1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии в 8 - 9 классах составлена на основе следующих нормативных документов:
Закона «Об образовании»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004);
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 138 с.
Основной образовательной программы МБОУ СОШ имени 60-летия Октября Азовского района на 2017-2018 учебный год;
Базисного учебного плана МБОУ СОШ имени 60-летия Октября Азовского района на 2017-2018 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.: «Биология. Человек. 8 класс» / Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, М., «Дрофа», 2012. – 332 с.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.: «Введение в общую биологию и экологию» / Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, М., Дрофа, 2012. – 303 с.
Срок реализации программы: 2 года.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе, изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной,
информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
2. Общая характеристика курса биологии.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных
результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
— многообразие и эволюция органического мира;
— биологическая природа и социальная сущность человека;
— структурно-уровневая организация живой природы;
— ценностное и экокультурное отношение к природе;
— практико-ориентированная сущность биологических знаний.
3. Место курса биологии в базисном учебном плане.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 348, из них в 5, 6, 7 и 8 классах - по 70* ч (по 2 часа в неделю), в 9 классе - 68* ч (2 часа в неделю).
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
В основной школе изучение курса «Биология» начинается в 5 классе, изучением курса «Природоведение».
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
4. Результаты освоения курса биологии.
Выпускник основной школы должен называть:
— общие признаки живого организма;
— основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
— причины и результаты эволюции.
Приводить примеры:
— усложнения растений и животных в процессе эволюции;
— природных и искусственных сообществ;
— изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
— наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.
Характеризовать:
— строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
— деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
— строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека, лишайника как комплексного организма;
— обмен веществ и превращение энергии;
— роль ферментов и витаминов в организме;
— особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
— дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
— иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
— размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
— вирусы как неклеточные формы жизни;
— среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
— природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
— искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Обосновывать:
— взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
— родство млекопитающих животных и человека, человеческих
рас;
— особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
— роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности
____________________________________________________________________
* - из-за выпадающих праздников фактическое количество часов может уменьшиться на 1 – 3 часа.
высшей нервной деятельности человека;
— влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
— меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
— влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
— роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
Распознавать:
— организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
— клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
— наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.
Сравнивать:
— строение и функции клеток растений и животных;
— организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;
— семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы.
Применять знания:
— о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
— о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
— о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
— о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
— о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.
Делать выводы:
— о клеточном строении организмов всех царств живой природы;
— о родстве и единстве органического мира;
— об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
Наблюдать:
— сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
Соблюдать правила:
— приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
— наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
— проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
— бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
— здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
5. Содержание курса биологии.
Раздел 1: Человек и его здоровье (70 ч)
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека.
Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные
рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность.
Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.
Строение и работа органа зрения.
Экскурсии и демонстрации
Происхождение человека.
Раздел 2: Общие биологические закономерности (68 ч)
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка,
плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии.
Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.
Выявление изменчивости у организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсии и демонстрации
Изучение и описание экосистемы своей местности.
6. Тематическое планирование.
Название темы / формирование УУД |
8 класс |
Тема 1: «Общий обзор организма». Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой. |
Тема 2: «Координация и регуляция». Личностные УУД: Готовят сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. |
Тема 3: «Опорно-двигательный аппарат». Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Используют микроскоп. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. |
Тема 4: «Кровеносная и лимфатическая системы». Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Используют микроскоп. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Наблюдают за опытом, процессом. |
Тема 5: «Дыхательная система». Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Строят график. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. |
Тема 6: «Пищеварительная система». Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой. |
Тема 7: «Обмен веществ и энергии». Личностные УУД: Готовят сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. |
Тема 8: «Покровы тела. Выделение». Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. |
Тема 9: «Нервная система человека». Личностные УУД: Формулируют цель урока. Выполняют практическую работу. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Используют микроскоп. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. |
Тема 10: «Анализаторы». Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Наблюдают за опытом, процессом. |
Тема 11: «Высшая нервная деятельность». Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. |
Тема 12: «Индивидуальное развитие организма». Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Работают с ПК. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. |
9 класс |
Тема 1: «Введение». Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. |
Тема 2: «Молекулярный уровень». Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Пользуются лабораторной посудой. |
Тема 3: «Клеточный уровень». Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают препарат. Используют микроскоп. Пользуются лабораторной посудой. |
Тема 4: «Организменный уровень». Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Пользуются лабораторной посудой. Используют микроскоп. Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Строят график. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания при заполнении таблицы. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Пользуются лабораторной посудой. Рассматривают гербарий. |
Тема 5: «Надорганизменные уровни». Личностные УУД: Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Выполняют практическую работу. Коммуникативные УУД: Работа в малых группах. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют практическую работу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Выполняют практическую работу. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают гербарий. |
Тема 6: «Основы учения об эволюции». Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Выполняют Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Наблюдают за опытом, процессом. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают гербарий. |
Тема 7: «Возникновение и развитие жизни на Земле». Личностные УУД: Готовят презентации, доклады, сообщения. Формулируют цель урока. Определяют понятия. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Раскрывают значение. Коммуникативные УУД: Делают сообщения. Обсуждают вопросы по теме. Беседуют по изученному материалу. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Аргументируют своё мнение. Учитывают разные точки зрения. Регулятивные УУД: Выполняют проверочную работу. Обсуждают вопросы по теме. Формулируют ответы на развивающие вопросы в учебнике. Составляют презентации. Делают доклады. Самостоятельно работают с учебником. Работают с текстом и рисунками. Познавательные УУД: Составляют презентацию. Составляют опорный конспект. Заполняют таблицу. Работают с ПК. Составляют схему. Работают с учебником, схемой. Работают с текстом и рисунками. Сравнивают. Систематизируют знания. Дают характеристику. Выявляют отличительные признаки. Рассматривают гербарий, коллекцию ископаемых организмов. |
Перечень практических работ
Название | Дата |
План | Факт |
8 класс |
П.р.1: «Строение животной клетки». | 15.09 | |
П.р.2: «Ткани животных». | 19.09 | |
П.р.3: «Строение костной ткани». | 06.10 | |
П.р.4: «Состав крови». | 10.11 | |
П.р.5: «Действие слюны на крахмал». | 16.01 | |
П.р.6: «Строение ворсинки тонкой кишки». | 19.01 | |
П.р.7: «Строение спинного мозга». | 02.03 | |
9 класс |
П.р.1: «Расщепление H2O2 ферментом». | 03.10 | |
П.р.2: «Строение клетки». | 16.10 | |
П.р.3: «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационной кривой». | 30.01 | |
П.р.4: «Изучение морфологического критерия вида». | 20.02 | |
7. Календарно-тематическое планирование.
КТП – см. приложение.
8. Система оценки достижения планируемых результатов.
Оценка устных ответов
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретённые знания.
Отметка «4»:
раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно чёткие; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка «5» ставится, если ученик
выполнил работу без ошибок; допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик
выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик
правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка тестовых заданий
Отметка «5» выставляется за 90-100% объема выполненной работы.
Отметка «4» выставляется за 70-89% объема выполненной работы.
Отметка «3» выставляется за 50-69% объема выполненной работы.
Отметка «2» выставляется за менее 50% объема выполненной работы.
Оценка практических умений
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования и объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта; подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Важным условием для организации обучения является наличие в кабинете мультимедийного оборудования:
Основная литература:
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.: «Биология. Человек. 8 класс» / Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, М., «Дрофа», 2012. – 332 с.
2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.: «Введение в общую биологию и экологию» / Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, М., Дрофа, 2012. – 303 с.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 138 с.
4. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006.
Дополнительная литература:
1. Щербатых Ю.В.: «Биология в схемах и таблицах» - М.: Эксмо, 2007, 384 с.
2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
3. Борзова З.В, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
4. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
5. Реймерс Н.Ф.: Популярный биологический словарь./ М., Наука, 1990,. - 544с.
6. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
Интернет-ресурсы:
http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования
www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
www.livt.net - Иллюстрированная энциклопедия живых организмов.
www.evolbiol.ru – Проблемы эволюции.