Рабочая программа
по русскому языку
для 7 класса
Количество часов по учебному плану –
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. От 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Данная программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5 – 11 классы, автор - составитель С. И. Львова. Программой по русскому языку С. И. Львовой на изучение курса «Русский язык в 7 классе» предусмотрено 170 часов (5 часов в неделю).
Пояснительная записка
Особенностью программы С.И.Львовой является её направленность на достижение единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Курс русского языка в 7 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей шестиклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Место курса «Русский язык» в базисном учебном (образовательном) плане
ФГОС основного общего образования (п. 11.1 и п. 18.3)предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, в том числе изучение предмета «Русский язык». Время, необходимое для изучения предметов, период их изучения (классы) стандартом не определяется.
Данная программа предусматривает возможность изучения курса «Русский язык» в объёме 7 часов в неделю (170 учебных часов в год).
1. Введение к рабочей программе:
Цели задачи:
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у учащихся чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
- Основания для разработки рабочей программы и ее соответствие ФГОС
Для реализации программы используется УМК С.И. Львовой.
Учебник: Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009, соответствующий перечню учебно-методических изданий, утвержденному Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»)
Требования к видам и количеству тетрадей, приспособлений, материалов, игровых элементов и пр.
1. Количество и назначение ученических тетрадей
1.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей по русскому языку:
в 5-11-х классах – две рабочие тетради и две для проверочных письменных работ - одна для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи), вторая для контрольных работ. В тетради для работ по развитию речи выполняются контрольные изложения и сочинения, в тетради для контрольных работ – контрольные диктанты, тесты и другие контрольные работы;
с 5 по 11 класс ученики ведет дополнительную тетрадь для подготовки в ГИА, «Опорные сигналы» (объем 48 листов).
Тетради для контрольных работ, по развитию речи по русскому языку в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса).
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях по русскому языку направлено на достижение учащимися личностных и метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Русский язык»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответсгвенности и долга перёд Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности УУД учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебной деятельности:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
3. Содержание дисциплины
№/№ | Тема разделов лингвистики |
Часы |
1 | Язык как развивающееся явление. | 2 ч. |
2 | Разделы лингвистики | 39 ч. |
3 | Текстоведение | 17 ч. |
4 | Морфология | 86 ч. |
| Наречие | 40 ч. |
| Служебные части речи и междометие | 46 ч. |
5 | Омонимия слов разных частей речи | 10 ч. |
6 | Повторение изученного в 6 классе | 6ч. |
| Резервные часы | 10ч. |
| Всего | 170ч. |
Основные умения и навыки
Речевая деятельность.
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль текста, вычленять структурные части, составлять простой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, уместно использовать разные виды чтения ,в зависимости от коммуникативной задачи, разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план, самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного, прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности, выразительно читать художественные и научные тексты.
Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста –рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему ;соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо. Подробно и выборочно пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять простой и сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, другой синтаксической конструкцией.
Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план, анализируемого текста; определять вид связи и средства связи предложений в тексте; устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарём; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа; выделять исходную часть слова и слообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки; давать комментарии к словообразовательному гнезду; пользоваться словообразовательным словарём.
Лексика и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей; проводить лексический разбор слова.
Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять их написание; объяснять суть основного принципа русской орфографии; свободно пользоваться орфографическим словарём; владеть приёмом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений; определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастным и деепричастным оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные правила.
4. Календарно - тематический план
| Дата | Тема урока |
-
| 01.09.2016 | Знакомство с учебником. |
-
| 02.09.2016 | Повторение изученного в 6 классе |
-
| 05.09.2016 | Понятие о языке как развивающемся явлении. |
-
| 06.09.2016 | Лингвистика как наука о языке Фонетика. |
-
| 07.09.2016 | Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. |
-
| 08.09.2016 | Основные выразительные средства фонетики. |
-
| 13.09.2016 | Морфологические способы образования слов. Приставочный способ образования слов. |
-
| 14.09.2016 | Текст как произведение речи. Основные этапы создания текста. |
-
| 15.09.2016 | Приемы сжатия текста |
-
| 16.09.2016 | Сжатое изложение |
-
| 19.09.2016 | Суффиксальный способ образования наречий от прилагательных, числительных, глаголов |
-
| 20.09.2016 | Основные модели приставочно-суффиксального способа образования наречий. |
-
| 21.09.2016 | Сложение как способ образования наречий |
-
| 22.09.2016 | Неморфологические способы образования слов. |
-
| 23.09.2016 | Морфемный разбор самостоятельных частей речи с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова |
-
| 26.09.2016 | Деление лексического состава русского языка на группы. |
-
| 27.09.2016 | Смысловая связь разных слов в языке. Синонимы, антонимы, омонимы. |
-
| 28.09.2016 | Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, книжные, разговорные слова, неологизмы, устаревшая лексика. |
-
| 30.09.2016 | Происхождение слов. Исконно русские слова, заимствованная лексика. |
-
| 03.10.2016 | Контрольная работа |
-
| 04.10.2016 | Основные лексические нормы русского литературного языка. |
-
| 05.10.2016 | Фразеологический словарь: его назначение, строение, содержание словарной статьи. |
-
| 06.10.2016 | Подготовка к лингвистическому сочинению "Что есть красота" |
-
| 06.10.2016 | Лингвистическое сочинение "Что есть красота" (по сказке Ф.Кривина "Волк на елке") |
-
| 07.10.2016 | Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. |
-
| 10.10.2016 | Р.Р. Лингвистическое сочинение |
-
| 11.10.2016 | Р.Р. Лингвистическое сочинение |
-
| 12.10.2016 | Глагол и его формы. Различение причастий и деепричастий. |
-
| 13.10.2016 | Трудные случаи образования причастий и деепричастий |
-
| 14.10.2016 | Трудные случаи образования причастий и деепричастий |
-
| 14.10.2016 | Культура речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка. |
-
| 17.10.2016 | Синтаксическая роль причастного и деепричастного оборотов. |
-
| 18.10.2016 | Основные виды словосочетаний по морфологическому способу выражения главного слова. |
-
| 19.10.2016 | Морфологические средства выражения главных и второстепенных членов предложения |
-
| 20.10.2016 | Правописание чередующихся гласных в корне, НН и Н в прилагательных и причастиях |
-
| 21.10.2016 | Правописание чередующихся гласных в корне, НН и Н в прилагательных и причастиях |
-
| 24.10.2016 | Р.Р. Подготовка рабочих материалов к сочинению. Создание текста. |
-
| 25.10.2016 | Р.Р. Сочинение по картине И.Репина "Осенний букет". |
-
| 26.10.2016 | Употребление прописной и строчной буквы. |
-
| 27.10.2016 | Слитные, раздельные и дефисные написания. |
-
| 28.10.2016 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. |
-
| 31.10.2016 | Знаки препинания в простом предложении с однородными членами предложения. |
-
| 01.11.2016 | Знаки препинания в простом предложениис причастными оборотами |
-
| 02.11.2016 | Знаки препинания в простом предложении при обращении |
-
| 03.11.2016 | Знаки препинания в сложном предложении. |
-
| 14.11.2016 | Р.Р. Основные требования к связному высказыванию |
-
| 15.11.2016 | Р.Р. Контрольное изложение |
-
| 16.11.2016 | Контрольный диктант |
-
| 17.11.2016 | Работа над ошибками. |
-
| 18.11.2016 | Наречие как самостоятельная часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. |
-
| 21.11.2016 | Разряды наречий по значению. |
-
| 22.11.2016 | Разряды наречий по значению. |
-
| 23.11.2016 | Группы местоименных наречий и их семантические особенности. |
-
| 24.11.2016 | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине. |
-
| 25.11.2016 | Р.Р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» |
-
| 28.11.2016 | Различение наречий и созвучных слов других частей речи (грамматических омонимов) |
-
| 29.11.2016 | Образование степеней сравнения наречий. |
-
| 30.11.2016 | Слитное и раздельное написание не наречий |
-
| 01.12.2016 | Употребление степеней наречий в речи |
-
| 02.12.2016 | Категория состояния в системе частей речи. |
-
| 05.12.2016 | Различение наречий и слов категории состояния |
-
| 06.12.2016 | Различение наречий и слов категории состояния |
-
| 07.12.2016 | Р.Р. Структурные особенности текста. |
-
| 08.12.2016 | Р.Р. Изложение |
-
| 09.12.2016 | Использование орфографического словаря для определения слитного или раздельного написания наречий. |
-
| 12.12.2016 | Слитное и раздельное написание наречий. |
-
| 13.12.2016 | Дефисное написание наречий. |
-
| 14.12.2016 | Дефисное написание наречий. |
-
| 15.12.2016 | Дефисное написание сложных наречий. |
-
| 16.12.2016 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями |
-
| 19.12.2016 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями |
-
| 20.12.2016 | Различение приставок НЕ и НИ в наречиях |
-
| 21.12.2016 | Правописание НН и Н в наречиях |
-
| 22.12.2016 | Р.Р. Разные способы развития основной мысли текста. |
-
| 23.12.2016 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине |
-
| 26.12.2016 | Р.Р. Контрольное сочинение «Картины И.И.Шишкина–гимн русской зиме» |
-
| 27.12.2016 | Правописание НН и Н в наречиях |
-
| 09.01.2017 | Правописание НН и Н в наречиях |
-
| 10.01.2017 | Ь на конце наречий после шипящих |
-
| 11.01.2017 | Ь на конце наречий после шипящих |
-
| 12.01.2017 | Суффиксы А-О на конце наречий |
-
| 13.01.2017 | Суффиксы А-О на конце наречий |
-
| 16.01.2017 | Морфологический разбор наречий |
-
| 17.01.2017 | Синтаксическая роль наречий в словосочетаниях и предложениях. |
-
| 18.01.2017 | Наречие в тексте. Изобразительная функция наречий. |
-
| 19.01.2017 | Р.Р. Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка. |
-
| 20.01.2017 | Р.Р. Сжатое изложение. |
-
| 23.01.2017 | Культура речи. Правильное употребление наречий. |
-
| 24.01.2017 | Орфоэпические, словообразовательные, лексические нормы. |
-
| 25.01.2017 | Грамматические, стилистические нормы. |
-
| 26.01.2017 | Систематизация и обобщение по теме «Наречие». Словарный диктант (упр. 519) |
-
| 27.01.2017 | Зачет по теме «Наречие» |
-
| 30.01.2017 | Контрольный тест |
-
| 31.01.2017 | Контрольный диктант |
-
| 01.02.2017 | Работа над ошибками |
-
| 02.02.2017 | Р.р. Правильность устного и письменного высказывания. Основные требования к устной и письменной речи |
-
| 03.02.2017 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине О.А.Кипренского «Портрет А.С.Пушкина» |
-
| 06.02.2017 | Р.Р. Сочинение по картине О.А.Кипренского «Портрет А.С.Пушкина» |
-
| 07.02.2017 | Самостоятельные и служебные части речи |
-
| 08.02.2017 | Предлог как служебная часть речи. Основные грамматические значения предлогов |
-
| 09.02.2017 | Разряды предлогов. Различение предлогов разных разрядов. |
-
| 10.02.2017 | Предлоги, производные от наречий, имен существительных, деепричастий. |
-
| 13.02.2017 | Различение на письме предлогов производных и созвучных словосочетаний |
-
| 14.02.2017 | Правописание производных предлогов. |
-
| 15.02.2017 | Правописание производных предлогов. |
-
| 16.02.2017 | Р.р. Выразительность речевого высказывания |
-
| 17.02.2017 | Р.Р Изложение «Воробей», упр.555 (подготовка) |
-
| 20.02.2017 | Р.Р Изложение «Воробей», упр.555 |
-
| 21.02.2017 | Культура речи. Правильное употребление предлогов. |
-
| 22.02.2017 | Контрольный тест |
-
| 27.02.2017 | Работа над ошибками |
-
| 28.02.2017 | Союз как служебная часть речи |
-
| 01.03.2017 | Разряды союзов по значению. |
-
| 02.03.2017 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО |
-
| 03.03.2017 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО |
-
| 06.03.2017 | Союзы и союзные слова с сложноподчиненном предложении |
-
| 07.03.2017 | Разряды союзов по строению. |
-
| 09.03.2017 | К.Р. Уместность речи как соответствие ее целям и условиям речевого общения. |
-
| 10.03.2017 | Р.Р. Подготовка к сочинению. |
-
| 13.03.2017 | Р.Р. Контрольное сочинение по картине И.И.Левитана «Март» |
-
| 14.03.2017 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. |
-
| 15.03.2017 | Союзы одиночные, повторяющиеся, двойные. |
-
| 16.03.2017 | Морфологический разбор союза. |
-
| 17.03.2017 | Культура речи. Орфоэпические нормы произношения. |
-
| 20.03.2017 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Союз» |
-
| 21.03.2017 | Контрольный тест. |
-
| 22.03.2017 | Контрольный диктант. |
-
| 23.03.2017 | Работа над ошибками |
-
| 24.03.2017 | Р.р Рассуждение как тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения |
-
| 03.04.2017 | Р.Р. Изложение «Сказочные картины детства» |
-
| 04.04.2017 | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по составу. |
-
| 05.04.2017 | Разряды частиц по значению и роли в предложении. Формообразующие частицы. |
-
| 06.04.2017 | Частицы, выражающие различные значения. |
-
| 07.04.2017 | Частицы, выражающие различные значения. |
-
| 10.04.2017 | Разряды частиц по составу: простые, сложные и составные. |
-
| 11.04.2017 | Смысловые различия частиц НЕ и НИ, их правописание. |
-
| 12.04.2017 | Смысловые различия частиц НЕ и НИ, различение их в письменной речи. |
-
| 13.04.2017 | Р.р.Подготовка к сочинению к лингвистическому сочинению. |
-
| 14.04.2017 | Р.Р. Лингвистическое сочинение. |
-
| 17.04.2017 | Различение приставки НЕ и частицы НЕ, их употребление с разными частями речи. |
-
| 18.04.2017 | Различение приставки НЕ и частицы НЕ, их употребление с разными частями речи. |
-
| 19.04.2017 | Различение приставки НЕ и частицы НЕ, их употребление с разными частями речи. |
-
| 20.04.2017 | Дефисное написание частиц –ТО, -ТАКИ, -КА |
-
| 21.04.2017 | Морфологический разбор частиц. |
-
| 24.04.2017 | Частицы в предложении и тексте. |
-
| 25.04.2017 | Культура речи. Правильное употребление частиц |
-
| 26.04.2017 | Обобщение и систематизация по теме «Частицы». Словарный диктант (упр. 699) |
-
| 27.04.2017 | Р.Р. Рассуждение на морально-этическую тему |
-
| 28.04.2017 | Р.Р. Изложение «Уроки отца» |
-
| 02.05.2017 | Контрольный тест |
-
| 03.05.2017 | Контрольный диктант. |
-
| 04.05.2017 | Работа над ошибками |
-
| 05.05.2017 | Междометие и звукоподражательные слова, их грамматические особенности. Группы междометий |
-
| 10.05.2017 | Междометие и звукоподражательные слова, их грамматические особенности. Группы междометий |
-
| 11.05.2017 | Р.Р. Сочинение по данному началу «Где живет совесть?» |
-
| 12.05.2017 | Р.Р. Сочинение по данному началу «Где живет совесть?» |
-
| 15.05.2017 | Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов. Словарь омонимов. |
-
| 16.05.2017 | Омонимия слов разных частей речи. Разные виды омонимов. Лексические омонимы. |
-
| 17.05.2017 | Фонетические омонимы |
-
| 18.05.2017 | Графические омонимы. |
-
| 19.05.2017 | Грамматические омонимы. |
-
| 22.05.2017 | Повторение изученного по морфологии. |
-
| 23.05.2017 | Повторение изученного по лексике, морфемике, словообразованию |
-
| 24.05.2017 | Р.р.Лингвистическое сочинение |
-
| 25.05.2017 | Р.р. Лингвистическое сочинение |
-
| 26.05.2017 | Повторение по синтаксису и пунктуации |
-
| 29.05.2017 | Повторение по синтаксису и пунктуации |
-
| 30.05.2017 | Повторение по синтаксису и пунктуации |
-
| 31.05.2017 | Повторение по синтаксису и пунктуации |
-
| 31.05.2017 | Повторение по синтаксису и пунктуации |
5. Фонд оценочных средств
5. 1. Система оценивания текущей успеваемости и достижений обучащихся.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Словарный диктант
Тест
Зачет
Контрольное упражнение
Контрольное сочинение
Контрольное изложение
Контрольный срез
Контрольная проверочная работа
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Письмо по памяти
Зачёты по теме
Элемент контроля | Отметка по 5-тибальной системе | Другие виды оценивания |
Оценка устных ответов учащихся | Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. | |
Оценка диктантов | В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий. Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания. | |
Словарный диктант К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8класса – 30-35, для 9 класса – 35-40. | При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок. Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки. Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки. Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 шибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». | |
Сочинения Оценка сочинений и изложений С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2)умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стили- стических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: • соответствие работы ученика теме и основной мысли; • полнота раскрытия темы; • правильность фактического материала; • последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи,число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).- | Оценка сочинений Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются: а) умение раскрыть тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия темы; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается: - разнообразие словаря и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Отметка «5» Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. «4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. «3» В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. «2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях. Важно! При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл. Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений. При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. | |
Критериальное оценивание изложений по русскому языку в 5-7 классах № | критерии | баллы | К1 | Содержание изложения | 0-3 | Отражены все важные микротемы | 2 | Незначительное отступление в содержании | 1 | Отсутствуют фактические ошибки, или допущена 1 фактическая ошибка | 1 | К2 | Логическое построение изложения | 0-3 | Логическая последовательность и завершённость (наличие вступления, основной части, заключения) | 1 | Деление текста на абзацы | 1 | Нет нарушений смысловой и грамматической связи между предложениями | 1 | К3 | Соблюдение правил создания различных видов изложений | 0-1 | | Для подробного изложения: сохранено не менее 70% исходного текста Для сжатого изложения: использованы 2 приёма сжатия исходного текста Для выборочного изложения: отсутствует лишняя информация из исходного текста | 1 | К4 | Стилевое единство и выразительность речи | 0-3 | Соблюдение типа речи и стиля исходного текста | 1 | Разнообразие словаря и синтаксических конструкций | 1 | Уместное использование изобразительных средств исходного текста | 1 | К5 | Орфографическая грамотность (с учётом однотипности) | 0-3 | Нет орфографических ошибок, или допущена 1 негрубая орфографическая ошибка | 3 | 1-2 орфографических ошибки | 2 | 3-4 орфографических ошибки | 1 | 5 и более орфографических ошибок | 0 | К6 | Пунктуационная грамотность (с учётом однотипности) | 0-3 | Нет пунктуационных ошибок, или допущена 1 негрубая пунктуационная ошибка | 3 | 1-2 пунктуационные ошибки | 2 | 3-4 пунктуационные ошибки | 1 | 5 и более пунктуационных ошибок | 0 | К7 | Соблюдение грамматических норм | 0-3 | Грамматических ошибок нет | 3 | 1-2 ошибки | 2 | 3-4 ошибки | 1 | 5 и более ошибок | 0 | К8 | Соблюдение речевых норм | 0-3 | Речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка | 3 | 2-3 ошибки | 2 | 4-5 ошибок | 1 | 6 и более ошибок | 0 | Максимальное количество баллов: | 22 | Перевод баллов в оценки: 20-22 балла – «5» 10-14 баллов – «3» 15-19 баллов – «4» 0-9 баллов – «2» |
5.2. Формы проведения и оценивание результатов обучения при промежуточной аттестации обучающихся
Перечень практических работ
№ п/п | Форма промежуточной аттестации | Кол. часов | Планируемые сроки | Примечание |
1 | Контрольная работа №1 по теме «Разделы лингвистики. Повторение». | 1 ч. | | |
2 | Изложение «Крестьянская изба» | 1ч. | | |
3 | Сочинение по картинам И. И. Шишкина и К Ю.Юона «Гимн русской зиме» | 2 ч. | | |
4 | Изложение с творческим заданием»Ландыши» | 1 ч. | | |
5 | Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» | 2 ч. | | |
6 | Изложение-миниатюра «Сибирский кедр» | 1 ч. | | |
7 | Контрольная работа №2 по теме «Наречие» | 1 ч. | | |
8 | Контрольная работа №3 по теме «Наречие» | 1 ч. | | |
9 | Сжатое изложение | 1 ч. | | |
10 | Контрольная работа №4 по теме «Наречие» | 1 ч. | | |
11 | Сжатое изложение | 1 ч. | | |
12 | Изложение «воробей» | 1 ч. | | |
13 | Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 ч. | | |
14 | Контрольная работа №5 по теме «Союз» | 2 ч. | | |
15 | Изложение с элементами сочинения | 1 ч. | | |
16 | Контрольная работа №6 по теме «Служебные части речи» | 1 ч. | | |
17 | Контрольная итоговая работа №7 | 1 ч. | | |
Итого | Контрольных работ Сочинений Изложений | 7ч. 3 7 | | |
6. Обеспечение рабочей программы
6. 1. Требования к учебному кабинету, материально-техническая база для осуществления образовательного процесса, особенности изучения данной учебной дисциплины.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1. | Учебник. Русский язык 7 класс . В 3-х ч. С.И. Львова С.С. Львов «Мнемозина» | |
| Перечень учебно –методического обеспечения. 1.Русский язык. 7 класс. В 3 частях. Учебник для общеобразовательных учреждений. С.И. Львова, В.В. Львов. Москва: Мнемозина, 2010 г. 2.С.И.Львова. Обучение русскому языку в 7 классе: Пособие для учителя. М., 2008. 3. В. В. Львов Сборник упражнений по орфоэпии. Пособие для учащихся 5 – 11 классов. Издательство «Валент», 1996. 4.Русский язык. Сборник заданий по русскому языку. Львова С.И Издательство: Эксмо 2009. 5. Львова С.И. Словообразование - занимательно о серьезном: практические задания для учащихся 8-11 классов. 6. С.И Львова. Русский язык в кроссвордах. Москва, Дрофа, 2002г. 7. Львова С. И. Практикум по русскому языку. 7 класс. 8.В.В. Львов. Давайте говорить правильно. Издательство «Валент». Москва, 1996. 9.И.П.Васильевых. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс». Под редакцией С.И.Львовой. Издательство «Мнемозина». Москва. 2009 год. | |
Печатные пособия |
2. | Таблицы по русскому языку (различные виды разборов) | |
3. | Демонстрационные таблицы | |
4. | Учебно-методическая литература | |
5. | Раздаточный материал (карточки, тесты) | |
6. | Рабочая тетрадь к учебнику | |
Технические средства обучения |
7. | Компьютер | 1 |
8. | Телевизор | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия |
9. | Компактдиски | |
10. | Аудиокассеты | |
5. Оборудование класса |
11. | Столы ученические | |
12. | Стол учительский | |
13. | Стул учительский | |
14. | Стулья ученические | |
15. | Шкаф для учебных пособий | |
6.2. Учебно-методический комплекс.
Статус источника | Автор и название, год издания | Наличие в библиотеке гимназии |
Основной учебник | 1)Учебник. Русский язык 7 класс . В 3-х ч. С.И. Львова С.С. Львов «Мнемозина» | |
Интернет-ресурсы для учителя и учащихся | http://www.philologos.narod.ru - Филологический портал, содержащий различную информацию, которая касается филологии как теоретической и прикладной науки. Центральным разделом портала является библиотека монографий, статей и методических пособий по языкознанию и литературоведению. http://www.gramma.ru - портал, посвященный культуре письменной речи. Содержит литературу по этой теме и словари. http://www.gramota.ru - справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/ Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm | |
Программу составил учитель: _______________ ФИО подпись __________
Дата ________ августа 20_____
Приложение № 1 (заполняется учителем, сдается завучу).
«Лист корректировки рабочей программы».
Дата корректировки | Суть корректировки |
| |
Корректировка происходит по окончанию каждого триместра или по мере необходимости (болезнь учителя, карантин, сильные морозы, массовые мероприятия и т. д. )
Приложение № 2 (заполняется учителем, сдается завучу).
«Отчет о выполнении рабочей программы»
Отчетный период | Количество часов | примечание |
1 триместр | | |
2 триместр | | |
3 триместр | | |
Итого | | Из них: |
Доп. к таб.:( См. приложение № 1, без корректировки)
Результат реализации рабочей программы
Программа выполнена с учетом корректировки.
ФИО. Подпись.