СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса биологии 11 класса (базовый уровень)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Биология» для 11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

 

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (раздел «Биология»)
  1. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
  2. Авторская программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина
  3. Образовательная программа МБОУ «СШ № 12» за 2017-2018 уч. год.

 

 

Данную рабочую программу реализует академический школьный учебник «Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень», под редакцией Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица; издательство Просвещение, Москва 2008 год

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса биологии 11 класса (базовый уровень)»
















Рабочая программа учебного курса

биологии 11 класса (базовый уровень)

на 2017 -2018 учебный год







Составитель: учитель биологии

первой квалификационной категории

Быкова Светлана Семеновна










Нижневартовск, 2017

Содержание:


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  2. Содержание учебного предмета

  3. Тематическое планирование

















































Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Биология» для 11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:


  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (раздел «Биология»)

  2. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

  3. Авторская программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина

  4. Образовательная программа МБОУ «СШ № 12» за 2017-2018 уч. год.



Данную рабочую программу реализует академический школьный учебник «Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень», под редакцией Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица; издательство Просвещение, Москва 2008 год







































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение биологии на этом этапе среднего (полного) образования направлено на достижение следующих результатов обучения:

Личностные результаты обучения:

  • формирование познавательной мотивации - готовности к обучению и познанию, выбору ценностно-смысловых установок, индивидуальной образовательной траектории;

  • развитие способности к самостоятельности, саморазвитию и самоопределению;

  • воспитание эмоционально-ценностного и эстетического отношения к живой природе, патриотизма и уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной, толерантности и миролюбия в условиях многонационального российского общества.

Метапредметные результаты обучения:

  • формирование познавательных учебных действий: способности к поиску и выделению информации, применению методов и технологий информационного поиска; приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности, овладение способами интеллектуальной деятельности;

  • овладение коммуникативными учебными действиями: способностью слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителями;

  • формирование регулятивных учебных действий: приобретение опыта контроля и оценки процесса и результата познавательной деятельности, рефлексии способов и условий учебно-исследовательской и проектной деятельности.


Предметными результатами являются:

  • формирование практических учебных действий: работать с гербарными образцами, коллекциями животных, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, проводить эксперимент, определять представителей различных царств, основных типов животных и отделов растений;

  • развитие системности знаний об организме на основе последовательного изучения его компонентов (организм, популяция, биоценоз, биосфера);

  • понимание роли растений, животных, грибов и бактерий в биосфере как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества; раскрытие средообразующего значения живых организмов при рассмотрении процессов их жизнедеятельности;

  • формирование способности применять полученные знания в повседневной жизни.


На изучение предмета «Общая биология» в 11 классе базового уровня учебным планом МБОУ «СШ №12» отводится 1 час в неделю (35 часов в год), из них на лабораторные и практические работы отводится 7 академических часов.


II. Содержание учебного предмета
(1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 3 ч – резервное время)


Раздел IV. ЭВОЛЮЦИЯ (20ч)

Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (3 ч)

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (7 ч)

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле (1 ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 13. Развитие жизни на Земле (4 ч)

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема 14. Происхождение человека (5 часов)

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Демонстрации

Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).

Лабораторные работы

  1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).

  2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).

  3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания*.

  4. Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых.

Раздел V. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 ч)

Тема 15. Экосистемы (7 часов)

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы (2 часа)

Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу (2 часа)

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Демонстрации

Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».

Лабораторные и практические работы

  1. Составление схем передачи веществ и энергии.

  2. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

  3. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.


Повторение (1 час)

Резервное время – 3 часа

Профориентация интегрирована с темами:

  1. «Биология – наука о живых организмах» – профессии биолога, эколога, орнитолога, энтомолога, ихтиолога, морфолога, микробиолога.

  2. «Среда обитания. Экологические факторы» - профессия эколога.

  3. «Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе» - профессии лесника, эколога.

  4. «Возникновение жизни на Земле» - профессия палеонтолога

  5. «Влияние деятельности человека на биосферу» - экологическая служба промышленных предприятий

III. Тематическое планирование




п/п


Раздел, название темы

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

план

факт


Раздел 4. Эволюция

22ч






Тема 10. Развитие эволюционных идей






Развитие эволюционных представлений

1

11а - 07.09


11б – 02.09


-определяют наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

-умеют доказывать и опровергать

Знать развитие науки в античные времена, работы К.Линнея, Ламарка

Уметь: самостоятельно работать с учебником

Эволюционная теория Ч.Дарвина


1

11а - 21.09


11б – 09.09


-определяют наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

-умеют доказывать и опровергать


Движущие силы эволюции.

Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование.

Итоговое тестирование (входная контрольная работа)


1

11а - 14.09


11б – 16.09


Выполняют тренировочные упражнения


Знания курса биологии 10 класса


Доказательства эволюции


1

11а - 28.09


11б – 23.09


характеризуют доказательства эволюции

Синтетическая теория эволюции Доказательства эволюции.

Вид и его критерии. Популяция

1

11а - 05.10


11б – 30.09


-владеют навыками анализа и синтеза

-самостоятельно вырабатывают алгоритм действий


Вид как генетически изолированная система. Популяция – элементарная эволюционная единица.

Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Признаки вида. Критерии вида: генетический, морфо-физиологический, биохимический, географический, экологический

Лабораторная работа №1 «Описание вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов)»

1

11а - 12.10


11б – 07.10


Работают с гербарием, живыми объектами. Составляют характеристику. Сравнивают, делают вывод.


отчет по лабораторной работе


Тема 11. Механизмы эволюционного процесса






Изменчивость. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

1

11а - 19.10


11б – 14.10


Организуют деятельность в группах и парах. Делают выводы

Роль изменчивости в эволюционном процессе. Мутации

отчет по лабораторной работе

Естественный отбор, формы

1

11а - 26.10


11б –21.10


Выслушивать и объективно оценивать другого.

Сравнивать, делать выводы

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора

Другие факторы эволюции

1

11а – 09.11


11б – 28.10


-вносят необходимые изменения в содержание учебной задачи

-самостоятельно вырабатывают алгоритм действий

-определяют наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

-умеют доказывать и опровергать

Изоляция, популяционные волны. Роль И.И.Шмальгаузена

Лабораторная работа №3 «Приспособленность организмов к среде обитания»

1

11а – 16.11


11б – 11.11


Фиксируют результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдают правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Приспособленность организма к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Относительный характер приспособленности

Видообразование

1

11а – 23.11


11б – 18.11


Характеризуют способы и пути образования новых видов. Находят признаки микроэволюции

Видообразование как результат микроэволюции


Основные направления макроэволюции


1

11а – 30.11


11б – 25.11


Характеризуют ароморфозы и идиоадаптации

Биологический прогресс и регресс. Основные направления макроэволюции

Лабораторная работа №4 «Ароморфозы и идиоадаптации организмов»

1

11а – 07.12


11б – 02.12


-сравнивают направления макроэволюции

-умеют приводить примеры

Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация; отчет по лабораторной работе

Итоговое тестирование I полугодие

1

11а – 14.12


11б – 16.12


Выполняют тренировочные упражнения


Основные биологические понятия



Тема 12. Возникновение жизни на Земле





Возникновение жизни на Земле

1

11а – 21.12


11б – 09.12


Характеризуют развитие представлений о возникновении жизни, опыты Ф.Реди, Л.Пастера

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные представления о возникновении жизни


Тема 13. Развитие жизни на Земле





Усложнение организмов в процессе эволюции. Архей и Протерозой

1

11а – 28.12


11б – 23.12


-организовать деятельность в группах и парах

-выявляют связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта

-умеют доказывать и опровергать

-вырабатывают общее решение

Крупнейшие ароморфозы, их значение для развития жизни на Земле; влияние деятельности живых организмов на изменение геологических оболочек Земли.

Усложнение организмов в процессе эволюции. Знать о развитии наземных организмов, выходе растений на сушу, псилофитах, мхах. Знать о расцвете папоротникообразных, многообразие морской фауны.

Главные ароморфозы мезозоя, идиоадаптации древних пресмыкающихся к различным средам обитания, о появлении птиц и цветковых растений в мезозое; характеристика кайнозоя как эры новой жизни; влияние человека на фауну и ландшафты четвертичного периода.


Развитие жизни в палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры

1

11а – 11.01


11б – 13.01


-формулируют проблемные вопросы

-классифицируют информацию по различным признакам

-характеризуют эры: Палеозой, Мезозой, Кайнозой

Многообразие органического мира. Принципы систематики

1

11а – 18.01


11б – 20.01


-выявляют связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта

-умеют доказывать и опровергать

Многообразие органического мира. Принципы систематики. Работы Линнея


Тема 14. Происхождение и развитие человека





Родство человека и животных. Основные этапы эволюции приматов

1

11а – 25.01


11б – 27.01




-выявляют связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта

-доказывают и опровергают

-вырабатывают общее решение

Ближайшие «родственники» человека среди животных

Появление человека разумного

1

11а – 01.02


11б – 03.02


-формулируют проблемные вопросы

-классифицируют информацию по различным признакам

Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Этапы антропогенеза

Факторы эволюции человека. Расы

1

11а – 08.02


11б – 10.02



-определяют наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

-выслушивают и объективно оценивают другого

-формулируют проблемные вопросы

Факторы эволюции человека. Расы

Контроль по теме «Эволюция органического мира»

1

11а – 15.02


11б – 17.02


Выполняют тренировочные упражнения

Основные понятия темы


Раздел 5 «Основы экологии»

13ч






Тема 15. Экосистемы






Предмет экологии. Экологические факторы среды

1

11а – 22.02


11б – 24.02


-владеют навыками анализа и синтеза

-вносят необходимые изменения в содержание учебной задачи

Предмет экологии. Экологические факторы среды .
Взаимодействие популяций разных видов

Взаимодействие видов

1

11а – 01.03


11б – 03.03


-выявляют связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта

Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз

Сообщества. Экосистемы, их свойства

1

11а – 08.03


11б – 10.03


-вносят необходимые изменения в содержание учебной задачи

Сообщества. Экосистемы. Свойства экосистем

Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Практическая работа №1 «Составление цепей питания»

1

11а – 15.03


11б – 17.03


-владеют навыками анализа и синтеза

-самостоятельно вырабатывают алгоритм действий

-вносят необходимые изменения в содержание учебной задачи

Цепи питания. Поток энергии и цепи питания.

Смена экосистем

1

11а – 22.03


11б – 07.04


-владеют навыками анализа и синтеза

-вносят необходимые изменения в содержание учебной задачи

Смена экосистем. Сукцессии

Агроценозы. Лабораторная работа №5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»


1

11а – 05.04


11б – 14.04



-владеют навыками анализа и синтеза

-вносят необходимые изменения в содержание учебной задачи

Агроценозы, их свойства, отличия от естественных экосистем

Итоговое тестирование

1

11а –26.04


11б – 21.04


Выполняют тренировочные упражнения

Основные биологические понятия


Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы






Состав и функции биосферы

1

11а – 12.04


11б – 28.04


-владеть навыками анализа и синтеза

-самостоятельно вырабатывают алгоритм действий

-вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи

Учение Вернадского о биосфере. Состав, функции

Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере

1

11а – 19.04


11б – 05.05


-определяют проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;

-комбинируют известные средства для решения новых задач

Биогеохимический круговорот веществ в биосфере.


Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу





Глобальные экологические проблемы

1

11а – 03.05


11б – 12.05


-определяют проблемы собственной учебной деятельности и устанавливают их причины;

Современные экологические проблемы, в т.ч. нашей местности

Общество и окружающая среда. Практическая работа №2 «Анализ и оценка экологических проблем»

1

11а – 10.05


11б – 19.05


-проводят работу исследовательского характера;

-владеют навыками анализа и синтеза

-самостоятельно вырабатывают алгоритм действий

-составляют сложный план

Общество и окружающая среда Влияние человека на природу

Современные экологические проблемы, в т.ч. нашей местности

Повторение темы «Основы экологии»

1

11а – 17.05


11б – 26.05


-определяют наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности

Экологическая терминология

Повторение темы «Биосфера»

1

11а – 24.05


11б –



-проводят работу исследовательского характера;

-владеют навыками анализа и синтеза



Современные экологические проблемы

Приложение. Практическая часть рабочей программы




1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Контрольные

работы

1

входная

1 полугодовая

-

1

итоговая

3

Лабораторные

работы

2

2

-

1

5

Практические работы

-

-

1

1

2


Итого


3


3


1


3


10





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!