КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02
«Проведение мероприятий по воспроизводству и уходом за лесом»
По специальности | 35.01.01. | |
Мастер по лесному хозяйству |
среднего профессионального образования
Курс: 1
Квалификация: 13376 Лесовод
г. Выборг
2017
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля ПМ 02 «Проведение мероприятий по воспроизводству и уходом за лесом» разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по профессии 35.01.01. Мастер по лесному хозяйству, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 889 (ред. от 09.04.2015 г. № 391) и зарегистрированного в Минюсте РФ 20 августа 2013г.№29508.
Организация разработчик: ГАПОУ ЛО «Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса
Разработчик: Дёмин С.В., мастер производственного обучения
СОГЛАСОВАНО Зам .директора по УПР ________________ В.А. Камнев «____» __________ 20 ____ года | СОГЛАСОВАНО Представитель работодателя _______ (______________________) «______» _________________ 20______
|
Обсуждена и одобрена на заседании ПЦК
по направлению подготовки: 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
ГАПОУ ЛО ВТАЛК
Протокол № __ от «__»______ 201__г.
Председатель ПЦК __________ (________________)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной практики…………………….................………
2. Тематический план и содержание учебной практики………………………
3. Условия реализации программы учебной практики ..…...................…..........
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной практики …………....….
1.Паспорт рабочей программы учебной практики
Пм 02 «Проведение мероприятий по воспроизводству и уходом за лесом»
1.1. Область применения программы учебной практики
Рабочая программа учебной практики ПМ 02 является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии СПО 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству в части освоения основного вида деятельности
Проведение мероприятий по воспроизводству лесов и уходу за лесом
и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 2.1. Выполнять мероприятия по воспроизводству лесов.
ПК 2.2. Проводить мероприятия по защите лесов от пожаров, вредителей и болезней.
ПК 2.3. Выполнять лесохозяйственные технологические операции;
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля ПМ.02 «Проведение мероприятий по воспроизводству и уходу за лесом» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области лесного хозяйства. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи учебной практики – требования к результатам освоения практики
Учебная практика является частью учебного процесса и предусматривает
-практическое обучение первичным навыкам по профессии 35.01.01Мастер по лесному хозяйству;
-формирование первичных практических навыков, умений и опыта в рамках профессионального модуля ПМ 02,
-обучение трудовым приёмам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для данной профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по профессии 35.01.01Мастер по лесному хозяйству.
С целью овладения ВПД:
Проведение мероприятий по воспроизводству и уходу за лесом и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся должен иметь практический опыт:
- выращивания посадочного материала, создания лесных культур;
- выполнения работ по предупреждению и тушению лесных пожаров;
- выполнения работ по защите лесов от вредителей и болезней;
- проведения рубок ухода за лесом;
уметь:
-выполнять работы по заготовке семян;
-выращивать посадочный материал и выполнять работы по созданию лесных культур;
-определять основные виды хвойных и лиственных пород;
-классифицировать деревья в лесу по лесохозяйственному назначению;
-выполнять лесохозяйственные и лесозаготовительные работы;
-выполнять работы по лесной таксации;
-выполнять технологические операции по рубкам ухода за лесом;
-выполнять работы по защите лесов от болезней и вредителей,
-предупреждению и тушению лесных пожаров.
знать:
-основные сведения о лесном фонде Российской Федерации;
-формы лесопользования, права и обязанности лесопользователя;
-рубки главного пользования, рубки ухода за лесом;
-мероприятия по воспроизводству лесов (лесное семеноводство, выращивание сеянцев и саженцев, создание лесных культур);
-понятие лесной таксации, объекты лесной таксации и методику выполнения таксационных мероприятий;
-основы лесного товароведения (классификацию, стандартизацию, общую
характеристику круглых и пиленых лесоматериалов);
-понятия о лесоустройстве и этапах его проведения;
-общую характеристику систем и орудий, используемых в лесном хозяйстве;
-машины и механизмы для проведения работ в лесном хозяйстве;
-понятие экологии, охраны природы и природопользования;
-причины загрязнения окружающей среды и пути решения проблемы загрязнения;
-лесоохраные мероприятия: защиту лесов от пожаров, методы борьбы с вредителями и болезнями леса.
1.3. Количество часов на освоение программы практики
ПМ.02 Проведение мероприятий по воспроизводству и уходу за лесом.
МДК 02.01 Лесоводство и лесоразведение: - 2 курс-36 часов
МДК 02.02. Основы древесиноведения и лесного товароведения: - 2 курс-36 часов
МДК 02.03 Охрана и защита лесов: - 2 курс-36 часов
МДК 02.04Технология и механизация лесохозяйственных работ: - 1 курс-294 часа; 3 курс - 78 часов.
Всего часов: 480 часов.
1.4. Место проведения учебной практики:
Реализация рабочей программы учебной практики предполагает наличие:
учебной лесосеки;
учебного кабинета: «Технология и механизация лесохозяйственных машин»;
лаборатории: «Лесные машины»;
слесарной мастерской на учебно-хозяйственном поле.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ 02 «Проведение мероприятий по воспроизводству и уходу за лесом»
2.1. Тематический план учебной практики
индекс и наименование профессионального модуля (ПМ), междисциплинарного курса (МДК) | Наименование тем учебной практики | Виды работ | Количество часов | Форма аттестации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ПМ. 02 «Проведение мероприятий по воспроизводству и уходу за лесом» | 480 часов | |
МДК. 02.04 Технология и механизация лесохозяйственных работ | Первый курс | 294 часа | |
| Тема 4.1. Механизация сбора и обработки лесных семян. | Экскурсия в парк, ознакомление с древесными породами Экскурсия на делянку, ознакомление со способами и приёмами возобновления леса Сбор и сушка еловой шишки с поваленных деревьев Знакомство с древолазным устройством «Белка»; Знакомство с устройством, правилами пользования, подъёмника МШТС-2, техническими характеристиками. Обескрыливание, очистка и сортировка семян. Знакомство с передвижной и стационарной шишкосушилками. Подготовка почвы для посева семян. Посев лесных семян. Уход за посевами. | 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 Итого: 60 час | |
| Тема 4.2. Техника и технология выращивания посадочного материала в лесных питомниках. | Содействие естественному возобновлению леса: Подготовка машинно-тракторного агрегата для внесения удобрений (назначение, устройство машин для внесения удобрений ПТУ-4.0., РТТ -4.2., устройство машин для внесения удобрений НРУ-0,5, РМГ-4.0); Подготовка машинно-тракторного агрегата для обработки почвы (назначение, устройство 4-х корпусного плуга ПЛН-4-35, техническая характеристика, принцип работы); Подготовка машинно-тракторного агрегата для посева семян: (Подготовка сеялок СЛН-5,9, СКБ 5/3, СЛП-1А к работе. Агротехнические требования, предъявляемые к сеялкам, устройство, основы регулировки нормы высева семян). Подготовка машинно-тракторного агрегата для предпосевной обработки почвы и ухода за посевами: (культиваторы: ККП-1,5, культиватор лесной КЛБ-1,7: назначение, рабочие органы культиваторов, полольные лапы разрыхлительные лапы). Подготовка машинно-тракторного агрегата для посадки саженцев в питомнике: (посадочная машина для питомников ССЧ-5/3. Машина посадочная универсальная МЛУ-1. Сажалка лесная двухрядная СЛ-2: подготовка машины к работе, технологический процесс, техническая характеристика). |
12
12
12
12
12
18
Итого: 78 час | |
| Тема 4.3. Машины и орудия для расчистки вырубок. | Подборщик сучьев ПС -2,4: назначение, устройство, технологический процесс. Корчеватель-собиратель МП-2А (Д-695А): назначение, устройство, технологический процесс. Машина для расчистки полос МРП-2: назначение, устройство, технологический процесс. | 12 12
12
Итого: 36 час | |
| Тема 4.4. Машины и орудия для обработки почвы под лесные культуры. | Плуги для обработки дренированных почв (ПКЛ-70), ПЛ-1: назначение, устройство, технический процесс, правила хранения. Плуги для обработки временно переувлажненных почв. Плуг шнековый ПШ-1: назначение, устройство, технологический процесс. Плуги для обработки избыточного переувлажнения почв. Плуг лесной ПЛ-2-50: назначение, устройство, технологический процесс. Фрезы лесные (ФБН-1,5) подготовка фрезерных машин к работе: назначение, устройство, работа, основные регулировки. | 6
6
6
6
Итого: 24 час | |
| Тема 4.5. Лесопосадочные машины и лесные сеялки. | Общие сведенья об узлах машин. Машина лесопосадочная МЛК-1, сажалка лесная СЛ-2: назначение, устройство. Лесные сеялки (желудевая СЖН-1,СЛ-2): назначение, устройство. | 18
18 Итого: 36 час | |
| Тема 4.6. Механизмы для рубок ухода за лесом и осветления лесных культур, основные технологии их выполнения. | Бензомоторные пилы: назначение, устройство, работа, запуск двигателя Мотокусторезы: назначение, устройство, принцип работы Тракторные кусторезы: назначение, устройство, работа. | 24 18 18
Итого: 60 час | |
МДК. 02.04 Технология и механизация лесохозяйственных работ | Третий курс. | 78 часов | |
| Тема 4.7. Трелевочные приспособления и захваты для колесных тракторов. | Трелевочные лебедки и приспособления: подготовка к работе, назначение, устройство, принцип работы. Машина трелевочная лесохозяйственная ТЛ-60: назначение, устройство, техническая характеристика. | 18
24
Итого: 42 час | |
| Тема 4.8. Машины и аппараты для защиты леса от пожаров. | Технические средства для обнаружения лесных пожаров. Классификация опрыскивателей и их рабочие органы. Машины и оборудование для тушения лесных пожаров: противопожарный вездеход ВПЛ -149, мотопомпа МП-60, пожарные автомобили | 18
18 Итого: 36 час | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. Условия реализации программы практики
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной практики предполагает наличие:
учебной лесосеки;
учебного кабинета: «Технология и механизация лесохозяйственных машин»;
лаборатории: «Лесные машины»;
слесарной мастерской на учебно-хозяйственном поле.
Оснащение:
1. Моторизированное оборудование:
бензомоторная пила
мотокусторез
мотопомпа
воздуходувка
2. Инструменты и приспособления:
буссоль
высотометр
полнотометр
мерная вилка
мерная лента
топор
секатор
меч «Колесова»
лопата штыковая
топор-мотыга
грабли
прикатывающий каток
поджигающее устройство
РЛО
3. Средства обучения:
4. Технологическое оборудование (плакаты):
Морфологические признаки породы сосна - (цветение, охвоение, шишки, семена).
Морфологические признаки породы ель.
Классификация деревьев в лесу (по Крафту).
Возрастные периоды насаждений.
Бонитет.
Основные условные обозначения принятые в лесном хозяйстве.
Карта-схема лесхоза.
План лесонасаждений.
Планшет.
Ленточный перечет.
Схемы создания лесных культур в различных типах леса.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативные документы:
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 года Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 года.
2. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 июля 2007года № 184 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ».
Основные источники:
Учебники:
1. Зинин В.Ф. Технология и механизация лесохозяйственных работ. Учебник для начального профессионального образования. - М.:ИЦ «Академия», 2004.- 320 с.
2. Цуканов Н.А. Организация и технология лесного хозяйства– М.: ОИЦ «Экология», 1993 .
3. Голицин А.Н. Основы промышленной экологии.– М.: ОИЦ «Академия», 2002. – 272 с.
4. Сеннов С.Н. Лесоведение и лесоводство.: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2005. – 256 с.
5. Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины: учебник для нач. проф. Образования – М.: ИЦ «Академия», 2007.- 264 с.
Дополнительные источники:
1. Пучин Е.А, Драчев Д.И., Корнеев В.М. Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин: Альбом: – М.: ОИЦ «Академия», 2004. – 32 плаката.
2. Беспаленко О.Н., Ревин А.И. Лесоводство и таксация, учебное пособие. Воронежская государственная лесотехническая академия 2006г.
3. Ливенцев В.П., Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству, учебное пособие. М: «Просвещение» 1978г. В.Ф. Ковязин, А.Н. Мартынов и др.
4. Воронцов А. И. Лесозащита: учебник для средних специальных учебных заведений по специальности "Лесное хозяйство" / А. И. Воронцов, И. Г. Семенкова. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Лесная промышленность, 1980. - 328 с.
5. Основы лесного хозяйства и таксация леса, учебное пособие - СПб.: Издательство «Лань», 2008г.
6. Бабич Н.А., Набатов Н.М. Лесные культуры, учебное пособие. АГТУ, Архангельск 2003г.
7. Гусев Н.Н., Заварзин В.В., Солдатов В.А.: Лесоустройство ВНИИЛМ, 2004 год-288с.
8. Практикум по лесным культурам.: И.И. Дроздов, А.А. Коженкова, Н.М. Набатов.: ВНИИЛМ, 2004 год-552с.
9. Вредители и болезни лесных насаждений.: Изд. Белгосуниверситета им. В.И. Ленина Минск -1960год-244с.
Справочники:
Лесохозяйственный справочник для лесозаготовителя / Н.Г. Судьев, Б.Н. Новиков, Л.Н. Рожин М: «Лесная промышленность» 1989г.
Справочник по древесине /А.М. Боровников, Б.Н. Уголев М: «Лесная промышленность» 1989г.
Справочник лесничего /В.Д. Новосельцев, Д.Ф. Горбов, Г.И. Зинцов и др. М: «Агропромиздат» 1986г.
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной практики по профессиональному модулю
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также сдачи обучающимися дифференцированного зачета.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Выполнять мероприятия по воспроизводству лесов | -выполнять работы по заготовке семян; -выращивать посадочный материал и выполнять работы по созданию лесных культур; -определять основные виды хвойных и лиственных пород; -классифицировать деревья в лесу по лесохозяйственному назначению; -выполнять лесохозяйственные и лесозаготовительные работы; -выполнять работы по лесной таксации; | Текущий контроль в форме: -Защиты лабораторных и практических занятий; -Контрольных работ по темам МДК; - Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля. - Комплексный экзамен по профессиональному модулю. Текущий контроль в форме: - Защиты практических занятий; - Контрольных работ по темам |
Проводить мероприятия по защите лесов от пожаров, вредителей и болезней | -выполнять работы по защите лесов от болезней и вредителей, предупреждению и тушению лесных пожаров; |
Выполнять лесохозяйственные технологические операции | - выполнять технологические операции по рубкам ухода за лесом; | Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - демонстрация интереса к будущей профессии «Мастер по лесному хозяйству» | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик. |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. | - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач; – выбор и применение методов и способов решения задач, заданных руководителем. | Устный экзамен. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | -решение стандартных и нестандартных профессиональных задач; -оценка эффективности и качества выполнения работы; -самоанализ и коррекция результатов собственной работы. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик. |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | -Демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |