СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной практики по МДК.04.02

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной практики профессионального модуля ПМ 02 «Проведение мероприятий по воспроизводству и уходом за лесом» разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по профессии 35.01.01. Мастер по лесному хозяйству, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от  2 августа 2013 г.  №  889 (ред. от 09.04.2015 г. № 391) и зарегистрированного в Минюсте РФ 20 августа 2013г.№29508.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной практики по МДК.04.02»

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02

«Проведение мероприятий по воспроизводству и уходом за лесом»



По специальности

35.01.01.

Мастер по лесному хозяйству


среднего профессионального образования



Курс: 1

Квалификация: 13376 Лесовод











г. Выборг


2017


Рабочая программа учебной практики профессионального модуля ПМ 02 «Проведение мероприятий по воспроизводству и уходом за лесом» разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по профессии 35.01.01. Мастер по лесному хозяйству, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 889 (ред. от 09.04.2015 г. № 391) и зарегистрированного в Минюсте РФ 20 августа 2013г.№29508.


Организация разработчик: ГАПОУ ЛО «Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса


Разработчик: Дёмин С.В., мастер производственного обучения

СОГЛАСОВАНО

Зам .директора по УПР


________________ В.А. Камнев


«____» __________ 20 ____ года





СОГЛАСОВАНО

Представитель работодателя


_______ (______________________)

«______» _________________ 20______














Обсуждена и одобрена на заседании ПЦК

по направлению подготовки: 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство

ГАПОУ ЛО ВТАЛК

Протокол № __ от «__»______ 201__г.

Председатель ПЦК __________ (________________)










СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы учебной практики…………………….................………

2. Тематический план и содержание учебной практики………………………

3. Условия реализации программы учебной практики ..…...................…..........

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной практики …………....….

1.Паспорт рабочей программы учебной практики

Пм 02 «Проведение мероприятий по воспроизводству и уходом за лесом»

1.1. Область применения программы учебной практики

Рабочая программа учебной практики ПМ 02 является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии СПО 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству в части освоения основного вида деятельности

Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом

и соответствующих профессиональных компетенций:

ПК 2.1. Выполнять мероприятия по воспроизводству лесов.

ПК 2.2. Проводить мероприятия по защите лесов от пожаров, вредителей и болезней.

ПК 2.3. Выполнять лесохозяйственные технологические операции;

Рабочая программа учебной практики профессионального модуля ПМ.02 «Проведение мероприятий по воспроизводству и уходу за лесом» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области лесного хозяйства. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи учебной практики – требования к результатам освоения практики

Учебная практика является частью учебного процесса и предусматривает

-практическое обучение первичным навыкам по профессии 35.01.01Мастер по лесному хозяйству;

-формирование первичных практических навыков, умений и опыта в рамках профессионального модуля ПМ 02,

-обучение трудовым приёмам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для данной профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по профессии 35.01.01Мастер по лесному хозяйству.

С целью овладения ВПД:

Проведение мероприятий по воспроизводству и уходу за лесом и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся должен иметь практический опыт:

- выращивания посадочного материала, создания лесных культур;

- выполнения работ по предупреждению и тушению лесных пожаров;

- выполнения работ по защите лесов от вредителей и болезней;

- проведения рубок ухода за лесом;

уметь:

-выполнять работы по заготовке семян;

-выращивать посадочный материал и выполнять работы по созданию лесных культур;

-определять основные виды хвойных и лиственных пород;

-классифицировать деревья в лесу по лесохозяйственному назначению;

-выполнять лесохозяйственные и лесозаготовительные работы;

-выполнять работы по лесной таксации;

-выполнять технологические операции по рубкам ухода за лесом;

-выполнять работы по защите лесов от болезней и вредителей,

-предупреждению и тушению лесных пожаров.

знать:

-основные сведения о лесном фонде Российской Федерации;

-формы лесопользования, права и обязанности лесопользователя;

-рубки главного пользования, рубки ухода за лесом;

-мероприятия по воспроизводству лесов (лесное семеноводство, выращивание сеянцев и саженцев, создание лесных культур);

-понятие лесной таксации, объекты лесной таксации и методику выполнения таксационных мероприятий;

-основы лесного товароведения (классификацию, стандартизацию, общую

характеристику круглых и пиленых лесоматериалов);

-понятия о лесоустройстве и этапах его проведения;

-общую характеристику систем и орудий, используемых в лесном хозяйстве;

-машины и механизмы для проведения работ в лесном хозяйстве;

-понятие экологии, охраны природы и природопользования;

-причины загрязнения окружающей среды и пути решения проблемы загрязнения;

-лесоохраные мероприятия: защиту лесов от пожаров, методы борьбы с вредителями и болезнями леса.

1.3. Количество часов на освоение программы практики

ПМ.02 Проведение мероприятий по воспроизводству и уходу за лесом.

МДК 02.01 Лесоводство и лесоразведение: - 2 курс-36 часов

МДК 02.02. Основы древесиноведения и лесного товароведения: - 2 курс-36 часов

МДК 02.03 Охрана и защита лесов: - 2 курс-36 часов

МДК 02.04Технология и механизация лесохозяйственных работ: - 1 курс-294 часа; 3 курс - 78 часов.

Всего часов: 480 часов.

1.4. Место проведения учебной практики:

Реализация рабочей программы учебной практики предполагает наличие:

  • учебной лесосеки;

  • учебного кабинета: «Технология и механизация лесохозяйственных машин»;

  • лаборатории: «Лесные машины»;

  • слесарной мастерской на учебно-хозяйственном поле.















2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПМ 02 «Проведение мероприятий по воспроизводству и уходу за лесом»

2.1. Тематический план учебной практики

индекс и наименование профессионального модуля (ПМ), междисциплинарного курса (МДК)

Наименование тем учебной практики

Виды работ

Количество часов


Форма аттестации

1

2

3

4

5

ПМ. 02

«Проведение мероприятий по воспроизводству и уходу за лесом»

480 часов


МДК. 02.04

Технология и механизация лесохозяйственных работ

Первый курс

294 часа



Тема 4.1.

Механизация сбора и обработки лесных семян.

  1. Экскурсия в парк, ознакомление с древесными породами

  2. Экскурсия на делянку, ознакомление со способами и приёмами возобновления леса

  3. Сбор и сушка еловой шишки с поваленных деревьев

  4. Знакомство с древолазным устройством «Белка»;

  5. Знакомство с устройством, правилами пользования, подъёмника МШТС-2, техническими характеристиками.

  6. Обескрыливание, очистка и сортировка семян.

  7. Знакомство с передвижной и стационарной шишкосушилками.

  8. Подготовка почвы для посева семян.

  9. Посев лесных семян.

  10. Уход за посевами.

6


6


6


6

6



6

6


6

6

6

Итого: 60 час



Тема 4.2. Техника и технология выращивания посадочного материала в лесных питомниках.

Содействие естественному возобновлению леса:

  • Ручная технология посадки леса (работа с мечом «Колесова»);

  • Подготовка машинно-тракторного агрегата для внесения удобрений (назначение, устройство машин для внесения удобрений ПТУ-4.0., РТТ -4.2., устройство машин для внесения удобрений НРУ-0,5, РМГ-4.0);

  • Подготовка машинно-тракторного агрегата для обработки почвы (назначение, устройство 4-х корпусного плуга ПЛН-4-35, техническая характеристика, принцип работы);

  • Подготовка машинно-тракторного агрегата для посева семян: (Подготовка сеялок СЛН-5,9, СКБ 5/3, СЛП-1А к работе. Агротехнические требования, предъявляемые к сеялкам, устройство, основы регулировки нормы высева семян).

  • Подготовка машинно-тракторного агрегата для предпосевной обработки почвы и ухода за посевами: (культиваторы: ККП-1,5, культиватор лесной КЛБ-1,7: назначение, рабочие органы культиваторов, полольные лапы разрыхлительные лапы).

  • Подготовка машинно-тракторного агрегата для посадки саженцев в питомнике: (посадочная машина для питомников ССЧ-5/3. Машина посадочная универсальная МЛУ-1. Сажалка лесная двухрядная СЛ-2: подготовка машины к работе, технологический процесс, техническая характеристика).



12



12





12







12





12









18







Итого: 78 час



Тема 4.3. Машины и орудия для расчистки вырубок.

  • Подборщик сучьев ПС -2,4: назначение, устройство, технологический процесс.

  • Корчеватель-собиратель МП-2А (Д-695А): назначение, устройство, технологический процесс.

  • Машина для расчистки полос МРП-2: назначение, устройство, технологический процесс.

12

12





12



Итого: 36 час



Тема 4.4. Машины и орудия для обработки почвы под лесные культуры.

  • Плуги для обработки дренированных почв (ПКЛ-70), ПЛ-1: назначение, устройство, технический процесс, правила хранения.

  • Плуги для обработки временно переувлажненных почв. Плуг шнековый ПШ-1: назначение, устройство, технологический процесс.

  • Плуги для обработки избыточного переувлажнения почв. Плуг лесной ПЛ-2-50: назначение, устройство, технологический процесс.

  • Фрезы лесные (ФБН-1,5) подготовка фрезерных машин к работе: назначение, устройство, работа, основные регулировки.

6



6





6





6



Итого: 24 час



Тема 4.5. Лесопосадочные машины и лесные сеялки.

  • Общие сведенья об узлах машин. Машина лесопосадочная МЛК-1, сажалка лесная СЛ-2: назначение, устройство.

  • Лесные сеялки (желудевая СЖН-1,СЛ-2): назначение, устройство.

18



18

Итого: 36 час



Тема 4.6. Механизмы для рубок ухода за лесом и осветления лесных культур, основные технологии их выполнения.

  • Бензомоторные пилы: назначение, устройство, работа, запуск двигателя

  • Мотокусторезы: назначение, устройство, принцип работы

  • Тракторные кусторезы: назначение, устройство, работа.

24

18

18



Итого: 60 час


МДК. 02.04

Технология и механизация лесохозяйственных работ

Третий курс.

78 часов



Тема 4.7. Трелевочные приспособления и захваты для колесных тракторов.

  • Трелевочные лебедки и приспособления: подготовка к работе, назначение, устройство, принцип работы.

  • Машина трелевочная лесохозяйственная ТЛ-60: назначение, устройство, техническая характеристика.

18



24



Итого: 42 час



Тема 4.8. Машины и аппараты для защиты леса от пожаров.

  • Технические средства для обнаружения лесных пожаров. Классификация опрыскивателей и их рабочие органы.

  • Машины и оборудование для тушения лесных пожаров: противопожарный вездеход ВПЛ -149, мотопомпа МП-60, пожарные автомобили

18





18

Итого: 36 час




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. Условия реализации программы практики

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной практики предполагает наличие:

  • учебной лесосеки;

  • учебного кабинета: «Технология и механизация лесохозяйственных машин»;

  • лаборатории: «Лесные машины»;

  • слесарной мастерской на учебно-хозяйственном поле.

Оснащение:

1. Моторизированное оборудование:

  • бензомоторная пила

  • мотокусторез

  • мотопомпа

  • воздуходувка

2. Инструменты и приспособления:

  • буссоль

  • высотометр

  • полнотометр

  • мерная вилка

  • мерная лента

  • топор

  • секатор

  • меч «Колесова»

  • лопата штыковая

  • топор-мотыга

  • грабли

  • прикатывающий каток

  • поджигающее устройство

  • РЛО

3. Средства обучения:

  • технические средства обучения: персональный компьютер с выходом в Интернет, лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения, мультимедийное оборудование:

  • миллиметровка

  • транспортир

  • карандаш

  • линейка

  • технологическая карта

  • кубатурник

  • таксационные описания

  • учебники

4. Технологическое оборудование (плакаты):

  • Морфологические признаки породы сосна - (цветение, охвоение, шишки, семена).

  • Морфологические признаки породы ель.

  • Классификация деревьев в лесу (по Крафту).

  • Возрастные периоды насаждений.

  • Бонитет.

  • Основные условные обозначения принятые в лесном хозяйстве.

  • Карта-схема лесхоза.

  • План лесонасаждений.

  • Планшет.

  • Ленточный перечет.

  • Схемы создания лесных культур в различных типах леса.



















































4.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативные документы:

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 года Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 года.

2. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 июля 2007года № 184 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ».

Основные источники:

Учебники:

1. Зинин В.Ф. Технология и механизация лесохозяйственных работ. Учебник для начального профессионального образования. - М.:ИЦ «Академия», 2004.- 320 с.

2. Цуканов Н.А. Организация и технология лесного хозяйства– М.: ОИЦ «Экология», 1993 .

3. Голицин А.Н. Основы промышленной экологии.– М.: ОИЦ «Академия», 2002. – 272 с.

4. Сеннов С.Н. Лесоведение и лесоводство.: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2005. – 256 с.

5. Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины: учебник для нач. проф. Образования – М.: ИЦ «Академия», 2007.- 264 с.

Дополнительные источники:

1. Пучин Е.А, Драчев Д.И., Корнеев В.М. Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин: Альбом: – М.: ОИЦ «Академия», 2004. – 32 плаката.

2. Беспаленко О.Н., Ревин А.И. Лесоводство и таксация, учебное пособие. Воронежская государственная лесотехническая академия 2006г.

3. Ливенцев В.П., Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству, учебное пособие. М: «Просвещение» 1978г. В.Ф. Ковязин, А.Н. Мартынов и др.

4. Воронцов А. И. Лесозащита: учебник для средних специальных учебных заведений по специальности "Лесное хозяйство" / А. И. Воронцов, И. Г. Семенкова. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Лесная промышленность, 1980. - 328 с.

5. Основы лесного хозяйства и таксация леса, учебное пособие - СПб.: Издательство «Лань», 2008г.

6. Бабич Н.А., Набатов Н.М. Лесные культуры, учебное пособие. АГТУ, Архангельск 2003г.

7. Гусев Н.Н., Заварзин В.В., Солдатов В.А.: Лесоустройство ВНИИЛМ, 2004 год-288с.

8. Практикум по лесным культурам.: И.И. Дроздов, А.А. Коженкова, Н.М. Набатов.: ВНИИЛМ, 2004 год-552с.

9. Вредители и болезни лесных насаждений.: Изд. Белгосуниверситета им. В.И. Ленина Минск -1960год-244с.

Справочники:

  1. Лесохозяйственный справочник для лесозаготовителя / Н.Г. Судьев, Б.Н. Новиков, Л.Н. Рожин М: «Лесная промышленность» 1989г.

  2. Справочник по древесине /А.М. Боровников, Б.Н. Уголев М: «Лесная промышленность» 1989г.

  3. Справочник лесничего /В.Д. Новосельцев, Д.Ф. Горбов, Г.И. Зинцов и др. М: «Агропромиздат» 1986г.
















5. Контроль и оценка результатов освоения учебной практики по профессиональному модулю

Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также сдачи обучающимися дифференцированного зачета.

Результаты

(освоенные

профессиональные

компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Выполнять мероприятия по воспроизводству лесов

-выполнять работы по заготовке

семян;

-выращивать посадочный материал

и выполнять работы по созданию

лесных

культур;

-определять основные виды хвойных

и лиственных пород;

-классифицировать деревья в лесу

по лесохозяйственному назначению;

-выполнять лесохозяйственные и

лесозаготовительные работы;

-выполнять работы по лесной

таксации;

Текущий контроль в форме:

-Защиты
лабораторных и
практических
занятий;

-Контрольных
работ по темам
МДК;

- Зачеты по

производственной

практике и по

каждому из

разделов

профессионального

модуля.

- Комплексный экзамен по профессиональному модулю.

Текущий контроль в форме:

- Защиты
практических
занятий;

- Контрольных
работ по темам

Проводить мероприятия по защите лесов от пожаров, вредителей и болезней

-выполнять работы по защите лесов от болезней и вредителей, предупреждению и тушению лесных пожаров;

Выполнять лесохозяйственные технологические операции

- выполнять

технологические операции по рубкам ухода за лесом;

Зачеты по

производственной

практике и по

каждому из

разделов

профессионального

модуля.



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- демонстрация интереса к будущей профессии «Мастер по лесному хозяйству»

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик.

Организовывать

собственную

деятельность, исходя из цели и способов её достижения,

определённых

руководителем.

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач;

– выбор и применение методов и способов решения задач, заданных руководителем.

Устный экзамен. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

-решение стандартных и нестандартных
профессиональных задач;

-оценка эффективности и качества выполнения работы;

-самоанализ и коррекция результатов собственной работы.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

- взаимодействие с обучающимися,

преподавателями и мастерами в ходе обучения.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

-Демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик