Рабочая программа курса «Биология» для 11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Данную рабочую программу реализует академический школьный учебник «Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень», под редакцией Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица; издательство Просвещение, Москва 2008 год
Изучение биологии на этом этапе среднего (полного) образования направлено на достижение следующих результатов обучения:
На изучение предмета «Общая биология» в 11 классе базового уровня учебным планом МБОУ «СШ №12» отводится 1 час в неделю (35 часов в год), из них на лабораторные и практические работы отводится 7 академических часов.
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.
Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.
Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.
Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.
Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).
Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.
Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».
№ п/п | Раздел, название темы | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала |
план | факт |
| Раздел 4. Эволюция | 22ч | | | | |
| Тема 10. Развитие эволюционных идей | | | | | |
-
| Развитие эволюционных представлений | 1 | 11а - 07.09 11б – 02.09 | | -определяют наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности -умеют доказывать и опровергать | Знать развитие науки в античные времена, работы К.Линнея, Ламарка Уметь: самостоятельно работать с учебником |
-
| Эволюционная теория Ч.Дарвина | 1 | 11а - 21.09 11б – 09.09 | | -определяют наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности -умеют доказывать и опровергать | Движущие силы эволюции. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование. |
-
| Итоговое тестирование (входная контрольная работа) | 1 | 11а - 14.09 11б – 16.09 | | Выполняют тренировочные упражнения | Знания курса биологии 10 класса |
-
| Доказательства эволюции | 1 | 11а - 28.09 11б – 23.09 | | характеризуют доказательства эволюции | Синтетическая теория эволюции Доказательства эволюции. |
-
| Вид и его критерии. Популяция | 1 | 11а - 05.10 11б – 30.09 | | -владеют навыками анализа и синтеза -самостоятельно вырабатывают алгоритм действий | Вид как генетически изолированная система. Популяция – элементарная эволюционная единица. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Признаки вида. Критерии вида: генетический, морфо-физиологический, биохимический, географический, экологический |
-
| Лабораторная работа №1 «Описание вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов)» | 1 | 11а - 12.10 11б – 07.10 | | Работают с гербарием, живыми объектами. Составляют характеристику. Сравнивают, делают вывод. | отчет по лабораторной работе |
| Тема 11. Механизмы эволюционного процесса | | | | | |
-
| Изменчивость. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | 1 | 11а - 19.10 11б – 14.10 | | Организуют деятельность в группах и парах. Делают выводы | Роль изменчивости в эволюционном процессе. Мутации отчет по лабораторной работе |
-
| Естественный отбор, формы | 1 | 11а - 26.10 11б –21.10 | | Выслушивать и объективно оценивать другого. Сравнивать, делать выводы | Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора |
-
| Другие факторы эволюции | 1 | 11а – 09.11 11б – 28.10 | | -вносят необходимые изменения в содержание учебной задачи -самостоятельно вырабатывают алгоритм действий -определяют наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности -умеют доказывать и опровергать | Изоляция, популяционные волны. Роль И.И.Шмальгаузена |
-
| Лабораторная работа №3 «Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 | 11а – 16.11 11б – 11.11 | | Фиксируют результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдают правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Приспособленность организма к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Относительный характер приспособленности |
-
| Видообразование | 1 | 11а – 23.11 11б – 18.11 | | Характеризуют способы и пути образования новых видов. Находят признаки микроэволюции | Видообразование как результат микроэволюции |
-
| Основные направления макроэволюции | 1 | 11а – 30.11 11б – 25.11 | | Характеризуют ароморфозы и идиоадаптации | Биологический прогресс и регресс. Основные направления макроэволюции |
-
| Лабораторная работа №4 «Ароморфозы и идиоадаптации организмов» | 1 | 11а – 07.12 11б – 02.12 | | -сравнивают направления макроэволюции -умеют приводить примеры | Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация; отчет по лабораторной работе |
-
| Итоговое тестирование I полугодие | 1 | 11а – 14.12 11б – 16.12 | | Выполняют тренировочные упражнения | Основные биологические понятия |
| Тема 12. Возникновение жизни на Земле | | | | | |
-
| Возникновение жизни на Земле | 1 | 11а – 21.12 11б – 09.12 | | Характеризуют развитие представлений о возникновении жизни, опыты Ф.Реди, Л.Пастера | Развитие представлений о возникновении жизни. Современные представления о возникновении жизни |
| Тема 13. Развитие жизни на Земле | | | | | |
-
| Усложнение организмов в процессе эволюции. Архей и Протерозой | 1 | 11а – 28.12 11б – 23.12 | | -организовать деятельность в группах и парах -выявляют связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта -умеют доказывать и опровергать -вырабатывают общее решение | Крупнейшие ароморфозы, их значение для развития жизни на Земле; влияние деятельности живых организмов на изменение геологических оболочек Земли. Усложнение организмов в процессе эволюции. Знать о развитии наземных организмов, выходе растений на сушу, псилофитах, мхах. Знать о расцвете папоротникообразных, многообразие морской фауны. Главные ароморфозы мезозоя, идиоадаптации древних пресмыкающихся к различным средам обитания, о появлении птиц и цветковых растений в мезозое; характеристика кайнозоя как эры новой жизни; влияние человека на фауну и ландшафты четвертичного периода. |
-
| Развитие жизни в палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры | 1 | 11а – 11.01 11б – 13.01 | | -формулируют проблемные вопросы -классифицируют информацию по различным признакам -характеризуют эры: Палеозой, Мезозой, Кайнозой |
-
| Многообразие органического мира. Принципы систематики | 1 | 11а – 18.01 11б – 20.01 | | -выявляют связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта -умеют доказывать и опровергать | Многообразие органического мира. Принципы систематики. Работы Линнея |
| Тема 14. Происхождение и развитие человека | | | | | |
-
| Родство человека и животных. Основные этапы эволюции приматов | 1 | 11а – 25.01 11б – 27.01 | | -выявляют связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта -доказывают и опровергают -вырабатывают общее решение | Ближайшие «родственники» человека среди животных |
-
| Появление человека разумного | 1 | 11а – 01.02 11б – 03.02 | | -формулируют проблемные вопросы -классифицируют информацию по различным признакам | Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Этапы антропогенеза |
-
| Факторы эволюции человека. Расы | 1 | 11а – 08.02 11б – 10.02 | | -определяют наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности -выслушивают и объективно оценивают другого -формулируют проблемные вопросы | Факторы эволюции человека. Расы |
-
| Контроль по теме «Эволюция органического мира» | 1 | 11а – 15.02 11б – 17.02 | | Выполняют тренировочные упражнения | Основные понятия темы |
| Раздел 5 «Основы экологии» | 13ч | | | | |
| Тема 15. Экосистемы | | | | | |
-
| Предмет экологии. Экологические факторы среды
| 1 | 11а – 22.02 11б – 24.02 | | -владеют навыками анализа и синтеза -вносят необходимые изменения в содержание учебной задачи | Предмет экологии. Экологические факторы среды . Взаимодействие популяций разных видов
|
-
| Взаимодействие видов | 1 | 11а – 01.03 11б – 03.03 | | -выявляют связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта | Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз |
-
| Сообщества. Экосистемы, их свойства | 1 | 11а – 08.03 11б – 10.03 | | -вносят необходимые изменения в содержание учебной задачи | Сообщества. Экосистемы. Свойства экосистем |
-
| Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Практическая работа №1 «Составление цепей питания» | 1 | 11а – 15.03 11б – 17.03 | | -владеют навыками анализа и синтеза -самостоятельно вырабатывают алгоритм действий -вносят необходимые изменения в содержание учебной задачи | Цепи питания. Поток энергии и цепи питания.
|
-
| Смена экосистем | 1 | 11а – 22.03 11б – 07.04 | | -владеют навыками анализа и синтеза -вносят необходимые изменения в содержание учебной задачи | Смена экосистем. Сукцессии |
-
| Агроценозы. Лабораторная работа №5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» | 1 | 11а – 05.04 11б – 14.04 | | -владеют навыками анализа и синтеза -вносят необходимые изменения в содержание учебной задачи | Агроценозы, их свойства, отличия от естественных экосистем |
-
| Итоговое тестирование | 1 | 11а –26.04 11б – 21.04 | | Выполняют тренировочные упражнения | Основные биологические понятия |
| Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы | | | | | |
-
| Состав и функции биосферы | 1 | 11а – 12.04 11б – 28.04 | | -владеть навыками анализа и синтеза -самостоятельно вырабатывают алгоритм действий -вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи | Учение Вернадского о биосфере. Состав, функции |
-
| Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере | 1 | 11а – 19.04 11б – 05.05 | | -определяют проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины; -комбинируют известные средства для решения новых задач | Биогеохимический круговорот веществ в биосфере. |
| Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу | | | | | |
-
| Глобальные экологические проблемы | 1 | 11а – 03.05 11б – 12.05 | | -определяют проблемы собственной учебной деятельности и устанавливают их причины; | Современные экологические проблемы, в т.ч. нашей местности |
-
| Общество и окружающая среда. Практическая работа №2 «Анализ и оценка экологических проблем» | 1 | 11а – 10.05 11б – 19.05 | | -проводят работу исследовательского характера; -владеют навыками анализа и синтеза -самостоятельно вырабатывают алгоритм действий -составляют сложный план | Общество и окружающая среда Влияние человека на природу Современные экологические проблемы, в т.ч. нашей местности |
-
| Повторение темы «Основы экологии» | 1 | 11а – 17.05 11б – 26.05 | | -определяют наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности | Экологическая терминология |
-
| Повторение темы «Биосфера» | 1 | 11а – 24.05 11б – | | -проводят работу исследовательского характера; -владеют навыками анализа и синтеза | Современные экологические проблемы |