливые слова.

1 ч.




17.

Контрольный диктант.

1 ч.

«Белки»



18.

Деловое письмо.

1 ч.



Анкета.


II четверть – 14 часов



III.


Слово. Состав слова.



14 ч.




19.

Слово и его значение.

Состав слова.


1 ч.




20.


Разбор слова по составу.


1 ч.




21.

Словообразование.

1 ч.




22.

Сочинение.

1 ч.


«Мой друг»


23.


Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.


1 ч.




24.

Правописание ударных и безударных гласных в слове.


1 ч.




25.

Правописание приставок на з-с.

1 ч.




26.

Сложные слова.

1 ч.




27.

Изложение.

1 ч.


«Будьте бережливыми».


28.

Сложносокращенные слова.

1 ч.




29.

Деловое письмо.

1 ч.



Автобиография (Резюме).

30.

Синонимы. Антонимы.

1 ч.




31.

Контрольный диктант по теме: «Слово. Состав слова»

1 ч.

«Водопад»



32.

Деловое письмо.

1 ч.



Трудовой договор.







Части речи.



36 ч.





III четверть – 18 часов.



IV.


Имя существительное.



9 ч.




33.

Имя существительное. Его роль в речи.


1 ч.




34.

Грамматические признаки имени существительного.


1 ч.




35.

Склонение имен существительных.

1 ч.




36.

Правописание существительных с шипящим на конце.


1 ч.




37.

Правописание безударных падежных окончаний.


1 ч.




38.

Имена собственные.

1 ч.




39.

Обобщение изученного материала.


1 ч.




40.

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное».


1 ч.

«Друг»



41.

Деловое письмо.

1 ч.



Доверенность.


V.


Имя прилагательное.



9 ч.




42.

Имя прилагательное. Грамматические признаки имени прилагательного.


1 ч.




43.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.


1 ч.




44.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

1 ч.




45.

Прилагательные на ий, ья, ьё, ьи.

1 ч.




46.

Изложение.

1 ч.


«Медвежья смекалка».


47.

Согласование имен прилагательных с именами существительными в тексте.

1 ч.




48.

Обобщение изученного материала.

1 ч.




49.

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

1 ч.

« В каникулы»



50.

Деловое письмо.

1 ч.



Личное и деловое письмо.


IV четверть- 18 часов.



VI.


Личные местоимение.



4 ч.




51.

Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.


1 ч.




52.

Склонение личных местоимений.

1 ч.




53.

Правописание личных местоимений.

1 ч.




54.

Деловое письмо.

1 ч.



Объяснительная записка.


VI.


Глагол.



7 ч.




55.

Глагол. Роль глагола в речи.

1 ч.




56.

Неопределенная форма глагола.

1 ч.




57.

Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжений.

1 ч.




58.

Правописание глаголов совершенного и несовершенного вида на ться и тся.

1 ч.




59.

Повелительная форма глаголов. Правописание частицы не с глаголами.

1 ч.




60.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1 ч.

«Люди и птицы»



61.

Деловое письмо.

1 ч.



Заявление в пенсионный фонд.


VII.


Имя числительное.



3 ч.




62.

Имя числительное как часть речи.

1 ч.




63.

Числительные порядковые и количественные.

1 ч.




64.

Сочинение.

1 ч.


«Моя будущая профессия».



VIII.


Наречие.



4 ч.




65.

Наречие. Наречия места, времени, способа действия.


1 ч.




66.

Правописание наречий с о и а на конце.

1 ч.




67.

Обобщение изученного материала.

1 ч.




68.

Контрольный диктант.

1 ч.

«Весной»






68


5


5 (3-2)


8
















Содержание учебного предмета

Русский язык.

10 класс 68 часов.



  • Повторение.

- простое предложение

- предложение с однородными членами

- сложное предложение с союзами и а но , со словами который, когда, чтобы, потому что

  • Речь. Речевая деятельность

- значение речи в жизни человека

- виды речевой деятельности по цели высказывания

- краткая и распространенная речь

- речевой этикет

-вежливые слова

  • Слово

- состав слова

- разбор слова по составу

- единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в

корне слова

- правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения:

без – бес, воз – вос, из – ис, раз – рас

- сложные слова

- сложносокращенные слова

- синонимы, антонимы

  • Части речи.

  • Имя существительное

- роль существительных в речи

- основные грамматические признаки категории имени существительного

- правописание падежных окончаний

  • Имя прилагательное

- роль прилагательных в речи

- правописание падежных окончаний имен прилагательных

- согласование имени прилагательного с именем существительным

  • Личные местоимения

- роль личных местоимений в речи

- правописание личных местоимений

  • Глагол

- роль глаголов в речи

- неопределенная форма глаголов

- спряжение глаголов

- повелительная форма глагола

- частица не с глаголами

  • Имя числительное

- понятие об имени числительном

- числительные количественные и порядковые

  • Наречие

- понятие о наречии

- наречия, обозначающие время, место, способ действия

- правописание наречий с о и а на конце

  • Связная речь.

- изложение

- сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг

  • Деловое письмо.

- стандартные деловые бумаги, связанные с поступление на работу на конкретное предприятие

- доверенность, автобиография, резюме, объяснительная записка, заявление, личное и деловое письмо.









Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

* писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера

* оформлять все виды деловых бумаг

* составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу;

* пользоваться школьным орфографическим и толковым словарём, применять изученные

орфографические правила на письме с помощью учителя или самостоятельно;


Учащиеся должны знать:

* части речи, использование их в речи;

* наиболее распространённые правила правописания слов.

* главные и второстепенные члены предложения;

    

Словарь.

Автобиография, адвокат администратор, архив, биография, гражданин, доверенность, дубликат, документ, заявление, объяснительная, объявление, образование, организация, профессия, работодатель, резюме, руководитель, свидетельство, трудовая дисциплина.































Литература и средства обучения

  • Нормативные документы

  1. Закон Российской Федерации « Об образовании».

  2. Сборник нормативных и методических материалов для проектирования рабочих учебных программ на основе ФГОС НОО. Панченко Ю.В. Курган, 2011 год.

  3. Учебный план ОУ.



  • Учебно – методическая литература для педагога:

  1. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов. Пособие для учителя под редакцией Щербаковой А.М., Платоновой Н.М. И.2006.

  2. Программы специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-9 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. М. , Владос, 2011 год.

  3. А.К. Аксёнов. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе. М. , Просвещение. 1996 год.

  4. Орфографический словарь.

  5. Словарь синонимов русского языка.

  6. Развернутое тематическое планирование.

Учебные пособия для учащихся:

  1. «Русский язык» 8 класс. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. М., Просвещение, 2013 год. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

  2. «Русский язык» 9 класс. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. М., Просвещение, 2009 год. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

  3. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Состав слова. – М.: Просвещение, 2003.

  4. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное. – М.: Просвещение, 2003.

  5. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя прилагательное. – М.: Просвещение, 2003.

  6. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. Глагол. – М.: Просвещение, 2003.

  7. Орфографический словарь.

  8. Словарь синонимов русского языка.

  9. М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов», Москва, Просвещение, 2006г.

  • Специфическое сопровождение (оборудование)



Демонстрационные таблицы по русскому языку

Части речи. Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Наречие

Имя числительное

Части слова

Орфограммы

Раздаточный материал по русскому языку (карточки)

Внеклассная работа

Занимательный материал по русскому языку




  • Электронно – программное обеспечение.

  1. Презентации.

  2. Диски. Демонстрационные таблицы. Коррекционная работа. Русский язык. Чтение. « Учитель», 2012 год 2 шт.



  • Технические средства обучения.

  1. Мультимедийный проектор

  2. Компьютер

  3. Демонстрационный экран

  4. Цифровой фотоаппарат

  5. Сканер, ксерокс, принтер.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!