СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 5 класса разработана в соотвествии с ФГОС ООО на основе УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Русский язык"»

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (5 класс)


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.

Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

  • ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа №1644 от 29.12.2014 г.; от 31.12.2015 г. № 1577);

  • авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» использованию

Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.

Учебный план предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе - 175 ч., в 6 классе - 175 ч, в 7 классе - 140 ч, в 8 классе - 105 ч, в 9 классе - 105 ч.

Цель обучения русскому языку в 5 классе - развитие личности ученика средствами предмета, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развить у учащихся патриотическое чувство по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) сформировать у учащихся чувства языка;

4) воспитать потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщить необходимые знания и сформировать учебно-языковые, речевые умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык — важнейшее средство общения (2 ч + 1 ч)

Повторение пройденного в 1—4 классах (16 ч + 5 ч)

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Пра­вописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разде­лительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существи­тельное: три склонения, род, падеж, число. Правописание глас­ных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание глас­ных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окон­чаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописа­ние -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное на­писание предлогов со словами.

Р.Р. Текст. Тема текста. Стили

Контрольные мероприятия:

Диктант с грамматическим заданием по разделу «Повторение изученного в 1-4 классах»

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (30 ч + 4 ч)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосоче­тание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предло­жений по цели высказывания: повествовательные, вопроситель­ные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предло­жения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однород­ными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные сло­ва и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложе­ния с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предло­жении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если,

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препина­ния при прямой речи

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологичес­кая. Основная мысль текста, Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Контрольные мероприятия:

Диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». Диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (11ч + 3ч)

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твер­дые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и
глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости со­гласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

Р.Р. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), от­бор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата вы­сказывания.

Контрольные мероприятия:

Диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика»

Лексика. Культура речи (8 ч)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Р.Р. Создание текста на основе исходного (подробное изложе­ние), членение его на части. Описание изображенного на карти­не с использованием необходимых языковых средств.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа по теме «Лексика»

Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч + 3 ч)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как мини­мальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень,
суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- , - лаг-, -рос-, -раст-Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

Р.Р. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структу­ра и разновидности.

Контрольные мероприятия:

Диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (16 ч + 3 ч)

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях
книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий тычками.

Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Р.Р. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Контрольные мероприятия:

Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

Имя прилагательное (14 ч + 3 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с ос­новой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и чис­лам, а кратких — по родам и числам.

Р.Р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Контрольные мероприятия:

Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»

Глагол (23 ч + 4 ч)

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь

(-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопреде­ленной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряже­ние. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаго­лов –бер-, бир-, -дер-дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

Р.Р. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и сти­ля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным кар­тинкам.

Контрольные мероприятия:

Диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (6 ч)


Контрольные мероприятия: Итоговый диктант