МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
гАПОУ СО КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора
по учебно- производственной работе
__________Т.А.Исакова
«_____» __________ 2016 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования –
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Каменск-Уральский, 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО), входящей в состав укрупненной группы специальностей 13.00.00 Электро- теплоэнергетика:
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
учебного плана и обоснования вариативной части основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум».
Проведена внутренняя техническая и содержательная экспертиза рабочей программы учебной дисциплины ОП.02 Электротехника и электроника
Эксперт:
Лоскутова О.А. преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»
ОДОБРЕНА цикловой комиссией электро- и радиопрофиля
Протокол заседания ЦК № 1 от «_1_»_сентября____2016 г.
Председатель ЦК ______________/ М.М. Зарипова.
Автор:
Комарова Ольга Вячеславовна, преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»
Рецензент:
Самохина Наталья Георгиевна, преподаватель высшей к.к., ГАПОУ СО Каменск-Уральский агропромышленный техникум
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 19 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 20 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области электротехники и электроэнергетики при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина «Электротехника и электроника» входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;
собирать электрические схемы;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
анализировать процедуру и документацию аудита предприятия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;
основные законы электротехники;
основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;
параметры электрических схем и единицы их измерения;
принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;
способы получения, передачи и использования электрической энергии;
устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;
характеристики и параметры электрических и магнитных полей;
нормативно-правовые акты, на основании которых проводится энергоаудит, цель и задачи его проведения.
состав документации, включаемой в энергетический паспорт объекта.
методику проведения энергоаудита.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 237 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 158 часов;
самостоятельной работы обучающегося 79 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 237 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 158 |
в том числе: | |
лабораторные и практические занятия | 58 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 79 |
в том числе: подготовка сообщений решение задач по темам разделов оформление отчетов по лабораторным и практическим работам построение векторных диаграмм работа со справочной литературой | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «
Электротехника и электроника» Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Электротехника | | 120 | |
Тема 1.1. Начальные сведения об электрическое поле | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Введение Электрическая энергия, ее свойства и применение. Способы получения, передачи и использования электрической энергии. Основные этапы развития отечественной электроэнергетики, электротехники и электроники. Перспективы развития электроэнергетики, электротехники и электроники в Российской Федерации. |
2 | Электромагнитное поле, как особая форма материи, его составляющие. Электростатическое поле. Закон Кулона. Основные свойства и характеристики электрического поля: напряженность, потенциал, напряжение. Проводники в электрическом поле. Практическое применение законов электростатики на производстве. | 2 |
Практическая работа Решение задач на применение законов электростатики. | 2 | |
Тема 1.2. Электрический ток | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Электропроводимость. Классификация веществ по электропроводимости. Зонная теория проводимости. Физическое явление электрического тока и его разновидности: ток проводимости, ток переноса, ток смещения. Свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов. |
2 | Электрический ток в проводниках: величина и направление тока проводимости, плотность тока проводимости. Удельная электрическая проводимость и сопротивление, электрическая проводимость и сопротивление проводников. Закон Ома. Зависимость сопротивления от температуры. Понятие о сверхпроводимости. Резисторы и их вольт - амперные характеристики. Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца. Принцип действия нагревательных приборов, предохранителей. Принципы выбора сечения проводников. |
3 | Электрический ток в вакууме. Виды электронных эмиссий и их практическое использование. |
4 | Электрический ток в газах. Виды разрядов: тихий, тлеющий, искровой, дуговой. Условия возникновения, особенности, практическое использование в электроустановках. |
5 | Электрический ток в полупроводниках. Типы электропроводимости полупроводников. Электронно- дырочный переход, вольтамперная характеристика полупроводникового диода. |
6 | Явления в контактах. Явление термоЭДС и его практическое использование. |
Практическая работа Сравнение явления электрического тока в металле, вакууме, газе, полупроводнике. | 2 | |
Самостоятельная работа Решение задач. Подготовка сообщений. Тематика сообщений: 1.Электростатические явления и их использование в промышленных установках. 2.Способы получения, передачи и использования электрической энергии. 3. Перспективы развития электро¬энергетики, электротехники и электроники в Российской Федерации. 4 Виды использования электрического тока в различных средах | 6 |
Тема 1.3. Электрическая цепь | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Элементы электрической цепи, их классификация. Физические процессы в источнике при разомкнутой цепи. Электродвижущая сила (ЭДС). Физические процессы в источнике при замкнутой цепи. Закон сохранения энергии для электрической цепи. Закон Ома для полной цепи. Баланс мощностей для электрической цепи. Мощность и коэффициент полезного действия источника. Мощность и коэффициент полезного действия приемника. Режимы работы электрической цепи: холостой ход, номинальный, рабочий, короткого замыкания. Работа источника на приемник с изменяющимся сопротивлением. Схемы замещения электрических цепей. Пассивные и активные элементы электрической цепи. |
Лабораторные работы Исследование режимов работы цепи при одном переменном сопротивлении | 2 | |
Тема 1.4. Расчет электрических цепей постоянного тока | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Цели и задачи расчета электрических цепей. Элементы схемы электрической цепи: ветвь, узел, контур. Законы Кирхгофа. Неразветвленная электрическая цепь. Последовательное соединение пассивных элементов, эквивалентное соединение резисторов. Потери напряжения в проводах. Последовательное соединение источников ЭДС. Потенциальная диаграмма неразветвленной электрической цепи. Разветвленная электрическая цепь с двумя узлами. Параллельное соединение пассивных элементов, эквивалентное соединение резисторов. Электрическая проводимость ветвей. Смешанное соединение пассивных элементов. Эквивалентное преобразование схем: «треугольник – звезда» и «звезда- треугольник». |
2 | Расчет электрических цепей методом преобразования (свертывания) схем. Расчет электрических цепей методом наложения. Расчет электрических цепей методом узловых и контурных уравнений. Расчет электрических цепей методом контурных токов. Расчет электрических цепей с двумя узлами методом узлового напряжения Расчет электрических цепей методом эквивалентного генератора |
Лабораторные работы Исследование работы электрической цепи с последовательным и параллельным соединением резисторов. Проверка законов Кирхгофа. | 6 | |
Практические работы Расчет электрических цепей методом узловых и контурных уравнений. Расчет электрических цепей методом контурных токов. | 4 |
Самостоятельная работа Решение задач по теме. Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам Подготовка предложений по способам повышения коэффициента полезного действия электрической цепи. | 14 |
Тема 1.5. Нелинейные электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Нелинейные элементы электрических цепей постоянного тока. Практическое применение нелинейных элементов. Вольт-амперная характеристика нелинейных элементов. Статическое и динамическое сопротивление нелинейных элементов. Графический расчет нелинейных электрических цепей постоянного тока. |
Тема 1.6. Электрическое поле | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Цели и задачи расчета электрических полей. Применение закона Кулона для расчета электрического поля. Поток вектора напряженности. Теорема Гаусса. Применение теоремы гаусса для расчета электрического поля. Электрическое поле в однородном диэлектрике. Поляризация диэлектрика. Электрическое смещение. Диэлектрическая проницаемость. Сегнетоэлектрики, электреты. Потери энергии в диэлектриках. Электрическая емкость. Расчет электрической емкости. Электростатические цепи и их расчет. Энергия электрического поля конденсатора. Электрический пробой и электрическая прочность диэлектрика. Электрическое поле на границе двух сред с различными величинами диэлектрической проницаемости. Применение многослойной изоляции. |
Самостоятельная работа Решение задач по теме. Подготовка сообщений на тему «Использование электрического поля в промышленных установках». | 4 | |
Тема 1.7. Магнитное поле | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Основные свойства и характеристики магнитного поля. Закон Ампера. Проводник с током в магнитном поле. Принцип действия электромагнитных механизмов и устройств. Применение закона Ампера для расчета магнитной индукции. Циркуляция вектора магнитной индукции. Закон полного тока, его применение для расчета магнитных полей. Магнитный поток, потокосцепление. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Магнитное потокосцепление собственное и взаимное. Индуктивность собственная и взаимная. Коэффициент магнитной связи. Расчет индуктивностей. Магнитные свойства вещества. Намагничивание и намагниченность веществ. Напряженность магнитного поля. Магнитная проницаемость. Магнитное поле на границе двух сред с разными величинами магнитной проницаемости. Энергия магнитного поля катушки с током. |
Самостоятельная работа Подготовка сообщений на тему «Использование магнитного поля в промышленных установках». Выполнение практической работы по сопоставлению параметров электрического и магнитного поля. | 2 | |
Тема 1.8. Магнитные цепи | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Намагничивание ферромагнетиков. Магнитный гистерезис. Основная кривая намагничивания. Магнитомягкие и магнитотвердые ферромагнетики. Магнитные цепи, цели и задачи расчета магнитных цепей. Магнитное сопротивление. Расчет неразветвленной однородной магнитной цепи. Расчет разветвленной магнитной цепи. |
Практическая работа Расчет магнитной цепи | 2 | |
Тема 1.9. Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Принцип действия генератора и двигателя постоянного тока. Явление и ЭДС самоиндукции, Явление и ЭДС взаимоиндукции. Принцип работы трансформатора. Вихревые токи, их использование и способы ограничения. |
Практическая работа Составление сравнительной таблицы электрической и магнитной цепи. | 2 | |
Самостоятельная работа Решение задач по теме. Подготовка сообщений на тему «Влияние электромагнитной индукции». | 4 |
Тема 1.10. Начальные сведения о переменном токе | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие о генераторах переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Общая характеристика цепей переменного тока. Амплитуда, период, частота, фаза, начальная фаза синусоидального тока. Мгновенное, амплитудное, действующее и среднее значения ЭДС, напряжения, тока. Изображение синусоидальных величин с помощью временных и векторных диаграмм. |
Практическая работа Решение задач на определение характеристик и построение временных и векторных диаграмм синусоидальных величин. | 2 | |
Тема 1.11. Элементы и параметры цепей переменного тока | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Параметры электрической цепи. Цепь переменного тока с активным сопротивлением: напряжение, ток, мощность, векторная диаграмма. Цепь переменного тока с индуктивностью: напряжение, ток, мощность, векторная диаграмма. Цепь переменного тока с емкостью: напряжение, ток, мощность, векторная диаграмма. Схемы замещения реальных катушек и конденсаторов. |
Тема 1.12. Расчет электрических цепей переменного тока с помощью векторных диаграмм | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Расчет неразветвленной цепи переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью, емкостью при различных соотношениях величин реактивных сопротивлений (ХL ХC; ХL C; ХL = ХC). Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. Расчет неразветвленной цепи переменного тока с произвольным числом активных реактивных элементов. Построение топографической диаграммы. |
2 | Расчет разветвленной цепи с двумя узлами с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью при различных соотношениях величин реактивных проводимостей (BL Bс; BL Bc; BL = Bc). Треугольники токов, проводимостей, мощностей. Расчет цепи переменного тока с двумя узлами с произвольным числом параллельных ветвей методом проводимостей и методом векторных диаграмм. |
3 | Компенсация реактивной мощности в электрических сетях. Коэффициент мощности. Методы увеличения коэффициента мощности и его влияние на технико-экономические показатели электроустановок. Колебательный контур. |
Практическая работа Расчет цепи переменного тока методом векторных диаграмм. Расчет неразветвленной цепи переменного тока. Расчет разветвленной цепи переменного тока. | 4 | |
Лабораторные работы Последовательное соединение активного и реактивных элементов. Параллельное соединение активного и реактивных элементов. Определение коэффициента мощности. | 2 |
Тема 1.13. Символический метод расчета электрических цепей переменного тока | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Выражение синусоидальных величин комплексными числами. Комплексные сопротивления, проводимости, мощности. Законы Ома и Кирхгофа в символичной форме. Аналогии с цепями постоянного тока. Расчет электрических цепей переменного тока с применением комплексных чисел. |
Тема 1.14. Электрические цепи с взаимной индуктивностью | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Согласное и встречное включение элементов с взаимной индуктивностью в электрических цепях. Знаки ЭДС и напряжения, обусловленные взаимной индуктивностью. Взаимоиндуктивное сопротивление. Расчет электрических цепей с взаимной индуктивностью. Трансформатор без ферромагнитного сердечника: векторная диаграмма, вносимые сопротивления, эквивалентная схема замещения |
Тема 1.15. Резонанс в электрических цепях | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Резонанс напряжений: условия, признаки резонанса напряжений, резонансная частота, волновое сопротивление, добротность контура характеристики. Резонанс токов: условия и признаки резонанса токов, частотные характеристики. |
Лабораторные работы Определение резонанса напряжений. Определение резонанса токов. | 4 | |
Тема 1.16. Трехфазные цепи | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Трёхфазные системы. Получение трехфазной ЭДС. Симметричная нагрузка в трехфазной цепи при соединении обмоток генератора и фаз приемника звездой. Фазные и линейные напряжения и токи, соотношение между ними. Векторная диаграмма. Симметричная нагрузка в трехфазной цепи при соединении обмоток генератора и фаз приемника треугольником. Фазные, линейные напряжения и токи, соотношения между ними. Векторная диаграмма. Несимметричная нагрузка в трехфазной цепи при соединении фаз приемника звездой. Четырехпроводная система. Напряжение смещения нейтрали, роль нулевого провода. Топографическая диаграмма. Расчет трехфазных цепей при соединении фаз приемника звездой. Несимметричная нагрузка в трехфазной цепи при соединении треугольником. Расчет трехфазных цепей при соединении треугольником. Расчет режимов холостого хода и короткого замыкания. Мощность трехфазных цепей |
Лабораторные работы Исследование трехфазной цепи при соединении нагрузки звездой. Исследование трехфазной цепи при соединении треугольником. | 2 | |
Практические работы Расчет симметричной трехфазной цепи соединенной звездой Расчет симметричной трехфазной цепи соединенной треугольником | 2 |
Самостоятельная работа Решение задач, оформление отчетов по лабораторным работам | 10 | |
Тема 1.17. Вращающееся магнитное поле | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Пульсирующее магнитное поле. Вращающееся магнитное поле трехфазной обмотки. Практическое применение вращающегося магнитного поля на примере действия электрических машин переменного тока. Принцип действия асинхронного двигателя. Принцип действия синхронного двигателя. |
Раздел 2. Электроника | | 72 | |
Тема 2.1. Электронные приборы | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Физические основы электроники. Электронные приборы Электропроводимость полупроводников. Собственная и примесная проводимости. Электронно-дырочный переход и его свойства. Прямое и обратное включение "p-n" перехода. Вольтамперная характеристика р-n перехода |
2 | Полупроводниковые диоды: классификация, свойства, конструкция, маркировка, область применения. |
3 | Тиристоры. Классификация, условные обозначения. Устройство, принцип действия диодных тиристоров, их характеристики и параметры |
4 | Полупроводниковые транзисторы: классификация, принцип действия, назначение, область применения, маркировка. Биполярные транзисторы. Физические процессы в биполярном транзисторе. Схемы включения биполярных транзисторов: общая база, общий эмиттер, общий коллектор. Вольтамперные характеристики, параметры схем. Статические параметры, динамический режим работы, температурные и частотные свойства биполярных транзисторов. Полевые транзисторы: принцип работы, характеристики, схемы включения, принцип действия. МДП-транзистор со встроенным каналом: принцип действия. Силовые транзисторы IGBT: принцип действия. |
5 | Интегральные схемы – средства дальнейшей минитюаризации, повышения надежности, быстродействия, универсальности электронной аппаратуры. Классификация, особенности конструктивные. Область применения, достоинства. |
Лабораторные работы Снятие вольтамперных характеристик полупроводниковых диодов. Снятие и исследование характеристик тиристора. Исследование входных и выходных вольтамперных характеристик биполярного транзистора. | 6 | |
Практическая работа Расшифровка маркировок электронных приборов. | 2 |
Самостоятельная работа Сравнительное описание свойств и характеристик транзисторов. Решение задач, оформление отчетов по лабораторным работам. | 4 |
Тема 2.2. Источники питания и преобразователи | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Неуправляемые выпрямители. Основные сведения, структурная схема электронного выпрямителя. Однофазные выпрямители. Принцип действия и временные диаграммы токов и напряжений, упрощенные расчеты выпрямителей с различными сопротивлениями нагрузки. Трехфазные выпрямители. Сглаживающие фильтры. |
2 | Управляемые выпрямители. Принцип действия на примере однофазной схемы. Особенности управляемых трехфазных выпрямителей. |
3 | Инверторы: назначение, классификация. Инверторы, ведомые сетью, автономные инверторы: схемы, принцип действия. |
4 | Стабилизаторы тока и напряжения. Принцип работы параметрического и компенсационного стабилизатора напряжения. |
| |
Практическая работа Расчет однофазного выпрямителя с активным сопротивлением нагрузки. | 2 | |
Самостоятельная работа Практическая работа по сравнению свойств и характеристик выпрямителей. Выбор выпрямителя согласно заданным параметрам в справочной литературе. Решение задач, оформление отчетов по лабораторным работам. | 6 |
Тема 2.3 Усилители и генераторы | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Усилители напряжения. Классификация, параметры, характеристики, режимы работы. Выбор точки покоя и обеспечение требуемого режима работы. Температурная стабилизация. Усилительные каскады с общей базой и общим эмиттером. Обратная связь в усилителе. Однокаскадные и многокаскадные усилители. |
2 | Усилители постоянного тока. Особенности работы усилителей постоянного тока. Дрейф нуля, способы его устранения. Балансные схемы. Операционные усилители: свойства, применение. |
3 | Усилители мощности. Однотактные и двутактные усилители мощности. Усилители мощности с бестрансформаторным выходом и в интегральном исполнении. Графический анализ работы усилителя мощности |
Самостоятельная работа Решение задач, оформление отчетов по лабораторным работам Подготовка сообщения на тему «Назначение элементов усилителей». | 6 | |
Тема 2.4 Импульсные устройства | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Электронные ключи и формирователи импульсов. Общая характеристика импульсных устройств. Диодные и транзисторные ключи. Формирование импульсов: ограничители, дифференцирующие цепи, интегрирующие цепи. |
2 | Генераторы релаксационных колебаний. Классификация генераторов. Мультивибратор, одновибратор. Принцип действия, область применения. Генератор линейно-изменяющегося напряжения |
Самостоятельная работа Решение задач, оформление отчетов по лабораторным работам | 6 | |
Тема 2.5 Электроизмерительные приборы | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Системы электроизмерительных приборов (магнитоэлектрическая, электромагнитная, электродинамическая, индукционная), условные обозначения на схемах. Общее устройство прибора. Принцип действия, конструктивные и технические характеристики, достоинства и недостатки, область применения приборов различных систем. Правила техники безопасности при работе с электроизмерительными приборами. |
Практические занятия: - по расшифровке условных обозначений на шкале прибора; - по сравнительному описанию приборов различных систем. | 6 | |
Самостоятельная работа (внеаудиторная) Работа с технической документацией: описание устройства, описание технических характеристик, расшифровка условных обозначений на шкале схем. | 2 |
Раздел 3. Аудит | | 45 | |
3.1. Энергоаудит | Содержание учебного материала | 22 | |
Нормативно-правовые акты, на основании которых проводится энергоаудит, цель и задачи его проведения. Энергетический паспорт. Состав документации, включаемой в энергетический паспорт объекта. Методики проведения энергоаудита. Методическое обеспечение энергоаудитора. |
Практические занятия: Изучение энергетического паспорта Ознакомление с процедурой и документацией аудита предприятия (экскурсия) | 8 | |
Самостоятельная работа (внеаудиторная) Работа с нормативно-правовыми актами по энергоаудиту. Изучение структуры энергетического паспорта, методик проведения энергаудита. Отчет по экскурсии на предприятие | 15 |
| Всего | 237 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебной лаборатории электротехники и электроники.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории электротехники и электроники: лабораторный комплекс UNI-TRAI; комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника и электроника»; модели электрических машин и аппаратов, измерительных приборов; образцы проводников, диэлектриков; полупроводниковые приборы.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Зайчик, М. Ю. Сборник задач и упражнений по теоретической электротехнике : учеб. пособие для техникумов / М. Ю. Зайчик. – 6-е изд. – М. : Энергоатомиздат, 1988. – 496 с.
Петленко, Б. И. Электротехника и электроника : учебник для студ. сред. проф. образования / Б. И. Петленко, Ю. М. Иньков, А. В. Крашенинников [и др.] ; под ред. Б. И. Петленко. – 4-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2008, - 320 с.
Прошин, В. М. Лабораторно-практические работы по электротехнике : учеб. пособие для нач. проф. образования / В. М. Прошин. – 3-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
Дополнительные источники:
- Андреев, А. В. Основы электроники : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. В. Андреев, М. И. Горлов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 416 с.
- Библиотека электроэнергетика /http://elektroinf.narod.ru/.
Бочаров, Л. Н. Электронные приборы : учебник для техникумов / Л. Н. Бочаров. – М. : Энергия, 1979. – 368 с.
Все о силовом электрооборудовании - описание, чертежи, руководства по эксплуатации /http://city-energi.ru/about.html.
Евдокимов, Ф. Е. Теоретические основы электротехники : учебник для техникумов по энергет. и радиотехн. специальностям / Ф. Е. Евдокимов. – 6-е изд. – М. : Высшая школа, 1994. – 495 с.
Электротехническая библиотека http://electrolibrary.narod.ru/libro.htm
Электричество и схемы /http://www.elektroshema.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ методом тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умеет: | |
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками | Практический контроль педагога в форме оценки выполнения и защиты лабораторных работ. |
правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов | Практический контроль педагога в форме оценки выполнения лабораторных работ. |
рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей | Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических работ. |
собирать электрические схемы | Практический контроль педагога в форме оценки выполнения лабораторных работ. |
снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими | Практический контроль педагога в форме оценки выполнения лабораторных работ. |
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы | Практический контроль педагога в форме оценки выполнения и защиты лабораторных работ, оценки защиты практических работ. |
анализировать процедуру и документацию аудита предприятия | Практический контроль педагога в форме защиты отчета по экскурсии. |
знает: | |
классификацию электронных приборов, их устройство и область применения | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. |
методы расчета и измерения основных параметров электрических цепей; | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. Практический контроль педагога в форме оценки выполнения и защиты лабораторных работ. |
основные законы электротехники | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования, проверки решения задач. |
основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, оценки выполнения и защиты лабораторных работ. |
основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. |
основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. |
параметры электрических схем и единицы их измерения | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. Текущий контроль педагога в форме оценки защиты лабораторных работ. |
принцип выбора электрических и электронных приборов | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. Практический контроль педагога в форме оценки выполнения и защиты лабораторных работ. |
принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. Текущий контроль педагога в форме оценки защиты лабораторных работ. |
свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения самостоятельных работ. |
способы получения, передачи и использования электрической энергии | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения самостоятельных работ. |
устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических и самостоятельных работ. |
основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. |
характеристики и параметры электрических и магнитных полей | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения самостоятельной работы. |
нормативно-правовые акты, на основании которых проводится энергоаудит, цель и задачи его проведения | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических и самостоятельных работ. |
состав документации, включаемой в энергетический паспорт объекта | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических и самостоятельных работ. |
методику проведения энергоаудита | Текущий контроль педагога в форме устного опроса, контрольной работы методом тестирования. Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических и самостоятельных работ. |
5