СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа с КТП, 10-11 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с КТП, 10 - 11 классы, не ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«ктп 10-11»

Приложение Календарно-тематическое планирование


10 класс


№ п/п

Дата

Тема

Примечания (содержание, термины, домашнее задание)

Вид

контроля

план

факт

Тема 1: «Биология как наука. Методы научного познания» (6).

1/1

04.09


Объект изучения биологии - живая природа.

Краткая история развития биологии. Методы биологии. (§1.1)


2/2

05.09


Система биологических наук.

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. (§1.1, с.10-11)


3/3

11.09


Сущность жизни и свойства живого.

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. (§1.2)


4/4

12.09


Основные уровни организации жизни.

Основные уровни организации живой материи:

молекулярный, клеточный, тканевый, органный.

(§1.3, с. 15-18)


5/5

18.09


Уровни организации жизни.

Основные уровни организации живой материи:

организменный, популяционно-видовой, экосистемный, глобальный. (§1.3, с.18-21)


6/6

19.09


Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 1.

Собеседование. (§ 1.1- 1.3)

Δ№1

Тема 2: «Клеточная теория. Химический состав клетки» (10).

7/1

25.09


История изуче­ния клетки. Кле­точная теория.

Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А. ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхова. Клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванна. (§ 2.1, с.24-27)


8/2

26.09


Кле­точная теория.

Основные положения клеточной теории.

Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. (§ 2.1, с. 27-28)


9/3

02.10


Химический со­став клетки.

Единство элементного химического состава живого живых организмов. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. (§ 2.2 , с.28-33)


10/4

03.10


Неорганические вещества.

Неорганические вещества. Вода, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма. (§ 2.3, с.33-37)


11/5

09.10


Органические вещества. Липиды.

Органические вещества - сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. (§ 2.4, с. 37-42)


12/6

10.10


Углеводы.

Углеводы: моносахариды, полисахариды. (§ 2.5 с. 41-42)


13/7

16.10


Белки.

Белки. Строение и структуры белка. Роль белков в клетке: структурная, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая, белки-катализаторы, белки-гормоны. Специфичность белковых молекул. Денатурация. (§ 2.5, с. 42-47)


14/8

17.10


Ферменты. П.р.1: «Расщепление H2O2 с помощью ферментов».

Белки-катализаторы.

Проверка п.р.1

15/9

23.10


Нуклеиновые кислоты. ДНК.

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. (§ 2.6, с. 47-52)


16/10

24.10


Нуклеиновые кислоты. РНК.

Особенности строения РНК по сравнению с ДНК.

(§ 2.6, с. 52-53)


Тема 3: «Строение клетки» (5).

17/1

07.11


Эукариотическая клетка.

П.р.2: «Строение клетки».

Эукариотическая клетка.

Основные органоиды клетки. Отличия в строении животной и растительной клеток. Наружная клеточная мембрана. (§ 2.7, с.53-58)

Проверка п.р.2

18/2

13.11


Цитоплазма. Эндоплазматическая сеть.

Цитоплазма. Эндоплазматическая сеть. Виды ЭПС.

(§ 2.7, с.58-60)


19/3

14.11


Органоиды. Ядро. Хромосомы.

П.р.3: «Сравнение клеток растений и животных».

Аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Компоненты ядра. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. (§ 2.7-2.8)

Проверка п.р.3

20/4

20.11


Прокариотическая клетка.

Прокариотическая клетка: формы, размеры.

Распространение и значение бактерий в природе. Строение прокариотической клетки. (§ 2.9, с.68-73)


21/5

21.11


П.р.4: «Приготовление и описание микропрепарата клетки».

Приготовление и описание микропрепарата клетки.

(§ 2.7- 2.9)

Проверка п.р.4

Тема 4: «Обмен веществ и энергии» (4).

22/1

27.11


Генетический код.

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код. Свойства кода. Триплет. Ген. (§ 2.10, с.73-77)


23/2

28.11


Биосинтез белка.

Транскрипция, трансляция, матричный синтез.

(§ 2.10, с.77-79)


24/3

04.12


Обмен веществ и энергии.

Энергетический обмен.

Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Этапы энергетического обмена. (§ 3.2)


25/4

05.12


Пластический обмен. Фотосинтез.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений, бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез. (§ 3.3, с.98-101)


Тема 5: «Многообразие организмов» (6).

26/1

11.12


Организм - единое целое.

Организм как отдельная особь, функционирующая как единое целое. (§ 3.1, с.90-93)


27/2

12.12


Царство Грибы.

Царство Растения.



28/3

18.12


Царство Животные.



29/4

19.12


Рубежная аттестация: контрольная работа за 1 полугодие.

Контрольная работа по темам 2 – 4. (§ 2.1- 2.11)

№1

30/5

25.12


Вирусы - неклеточная форма жизни.

Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Вирус. Бактериофаг. (§ 2.11. с.79-81)


31/6

26.12


Значение вирусов в природе и жизни человека

Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. (§ 2.11, с.81-85)


Тема 6: «Размножение. Онтогенез» (11).

32/1

09.01


Деление клетки.

Деление клетки. Жизненный цикл клетки.

(§3.4, с.102-105)


33/2

15.01


Митоз.

Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Биологическое значение. (§3.4, с.106-107)


34/3

16.01


Размножение: бесполое и половое.

Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Строение половых клеток. (§3.5, с.108-113)


35/4

22.01


Образование половых клеток.

Половое размножение. Образование половых клеток. Стадии размножения. роста, созревания. (§3.6, с.113-115)


36/5

23.01


Мейоз.

Фазы мейоза. Значение гаметогенеза. (§3.6, с.115-119)


37/6

29.01


Оплодотворение.

Оплодотворение у животных и растений. Наружное и внутреннее оплодотворение. (§ 3.7, с.120-122)


38/7

30.01


Двойное оплодотворение.

Биологическое значение оплодотворение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

(§ 3.7, с.122-124)


39/8

05.02


Онтогенез. Эмбриогенез.

Индивидуальное развитие организма. Прямое и непрямое развитие (развитие с метаморфозом). Эмбриональный период развития. (§ 3.8, с.124-127)


40/9

06.02


Постэмбриональное развитие.

Периоды постэмбрионального развития. Причины нарушений развития организма. (§ 3.8, с.128-129)


41/10

12.02


Онтогенез человека. Влияние вредных привычек на развитие зародыша человека.

Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительности жизни. (§ 3.9)


42/11

13.02


Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 6.

(§ 3.4- 3.9)

Δ№4

Тема 7: «Наследственность и изменчивость» (16).

43/1

19.02


Наследственность и изменчивость. Генетика.

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генотип. Фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. (§ 3.10, с.136-139)


44/2

20.02


Моногибридное скрещивание.

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Г.Менделя – закон доминирования. Второй закон Г.Менделя – закон расщепления. Закон частоты гамет.

(§ 3.11)


45/3

26.02


Цитологические основы моногибридного скрещивания.

Цитологические основы моногибридного скрещивания. Составление простейших схем скрещивания. (§ 3.11)


46/4

27.02


Дигибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. (§ 3.12, с.146-150)


47/5

05.03


Хромосомная теория наследственности.

Хромосомная теория наследственности. Закон

Т. Моргана. Сцепленное наследование признаков.

(§ 3.13, с.150-153)


48/6

06.03


Современные представления о гене и геноме.

Современные представления о гене и геноме. (§ 3.14, с.154-157)


49/7

12.03


Взаимодействие аллельных генов.

Взаимодействие генов. (§ 3.14)


50/8

13.03


Взаимодействие неаллельных генов.

Взаимодействие генов. (§ 3.14)


51/9

19.03


Генетика пола.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. (§ 3.15, с.158-164)


52/10

02.04


П.р.5: «Решение генетических задач».

Решение элементарных генетических задач.

Проверка п.р.5

53/11

03.04


Изменчивость. Ненаследственная изменчивость.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Норма реакции.

(§ 3.16, с.164-166)


54/12

09.04


Наследственная изменчивость.

Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутационные факторы.

(§ 3.16, с.166-169)


55/13

10.04


Генетика и здоровье человека.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. (§ 3.17, с.170-175)


56/14

16.04


Профилактика наследственных заболеваний.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. (§ 3.17)


57/15

17.04


П.р.6: «Выявление мутагенов в окружающей среде и оценка последствий их влияния».

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния. (§ 3.17)

Проверка п.р.6

58/16

23.04


Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 7.

(§ 3.10- 3.17)

Δ№5

Тема 8: «Селекция. Биотехнология» (4).

59/1

24.04


Основы селекции.

Основы селекции: методы и достижения. Генетика –теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. (§ 3.18, с.176-180)


60/2

28.04


Основные методы селекции.

Гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

(§ 3.18, с.180-183)


61/3

07.05


Биотехнология.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. (§ 3.19, с.183-188)


62/4

08.05


Этические аспекты развития биотехнологии.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. (§ 3.19, с.189-190)


63

14.05


Повторение курса 10 класса.

Повторение курса 10 класса.


64

15.05


Повторение.



65

21.05


Промежуточная аттестация.

Годовая контрольная работа.

66

22.05


Анализ годовой контрольной работы.

Работа над ошибками.


67

28.05


Виртуальная экскурсия «Приспособления к среде обитания».



68

29.05


Виртуальная экскурсия: «Взаимоотношения организмов».



Выпали 2 часа – 06.11.17 и 01.05.18


11 класс


№ п/п

Дата

Тема

Примечания (содержание, термины, домашнее задание)

Вид

контроля

план

факт

Тема 1: «История эволюционных идей» (6).

1/1



Биология в додарвиновский период.

Система органической природы К.Линнея.

История эволюционных идей. Представление о сущности жизни и ее развитии; господство идеалистических идей. Креационизм. «Система природы» К.Линнея. Трансформизм. (§4.1, с.196-200)


2/2



Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Теория катастроф.

Критика теории Ж.Б.Ламарка его современниками.

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Значение теории Ж.Б.Ламарка. Теория катастроф Ж.Кювье. (§4.2)


3/3



Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Эволюционная палеонтология, определенная изменчивость, неопределенная изменчивость.

Естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. (§4.3)


4/4



Эволюционная теория Ч.Дарвина.

Искусственный отбор.

Искусственный отбор, наследственная изменчивость.

(§4.4 с.209-214)


5/5



Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественный отбор. Борьба за существование. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

(§4.4, с.214-217)


6/6



Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 1.

Собеседование. (§4.1-4.4)

Δ№1

Тема 2: «Эволюционное учение» (15).

7/1



Вид, его критерии.

Вид, его критерии. Популяция. Генофонд. (§ 4.5)


8/2



П. р.1: «Описание особей по морфологическому критерию».

Практическая работа.

Проверка п.р.1

9/3



Популяция – структурная единица вида.

Ареал популяции, численность и динамика. (§ 4.6)


10/4



Популяция как единица эволюции.

Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарное эволюционное явление. Условия эволюции. (§ 4.7)


11/5



Факторы эволюции.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов,

изоляция. (§ 4.8)


12/6



П.р.2:«Выявление изменчивости у особей одного вида».

Практическая работа.

Проверка п.р.2

13/7



Естественный отбор.

Естественный отбор, движущий и стабилизирующий отбор, их влияние на генофонд популяций. (§ 4.9)


14/8



Адаптация организмов к условиям обитания.

Адаптации и их многообразие, виды адаптаций. Процесс формирования приспособленности. Относительный характер адаптаций. (§ 4.10)


15/9



П.р.3: «Выявление приспособлений к среде обитания».

Практическая работа.

Проверка п.р.3

16/10



Видообразование.

Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. (§ 4.11)


17/11



Синтетическая теория эволюции.

Синтетическая теория эволюции - расширенная и переработанная теории Ч.Дарвина в свете новых данных генетики, молекулярной биологии, палеонтологии, экологии.


18/12



Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Многообразие сортов растений и пород животных. Биологический прогресс, биологический регресс. Причины вымирания видов. Сохранение многообразия видов. (§ 4.12)


19/13



Доказательства эволюции органического мира.

Цитология и молекулярная биология. Сравнительная морфология. Рудименты. Атавизмы. (§ 4.13, с.254-258)


20/14



Биогеография. Палеонтология. Эмбриология.

Палеонтология. Эмбриология. Закон К.Бэра. Биогенетический закон. (§ 4.13, с.258-262)


21/15



Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 2.

Письменная работа. Собеседование.

Δ№2

Тема 3: «Развитие жизни на Земле» (9).

22/1



Гипотезы происхождения жизни.

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. (§ 4.14)


23/2



Современные взгляды на возникновение жизни.

Теория Опарина-Холдейна. Опыты Миллера и Юри.

Усложнение живых организмов на земле в процессе эволюции. (§ 4.15)


24/3



Развитие жизни на Земле: архейская и протерозойская эры.

Биологическая эволюция.

Эры: архей, протерозой. Развитие жизни в архее, протерозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. (§4.16, с.273-275)


25/4



Палеозойская эра.

Развитие жизни в палеозойскую эру. (§4.16, с.275-278)


26/5



Мезозойская и кайнозойская эры.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое. (§4.16, с.278-281)


27/6



Рубежная аттестация: контрольная работа за 1 полугодие.

Письменная работа. Собеседование.

№1

28/7



Многообразие грибов.



29/8



Многообразие растений.



30/9



Многообразие животных.



Тема 4: «Антропогенез» (8).

31/1



Гипотезы происхождения человека.

Проблема антропогенеза - сложнейшая естественнонаучная и философская проблема. Гипотезы происхождения человека. (§ 4.17)


32/2



Положение человека в системе животного мира.

Положение человека в системе животного мира. Данные сравнительной анатомии. (с.285-288)


34/3



Виртуальная экскурсия «Происхождение и эволюция человека».



35/4



Данные эмбриологии. П.р.4: «Сходство зародышей человека и других животных».

Сравнительная эмбриология. Отличие человека от человекообразных обезьян. (с.285-290, с.258-261)

Проверка п.р.4

36/5



Эволюция приматов.

Основные направления эволюции приматов. (с.290-293)


37/6



Эволюция человека.

Эволюция человека. Основные этапы. (с.293-296)


38/7



Расы человека.

Происхождение и особенности человеческих рас. Видовое единство человека. (§ 4.20)


39/8



Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 4.

Собеседование.

Δ№3

Тема 5: «Экологические факторы» (7).

40/1



Организм и среда. Экологические факторы.

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. (§ 5.1)


41/2



П.р.5: «Экологические группы растений».

Выявление черт приспособленности организмов к воздействию экологических факторов.

Проверка п.р.5

42/3



Абиотические факторы среды.

Абиотические факторы среды: температура, влажность, свет. Биологические ритмы. (§ 5.2)


43/4



П.р.6: «Исследование жизнестойкости дрожжевых клеток».

Исследование жизнестойкости организмов.

Проверка п.р.6

44/5



Биотические факторы среды.

Биотические факторы среды. Антибиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. Симбиоз, мутуализм, кооперация. Комменсализм. Нейтрализм. (§ 5.3, с.318-319)


45/6



Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 5.

Собеседование.

Δ№4

46/7



Виртуальная экскурсия: «Взаимоотношения организмов».



Тема 6: Экосистемы» (6).

47/1



Видовая и пространственная структура экосистем.

Экосистема, биоценоз, биогеоценоз. Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества). Видовая структура. (§ 5.4, с.319-321)


48/2



Экологическая структура экосистемы.

Экологическая структура. Продуценты, консументы, редуценты. (§ 5.4, с.321-325)


49/3



Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

П.р.10: «Составление цепей питания».

Трофическая структура биоценоза. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Экологическая пирамида. (§ 5.5)

Проверка п.р.10

50/4



Причины устойчивости и смены экосистем.

Видовое разнообразие – причина устойчивости экосистемы. Причины смены экосистемы. Смена популяций различных видов. Смена экосистем в природе. (§ 5.6)


51/5



Влияние человека на экосистемы.

Влияние человека на экосистемы. Агроценозы. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем. (§ 5.7)


52/6



Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 6.

Письменная работа. Собеседование.

Δ№5

Тема 7: «Биосфера» (6).

53/1



Биосфера – глобальная экосистема.

Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Биомасса. (§ 5.8)


54/2



Роль живых организмов в биосфере.

Роль живого вещества в биосфере. Биомасса Земли.

(§ 5.9, с.339-341)


55/3



Биологический круговорот.

Круговорот веществ - обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. (§ 5.9, с.341-344)


56/4



Биосфера и человек.

Антропогенные факторы воздействия на биосферу. Факторы, вызывающие экологический кризис. Последствия экологического кризиса. (§ 5.10)


57/5



Основные экологические проблемы.

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди. Парниковый эффект. Смог, озоновые дыры, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почвы. (§ 5.11)


58/6



Пути решения экологических проблем.

Пути решения экологических проблем. Рациональное использование природных ресурсов (§ 5.12)


59



Повторение.



60



Итоговая аттестация.


61



П.р.7: «Солевой состав воды».

Солевой состав. рН.

Проверка п.р.7

62



П.р.8: «Приготовление почвенной вытяжки».


Проверка п.р.8

63



П.р.9: «Солевой состав почвенной вытяжки».

Солевой состав. рН.

Проверка п.р.9

64



П.р.11: «Влияние CMC на организмы. Очистка воды от CMC».



65



П.р.12: «Исследование запыленности пришкольной территории».



66






67






68








Просмотр содержимого документа
«пояснилка 10-11»

1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по биологии в 10 – 11 классах составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закона «Об образовании»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004);

  • Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И. Сивоглазова / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: «Дрофа», 2010. – 138 с.;

  • Основной образовательной программы МБОУ СОШ имени 60-летия Октября Азовского района на 2017-2018 учебный год;

  • Базисного учебного плана МБОУ СОШ имени 60-летия Октября Азовского района на 2017-2018 учебный год.



Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б., Захаровой Е.Т..: «Биология. Общая биология. Базовый уровень, 10-11 классы» / Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2012.- 381 с.



Срок реализации программы: 2 года.


Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе, изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной,

информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.


2. Общая характеристика курса биологии.


Курс биологии направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные

предметы» обеспечивает:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить

эксперименты, оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с

объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных

результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.


3. Место курса биологии в базисном учебном плане.


Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени среднего (полного) общего образования. Биология в старшей школе изучается в 10 и 11 классах. Общее число учебных часов за 2 года обучения составляет 138: 70* в 10 классе (2 ч в неделю: 1ч – федеральный, 1ч – школьный компонент) и 68* в 11 классе (2 ч в неделю: 1ч – федеральный, 1ч – школьный компонент).

В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс «Окружающий мир», на уровне начальной школы, и курс биология в основной школе

Таким образом, содержание курса биологии в старшей школе представляет собой звено в системе непрерывного биологического образования.


4. Результаты освоения курса биологии.


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен


знать/понимать

основные положения биологических теорий (клеточная; эволюци­онная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;


уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззре­ния; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние ал­коголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений раз­вития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устой­чивости и смены экосистем; необходимость сохранения многооб­разия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элемен­тарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источни­ки мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные из­менения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой приро­ды по химическому составу, зародыши человека и других млекопи­тающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местнос­ти), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические про­блемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных ис­точниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных из­даниях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и кри­тически ее оценивать;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других за­болеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

____________________________________________________________________

* - из-за выпадающих праздников фактическое количество часов может уменьшиться на 1 – 3 часа.


5. Содержание курса.


10 класс (70 ч)


Раздел 1: «биология как наука. методы научного познания».

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы*. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации:

Биологические системы.

Уровни организации живой природы.

Методы познания живой природы.


Раздел 2: «Клетка».

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации:

Строение молекулы белка.

Строение молекулы ДНК.

Строение молекулы РНК.

Строение клетки.

Строение клеток прокариот и эукариот.

Строение вируса.

Хромосомы.

Характеристика гена.

Удвоение молекулы ДНК.

Лабораторные и практические работы:

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.


Раздел 3: «Организм».

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации:

Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

Фотосинтез.

Деление клетки (митоз, мейоз).

Способы бесполого размножения.

Половые клетки.

Оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма.

Моногибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание.

Перекрест хромосом.

Неполное доминирование.

Сцепленное наследование.

Наследование, сцепленное с полом.

Наследственные болезни человека.

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Мутации.

Модификационная изменчивость.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Искусственный отбор.

Гибридизация.

Исследования в области биотехнологии.

Лабораторные и практические работы:

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.


11 класс (68 ч)


Раздел 4: «Вид».

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации:

Критерии вида.

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.

Движущие силы эволюции.

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.

Образование новых видов в природе.

Эволюция растительного мира.

Эволюция животного мира.

Редкие и исчезающие виды.

Формы сохранности ископаемых растений и животных.

Движущие силы антропогенеза.

Происхождение человека.

Происхождение человеческих рас.

Лабораторные и практические работы:

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.


Раздел 5: «Экосистемы».

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации:

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Биологические ритмы.

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Ярусность растительного сообщества.

Пищевые цепи и сети.

Экологическая пирамида.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

Экосистема.

Агроэкосистема.

Биосфера.

Круговорот углерода в биосфере.

Биоразнообразие.

Глобальные экологические проблемы.

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Биосфера и человек.

Заповедники и заказники России.

Лабораторные и практические работы:

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.

Решение экологических задач.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Примерные темы экскурсий:

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).


6. Тематическое планирование.


Название темы / формирование УУД


10 класс

Тема 1: «Биология как наука. Методы научного познания».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки.

Тема 2: «Клеточная теория. Химический состав клетки».

Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Выполняют практическую работу. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой.

Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Дают характеристику .Выявляют отличительные признаки. Пользуются лабораторной посудой.

Тема 3: «Строение клетки».

Личностные УУД: Выполняют практическую работу. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой.

Тема 4: «Обмен веществ и энергии».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником, с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Дают характеристику.

Тема 5: «Многообразие организмов».

Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат, гербарий.

Тема 6: «Размножение. Онтогенез».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Строят Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп.

Тема 7: «Наследственность и изменчивость».

Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Выполняют практическую работу. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой, цифровой лабораторией.

Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Анализируют график. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Пользуются цифровой лабораторией. Рассматривают гербарий.

Тема 8: «Селекция. Биотехнология».

Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают гербарий.


11 класс

Тема 1: «История эволюционных идей».

Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Рассматривают гербарий.

Тема 2: «Эволюционное учение».

Личностные УУД: Выполняют практическую работу. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают гербарий.


Тема 3: «Развитие жизни на Земле».

Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают гербарий.

Тема 4: «Антропогенез».

Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Выполняют практическую работу. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки.

Тема 5: «Экологические факторы».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Выполняют практическую работу. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой.

Тема 6: Экосистемы».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки.

Тема 7: «Биосфера».

Личностные УУД: Выполняют практическую работу. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах .Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой.



Перечень практических работ


Название

Дата

План

Факт

10 класс

П.р.1: «Расщепление H2O2 с помощью ферментов».

17.10


П.р.2: «Строение клетки».

07.11


П.р.3: «Сравнение клеток растений и животных».

14.11


П.р.4: «Приготовление и описание микропрепарата клетки».

21.11


П.р.5: «Решение генетических задач».

02.04


П.р.6: «Выявление мутагенов в окружающей среде и оценка последствий их влияния».

17.04


11 класс

П. р.1: «Описание особей по морфологическому критерию».



П.р.2: «Выявление изменчивости у особей одного вида».



П.р.3: «Выявление приспособлений к среде обитания».



П.р.4: «Сходство зародышей человека и других животных».



П.р.5: «Экологические группы растений».



П.р.6: «Исследование жизнестойкости дрожжевых клеток».



П.р.7: «Солевой состав воды».



П.р.8: «Приготовление почвенной вытяжки».



П.р.9: «Солевой состав почвенной вытяжки».



П.р.10: «Составление цепей питания».



П.р.11: «Влияние CMC на организмы. Очистка воды от CMC».



П.р.12: «Исследование запыленности пришкольной территории».




7. Календарно-тематическое планирование.


КТП – см. приложение.



8. Система оценки достижения планируемых результатов.


Оценка устных ответов

Отметка «5»:

полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретённые знания.

Отметка «4»:

раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно чёткие; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка «5» ставится, если ученик

выполнил работу без ошибок; допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик

выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик

правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.


Оценка тестовых заданий


Отметка «5» выставляется за 90-100% объема выполненной работы.

Отметка «4» выставляется за 70-89% объема выполненной работы.

Отметка «3» выставляется за 50-69% объема выполненной работы.

Отметка «2» выставляется за менее 50% объема выполненной работы.


Оценка практических умений

Отметка «5»:

правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования и объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

правильно определена цель опыта; подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.



9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.


Важным условием для организации обучения является наличие в кабинете мультимедийного оборудования:

  • компьютер,

  • цифровой проектор,

  • экран или интерактивная доска,

  • цифровой микроскоп.


Основная литература:

1. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т..: «Биология. Общая биология. Базовый уровень, 10-11 классы» / Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2012.- 381 с.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 138 с.

3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006.



Дополнительная литература:

1. Щербатых Ю.В.: «Биология в схемах и таблицах» - М.: Эксмо, 2007, 384 с.

2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

3. Борзова З.В, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.

4. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.

5. Реймерс Н.Ф.: Популярный биологический словарь./ М., Наука, 1990,. - 544с.

6. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.



Интернет-ресурсы:

  1. http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

  2. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  3. www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

  4. www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

  5. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учи-телей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  6. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

  7. http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

  8. www.livt.net - Иллюстрированная энциклопедия живых организмов.

  9. www.evolbiol.ru – Проблемы эволюции.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!