Рабочая программа
по русскому языку
д ля 8 класса
Количество часов по учебному плану – 138 (34 недели)
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. От 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
2017-2018
Пояснительная записка
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию, воспитания и развития учащихся средством учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартами второго поколения. Учебник: Львова С.И. Русский язык. 8 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Место курса «Русский язык» в базисном учебном (образовательном) плане
ФГОС основного общего образования (п. 11.1 и п. 18.3)предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, в том числе изучение предмета «Русский язык». Время, необходимое для изучения предметов, период их изучения (классы) стандартом не определяется.
Данная программа предусматривает возможность изучения курса «Русский язык» в объёме 4 часов в неделю (138 учебных часов в год).
1. Введение к рабочей программе:
Цели задачи:
- Основания для разработки рабочей программы и ее соответствие ФГОС
Для реализации программы используется УМК С.И. Львовой.
Учебник: Львова С.И. Русский язык. 8 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009, соответствующий перечню учебно-методических изданий, утвержденному Министерством образования и науки Российской Федерации
Требования к видам и количеству тетрадей, приспособлений, материалов, игровых элементов и пр.
1. Количество и назначение ученических тетрадей
1.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей по русскому языку:
в 5-11-х классах – две рабочие тетради и две для проверочных письменных работ - одна для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи), вторая для контрольных работ. В тетради для работ по развитию речи выполняются контрольные изложения и сочинения, в тетради для контрольных работ – контрольные диктанты, тесты и другие контрольные работы;
с 5 по 11 класс ученики ведет дополнительную тетрадь для подготовки в ГИА, «Опорные сигналы» (объем 48 листов).
Тетради для контрольных работ, по развитию речи по русскому языку в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях по русскому языку направлено на достижение учащимися личностных и метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Русский язык»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответсгвенности и долга перёд Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности УУД учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебной деятельности:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
3. Содержание рабочей программы и тематическое распределения часов
Тема раздела лингвистики |
Часы |
Русский язык -национальный язык русского народа | 2 ч. |
Повторение изученного в 5 – 7классах Слово как основная единица языка. Лексика активного и пассивного запаса. Трудные случаи различения слов разных частей речи и определения морфемного состава слов. Трудные случаи орфографии. Правописание Н-НН в словах разных частей речи Слитное и раздельное написание НЕ-НИ со словами разных частей речи Повторение пунктуации Знаки препинания в простом осложнённом предложении | 11ч. |
Функциональные разновидности русского языка Понятие о функциональных разновидностях русского языка. Разговорная речь. Официально-деловой стиль речи. Научный стиль речи. Публицистический стиль речи. Язык художественной литературы. | 14 ч. |
Синтаксис и пунктуация | 95ч. |
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики | 2 |
Словосочетание как единица синтаксиса Словосочетание и его признаки. Виды связи в словосочетании. | 8ч. |
Предложение как единица синтаксиса | 41ч. |
Основные виды предложений Основные признаки предложения Основные виды предложений Утвердительные и отрицательные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Интонация предложения | 5ч. |
Структура предложения Грамматическая основа предложения Подлежащее и способы его выражения Виды сказуемого и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым Правильное построение простого предложения. Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения. Дополнение как второстепенный член предложения. Обстоятельство как второстепенный член предложения. Инфинитив в роли разных членов предложения. | 19ч. |
Односоставные предложения Односоставные предложения, их грамматические признаки. Грамматические отличия односоставных полных предложений от неполных двусоставных Назывные предложения. Односоставные глагольные предложения. Определённо – личное предложение. Неопределённо – личное предложение. Обобщённо – личное предложение. Безличное предложение. | 17 |
Простое осложнённое предложение - | 44 |
Предложения с однородными членами Простое осложнённое предложение и его признаки Понятие об однородных членах предложения. Способы связи однородных членов предложения. Парное соединение однородных членов предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 12 |
Предложения с обособленными членами Понятие об обособленных членах предложения. Обособление определений и приложений. Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения. Несогласованные определения. Обособленные обстоятельства. Обособление дополнений. Обособление сравнительных оборотов. Уточняющие и присоединительные члены предложения. | 21 |
Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями Предложения с вводными конструкциями. Значение вводных конструкций. Предложения со вставными конструкциями. Предложения с обращениями. Предложения с междометиями и словами ДА,НЕТ. | 11 |
Повторение изученного | 13 |
| 136ч. |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса
Аудирование. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным мате риалом текста — схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журна ла, газеты — по оглавлению и заголовкам статей; владеть разны ми видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.
Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.
Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).
Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анали -зировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразо вания; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографическо го, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.
Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
4. Календарно - тематический план
№ | Тема урока | Планируемые сроки | Дата |
Русский язык -национальный язык русского народа (2ч) | | |
1-2 | Русский язык -национальный язык русского народа | | |
Повторение изученного в 5 – 7классах -11 часов |
3 | Слово как основная единица языка. | | |
4 | Лексика активного и пассивного запаса. | | |
5 | Трудные случаи различения слов разных частей речи и определения морфемного состава слов. | | |
6 | Трудные случаи орфографии. Правописание Н-НН в словах разных частей речи. | | |
7 | Трудные случаи орфографии. | | |
8-9 | Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание НЕ-НИ со словами разных частей речи | | |
10 | Повторение пунктуации | | |
11 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении | | |
12 | Трудные случаи пунктуации | | |
13 | Контрольная работа № 1 по теме «Повторение изученного в 5-7 класах» | | |
Функциональные разновидности русского языка-14ч |
14-15 | Понятие о функциональных разновидностях русского языка. | | |
16 | Разговорная речь | | |
17 | Письменная работа | | |
18-19 | Официально-деловой стиль речи. | | |
20 21 | Научный стиль речи. | | |
22 | Публицистический стиль речи. | | |
23 | Публицистический стиль речи. | | |
24 | Классное сочинение по упр.154 (репортаж о посещении музея) | | |
25 26 | Язык художественной литературы. | | |
27 | Проверочная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка» | | |
Синтаксис и пунктуация 95 ч. |
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики -2ч. | | |
28 29 | Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики | | |
Словосочетание как единица синтаксиса 8ч |
30 31 | Словосочетание и его признаки. | | |
32 33 | Виды связи в словосочетании | | |
34 35 | Культура речи | | |
36 | Проверочная работа (тест) по теме «Словосочетание как единица синтаксиса» | | |
37 | Сжатое изложение | | |
Предложение как единица синтаксиса 12ч |
38 | Основные признаки предложения | | |
Основные виды предложений 5ч. |
39 | Основные виды предложений.. | | |
40 | Утвердительные и отрицательные предложения. | | |
41 | Распространённые и нераспространённые предложения | | |
42 | Полные и неполные предложения | | |
43 | Интонация предложения | | |
Структура предложения 19 ч. |
44 | Грамматическая основа предложения | | |
45 | Подлежащее и способы его выражения | | |
46 47 | Виды сказуемого и способы его выражения. | | |
48 49 | Тире между подлежащим и сказуемым | | |
50 | Культура речи. Правильное построение простого предложения. | | |
51 | Проверочная работа по теме «Структура предложения» | | |
52 53 | Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения. | | |
54 | Классное сочинение по упр.332 | | |
55 56 | Дополнение как второстепенный член предложения. | | |
57 58 | Обстоятельство как второстепенный член предложения. | | |
59 | Инфинитив в роли разных членов предложения | | |
60 | Культура речи. | | |
61 | Повторение темы «Структура предложения» | | |
62 | Контрольная работа № 2 по теме «Предложение как единица синтаксиса» | | |
Односоставные предложения 17 ч. |
63 64 | Односоставные предложения, их грамматические признаки. | | |
65 | Грамматические отличия односоставных полных предложений от неполных двусоставных | | |
66 67 | Назывные предложения | | |
68 | Односоставные глагольные предложения | | |
69-70 | Определённо – личное предложение | | |
71-72 | Неопределённо – личное предложение | | |
73- 74 | Обобщённо – личное предложение | | |
75-76 | Безличное предложение | | |
77 | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложений» | | |
78 | Контрольная работа № 3 по теме «Односоставные предложения» | | |
79 | Подробное изложение Упр.411 | | |
Простое осложнённое предложение - 44ч. |
Предложения с однородными членами -12 ч. | | |
80 | Простое осложнённое предложение и его признаки | | |
81 | Понятие об однородных членах предложения | | |
82 83 | Способы связи однородных членов предложения | | |
84 | Парное соединение однородных членов предложения | | |
85 86 87 | Однородные и неоднородные определения | | |
88 89 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | | |
90 | Культура речи. | | |
91 | Проверочная работа по теме «Предложения с однородными членами» | | |
Предложения с обособленными членами 21ч. |
92 93 | Понятие об обособленных членах предложения | | |
94 95 | Обособление определений и приложений | | |
96 | Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения | | |
97 98 | Несогласованные определения | | |
99 | Проверочная работа по теме «Предложения с обособленными членами» | | |
100 | Сжатое изложение Упр.503 | | |
101 102 | Обособленные обстоятельства | | |
103 104 | Обособление дополнений | | |
105 106 | Обособление сравнительных оборотов | | |
107 108 | Уточняющие и присоединительные члены предложения | | |
109 110 | Культура речи | | |
111 | Обобщающий урок по теме «Предложения с обособленными членами» | | |
112 | Контрольная работа № 4 по теме «Предложения с обособленными членами» | | |
Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями -11ч. |
113 114 | Предложения с вводными конструкциями | | |
115-116 | Значение вводных конструкций | | |
117 | Предложения со вставными конструкциями | | |
118 119 | Предложения с обращениями | | |
120 121 | Предложения с междометиями и словами ДА,НЕТ | | |
122 | Культура речи | | |
123 | Проверочная работа по теме «Предложения с вводными и вставными конструкциями и обращениями » | | |
Повторение изученного -13 ч. |
124 | Повторение темы «Функциональные разновидности русского языка. | | |
125 | Повторение темы «Словосочетание и его признаки». | | |
126 | Повторение темы «Основные виды предложений» | | |
127 | Повторение темы «Структура предложения» | | |
128-129 | Повторение темы «Односоставные предложения» | | |
130 | Повторение темы «Предложения с однородными членами» | | |
131 132 | Повторение темы «Предложения с обособленными членами» | | |
133 134 | Повторение темы «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями» | | |
135 136 | Контрольная работа №5 за курс 8 класса | | |
5. Фонд оценочных средств
5. 1. Система оценивания текущей успеваемости и достижений обучащихся.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Словарный диктант
Тест
Зачет
Контрольное упражнение
Контрольное сочинение
Контрольное изложение
Контрольный срез
Контрольная проверочная работа
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Письмо по памяти
Зачёты по теме
Элемент контроля | Отметка по 5-тибальной системе | Другие виды оценивания |
Оценка устных ответов учащихся | Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. | |
Оценка диктантов | В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий. Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания. | |
Словарный диктант К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8класса – 30-35, для 9 класса – 35-40. | При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок. Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки. Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки. Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 шибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». | |
Сочинения Оценка сочинений и изложений С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2)умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стили- стических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: • соответствие работы ученика теме и основной мысли; • полнота раскрытия темы; • правильность фактического материала; • последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи,число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).- | Оценка сочинений Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются: а) умение раскрыть тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия темы; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается: - разнообразие словаря и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Отметка «5» Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. «4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. «3» В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. «2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях. Важно! При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл. Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений. При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. | |
Критериальное оценивание изложений по русскому языку в 5-7 классах № | критерии | баллы | К1 | Содержание изложения | 0-3 | Отражены все важные микротемы | 2 | Незначительное отступление в содержании | 1 | Отсутствуют фактические ошибки, или допущена 1 фактическая ошибка | 1 | К2 | Логическое построение изложения | 0-3 | Логическая последовательность и завершённость (наличие вступления, основной части, заключения) | 1 | Деление текста на абзацы | 1 | Нет нарушений смысловой и грамматической связи между предложениями | 1 | К3 | Соблюдение правил создания различных видов изложений | 0-1 | | Для подробного изложения: сохранено не менее 70% исходного текста Для сжатого изложения: использованы 2 приёма сжатия исходного текста Для выборочного изложения: отсутствует лишняя информация из исходного текста | 1 | К4 | Стилевое единство и выразительность речи | 0-3 | Соблюдение типа речи и стиля исходного текста | 1 | Разнообразие словаря и синтаксических конструкций | 1 | Уместное использование изобразительных средств исходного текста | 1 | К5 | Орфографическая грамотность (с учётом однотипности) | 0-3 | Нет орфографических ошибок, или допущена 1 негрубая орфографическая ошибка | 3 | 1-2 орфографических ошибки | 2 | 3-4 орфографических ошибки | 1 | 5 и более орфографических ошибок | 0 | К6 | Пунктуационная грамотность (с учётом однотипности) | 0-3 | Нет пунктуационных ошибок, или допущена 1 негрубая пунктуационная ошибка | 3 | 1-2 пунктуационные ошибки | 2 | 3-4 пунктуационные ошибки | 1 | 5 и более пунктуационных ошибок | 0 | К7 | Соблюдение грамматических норм | 0-3 | Грамматических ошибок нет | 3 | 1-2 ошибки | 2 | 3-4 ошибки | 1 | 5 и более ошибок | 0 | К8 | Соблюдение речевых норм | 0-3 | Речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка | 3 | 2-3 ошибки | 2 | 4-5 ошибок | 1 | 6 и более ошибок | 0 | Максимальное количество баллов: | 22 | Перевод баллов в оценки: 20-22 балла – «5» 10-14 баллов – «3» 15-19 баллов – «4» 0-9 баллов – «2» |
5.2. Формы проведения и оценивание результатов обучения при промежуточной аттестации обучающихся
№ п/п | Форма промежуточной аттестации | Кол. часов | Планируемые сроки |
1 | Контрольная работа № 1 по теме «Повторение изученного в 5-7 класах» | 1 ч. | |
2 | Урок развития речи - сжатое изложение | 1ч. | |
3 | Урок развития речи - классное сочинение | 1 ч. | |
4 | Проверочная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка» | 1 ч. | |
5 | Проверочная работа по теме «Словосочетание как единица синтаксиса» | 1 ч. | |
6 | Проверочная работа по теме «Структура предложения» | 1 ч. | |
7 | Урок развития речи - классное сочинение | 1 ч. | |
8 | Контрольная работа № 2 по теме «Предложение как единица синтаксиса» | 1 ч. | |
9 | Контрольная работа № 3 по теме «Односоставные предложения» | 1 ч. | |
10 | Проверочная работа по теме «Предложения с однородными членами» | 1 ч. | |
11 | Проверочная работа по теме «Предложения с обособленными членами» | 1 ч. | |
12 | Урок развития речи - сжатое изложение | 1 ч. | |
13 | Контрольная работа № 4 по теме «Предложения с обособленными членами» | 1 ч. | |
14 | Проверочная работа по теме «Предложения с вводными и вставными конструкциями и обращениями » | 1 ч. | |
15 | Контрольная работа №5 за курс 8 класса | 1 ч. | |
Итого | Контрольных работ Уроков развития речи Проверочных работ | 5ч. 4 6 | |
Всего | | 15 | |
6. Обеспечение рабочей программы
6. 1. Требования к учебному кабинету, материально-техническая база для осуществления образовательного процесса, особенности изучения данной учебной дисциплины.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1. | 1.Русский язык. 8 класс. В 2 частях. Учебник для общеобразовательных учреждений. С.И. Львова, В.В. Львов. Москва: Мнемозина, 2013 г. 2. И.П.Васильевых. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 8 класс». Под редакцией С.И.Львовой. Издательство «Мнемозина». Москва. 2013 год. 3. В.В.Львов, Ю.Н.Гостева Тесты по русскому языку. Издательство «Экзамен» 2013. 4. В. В. Львов Сборник упражнений по орфоэпии. Пособие для учащихся 5 – 11 классов. Издательство «Валент», 2006. 5.Русский язык. Сборник заданий по русскому языку. Львова С.И Издательство: Эксмо 2009. 6. Львова С.И. Словообразование - занимательно о серьезном: практические задания для учащихся 8-11 классов. 2006г. 7. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 8-9 кл. 2003г | |
Печатные пособия |
2. | | |
3. | Демонстрационные таблицы | |
4. | Учебно-методическая литература | |
5. | Раздаточный материал (карточки, тесты) | |
6. | Рабочая тетрадь к учебнику | |
Технические средства обучения |
7. | Компьютер | 1 |
8. | Телевизор | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия |
9. | Компактдиски | |
10. | Аудиокассеты | |
5. Оборудование класса |
11. | Столы ученические | |
12. | Стол учительский | |
13. | Стул учительский | |
14. | Стулья ученические | |
15. | Шкаф для учебных пособий | |
6.2. Учебно-методический комплекс.
Статус источника | Автор и название, год издания | Наличие в библиотеке гимназии |
Основной учебник | 1)Учебник. Русский язык 8 класс . В 2-х ч. С.И. Львова С.С. Львов «Мнемозина» | |
Интернет-ресурсы для учителя и учащихся | http://www.philologos.narod.ru - Филологический портал, содержащий различную информацию, которая касается филологии как теоретической и прикладной науки. Центральным разделом портала является библиотека монографий, статей и методических пособий по языкознанию и литературоведению. http://www.gramma.ru - портал, посвященный культуре письменной речи. Содержит литературу по этой теме и словари. http://www.gramota.ru - справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/ Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm | |
Программу составил учитель: _______________ ФИО подпись __________
Дата ________ августа 20_____
Приложение № 1 (заполняется учителем, сдается завучу).
«Лист корректировки рабочей программы».
Дата корректировки | Суть корректировки |
| |
Корректировка происходит по окончанию каждого триместра или по мере необходимости (болезнь учителя, карантин, сильные морозы, массовые мероприятия и т. д. )
Приложение № 2 (заполняется учителем, сдается завучу).
«Отчет о выполнении рабочей программы»
Отчетный период | Количество часов | примечание |
1 триместр | | |
2 триместр | | |
3 триместр | | |
Итого | | Из них: |
Доп. к таб.:( См. приложение № 1, без корректировки)
Результат реализации рабочей программы
Программа выполнена с учетом корректировки.
ФИО. Подпись.