СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа с КТП, 5-7 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с КТП, 5 - 7 классы, ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«ктп 5-7»

Приложение Календарно-тематическое планирование


5 класс


№ п/п

Дата

Тема

Примечания (содержание, термины, домашнее задание)

Вид

контроля

план

факт

Тема 1: «Биология – наука о живом» (8).

1/1

01.09


Земля – планета жизни.



2/2

08.09


Как отличить живое от неживого?

Опыт.


3/3

15.09


Клеточное строение.

Рисунок.


4/4

22.09


Деление организмов на группы.

Таблица.


5/5

29.09


Методы исследования.

П.р.1: «Составление плана исследования».

Наблюдение. Описание. Опыт. Измерение. Лупа.

Проверка п.р.1

6/6

06.10


Прибор, открывающий невидимое.

П.р.2: «Работа с микроскопом».

П.р. Микроскоп.

Проверка п.р.2

7/7

13.10


П.р.3: «Приготовление микропрепарата».

П.р. Микропрепараты.

Проверка п.р.3

8/8

20.10


П.р.4: «Клетки одноклеточных и многоклеточных».

П.р.

Проверка п.р.4

Тема 2: «Размножение» (7).

9/1

10.11


Как размножаются живые организмы?



10/2

17.11


Как размножаются животные?



11/3

24.11


Как размножаются растения?

П.р.5: «Строение семени».


Проверка п.р.5

12/4

01.12


Могут ли растения производить потомство без помощи семян?



13/5

08.12


Почему всем хватает места на Земле?

Д/з Прорастание семян


14/6

15.12


Как организмы переносят неблагоприятные условия?



15/7

22.12


Рубежная аттестация за 1 полугодие.

повт

№1

Тема 3: «Питание» (8).

16/1

29.12


Правда ли, что растения кормят всех?



17/2

12.01


Как питаются разные животные?



18/3

19.01


Как питается растение?

П.р.6: «Клетки зелёного листа».

П.р.

Проверка п.р.6

19/4

26.01


Только ли лист кормит растение?

П.р.7: «Корни растения».

П.р. (по выбору)

Проверка п.р.7

20/5

02.02


Как питаются паразиты?



21/6

09.02


Нужны ли минеральные соли животным и человеку?



22/7

16.02


Можно ли жить без воды?

Можно ли жить и не питаться?

Опыт. Д/з


23/8

02.03


Тематическая аттестация по теме 3.

повт

Δ№1

Тема 4: «Обмен веществ» (6).

24/1

16.03


Как можно добыть энергию для жизни?



25/2

30.03


Зачем живые организмы запасают питательные вещества?



26/3

06.04


Можно ли жить и не дышать?



27/4

13.04


Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

Элодея. Опыт.


28/5

20.04


Является ли человек частью живой природы?



29/6

27.04


Тематическая аттестация по теме 4.

повт

Δ№2

30

04.05


Земля – наш общий дом.



31

11.05


Всё ли мы знаем о жизни на Земле?



32

18.05


Промежуточная аттестация: годовая контрольная работа.


33

25.05


Резерв




Выпали 2 часа - 23.02.18 и 09.03.18










6 класс


№ п/п

Дата

Тема

Примечания (содержание, термины, домашнее задание)

Вид

контроля

план

факт

Тема 1: «Бактерии» (4).

1/1

05.09


Введение.

Знакомство с учебником. Разделы биологии. Развитие жизни. Ископаемые организмы.


2/2

12.09


Многообразие бактерий.

П.р.1: «Строение колонии цианобактерий».

(с. 10-15)


3/3

19.09


Можно ли бактерию назвать организмом?

(с. 19-22)


4/4

26.09


Болезнетворные бактерии.

(с. 23-26)


Тема 2: «Грибы и лишайники» (4).

5/1

03.10


Что такое гриб.

П.р.2: «Строение плесневого гриба».

(с. 28-31)


6/2

10.10


Почему о грибах надо знать всем?

(с. 36-41)


7/3

17.10


Тематическая аттестация по темам 1-2.


Δ№1

8/4

24.10


.Лишайники.

(с. 42-45)


Тема 3: «Растительный мир» (8).

9/1

07.11


Растительный мир Земли.

(с. 47-52)


10/2

14.11


Водоросли.

(с. 52-57)


11/3

21.11


Размножение водорослей.

(с. 57-60)


12/4

28.11


Мхи.

(с. 60-63)


13/5

05.12


Папоротники, хвощи, плауны.

П.р.3: «Сравнение внешнего строения папоротника и мха».

(с. 63-68)


14/6

12.12


Голосеменные.

(с. 68-73) Проект 1: «Хвойные растения нашей

местности».


15/7

19.12


Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 3.

Защита проекта 1.

№1

16/8

26.12


Покрытосеменные (Цветковые).

(с. 73-76)


Тема 4: «Клетки и ткани» (4).

17/1

09.01


Строение растительной клетки.

П.р.4: «Клетка кожицы лука».

(с. 87-90)


18/2

16.01


Клетка – биологическая система.

(с. 91-94)


19/3

23.01


Что такое ткань. Ткани растений.

(с. 94-99)


20/4

30.01


Ткани растений. П.р.5: «Изучение тканей растения под микроскопом».

(с. 99-103)


Тема 5: «Вегетативные органы растений» (9).

21/1

06.02


Органы цветковых растений.

(с. 105-110)


22/2

13.02


Репродуктивные органы.

(с. 110-115)


23/3

20.02


Корень. Клеточное строение корня.

П.р.6: «Типы корневых систем».

(с. 122-129)


24/4

27.02


Побег.

(с. 130-133)


25/5

06.03


Рубежная аттестация.


№2

26/6

13.03


Стебель.

П.р7: «Клеточное строение стебля».

(с. 133-138)


27/7

03.04


Лист.

(с. 138-144)


28/8

10.04


Процессы жизнедеятельности единого организма. П.р.8: «Вегетативное размножение комнатных растений».

(с. 145-153) Проект 2: «Комнатные растения и уход за ними».


29/9

17.04


Строение и состав семян.

П.р.9: «Внешнее строение семян».

(с. 156-158, с. 159-162)


Тема 7: «Растения рядом с нами» (5).

30/1

24.04


Классификация растений.

П.р.10: «Классы цветковых растений».

(с. 167-174) Защита проекта 2.


31/2

08.05


Семейства Бобовые, Лилейные и Злаковые.

П.р.11: «Семейство Бобовые».

(с. 174-178, с. 185-190)


32/3

15.05


Природные сообщества.

(с. 198-202)


33/4

22.05


Промежуточная аттестация.

Годовая контрольная работа.

34/5

29.05


Влияние человека на окружающую среду.

Красная Книга Ростовской области. Лекарственные растения Ростовской области.



Выпал 1 час – 01.05.18


7 класс


№ п/п

Дата

Тема

Примечания (содержание, термины, домашнее задание)

Вид

контроля

план

факт

Тема 1: «Введение» (9).

1/1

01.09


Какими свойствами обладают животные

как живые организмы?

(§1)


2/2

05.09


Чем отличаются животные от организмов

других царств?

(§2)


3/3

08.09


Науки, изучающие животных.

(§3)


4/4

12.09


Клетка — единица строения и жизнедеятельности животного организма.

(§4)


5/5

15.09


П.р.1: «Строение животной клетки».

(§4)

Проверка п.р.1

6/6

19.09


П.р.2: «Эпителий и соединительная ткань».

(§5)

Проверка п.р.2

7/7

22.09


П.р.3: «Мышечная и нервная ткани».

(§6)

Проверка п.р.3

8/8

26.09


Орган. Системы органов. Организм.

(§7)


9/9

29.09


Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 1.


Δ№1

Тема 2: «Беспозвоночные животные» (19).

10/1

03.10


Животные, состоящие из одной клетки.

(§11)


11/2

06.10


Многообразие простейших.

П.р.4: «Строение простейших».

(§10)

Проверка п.р.4

12/3

10.10


Подцарство Многоклеточные.

Тип Кишечнополостные.

(§11)


13/4

13.10


Особенности жизнедеятельности и многообразие кишечнополостных.

(§12)


14/5

17.10


Тип Плоские черви. Общая характеристика, многообразие.

(§13)


15/6

20.10


Рубежная аттестация: контрольная работа за 1 четверть.


№1

16/7

24.10


Типы беспозвоночных животных.



17/8

07.11


Тип Круглые черви. Общая характеристика, многообразие.

(§14)


18/9

10.11


Черви-паразиты.

(§13-14)


19/10

14.11


Тип Кольчатые черви. Общая характеристика, многообразие.

(§15)


20/11

17.11


Тип Моллюски. Общая характеристика,

многообразие.

(с. 65 – 68)


21/12

21.11


Многообразие моллюсков.

(с. 68 – 72)


22/13

24.11


Тип Членистоногие. Общая характеристика.

(с. 72 – 73)


23/14

28.11


Класс Ракообразные.

(с. 73 – 77)


24/15

01.12


Класс Паукообразные.

(§18)


25/16

05.12


Класс Насекомые. Внешнее строение.

(с. 81 – 83)


26/17

08.12


Внутреннее строение насекомых.

(с. 83 – 85)


27/18

12.12


Многообразие насекомых.

(с. 85 – 88)


28/19

15.12


Отряды насекомых.

(§19)


Тема 3: «Позвоночные животные» (21).

29/1

19.12


Тип Хордовые. Общая характеристика.

(§21)


30/2

22.12


Рубежная аттестация: контрольная работа за 2 четверть.


№2

31/3

26.12


Рыбы — обитатели водоемов. Внешнее

строение рыб.

(§22)


32/4

29.12


Беспозвоночные и позвоночные животные.



33/5

09.01


Особенности внутреннего строения

и жизнедеятельности рыб.

(§23)


34/6

12.01


Многообразие рыб.

(§24)


35/7

16.01


Земноводные (или амфибии) — обитатели воды и суши.

(§25)


36/8

19.01


Многообразие земноводных.

(§26)


37/9

23.01


Пресмыкающиеся (или рептилии) — завоеватели суши.

(§27)


38/10

26.01


Многообразие пресмыкающихся.

(§28)


39/11

30.01


Птицы. Особенности строения в связи со средой обитания.

(§29)


40/12

02.02


Внутреннее строение птиц.

П.р.5: «Строение яйца птицы».

(§30)

Проверка п.р.5

41/13

06.02


Многообразие птиц.

(§31)


42/14

09.02


Экологические группы птиц.

(§32)


43/15

13.02


Каких животных называют зверями?

(§33)


44/16

16.02


Первозвери, Сумчатые, Плацентарные. Отряд Грызуны.

(§34)


45/17

20.02


Отряды Хищные, Парнокопытные.

(§35)


46/18

27.02


Отряды млекопитающих.



47/19

02.03


Отряды млекопитающих.



48/20

06.03


Отряд Приматы. Значение млекопитающих.

(§36)


49/21

13.03


Рубежная аттестация: контрольная работа за 3 четверть.


№3

Тема 4: «Эволюция животных» (13).

50/1

16.03


Доказательства эволюции.

(§38)


51/2

30.03


Происхождение животных.

(§39)


52/3

03.04


Эволюция беспозвоночных.

(§40)


53/4

06.04


Эволюция хордовых.

(§41)


54/5

10. 04


Обитатели водной среды и почвы.

(§42)


55/6

13.04


Обитатели наземно-воздушной среды. Паразиты.

(§43)


56/7

17.04


Покровы тела.

(§45)


57/8

20.04


Опорно-двигательный аппарат.

(§46)


58/9

24.04


Пищеварительная система.

(§47)


59/10

27.04


Дыхание. Выделение.

(§48)


60/11

04.05


Кровеносная система.

(§49)


61/12

08.05


Координация и регуляция.

(§50)


62/13

11.05


Размножение и развитие.

(§51)


Тема 5: «Заключение» (5).

63/1

15.05


Совместное обитание животных разных видов.

(§57)


64/15

18.05


Совместное обитание животных одного вида.

(§58)


65

22.05


Промежуточная аттестация: годовая контрольная работа.


66

25.05


Животные в жизни человека.

(§60)


67

29.05


Роль животных на современной планете.

(§61)



Выпали 3 часа – 23.02.18, 09.03.18 и 01.05.18

Просмотр содержимого документа
«пояснилка 5-7»

1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по биологии в 5 - 7 классах составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закона «Об образовании»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

  • Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5–9 классы. / Серия «Стандарты второго поколения». – М.: «Просвещение», 2011.

  • Основной образовательной программы МБОУ СОШ имени 60-летия Октября Азовского района на 2017-2018 учебный год;

  • Базисного учебного плана МБОУ СОШ имени 60-летия Октября Азовского района на 2017-2018 учебный год.



Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  • Сухова Т.С., Строганов В.И.: «Биология. 5 класс» / Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, М.: «Вентана-Граф», 2015. – 144 с.

  • Сухова Т.С., Дмитриева Т.А.: «Биология. 6 класс» / Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций, М.: «Вентана-Граф», 2016. – 256 с.

  • Шаталова С.П., Сухова Т.С. .: «Биология. 7 класс» / Учебник для 7 класса общеобразовательных организаций, М.: «Вентана-Граф», 2017. – 304 с.


Срок реализации программы: 3 года.


Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе, изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной,

информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.


2. Общая характеристика курса биологии.


Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.


Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить

эксперименты, оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с

объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных

результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.


3. Место курса биологии в базисном учебном плане.


Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 278, из них по 35* ч. в 5 и 6 классах (по 1 часу в неделю); 70* ч. в 7 классе (1 час – фед., 1 час – школьн.); 70* ч. в 8 классе (2 часа в неделю) и 68* ч. в 9 классе (2 часа в неделю).

В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


4. Результаты освоения курса биологии.


Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.


Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание

значимости и общности глобальных проблем человечества;

• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным

особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе

личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью ____________________________________________________________________

* - из-за выпадающих праздников фактическое количество часов может уменьшиться на 1 – 3 часа.

людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности

семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).


Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

• формирование первоначальных систематизированных представлений о

биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и

неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным

аппаратом биологии;

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли

человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

• освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


5. Содержание курса биологии 5-7 классов.


Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и

ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.


Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения позвоночного животного.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения водорослей

Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Изучение строения плесневых грибов.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Изучение одноклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

Изучения строения моллюсков по влажным препаратам.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение строения рыб.

Изучения строения птиц.

Изучение строение куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих.


Экскурсии и демонстрации

Разнообразие и роль членистоногих в природе.

Разнообразие птиц и млекопитающих.



6. Тематическое планирование.


Название темы / формирование УУД


5 класс

Тема 1: «Биология – наука о живом».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выполняют. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой. Рассматривают гербарий.

Тема 2: «Размножение».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Выполняют практическую работу. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой.

Познавательные УУД: Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Систематизируют знания. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой. Рассматривают гербарий.

Тема 3: «Питание».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Выполняют практическую работу. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой. Рассматривают гербарий.

Тема 4: «Обмен веществ».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Рассматривают гербарий.


6 класс

Тема 1: «Бактерии».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Выполняют практическую работу. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой.

Тема 2: «Грибы и лишайники».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Выполняют практическую работу. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой. Рассматривают гербарий.

Тема 3: «Растительный мир».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Выполняют практическую работу. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой. Рассматривают гербарий.

Тема 4: «Клетки и ткани».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Выполняют практическую работу. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой.

Тема 5: «Вегетативные органы растений».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Выполняют практическую работу. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой. Рассматривают гербарий.

Тема 7: «Растения рядом с нами».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Выполняют практическую работу. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают гербарий.


7 класс

Тема 1: «Введение».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Строят график. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой.

Тема 2: «Беспозвоночные животные».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Строят график. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой.

Тема 3: «Позвоночные животные».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки.

Тема 4: «Эволюция животных».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой.

Тема 5: «Заключение».

Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику.



Перечень практических работ


Название

Дата

План

Факт

5 класс

П.р.1: «Составление плана исследования».

29.09


П.р.2: «Знакомство с микроскопом».

06.10


П.р.3: «Приготовление микропрепарата».

13.10


П.р.4: «Клетки одноклеточных и многоклеточных».

20.10


П.р.5: «Строение семени».

24.11


П.р.6: «Клетки зелёного листа».

19.01


П.р.7: «Корни растения».

26.01


6 класс

П.р.1: «Строение колонии цианобактерий».

12.09


П.р.2: «Строение плесневого гриба».

03.10


П.р.3: «Сравнение внешнего строения папоротника и мха».

05.12


П.р.4: «Клетка кожицы лука».

09.01


П.р.5: «Изучение тканей растения под микроскопом».

30.01


П.р.6: «Типы корневых систем».

20.02


П.р.7: «Клеточное строение стебля».

13.03


П.р.8: «Вегетативное размножение комнатных растений».

10.04


П.р.9: «Внешнее строение семян».

17.04


П.р.10: «Классы цветковых растений».

24.04


П.р.11: «Семейство Бобовые».

08.05


7 класс

П.р.1: «Строение животной клетки».

15.09


П.р.2: «Эпителий и соединительная ткань».

19.09


П.р.3: «Мышечная и нервная ткани».

22.09


П.р.4: «Строение простейших».

06.10


П.р.5: «Строение яйца птицы».

02.02




7. Календарно-тематическое планирование.



КТП – см. приложение.



8. Система оценки достижения планируемых результатов.


Оценка устных ответов

Отметка «5»:

полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретённые знания.

Отметка «4»:

раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно чёткие; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка «5» ставится, если ученик

выполнил работу без ошибок; допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик

выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик

правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.


Оценка тестовых заданий


Отметка «5» выставляется за 90-100% объема выполненной работы.

Отметка «4» выставляется за 70-89% объема выполненной работы.

Отметка «3» выставляется за 50-69% объема выполненной работы.

Отметка «2» выставляется за менее 50% объема выполненной работы.


Оценка практических умений

Отметка «5»:

правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования и объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

правильно определена цель опыта; подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.



9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.


Важным условием для организации обучения является наличие в кабинете мультимедийного оборудования:

  • компьютер,

  • цифровой проектор,

  • экран или интерактивная доска,

  • цифровой микроскоп.


Основная литература:

1. Сухова Т.С., Строганов В.И.: «Биология. 5 класс» / Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций, М.: «Вентана-Граф», 2015. – 144 с.

2. Сухова Т.С., Дмитриева Т.А.: «Биология. 6 класс» / Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций, М.: «Вентана-Граф», 2016. – 256 с.

3. Шаталова С.П., Сухова Т.С. .: «Биология. 7 класс» / Учебник для 7 класса общеобразовательных организаций, М.: «Вентана-Граф», 2017. – 304 с.

4. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5–9 классы. / Серия «Стандарты второго поколения». – М.: «Просвещение», 2011.



Дополнительная литература:

1. Щербатых Ю.В.: «Биология в схемах и таблицах» - М.: Эксмо, 2007, 384 с.

2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

3. Борзова З.В, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.

4. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.

5. Реймерс Н.Ф.: Популярный биологический словарь./ М., Наука, 1990,. - 544с.

6. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.



Интернет-ресурсы:

  1. http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

  2. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  3. www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

  4. www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

  5. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  6. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

  7. http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

  8. www.livt.net - Иллюстрированная энциклопедия живых организмов.

  9. www.evolbiol.ru – Проблемы эволюции.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!