СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа русский язык 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учитывает классы с детьми с ОВЗ, указаны виды коррекционной работы!!!!!

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа русский язык 5 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по русскому языку разработана для 5г класса. Реализуется в учебнике для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5 класс» в 2ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Количество детей - 22, из них 1 с ОВЗ.

Расчасовка по четвертям

Количество учебных недель

Количество часов в неделю

Количество часов по плану

1 четверть

9

45

45

2 четверть

7

35

35

3четверть

10

50

50

4 четверть

9

45

45

за год

35

175

175

Планируемые результаты



Для детей, не имеющих отклонений в развитии

Для детей с ОВЗ

Личностные

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных граммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные

Регулятивные УУД:

 самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

 самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

 самостоятельно составлять план решения учебной

проблемы;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью,

прогнозировать, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

 самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

 пользоваться разными видами чтения: изучающим,

просмотровым, ознакомительным;

 извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

 владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

 пользоваться словарями, справочниками;

 осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи;  строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности;

 уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

 уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 осознавать важность коммуникативных умений в жизни

человека;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

 оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

 договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности;

 задавать вопросы.

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  1. адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  1. владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  2. адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  3. способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  4. овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  5. умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметные

по фонетике и графике:

производить фонетический разбор слова;

соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки; по орфоэпии:

правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через

антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова; по морфемике и

словообразованию:

выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова;

образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи

суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор; по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; по синтаксису:

выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в

качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения;

определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов

предложения; определять однородные члены;

определять вводные слова и обращения (данное умение не является

обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения; по орфографии:

находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно

писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания;

находить и исправлять орфографические ошибки;

правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми

написаниями; по пунктуации:

находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания;

находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила; по

связной речи, чтению и работе с информацией:

читать учебно-научный текст изучающим чтением;

владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного

текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из

художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений,

писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в

соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.


1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

 определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Содержание учебного предмета для детей, не имеющих отклонений в развитии.



Язык и общение (3ч) Вспоминаем, повторяем, изучаем (26ч.)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (27ч.)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

  1. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

  2. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (18ч.)

  1. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц.

Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

  1. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

  2. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (16ч.)
  1. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

  2. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (23ч.)
  1. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

  1. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

  2. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.

Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения

Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.

Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.

Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов

Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем.

Морфемный разбор слов

Чередование звуков. Варианты морфем

Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту

Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов

Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения

Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.

Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Морфология. Орфография. Культура речи (51 ч) Имя существительное (21ч.)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

  1. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

  1. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (11ч.)
  1. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

  1. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

  1. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (19ч.)
  1. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

  1. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

  1. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (11ч.)

Содержание учебного предмета для детей с ОВЗ



Общие сведения о языке (3 ч.)

Что такое язык?

Каково назначение языка?

Что такое речь?

Что является средством общения людей?

Приемы слушания, нормы речевого этикета.

Основные признаки разговорного, научного стиля, языка художественной литературы.

2.Повторение пройденного в 1-4 классах (26 ч.)

Что называется окончанием, приставкой, корнем, суффиксом, основой слова? Что значит «однокоренные слова»?

Что нужно сделать, чтобы определить написание безударной гласной в корне?

Чем отличаются предлоги и приставки? Как пишутся предлоги со словами?

Что такое текст? Какими признаками должен обладать текст? Как связываются предложения в тексте?

Какие части речи вы знаете? Что вы помните о предлоге? Местоимении?

3.Синтаксис и пунктуация (33 ч.)

Что такое грамматика? Из каких разделов состоит грамматика? Для чего нужно изучать грамматику?

Что такое словосочетание? Чем оно отличается от слова? является ли грамматическая основа словосочетанием?

Какими частями речи могут быть выражены главные слова в словосочетаниях?

Что такое предложение? Какие предложения по цели высказывания вы знаете? Какое предложение называется простым? Из каких членов может состоять грамматическая основа?

Назовите главные члены предложения.

Что такое грамматическая основа предложения? С помощью каких вопросов можно найти подлежащее и сказуемое? Какими частями речи выражается подлежащее? Что знаете о сказуемом?

На какие вопросы отвечает сказуемое? Сколько способов выражения сказуемого вы знаете? Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

Что составляет грамматическую основу предложения? Как называется предложение, состоящее только из грамматической основы? Приведите примеры распространённых предложений. Что могут пояснять второстепенные члены предложений? На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения?

Что такое дополнение? Каким членом предложения оно является? На какие вопросы отвечает дополнение? Какими частями речи может быть выражено дополнение?

Что такое обстоятельство? Что обозначает обстоятельство? С помощью каких вопросов его можно найти в предложении? Какими частями речи выражено обстоятельство? От слов какой части речи они зависят?

Какие члены предложения называются однородными? Какие члены предложения могут быть однородными?

Что такое обобщающие слова?

Что такое обращение?

Что такое диалог? Как пишутся слова каждого лица в диалоге?

Главные члены предложения

главные и второстепенные члены предложения

синтаксический разбор

однородные члены предложения

синтаксический разбор, фонетический разбор

Способы определения сказуемого, основные способы его выражения.

Способы определения подлежащего, основные способы его выражения

Способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым

Различия между распространенными и нераспространенными предложениями.

Определение дополнения, способы его выражения, графическое выделение на письме.

Способы выражения определения, графическое выделение на письме.

Способы выражения обстоятельства. Графическое выделение на письме.

Признаки однородных членов.

Понятие обращения, его роль в речи.

История эпистолярного жанра. Композиционные элементы письма. Виды писем.

Алгоритм синтаксического и пунктуационного разборов простого предложения

Понятия простых и сложных предложений.

Понятие косвенной речи, правило различения прямой и косвенной речи.



4.Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (18 ч.)

Что такое графика? Что изучает графика? Какой звук преобладает в тексте стихотворения? Что вы слышите во время чтения стихотворения? Дайте характеристику звукам. Что такое алфавит? Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных? Согласных?

Для чего в словах пишется ь? когда пишется разделительный ь? Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласных, сколько и какие звуки они обозначают? Подумайте, в каом случае эти буквы обозначают один звук? Что такое орфоэпия? Что значит «правильная речь»? Что такое фонетика, каллиграфия, орфоэпия? В чём особенность сонорных звуков? Назовите гласные, состоящие из одного звука.

Парные согласные

синтаксический разбор предложения

Предмет изучения орфоэпии и фонетики.

Различия между звонкими и глухими согласными.

Различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного при записи слова в фонетической транскрипции.

Понятие и назначение алфавита.

Правило об обозначение мягкости согласног. с помощью Ь.

Правило об обозначении мягкости согласного с помощью Ь.

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Обозначение буквами е, ё, ю, я двумя и одним звуками. Правильно произносить слова.

5.Лексикология. Культура речи. (17 ч.)

Что такое лексика? Что изучает лексика?

Как пользоваться толковым словарём?

Назовите слова в переносном значении. Что такое метафора?

Что такое омонимы?

Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

Почему лексическое значение омонимов

раскрываются в разных словарных статьях?

Что такое синонимы? Какую роль играют синонимы в нашей речи?

Что такое антонимы?

6.Морфемика. Орфография. Культура речи.(27 ч.)

Что такое морфемика? Что такое морфема? Можно ли слова морфема и морфемика назвать однокоренными? Какие части слова вы знаете? Что такое окончание? Для чего оно служит в предложении?

Какова роль окончания? Что такое основа слова? Как найти основу?

Что такое корень слова? Как найти корень? Как называются слова с одинаковым корнем?

Что называется окончанием, корнем, основой слова? Что заключено в основе слова? Объясните, что значит нулевое окончание. Что можете сказать о суффиксе?

Имя существительное (26 ч.)

Вспомните, какие разделы науки о языке вы изучили с начала учебного года? Что изучает морфология?

Какие части речи вы знаете? Что вы знаете об имени существительном?

Как вы понимаете слова одушевленный и неодушевленный?

Какие имена существительные всегда пишутся с большой буквы?

Вспомните слова-помощники, с помощью которых легко определить род существительного.

Какого рода бывают имена существительные?

В каком числе могут стоять имена существительные?

Какие существительные имеют форму только множественного числа?

Что такое склонение существительных? Сколько типов склонения в русском языке вы знаете? Вспомните, как определяется склонение существительных?

Три склонения имен существительных.

Что такое имя прилагательное? С какой частью речи связано прилагательное?

Морфологические признаки и синтаксическая роль имен прилагательных в тексте.





Как называются словосочетания, в которых главное слово выражено глаголом? Как пишется не с глаголами?

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? Что нужно помнить при написании слов с ь на конце после шипящих?

Какого вида бывают глаголы в русском языке? На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? Несовершенного вида?

Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида?

Назовите три времени глагола. На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Виды чередований, условия выбора орфограммы.

Способы образования и изменения глагола прошедшего времени.

Форму настоящего времени имеют глаголы несовершенного вида. Способы образования и изменения глагола настоящего времени.

Способы образования и изменения глагола будущего времени.

Понятие спряжения глагола, способы определения спряжений глаголов.

8.Повторение и систематизация изученного (19 ч.)






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ







п/п

Тема урока

Кол-во часов

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ


ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ

.


1.

Язык и человек. Язык и речь.


1

Коррекция слухового внимания

2.

Язык и его единицы.


1

Коррекция памяти, мыслительных процессов


3.

Рр Стили речи. Композиционные и языковые признаки.

1

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

Вспоминаем,повторяем, изучаем 26 ч.


4.

Звуки и буквы. Произношение и правописание.


1

Коррекция нарушений устной и письменной речи;

5.

Орфограмма.

1


6.

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова.


1

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

7.

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.


1

Коррекция диалогической речи

8.

Правописание

проверяемых согласных в корне слова.



1



Формирование устойчивой и адекватной самооценки;

9.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.


1

Коррекция актуализации памяти

10.

Буквы и,у,а после шипящих.

1


11.

Разделительные Ъ и Ь.

1

Коррекция внимания

12.

Раздельное написание предлогов с другими словами.


1







13.

Рр Текст.

1

Коррекция памяти, мыслительных процессов


14-15.

Рр обучающее изложение (по Г.А. Скребицкому, упр.70)

2

Коррекция словесно-логического мышления

16.

Части речи.

1

 Развитие умения сравнивать, анализировать;

17.

Глагол.

1

Совершенствование говорения, аудирования, чтения и письма

18.

Правописание –тся и –ться в глаголах.

1


19.

Личные окончания глаголов.


1


20.

Рр Тема текста.

1

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

21.

Имя существительное как часть речи.

1


22.

Падежные окончания существитель-ных.

1


23.

Имя прилагательное как часть речи.

1

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

24.

Местоимение как часть речи.

1


25.

Рр Основная мысль текста.

1

коррекция диалогической речи

26.

Рр Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом».

1

формирование умений и навыков связного изложения мыслей в
устной и письменной форме.

27.

Повторение изученного в начальных классах.

1

коррекция нарушений устной и письменной речи;

28.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».

1


29.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

формирование умения анализировать свою деятельность; 


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

27


30.

Синтаксис. Пунктуация.

1


31.

Словосочетание.

1

Коррекция аналитического мышления, памяти и внимания.

32.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Разбор словосочетания.

1.


33-34.

Рр Сжатое изложение «Глупый пень» (упр.127)

2

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

35.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

1


36.

Восклицательные предложения.

1

коррекция диалогической речи

37.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.


1

Коррекция слухового внимания

38.

Сказуемое.

1


39.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

 развитие лексико-грамматических средств языка.

40.

Нераспространённые и распространённые предложения.

1


41.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1


42.

Определение.

1


43.

Обстоятельство.

1


44.

Предложения с однородными членами.

1

коррекция диалогической речи

45.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1


46.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения.

1


47.

Предложения с обращениями.

1

Совершенствование говорения, аудирования, чтения и письма

48.

Рр Письмо.

1


49.

Рр Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки».

1

Коррекция творческого воображения, пространственного представления.


50.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

1


51.

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

1


52.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1


53.

Прямая речь.

1


54.

Диалог.

1

коррекция нарушений устной и письменной речи;

55.

Контрольный диктант с грамматическим заданиемпо теме «Синтаксис. Пунктуация».

1


56.

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1

формирование умения анализировать свою деятельность; 


Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

18


57.

Фонетика. Гласные звуки.

1

коррекция монологической речи;

58.

Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие.

1


59.

Изменение звуков в потоке речи.

1


60.

Рр Повествование.

1


61-62

Рр Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка») упр.283.

2

 развитие лексико-грамматических средств языка.

63.

Согласные звонкие и глухие.

1


64.

Графика. Алфавит.

1


65.

Рр Описание предмета.

1

Коррекция творческого воображения, пространственного представления.


66.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1


67.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

1

 развитие умения сравнивать, анализировать;

68.

Орфоэпия

1


69.

Фонетический разбор слова.

1


70.

Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия.

Графика»

1

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

71.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1


72.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1


73.

Рр Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1

Совершенствование говорения, аудирования, чтения и письма

74.

Рр Сочинение. Описание предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1



Лексика. Культура речи.

16


75.

Слово и его лексическое значение.

1

коррекция монологической речи;

76-77

Однозначные и многозначные слова.

2


78-79

Прямое и переносное значение слова.

2

коррекция нарушений устной и письменной речи;

80

Омонимы

1


81

Синонимы

1


82

Синонимы, их роль в речи.

1


83-84

Рр Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Контрольное сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

2

Коррекция словесно-логического мышления

85-86

Рр Подготовка к подробному изложению (К.Г. Паустовский «Первый снег»). Написание подробного изложения ( К.Г. Паустовский «Первый снег»). Упр.375

2

формирование умения преодолевать трудности

87

Антонимы

1


88

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

1

Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов

89

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

1


90.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

1

формирование умения анализировать свою деятельность; 


Морфемика. Орфография. Культура речи.

23


91

Морфема. Изменение и образование слов.

1


92

Окончание

1


93

Основа слова.

1

 развитие лексико-грамматических средств языка.

94

Корень слова.


1


95



Рр Рассуждение. Сочинение-рассуждение «Секрет названия»



1




Коррекция памяти, мыслительных процессов


96






Суффикс.


1








Развитие внимания

97

Приставка

1


98-99-

Рр Выборочное изложение с изменением лица (упр.420)

2

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

100

Чередование звуков.

1


101

Беглые гласные.

1

коррекция монологической речи;

102

Варианты морфем.

1


103

Морфемный разбор слова.

1


104

Правописание гласных и согласных в приставках.

1


105

Буквы з -- с на конце приставок

1


106

Буквы а- о в корне

-лаг –//-лож-


1


107

Буквы а- о в корне

-раст-/-рос-


1

Совершенствование говорения, аудирования, чтения и письма

108

Буквы ё-о после шипящих в корне.

1

Совершенствование говорения, аудирования, чтения и письма

109

Буквы и-ы после ц.

1

Коррекция аналитического мышления, памяти и внимания.

110

Повторение по теме «Морфемика».

1


111

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика».

1


112

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1

формирование устойчивой и адекватной самооценки;

113

Рр Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» с последующим анализом работы.

1

Коррекция словесно-логического мышления


Морфология. Орфография. Культура речи.

51


114

Имя существительное как часть речи.

1


115

Рр Доказательства в рассуждении.

1

Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов

116

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1


117

Имена существительные собственные и нарицательные.

1


118

Род имён существитель-ных.

1


119-120-

Рр Элементы рассуждения. Сжатое изложение «Перо и чернильница» (упр.513)

2

Совершенствование говорения, аудирования, чтения и письма

121

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1

Коррекция актуализации памяти

122

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1


123

Три склонения имён существительных.

1


124

Падеж имён существительных.

1


125

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

формирование умения преодолевать трудности

126-127

Рр Подробное изложение с элементами описания (упр.547)

2

формирование умений и навыков связного изложения мыслей в
устной и письменной форме.

128

Множественное число имён существительных.

1


129

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

1


130

Повторение по теме «Имя существительное»

1


131

Морфологический разбор имени существительного.

1

 развитие лексико-грамматических средств языка.

132

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

1


133

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1

формирование устойчивой и адекватной самооценки;

134

Рр Сочинение-описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

1

Коррекция творческого воображения, пространственного представления.


135

Имя прилагательное как часть речи.

1

коррекция монологической речи;

136

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1


137

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1


138

Рр Описание животного

1

развитие наглядно-образного мышления

139

Рр Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю») упр.585

1

формирование умений и навыков связного изложения мыслей в
устной и письменной форме.

140

Прилагательные полные и краткие.

1


141

Рр Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (упр.598)

1

развитие наглядно-образного мышления

142

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

коррекция внимания

143

Повторение по теме «Имя прилагательное».

1

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

144

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

1


145

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1

 развитие умения сравнивать, анализировать;

146

Глагол как часть речи.

1


147

Не с глаголами

1


148

Рр Рассказ

1

Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов

149

Неопределенная форма глагола.

1


150

Правописание –тся и –ться в глаголах

1


151

Виды глагола.

1


152

Буквы е-и в корнях с че­редованием


1


153

Рр Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой.

1

формирование умения преодолевать трудности

154

Время глагола. Прошедшее время.

1

Коррекция аналитического мышления, памяти и внимания.

155

Настоящее время.

1


156

Будущее время.

1


157

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

1


158

Морфологический разбор глагола.

1

Совершенствование говорения, аудирования, чтения и письма

159-160

Рр Сжатое изложение с изменением формы лица.

2


161

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

1


162

Употребление времён в устных и письменных рассказах.

1


163

Повторение по теме «Глагол».

1

Коррекция актуализации памяти

164

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

1



Повторение и систематизация изученного материала.

11


165-166

Разделы науки о языке.

2

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

167-169

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

3


170-171

Орфограммы в окончаниях слов.

2

коррекция монологической речи;

172-173

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

2


174

Итоговый контрольный диктант.

1

Коррекция аналитического мышления. 

175

Работа над ошибками в контрольном диктанте.

1

формирование умения преодолевать трудности





16

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!