СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа с КТП, 8-9 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с КТП, 8 - 9 классы, не ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«ктп 8-9»

Приложение Календарно-тематическое планирование



8 класс


№ п/п

Дата

Тема

Примечания (содержание, термины, домашнее задание)

Вид

контроля

план

факт

Тема 1: «Общий обзор организма» (7).

1/1

01.09


Науки об орга­низме человека.

Природная среда, со­циальная среда, биосоци­альная природа человека. Науки о человеке: анато­мия, физиология, гигиена, медицина, психология. Ме­тоды изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др., их значение и использова­ние в собственной жизни.

Значение знаний о строе­нии и жизнедеятельности организма человека для сохранения здоровья. (§1-2)


2/2

05.09


Место человека в живой при­роде.

Место и роль человека в системе органического ми­ра, его сходство с животны­ми и отличие от них. (§3)


3/3

08.09


Доказательства животного происхожде­ния человека.

Сходство человека с живот­ными и отличие от них. Эволюция человека. Расы. (§4-5)


4/4

12.09


Уровни организации. Структура тела.

Строение и процессы жиз­недеятельности организма человека. Орга­ны и системы органов. (§6)


5/5

15.09


Клеточное строение организма.

П.р.№1: «Строение животной клетки».

Клеточное строение орга­низма человека. Строение и процессы жизнедеятельно­сти организма (обмен ве­ществ, биосинтез, биологи­ческое окисление), их зна­чение. Рост и развитие, возбудимость. Роль фер­ментов в обмене веществ клетки. (§7)

Проверка п.р.№1

6/6

19.09


Ткани животных и че­ловека.

П.р.№2: «Ткани животных».

Ткани животных и человека: эпителиальные, соедини­тельные (костная, хряще­вая, жировая, кровь), мы­шечные (гладкая, попереч­но-полосатая, сердечная), нервные. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межкле­точное вещество. (§8)

Проверка п.р.№2

7/7

22.09


Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 1.

(§1-8)

Δ №1

Тема 2: «Координация и регуляция» (3).

8/1

26.09


Нервная регуляция.

Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, го­ловной мозг. Нервы, нерв­ные узлы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнитель­ные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. (§9)


9/2

29.09


Железы внутренней, внешней и смешанной секреции.

Эндокринный аппарат. Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. (§58)


10/3

03.10


Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Гормоны. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников. Болезни, связанные с нарушением работа желез. Регуляция деятельности желез. (§59)


Тема 3: «Опорно-двигательный аппарат» (7).

11/1

06.10


Скелет. Кость.

П.р.№3: «Строение костной ткани».

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательного аппарата. Строение опорной системы: скелет, кости, хрящи, связки. Виды костей. Строение кости: компактное вещество, губ­чатое вещество, надкостни­ца, костные клетки, костные пластинки, костные каналь­цы. Соединения костей. Строение сустава. (§10, 12)

Проверка п.р.№3

12/2

10.10


Скелет головы и скелет туловища.

Строение и функции опорной системы: скелет головы, отделы черепа (мозго­вой, лицевой), кости черепа. Скелет туловища. Приспо­собление скелета человека к прямохождению и трудо­вой деятельности. Особен­ности скелета, связанные с развитием мозга и речи. (§11)


13/3

13.10


Скелет конечностей.

Строение и функции опор­ной системы: скелет поясов: плечевого, тазового пояса и сво­бодных конечностей: верх­ней и нижней. Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. (§12)


14/4

17.10


Мышцы человека. Работа мышц.

Строение мышечной сис­темы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жева­тельные и мимические мышцы головы. Мышцы ту­ловища и конечностей. Ды­хательные мышцы. Сухожилия. Функции мышечной сис­темы. Динамическая и ста­тическая работа мышц. Энергетика мышечного со­кращения. Регуляция мы­шечных движений. (§13, 14)


15/5

20.10


Рубежная аттестация: контрольная работа по темам 1 – 3.


№1

16/6

24.10


Нарушение осанки и плоскостопие. Гиподинамия.

Нарушение осанки и плоскостопие. Гиподинамия. (§15)


17/7

07.11


Первая помощь при повреждениях скелета.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опор­но-двигательного аппарата. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок, ушиб. Укрепление здоровья: дви­гательная активность. Со­блюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательного аппарата: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Гиподинамия. (§16)


Тема 4: «Кровеносная и лимфатическая системы» (9).

18/1

10.11


Внутренняя среда. Зна­чение крови и её со­став. П.р.№4: «Состав крови».

Внутренняя среда организ­ма: кровь, тканевая жид­кость и лимфа. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови. Свертывание крови. (§17)

Проверка п.р.№4

19/2

14.11


Иммунитет.

Иммунитет. Иммунная сис­тема человека. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Фагоцитоз. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. (§18, 19)


20/3

17.11


Тканевая совместимость и переливание крови.

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая со­вместимость тканей. Резус-фактор.(§19)


21/4

21.11


Органы кровеносной и лимфатической систем.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Лимфатическая система.

Лимфа, лимфатические ка­пилляры лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоуз­лов. Значение лимфообра­щения. Связь кровеносной и лимфатической систем. (§20)


22/5

24.11


Круги кровообращения.

Транспорт веществ. Крове­носные сосуды: аорта, ар­терии, капилляры, вены. Значение кровообращения. Большой и малый круги кровообращения. (§21)


23/6

28.11


Строение и работа сердца.

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение и функции сердца (фазы сердечной деятельности). Нейрогуморальная регуляция работы сердца. Автоматизм сердечной мышцы. (§22)


24/7

01.12


Движение крови по со­судам.

Кровеносная си. гама Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. ЧСС. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция ра­боты сосудов.(§23)


25/8

05.12


Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Сердечнососудистые забо­левания, причины и преду­преждение. Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональ­ная проба. Культура отно­шения к собственному здо­ровью и здоровью окру­жающих. Соблюдение сани­тарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска. (§24)


26/9

08.12


Первая помощь при кровотечениях.

Кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. (§25)


Тема 5: «Дыхательная система» (6).

27/1

12.12


Значение дыхания. Ор­ганы дыхания. Строение легких.

Дыхание. Система органов дыхания, и ее роль в обмене веществ. Связь с кровенос­ной системой. Верхние ды­хательные пути. Гортань. Трахея, главные бронхи. Легкие. Альвеолы. (§26)


28/2

15.12


Газообмен в легких и тканях.

Дыхательные движе­ния. Регуляция дыха­ния.

Система органов дыхания. Обмен газов в легких и тка­нях. Механизм вдоха и вы­доха. Дыхательные движе­ния. Грудная полость. Межреберные мышцы. Диа­фрагма. Нейрогуморальная регуляция дыхания. Дыхательный центр продолгова­того мозга. Высшие дыха­тельные центры коры боль­ших полушарий головного мозга. (§27, 28)


29/3

19.12


Рубежная аттестация: контрольная работа по темам 1 – 5.


№2

30/4

22.12


Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

Заболевания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекци­онных заболеваний и со­блюдение мер профилакти­ки для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чисто­та атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зави­симость здоровья человека от состояния окружающей среды. (§28)


31/5

26.12


ЖЕЛ. Первая помощь при поражении органов дыхания.

ЖЕЛ. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. (§29)


32/6

29.12


Повторение тем 1 – 5.



Тема 6: «Пищеварительная система» (5).

33/1

09.01


Пищевые продукты и питательные вещест­ва. Строение и функ­ции пищеварительной системы.

Питание. Пищевые продук­ты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, ми­неральные вещества, вита­мины, вода. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал и железы. (§30)


34/2

12.01


Пищеварение в рото­вой полости.

Строение и функции пище­варительной системы. Пи­щеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищевари­тельные ферменты ротовой полости. (§31)


35/3

16.01


Пищеварение в желуд­ке и двенадцатиперстной кишке.

П.р.№5: «Действие слюны на крахмал».

Строение и функции пище­варительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные фермен­ты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. (§32)

Проверка п.р.№5

36/4

19.01


Пищеварение в кишеч­нике. Всасывание пи­тательных веществ.

П.р.№6: «Строение ворсинки тонкой кишки».

Строение и функции пище­варительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в две­надцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. (§32, 33)

Проверка п.р.№6

37/5

23.01


Регуляция пищеварения.

Профилактика заболе­ваний органов пище­варения. Гигиена питания.

Нервно-гуморальная регуляция. Укрепление здоровья: ра­циональное питание, двига­тельная активность. Со­блюдение санитарно-гигиенических норм и пра­вил здорового образа жиз­ни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска. Про­филактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппен­дицита. (§34-35)


Тема 7: «Обмен веществ и энергии» (4).

38/1

26.01


Обмен веществ и энер­гии - основное свой­ство живых существ.

Обмен веществ и энергии как необхо­димое условие жизнедея­тельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, угле­водов, жиров. Водно-солевой обмен. (§36)


39/2

30.01


Витамины.

Витамины, их роль в орга­низме, содержание в пище. Суточная потребность орга­низма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы. Проявления авитамино­зов и их предупреждение. (§37)


40/3

02.02


Нормы питания.

Определе­ние норм питания. Энергетическая емкость пищи. Режим питания. (§38)


41/4

06.02


Тематическая аттестация: контрольная работа по темам 6 и 7.


Δ №3

Тема 8: «Покровы тела. Выделение» (4).

42/1

09.02


Строе­ние и функции кожи.

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функ­ции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, пото­вые и сальные железы. (§39)


43/2

13.02


Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Уход за кожей, ногтями, волосами. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обмо­рожениях и их профилакти­ка. (§40)


44/3

16.02


Терморегуляция. Закаливание.

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. ПМП при тепловом и солнечном ударе. (§41)


45/4

20.02


Строение и работа по­чек.

Предупреждение заболеваний почек.

Выделение. Мочевыделительная система. Роль ор­ганов мочевыделения, их значение. Строение и функ­ции почек. Нефрон - функ­циональная единица почки. Удаление мочи из организ­ма. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболева­ний почек. Соблюдение са­нитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здо­ровья. (§42)


Тема 9: «Нервная система человека» (4).

46/1

27.02


Значение и строение нервной системы.

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: цен­тральный и перифериче­ский. Рефлекторный прин­цип деятельности нервной системы. (§43)


47/2

02.03


Строение и функции спинного мозга.

П.р.№7: «Строение спинного мозга».

Спинной мозг, строение и функции. Функции спин­ного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. (§44)

Проверка п.р.№7

48/3

06.03


Отделы головного мозга, их значение.

Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Сред­ний мозг. Мозжечок. Про­межуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие по­лушария головного мозга, доли. Аналитико-синтетическая функция коры больших по­лушарий. Нарушения деятельности НС и их предупреждение. (§45, 46)


49/4

13.03


Вегетативная нервная система, строение и функции.

Соматическая и вегетатив­ная нервная система. Функ­ция автономного отдела. Симпатический и парасим­патический подотделы. На­рушения деятельности НС и их пре­дупреждение. Нейрогуморальная регуля­ция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. (§47)


Тема 10: «Анализаторы» (4).

50/1

16.03


Значение органов чувств и анализаторов.

Органы чувств. Анализаторы: рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры. (§48)


51/2

30.03


Осязание, обоняние, вкус.

Обоняние, осязание, вкус. Взаимосвязь ощущений. (§52)


52/3

03.04


Зрение. Заболевания и повреждения глаз.

Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза. Строение глазного яблока. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. (§49) Нарушения, заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. (§50)


53/4

06.04


Слух и равновесие.

Строение органа слуха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Вестибулярный аппарат. (§51, 52)


Тема 11: «Высшая нервная деятельность» (6).

54/1

10. 04


Рефлекторный характер деятельности НС.

Рефлекторный характер деятельности НС. Врождённые и приобретённые рефлексы. (§53)


55/2

13.04


Врождённые и приобретённые программы поведения.

Безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. ВНД. Психология и поведение человека. (§54)


56/3

17.04


Биоритмы. Сон и его значение.

Биологические ритмы. Фазы сна. Сон и бодрствование. Значение сна. (§55)


57/4

20.04


Особенности ВНД человека.

Познавательная деятельность. Сознание человека. Речь. Трудовая деятельность. Мышление. Память, виды памяти. (§56)


58/5

24.04


Воля и эмоции. Внимание.

Физиологическая основа эмоций. Воля. Особенности психики человека. Внимание, виды, способы поддержания. (§57)


59/6

27.04


Тематическая аттестация: контрольная работа по темам 10 и 11.


Δ №4

Тема 12: «Индивидуальное развитие организма» (5).

60/1

04.05


Половая система человека.

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Гигиена. (§60)


61/2

08.05


Наследственные заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

Наследование признаков у человека. Наследственные заболевания. Планирование семьи. Венерические болезни, их профилактика. (§62)


62/3

11.05


Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение. Образование зародыша и плода. Гигиена. (§61-62)


63/4

15.05


Личность и её особенности.

Способности, темперамент, характер. Формирование личности. (§63-64)


64/5

18.05


Влияние окружающей среды на здоровье.

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Гигиена. ЗОЖ. Вредные и полезные привычки. Влияние наркогенных веществ.


65

22.05


Промежуточная аттестация: годовая контрольная работа.


66

25.05


Анализ годовой к.р.

Работа над ошибками.


67

29.05


Повторение.

Повторение тем курса 8 класса.



Выпали 3 часа – 23.02.18, 09.03.18 и 01.05.18



9 класс


№ п/п

Дата

Тема

Примечания (содержание, термины, домашнее задание)

Вид

контроля

план

факт

Тема 1: «Введение» (2).

1/1

04.09


Биология – наука о жизни.

Методы исследования в биологии.

Биологические дисциплины. (§1)

Научное исследование. Научный факт. Гипотеза. Эксперимент. Наблюдение. Закон. Теория. (§2)


2/2

05.09


Сущность жизни и свойства живого.

Жизнь. Обмен веществ. Процессы синтеза и распада. «Открытая система». Размножение. Наследственность. Изменчивость. Развитие. Рост. (§3)


Тема 2: «Молекулярный уровень» (9).

3/1

11.09


Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень.

Биологическая система. Уровни организации живой природы. Биополимеры. Мономеры. (§1.1)


4/2

12.09


Углеводы.

Углеводы. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Рибоза. Дезоксирибоза. (§1.2)


5/3

18.09


Липиды.

Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов. (§1.3)


6/4

19.09


Состав и строение белков.

Белки. Аминокислоты. Полипептиды. (§1.4)


7/5

25.09


Функции белков.

Функции белков. Фермент. Гормоны. (§1.5)


8/6

26.09


Нуклеиновые кислоты.

ДНК. РНК. Азотистые основания. Комплементарность. Нуклеотид. (§1.6)


9/7

02.10


АТФ и другие органические соединения.

АТФ. Макроэргическая связь. Витамины. (§1.7)


10/8

03.10


Биологические катализаторы.

П.р.1: «Расщепление H2O2 ферментом».

Катализатор. Фермент. (§1.8)

Проверка п.р.1

11/9

09.10


Вирусы.

Строение и свойства вирусов. (§1.9)


Тема 3: «Клеточный уровень» (14).

12/1

10.10


Основные положения клеточной теории.

Основные положения клеточной теории. (§2.1)


13/2

16.10


Основные сведения о клетке. Клеточная мембрана. П.р.2: «Строение клетки».

Цитоплазма. Органоиды. Мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз. (§2.2)

Проверка п.р.2

14/3

17.10


Ядро клетки. Хромосомный на­бор клетки.

Прокариоты. Эукариоты. Хроматин. Яд­рышки. Хромо­сомы. Кариотип. Гомологич­ные хромосомы. Гаплоидный и диплоидный на­боры хромосом. (§2.3)


15/4

23.10


Рубежная аттестация: контрольная работа за 1 четверть.

(§1.1-1.9)

№1

16/5

24.10


Одномембранные органеллы.

Эндоплазматическая сеть. Ри­босомы. Комп­лекс Гольджи. Лизосомы. (§2.4, с. 52-53)


17/6

07.11


Двумембранные органеллы.

Митохондрии. Кристы. Плас­тиды. Граны.(§2.5)


18/7

13.11


Немембранные компоненты клетки.

Клеточный центр. Цитоскелет. Центриоли. Веретено деле­ния. Клеточ­ные включения. Анаэробы. Споры. (§2.6)


19/8

14.11


Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Анаэробы. Споры. (§2.7)


20/9

20.11


Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Типы питания клетки.

Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм. Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Сапрофиты. Паразиты. Голозойное питание.( §2.8, 2.10, 2.12)


21/10

21.11


Энергетический обмен в клетке.

Энергетиче­ский обмен. Гликолиз. Кле­точное дыхание. (§2.9)


22/11

27.11


Фотосинтез и хемосинтез.

Световая и темновая фазы фотосинтеза. Фотолиз воды. Хемосинтез. (§2.11)


23/12

28.11


Синтез белков в клетке.

Ген. Генетиче­ский код. Три­плет. Кодон. (С. 70-72)


24/13

04.12


Трансляция.

Транскрипция. Антикодон. Трансляция. Полисома.

(С.72-76)


25/14

05.12


Деление клетки. Митоз.

Митоз. Жизнен­ный цикл клет­ки. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Редупликация. ( §2.14)


Тема 4: «Организменный уровень» (17).

26/1

11.12


Размножение организмов. Бесполое размножение.

Бесполое и половое разм­ножение. Почкование. Споры. Вегетативное размножение. Гаметы. Сперматозоиды. Яй­цеклетки. (§3.1)


27/2

12.12


Развитие половых клеток. Мейоз.

Гаметы. Гаметогенез. Гермаф­родиты. Мейоз. (§3.2)


28/3

18.12


Оплодотворе­ние.

Оплодотворение. Двойное оплодотворение. (§3.3)


29/4

19.12


Индивидуальное развитие организ­мов.

Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный периоды он­тогенеза. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез. (§3.4)


30/5

25.12


Рубежная аттестация: контрольная работа за 1 и 2 четверти.

(§2.1–3.4)

№2

31/6

26.12


Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание.

Генетика. Гибридологический метод. Чистые линии. Аллельные ге­ны. Моногибридное скрещи­вание. Правило единообразия гибридов первого поколения. Правило рас­щепления. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Доминантные и рецессивные признаки. (С.100–102)


32/7

09.01


Закон чистоты гамет. Анализирующее скре­щивание.

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доми­нирование. Фе­нотип. Генотип. Анализирующее скрещивание. (С.103–107)


33/8

15.01


Дигибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание. Полигибридное

скрещивание. Закон независимого наследования признаков. (§3.7)


34/9

16.01


Сцепленное наследование при­знаков. Закон Т. Моргана.

Сцепленное наследование. Закон Моргана. Локус гена. Перекрест хромосом. (§3.8)


35/10

22.01


Взаимодействие генов.

Виды взаимодействий генов. (§3.9)


36/11

23.01


Генетика пола. Сцепленное с по­лом наследование.

Аутосомы. По­ловые хромосо­мы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. (§3.10)


37/12

29.01


Модификационная изменчи­вость.

Изменчивость. Модификации. Норма реакции. (§3.11)


38/13

30.01


П.р.3: «Изучение изменчивости растений, построение вариационной кривой».

Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационной кривой.

Проверка п.р.3

39/14

05.02


Мутационная изменчивость.

Генные, хромосомные и геномные мутации. Полиплоидия. Мутагенные вещества. (§3.12)


40/15

06.02


Основы селек­ции. Работы Н. И. Вавилова.

Селекция. За­кон гомологиче­ских рядов наследственной изменчивости. (§3.13)


41/16

12.02


Основные ме­тоды селекции растений, живот­ных и микроорга­низмов.

Гибридизация. Массовый от­бор. Индивиду­альный отбор. Близкородственное скрещива­ние. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез. Биотехнология. (§3.14)


42/17

13.02


Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 4.

(§3.1–3.14)

Δ №1

Тема 5: «Надорганизменные уровни» (10).

43/1

19.02


Вид. Критерии вида.

Вид. Критерии вида. Ареал. (§4.1)


44/2

20.02


П.р.4: «Изучение морфологиче­ского критерия вида».

(§4.3)

Проверка п.р.4

45/3

26.02


Популяции.

Популяция. Экология. Биотические сообщества. Демографические показатели популяции. (§4.2)


46/4

27.02


Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. (§5.1, §9.1)


47/5

05.03


Состав и струк­тура сообщества.

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Видовое разно­образие. Проду­центы. Консументы. Редуцен­ты. Ярусность. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Жизненные формы. Трофический уровень. Пирамида численности и биомассы. (§5.2–5.4)


48/6

06.03


Саморазвитие экосистемы.

Экологическая сукцессия. (§5.5)


49/7

12.03


Рубежная аттестация: контрольная работа за 1-3 четверти.

(§4.1–5.5)

№3

50/8

13.03


Биосфера. Среды жизни.

Биосфера. Среды жизни. (§6.1)


51/9

19.03


Круговорот веществ в биосфере.

Биогеохимический цикл. Биогенные вещества. (§6.2–6.3)


52/10

02.04


Антропогенное воздействие на биосферу.

Воздействие деятельности человека на биосферу. Рациональное природопользование. (§10.2, 10.3)


Тема 6: «Основы учения об эволюции» (8).

53/1

03.04


Развитие эволюционного учения.

Естественный отбор. Искусственный отбор. Борьба за существование. (§7.1)


54/2

09.04


Изменчивость организмов.

Ненаследственная и наследственная изменчивость. Генофонд. Генотип. Фенотип. (§7.2–7.3)


55/3

10.04


Борьба за существование. Естественный отбор.

Борьба за существование. Естественный отбор. Приспособленность. (§7.4)


56/4

16.04


Формы естественного отбора.

Стабилизирующий отбор. Дви­жущий отбор. (§7.5)


57/5

17.04


Видообразование.

Микроэволю­ция. Географи­ческое видооб­разование. Барьеры. Изоляция. Поли­плоидия. (§7.6, 7.7)


58/6

23.04


Макроэволюция.

Макроэволю­ция. Филогене­тические ряды. (§7.8)


59/7

24.04


Основные зако­номерности эво­люции.

Параллелизм. Конвергенция. Дивергенция. Гомология. Аналогия. Ароморфоз. Идиоадаптация. Деге­нерация. (§7.9)


60/8

28.04


Тематическая аттестация: контрольная работа по теме 6.

(§7.1–7.9)

Δ №2

Тема 7: «Возникновение и развитие жизни на Земле» (4).

61/1

07.05


Развитие пред­ставлений о воз­никновении жизни. Современное со­стояние проблемы.

Креационизм. Самопроизволь­ное зарождение. Гипотеза пан­спермии. Гипо­теза биохимиче­ской эволюции. Коацерваты. Пробионты. (§8.1–8.3)


62/2

08.05


Основные этапы развития жизни на Земле.

Основные этапы развития жизни на Земле. Эра. Период. Эпоха. Катархей. Архей. (§8.4 – 8.5)


63/3

14.05


Развитие жиз­ни в проте­розое и палеозое. Развитие жиз­ни в мезозое.

Палеонтология. Протерозой. Палеозой. Мезо­зой. (§8.6 – 8.7)


64/4

15.05


Развитие жизни в кайнозое. Эволюция человека.

Кайнозой. Палеоген. Нео­ген. Антропоген. (§8.8)


65

21.05


Итоговая аттестация.

Контрольная работа за курс основной школы.

66

22.05


Анализ итоговой.

Работа над ошибками.


Выпали 2 часа – 06.11.17 и 01.05.18

Просмотр содержимого документа
«пояснилка 8-9»

1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по биологии в 8 - 9 классах составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закона «Об образовании»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004);

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 138 с.

  • Основной образовательной программы МБОУ СОШ имени 60-летия Октября Азовского района на 2017-2018 учебный год;

  • Базисного учебного плана МБОУ СОШ имени 60-летия Октября Азовского района на 2017-2018 учебный год.



Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  • Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.: «Биология. Человек. 8 класс» / Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, М., «Дрофа», 2012. – 332 с.

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.: «Введение в общую биологию и экологию» / Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, М., Дрофа, 2012. – 303 с.


Срок реализации программы: 2 года.


Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе, изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной,

информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.


2. Общая характеристика курса биологии.


Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.


Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить

эксперименты, оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с

объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных

результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.


3. Место курса биологии в базисном учебном плане.


Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 348, из них в 5, 6, 7 и 8 классах - по 70* ч (по 2 часа в неделю), в 9 классе - 68* ч (2 часа в неделю).

В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

В основной школе изучение курса «Биология» начинается в 5 классе, изучением курса «Природоведение».

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


4. Результаты освоения курса биологии.


Выпускник основной школы должен называть:

— общие признаки живого организма;

— основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

— причины и результаты эволюции.


Приводить примеры:

— усложнения растений и животных в процессе эволюции;

— природных и искусственных сообществ;

— изменчивости, наследственности и приспособленности расте­ний и животных к среде обитания;

— наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.


Характеризовать:

— строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и живот­ных;

— деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

— строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, рас­тительного, животного организмов; организма человека, лишайника как комплексного организма;

— обмен веществ и превращение энергии;

— роль ферментов и витаминов в организме;

— особенности питания автотрофных и гетеротрофных организ­мов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

— дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продук­тов жизнедеятельности в живом организме;

— иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

— размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и жи­вотных, особенности размножения и развития человека;

— вирусы как неклеточные формы жизни;

— среды обитания организмов, экологические факторы (абиоти­ческие, биотические, антропогенные);

— природные сообщества, пищевые связи в них, приспособлен­ность организмов к жизни в сообществе;

— искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.


Обосновывать:

— взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, ор­ганизма и среды;

— родство млекопитающих животных и человека, человеческих

рас;

— особенности человека, обусловленные прямохождением, трудо­вой деятельностью;

— роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятель­ности в организме человека; особенности

____________________________________________________________________

* - из-за выпадающих праздников фактическое количество часов может уменьшиться на 1 – 3 часа.

высшей нервной деятель­ности человека;

— влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вред­ное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

— меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

— влияние деятельности человека на многообразие видов расте­ний и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельнос­ти;

— роль биологического разнообразия, регулирования численнос­ти видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.


Распознавать:

— организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и живот­ных;

— клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

— наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных раз­ных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.


Сравнивать:

— строение и функции клеток растений и животных;

— организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;

— семейства, классы покрытосеменных растений, типы живот­ных, классы хордовых, царства живой природы.


Применять знания:

— о строении и жизнедеятельности растений и животных для обо­снования приемов их выращивания, мер охраны;

— о строении и жизнедеятельности организма человека для обо­снования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

— о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилакти­ки отравлений и заболеваний;

— о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

— о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.


Делать выводы:

— о клеточном строении организмов всех царств живой природы;

— о родстве и единстве органического мира;

— об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.


Наблюдать:

— сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых ор­ганизмов.


Соблюдать правила:

— приготовления микропрепаратов и рассматривания их под мик­роскопом;

— наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяй­ственных животных, изменениями среды обитания под влиянием де­ятельности человека;

— проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

— бережного отношения к организмам, видам, природным сооб­ществам, поведения в природе;

— здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.


5. Содержание курса биологии.


Раздел 1: Человек и его здоровье (70 ч)

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека.

Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные

рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность.

Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Лабораторные и практические работы

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.

Строение и работа органа зрения.

Экскурсии и демонстрации

Происхождение человека.


Раздел 2: Общие биологические закономерности (68 ч)

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка,

плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии.

Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Лабораторные и практические работы

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.

Выявление изменчивости у организмов.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Экскурсии и демонстрации

Изучение и описание экосистемы своей местности.


6. Тематическое планирование.


Название темы / формирование УУД


8 класс

Тема 1: «Общий обзор организма».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой.

Тема 2: «Координация и регуляция».

Личностные УУД: Готовят сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику.

Тема 3: «Опорно-двигательный аппарат».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп.

Тема 4: «Кровеносная и лимфатическая системы».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Наблюдают за опытом, процессом.

Тема 5: «Дыхательная система».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Строят график. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки.

Тема 6: «Пищеварительная система».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой.

Тема 7: «Обмен веществ и энергии».

Личностные УУД: Готовят сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику.

Тема 8: «Покровы тела. Выделение».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки.

Тема 9: «Нервная система человека».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Выполняют практическую работу. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп.

Тема 10: «Анализаторы».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Наблюдают за опытом, процессом.

Тема 11: «Высшая нервная деятельность».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки.

Тема 12: «Индивидуальное развитие организма».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Работают с ПК. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки.


9 класс

Тема 1: «Введение».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки.

Тема 2: «Молекулярный уровень».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Пользуются лабораторной посудой.

Тема 3: «Клеточный уровень».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой.

Тема 4: «Организменный уровень».

Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп.

Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Строят график. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Пользуются лабораторной посудой. Рассматривают гербарий.

Тема 5: «Надорганизменные уровни».

Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу.

Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают гербарий.

Тема 6: «Основы учения об эволюции».

Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают гербарий.

Тема 7: «Возникновение и развитие жизни на Земле».

Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение.

Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения.

Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками.

Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают гербарий, коллекцию ископаемых организмов.



Перечень практических работ


Название

Дата

План

Факт

8 класс

П.р.1: «Строение животной клетки».

15.09


П.р.2: «Ткани животных».

19.09


П.р.3: «Строение костной ткани».

06.10


П.р.4: «Состав крови».

10.11


П.р.5: «Действие слюны на крахмал».

16.01


П.р.6: «Строение ворсинки тонкой кишки».

19.01


П.р.7: «Строение спинного мозга».

02.03


9 класс

П.р.1: «Расщепление H2O2 ферментом».

03.10


П.р.2: «Строение клетки».

16.10


П.р.3: «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационной кривой».

30.01


П.р.4: «Изучение морфологиче­ского критерия вида».

20.02




7. Календарно-тематическое планирование.



КТП – см. приложение.



8. Система оценки достижения планируемых результатов.


Оценка устных ответов

Отметка «5»:

полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретённые знания.

Отметка «4»:

раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно чёткие; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка «5» ставится, если ученик

выполнил работу без ошибок; допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик

выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик

правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.


Оценка тестовых заданий


Отметка «5» выставляется за 90-100% объема выполненной работы.

Отметка «4» выставляется за 70-89% объема выполненной работы.

Отметка «3» выставляется за 50-69% объема выполненной работы.

Отметка «2» выставляется за менее 50% объема выполненной работы.


Оценка практических умений

Отметка «5»:

правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования и объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

правильно определена цель опыта; подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.




9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.


Важным условием для организации обучения является наличие в кабинете мультимедийного оборудования:

  • компьютер,

  • цифровой проектор,

  • экран или интерактивная доска,

  • цифровой микроскоп.


Основная литература:

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.: «Биология. Человек. 8 класс» / Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, М., «Дрофа», 2012. – 332 с.

2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.: «Введение в общую биологию и экологию» / Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, М., Дрофа, 2012. – 303 с.

3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 138 с.

4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006.



Дополнительная литература:

1. Щербатых Ю.В.: «Биология в схемах и таблицах» - М.: Эксмо, 2007, 384 с.

2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

3. Борзова З.В, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.

4. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.

5. Реймерс Н.Ф.: Популярный биологический словарь./ М., Наука, 1990,. - 544с.

6. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.



Интернет-ресурсы:

  1. http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

  2. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  3. www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

  4. www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

  5. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  6. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

  7. http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

  8. www.livt.net - Иллюстрированная энциклопедия живых организмов.

  9. www.evolbiol.ru – Проблемы эволюции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!