Рабочая программа
по русскому языку
д ля 6 класса
Количество часов по учебному плану – 210 часов
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. От 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Пояснительная записка
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета а соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартами второго поколения. Учебник: Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 уч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов.-М.: Мнемозина, 2013
Программа является адаптивной. На изучение предмета «Русский язык» отводится 4 часа в неделю. Учебным планом предусмотрено часов в год (35 недель). Данная рабочая программа рассчитана на 210 часов в год.
1. Введение к рабочей программе:
Цель УМК определена следующим образом: через совершенствование и развитие общеучебных умений всесторонне развивать личность средствами предмета: эмоционально-волевую сферу, понимание роли языка в жизни людей, потребности в речевом совершенствовании.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
1. Сформировать у учащихся триединый взгляд на языковое явление с точки зрения анализа, формы и функции.
2. Развивать стремление анализировать каждое явление не изолированно, а в многообразии с языковыми явлениями.
3. Через многоаспектную языковую работу с литературными текстами совершенствовать важнейшие речевые умения и формировать навыки лингвистического анализа.
4. Через целенаправленное знакомство с этимологией слова формировать представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как формы выражения национальной культуры.
5. Стимулировать познавательную активность учащихся среднего уровня обученности.
6. Сохранить преемственность в обучении.
Место курса «Русский язык» в базисном учебном (образовательном) плане
ФГОС основного общего образования (п. 11.1 и п. 18.3)предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, в том числе изучение предмета «Русский язык». Время, необходимое для изучения предметов, период их изучения (классы) стандартом не определяется.
Данная программа предусматривает возможность изучения курса «Русский язык» в объёме 6 часов в неделю (204 учебных часов в год).
Прогнозируемый результат обучения в 6 классе по разделам:
Речевая деятельность.
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль текста, вычленять структурные части, составлять простой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, уместно использовать разные виды чтения ,в зависимости от коммуникативной задачи, разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план, самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного, прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности, выразительно читать художественные и научные тексты.
Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста –рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему ;соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо. Подробно и выборочно пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять простой и сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, другой синтаксической конструкцией.
Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план, анализируемого текста; определять вид связи и средства связи предложений в тексте; устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарём; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа; выделять исходную часть слова и слообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки; давать комментарии к словообразовательному гнезду; пользоваться словообразовательным словарём.
Лексика и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей; проводить лексический разбор слова.
Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять их написание; объяснять суть основного принципа русской орфографии; свободно пользоваться орфографическим словарём; владеть приёмом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений; определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастным и деепричастным оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные правила.
1. Введение к рабочей программе:
Цели задачи:
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у учащихся чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
- Основания для разработки рабочей программы и ее соответствие ФГОС
Для реализации программы используется УМК С.И. Львовой.
Учебник: Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 20013, соответствующий перечню учебно-методических изданий, утвержденному Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»)
Требования к видам и количеству тетрадей, приспособлений, материалов, игровых элементов и пр.
1. Количество и назначение ученических тетрадей
1.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей по русскому языку:
в 5-11-х классах – две рабочие тетради и две для проверочных письменных работ - одна для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи), вторая для контрольных работ. В тетради для работ по развитию речи выполняются контрольные изложения и сочинения, в тетради для контрольных работ – контрольные диктанты, тесты и другие контрольные работы;
с 5 по 11 класс ученики ведет дополнительную тетрадь для подготовки в ГИА, «Опорные сигналы» (объем 48 листов).
Тетради для контрольных работ, по развитию речи по русскому языку в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса).
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях по русскому языку направлено на достижение учащимися личностных и метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Русский язык»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответсгвенности и долга перёд Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности УУД учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебной деятельности:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
3. Содержание дисциплины
План учебного процесса
№/№ | Тема разделов лингвистики | |
Часы |
1 | Родной язык | 1 |
2 | Русская орфография как система правил | 15 |
3 | Синтаксис и пунктуация | |
4 | Текстоведение | |
5 | Морфология | |
6 | Имя существительное | |
7 | Имя прилагательное | |
8 | Глагол и его формы | |
| Глагол | |
| Деепричастие и причастие как глагольные формы. | |
| Деепричастие | |
| Причастие | |
9 | Имя числительное | |
10 | Местоимение | |
11 | Повторение изученного в 6 классе | |
11 | Резервные часы | |
| Всего | |
4. Календарно-тематическое планирование
| Дата | Тема урока |
-
| 01.09.2016 | Знакомство с учебником |
-
| 01.09.2016 | Роль родного языка в жизни человека. Функциональные разновидности языка |
-
| 02.09.2016 | Р.Р. Создание текстов различных функциональных стилей |
-
| 05.09.2016 | Орфография как система правил правописания. Основной закон орфографии. Правописание корней с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-, -лаг-, -лож- (повторение) |
-
| 05.09.2016 | Правописание слов с корнями –зар-, -зор, -гар-, -гор-, -кас-, -кос |
-
| 06.09.2016 | Правописание корней с чередованием |
-
| 06.09.2016 | Правописание корней с чередованием.Закрепление. |
-
| 07.09.2016 | Правописание букв ы - и в корнях после приставок. |
-
| 08.09.2016 | Правописание согласных в корнях |
-
| 08.09.2016 | Правописание приставок при и пре. Иноязычные приставки |
-
| 09.09.2016 | Правописание приставок при и пре. |
-
| 12.09.2016 | Входная контрольная работа |
-
| 13.09.2016 | Работа над ошибками |
-
| 13.09.2016 | Правописание приставок при- и пре-. |
-
| 14.09.2016 | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. |
-
| 15.09.2016 | Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. |
-
| 15.09.2016 | Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. |
-
| 16.09.2016 | Буквы ё(е) – о после шипящих и ц |
-
| 19.09.2016 | Употребление Ъ и Ь |
-
| 20.09.2016 | Слитные, раздельные и дефисные написания. Разграничение приставок и предлогов. |
-
| 20.09.2016 | Р. Обучающее изложение (упр.70) |
-
| 21.09.2016 | Работа над ошибками |
-
| 22.09.2016 | Синтаксис как раздел лингвистики. |
-
| 22.09.2016 | Строение, признаки словосочетаний и их виды. |
-
| 23.09.2016 | Словосочетание и фразеологизм; их общие и отличительные признаки |
-
| 26.09.2016 | Основные признаки предложения. |
-
| 27.09.2016 | Грамматическая основа двусоставного предложения. |
-
| 27.09.2016 | Типичные способы выражения подлежащего и сказуемого. |
-
| 28.09.2016 | Тире между подлежащим и сказуемым |
-
| 29.09.2016 | Предложения односоставные и двуставные |
-
| 29.09.2016 | Второстепенные члены предложения |
-
| 30.09.2016 | Изложение (упр.96) |
-
| 03.10.2016 | Изложение (упр.96) |
-
| 04.10.2016 | Виды осложнения простого предложения. |
-
| 04.10.2016 | Однородные члены предложения. |
-
| 05.10.2016 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. |
-
| 06.10.2016 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. |
-
| 06.10.2016 | Обращение. Интонация и знаки препинания при обращении. |
-
| 07.10.2016 | Поэтическое обращение и его использование в художественном тексте. |
-
| 10.10.2016 | Вводные слова. Интонация и знаки препинания при вводных словах |
-
| 11.10.2016 | Сравнительные обороты. Знаки препинания при сравнительных оборотах |
-
| 11.10.2016 | Сравнительные обороты. Знаки препинания при сравнительных оборотах |
-
| 12.10.2016 | Сложное предложение и его виды. Запятая в БСП |
-
| 13.10.2016 | Запятая в ССП перед союзами и, а, но. |
-
| 13.10.2016 | Запятая в ССП перед союзами и, а, но. |
-
| 14.10.2016 | Запятая в CПП перед союзами и союзными словами что, чтобы, потому что, если, когда который |
-
| 17.10.2016 | Запятая в CПП перед союзами и союзными словами что, чтобы, потому что, если, когда который |
-
| 18.10.2016 | Запятая в CПП перед союзами и союзными словами что, чтобы, потому что, если, когда который |
-
| 18.10.2016 | Способы передачи прямой речи. Интонационное и пунктуационное оформление предложений с прямой речью. |
-
| 19.10.2016 | Пунктуационное оформление диалога. Составление диалога по заданной модели |
-
| 20.10.2016 | Синтаксический разбор. Подготовка к контрольной работе. |
-
| 20.10.2016 | Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного) |
-
| 21.10.2016 | Контрольная работа |
-
| 24.10.2016 | Работа над ошибками. |
-
| 25.10.2016 | Текст и его признаки. Абзац как смысловая и композиционная единица текста. Понятие о микротеме |
-
| 25.10.2016 | Р.Р. Сжатое изложение (упр.152) |
-
| 27.10.2016 | Композиция текста. Основные композиционные элементы текста |
-
| 27.10.2016 | Развитие мысли в тексте и его строение. Простой и сложный план текста |
-
| 28.10.2016 | Р.Р. Редактирование текста |
-
| 31.10.2016 | Редактирование текста с ошибками в установлении связи между предложениями. Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. |
-
| 01.11.2016 | Параллельная связь предложений в тексте |
-
| 01.11.2016 | Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений и абзацев. |
-
| 02.11.2016 | Р.Р. Сжатое изложение |
-
| 03.11.2016 | Смысловая связь предложений в тексте. |
-
| 03.11.2016 | Типы речи. Повествование с элементами рассуждения и описания. Рассказ как текст повествовательного типа |
-
| 14.11.2016 | Строение рассказа. Средства связи смысловых частей текста-повествования |
-
| 15.11.2016 | Описание как тип речи. Сочинение-описание картины В. Серова «Девочка с персиками» (упр. 188) |
-
| 15.11.2016 | Описание как тип речи. Сочинение-описание картины В. Серова «Девочка с персиками» (упр. 188) |
-
| 16.11.2016 | Обобщение изученного по теме «Текстоведение» |
-
| 16.11.2016 | Обобщение изученного по теме «Текстоведение» |
-
| 17.11.2016 | Тест «Текстоведение. Орфография. Пунктуация» |
-
| 18.11.2016 | Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи. |
-
| 21.11.2016 | Структура самостоятельных частей речи. Именные части речи. |
-
| 22.11.2016 | Имя существительное как часть речи (повторение постоянных морфологических признаков). |
-
| 22.11.2016 | Имя существительное как часть речи (повторение непостоянных морфологических признаков). Правописание безударных гласных е-и в окончаниях существительных |
-
| 23.11.2016 | Словообразование имен существительных. Типичные морфемные модели. Стилистические различия однокоренных имен существительных |
-
| 23.11.2016 | Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных. Правописание типичных суффиксов существительных |
-
| 24.11.2016 | Образование имен существительных с помощью приставки не. Слитное и раздельное написание не с существительными |
-
| 25.11.2016 | Бессуффиксный способ образования существительных. Ь на конце существительных, образованных бессуффиксным способом. |
-
| 28.11.2016 | Приставочно-суффиксальный способ образования существительных |
-
| 29.11.2016 | Образование имен существительных способом сложения. Виды сложения. |
-
| 29.11.2016 | Правописание сложных существительных. |
-
| 30.11.2016 | Контрольная работа по пройденному материалу |
-
| 30.11.2016 | Работа над ошибками. |
-
| 01.12.2016 | Правописание пол- и полу-. |
-
| 02.12.2016 | Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Орфоэпические нормы |
-
| 05.12.2016 | Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Грамматические нормы |
-
| 06.12.2016 | Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Лексические нормы. |
-
| 06.12.2016 | Лингвистическое сочинение. |
-
| 07.12.2016 | Имя существительное в словосочетании и предложении |
-
| 07.12.2016 | Имя существительное в тексте. Сравнение. |
-
| 08.12.2016 | Обощение изученного по теме «Существительное» |
-
| 09.12.2016 | Обощение изученного по теме «Существительное» |
-
| 12.12.2016 | Зачет. Тест «Существительное. Словообразование. Орфография. Пунктуация. Культура речи». |
-
| 13.12.2016 | Работа над ошибками. |
-
| 13.12.2016 | Имя прилагательное как часть речи (повторение). |
-
| 14.12.2016 | Морфологические признаки прилагательных (постоянные) |
-
| 14.12.2016 | Морфологические признаки прилагательных (непостоянные). Правописание безударных окончаний прилагательных |
-
| 15.12.2016 | Основные способы образования имен прилагательных. |
-
| 16.12.2016 | Типичные модели образования прилагательных суффиксальным способом. Правописание типичных суффиксов прилагательных |
-
| 19.12.2016 | Типичные модели образования прилагательных суффиксальным способом. Правописание типичных суффиксов прилагательных |
-
| 20.12.2016 | Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. |
-
| 20.12.2016 | Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных |
-
| 21.12.2016 | Правописание Н и НН в прилагательных |
-
| 21.12.2016 | Тест «Н и НН в прилагательных |
-
| 22.12.2016 | Типичные модели приставочного способа образования прилагательных. |
-
| 23.12.2016 | Слитное и раздельное написание приставки НЕ |
-
| 26.12.2016 | Слитное и раздельное написание приставки НЕ |
-
| 27.12.2016 | Тест «Слитное и раздельное написание приставки НЕ» |
-
| 27.12.2016 | Правописание сложных прилагательных |
-
| 09.01.2017 | Словообразовательные гнезда слов |
-
| 10.01.2017 | Р.Р.Сочинение (упр.300) |
-
| 10.01.2017 | Р.Р.Сочинение (упр.300) |
-
| 11.01.2017 | Правильное употребление прилагательных. Орфоэпические и грамматические нормы |
-
| 11.01.2017 | Правильное употребление прилагательных. Лексические нормы. |
-
| 12.01.2017 | Имя прилагательное в словосочетании и предложении. |
-
| 13.01.2017 | Р.р Сочинение(упр.349) |
-
| 16.01.2017 | Р.р Сочинение(упр.349) |
-
| 17.01.2017 | Имя прилагательное в тексте. |
-
| 17.01.2017 | Обобщение и закрепление изученного |
-
| 18.01.2017 | Контрольная работа. Тест«Прилагательное. Словообразование. Орфография». |
-
| 18.01.2017 | Работа над ошибками. |
-
| 19.01.2017 | Глагол как часть речи. Постоянные морфологические признаки глагола . |
-
| 20.01.2017 | Непостоянные морфологические признаки глагола (наклонение) |
-
| 23.01.2017 | Непостоянные признаки глагола (спряжение) Правописание безударных личных окончаний глаголов |
-
| 24.01.2017 | Словообразование глаголов. Типичные морфемные модели. |
-
| 24.01.2017 | Правописание суффиксов глаголов |
-
| 25.01.2017 | Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда |
-
| 25.01.2017 | Правильное употребление глаголов. Орфоэпические и грамматические нормы |
-
| 26.01.2017 | Правильное употребление глаголов. Лексические нормы |
-
| 27.01.2017 | Глагол в словосочетании и предложении |
-
| 30.01.2017 | Р.Р. Подробное изложение с элементами сочинения |
-
| 31.01.2017 | Работа над ошибками |
-
| 31.01.2017 | Деепричастие и причастие как глагольные формы. |
-
| 01.02.2017 | Морфологические признаки деепричастия |
-
| 01.02.2017 | Деепричастный оборот. |
-
| 02.02.2017 | Подробное изложение с элементами сочинения |
-
| 03.02.2017 | Сочинение по картине (упр. 430) |
-
| 06.02.2017 | Деепричастный оборот |
-
| 07.02.2017 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий |
-
| 07.02.2017 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий |
-
| 08.02.2017 | Р.Р. Сжатое изложение |
-
| 08.02.2017 | Правописание НЕ с деепричастиями |
-
| 09.02.2017 | Правописание НЕ с деепричастиями |
-
| 10.02.2017 | Урок-игра "Своя игра". Систематизация пройденного. |
-
| 13.02.2017 | Правильное употребление деепричастий. |
-
| 14.02.2017 | Правильное употребление деепричастий (продолжение). |
-
| 14.02.2017 | Диктант с грамматическим заданием |
-
| 15.02.2017 | Анализ контрольной работы. |
-
| 15.02.2017 | Лингвистическое сочинение. |
-
| 16.02.2017 | Морфологические признаки причастия. Различение прилагательных, причастий и деепричастий |
-
| 17.02.2017 | Морфологические признаки причастия. Различение прилагательных, причастий и деепричастий (продолжение). Правописание безударных окончаний причастий |
-
| 20.02.2017 | Причастный оборот |
-
| 21.02.2017 | Причастный оборот (продолжение). Понятие об обособлении |
-
| 21.02.2017 | Причастный оборот (продолжение). Понятие об обособлении |
-
| 22.02.2017 | Действительные и страдательные причастия |
-
| 22.02.2017 | Действительные и страдательные причастия |
-
| 27.02.2017 | Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени |
-
| 28.02.2017 | Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. (продолжение) |
-
| 28.02.2017 | Правописание суффиксов причастий |
-
| 01.03.2017 | Правописание суффиксов причастий (продолжение) |
-
| 01.03.2017 | Р.\р. Сочинение-описание картины (упр. 497) |
-
| 02.03.2017 | Р.\р. Сочинение-описание картины (упр. 497) (продолжение) |
-
| 03.03.2017 | Полные и краткие причастия. |
-
| 06.03.2017 | Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий. Раздельное написание не с краткими причастиями |
-
| 07.03.2017 | Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий. Раздельное написание не с краткими причастиями (продолжение) |
-
| 07.03.2017 | Р.\р Сочинение описание картины (упр.507) |
-
| 09.03.2017 | Р.\р Сочинение описание картины (упр.507) |
-
| 10.03.2017 | Правильное употребление причастий. Орфоэпические и грамматические нормы. |
-
| 13.03.2017 | Правильное употребление причастий. Лексические и грамматические нормы (продолжение). |
-
| 14.03.2017 | Причастия и деепричастия в словосочетании и предложении |
-
| 14.03.2017 | Причастия и деепричастия в словосочетании и предложении |
-
| 15.03.2017 | Причастия и деепричастия в тексте |
-
| 15.03.2017 | Причастия и деепричастия в тексте (продолжение) |
-
| 16.03.2017 | Синтаксическая роль причастий и деепричастий |
-
| 17.03.2017 | Р.\р. Сочинение по картине (упр. 522) |
-
| 20.03.2017 | Р.\р. Сочинение по картине (упр. 522) (продолжение) |
-
| 21.03.2017 | Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол и глагольные формы» |
-
| 21.03.2017 | Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол и глагольные формы» |
-
| 22.03.2017 | Зачет. Тест «Причастие и деепричастие. Словообразование. Орфография. Культура речи. Пунктуация» |
-
| 22.03.2017 | Зачет. Тест «Причастие и деепричастие. Словообразование. Орфография. Культура речи. Пунктуация» (продолжение) |
-
| 23.03.2017 | Анализ ошибок, допущенных в тесте |
-
| 24.03.2017 | Сжатое изложение, упр. 528 |
-
| 03.04.2017 | Имя числительное как часть речи. Общее значение и употребление в речи. |
-
| 04.04.2017 | Разряды имен числительных по значению |
-
| 04.04.2017 | Разряды имен числительных по значению (продолжение) |
-
| 05.04.2017 | Разряды имен числительных по значению (продолжение) |
-
| 05.04.2017 | Правописание Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. |
-
| 06.04.2017 | Склонение количественных числительных от 5 до 30, от 50 до 80 |
-
| 07.04.2017 | Склонение количественных числительных от 5 до 30, от 50 до 80 |
-
| 10.04.2017 | Склонение числительных 200,300, 400 и числительных на –сот. Склонение числительных 40, 90, 100 |
-
| 11.04.2017 | Склонение числительных 200,300, 400 и числительных на –сот. Склонение числительных 40, 90, 100 |
-
| 11.04.2017 | Склонение числительных один, два, три, четыре |
-
| 12.04.2017 | Склонение собирательных числительных |
-
| 12.04.2017 | Склонение дробных числительных |
-
| 13.04.2017 | Склонение составных количественных числительных |
-
| 14.04.2017 | Склонение порядковых числительных. |
-
| 17.04.2017 | Правописание сложных слов, образованных от числительных |
-
| 18.04.2017 | Культура речи. Правильное употребление имен числительных. Орфоэпические грамматические нормы. |
-
| 18.04.2017 | Культура речи. Правильное употребление имен числительных. Лексические нормы. |
-
| 19.04.2017 | Р.р. Лингвистичнское сочинение |
-
| 19.04.2017 | Р.р. Лингвистичнское сочинение |
-
| 20.04.2017 | Имя числительное в словосочетании и предложении |
-
| 21.04.2017 | Имя числительное в тексте |
-
| 24.04.2017 | Урок мини исследование на тему «Имена числительные в текстах разных стилей» (по упр.609) |
-
| 25.04.2017 | Зачет . Тест «Числительное. Орфография. Культура речи» |
-
| 25.04.2017 | Зачет,. Тест «Числительное. Орфография. Культура речи» (продолжение) |
-
| 26.04.2017 | Анализ ошибок, допущенных в тесте. |
-
| 26.04.2017 | Анализ ошибок, допущенных в тесте |
-
| 27.04.2017 | Местоимение как часть речи. |
-
| 28.04.2017 | Общее значение местоимений и употреблений их в речи. |
-
| 02.05.2017 | Разряды местоимений. Личные местоимения |
-
| 02.05.2017 | Разряды местоимений. Личные местоимения (продолжение) |
-
| 03.05.2017 | Возвратное местоимение |
-
| 03.05.2017 | Притяжательные местоимения |
-
| 04.05.2017 | Притяжательные местоимения (продолжение) |
-
| 05.05.2017 | Вопросительно-относительные местоимения |
-
| 10.05.2017 | Вопросительно-относительные местоимения (продолжение) |
-
| 10.05.2017 | Неопределенные местоимения. Дефисное написание морфем –то, -либо, -нибудь, кое-, не- |
-
| 11.05.2017 | Неопределенные местоимения. Дефисное написание морфем –то, -либо, -нибудь, кое-, не- |
-
| 12.05.2017 | Отрицательные местоимения |
-
| 15.05.2017 | Отрицательные местоимения (продолжение) |
-
| 16.05.2017 | Указательные местоимения |
-
| 16.05.2017 | Определительные местоимения |
-
| 17.05.2017 | Культура речи. Правильное употребление местоимений. |
-
| 17.05.2017 | Культура речи. Правильное употребление местоимений. (продолжение). |
-
| 18.05.2017 | Местоимение в словосочетании и предложении. |
-
| 19.05.2017 | Местоимение в тексте. |
-
| 22.05.2017 | Р.р. Контрольное сочинение по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (упр.701) |
-
| 23.05.2017 | Р.р. Контрольное сочинение по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (упр.701) |
-
| 23.05.2017 | Повторение «Местоимение как часть речи» |
-
| 24.05.2017 | Повторение «Местоимение как часть речи» |
-
| 24.05.2017 | Итоговая контрольная работа |
-
| 25.05.2017 | Анализ ошибок, допущенных в тесте |
-
| 26.05.2017 | Повторение изученного в 6 классе. Слово как основная единица языка. |
-
| 29.05.2017 | Виды грамматического разбора. |
-
| 30.05.2017 | Орфографический и пунктуационный анализ текста |
-
| 30.05.2017 | Итоговой тест за курс 6 класса |
-
| 31.05.2017 | Повторение и систематизация материала, изученного в 6 классе |
-
| 31.05.2017 | Повторение и систематизация материала, изученного в 6 классе |
34Х7=238 …в эл.журнале 240
Требования к видам и количеству тетрадей, приспособлений, материалов, игровых элементов и пр.
1. Количество и назначение ученических тетрадей
1.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей по русскому языку:
в 5-11-х классах – две рабочие тетради и две для проверочных письменных работ - одна для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи), вторая для контрольных работ. В тетради для работ по развитию речи выполняются контрольные изложения и сочинения, в тетради для контрольных работ – контрольные диктанты, тесты и другие контрольные работы;
с 5 по 11 класс ученики ведет дополнительную тетрадь для подготовки в ГИА, «Опорные сигналы» (объем 48 листов).
Тетради для контрольных работ, по развитию речи по русскому языку в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.
5. Фонд оценочных средств.
5. 1. Система оценивания текущей успеваемости и достижений обучащихся.
Виды и формы контроля: контрольный диктант, контрольная работа, проверочная работа, словарный диктант, тест, защита проектов, комплексный анализ текста, осложненное списывание, составление сложного плана и простого плана к тексту, изложение текста (подробное, сжатое, выборочное), составление текста определенного стиля и типа речи, сочинение, составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста, редактирование текста, работа с деформированным текстом.
Успешность выполнения самостоятельных и контрольных работ обуславливается следующими факторами:
• внимательное отношение учителя к возникающим в ходе изучения темы у отдельных учащихся трудностям в осмыслении и применении теоретического материала;
• неоднократное выполнение на предыдущих уроках заданий, аналогичных заданиям самостоятельной и контрольной работы;
• отработка умения выбирать правильное написание в словах с теми орфограммами, которые включаются в текст контрольных диктантов, на предыдущих уроках;
• отбор для урока-обобщения заданий, которые вызвали в ходе изучения темы наибольшие затруднения, а также орфографического материала, позволяющего отработать те написания, в которых допускалось наибольшее количество ошибок в домашних и классных работах;
• включение в урок повторения разъяснений, важность которых была определена на основе проверки работ учащихся на уроке и дома, а также в ходе анализа текущих самостоятельных работ;
целесообразность и посильность для учащихся предлагаемых для работы дома заданий;
систематический анализ на уроках наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися в письменных классных, домашних и текущих самостоятельных работах и выработка у них навыка самостоятельного анализа допущенных ошибок.
В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями в рабочей программе предусмотрены следующие виды и формы контроля:
диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий, самодиктант);
изложение (подробное, сжатое, выборочное, с продолжением, с перегруппировкой материала);
лингвистический и комплексный анализ текста;
устное высказывание на лингвистическую тему;
письменное высказывание на лингвистическую тему (сочинение);
тест,
рецензия на предложенный текст в виде сочинения.
Элемент контроля | Отметка по 5-тибальной системе | Другие виды оценивания |
Оценка устных ответов учащихся | Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. | |
Оценка диктантов | В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий. Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания. | |
| | |
5.2. Формы проведения и оценивание результатов обучения при промежуточной аттестации обучающихся.
6. Обеспечение рабочей программы.
6. 1. Требования к учебному кабинету, материально-техническая база для осуществления образовательного процесса, особенности изучения данной учебной дисциплины.
Материально-техническое обеспечение:
Репродукции картин русской живописи уроков для развития речи.
Раздаточный и дидактический материал.
Словари.
Шкафы для хранения пособий.
Художественная литература.
Методическая литература для учителя.
Справочно–энциклопедическая литература.
6.2. Учебно-методический комплекс.
Статус источника | Автор и название, год издания | Наличие в библиотеке гимназии |
Учебное и учебно-методическое обеспечение по русскому языку. Для учителя: Для учащихся(обязательная) С.И.Львова и др. Русский язык. 6 класс. В трёх частях. - М.: «Просвещение», 2013. | 1. Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2013 г 2. С.И.Львова. Практикум по русскому языку: 6 класс: пособие для учащихся/ С.И.Львова. – М.: Просвещение, 2007 (Лингвистический тренажер) 3. Прохватилина Л.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс.: Книга для учителя. – Под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2008 4. Васильевых В.Н. Уроки русского языка. 6 класс. Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2008 5. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 6 класс: пособие для учащихся/ Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2008. (Лингвистический тренажер) 6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе.: Книга для учителя. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 1999 Для учащихся (дополнительная) 1.Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся/А. Т. Арсирий; под ред. Л. П. Крысина. - М.: Просвещение, 1995. 2.Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005. 3.Кодухов В. И. Рассказы о синонимах / В. И. Кодухов. - М.: Просвещение, 1984. 4.Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии:6 класс / Л. Г.Ларионова. -М.: Просвещение, 2004. 5.Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому язык:6 класс / А. Б. Малюшкин. - М., 2006. 6.Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006. 7.Олимпиады по русскому языку. Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 1995. 8.Шанский Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 1985. | |
Программу составил учитель ФИО подпись дата (до 30.08.2016.г)
Приложение № 1 (заполняется учителем, сдается завучу).
«Лист корректировки рабочей программы».
Дата корректировки | Суть корректировки |
| |
Корректировка происходит по окончанию каждого триместра или по мере необходимости (болезнь учителя, карантин, сильные морозы, массовые мероприятия и т. д. )
Приложение № 2 (заполняется учителем, сдается завучу).
«Отчет о выполнении рабочей программы»
Отчетный период | Количество часов | примечание |
1триместр | | |
2 триместр | | См. приложение № 1 |
3 триместр | | Без корректировки |
Итого | | Из них: Контр. работ – |
Результат реализации рабочей программы.
Программа выполнена с учетом корректировки.
ФИО. Подпись.
ДЛЯ СЕБЯ!
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС (170+34ч)
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности |
Родной язык (2 ч) | |
Роль родного языка в жизни человека. *Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном языке, функциональных стилях (научном, публицистическом, официально-деловом), языке художественной литературы. | *Различение функциональных разновидностей языка в наиболее простых и ясных случаях (в течение всего учебного года). |
РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ КАК СИСТЕМА ПРАВИЛ (15+ 9ч) | |
Орфография как раздел право писания. Орфография — система пра вил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них (на основе изученного). Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Употребление ь и ъ (повторение). Слитные, дефисные и раздельные написания (повторение). | Правописание слов с корнями -зар-//-зор-, -гар-//-гор-, -кас-//-кос-. Правописание букв ы и и в корнях после приставок. Различение приставок при- и пре- на семантической основе. *Правописание некоторых при ставок иноязычного происхождения (анти-, архи-, де-, интер- и др.,). Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных. Употребление букв ё(е) и о после шипящих и ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях). *Опора на элементарный этимологический анализ при аргументации правописания слов. |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (15ч) | |
Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов. Виды слово сочетаний: именные и глагольные. Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании. Словосочетание и фразеологизм; их общие и отличительные свойства. Основные признаки предложения: смысловая, интонационная, грамматическая законченность; соотнесенность с действительностью, то есть с речевой ситуацией; выражение отношения к содержанию высказывания. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побуди тельных предложений. *Предложения двусоставные и односоставные. Одно составные предложения типа Мороз и солнце! Споем песню. Курить нельзя. Особенности грамматических основ в двусоставных предложениях. Типичные способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ. Простое осложненное предложение. Виды осложнения простого предложения: однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительны ми оборотами, Обособленны ми членами (пропедевтика). Однородные члены предложения. Интонационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Сложное предложение и его виды: союзное (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзное. Способы передачи прямой речи. Прямая речь и слова автора. Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного). Основные разделы пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2)знаки препинания внутри простого предложения; 3)знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Соблюдение норм построения словосочетаний, требующих согласования и управления. Различение и правильное употребление в речи словосочетаний типа висеть на волоске, прикусить язык и т. п. (в пря мом значении — как словосочетания; в переносном значении — как фразеологизма). Интонационный анализ предложения. Выражение настроения, отношения к высказанному (неодобрение, радость, удов летворение и т. п.) с помощью интонации. Выражение побуждения к действию в форме приказа (Молчать! Помолчи! и т. п.,), просьбы (Будьте добры...), совета (Я бы посоветовал тебе...). Уместное употребление подобных конструкций в речи. Анализ грамматической основы в двусоставном предложении. Постановка тире между под лежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Уместное и правильное использование интонации и знаков препинания при однородных членах с бессоюзной связью, с союзом и, обобщающим словом. Употребление звательной интонации в предложениях с обращениями, знаки препинания при обращениях. Соблюдение элементарных правил речевого этикета при обращении к собе седнику. Использование этикетных фор мул обращения в устной и пись менной речи (уважаемый..., многоуважаемый..., дорогой..., милый..., родной... и т. п.). *Поэтическое обращение и использование его в художест венной речи. Интонационное и пунктуаци онное оформление предложений с вводными словами. Постановка знаков препина ния между частями сложного предложения (с двумя двусоставными частями), соединен ными словами и, а, что, что бы., потому что, если, ког да, который. Запятая между частями сложного бессоюзного предложения (простые случаи). Интонационное в пунктуаци онное оформление предложе ний с прямой речью. Пунктуационное оформление диалога. Составление диалога по задан ной модели (например- формула речевого этикета - вопрос - ответ (повествование) - во прос -» объяснение -согласие - формула речевого этикета). *Уместное использование жес тов и мимики в процессе уст ного диалога с собеседником. Развитие навыков выразитель ного чтения предложений с прямой речью и диалогом (чте ние «по ролям»). *Наблюдение за использовани ем прямой речи и диалога в худо жественной литературе (тексты из учебника литературы). Постановка знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций. |
ТЕКСТОВЕДЕНИЕ (16) | |
Текст и его признаки; типы речи и их особенности; стили речи (повторение). Смысловые части текста, отра жение их в простом и сложном плане. *Тезисный план. Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте. Виды связи предложений в тексте: последовательная (цеп ная) и параллельная связь. Последовательная (цепная) связь предложений в тексте. Основные средства связи пред ложений: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обо роты и др. Лексический повтор как сред ство связи предложений в текс те. Неоправданный повтор одного и того же слова, однокоренных слов в тексте. Местоимение как средство свя зи предложений в текстах раз ных стилей речи. Параллельная связь предложе ний в тексте. Сочетание в тексте параллель ной и цепной связи предложе ний. Смысловые части текста, отра жение их в плане (повторение). Сочетание в тексте цепной и параллельной связи абзацев. Рассказ как текст повествова тельного типа. Строение рас сказа (зачин, завязка, разви тие действия, кульминация, развязка, концовка). Особенности связи смысловых частей текста-повествования. Описание как тип речи. Разновидности описания: опи сание места, состояния приро ды, характера человека и его внешности и т. п. | Определение основной мысли текста, подбор наиболее удач ного заголовка, деление текста на смысловые части. Составление простого, сложно го, *тезисного плана текста. Создание текста по предложен ному плану. Использование цепной связи в текстах разных стилей; повто ра слова или слов-синонимов — в научной и деловой речи, по втора однокоренных слов как средства выразительности в художественных текстах. Использование лексического повтора как средства вырази тельности в художественных текстах. Исправление неоправданного речевого повтора различными способами: замена слова мес тоимением, синонимом, заме на синтаксической конструк ции. Использование местоимений как средства связи предложе ний и абзацев текста. Использование параллельной связи в текстах разных сти лей. Развитие смысла обобща ющего предложения в после дующих предложениях абза ца путем уточнения значения ключевого слова, повтора его или использования синонима. Интонационное выделение *Использование параллельной связи в художественных текс тах. *Прием пропуска подле жащего в предложениях, свя занных параллельной связью. Построение схемы текста, отражающей виды связи пред ложений. Создание текста с заданным типом связи предложений (цепной и параллельной). Использование наречий типа потом, сначала и т. п. для связи предложений и частей текста и для передачи после довательности действий в тексте-повествовании. Написание рассказа с элемен тами описания. Создание текста-описания с использованием последова тельной и параллельной связи предложений и абзацев. Создание текстов разных типов речи: повествования, описания, рассуждения. |
МОРФОЛОГИЯ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (13 + 3ч) | |
Самостоятельные и служебные части речи. Деление самостоятельных час тей речи на три группы: 1) склоняемые (существитель ные, прилагательные, чис лительные, местоимения); 2) спрягаемые (глаголы); 3) неизменяемые (наречия). Многоаспектная языковая характеристика самостоятельных частей речи: морфологические признаки; синтаксическая роль в словосочетании и предложении; типичные способы словообразования; особенности правописания и употребления в речи. Именные части речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам. Имя существительное как часть речи: значение, морфо логические признаки, синтак сическая роль (повторение). Морфологические признаки имен существительных (обоб щение изученного). Словообразование имен сущест вительных. Типичные морфемные модели имен существительных. Суффиксальный и приставоч ный способы образования имен существительных (повторе ние). *Приставочно-суффиксаль ный способ образования имен существительных и наиболее типичные морфемные модели, иллюстрирующие этот способ образования. *Бессуфиксный способ обра зования имен существитель ных. Образование имен существи тельных способом сложения. Виды сложения: сложение без соединительной гласной; сло жение с соединительной глас ной; *сложение с одновремен ным присоединением суффик са. Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования и употребле ния в речи. Культура речи. Правильное употребление имен существи тельных. Синтаксическая роль имен существительных в словосоче тании и предложении (обобще ние изученного). Имя существительное в тексте. Роль имен существительных в достижении точности, инфор мативности и выразительнос ти в текстах разных стилей и типов речи. *Сравнение как изобразитель но-выразительный прием. | Распознавание самостоятель ных частей речи, в том числе наиболее употребительных числительных, местоимений, наречий. Различение постоянных и непо стоянных морфологических признаков, морфологический разбор слов этой части речи. Характеристика языковых признаков имен существитель ных на основе анализа мор фемной модели. Стилистические различия однокоренных имен существитель ных (дева — девица — девоч ка — девка — девушка — дев чонка). Определение основных спосо бов образования имен сущест вительных: суффиксального, приставочного, сложения с соединительной гласной и без соединительной гласной. Образование имен существи тельных при помощи суффик сов и правописание типичных суффиксов имен существитель ных. Образование имен существи тельных при помощи пристав ки не-. Слитное и раздельное написание не с именами сущест вительными (повторение). Использование иноязычных приставок при образовании существительных. *Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов образования имен существи тельных. *Распознавание существитель ных, образованных бессуффиксным способом. ь на конце существительных, образованных бессуффиксным способом (ширь, дрожь, тишь). Правописание сложных имен существительных. Слитное и дефисное написание слов с пол-(полу-). Различение разных видов сло жения: сложение без соедини тельной гласной; сложение с соединительной гласной; Сло жение с одновременным при соединением суффикса. Употребление имен сущест вительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматичес кими нормами. Правильное произношение сложносокращенных имен существительных. Правильное согласование со сложносокра щенными словами имен при лагательных и глаголов про шедшего времени. Синтаксический анализ слово сочетаний и предложений изу ченных конструкций. Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуаци онной характеристики предло жения. *Элементарный анализ худо жественного текста; определе ние особенностей употребле ния в нем многозначных имен существительных, переносно го значения слова, синонимов, антонимов. Использование имен существительных в составе фразеологических обо ротов, метафор и сравнений. Употребление существитель ных с суффиксами оценки как изобразительное языковое средство. |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (15 + 6ч) | |
Имя прилагательное как часть речи: значение, морфологичес кие признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки имен прилагательных (обоб щение изученного). Словообразование имен при лагательных. Типичные морфемные модели имен прилагательных. Основные способы образования имен прилагательных: приста вочный, суффиксальный, *приставочно-суффиксальный, сло жение (разные виды). *Типичные модели приставочно-суффиксального образова ния имен прилагательных. Образование имен прилага тельных разными способами сложения. Цепочка однокоренных слов как словообразовательная еди ница. Гнездо однокоренных слов. Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепоч ку или гнездо однокоренных слов. *Переход некоторых имен при лагательных в существитель ные (столовая, кладовая). Культура речи. Правильное употребление имен прилага тельных. Синтаксическая роль имен прилагательных в составе сло восочетания и предложения (обобщение изученного). Имя прилагательное в тексте. Роль имен прилагательных в достижении точности, инфор мативности и выразительнос ти в текстах разных стилей и типов речи. | Различение постоянных и непостоянных морфологичес ких признаков имен прилага тельных и морфологический разбор слов этой части речи. Характеристика языковых признаков имен прилагатель ных на основе анализа мор фемной модели. Определение основных спо собов образования имен при лагательных: приставочного, суффиксального, *приставочно-суффиксального, сложения (разные виды). Образование имен прилага тельных при помощи суффик сов и правописание типичных суффиксов имен прилагатель ных. Правописание к и нн в име нах прилагательных, обра зованных от существитель ных; словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей. Образование имен прилага тельных при помощи при ставки не-. Слитное и раздель ное написание не с именами существительными и прилага тельными (повторение). *Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов образования имен прилага тельных. Правописание сложных имен прилагательных. Анализ и составление слово образовательных цепочек на основе учебного словообразо вательного словаря. Морфемный разбор имен при лагательных с опорой на семан тический и словообразователь ный анализ слова, предполага ющий построение словообразо вательной цепочки. Анализ словообразовательных гнезд на основе учебного сло вообразовательного словаря. Правописание корней в словах одного словообразовательного гнезда с точки зрения соблю дения основного орфографи ческого принципа (сохранение единообразного облика морфем на письме). *Анализ элементарных случаев перехода имен прилагательных в существительные. Употребление имен прила гательных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматичес кими нормами. Именные словосочетания х х * (прил. + сущ.; прил. + сущ.), их значение, правильное по строение и уместное употреб ление в речи. Правильное согласование имен прилагательных с существи тельными, употребленными в разных формах. Синтаксический анализ сло восочетаний и предложе ний изученных конструкций. Определение синтаксической роли полных и кратких форм имен прилагательных. Элементарный анализ худо жественного текста; определе ние особенностей употребле ния в нем многозначных имен прилагательных, переносного значения слова, синонимов, антонимов. Использование имен прилагательных в соста ве фразеологических оборо тов. Использование имен прила гательных в роли эпитетов. Работа с учебным словарем эпитетов. |
ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ. ГЛАГОЛ (11+3 ч) | |
Глагол как часть речи: значе ние, морфологические призна ки, синтаксическая роль (по вторение). Морфологические признаки глагола (обобщение изученно го). Словообразование глаголов. Типичные морфемные модели глаголов. Анализ глаголов в составе сло вообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление глаголов. Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предло жениях разных конструкций. Глагол в тексте. Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи. | Различение постоянных и непостоянных морфологичес ких признаков глагола и мор фологический разбор слов этой части речи. Определение спряжения глаго лов по суффиксам; написание суффиксов и личных оконча ний глаголов. Характеристика языковых при знаков глаголов на основе ана лиза морфемной модели. Определение основных спосо бов образования глаголов: при ставочного, суффиксального, * приставочно-суффиксального. *Определение значения при ставок в глаголах. Морфемный разбор с опорой на семантико-словообразовательный анализ слов. Употребление глаголов в соот ветствии с основными орфо эпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное построение и умест ное употребление словосоче таний с глаголами и словами, обозначающими оценку дей ствия (можно, нельзя, надо, нужно, невозможно). Глагольные словосочетания х х (гл. + сущ.; гл. + нареч.), их значение, правильное постро ение, уместное употребление в речи. Правильное использование глаголов в этикетных форму лах выражения просьбы. Синтаксический анализ слово сочетаний и предложений изу ченных конструкций. Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуаци онной характеристики предло жения. *Элементарный анализ худо жественного текста, опре деление особенностей упо требления в нем глаголов. Использование глаголов в составе фразеологических обо ротов. *Употребление глаголов в прямом и переносном значе нии в разговорной и художе ственной речи (метафора, оли цетворение). Уместное исполь зование глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. *Выразительное использова ние глаголов настоящего вре мени при описании событий прошлого, будущего време ни — вместо настоящего и про шедшего. |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ КАК ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ (2 ч) | |
Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмеща ющие грамматические при знаки глагола и других частей "речи. Суффиксы деепричастий и причастий. *Вопрос о деепри частиях и причастиях в совре менной лингвистике (особые формы глагола или самостоя тельные части речи). | *Распознавание деепричастий и причастий по суффиксам (простые случаи). |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (9 ) | |
Грамматические признаки деепричастия, типичные суф фиксы. Образование деепричастий совершенного и несовершенно го вида. Деепричастный оборот. Культура речи. Правильное употребление деепричастий. Синтаксическая роль деепри частия в словосочетании и предложении. Деепричастие в тексте. Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи. | Распознавание деепричастий на основе структурно-семанти ческого и грамматического анализа. Определение глагольных признаков у деепричастий. Аргументированный анализ отличий деепричастия от слов других частей речи (играя — молодая, устав от работы — военный устав). Раздельное и слитное напи сание не с деепричастиями и глаголами. Правописание суффиксов в деепричастиях совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор дее причастия. Постановка знаков препина ния в предложениях с дее причастным оборотом и оди ночными деепричастиями. Интонационно правильное чте ние предложений с обособлен ными членами, выраженными деепричастными оборотами. Употребление деепричастий в соответствии с основными орфоэпическими, лексически ми, грамматическими норма ми. Правильное построение пред ложений с деепричастными оборотами. Точное и уместное употребле ние фразеологизмов, включа ющих в свой состав дееприча стия. Распознавание словосочетаний типа х х гл. + дееприч.; дееприч. + сущ.; х * дееприч.+ нареч. Синтаксический и пунктуаци онный анализ предложений с деепричастными оборотами. Использование свойства деепри частия «дорисовывать движе ние» в текстах разных стилей и типов речи. *Элементарный анализ худо жественного текста, выявле ние особенностей употребле ния в нем деепричастий. |
ПРИЧАСТИЕ (21 + 1 ч) | |
Грамматические признаки при частия, типичные суффиксы. Семантические различия при лагательного и причастия (чер ный — чернеющий, старый — стареющий). Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего вре мени. Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологичес кие и синтаксические разли чия. Склонение причастий. Причастный оборот. Грамматические различия при частий и деепричастий, при частного и деепричастного обо ротов. Культура речи. Правильное употребление причастий. Синтаксическая роль причас тий в словосочетании и пред ложении. Причастия в тексте. Роль при частия в достижении точнос ти и выразительности текстов разных стилей речи. *Переход некоторых причас тий в разряд прилагательных (рассеянный человек); исполь зование этих слов в составе фразеологических оборотов. | Распознавание причастий на основе структурно-семантиче ского и грамматического ана лиза. Определение признаков глаго ла и прилагательного у прича стий. Различение причастия и дее причастия. Синонимическая замена при частия оборотом который + глагол (поспевающий крыжов ник — крыжовник, который поспевает). Правописание суффиксов при частий. Аргументированный выбор суффикса причастия в зависимости от спряжения глагола. Орфографические различия в написании полных и кратких причастий: написание к и кк (общее представление). Правописание падежных окон чаний прилагательных и при частий. Выделение определяемого сло ва и причастного оборота. Постановка знаков препина ния в предложениях с причаст ными оборотами. Различение причастных и дее причастных оборотов. Инто национно правильное чтение предложения с обособленными членами, выраженными дее причастными и причастными оборотами. Морфологический разбор при частия. Употребление причастий в соответствии с основными орфоэпическими, лексически ми, грамматическими норма ми. Правильное построение пред ложений с причастными обо ротами. Правильное согласование при частий в словосочетаниях типа х прич. + сущ. Правильное употребление падежной формы существи тельного в словосочетаниях типа х прич. + сущ. Правильное произношение полных и кратких страдатель ных причастий, употребление причастий с суффиксом -ся. Правильное употребление в речи однокоренных слов типа висящий — висячий, горящий — горячий. х х сущ. + прич.; прич. + сущ.; х прич. + нареч. Синтаксический и пунктуаци онный анализ предложений с причастными оборотами. Наблюдение за использовани ем причастий и причастных оборотов в текстах разных сти лей и типов речи. *Элементарный анализ худо жественного текста, выявле ние особенностей употребле ния в нем причастий. *Анализ примеров перехода причастий в прилагательные. |
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (16 + 6ч) | |
Имя числительное как часть речи: значение, морфологичес кие признаки, синтаксическая роль (повторение). Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа (пятак, впя тером, двойник, трешка и т.д.;. Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические особенности. Собирательные числительные. Дробные числительные. Разряды имен числительных по строению. Числительные простые, слож ные, составные. Культура речи. Правильное употребление имен числитель ных. Синтаксическая роль имен числительных в словосочета нии и предложении. *Синтаксические особенности количественных числитель ных х х (пять книг, но пятью книгами). Имя числительное в тексте. Роль имени числительного в достижении точности, инфор мативности и выразительнос ти в текстах разных стилей и типов речи. | Распознавание имен числи тельных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли. Различение постоянных и непостоянных морфологичес ких признаков имен числи тельных. Склонение и правописание количественных и порядковых числительных. Особенности написания неко торых суффиксов имен числи тельных (одиннадцать, двадцатъ, пятеро и др. ) Слитное и раздельное написа ние числительных разных раз рядов. Правописание ь в середине и на конце простых, сложных и составных числительных. Образование от числитель ных простых и сложных слов, их написание (миллиардный, двадцатипятилетие ). Морфологический разбор име ни числительного. Употребление имен числитель ных в соответствии с основны ми орфоэпическими, лексичес кими, грамматическими нор мами. Склонение числительных в соответствии с нормами совре менного русского литературно го языка. Правильное построение слово сочетаний типа пара носков, двое чулок, две ученицы, обе книги, оба мальчика и т. п. Определение синтаксической роли имени числительного в словосочетании и предложении. Различение словосочетаний типа х поряд. числ. + сущ.; х кол. числ. + сущ. Анализ синтаксической роли имен числительных разных разрядов. Наблюдение за употреблением имен числительных в научных текстах, деловой речи, в посло вицах и поговорках. Анализ способов выражения приблизительного количества (лет восемь). |
МЕСТОИМЕНИЕ (23 + 3ч) | |
Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности местоиме ния как части речи (его ука зательно-заместительная функ ция). Морфологические и синтак сические особенности место имений, замещающих имена существительные (местоиме ния-существительные), имена прилагательные (местоиме ния-прилагательные) и имена числительные (местоимения-числительные). Разряды местоимений: лич ные, возвратное, притяжа тельные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Особенности склонений место имений разных разрядов; их морфологические и синтакси ческие признаки. Культура речи. Правильное употребление местоимений. Синтаксическая роль место имений разных разрядов в сло восочетании и предложении. Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей сложноподчинен ных предложений (*союзные слова). Местоимения в тексте. Роль местоимений в достиже нии точности, информативнос ти и выразительности в тек стах разных стилей и типов речи. Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста. | Наблюдение за использовани ем в речи местоимений-сущест вительных, местоимений-при лагательных и местоимений-числительных. Распознавание, склонение и правописание местоимений разных разрядов. Дефисное написание мор фем -то, -либо, -нибудь и кое- в составе местоимений. Различение приставок не- и ни- в отрицательных местоиме ниях. Морфологический разбор место имения. Употребление местоимений в соответствии с основными орфоэпическими, лексически ми, грамматическими норма ми. Использование в речи (устной и письменной) местоимений ты, Вы (вы) в соответствии с требованиями русского рече вого этикета. Правильное употребление мес тоимений 3-го лица. Исправление ошибок в пред ложениях с неправильным употреблением местоимений (устранение двусмысленности, неточности). Определение синтаксической роли местоимений разных раз рядов в словосочетании и пред ложении. Употребление вопросительных местоимений в вопроситель ных предложениях. *Анализ сложноподчиненных предложений, в которых при даточная часть присоединяет ся к главной с помощью отно сительных местоимений (союз ных слов). Уместное и выразительное употребление в речи фразео логизмов, включающих в свой состав местоимения. Синонимическая замена место имений разных разрядов. Использование местоимений разных разрядов как средства связи предложений и абзацев текста. |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (9 +7ч +2 РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ) | |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
-
| Родной язык | 3 ч | - 8.09 | |
-
| Русская орфография как система правил | 12+9ч | 09.09 - 08.10 | |
-
| Синтаксис и пунктуация | 15ч | 10.10 - 26.10 | |
-
| Текстоведение | 13 ч | 27.10 - 19.11 | |
-
| Лекика и фразеология | 11ч | 21.11 – 02.12 | |
-
| Морфология. Имя существительное | 13+3 ч | 03.12 - 21.12 | |
-
| Имя прилагательное | 15+6 ч | 22.12 – 26.01 | |
-
| Глагол и его формы Глагол | 11+3 ч | 27.01 - 14.02 | |
-
| Деепричастие и причастие как глагольные формы | 2 часа | 15.02- 16.02 | |
-
| Деепричастие | 9 ч | 17.02- 28.02 | |
-
| Причастие | 21+1ч | 29.02 - 26.03 | |
-
| Имя числительное | 16 +6ч | 02.04 - 26.04 | |
-
| Местоимение | 23+3 ч | 27.04 - 28.05 | |
-
| Повторение изученного в 6 классе | 9+7+2 ч | 29.05- 30.05 | |